Нинель Мышкова: как сложилась судьба красавицы актрисы из фильма «Марья-искусница»

Биография

Нинель Мышкова – знаменитая «гадюка» из нашумевшей военной драмы, Василиса и Марья-искусница из волшебных киносказок. Звезде советского кинематографа подражала прекрасная половина населения страны, а мужчины боготворили красотку с раскосыми глазами и лучезарной улыбкой. Нинель Константиновна была женщиной отзывчивой, со множеством друзей, часто помогала делом совершенно незнакомым людям. А еще она – одна из первых актрис СССР, сделавших в солидном возрасте круговую подтяжку лица.

Детство и юность

8 мая 1926 года у генерал-лейтенанта, бывшего офицера царской армии Константина Мышкова и его жены, обедневшей дворянки Натальи родилась дочь, которую назвали Нинель. Имя родители выбрали неспроста. Отец-революционер поддался модным веяниям: Нинель – это Ленин наоборот. Впрочем, когда девочка подросла, просила называть ее Евой, даже дебютировала в кино под этим именем.

image
Нинель Мышкова в молодости

Семья жила в Ленинграде, но позднее отца перевели в Москву, где по личному распоряжению Иосифа Сталина Мышковым предоставили трехкомнатную квартиру на Чистых прудах. Константин Романович геройски погиб под Сталинградом – самолет, в котором летел мужчина, расстреляли фашистские истребители.

Нинель выросла настоящей красавицей, к тому же получила хорошее воспитание и обладала прекрасными манерами. После школы девушка решила связать жизнь с актерством и поступила в Щукинское театральное училище.

Фильмы

Впервые юная актриса показалась на советском экране в 1947 году. Девушке досталась роль в военной приключенческой драме «За тех, кто в море», снятой режиссером Александром Файнциммером. Эта картина в творческой биографии почти не оставила следа.

image
Нинель Мышкова в фильме «Дом, в котором я живу»

А вот всесоюзную славу актрисе принес фильм «Дом, в котором я живу», где Мышкова перевоплотилась в Лиду, жену геолога Дмитрия Каширина (роль исполнил Михаил Ульянов). Работу в киноромане о жизни соседей по коммунальной картине заметили другие режиссеры и принялись активно приглашать Нинель Константиновну в новые проекты.

Зрители восхищались игрой актрисы в ленте «Дом с мезонином», где та примерила образ девушки, разлучившей влюбленных в исполнении Сергея Яковлева и Ларисы Гордейчик. Чуть позже Мышкову позвал на роль Оли в фантастическую комедию «Человек из ниоткуда» Эльдар Рязанов.

Нинель Мышкова в фильме «Легкая жизнь»

Подкрепила популярность лента «Легкая жизнь» с Юрием Яковлевым в главной роли. Постановщик Вениамин Дорман собрал на съемочной площадке плеяду звезд – Фаину Раневскую, Надежду Румянцеву, Люсьену Овчинникову, Ростислава Плятта. Нинель доверили образ девушки Ольги.

В число поклонников актрисы входили не только взрослые киноманы. Нинель Мышкову обожали и узнавали на улицах дети, ведь женщина снялась в россыпи сказок. Впервые надела костюм сказочного персонажа в 1952 году – режиссер Александр Птушко вручил роль Ильмень-царевны.

Нинель Мышкова в фильме «Илья Муромец»

А спустя четыре года Мышкова блистала уже в образе Василисы в фильме по мотивам русских былин «Илья Муромец». В конце 60-х ребятишки бегали по улицам уже за прекрасной Марьей-искусницей из одноименной сказки, созданной в 1959 году.

Сказочная красота артистки наделяла особым шармом даже социальные картины, где поднимались серьезные нравственные темы. По мнению зрителей, раскосые глаза и точеное лицо смягчили, например, фильмы «Мужской разговор» и «Десятый шаг».

Нинель Мышкова в фильме «Марья-искусница»

Прорывом в творческой биографии Мышковой стала киноработа «Гадюка». В 1965 году на киностудии им. Довженко в Киеве задумали экранизировать одноименный роман Алексея Толстого.

Драма рассказывает о дочери купца, воевавшей в рядах Красной Армии и в мирной жизни не нашедшей себя. На главную роль Ольги Зотовой претендовали десятки актрис, но режиссер Виктор Ивченко, только взглянув на пришедшую на пробы Нинель, остановил кастинг.

Нинель Мышкова в фильме «Гадюка»

Работа над воплощением персонажа далась нелегко. Мышковой приходилось много ездить на лошади, что отзывалось дикой болью в нездоровом позвоночнике. Однако игра стоила свеч – лента стала лучшей в творческом пути актрисы и постановщика. Ивченко держал в руках Государственную премию им. Шевченко, а Нинель получила диплом на Всесоюзном кинофестивале.

Виктор Ивченко с удовольствием снимал актрису и в дальнейшем, отдавая ей главных персонажей. Пара работала вместе над фильмами «Падающий иней», «София Грушко», «Путь к сердцу».

Нинель Мышкова в фильме «Путь к сердцу»

Впрочем, и другие режиссеры приглашали Нинель Мышкову в свои проекты. Женщина блистала в ведущей роли у Михаила Пташука в фильме «Лесные качели», у Бориса Бушмелева в трагикомедии «Сто грамм для храбрости». В 1979 году Мышкова присоединилась к актерскому составу картины «Человек меняет кожу», здесь она сотрудничала с Игорем Костолевским, Ларисой Удовиченко, Борисом Хмельницким.

Личная жизнь

Учась на первом курсе, юная Нинель закрутила роман с ассистентом педагога по актерскому мастерству Владимиром Этушем, который был старше ее на четыре года.

Нинель Мышкова и Владимир Этуш

Знаменитый актер в мемуарах вспоминал, что не сопротивлялся чувствам студентки, которая стала его первой женщиной. Со временем Владимир Абрамович тоже всем сердцем полюбил девушку, этот момент запомнился на всю жизнь, мужчина писал в мемуарах:

«Я проснулся, открыл глаза, окно было залито солнечным светом. Рядом, на подушке, лежала голова спящей Евы. Именно в этот момент я понял, что люблю».

Этуш стал первым мужем Мышковой, пара поселилась в квартире на Чистых прудах. Первые годы были наполнены счастьем, молодая жена не стеснялась признаваться в любви супругу при посторонних, Владимир же не давал волю чувствам. В итоге девушка стала встречаться с композитором Антонио Спадавеккиа. Полгода законный муж не знал об отношениях, но Нинель все же призналась.

Нинель Мышкова и Константин Петриченко

С новым избранником союз тоже оказался недолговечным, у актрисы появилось новое увлечение – режиссер сказок Александр Птушко. А во время съемок «Садко» Нинель познакомилась с будущим супругом, оператором Константином Петриченко, от которого родила сына Константина. Больше детей у артистки нет.

Нинель Мышкова и Виктор Ивченко

В 1965 году на кастинге фильма «Гадюка» режиссер Виктор Ивченко сказал: «Я закохався!», пришел домой и признался жене, что хочет покинуть семью. Нинель Мышкова ответила постановщику взаимностью, собрала вещи и переехала вместе с сыном в Киев. Последний брак актрисы оказался очень счастливым, продлившись шесть лет и оборвавшись со смертью супруга, которого сразил инфаркт. Женщина тяжело переживала уход любимого человека, говорят, так и не смирилась с потерей.

Смерть

К концу 70-х Нинель Константиновну мучил прогрессирующий склероз. Актриса решила больше не сниматься в кино, однако в 1982 году все же приняла приглашение Александра Муратова поучаствовать в создании ленты «Гонки по вертикали». Эта работа стала последней в творческой биографии, после женщина уже перестала узнавать людей.

Могила Нинель Мышковой и ее родителей

Судьба отвела Мышковой еще два десятка лет жизни. Рядом всегда был сын Костя, ставший успешным дипломатом. Мужчина не терял надежды на излечение матери, возил ее в заграничные клиники, но хлопоты были бесполезными, склероз – болезнь неизлечимая. Звезда советских экранов умерла в начале осени 2003 года.

Фильмография

  • 1947 — «За тех, кто в море»
  • 1952 — «Садко»
  • 1956 — «Илья Муромец»
  • 1957 — «Дом, в котором я живу»
  • 1959 — «Марья-искусница»
  • 1960 — «Дом с мезонином»
  • 1961 — «Человек ниоткуда»
  • 1964 — «Легкая жизнь»
  • 1965 — «Гадюка»
  • 1967 — «Десятый шаг»
  • 1968 — «Мужской разговор»
  • 1969 — «Падающий иней»
  • 1970 — «Путь к сердцу»
  • 1972 — «Софья Грушко»
  • 1975 — «Лесные качели»
  • 1976 — «Сто грамм» для храбрости»
  • 1979 — «Человек меняет кожу»
  • 1982 — «Гонки по вертикали»

Яркая красавица советского кино Нелли Мышкова — сейчас уже мало кто вспомнит это имя, несмотря на то, что актриса внесла ощутимый вклад в историю отечественного кинематографа. Роли в сказках «Садко» и «Илья Муромец» сделали её известной, а образ Лиды, жены геолога Дмитрия в драме «Дом в котором я живу» принёс ей миллионы поклонников и признание режиссёров. В титрах фильмов тех лет довольно часто обозначали актрису как «Ева Мышкова». Дело в том, что Нинель не любила своё имя, которое для неё придумал любящий папа, генерал-лейтенант артиллерии Константин Романович Мышков. Тогда было модно называть детей в честь молодой революции, но Мышков пошёл дальше, придумав для дочки имя в честь вождя: Нинель — Ленин наоборот. Однако она не оценила идею, стеснялась этой вычурности и часто представлялась всем Евой, а позже несколько изменила имя на более удобоваримое, как ей казалось – Нелли. Под именем Евы узнал её и будущий муж, Владимир Этуш – их роман начался ещё в Щукинском училище, он был уже ассистентом педагога, а она студенткой-первокурсницей. Несмотря на то, что Этуш был старше на 4 года и прошёл войну, до знакомства с Евой у него не было серьёзных увлечений – она стала его первой любовью и первой женщиной. Только в ЗАГСе актёр узнал, что его любимую зовут на самом деле Нинель, но согласился не называть её этим именем, если ей неприятно. с Владимиром Этушем Прожили они недолго, хоть любили друг друга и жили интересно и весело – в их доме часто собирались известные люди, поэты, художники, артисты. Красавица Нинель была натурой увлекающейся, темпераментной, она являлась для мужчин центром притяжения, легко собирала вокруг себя самые разношерстные компании. Так, к ним в гости часто заходил Антонио Спадавеккиа, композитор и автор музыки к фильму «За тех, кто в море», который стал дебютным для начинающей актрисы. Музыкант был старше Нелли на 19 лет, тем не менее, она влюбилась в маэстро и стала с ним тайно встречаться. Вскоре девушка не выдержала обмана и всё рассказала Владимиру, признавшись, что не может совладать со своими чувствами. Он ушёл, собрав вещи, а она отправилась в ЗАГС второй раз. с Антонио Спадавеккиа Но и этот брак оказался недолгим – на съёмках фильма-сказки «Садко», где актриса играла Ильмень-царевну, она познакомилась со вторым оператором Константином Петриченко, и опять потеряла голову от любви. На этот раз отношения оказались серьёзными – в браке родился сын, и долгими – супруги счастливо прожили 14 лет. У них были общие интересы, но профессиональной ревности не случалось – каждый имел своё поле деятельности, которое довольно часто разделяло супругов. Она приезжала из кино-экспедиции, а он уезжал — хорошо, если пару дней удавалось побыть вместе, и вновь разлука на несколько недель. Однажды, когда сын уже пошёл в школу, Нинель пригласили в Киев на киностудию им. Довженко к режиссёру Виктору Ивченко – её хотели попробовать на главную роль в военном фильме «Здравствуй, Гнат». с Константином Петриченко Она приехала, не подозревая, что эта встреча с режиссёром перевернёт всю её жизнь, а сам Ивченко, увидев Мышкову «вживую», утвердил на роль без всяких проб. Он давно наблюдал за её работами и был заочно влюблён в красивую, талантливую актрису, а сейчас и вовсе потерял покой и сон. С той встречи он хотел снимать в своих фильмах только её, и после окончания съёмок их первого совместного проекта, сразу пригласил в следующий – спортивную драму «Серебряный тренер». Эти годы стали самыми плодотворными за всю карьеру актрисы, она снималась преимущественно в главных ролях не только у Ивченко, а и у других режиссёров. Между тем, Виктор уже не мог работать без Нелли, он понял, что полюбил эту женщину так, что готов всё бросить к её ногам, даже свою некогда счастливую семейную жизнь. Он признался жене, что встретил другую, без которой не мыслит своего существования, и вновь вызвал Мышкову в Киев на главную роль в драме «Гадюка». с Виктором Ивченко Во время съёмок этого фильма он доказал актрисе всю силу своей любви, расставшись по её прихоти со своим любимым оператором, непревзойдённым мастером своего дела Алексеем Прокопенко. Дело в том, что она забраковала все крупные планы, которые сделал Прокопенко, ей не понравилось, как он выставил свет и снял её лицо, Нинель стала требовать замену оператору. Съёмочная группа наблюдала за этим скандалом, надеясь, что режиссёр вмешается и вступится за своего друга и соратника, но Виктор молчал – он не мог остаться без Нелли. В итоге картину снял Михаил Чёрный, Ивченко получил за этот проект госпремию, а Нелли – диплом всесоюзного кинофестиваля. После выхода фильма на экраны популярность актрисы выросла в разы, она не могла пройти по улице, чтобы её не окружили, не начали общаться, не попросили автограф. Иногда ей это нравилось, иногда — пугало и мешало. Но она поняла главное – Виктор готов на всё ради неё, и она не могла этого не оценить. Прислушавшись к себе, Мышкова с удивлением поняла, что тоже полюбила этого человека, и также не мыслит без него своей жизни, как и он без неё. В 1966 году влюблённые поженились, но в Киев актриса не переехала – не могла оставить сына и больную маму. А Ивченко боялся, что на «Мосфильме» он придётся не ко двору, там своих умельцев достаточно, кроме того, он был ещё и театральным режиссёром, и преподавал в Киевском театральном институте, не мог бросить свой курс, поэтому супруги стали жить наездами – то он в столицу прилетит, то Нелли к нему приедет. Она вспоминала такие трогательные моменты их жизни, которые без слов показывали всю силу их любви, что не зря они ради этого чувства разрушили свои семьи и сделали несчастными близких людей. Например, после нескольких дней пребывания любимой в Киеве Виктор провожает её в Москву, сажает в поезд, ждёт, пока он тронется, идёт рядом… А потом бегом бежит с перрона, прыгает в такси и мчится в аэропорт, а когда Нинель прибывает на столичный вокзал, встречает её с цветами. Судьба подарила им 6 прекрасных лет, а они и не подозревали, что им отпущено так мало, думали — вся жизнь впереди, успеют ещё и съехаться, и совместную жизнь устроить. В вынужденной разлуке супруги очень тосковали, постоянно слали друг другу письма и телеграммы, перезванивались. Актриса долго не решалась признаться сыну, что у неё появился другой человек, боялась, что он не поймёт и не простит её. Но 13-летний Костя поступил не по годам мудро – видя, как счастлива мать, он сам попросил познакомить его с отчимом. В 1972 году Виктор отправился в Ростов-на-Дону искать натуру для следующих съёмок, и там у него случился обширный инфаркт, уже не первый по счёту. Сразу сообщили Нелли, она вылетела в больницу ближайшим рейсом, и застала мужа ещё живым, смогла проститься с ним и закрыть ему глаза. Она перевезла тело в Киев и похоронила вместе с ним все письма и телеграммы, которые они присылали друг другу, чтобы больше никто не смог прикоснуться к их любви. После этой потери актриса так и не оправилась – она и думать забыла о своей личной жизни, и больше не посмотрела ни на одного мужчину, прожив больше тридцати лет в одиночестве. Вернувшись в Москву, Нинель заперлась в квартире, никого не принимала, не отвечала на телефонные звонки — она потеряла смысл жизни, не могла работать, да и не хотела. Ей понадобились месяцы, чтобы вновь ощутить потребность общения с людьми, выйти из своего добровольного заточения, вновь начать работать. Мышкова опять стала выходить на сцену Театра киноактёра, изредка сниматься в фильмах, гастролировать. Прошло 10 лет после того, как она овдовела, жизнь начала налаживаться, актриса обрела душевный покой, стала улыбаться. И тут новая напасть – появились провалы в памяти, Нелли могла не узнать человека, с которым была знакома много лет, не запоминала роли, не получалось выучить даже пару строчек текста. Врачи диагностировали рассеянный склероз – эти два слова ставили крест на работе, и Нинель погрузилась в пучину депрессии. Сын Константин к тому времени стал дипломатом, получил место в советском посольстве во Франции, и решил забрать мать с собой, надеясь показать лучшим врачам и победить это заболевание. Но, куда бы он не обращался, везде отвечали одно и то же – эта болезнь неизлечима. Склероз прогрессировал, и вскоре актриса вообще перестала ориентироваться в жизни и выходить из дома. Такое впечатление, что она просто предпочла забыть о той ужасной потере, которая не давала ей дышать и жить – она погрузилась в сладостное забытье, где уже ничто не могло причинить боль. Какое-то время она прожила с сыном в Париже, а потом он отвёз мать в Москву в последней надежде, что дома и стены помогают, нанял сиделку. Так и прожила знаменитая актриса последние 20 лет, никуда не выезжая, и практически ни с кем не общаясь. Не стало Нелли Константиновны в 2003 году, похоронили её на Новодевичьем кладбище рядом с отцом и матерью. Ей было 77 лет. Источник « Советские знаменитости-миллионеры Теплые «ламповые» снимки советских автомобилей »

Загадки земных недр: что удалось раскопать учёным в… Врачи рассказали, как научить ребенка засыпать… Путин предупредил о росте цен на нефть Тест: выберите магический камень и узнайте какая у вас аура Депутат Бутина предложила сажать в тюрьму родителей, если… Супер приколы из социальных сетей Привычки для ускорения метаболизма после 50 лет 15 неожиданных находок во время ремонта, которые люди… Улучшаторы настроения 25 августовских приколов из социальных сетей 5 оригинальных блюд из помидоров для всей семьи Мальчик Витя и скворечник

Она была одной из самых известных и красивых актрис Советского Союза. Зрители до сих пор помнят сыгранные Нинель Мышковой роли: сказочную Марью-искусницу и Ильмень-царевну, Василису и Ольгу Зотову из «Гадюки». Её красота притягивала мужчин как магнитом, актриса всегда пользовалась успехом у представителей сильного пола, успела четырежды побывать замужем, но от потери своего последнего мужа оправиться так и не смогла.

Выбор пути

Нинель Мышкова. / Фото: www.24smi.orgОна появилась на свет в Ленинграде и была с детства окружена теплом, любовью и заботой. Отец девочки был не только талантливым военачальником, но ещё примерным семьянином и очень нежным отцом. Когда он погиб в 1942 году, его вдова и дочь очень тяжело переживали потерю. Нинель, которую в семье все звали Евой, даже какое-то время хотела стать военной лётчицей, однако слёзы матери, боявшейся потерять ещё и единственную дочь, убедили её выбрать мирную профессию. Нинель Мышкова. / Фото: www.zateykin.ruСама Нинель Мышкова признавалась: ей пришлось выбирать между медициной и кино. Даже будучи студенткой Щукинского училища Нинель Мышкова параллельно училась на курсах медицинских сестёр, однако учёба в театральном всё же убедила девушку в правильности выбранного пути. Тем более, что уже в студенческих спектаклях она выделялась среди других студентов. Учёба на курсах медсестёр помогла ей очень достоверно сыграть роль военврача в дебютном фильме «За тех, кто в море» Александра Файнциммера. И ещё в студенческие годы она встретила своего первого мужа.

Владимир Этуш

Владимир Этуш в молодости. / Фото: www.twimg.comВладимир Этуш восстановился в Щукинском училище после того, как был комиссован после ранения во время Великой Отечественной войны, и стал не только студентом, но и ассистентом преподавателя. Возможно, он никогда бы не решился обратить внимание на красивую первокурсницу Нинель Мышкову, если би она сама не стала смотреть на него влюблёнными глазами. Для Нинель он был настоящим романтическим героем, который прошёл войну и был тяжело ранен на фронте. Она явно тяготела к мужчинам старше себя, пытаясь найти в них ту заботу, которой окружал её в детстве отец. Правда, Владимир Этуш родился всего на четыре года раньше самой Нинель, но фронтовое прошлое делало его, как казалось тогда студентке, идеальным кандидатом на роль её будущего мужа. Нинель Мышкова. / Фото: www.1001material.ruДевушка ничуть не стеснялась демонстрировать свои чувства, а Владимир Этуш, совсем ещё неискушенный в делах любви, даже не думал сопротивляться. Позже он признается в своих воспоминаниях, что Нинель Мышкова стала его первой женщиной, а затем и женой. Настоящие же чувства к ней пришли к нему позже, он влюбился в свою очаровательную супругу. Но Нинель к тому времени, как в муже проснулись чувства, успела влюбиться в другого.

Антонио Спадавеккиа

Антонио Спадавеккиа. / Фото: www.bvi.rusf.ruКомпозитор, написавший музыку к дебютному фильму актрисы, часто бывал в доме Нинель Мышковой и Владимира Этуша. И увлекающаяся, темпераментная актриса поначалу увлеклась, а затем и влюбилась в мужчину. Их разделяла 19-летняя разница в возрасте, но Нинель, по всей видимости, снова пыталась найти в мужчине отцовскую заботу. Нинель Мышкова. / Фото: www.kinopoisk.ruПоначалу жена Владимира Этуша скрывала своё увлечение другим, но позже сама рассказала супругу о новых чувствах. Этуш тут же собрал вещи и ушёл от жены, хотя после ещё долгие годы страдал от её предательства. Спустя несколько лет после развода он встретил соперника на пляже в Ялте, и Антонио Спадавеккиа пожаловался актёру на то, что Нинель бросила и его. Вряд ли Владимир Этуш мог посочувствовать композитору, скорее, он был вполне удовлетворён.

Константин Петриченко

Нинель Мышкова. / Фото: www.24smi.orgС кинооператором Константином Петриченко актриса познакомилась на съемках сказки «Садко». Константин Никифорович был красив и статен, очень нравился женщинам, но Нинель куда больше привлекла не внешность, а человеческие качества второго оператора. Он был очень добрым, а ещё мягким и надёжным. И снова девушке виделся в новом увлечении образ её мужественного, но такого трогательно-нежного отца. В 1953 году Нинель Мышкова стала женой Константина Петриченко, а уже в 1954 у них родился сын, Костя-младший. Супруги были по-настоящему счастливы. Они оба были востребованы в профессии, у них были общие интересы в жизни. Нинель и Константин часто отсутствовали дома, но каждую свободную минуту посвящали любимому сыну. А мама актрисы помогала молодым родителям воспитывать внука. Но и этот счастливый брак закончился.

Виктор Ивченко

Виктор Ивченко. / Фото: www.ivi.ruКогда она приехала в Киев на пробы к Виктору Ивченко, готовившегося к съёмкам картины «Здравствуй, Гнат!», режиссёр влюбился в неё с первого взгляда. Удивительно, но в тот же день он объявил своей супруге о том, что встретил женщину, без которой не представляет себе дальнейшей жизни. И ушёл из семьи, чувствуя себя не в праве ухаживать за женщиной, не закончив другие отношения. Симпатия Виктора Ивченко не осталась без внимания Нинель Мышковой. Она снова влюбилась. Ей ещё предстоял довольно трудный разговор с мужем и сыном. Больше всего она опасалась встретить непонимание со стороны Кости-младшего, которому уже было 12 лет. Но сын поступил мудро не по годам: счастье мамы для него было очевидным, поэтому он и не думал противиться её новому браку. Нинель Мышкова, кадр из фильма «Гадюка». / Фото: www.ruskino.ruЭто была во всех отношениях счастливая семья. Виктор Ивченко снимал супругу в своих картинах, а вне съёмочной площадки буквально носил её на руках. Он снял её в главной роли самого значимого для актрисы фильме «Гадюка», принёсшем ему самому Государственную премию, а Нинель Мышковой – Диплом Всесоюзного кинофестиваля. Он был готов ради Нинель на любые безумства: провожал её на вокзале в Киеве, а после мчался в аэропорт и брал билет до Москвы, чтобы встретить любимую на перроне в столице. Нинель Мышкова. / Фото: www.24smi.orgПо мнению сына актрисы, сохранять пылкость чувств супругам помогали бесконечные разлуки: Нинель Мышкова жила в Москве и не собиралась переезжать в Киев, а Виктора Ивченко держали обязательства на Киностудии имени Довженко. Но их встречи всегда были праздником. Как только приезжал муж, Нинель превращалась в примерную жену: она всегда готовилась к его приезду и встречала супруга всегда с улыбкой и накрытым столом. Она никогда не позволяла себе носить халат в его присутствии или допустить, чтобы он увидел её без маникюра. Она устраивала ему сюрпризы к каждой встрече: искала для него какую-нибудь редкую вещь или готовила целое костюмированное представление. Они постоянно обменивались нежными письмами и ценили каждую проведённую вместе минуту. Нинель Мышкова. / Фото: www.1001material.ruВ 1972 году у Виктор Ивченко в Ростове-на-Дону случился инфаркт, четвёртый в его жизни. Актриса вылетела к мужу, как только узнала о случившемся. Она ещё застала Виктора Илларионовича в живых, но вскоре он скончался на руках любимой женщины. Она перевезла тело супруга в Киев, сложила все письма в гроб любимого мужа и простилась с ним навсегда, как и с городом где встретила свою последнюю любовь. Слишком тягостно и больно ей было в Киеве, пропитанном воспоминаниями её счастья. От этой потери Нинель Мышкова оправиться не смогла. Какое-то время она ещё ездила на творческие встречи со зрителями, ей присылали сценарии, от которых актриса чаще всего отказывалась… В начале 1980-х у Нинель Мышковой диагностировали рассеянный склероз. Нинель Мышкова. / Фото: www.baskino.meСын, пытаясь остановить прогрессирующее заболевание, повезёт маму во Францию, где сам он в то время служил дипломатом. Но даже Париж не смог её избавить от боли потери… Кажется, она предпочла забыть всё, что с ней было раньше, чтобы не испытывать эту невыносимую боль, которая стала постоянной её спутницей после ухода Виктора Ивченко.

На счету первого мужа Нинель Мышковой Владимира Этуша были десятки ролей, среди которых самыми популярными стали герои комедий Леонида Гайдая и персонажи детских сказок. И каждая роль такая яркая, что зрители растащили их на цитаты. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица!», «А еще боремся за звание дома высокой культуры быта…», «Все! Все, что нажито непосильным трудом!», – сегодня эти фразы стали крылатыми.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Заслуженная артистка РСФСР (1967). Родилась 8 мая 1926 г. в Ленинграде в семье военного. Её отец – генерал-лейтенант артиллерии Константин Романович Мышков. В 1947 г. окончила Театральное училище им. Б.Щукина (мастерская В.К.Львовой). На одном курсе с Нинель Мышковой учились будущие “звёзды” советского кинематографа и театральной сцены: Юлия Борисова, Алла Парфаньяк, Эльвира Луценко… На первом курсе училища Мышкова влюбилась в молодого Владимира Этуша. “Мне предложили преподавание на первом курсе в качестве ассистента педагога по мастерству актёра, – пишет Владимир Абрамович в своих мемуарах. – И тут-то я встретил Нинель Мышкову. Она училась на первом курсе вахтанговского училища. Ева, как она назвала себя сначала, влюбилась в меня. Не могу сказать о себе того же, но я не сопротивлялся. И Мышкова стала моей первой женщиной, первой женой”. Впрочем, девушка сумела покорить сердце актёра. Он признаётся: “Я проснулся, открыл глаза, окно было залито солнечным светом. Рядом, на подушке, лежала голова спящей Евы. Именно в этот момент я понял, что люблю”. Позже в их доме появился известный композитор, написавший музыку к фильму “Два капитана”. Мышкову увлекли мелодии и она ушла от супруга. Потом она вышла замуж за одного кинооператора… После фильма Льва Куледжанова “Дом, в котором я живу” актриса стала знаменитой, и все ассистенты снимающихся фильмов приглашали её работать. В 50-60-е годы ей бросались на шею и сбивали с ног. Говорят, от всесоюзной славы Мышкову не спасали ни тёмные очки, ни разноцветные косыночки. В каждом кинотеатре СССР шли популярнейшие фильмы с её участием: “Дом с мезонином”, “Человек ниоткуда”, “Лёгкая жизнь”, “Гадюка”. Дети бегали за ней толпами, потому что не было более красивой тёти-актрисы, нежели та, что сыграла Марью-искусницу в одноимённом фильме Александра Роу. А ещё “Илья Муромец”, “Садко”. Она была сказочно красива. Даже в социально-озабоченных советских картинах (“Десятый шаг”, “Мужской разговор”) её точёное лицо и слегка раскосые глаза, как у Самойловой, придавали фильмам шарм, вневременную стильность… В 65-м Мышкова снялась в “Гадюке”. Повесть Алексея Толстого экранизировал режиссёр Виктор Ивченко, снявший до этого фильмы “Судьба Марины”, “Есть такой парень”, “Чрезвычайное происшествие”, “Иванна”. На главную роль он пробовал одну, другую… Приезжала “на смотрины” даже очень пробивная актриса, а впоследствии режиссёр Светлана Дружинина. Но рядом с Мышковой все кандидатуры меркли. “Гадюка” стал, пожалуй, лучшим фильмом в судьбе режиссёра и актрисы. Никто ни до, ни после не сумеет, наверное, так страстно рассказать с экрана о том, как быт съедает мечту, но не убивает веру… В глазах Мышковой поочередно застывали стадии концентрированных состояний: одержимость, отрешённость, влюбленность… На съёмках “Гадюки” этот роман пылал огнём. Виктор Ивченко уже после первых минут знакомства с Мышковой воскликнул: “Я закохався!” Актриса тогда пробовалась в картину студии имени Довженко “Здравствуй, Гнат!” А Ивченко утвердил её без проб. Но дальше разыгралась драма. Он пришёл домой и сказал своей жене, актрисе Ольге Ножкиной: “Оля, я встретил женщину, без которой уже не смогу жить. Пойми меня и прости”. Супруга Ивченко была человеком жёстких правил. Наверное, она так и не простила мужа. Позже в газетах писали, что она не пришла даже на его похороны в 72-м. Даже сына Бориса не пришла хоронить, мотивируя это тем, что ребёнка кладут в одну могилу с “обидевшим её человеком”… Роман с Мышковой вырвал режиссёра из семьи, но развивался весьма своеобразно: много месяцев Ивченко восхищался ею и страдал от того, что она несвободна. К тому же, Ивченко был старше Мышковой на 14 лет… Но она стала для Ивченко единственной актрисой. После “Гадюки” иной быть не могло. Украинские кинематографисты до сих пор вспоминают торжественные приезды Мышковой на киностудию имени Довженко в роскошных шубах, с безупречным макияжем. И в рассказах этих часто скользит зависть. Мышкова была любима, нужна. Когда снимали “Гадюку”, оператором у Ивченко работал талантливый Алексей Прокопенко. Вместе они создали “Иванну”, этот роковой для всей творческой группы фильм – его участники один за другим уходили из жизни, будто по зловещему сценарию свыше… На съёмках “Гадюки” Мышкова и Прокопенко страшно ссорились… Ей было под сорок, она сделала подтяжку лица, а крупные планы её разоблачали. Скандалы с Прокопенко докатились до парткома, и оператора поменяли. Ивченко принял сторону любимой женщины, не поддержав товарища. И “Гадюку” доснял оператор Михаил Чёрный. Фильм оказался чемпионом проката 1966 г. Ивченко получил Госпремию имени Шевченко. Мышкова – диплом на Всесоюзном кинофестивале. Позже режиссёр и актриса создавали в Киеве “Десятый шаг”, “Падающий иней”, “Софию Грушко”. У неё были только главные роли. Но ничто не могло сравниться с триумфом “Гадюки”. Ольга Зотова в исполнении Мышковой – дитя гражданской войны и жертва замусоленных кухонной грязью революционных идеалов – была недосягаемым Эверестом. На съёмках этого фильма она мучилась болями в позвоночнике – приходилось истязать себя, скакать на лошади. Но страдания стоили результата. В 72-м Виктор Илларионович Ивченко уехал в Ростов-на-Дону искать натуру для картины “Когда человек улыбнулся”. Там внезапно попал в больницу. Мышкова срочно вылетела к нему и сутками не выходила из палаты. Его сразил четвёртый инфаркт. Врачи оказались бессильны… Она не отходила от него, даже когда тело погружали в самолёт… В гроб она положила свои и его письма, за ночь сшила траурное платье и прикрепила чёрную вуаль к своей шляпе. За несколько дней она постарела на десять лет… Эта потеря и надвигающаяся болезнь впоследствии лишили её памяти. С ней не осталось почти никого из тех, кто был рядом в начале пути. Раньше она жила в обеспеченной семье на Чистых прудах, в квартире, подаренной лично Сталиным её отцу, генерал-лейтенанту… А в последнее время её любимый сын Константин был далеко, на дипломатической службе в Париже… В 1970-1983 гг. Нелли Мышкова была актрисой Театра-студии киноактёра. Но из-за прогрессирующей болезни в конце 70-х решила окончательно отречься от кино. В последний раз она появилась на экране в эпизодической роли в фильме “Гонки по вертикали” (1982). Увы, больше играть она уже не могла. В последние годы жизни Мышкова категорически никого к себе не допускала. Не подходила к телефону. Не читала газет. Не общалась с подругами. Как будто сама поставила на себе крест… Скончалась она в своей московской квартире 15 сентября 2003 г. на 78-м году жизни. Но многие поколения кинозрителей всё же запомнят замечательную актрису с прекрасным лицом русской красавицы из киносказок – сказки ведь всегда переживают и людей, и целые поколения… Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, рядом с родителями. Снималась в фильмах: За тех, кто в море (1947) Садко (1952) Илья Муромец (1956) Сердце бьется вновь (1956) Дом, в котором я живу (1957) Марья-искусница (1959) Человек меняет кожу (1959) Дом с мезонином (1960) Человек ниоткуда (1961) Никогда (1962) Легкая жизнь (1964) Гадюка (1965) Ноль три (1965) Десятый шаг (1967) Доктор Вера (1967) Крах (1968) Мужской разговор (1968) Падающий иней (1969) Путь к сердцу (1970) Софья Грушко (1972) Большое космическое путешествие (1974) Лесные качели (1976) “Сто грамм” для храбрости (1976) Гонки по вертикали – 1982

Posted on May. 8th, 2007 at 10:40 am | Link | Leave a comment | | Flag

Нинель Мышкова — биография

Нинель Мышкова — необыкновенной, потрясающей красоты женщина, талантливая советская актриса, наиболее известная по созданным ею прекрасным женским образам в фильмах «Илья Муромец», «Садко», «Марья-Искусница», снятых по русским сказкам, драматическим ролям в лентах «Дом, в котором я живу», «Гадюка», «Дом с мезонином», заслуженная артистка РСФСР.

image

Фото: Нинель Мышкова

Русская красота талантливой, обаятельной Нинель Мышковой и созданные ею экранные образы прославили актрису по всему миру, ею восхищался Жерар Филипп, а личная жизнь была бурной и страстной.

Детские и юношеские годы

Нинель родилась в Ленинграде, в семье кадрового военного, 8 мая 1926 года. Ее мать, Наталья Васильевна, была родом из дворянской семьи, а отец, Константин Романович, бывший офицер царской армии, принявший сторону большевиков, был генерал-лейтенантом артиллерии и вдохновенным почитателем идей революции. Именно под их влиянием он придумал своей дочери такое необычное и, по его мнению, очень звучное имя — Ленин наоборот. Самой Нинель оно не нравилось, ей хотелось, чтобы ее называли Евой. Вскоре отец, кадровый военный, был переведен в Москву, где по личному распоряжению Сталина семье дали шикарную трехкомнатную квартиру, находящуюся на Чистых прудах,12. Здесь, в этом самом доме Нинель прожила всю свою жизнь.

image

Нинель Мышкова в юности

В феврале 1942 года, в боях под Сталинградом Константин Мышков погиб. Его самолет был вынужден совершить посадку и был буквально расстрелян истребителями врага. Тогда Нинель с мамой возвратились в Москву из эвакуации. Благодаря материнскому воспитанию, Нинель знала несколько языков, прекрасно вела домашнее хозяйство, отлично шила, вязала, вышивала, умело обращалась с любым инструментом. Очень красивая, всесторонне развитая, талантливая девочка мечтала стать актрисой и легко поступила в театральное московское училище им.Щукина.

Первые увлечения и первые роли

Ассистентом преподавателя по актерскому мастерству на курсе, где училась Нинель, был молодой Владимир Этуш. Он прошел войну, был старше Мышковой на четыре года и уже играл в театре Вахтангова. Юная красавица влюбилась без памяти. Этуш, по его собственным воспоминаниям, не сопротивлялся. Девушка была очень милой и обаятельной, а Этуш – увлекающимся и влюбчивым. Они вскоре поженились. Молодые люди подрабатывали, чем могли, даже перепродавали галоши, которые покупали со скидкой в Военторге.

image

Фото: Нинель Мышкова в молодости

В кино Нелли дебютировала после окончания училища, снявшись в 1947 году в картине «За тех, кто в море». Брак юных супругов был веселым, но недолгим. Однажды в их доме, часто собиравшем друзей, появился тогда уже известный композитор, который написал музыку к знаменитой киносказке «Золушка», Антонио Спадавеккиа. И Нелли снова влюбилась, хотя Антонио был значительно старше ее. Молодая семья распалась, но и новый союз с композитором оказался непродолжительным.

На съемках картины «Садко», где Нелли играла Ильмень-Царевну, произошло ее знакомство со статным красавцем, кинооператором Константином Петриченко. Ему легко удалось вскружить голову молодой актрисе. Пара поженилась, и вскоре, в 1954 году в семье родился Костя, единственный сын Нинель Мышковой.

image

В первые десять лет в творческой биографии Мышковой было не так много съемок. Актрису приглашали играть в сказках, она очень любила эти работы, переносящие ее в необыкновенный, завораживающий мир. Она сыграла Василису в «Илье Муромце», Марью-Искусницу в фильме знаменитого сказочного режиссера Александра Роу.

Слава и успех

Первой драматической ролью, принесшей Мышковой широкий успех, стала Лида в киноромане «Дом, в котором я живу» Кулиджанова. Роль была сыграна актрисой сильно и сдержанно, а зрительный зал просто плакал навзрыд. После этого фильма Нелли стала настоящей звездой, вызывавшей восхищение не только у советских, но и зарубежных зрителей и кинокритиков. Знаменитый француз, актер Жерар Филипп, который познакомился с Нелли во время свой поездки в СССР, называл ее совершенством.

image

Затем Мышкова сыграла Лиду Волчанову в мелодраме «Дом с мезонином», красавицу Олю в комедии «Человек ниоткуда», снималась в кинодрамах «Здравствуй, Гнат», «Никогда».

Очередной большой успех пришел к Нинель в 1965 году, когда вышел на экраны следующий ее звездный фильм – экранизация повести «Гадюка» Алексея Толстого, снимал который ее будущий четвертый супруг, режиссер Виктор Ивченко. Он пересмотрел множество претенденток на главную роль Ольги Зотовой. По мнению режиссера актриса должна была быть не просто талантливой, но и очень красивой. Даже Светлана Дружинина не смогла удовлетворить его запросы. Увидев Мышкову, Ивченко решил снимать ее без всяких проб, он окончательно и бесповоротно влюбился в нее на всю оставшуюся жизнь. Фильму сопутствовал грандиозный успех, за него Нелли получила престижный диплом Всесоюзного кинофестиваля.

image

После этого до самой своей смерти, во всех своих картинах Ивченко всегда снимал Мышкову, не просто давая ей роль, но создавая под нее фильмы «Десятый шаг», «Софья Глушко», «Путь к сердцу», «Падающий иней».

Главная последняя любовь

Между Мышковой и Ивченко было настоящее чувство. Виктор расстался с семьей ради любимой. Их нежные, доверительные отношения вызывали зависть окружающих. Виктор бросил к ногам Нинель все, что имел. У них началась новая, счастливая жизнь, все главные роли в картинах режиссера играла она. Идиллия продолжалась шесть лет, но закончилась в один миг. На съемках в Ростове у Ивченко случился инфаркт, четвертый по счету. Нинель тут же примчалась к мужу, 7 сентября 1972 года он скончался в больнице на ее руках. Это страшное потрясение стало шоком для женщины и серьезно сказалось на ее нервной системе. За несколько дней актриса постарела на десять лет, похороны прошли в Киеве, после них актриса никогда больше не возвращалась в этот город.

image

После смерти Ивченко Нелли потеряла смысл в жизни. Ей еще продолжали присылать сценарии, она не читала их, ее телефон стал звонить все реже. Чтобы занять себя, Нинель ездила по стране, принимая участие в творческих встречах, рассказывая о своих работах и актерах, с которыми снималась.

Забвение

Одиночество угнетало Нелли Константиновну даже больше, чем навалившиеся болезни. Устроить свою личную жизнь она больше не пыталась. Ее последней работой стала эпизодическая роль в детективе «Гонки по вертикали». После она больше не снималась, у нее был диагностирован рассеянный прогрессирующий склероз. Нинель стала терять память, перестала ориентироваться в пространстве и узнавать людей.

image

В 1986 году сын Нинель Мышковой, известный дипломат Константин Петриченко, получил назначение в советское посольство во Франции и забрал больную актрису в Париж. Он безрезультатно возил Нелли по медицинским светилам, пытаясь вылечить мать от страшного недуга. Ее не стало в 2003 году, 13 сентября. Похоронена Нинель Мышкова в Москве, рядом со своим отцом, на Новодевичьем кладбище.

Она была замечательной актрисой, обаятельной женщиной, прожившей интересную, полную страстей и эмоций жизнь. Она любила и была любимой. Может быть потому, что так много ей было дано в начале, судьба так жестоко обошлась с ней в конце жизни.

Избранная фильмография

  • 1947 — За тех, кто в море
  • 1956 — Илья Муромец
  • 1961 — Человек ниоткуда
  • 1965 — Гадюка
  • 1967 — Десятый шаг
  • 1975 — Лесные качели
  • 1982 — Гонки по вертикали

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий