Огюст Роден биография. Скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 08.06.2020

Огюст Роден (Auguste Rodin; родился 12 ноября 1840 — умер 17 ноября 1917 гг.) — самый яркий и неординарный представитель стиля модерн, творивший на стыке XIX-XX веков. Виртуозный французский мастер Огюст Роден вполне заслуженно был признан смелым новатором и основателем современной скульптуры. Его работы часто критиковали, от них отказывались заказчики, их затягивали в громкие скандалы. Но Роден продолжал творить, будто вдыхая в камень живую энергию и пластику человеческого тела.

image

Биография Огюста Родена

Огюст Роден — второй ребенок в семье служащего канцелярии парижской префектуры. Он появился на свет 12 ноября 1840 года, рос и получал образование вместе со старшей сестрой Мари. Именно ей Роден обязан своим поступлением в художественную школу: мальчик очень любил рисовать. Когда Огюсту исполнилось 14 лет, отец поддался просьбам дочери и разрешил сыну поступить в столичную Малую школу искусств, где готовили творческих ремесленников — ювелиров, декораторов и художников.

image

Три раза Огюст Роден пытался получить высшее художественное образование, сдавая экзамены в парижскую Школу изящных искусств, но все три раза неудачно. Поэтому он пошел работать ремесленником. Сначала подмастерьем, потом декоратором и скульптором. Параллельно брал уроки у известного мастера Антуана Бари (Antoine-Louis Barye), не оставляя мечту о высоком искусстве.

Смерть сестры в 1863 году на некоторое время выбила Огюста из колеи. Он забросил скульптуру и подался в религию, поступив послушником в сообщество Пьера Эймара (Pierre Julien Eymard), однако настоятель уговорил молодого человека вернуться к любимому делу. Последовав совету монаха, Роден с головой окунулся в ремесло. Большая часть работ того времени была выполнена анонимно, но известно, что Огюст Роден оформлял фасад театра Гоблен и фойе Гаитэ. В эти же годы он сделал бронзовый бюст настоятеля Эймара, который до сих пор хранится в роденовском музее (Musee Rodin).

А потом в жизни любвеобильного Родена произошли перемены — он встретил Розу Бёре. Швея Бёре оставалась с Огюстом до конца своих дней, несмотря на многочисленные любовные интрижки (в том числе и с Камиллой Клодель) скульптора на стороне. И была одной из первых натурщиц мастера, позируя для его ранних бюстов «Миньон» и «Девушка в шляпке с цветами».

После Брюсселя, где Огюст Роден помогал в Альберу Каррье-Беллёзу (Albert-Ernest Carrier-Belleuse), он стал на равных сотрудничать с Антуаном-Жозефом ван Расбургом (Antoine-Joseph van Rasbourgh). Доходы семьи возросли, что позволило скульптору поехать в Италию, чтобы познакомиться с искусством Ренессанса. Проезжая через Реймс, он навсегда и горячо влюбился в готическую архитектуру.

Из Италии Огюст Роден привез идею «Бронзового века». Натурщиком послужил крепкий бельгийский солдат с красивой и развитой мускулатурой. Искусствоведы предполагают, что на создание скульптуры его вдохновил «Умирающий раб» великого Микеланджело. Работа повлекла за собой скандал (критики не поверили в мастерство Родена, предположив, что он представил публике не готовую скульптуру, а слепок с тела). И все-таки, «Бронзовый век», называемый также «Побежденный», принес признание. Роден все чаще выставляет свои работы на выставках, берется за сложные и интересные заказы, принимает участие в конкурсах. И всегда делает это с особой дерзостью и смелостью, экспериментируя с формой и наполнением.

Он творил, когда в искусстве господствовали:

  • реализм;
  • символизм;
  • импрессионизм;
  • романтизм.

Но себя никогда не причислял ни к одному из существующих стилей. Обычный ремесленник переродился в гения скульптуры, передавая через камень и бронзу всю палитру человеческих эмоций, энергетику и динамику движений. При жизни заслужил признание публики, заработал вполне приличное состояние и завещал все свои работы государству. В последний год жизни все-таки обвенчался с верной Розой Бёре. Она умерла спустя неполный месяц после бракосочетания, а Роден пережил ее всего на полгода. Скульптор скончался от пневмонии 17 ноября 1917 года.

Самые известные скульптуры Огюста Родена

Все скульптуры Огюста Родена наполнены смыслом и выполнены с необыкновенным мастерством. К лучшим работам мастера относят:

  • «Врата ада» — скульптурная композиция, выполненная на заказ для входа в музей, который так и не открыли. Часть моделей этого портала стали самостоятельными скульптурами, среди них «Мыслитель» и «Поцелуй».
  • «Человек со сломанным носом» (1865) — первая работа Родена, поучившая признание широкой публики.
  • «Граждане Кале» (1884-1888) — скульптурная группа, посвященная гражданскому подвигу горожан в Столетней войне. Выполнена на заказ мэра города Кале, оплачена за счет пожертвований, собранных местными жителями.
  • «Иоанн Креститель» (1878) — получил 3-ю премию парижского Салона в 1880 году. Создан под впечатлением от фигуры крестьянина-натурщика, которого автор ассоциировал с Иоанном, окрестившим Иисуса.

Роден оставил миру великое наследие. Ежегодно работы мастера выставляют на торги самые известные аукционы мира и каждый раз произведения искусства находят новых владельцев. Онлайн-портал Very Important Lot, в свою очередь, предлагает коллекционерам обратить внимание на работы современных художников и графиков, и недорого купить картины напрямую, воспользовавшись удобным функционалом платформы.

Биография

Французского скульптора Огюста Родена называют основоположником современной скульптуры, который самостоятельно открыл новую эпоху в этом виде искусства. Работы мастера отличаются физиологической точностью и натуралистичностью. В качестве дополнительного выразительного приема Роден использовал контрастную отделку поверхности, что придавало его произведениям искусства еще больше изысканности.

Детство и юность

Роден родился осенью 1840 года в Париже, воспитывался вместе с сестрой, названной в честь матери Мари. Его отец был служащим в муниципалитете. Мальчик рано стал проявлять творческие задатки, но вот успехами в школе родителей не радовал. Единственный предмет, который ему удавался хорошо, — рисование. Отцу не слишком нравилось увлечение сына, но дочь уговорила его позволить Огюсту выучиться на декоратора, об этой профессии он мечтал с ранних лет.

Несмотря на успехи в познании любимой профессии, после окончания учебы Роден пытался поступить в Парижскую школу изящных искусств, но трижды его попытки оканчивались неудачей.

Личная жизнь

Сложно сказать, удалось ли Родену построить счастливую личную жизнь. На протяжении всей карьеры его сопровождала преданная Роза Бере, с которой у него были совместные дети, точнее сын. А в 43 года мужчина повстречал юную красавицу Камиллу Клодель, приходившуюся дочерью писателю Полю Клоделю. Девушка мечтала о карьере скульптора, вскоре стала помощницей Родена в мастерской, а по совместительству и любовницей. При этом скульптор не переставал жить с Розой.

С Камиллой Огюст встречался долгих 13 лет, а после разрыва менял одну любовницу за другой, среди его женщин были маркиза де Шуазель, британская художница Гвен Джон и другие женщины. Все это время Бере не покидала любимого и в 1916 году стала его официальной женой.

В 55 лет Роден приобрел поместье под Парижем, где устроил собственную мастерскую и хранил большую часть работ. Затем он занялся коллекционированием художественных предметов.

Скульптура

Неудача с поступлением в Парижскую школу не отняла у Родена желание и дальше развивать в себе творчество. Поначалу он перебивался мелкими заработками, был подмастерьем и декоратором, одновременно посещал курсы признанных мастеров. Среди них был и Антуан Бари, который впоследствии стал наставником молодого человека и сильно повлиял на его дальнейшую биографию.

Вскоре Огюст повстречал Розу Бере, она работала швеей. Позднее она часто позировала Родену, ее образ мужчина передал в скульптурах «Миньон», «Вакханка», «Девушка в шляпке с цветами». Со временем он обзавелся собственной мастерской, а после службы в армии (откуда был уволен раньше времени из-за плохого зрения) стал получать много заказов.

В 1876 году Роден путешествовал по Италии. После этой поездки скульптор вдохновился разными стилями. Вернувшись домой, он полтора года работал над шедевром «Бронзовый век», позировал для которого обычный солдат.

Впоследствии Огюст создал еще не одно произведение искусства — «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй» и другие. С годами он научился виртуозно передавать в работах эмоциональное состояние героев. Для этого мужчина изображал людей в необычных позах, иногда делал их в движении. В работах скульптора хорошо просматривается модернизм и экспрессионизм.

На Всемирной выставке 1890 года для работ Огюста выделили павильон, где было представлено больше сотни его законченных и незаконченных скульптур. Там же ценители искусства впервые увидели знаменитые «Врата ада» автора. В этот же период скульптор выполнил частные заказы от разных влиятельных людей.

Смерть

Вероятно, что-то предчувствуя, в 1916 году Роден составил завещание, согласно которому все его наследие отходило в дар государству. В 1917-м мужчина внезапно заболел и буквально через 5 дней ушел из жизни. Причиной смерти стали осложнения, вызванные пневмонией. Могила Огюста находится в его поместье в Медоне, вместо привычного фото надгробие скульптора украшает его работа «Мыслитель».

В память о великом скульпторе в 1988 году на экраны вышла картина «Камилла Клодель». А в 2017-м Жак Дуайон снял биографический фильм, посвященный жизни Родена.

Скульптуры

  • 1874 – «Человек со сломанным носом»
  • 1881 – «Мыслитель»
  • 1882 – «Женщина, сидящая на корточках»
  • 1884 – «Торс Адели»
  • 1886 – «Три тени»
  • 1888 – «Мадам Морла Викунья»
  • 1890 – «Ирида, посланница богов»
  • 1890 – «Святой Иоанн Креститель»
  • 1898 – «Оноре де Бальзак»
  • 1905 – «Амур и Психея»
  • 1905 – «Ромео и Джульетта»
  • 1909 – «Молитва»

Дорогие пикабушники! Лига искусствоведов приветствует вас!

В этой первой, ознакомительной серии постов мы представим вам творчество французского скульптора Огюста Родена / Auguste Rodin (1840-1917), который по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.

Его творчество оказало заметное влияние на многие поколения скульпторов. Путём смелых поисков и дерзаний он смог внести свежую струю в искусство пластики, разрушив застывшие академические традиции. Роден считается одним из основоположников современной скульптуры.

Среди главных произведений Родена – скульптуры В«МыслительВ», В«Граждане КалеВ» и В«ПоцелуйВ».

Эта серия постов должна стать своего рода примером множества тем, связанных с искусством, о которых в нашем сообществе будут регулярно выходить посты под разными рубриками.

Сегодня – день рубрики биографии художника. Эта рубрика будет выходить в этот день недели под тегом “биографический четверг” (подробнее об остальных рубриках ниже).

Итак Роден.

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. FranГ§ois-Auguste-RenГ© Rodin) родился 12 ноября 1840 года в семье мелкого парижского служащего и горничной. С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Позже он вспоминал, что всё время рисовал В«углём на оберточной бумаге или мелом на мостовойВ».

В возрасте 14 лет он поступил в бесплатную школу рисования (Г‰cole Gratuite de Dessin), в которой проучился три года с 1854 по 1857 годы. Его первый учитель Орас Лекок де Буободран применял методику рисования, направленную на развитие зрительной памяти художника – надо было запомнить модель, изучая её в течение нескольких минут, а затем по памяти воспроизвести её. Благодаря этим упражнениям Огюст научился быстро схватывать главное в натуре, моментально разглядеть самую суть образа, запоминая все детали.

Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. Он был частым гостем и в Ботаническом саду, где по совету известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, курсы которого он посещал в Музее естественной истории, любил часами рисовать животных. Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. Всё это сыграло заметную роль в формировании его стиля.

После окончания бесплатной школы Огюст трижды безуспешно пытался продолжить обучение в Школе изящных искусств и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Когда Огюсту исполнилось 21 год, ему пришлось взять на себя обеспечение всей семьи – отец уже не работал и получал мизерную пенсию.

Когда ему было 24 года он взял к себе в натурщицы молодую симпатичную деревенскую девушку Розу Бёре, работавшую швеёй. Именно с Розы он создал свои бюсты В«Девушка в шляпе с цветамиВ» (1865-1870) и В«МиньонВ» (1870). Несмотря на непростые взаимоотношения, Роза оставалась с Огюстом до конца его жизни и даже родила ему сына, которого назвала в его честь Огюстом. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери. Несмотря на многочисленных любовниц скульптора, Роза Баре сопровождала его на протяжении его жизни. Они оформили законный брак в 1916 году, за год до смерти Родена и за месяц до смерти Розы.

Возвращаясь к юным годам скульптора: вскоре после встречи с Розой, Роден приспособил под мастерскую конюшню, сняв её за 120 франков в год. От холода и сырости в этой В«мастерскойВ» погибло много творений великого мастера. Особенно жаль было Родену его скульптуру В«ЮностьВ», про которую он как-то сказал, что он В«никогда не создавал ничего лучше еёВ».

Здесь же мастер сотворил бюст В«Человек со сломанным носомВ», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью.

К сожалению, из-за холода в совсем не отапливаемом помещении конюшни это творение Родена треснуло. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Некрасивое лицо, сплошь усеянное густой паутиной морщин и испещрённое шрамами, совсем не вписывалось в академические представления о человеческой красоте, и работа Родена была отвергнута.

В 1870 году с началом франко-прусская войны Родена призвали в действующую армию, но из-за слабого зрения был практически сразу комиссован.

Его патрон Каррье-Беллёз пригласил Огюста с собой в Бельгию, куда он выехал выполнять заказ по оформлению здания брюссельской Биржи. Здесь Роден получил несколько частных заказов. После работы над заказом биржи, он создавал небольшие статуэтки, которые Каррье-Беллёз продавал под своим именем. Однажды, когда Роден попытался подписать работу своим именем и продать в обход патрону, тот узнал об этом и тут же уволил его.

Именно под впечатлением работ величайшего мастера, вернувшись на родину через полтора года, Роден изваял свою знаменитую скульптуру В«Бронзовый векВ».

Гипсовая скульптура впервые была выставлена в Бельгии в 1877 году, он назвал её В«ПобеждённыйВ». В руке солдата было копьё. Через год скульптор предложил скульптуру Парижскому Салону, предварительно слегка подправив её. Скульптура была представлена уже без копья и по идее автора должна была символизировать пробуждение человечества.

Выставленная в Салоне скульптура вызвала настоящую бурю возмущения критиков, его обвинили в том, что он использовал муляж, и что это не что иное, как слепок с натурщика. На защиту Родена встала целая группа художников, которые обратились за помощью к министру изящных искусств, и только его вмешательство положило конец злобным нападкам.

Финансовое положение Огюста всё ещё было неустойчивым и ему приходилось ради заработка выполнять заказы фарфорового завода в Севре, где с 1875 года директором был назначен Каррье-Беллёз. И хотя Родену хотелось работать над монументальными произведениями, всё же эта работа приносила стабильный заработок, и в знак благодарности Роден подарил Каррье-Беллёзу его бюст. Сотрудничество с заводом продолжалось до 1882 года.

Когда в 1879 году был объявлен конкурс на лучший памятник солдатам, погибшим во франко-прусской войне, защищая Париж, Роден представил композицию В«Призыв к оружиюВ», выполненную в аллегорической форме крылатую женскую фигуру. Но жюри не оценило работу мастера, и она даже не вошла в список претендентов конкурса. Уже после смерти Родена скульптура была отлита в бронзе и установлена в Вердене, как символ противоборства народа Франции против германских агрессоров.

Роден безуспешно принимал участие во многих других конкурсах на изготовление памятников известным французским деятелям. Удалось ему получить заказ только на памятник французскому философу Жану Лерону д’Аламберу, установленный в парижской ратуше.

Первое официальное признание во Франции Роден получи уже в сорок лет, когда по рекомендации премьер-министра Гамбетте, министерство изящных искусств приобрело его В«Иоанна КрестителяВ».

В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её В«Вратами адаВ», которые стали величайшим творением Родена.

В процессе работы над семиметровыми В«Вратами адаВ» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями. Это В«Мимолётная ночьВ», упоминавшийся выше В«ПоцелуйВ», В«АдамВ» и В«ЕваВ». Самая знаменитая скульптура Огюста Родена – В«МыслительВ» также создавалось для этой композиции. Первоначально он задумывался как портрет автора В«Божественной комедииВ» Данте, которая вдохновила Родена на создание портала В«Врата адаВ».

Практически одновременно с В«Вратами адаВ» Родену заказали памятник, увековечивающий подвиг жителей Кале во время Столетней войны 1347 года, когда шестеро уважаемых граждан Кале ради спасения всего города согласились пойти а смерть. Над скульптурой В«Граждане КалеВ» Роден работал с 1884 по 1888 годы. В своём необычайно реалистичном памятнике Родену удалось тонко раскрыть чувства и переживания каждого персонажа композиции.

Однако мэрии Кале, которая и была заказчиком скульптуры, его работа показалась несколько необычной, и она отказалась от неё. Работа была отлита в бронзе только спустя семь лет и установлена в Кале. До этого она выставлялась на выставке 1889 года и сразу стала знаменитой.

В 1895 году Роден купил себе поместье в Мёдоне под Парижем. Здесь он устроил свою мастерскую, куда сначала привёз значительную часть своих работ. Достаточное устойчивое финансовое положение скульптора позволило ему заняться коллекционированием художественных предметов.

Признанный величайшим скульптором Роден получил на Всемирной выставке 1890 года целый павильон, где были выставлены 136 его творений и 14 незаконченных работ. Здесь впервые были выставлены В«Врата адаВ». Во время этой выставки многие музеи мира приобрели его работы. Скульптору удалось заработать на этом значительную сумму – приблизительно 200 000 франков.

В 1900-х годах Родена узнали и как виртуозного графика. Альбомы с его рисунками расходились мгновенно, что привело к появлению новых заказов от богатых людей. Он создал портреты выдающегося драматурга Бернарда Шоу, аргентинского президента Сармьенто, премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и многих других известных лиц.

Мастер скончался от воспаления лёгких в ноябре 1917 года, завещав все свои произведения государству. За год до смерти великий скульптор составил завещание, по которому всё его наследие передавалось в дар государству. Похоронен Огюст Роден в своём поместье Вилла Брийан в Мёдоне, на надгробии установлен В«МыслительВ».

Родена считают наиболее ярким и талантливым скульптором своего времени. Многие современные ему мастера брали его работы за образец. Необычная архитектура человеческого тела, умение передать его пластику и энергетику задало новое направление для скульпторов следующего поколения.

ПОДРОБНЕЕ О РУБРИКАХ ЛИГИ ИСКУССТВОВЕДОВ:

Музейный вторник: В то время, как многие музеи закрывают свои двери в понедельник или вторник, мы можем мысленно прогуливаться по этим опустевшим музеям, изучая их историю и коллекцию.

Средний экспонат: История, иконография и интерпретация определённого произведения искусства.

Биографический четверг: Биография и значимость одного художника или худ. группы.

Изобразительная пятница: Здесь будут представлены разные течения в изобразительных искусствах (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, фотография и т.д.) и в архитектуре.

Выходная выставка: И напоследок, мы предлагаем вам информацию об актуальных выставках, которые смогут послужить инспирацией для активного культурного отдыха на выходных.

Посты от меня к этим темам будут выходить не каждую неделю, но в те недели, когда они появятся, то это будет именно в эти определённые дни. Желающие узнать больше по определённой теме смогут таким образом легко находить интересующий их материал. Например, если вас особенно интересуют актуальные выставки, а остальные темы не интересуют, то в субботу вы просто ищите новый пост по тегу “выходная выставка”.

Если у вас есть идею подходящие к эти рубрикам, то советую использовать те же теги, чтобы придать сообществу периодичный характер. Разумеется, посты вне всяких рубрик и к другим темам приветствуются в любые дни! 🙂

Буду благодарна за запросы на любую тему! Если вы, например, оказались в Париже и не желаете стоять в трёх-часовой очереди в Лувр, но не знаете, что еще можно посетить или какие актуальные выставки там проходят – с удовольствием обращайтесь ко мне! (Кстати, у Лувра не один вход и всегда можно пройти намного быстрее, если об этом знать. Но об этом мы поговорим в отдельном посте о Лувре.)

Надеюсь мой концепт для сообщества смог вас заинтересовать! Мои планы не высечены на камне, поэтому буду рада предложениям и пожеланиям любого рода!

Ваш искусствовед

Novatory

Previous Entry | Next Entry

Несколько слов об Огюсте Родене.

Не так давно я побывала на выставке Родена, которая проходит сейчас в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости. Но, прежде чем начать рассказ о выставке, мне хочется рассказать о самом Родене, путь которого к славе и мировому признанию был очень долог и труден. (Под катом много фотографий с работами Родена разных периодов его творчества)

image Огюст Роден. 1893

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года в семье мелкого служащего. Рисовать он начал в 9 лет, а в 14 поступил в “Школу рисования и математики”, или как ее еще называли – “Малую школу”, позднее переименованую в “Школу декоративных искусств”. Здесь Родену очень повезло, поскольку его учителем был Лекок де Буабодран – один из лучших художественных педагогов XIX века. Под его руководствм молодой Роден учится рисовать по памяти, делает копии работ известных французских художников XVIII века, а так же копии античных скульптур из Лувра. Вдобавок к этому он посещает курсы рисунка с натуры в школе мануфактуры Гобеленов и ходит на курсы литературы и истории в Коллеж де Франс. Он очень много читает. Среди его любимых авторов – Гомер, Данте, Вергилий, Виктор Гюго, Альфред Мюссе. Что бы материально помогать семье он работает в мастерских различных декораторов, выполняя для них моделировку и гипсовую лепнину. К 17-ти годам его желание быть скульптором укрепилось окончательно и в 1857 году он сдает вступительные экзамены в Школу изящных искусств (“Большую школу”) на отделение скульптуры, но даже с третьей попытки не поступает туда. Эти неудачи очень сильно огорчают его, но он не перестает заниматься любимым делом. И постоянная погруженность в работу дает свои плоды. В 1860 году в возрасте 20-ти лет Огюст Роден создает свое первое самостоятельное произведение – бюст отца.

image

Однако, в 1862 году умирает родная сестра Родена, к которой он был очень сильно привязан. Её смерть так сильно потрясла его, что он поступает послушником в монастырь Ордена Святого Причастия. Скорее всего, это был определяющий момент в жизни молодого Родена. Не известно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но настоятель монастыря отец Эймар горячо поддержила Родена в его стремлении стать скульптором в этот тяжелый для него период жизни. Роден создает его скульптурный портрет и покидает стены монастыря в 1864 году.

image

Он снимает помещение, оборудует там свою собственную студию и начинает работать с новыми силами. И, конечно, не перестает учиться. Прекрасно осознавая, насколько важно для скульптора знание строения человеческого тела, он посещает специальные курсы в Музее естествознания и курсы анатомии в медицинском институте. В том же 1864 году знакомится с Розой Бере, которая впоследствии стала его моделью, спутницей жизни и, незадолго до ее кончины, женой. Вдохновленный, он делает ее портреты, самые известные из которых “Молодая девушка с цветами в шляпке” (1865) и “Миньон” (1869) image image В том же 1864 году он впервые предпринимает попытку участия в Салоне, представив на суд жюри маску “Человека со сломанным носом”, но терпит неудачу. Работая над декоративным оформлением Театра Гобеленов, Роден знакомится с очень известным и авторитетным скульптором А.Каррье-Беллёзом, поступает к нему в ассистенты и работает у него в этом качестве с небольшими перерывами вплоть до 1877 года в Париже и Брюсселе, выполняя для него многочисленные декоративные работы. Работа у Каррье-Беллёза обеспечивает Родену и его семье (у него уже растет сын) более-менее сносное существование, он не бросает собственных творческих поисков и в 1875 году отправляет для участия в Салоне бюст “Человека со сломанным носом”. На этот раз работа была принята и это уже само по себе было большим шагом вперед, даже не смотря на то, что ни скульптура, ни ее автор не были отмечены ни жюри Салона, ни критиками.

image  “Человек со сломанным носом”. 1875

Понастоящему громко имя Родена впервые прозвучало в 1877 году (ему уже 37 лет), когда он предоставил для Салона свою скульптуру “Бронзовый век”. Роден работал над ней в течении последних полутора лет, находясь под сильнейшим впечатлением от Микеланджело – великого скульптора эпохи Возрождения, с работами которого он имел возможность детально познакомиться во время своей поездки по Италии.

image Бронзовый век. 1876

Вокруг “Бронзового века” разразился настоящий скандал. Скульптура выглядела настолько реалистично, что Родена обвинили в том, что он просто сделал слепок с живого человека.  Однако, ряд известных скульпоров выступили в зищиту Родена и он был оправдан. Находясь под тягостным впечатлением от поражения Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов, Роден создает две скульптуры на военную тематику. Это “Призыв к оружию” (1877) и “Беллона” (1878). “Призыв к оружию” принимает участие в конкурсе проектов монумента в память об этой войне, но остается никак не отмеченной, несмотря на всю силу и трагизм, переданные скульптором.

image

В 1880 году Роден представляет  на суд Салона “Проповедующего Иоанна Крестителя” в гипсе и “Бронзовый век” в бронзе. Последний получает-таки положительный отзыв и его покупает государство.

“Проповедующий Иоанн Креститель”.

В том же 1880 году Роден получает государственный заказ на выполнение монументальных ворот для проектируемого Музея декоративного искусства в Париже. Так началась его работа над “Вратами ада”, которая продолжалась всю его жизнь, но так и не была закончена. Однако, многие известнейшие произведения Родена, создавались им первоначально лишь как фрагменты “Врат ада” и уже потом получили самостоятельную жизнь. (Более подробно об этом – в рассказе о выставке). В жизни Родена начался новый этап. Период с 1880 по 1890 можно назвать расцветом творчества великого скульптора. В это время он создает огромное количество памятников, бюстов, скульптурных портретов и композиций. Все, что накопилось в нем за 40 лет жизни вырвалось наружу.  При этом Родену было не важно, работает ли он по государственному, частному заказу или по велению своего сердца, что тоже бывало не редко, он постоянно ищет новые формы, новые возможности для передачи в скульптуре человеческой сущности, характеров, выражения чувств и эмоций. Вот еще лишь небольшой ряд работ, созданных Роденом  в этот очень плодотворный для него период. “Прекрасная Омиер” (1885) “Последний призыв” 1889 (Другие названия – “Блудный сын”, “Молитва”) “Уголино” 1882 “Данаида” 1885 Бюст мадам Викуна 1884 Бюст Каррье-Беллёза. 1882 “Адам и Ева, изгнанные из Рая”. 1887 В этом же ряду и “Мыслитель”, “Поцелуй”, “Вечная весна”, “Вечный Идол”, но об этих и многих других  произведениях речь пойдет дальше, в рассказе о выставке. В 1883 году Роден знакомится с Камиллой Клодель, которая впоследствии на протяжении пятнидцати лет будет его ученицей, любовницей, сотрудницей, моделью. В это время он создаст ряд ее скульптурных портретов. Вот два из них Портрет Камиллы Клодель. 1884 “Мысль” 1886 Однако, его новаторские подходы зачастую не находят понимание даже у тех, с кем он находился в достаточно хороших отношениях.  Например, писателю Виктору Гюго, скульптору Далу и художнику Пюви де Шаванну не понравились их портреты, выполненые Роденом. Бюст скульптора Далу. 1883

Бюст Виктора Гюго. 1885 Бюст Пюви де Шаванна. 1892 А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – “Граждане города Кале” (1889) и “Бальзак” (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т.е. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале, и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы.) С другой стороны, у Родена было очень много друзей, искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Помимо упомянутой уже Камиллы Клодель это были – Константин Бранкузи, Эжен Бурдель, Шарль Деспио, Анна Голубкина и другие. Некоторое время у него работал и Аристид Майоль. Роден становится авторитетом в области скульптуры. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. И тот факт, что на Всемирной выставке 36 скульптур Родена демонстрируются вместе с работами Моне, еще больше повышает престиж скульптора. В следующее десятилетие 1890-1900 несмотря на все еще активное сопротивление представителей Академической школы, Роден получает официальное признание. Он становится понастоящему известным и востребованным скульптором, получает много заказов. Вот некоторые работы этого времени… “Ветер”. 1890 “Шторм” “Угрожающая рука и фигура молящего”. 1891 Портрет Анри Рошфора. 1897 “Бодлер”. 1898 Еще один бюст Виктора Гюго. 1898 В 1895 году Роден покупает виллу Брийан в предместье Парижа – в Медоне, где он проведет практически всю оставшуюся жизнь. В издательстве Гупиль в 1897 вышел в свет первый альбом рисунков Родена, в который вошли его иллюстации к “Цветам зла” Бодлера, “Божественной комедии ” Данте, его эскизы и зарисовки. В ряде стран Европы проходят его персональные выставки. В этот период начинают выходить и первые книги о его творчестве, и в очень большом количестве статьи, в том числе и негативного содержания. Особенно яростная полемика развернулась в прессе по поводу роденовского “Бальзака”, которому скульптор отдал практически 10 лет своей жизни и которого в 1898 году Общество литераторов отвергло в категорической форме, передав заказ другому скульптору. Он очень тяжело переживал эту историю. Ну а в 1900 году к Родену приходит международное признание. Во время Всемирной выставки в Париже скульптор представил более 150 своих работ в специально отстроенном для этого павильоне. Экспозиция пользуется громадным успехом, иностранные музеи и частные коллекционеры,  заказывают ему скульптуры. Но вот памятник президенту Аргентины Диего Сармиенто, установленный в Буэнос-Айросе снова вызывает негодование прессы и широкой общественности.

Последние годы жизни Родена проходят в ореоле славы первого скульптора мира и то, что его творчество оказало самое серьезное влияние на европейское искусство конца 19-начала 20 века, признавалось теперь всеми безоговорочно, даже его недругами. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. В 1903 году ему присваивается звание командора Почетного легиона; его избирают президентом Международного общества художников, скульпторов и гравёров; в 1907 году он становится Почетным доктором Оксфордского университета. Об уровне почитания, которым Роден пользуется в Европе, говорят хотя бы те факты, что в 1908 году его дом и мастеркую в Медоне лично посетил король Англии Эдуард VII, а в 1912 году во время визита Родена в Рим, был иллюминирован Капитолий. В 1903 году Роден знакомится с Рильке, который напишет одно из самых известных у нас произведений о творчестве Родена и который в течении нескольких лет будет его секретарем и биографом. Из-за подорванного здоровья Роден уже не может работать с крупными проектами. Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует. Некоторые из работ этого периода: “Поэт и муза” 1905 “Купидон и Психея” 1905 “Ромео и Джульетта” 1905 “Портрет Варвары Елисеевой” 1908 Портрет японской танцовщицы Ханако 1908 “Моцарт” 1910 Бюст Клемансо 1911 В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк. Скульптор располагает в этом здании не только многие из своих произведений, а так же свою богатейшую коллекцию произведений искусства, собранную им за долгие годы. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. С таким предложением ряд общественных и политических деятелей обратились в правительство в том же 1911 году. Однако потребовалось пять лет, что бы это решение было принято окончательно на государственном уровне.  И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. Но до открытия музея Роден не дожил. Он умер 17 ноября 1917 года и был похоронен в Медоне  рядом со своей женой Розой Бере. Вот вкратце биография Огюста Родена. Далее последует мой фоторассказ о выставке работ Родена в Петропавловской крепости, который я разделю на четыре части: о скульптурах с выставки в Атриуме о памятнике “Граждане Кале” о памятнике Бальзаку о рисунках Родена P.S. Здесь я постаралась так подобрать иллюстрации, что бы они не повторялись в последующих частях…

Profile

nathalie_zh

Latest Month

July 2022
S M T W T F S
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]
  • (Anonymous) : (no subject) [+1]
  • : Дэвид Вейс «Нагим пришел я» [+0]
  • : Дэвид Вейс «Нагим пришел я» [+0]
  • (Anonymous) : (no subject) [+1]
  • : Музей Родена в Медоне (Le musée Rodin – Meudon) [+0]
  • : Выставка “Париж 1900” в Малом дворце. Часть 2. Париж – [+0]
  • : Выставка произведений Родена в Петербурге. (часть 1) [+0]
  • : Выставка произведений Родена в Петербурге. (часть 1) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий