Николай доризо биография личная жизнь дети

Николай Константинович Доризо – русский поэт, поэт-песенник, драматург – родился 22 октября 1923 года в Краснодаре.

Его отец, уроженец Греции, принадлежал к знатному роду, перебрался вместе с родителями в Россию, работал адвокатом, поддержал революцию. Мать Николая — кубанская казачка, закончила консерваторию по классу фортепиано, была музыкантом.

Детство Николая прошло в станице Павловской Краснодарского края. В 1938 отца арестовали, дали 10 лет без права переписки.

Окончил школу в 1941 в Ростове-на-Дону, был призван в армию. Во время войны работал литературным сотрудником в Военном издательстве, затем в редакции окружной газеты «Слово бойца».

В годы войны был корреспондентом фронтовых газет. В военное время появилась и первая его песня «Дочурка» (Музыка Р. Гольдиной).

После войны Н. Доризо поступил в Ростовский университет. В 1957 окончил Высшие литературные курсы литературного института им. А. М. Горького.

Литературную деятельность начал с 1938. Первый сборник стихов «На родных берегах» вышел в Ростове-на-Дону в 1948. Далее в ростовском, а затем в московских издательствах вышли сборники его стихов и поэм: «Мы — мирные люди» (1950), «Стихи» (1952), «Верю, люблю, пою!» (1959), «Имя моё — человек» (1961), «Избранное» (1963), «Стихи» (1964), «Люблю писать в дороге…» (1965), «Ровесникам нашей победы» (1967), «Меч победы» (1975), «Звенья» (1982) и другие.

Доризо написал несколько драматических произведений: «Две женщины и зависть», «Красивой быть опасно», «Утро после самоубийства», «Конкурс красоты» и др.

Многие стихи были положены на музыку, звучат в художественных кинофильмах «Разные судьбы», «Дело было в Пенькове», «Простая история» и др.

Исследовал творчество А. С. Пушкина.

Николай Доризо – член ВКП(б) с 1947; член Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького, лауреат премии им. А. Фадеева, лауреат премии Министерства обороны СССР. Почётный гражданин города Краснодара. С 1959 до 90-х годов – секретарь Союза писателей РСФСР.

Был женат на эстрадной певице Гелене Великановой, артистке оперетты Ирине Рогозинской. Затем женился на приме Театра оперетты Вере Вольской, с которой прожил более сорока лет.

Николай Константинович сотрудничал с известными композиторами: Никитой Богословским, Оскаром Фельцманом, Кириллом Молчановым, Семёном Заславским, Марком Фрадкиным, Аркадием Островским, Серафимом Туликовым, Тофиком Кулиевым и др. В результате появились всенародно любимые и узнаваемые песни.

Николай Константинович Доризо умер 31 января 2011 года в посёлке Переделкино Московской области.

Похоронен на кладбище в Переделкине.

Биография

image

Николай Константинович Доризо – советский и русский поэт, Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького, автор песен, многие из которых звучали  в известных фильмах – «Дело было в Пенькове», «Разные судьбы», «Простая история», «Увольнение на берег» и до сих пор звучат на телевидение и радио. 

Николай родился в семье грека и кубанской казачки. Детство будущего поэта прошло в творческой атмосфере –  мама играла на фортепиано, она и познакомила сына с творениями известных композиторов. Любовь к литературе, народной песне, слову юному Николаю привила бабушка. По воспоминаниям самого Доризо, его поэтическая жизнь началась в возрасте трех лет. Именно тогда он написал свои первые стихотворения, которые записала и сохранила его мама. Семья оказала сильное влияние на творческое и эстетическое развитие будущего поэта. Такое детство можно считать счастливым и безмятежным, но в 1938 году расстреляли отца Николая. Молодому человеку очень посчастливилось, в его случае, сын за отца, действительно, не отвечал и окружающие никогда не относились к Доризо младшему как к сыну врага народа.

Не зря Николай Доризо сказал однажды: «Мне постоянно везло». Действительно, везение и удача постоянные спутники поэта. Еще до войны его первые стихотворения были напечатаны во всесоюзной газете «Пионерская правда». В военные годы были написаны многие  лирические произведения, одно из них – стихотворение «Дочурка», которое и принесло славу Николаю Константиновичу. Вернувшись с фронта целым и невредимым, молодой человек полностью отдал себя литературному творчеству. Тогда и вышел его первый поэтический сборник «На родных берегах», в котором отразились военные впечатления автора.

Поэту везло и на хороших людей. На протяжении всей своей литературной карьеры Николай  сотрудничал с известными композиторами, режиссерами, со многими из которых был в теплых, приятельских отношениях. Однажды, сидя в ресторане с Доризо, режиссер фильма «Разные судьбы» Леонид Луков рассказал поэту о своих чувствах к юной актрисе Татьяне Пилецкой, которая исполнила главную роль в его картине. Он – пожилой, седовласый, талантливый режиссер. Она – молодая, стройная красавица. Доризо так и сказал: «Леня, ты пойми, это был бы редчайший случай, если бы она тебя полюбила». Леонид Давидович рыдал как мальчишка. На основе этих откровений был создан «Романс Рощина», который и прозвучал в фильме Леонида Лукова. Творчество Николая Константиновича во многом привлекает читателей за присущую в нем «сюжетность». Почти во всех стихотворениях автора есть история, которая могла бы стать основой для большого прозаического произведения, но поэт умел вместить этот сюжет в несколько четверостиший.

Удачен был и брак Николая Константиновича. Будучи уже в зрелом возрасте, он женился на примадонне Московского театра оперетты Вере Вольской. Удивительно, но поэт влюбился в эту женщину задолго до свадьбы. Еще в молодости он встретил ее, но испугался завязать знакомство. Слишком недосягаемой  казалась ему эта красавица. Она – прима Театра оперетты, он – малоизвестный молодой поэт, без рубля за пазухой. Но видимо эти два человека были связаны одной красной нитью. Прошло более двадцати лет. Она все также известна и красива, он уже успешный, материально обеспеченный литературный деятель. Судьба снова столкнула их вместе и уже навсегда. Николай Доризо и Вера Вольская прожили вместе больше сорока лет.

Николай Константинович скончался в возрасте 87 лет. Молодое поколение сейчас вряд ли слышало что-либо о таком поэте. Многие его  песни, ошибочно, считаются народными. Но не думаю, что поэту в первую очередь была важна слава. В одном из своих последних интервью, он  сказал: «Мне грех жаловаться на жизнь».  Николай Доризо имел все, что нужно человеку и художнику – дом, семью, народное признание. Его песни сейчас –неотъемлемая часть культуры русского народа. 

Маргарита Дубинина

«Новая квартира» на Новой сцене. Премьера спектакля в Театре имени Евгения Вахтангова

Проект SYMPHONY KIDS. Неклассический концерт для классических детей Чингиз Айтматов. Лицо советского востока Дед Мороз ждет всех в ЦДМ на Лубянке Что? Где? Когда? KSENIASERAYA / осень-зима 18/19 Александр Петрович Сумароков: «Друг российскому народу» Олимпико. Шедевр итальянской архитектуры Встреча с немецким писателем Ойгеном Руге в Москве Фильм недели. Премьера. Дэн Гилрой «Стрингер”

Поэт. Родился 22 октября 1923 года на Кубани в Краснодаре.

Детство Николая прошло в кубанской станице Павловской. Его отец был уроженцем Греции, принадлежал к знатному греческому роду, поддержал революцию, перебрался вместе с родителями в Россию и работал адвокатом. Мама Николая Доризо была кубанской казачкой и закончила консерваторию по классу фортепиано. Она часто играла Николаю в детстве произведения Бетховена и Шумана, а он под музыку сочинял стихи. Вот как о детских годах писал в своей автобиографии Николай Доризо: «Мои родители были талантливыми, интересными и умными людьми. Папа — уроженец Греции. Он принадлежал к знатному греческому роду, в свое время поддержал революцию, а перебравшись вместе с родителями в Россию, работал адвокатом. Мама, кубанская казачка, закончила консерваторию по классу фортепиано и была музыкантом. Она записывала мои первые стихотворные опыты в тетрадку, которая хранится у меня до сих пор. Еще у меня была изумительная бабушка, Мария Назаровна. Именно она заразила меня любовью к поэзии, песне, народному слову. Перенял я от нее и умение изображать кого-то в лицах, «представлять», как она говорила… Мое детство можно было бы назвать счастливым, если бы в 1938 году не арестовали отца. Маме сказали, что ему дали 10 лет без права переписки, а на самом деле его расстреляли. По стране тогда ходила фраза: «Сын за отца не отвечает». Применительно ко мне это было действительно так: меня приняли в комсомол, более того, избрали секретарем комсомольской организации школы. Я до сих пор благодарен учителям, одноклассникам, соседям, которые прекрасно ко мне относились и никогда не намекали на то, что мой отец арестован. Мне всегда везло на хороших людей».

Николай Доризо окончил школу в Ростове-на-Дону в 1941 году и сразу попал на фронт. А за три года до этого в 1938 году во всесоюзной газете «Пионерская правда» были напечатаны первые стихи пятнадцатилетнего Николая.

Во время войны Доризо работал литературным сотрудником в Военном издательстве, затем в редакции окружной газеты «Слово бойца». Он рассказывал: «В 1942 году на фронте, не будучи еще ни отцом, ни поэтом, я написал стихотворение «Дочурка», к которому сочинила музыку Роза Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту! В конце войны на ростовском рынке я увидел безногого инвалида в потертой шинели, который торговал кукурузными лепешками и текстами «Дочурки», отпечатанными на папиросной бумаге. И стихи, и лепешка стоили 10 рублей. Люди покупали и то, и другое. Значит, мое стихотворение было нужно им так же, как хлеб…».

Сам Николай Доризо говорил, что война стала для него, как для литератора, настоящей школой. Он научился писать о том, что видел, и что пережил.

Вернувшись с войны, Николай Доризо поступил в Ростовский университет, и в 1948 году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах», которая отражала военные впечатления автора. А в 1957 году Николай Доризо окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Максима Горького.

В 1958 году на экраны Советского Союза вышел фильм «Дело было в Пеньково» режиссера Станислава Ростоцкого. Действие фильма происходило в деревне. Писать текст песни в фильме пригласили Николая Доризо, к тому времени бывшего известным поэтом, автором нескольких стихотворных сборников и членом Союза писателей СССР. Из воспоминаний Николая Доризо: «Стихи «Огней так много золотых на улицах Саратова» я показывал разным композиторам, но никто из них не рискнул написать к ним музыку. Тогда в почете были произведения не о любви, а о трудовых подвигах. А тут не просто любовная лирика, а чуть ли не аморалка… И вот однажды, когда съемки фильма «Дело было в Пенькове», к которому я написал песню «От людей на деревне не спрятаться», уже закончились, я проснулся около пяти часов утра, как будто кто-то толкнул меня в бок. «Огней так много золотых» словно специально написана для фильма! В тот же день я встретился с композитором Кириллом Молчановым. Он сначала повозмущался, мол, поздновато пришел, а потом сел за фортепиано и тут же заиграл мелодию. Мы оба были в восторге и в таком состоянии поехали на киностудию им. Горького, чтобы показать песню режиссеру Станиславу Ростоцкому. Выслушав нас, Ростоцкий сказал, что песня, конечно, хорошая, но съемки завершены, и фильм ему уже не принадлежит. А через день раздался звонок директора киностудии: «Что вы за песню написали? Вся студия ее поет. Хотя бы мне напели». Уговаривать нас с Кириллом не пришлось. Мы даже не успели допеть, как директор, прервав нас, воскликнул: «Волей, данной мне Богом и Центральным Комитетом партии, переношу сроки сдачи фильма». И специально для этой песни был доснят сюжет…».

В качестве автора текста для песен, прозвучавших с киноэкрана, Николай Доризо написал стихи более чем к сорока фильмам.

Кинокартина «Разные судьбы» режиссера Леонида Лукова вышла на экраны в 1956 году. В ней прозвучала песня, ставшая своеобразной визитной карточкой Марка Бернеса. Её так называют, упоминая главного героя киноленты – «Песня Рощина». Из воспоминаний Николая Доризо: «Съемки заканчивались, мы сидели в ресторане с режиссером Леонидом Луковым, пили коньячок. И тут этот толстый немолодой добряк расплакался: «Коля, ну как она может не любить меня?..» Речь шла о юной актрисе Татьяне Пилецкой, сыгравшей в его фильме главную роль. Я говорю режиссеру: «Леня, ты пойми, это был бы редчайший случай, если бы она тебя полюбила. Ты посмотри на нее, посмотри на себя. Но у нее к тебе как у актрисы всегда будет интерес — ты ей роли даешь». Леонид Луков был талантливейший режиссер, снявший культовые фильмы «Большая жизнь» и «Два бойца». И тут — весь седой — сидит, плачет, как мальчишка. Эта история так взволновала меня, что я в тот же вечер написал стихи. Я позвонил режиссеру: «Ленечка, мне Никита Богословский дал музыку, я написал песню, посвященную тебе». И стал напевать: «Как боится седина моя твоего локона, ты еще моложе кажешься, если я около». Леонид разрыдался: Потом сказал: «Как ты нашел слова описать все, что я чувствую? Это гениальная песня». Строчки из финальной части песни: «Видно, нам встреч не праздновать. У нас судьбы разные…» — стали названием картины – «Разные судьбы».

В соавторстве с Никитой Богословским появилась еще одна «сюжетная песня». Николай Доризо рассказывал: «Композитор Никита Богословский проиграл мне мелодию, и — верите — у меня перед глазами сразу встала заводская окраина, и припомнилась ситуация, невольным свидетелем которой я оказался в пору своей молодости, когда, по существу, делал первые шаги в поэзии. Было это в Ростове-на-Дону. Я тогда вместе с композитором Семеном Заславским работал над музыкальной комедией «Славянка». Мы сочиняли у него дома — в небольшой комнатке коммунальной квартиры, где в то далекое послевоенное время ютилась семья Заславских. Часто бывая у них дома, я поражался и восхищался тем, как больная, прикованная к постели мать композитора — Рахиль Исааковна — любила и оберегала свою русскую невестку Лиду. Если вдруг возникали какие-то размолвки, то всегда и во всем она горой становилась на ее сторону. Когда вспыльчивый по характеру Семен начинал, заикаясь, кричать, обаятельнейшая женщина Рахиль Исааковна перебивала его: «Сёма, прекрати!». А невестка Лида ее обожала… Поэтому, когда Никита Богословский показал мне музыку, на нее сразу легли слова, обращенные к этой еврейской маме. С годами я понял, что, защищая невестку, она защищала и счастье своего сына, порою даже от него самого. Это по большому счету и была настоящая материнская любовь…Потом семья Заславских переехала в Москву, я хоронил эту мудрую женщину Рахиль Исааковну и плакал…».

Все песни на стихи Николая Доризо представляют собой миниатюрные пьесы – с виду простые, но понятные каждому. Может потому, что поводом для их появления служили реальные персонажи, реальные люди? Своя история есть и у песни, которая стала негласным лирическим гимном шахтеров Донбаса. Песня появилась в1960-е годы. Тогда на Всесоюзном радио была очень популярна передача «Любимые артисты кино», в которой киноактеры рассказывали о себе, делились творческими планами и обязательно пели. На одну из передач была приглашена актерская супружеская пара – Клара Лучко и Сергей Лукьянов. Благодаря Кларе Лучко пошла тогда в народ песня «Ой, цветет калина», а Сергею Лукьянову, хотя у него и были неплохие вокальные данные, в фильмах петь не доводилось. Потому решено было сочинить такую песню специально для него. На радио был приглашен Николай Доризо, который рассказывал: «Сергей Лукьянов сам в юности работал в забое, а мне эта среда была незнакома. Сколько ни старался написать стихи — ничего не получалось: не пережито мною. И вот сидим мы втроем на квартире у Никиты Богословского, уже смирились, что песня не получается. Как вдруг Сергей Лукьянов начинает рассказывать о «самом большом потрясении в своей жизни». Когда он работал юношей на шахте, у него была потрясающей красоты девочка, на которой он должен был жениться. Звали ее Галя. Но так сложилась жизнь, что Сергей начал выступать в художественной самодеятельности, его талант заметили и послали учиться в Москву. Столичная жизнь его закружила-завертела, в родной город он не вернулся. С Галей расстался, но продолжал всю жизнь помнить о своей первой любви. Изменил судьбу актера фильм «Кубанские казаки».

На съемках картины, где Сергей Лукьянов исполнил главную роль — Гордея Ворона, он увидел очаровательную, талантливую актрису Клару Лучко. После выхода «Казаков» они поженились.

«Едем мы с молодой женой на «Волге» по одному из степных украинских городков, останавливаемся около колонки на улице выпить воды, — вспоминал Сергей Лукьянов. — Смотрим, стоит старуха, на меня смотрит и плачет: «Сережа, ты не помнишь меня?» Я пригляделся: «Боже ж ты мой, Галя!» — «Да, я же!» — «Да как ты живешь?» — «Ты стал народным артистом, тебя вся страна знает. А помнишь, духовой оркестр играл, мы с тобой танцевали…» Я сажусь в машину, моя молодая жена Клара спрашивает: «Сережа, с кем ты разговаривал?». А я молчу, не говорю, что эта старая женщина — та самая моя первая любовь, о которой я много ей рассказывал. Хотел, чтобы в ее памяти, как и в моей, она осталась молодой и красивой…».

Судьба Николая Доризо, на первый взгляд, не была богата бурными событиями. После выхода первой книги стихов в 1948 году он выпустил еще несколько десятков поэтических сборников и окончил высшие литературные курсы при Союзе Писателей СССР. Печатался как драматург. Выпустил собрание сочинений в трёх томах. Пробовал себя в качестве пушкиниста. За книги «Пока деревья есть на свете» и «Я сочинил когда-то песню» Доризо был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького, был награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак почёта» и жил в писательском поселке Переделкино под Москвой. Однако, история его второй женитьбы на примадонне Московского театра оперетты Вере Вольской была достойна сюжета для песни «в духе Доризо»: «Много лет назад я встретил прекрасную женщину, — рассказывал Николай Доризов одном из интервью. – Приятели тогда предупредили: «Оставь всякие надежды — это же прима Театра оперетты Верочка Вольская!»… Я отступил. В самом деле: кем я тогда был? Обычный студент Литературного института с кучей проблем, в том числе и материальных. Но, видимо, чему быть, того не миновать. Прошло более двадцати лет. Я успел обзавестись машиной, дачей, квартирой. И вот как-то возвращаюсь из издательства со своею новой книжкой. Вижу — стоит Верочка у ресторана «Прага» с тортом в руке. А я на машине со своим шофером — вез из издательства только что изданную книжку. Остановился. Подошел. Книжку подарил. С тем и расстались. Потом мы встретились с нею в гостях. Я набрался смелости и пригласил ее в Дом кино. И, удивительное дело, она согласилась. Там я готов был скупить для нее весь ресторан. А что касается предложения, то его сделал не я, а Верочка. Я ее постоянно приглашал то в театр, то в ресторан, и однажды она мне сказала: «Коля, у меня нет времени. Лучше женитесь на мне…».

Вера Вольская обладала той редкой красотой, которая с годами не тускнеет. У нее были темные глаза, похожие на миндалины, фарфоровая кожа и легкая молодая поступь примы театра оперетты. Из воспоминаний Татьяны Ивановны Шмыги: «Вера Вольская пришла к нам в театр немного раньше меня. По амплуа она была даже не столько субретка, сколько каскадная актриса. Играла много – помню её Олесю в «Трембите», хороша была она в «Бале в Савойе», в номере «Танголита».

Вера и Николай прожили вместе больше сорока лет. Николай Доризо рассказывал: «И знаете, о чем я думаю? Почему о долгой поздней любви в мировой литературе написано значительно меньше и слабее. Как правило, ослепленная молодая любовь обрывается на самой высокой ноте. Как заметил Симонов, все романы, повести кончаются на свадьбах. Или на пике любви умирают, как, к примеру, влюбленный чиновник Желтков в «Гранатовом браслете». А можно ли жить, любя с такою же силой, и быть при этом счастливым долго, всю жизнь, изо дня в день? И вот что я скажу. Да, в молодые годы страсть сближает людей, притягивает друг к другу. Но только в пожилом возрасте, поверьте мне, поэту, люди могут наконец-то понять, а любят ли действительно они друг друга или нет…».

Последние годы своей жизни Николай Доризо вместе с Верой жили в Переделкино, редко выезжая в Москву.

В одном из последних своих интервью Николай Доризо подвел своеобразный итог своей жизни: «Недавно мне исполнилось 80 лет — возраст, достойный долгожителя. Меня всегда волновала проблема долголетия. Почему одни люди живут долго, другие мало. Мне кажется, что многое зависит от наследственности, но многое и от того, обладает ли человек талантом соизмерять свои способности со своими возможностями. Большую роль играет и интерес к жизни, который идет от духовности. Для этого не обязательно писать стихи. Для меня духовность неотъемлема от веры в Бога. Мой дед был протоиереем Кубанского собора, а отец — ярым атеистом, поэтому мой путь к Богу был долгим. Этим я виноват перед Ним. Я считаю, что все от Бога: и мое творчество, и везение, и встреча с Верочкой. Мне грех жаловаться на жизнь.»

Николай Доризо умер 31 января 2011 года, и был похоронен на кладбище в Переделкино.

Николай Доризо в сети:

 Стихи не всегда должны быть красивыми, витиеватыми, они живут потому, что в них что-то есть для всех нас, а иначе это уже не поэзия, а шелуха. Всегда восхищалась талантами, способными в простых и душевных словах выразить суть и остроту чувств. Таким было творчество поэта, публициста, литературоведа Николая Константиновича ДОРИЗО. Ему могло бы исполниться 22 октября 90 лет, но он не дожил до юбилея ровно два года. Он ушел тихо, как и жил тихо вместе с супругой последние годы на подмосковной даче в Переделкино.

Родился поэт в Краснодаре. Но если быть точнее, то его мама поехала рожать в краевую столицу, а вот вынашивала под сердцем Котика (так мальчика называли в семье) в станице Павловской.

«В Павловском районе, – писал в автобиографии поэт, – где прошло мое детство, существует добрый обычай: каждому новорожденному вручается бронзовая медаль со строкой напутствия: «Расти достойным гражданином СССР». Я испытал подлинное волнение, когда совсем недавно (в 1973 г.– Авт.) меня удостоили этой медали. По удивительному совпадению мне вручили медаль в той самой комнате, где я когда-то жил. Сейчас в ней расположен загс.

Медалью этой награжден

В родной станице, на Кубани,

Друзья мои, односельчане,

Я как бы вновь на свет рожден!

Медаль рожденья моего –

То солнце, первое на свете,

Вот здесь увидел я его,

А вместе с ним – просторы эти.

По деревцу, по кирпичу,

По бревнам старого колодца

Я детство давнее ищу,

Как будто вновь оно вернется.

Немалый путь был мною пройден

С неповторимых тех времен.

Жизнь не медаль, а высший орден.

Которым был я награжден.

* * *

О, краски и запахи детства! Вы там,

на Кубани моей!..

Дымок испеченного теста

И жар самоварных углей,

И лужиц весенних свеченье,

И сумерек тихий секрет,

И позднего солнца вечерний,

Почти электрический свет…

Будучи маститым автором песенных хитов «На тот большак, на перекресток», «Краснодарская улица Красная», «Помнишь, мама моя», «Дочери, дочери», «Давно не бывал я в Донбассе», секретарем Союза писателей, поэт не раз бывал в отчем уголке. Встречался с земляками, приходил в литературное объединение при нашей газете. Редактор Владислав Иванович Зинченко несколько раз писал с ним интервью, постоянно перезванивался. А в 1984 году вместе с операторами и осветителями из Москвы и заведующим отдела пропаганды нашего райкома Евгением Александровичем Диким (сегодня – известный краевед) Доризо объехал район и записал воспоминания сельских тружеников. Потом на центральном телевидении вышла целая передача.

Когда же юный Коля ощутил тягу к поэзии?

«Мой папа был адвокатом. Если коротко, то Константин Николаевич Доризо знал семь языков. Окончив юридический факультет Петербургского университета, он вернулся на родину, в Афины. Работал в адвокатской конторе, но влюбился в революцию и поехал в Россию строить коммунизм…

…В один из дней, когда он отсутствовал по своим делам, к нам нагрянули гости. Мне тогда было три с половиной года. Помню, я вышел в центр комнаты и с выражением продекламировал два четверостишия, которые сам придумал. Все переглянулись и ахнули. Видимо, посчитали, что на ребенка, еще не умевшего писать, что-то снизошло с небес. После того озвученного «шедевра» моя дорогая мамочка – профессиональная пианистка Алевтина Павловна (закончила Московскую консерваторию) каждый день усаживала меня рядом с собой и записывала всё, что говорил я в рифму. Да и вообще в четыре года мне читали русские сказки и былины, произведения Лермонтова, Пушкина, а папа приохотил к постижению мифов своей солнечной страны, к «Илиаде» и «Одиссее». Став старше, начал читать стихи на радио, когда уже переехали в Ростов-на-Дону. В пятнадцать опубликовал первое стихотворение, и не где-нибудь – в «Пионерской правде». Потом я часто печатался в этом прекрасном издании…

Еще меня воспитала изу­мительная бабушка, Мария Назаровна. Она была попадьей, а дед протоиерей Павел Бирюков служил настоятелем в войсковом храме в Краснодаре. Именно бабушка заразила меня любовью к поэзии, русской и украинской песне, народному слову. Перенял я от нее и умение изображать кого-то в лицах, «представлять», как она говорила».

…Пока малыш подрастал в станице у бабушки, отец устроился в Краснодаре на работу. Они переехали. В новом доме, ставшем для Коли родным и располагавшемся в самом центре города, царила атмосфера интеллектуальных споров и страстей. Здесь собирался цвет интеллигенции: адвокаты, юристы, врачи. Часто они общались между собой на французском. Сам мальчик часто ходил на папины судебные процессы, замечал и запоминал характеры и поступки людские, даже получил позднее прозвище среди мальчишек «Адвокат».

…Когда начались сталинские времена, Доризо-старший верил, что его не коснется плохое, тем более что он был иностранным подданным, сохранив греческое гражданство. Но заграничный паспорт не помог, а навредил: отца обвинили в принадлежности к контрреволюционной организации и антисоветской агитации. Арестовывали дома, на глазах у жены и сына в 1938 году. Это случилось уже в Ростове-на-Дону, куда семья перебралась в 1934-м.

Назначили отцу срок: 10 лет без права переписки. Чаще всего это наказание заменяли расстрелом. Так было и с отцом будущего поэта, но Коля с матерью продолжали ожидать самого дорогого им человека.

«По стране тогда стала ходить фраза «сын за отца не отвечает». По законам времени мы подлежали высылке, и, скорее всего, нас ждал лагерь, однако произошло чудо. Я подал заявление о вступлении в комсомол. Понимал: примут – спасен, нет – тюрьма. В школьной организации, а там было 180 комсомольцев, меня приняли. Спасибо ученикам, преподавателям за спасение».

Николай Доризо закончил обучение в школе № 34 в трагическом 1941 году, хотел было поступить в военное училище, но клеймо сына врага народа помешало. Тогда 18-летний парень ушел на фронт. Во время войны работал литературным сотрудником в военном издательстве, затем в редакции окружной газеты «Слово бойца». Он рассказывал: «В 1942 году на фронте, не будучи еще ни отцом, ни поэтом, я написал стихотворение «Дочурка», к которому сочинила музыку аккомпаниатор нашей выездной агитбригады Роза Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту!».

Его юношеские произведения «Любаша», «Мы Керчь оставляли с боями» стали любимыми стихами Северо-Кавказского фронта. Их читали и перепевали бойцы, их можно было услышать на улицах, в вагонах.

Мы Керчь оставляли с боями,

Была она еле видна,

А ты все бежала, бежала за нами,

Седая морская волна.

Сам Николай Доризо говорил, что война была для него, как для литератора, настоящей школой. Вернувшись с фронта, парень поступил в Ростовский университет на историко-филологический факультет, и в 1948 году вышла его первая книга стихов «На родных берегах». А в 1957 году Доризо окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Максима Горького.

У него много званий и наград: лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького, премии им. Фадеева, премии Министерства обороны СССР, почетный гражданин городов Краснодара и Сочи, награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

Доризо на песенном и опереточном жанрах никогда не останавливался. Да и невозможно объективно судить о творчестве поэта по его «сделанным» в песенном формате текстам («текстам», потому что это не всегда полноценные стихи). Нужно читать поэта. Его строки неожиданные, почти афоризмы: «Есенин только начинается, Блок вновь становится поэтом, поэзия – она читается, как будто пишется при этом», «Когда не верит женщине мужчина, не верит он не ей – в себя не верит он», «Временные не­удачи лучше временных удач», «Графоман – это труженик, это – титан, это – гений, лишённый таланта», «Запели б только безголосые, а вокалисты подпоют»…

Он писал о произведениях русской классики, предлагая, например, своё прочтение комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и свою трактовку образа Софьи. В сюжетах его статей, рецензий, выступлений – Александр Островский, Владимир Маяковский, Виталий Закруткин, Юрий Бондарев, Алексей Фатьянов, писатели Северного Кавказа и национальных республик Нечерноземья, забытые герои Гражданской войны, несправедливо оклеветанный в перестроечное время Павлик Морозов. В середине 80-х появляется книга «России первая любовь: Мой Пушкин». Через всю творческую его жизнь пройдёт пушкинская тема, воплотившаяся в различных жанрах. Возможно, это главный труд Николая Константиновича. Но книга напечатана в разгар новых веяний в литературе и осталась незамеченной.

…Николай Константинович никогда не выставлял личную жизнь напоказ. Первой женой поэта была популярная эстрадная певица Гелена Великанова. Поэтическая культура певицы, по ее словам, во многом сформировалась благодаря Доризо. Красивый роман и семейная жизнь длились недолго, расставание произошло по инициативе Великановой. Хотя певица признавалась, что любовь к поэту умрет только вместе с ней. У Гелены и Николая родилась дочь Елена.

А это история второй женитьбы: «Много лет назад я встретил прекрасную женщину. Приятели тогда предупредили: «Оставь всякие надежды – это же прима оперетты Верочка Вольская!». Я отступил. В самом деле: кем я тогда был? Обычный студент Литературного института с кучей проблем, в том числе и материальных. Но, видимо, чему быть, того не миновать. Прошло более двадцати лет. Я успел обзавестись машиной, дачей, квартирой. И вот как-то возвращаюсь из издательства с новой книжкой. Вижу – стоит Верочка у ресторана «Прага» с тортом в руке. А я на машине с шофером. Остановился. Подошел. Книжку подарил. С тем и расстались. Потом мы встретились с нею в гостях. Я набрался смелости и пригласил ее в Дом кино. И, удивительное дело, она согласилась…».

Незадолго до смерти Николай Константинович говорил: «Я считаю, что все от Бога: и мое творчество, и везение, и встреча с Верочкой. Мне грех жаловаться на жизнь. У меня прекрасная семья, дети, внучки. За последние годы я написал много стихотворений, выходит новая книга. Пишут благодарные читатели. Чего еще можно желать? Так что я счастливый человек…»

Подготовила Я. Ляшенко.

19:01 31.01.2011 Читать ria.ru в Николай Доризо, известный советский поэт и автор слов к песням “Огней так много золотых…” и “Большак”, скончался в понедельник 31 января на 88-м году жизни.

Известный советский поэт Николай Доризо скончался в понедельник 31 января на 88-м году жизни.

Поэт Николай Константинович Доризо родился 22 октября 1923 года в Краснодаре.

Его отец, уроженец Греции, работал адвокатом, мать, кубанская казачка,  была музыкантом. В 1938 году отца арестовали и расстреляли.

Свои первые стихи Доризо опубликовал в 1938 году, когда ему было 15 лет. В 1941 окончил школу-десятилетку, а затем ушел на фронт, где продолжал писать стихи, а также работал литературным сотрудником в военном издательстве и в редакции окружной газеты “Слово бойца”.

В 1942 году, будучи на фронте, написал стихотворение «Дочурка», которое сразу сделалось необычайно популярным и было положено в основу популярной песни.

В 1945 – 1948 годах учился на историко-филологическом факультете Ростовского государственного университета.

В 1948 году в Ростове-на-Дону вышел его первый сборник стихов «На родных берегах», некоторое время спустя Доризо вступил в Союз писателей.

Окончил при Союзе писателей Высшие литературные курсы. Был секретарем Правления Союза писателей РСФСР.

Николай Доризо – автор стихов песен, звучащих в таких всенародно любимых фильмах, как “Простая история”, “Дело было в Пенькове”, “Разные судьбы”, всего в около сорока кинофильмов. Многие из этих песен до сих пор считаются народными.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом “Знак почёта”, является автором многих сборников стихов. За сборники стихов “Лик Победы”, “Пока деревья есть на свете”, “Я сочинил когда-то песню” поэту была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького.

Скончался 31 января на 88-ом году жизни. 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий