Никола Пуссен – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Никола Пуссен (Nicolas Poussin: родился в июне 1594-го — умер 19 ноября 1665-го) — гениальный французский художник XVII века, родоначальник классического направления в живописи. Творчество Никола Пуссена оказало неоценимое воздействие на развитие изобразительного искусства. Биографию мастера удалось восстановить благодаря сохранившимся письмам.

Никола Пуссен и его картины — неисчерпаемый источник вдохновения для художников прошлого и настоящего. Методы выражения живописца считаются в классицизме эталоном. Большинство его работ связано с мифологическими и библейскими сюжетами.

Биография Никола Пуссена

Никола Пуссен появился на свет на севере Франции, в Нормандии, дата его рождения точно не установлена. Сведения о семье будущего гения и его ранних годах очень скудны. Юноша изучал латынь в Руане, в школе иезуитов, брал уроки рисования у Квентина Варена (Quentin Varin).

В 18 лет Никола Пуссен сбежал из семейного гнезда в столицу. Творческая жизнь в Париже била ключом, искусство процветало, но стать «своим» в замкнутой гильдии живописцев и скульпторов было весьма непросто.

Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle), потом перешел в подмастерья к Жоржу Лаллеману (Georges Lallemand), живописцу-историку, но не сошелся с ним характерами. Никола, обладавший ярко выраженной индивидуальностью, не принимал студийную систему: всю свою творческую жизнь он писал медленно и тщательно, предпочитая работать в одиночку.

У молодого человека накопились внушительные долги. Он возвратился в отчий дом, но в 1616-м вновь уехал в Париж для изучения анатомии и перспективы. Благодаря дружбе с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа (Alexandre Courtois) художник смог посещать Лувр. Собственный стиль Никола Пуссена формировался под влиянием картин Рафаэля (Raffaello Santi) и Джулио Романо (Giulio Romano).

Центром искусства тогда был Рим, о котором наш герой страстно мечтал. Две попытки уехать оказались неудачными: в первый раз художник сумел добраться только до Флоренции, во второй — задержался в Лионе. Здесь он создал одну из самых значимых своих картин, которая долгое время считалась утерянной — «Успение Богородицы».

Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м тридцатилетний Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), а к наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен. Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) и считал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.

В столице Италии Пуссен познакомился с кардиналом Франческо Барберини (Francesco Barberini il Vecchio). «Разрушение Иерусалима», написанное по заказу высокого покровителя, стало первой значимой работой итальянского периода. Оригинал картины не сохранился, а вторая ее версия находится в Музее истории искусств в Вене.

Среди других известных произведений того времени выделяется «Смерть Германика» — шедевр, ставший символом классицизма. Всем созданным в Риме картинам присущи ясность идеи, четкость композиции и мягкость цветового решения.

Достигнув успеха на чужбине, художник приобрел много заказчиков и на родине. Среди них был знаменитый кардинал Ришелье, который купил несколько картин Пуссена. Живописцу обещали выгодные условия, если он согласится вернуться во Францию. В переписке с друзьями Никола выражает опасения, что «совершает безрассудство», но все же на исходе 1640-го прибывает в Париж и проводит там следующие два года.

Выполнив взятые обязательства, в 1642 году Пуссен мчится обратно в любимый Рим. Его мастерство достигает апогея. Эпикурейские мотивы практически исчезают, художник все больше интересуется античной тематикой, пишет пейзажи.

В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер.

Самые известные картины Никола Пуссена

Картины Никола Пуссена подчинены принципам рационализма, в них нет ни малейшего намека на вычурность. Композиция безупречна, лишние детали отсутствуют. Среди лучших произведений художника:

  • «Смерть Германика» (1628) — композиция выстроена подобно античному барельефу.
  • «Чума в Азоте» (1630) — картина создана под впечатлением от эпидемии бубонной чумы, свирепствовавшей тогда в Италии.
  • «Царство Флоры» (1631) — в основе сюжета лежат овидиевы «Метаморфозы»: герои, умирая, превращаются в цветы.
  • «Пейзаж с Диогеном» (1648) — за основу взят эпизод из трактата Диогена Лаэртского.
  • «Вознесение святого апостола Павла» (1650) — парящие в воздухе фигуры кажутся устойчивыми, будто поднимающая их сила и сила земного тяготения равны.
  • «Аполлон и Дафна» (1664) — последняя, оставшаяся незавершенной работа автора.

Биография

Великий нормандец, ярчайший французский художник XVII столетия, стоявший у истоков рождения и развития в мировой живописи стиля классицизм, Никола Пуссен стал маяком для поклонников искусства. Творческое наследие мастера сложно переоценить, ведь художник-классик оказал мощное влияние на дальнейшее развитие мировой живописи.

Детство и юность

Классик живописи родился на севере Франции, в нормандской коммуне Лез-Андели, в 1594 году. Родители позаботились, чтобы сын получил хорошее образование. Они отправили мальчика в Руан, в школу иезуитов. Там Никола познакомился со столичным живописцем Квентином Вареном, прибывшим из Парижа в сердце Нормандии, чтобы расписать церковь.

Юный Пуссен, с детства тянувшийся к изобразительному искусству, был поражен мастерством художника и договорился об уроках.

В 18 лет творческая биография Николы Пуссена получила новый толчок: начинающий художник отправился в Париж, где продолжил совершенствоваться у мэтра живописи Жоржа Лаллемана и портретиста Фердинанда ван Элле. Но наибольшее влияние на молодого мастера произвели полотна, увиденные им в Лувре. Пуссен взялся копировать картины итальянцев эпохи Возрождения и так увлекся, что поехал в Рим.

Личная жизнь

О личной жизни гения известно не так много. Его женой стала Анн-Мари — дочь французского кондитера Шарля Дюге, обосновавшегося в Риме. Семейству Дюге Пуссен обязан выздоровлением: они поставили на ноги заболевшего 35-летнего художника, приютив его в своем доме.

Венчание состоялось в начале осени 1630 года в римской базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

В доме жены и тестя по улице Паолина Никола Пуссен остался жить. Он стал первым учителем брата жены Гаспара Дюге, впоследствии взявшего фамилию учителя Пуссен.

Детей в союзе с Анн-Мари не было, но, по сохранившимся свидетельствам, супруги жили в любви и взаимопонимании.

Как выглядел художник, можно судить по фото нескольких автопортретов. Один из них, датируемый 1630 годом, сделан красным мелом и хранится в Британском музее.

Творчество

В Риме Никола не только вдохновился работами гениев, но и получил желаемые знания, прожив здесь 20 лет. Следующий период творчества — после возвращения во Францию — короткий: в Париже живописец пробыл 2 года в статусе первого придворного. Но дворцовые интриги, устраиваемые коллегами и поддерживаемые Анной Австрийской, вынудили Пуссена в 1642-м вернуться в Рим, где ему покровительствовал кардинал Барбарини.

Особенностями творчества художника называют строгое подчинение его работ принципам рационализма, главенствующего в классическом направлении. Более всего Пуссена вдохновляли мифологические, библейские и исторические сюжеты.

Следуя канонам античной живописи и восхищаясь искусством Ренессанса, мастер избегал вычурности и лишних деталей: каждый предмет на его полотнах на своем месте и несет смысловую нагрузку. Пейзажи Пуссена излучают мягкое тепло и словно подернуты легкой дымкой, увидеть и запечатлеть которую можно лишь в Средиземноморье.

Никола Пуссен одним из первых использовал в работе локальный свет, поняв его художественную ценность. В дальнейшем приемы мэтра стали эталоном. Академия Франции позаимствовала их при составлении свода правил, характерных для академизма.

В скрижали мировой живописи великий нормандец вошел с произведениями «Смерть Германика», «Царство Флоры», «Чума в Азоте», «Парнас», «Святое семейство на лестнице». Для собора Святого Петра в Ватикане мастер написал полотно «Мучения святого Эразма», которое ценители творчества Пуссена считают лучшим в его наследии.

Для позднего периода характерны сюжеты из литературы и мифологии. Самые известные работы — «Пейзаж с двумя нимфами», «Отдых на пути в Египет» и «Четыре времени года».

В Лувре хранятся картины кисти Пуссена «Вознесение Богородицы», «Пейзаж с Диогеном», «Чудо св. Франциска Ксаверия» и другие, которыми может гордиться любая художественная галерея мира. Для работ мэтра характерны идеальная точность рисунка и выверенная композиция с четким разделением планов посредством цвета и формы.

Смерть

Живописец скончался осенью 1665-го в Риме, ставшем второй родиной. Никола на год пережил любимую жену. О постигшем 71-летнего Пуссена горе свидетельствует незавершенная картина «Аполлон и Дафна», датированная годом кончины супруги. После ее смерти он не прикоснулся к кисти.

Что стало причиной смерти нормандца, неизвестно. Могила мэтра расположена в той же римской базилике, где венчались Никола и Анн-Мари.

Картины

  • 1623 — «Успение Богородицы»
  • 1624-1625 — «Победа Иисуса Навина над амореями»
  • 1626 — «Моление о чаше»
  • 1628 — «Мученичество святого Эразма»
  • 1627 — «Смерть Германика»
  • 1630 — «Автопортрет красным мелком»
  • 1630 — «Чума в Азоте»
  • 1630-1631 — «Парнас»
  • 1631 — «Царство Флоры»
  • 1638 — «Возвращение Святого семейства из Египта»
  • 1641 — «Чудо св. Франциска Ксаверия»
  • 1650 — «Вознесение Богородицы»
  • 1650 — «Вознесение святого апостола Павла»
  • 1657 — «Рождение Вакха и смерть Нарцисса»
  • 1660-1664 — «Четыре времени года»
  • 1664 — «Аполлон и Дафна»

Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) – французский художник, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственна ясность, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена были положены в основу обучения Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.

Содержание этой статьи скрыть

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты
  • Известные картины

Детство

О детских, отроческих годах Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: церковно-приходские книги, хранившие информацию о новорожденных, были утрачены. В литературе упоминается 15 июня 1594 год, но это лишь условность. Сам художник в одном из писем утверждал, что появился на свет в 1593 году. Его родина – местечко Лез-Андели в Нормандии.

Разрушение Иерусалима

Родители будущего гения не имели отношения к искусству. Мать была неграмотна, происходила из семьи разбогатевших крестьян. Отец обладал более высоким положением и смог обеспечить сыну достойное образование.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 15 июня 1594 — 19 ноября 1665
Страна Франция
Жанр Живопись
Стиль Классицизм
Сюжеты Пейзажи, история, мифология, религия

Мальчик получил первые знания в Руане, столице Нормандии, при монастыре иезуитов. Там пристрастился к рисованию. Приехавший расписывать церковь парижский художник К. Варрен обратил внимание на работы талантливого отрока, забрал его с собой, в столицу Франции, сделал своим учеником.

В Париже Никола Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ванн Элле, затем перешел в ученики к Жоржу Лаллеману.

Смерть Германика

Его мировоззрение перевернулось после того, как молодой человек оказался в Лувре. Увидев картины итальянских художников эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, очаровался ими. Именно тогда созрело решение отправиться в Рим, оттачивать мастерство, искать собственный путь в искусстве.

Родители стремлений сына стать художником не поддерживали. В возрасте 18 лет он сбежал в Италию, игнорируя их недовольство.

Творческий путь

Творческий путь Николы Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Ренессанса.

Через год поступил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» (1625-1926). До наших дней полотно не сохранилось. Второй вариант этого же сюжета был создан художником через 10 лет, хранится в Венском музее.

Весна”> Лето”> Осень”> Зима”> 1 / 4

Следующая работа «Смерть Германика» (1627) сегодня признана ярким произведением стиля классицизма. Основа сюжета – прощание римских легионеров с находящимся при смерти полководцем.

Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 г.г. начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. В этот период времени свет увидели:

  • «Нарцисс и Эхо» (1629),
  • «Царство Флоры» (1631),
  • «Селена и Эндимион» (1630),
  • «Танкред и Эрминия» (1630).

В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но уже через 2 года мастер вернулся в Рим: предлагаемая французским монархом работа показалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против нового фаворита.

Мученичество святого Эразма

Больше Никола не покидал Италии. Последние годы он рисовал пейзажи, самая знаменитая серия картин этого периода – «Четыре времени года» (1664).

Техника и стиль

Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.

Нарцисс и Эхо

Художника классицизма чрезвычайно интересовали работы двух авторов эпохи Ренессанса – Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») техникой, исполнением схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.

Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:

  • гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
  • изображение людей в благородных позах и одеяниях,
  • безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
  • идейная, моральная направленность сюжета,
  • точность рисунка, идеальность пропорций,
  • четкое разделение планов при помощи игры цвета.

Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.

Влияние на мир искусства

Никола Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских авторов оказалось колоссальным.

Первоначально работы художника не были оценены должным образом, воспринимались как некая диковинка, любопытная вещица. Лишь со временем стало ясно, насколько мощны его картины, какая сила таится в каждом их штрихе.

Царство Флоры

Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники обходили Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор снабдил их современным видением искусства, тем самым заложив основы методов классицизма.

Продолжателями идей Пуссена стали не живописцы XVII века, а художники-классицисты XVIII столетия. При жизни мастер кратко описал правила, которых он придерживался в работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения французской Королевской академии живописи и скульптуры.

Аполлон и Дафна

Картины Николы Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую картинную галерею.

Личная жизнь

Никола Пуссен был женат. Супругу он встретил в Риме: Анн-Мари оказалась француженкой, дочкой кондитера. В 1629 году, когда художник серьезно заболел, семья Дюге взяла на себя заботы о его здоровье. За время пребывания в их доме живописец обратил внимание на старшую дочь хозяина и после выздоровления обручился с ней.

Селена и Эндимион

Свадьба состоялась в 1630 году. Союз был крепким, счастливым. Детей в браке не родилось. Жена Пуссена скончалась в 1664 году. Это событие подкосило мастера, он перестал работать, пребывал в меланхоличном настроении. Через год он последовал вслед за супругой.

Смерть

Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.

Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.

Танкред и Эрминия

Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало.  Мэтру был 71 год.

В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.

Интересные факты

Любопытные моменты жизни Николы Пуссена, на которые стоит обратить внимание:

  • По матери у художника были брат и сестра, но ни с ними, ни с родителями после отъезда в Рим он не общался и не упомянул их в завещании.
  • Общее число полотен живописца на сегодняшний день – 244, еще 30 – под вопросом (авторство установить затруднительно).
  • Самая известная картина Пуссена – «Мученичество святого Эразма» (Музей Ватикана).
  • Предметы искусства, обнаруженные в доме художника после его смерти, оценили в 60 тысяч экю.
  • Могила мастера находится в церкви, где проходило его венчание с супругой (Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Рим.
  • Чтобы уехать из Парижа и не обидеть короля, Пуссен солгал им о болезни жены.
  • Последняя работа «Аполлон и Дафна» осталась незавершенной из-за смерти супруги: со дня ее кончины живописец не брал в руки кисть.
  • Пуссен больше гнался за славой, чем за богатством: даже когда заказчик присылал за картину меньшую сумму, чем было оговорено, художник не возражал.
  • Помимо художественных навыков, живописец подробно изучил анатомию, геометрию, чтобы создавать сюжеты, основываясь на точных знаниях.
  • Картины мастер писал долго, медленно, всегда самостоятельно, не привлекая помощников или учеников.
  • Памятники Пуссену установлены в Париже, Риме.
  • В 1631 году мастера избрали членом Академии Святого Луки – римского объединения художников.
  • Никола Пуссен прибыл в Рим, не имея за душой практически ничего, а умер одним из богатейших людей этого города.

Известные картины

Аркадские пастухи

Пейзаж с Полифемом

Явление Девы Марии св Иакову

Бегство в Египет

Ринальдо и Армида

Похищение сабинянок

Толкование

Пуссен Н.
Пуссен, Никола

Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин

Николя́ Пуссе́н (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и пейзажист.

Биография и творчество

Родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марини, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи.

Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному.

К лучшим историческим картинам Пуссена, из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены:

  • «Всемирный потоп»,
  • «Германик»,
  • «Взятие Иерусалима»,
  • «Тайная вечеря»,
  • «Ревекка»,
  • «Жена-блудница»,
  • «Моисей младенец»,
  • «Поклонение золотому тельцу»,
  • «Иоанн Креститель, крестящий в пустыне» и
  • «Аркадские пастухи».

Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением этого мастера; из них наиболее любопытны:

  • «Моисей, источающий воду из камня» (№ 1394),
  • «Эсфирь перед Артаксерксом» (№ 1397),
  • «Триумф Нептуна и Амфритриты» (№ 1400),
  • «Воздержанность Сципиона» (№ 1406),
  • «Танкред и Эрминия» (№ 1408)

и два исторических пейзажа (№ 1413 и № 1414).

С картин Пуссена гравировали: Шато, Пуайльи, Одран, Пеен и Клодина Стелла.

Литература

Полезное

Смотреть что такое “Пуссен Н.” в других словарях:

  • Пуссен — Пуссен, Никола Пуссен, Никола Автопортрет, 1649 год (Картинная галерея, Берлин) Дата ро …   Википедия

  • ПУССЕН — (Poussin) Никола (1594 1665), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы,… …   Современная энциклопедия

  • Пуссен — (Никола Poussin, 1594 1665) знаменитый французскийисторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальноехудожественное образование получил на своей родине, а потом учился вПариже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пуссен — (Poussin)         Никола (1594, июнь, Лез Андели, Нормандия, 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель Классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Пуссен — Никола (Poussin, Nicolas) 1594, Лез Андели 1665, Рим. Французский живописец. Согласно традиционной терминологии, считается одним из основоположников европейского классицизма направления в искусстве, опирающегося на античное и ренессансное… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Пуссен — (poussin) Никола (1594, Лез Андели, Нормандия – 1665, Рим), французский живописец, основоположник и крупнейший представитель классицизма. Сын крестьянина. В 1612 г. приехал в Париж, где поступил в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего …   Художественная энциклопедия

  • Пуссен Никола — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • Пуссен Никола —         (Poussin) (1594 1665), французский живописец и рисовальщик. Наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. Учился у К. Варена и др. Испытал влияние А. Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана; зарисовывал и обмерял… …   Художественная энциклопедия

  • Пуссен Никола — Пуссен (Poussin) Никола (1594, июнь, Лез Андели, Нормандия, 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля,… …   Большая советская энциклопедия

  • ПУССЕН (Poussin) Никола — (1594 1665) французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и… …   Большой Энциклопедический словарь

Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin) — великий французский художник, основоположник стиля классицизм. Значительную часть активной творческой жизни провёл в Риме. Почти не сохранилось документов, которые позволили бы подробно рассмотреть жизнь художника до его 45-летия. Но всё же благодаря определённым перепискам и трудам биографов удалось воссоздать, какой была жизнь и творческий путь художника.

«Моя натура влечет меня искать и любить вещи, прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету», — говорил сам Пуссен.

image
Никола Пуссен. Луврский автопортрет. 1650

Особенности творчества художника Никола Пуссена:

Главной темой его творчества стало прославление героического человека, его могучего разума, моральной силы и стойкости. 

Ключевыми сюжетами художника стали историко-мифологические и библейские, которые отмечены строгим рационализмом композиции и выбора художественных средств. Соблюдая каноны античной живописи и искусства Ренессанса, на своих картинах Никола Пуссен старался избегать всего лишнего: композиционно его работы безупречны, каждая деталь находится на своем месте и выполняет четко обозначенную роль.

Важным средством самовыражения для него стал пейзаж. Пребывание в Риме наложило свой отпечаток на манеру изображения светотени: пейзажи Пуссена наполнены мягким теплым светом, увидеть который и запечатлеть на полотне можно только в Италии. Его пейзаж композиционно продуман, разделен на планы, горизонт заткнут, каждый элемент природы предельно обобщен. Ландшафт носит у Пуссена не конкретный характер, а является скорее условной театральной декорацией, на фоне которой развиваются радостные или исполненные драматизма события. Наравне с природой на картинах мастера постоянно присутствуют разнообразные формы архитектурного декора. 

«То, что стоит сделать, стоит сделать хорошо»

Никола Пуссен

Одним из первых художников Пуссен оценил монументальность локального цвета и теоретически обосновал превосходство линии над цветом. Для творчества Никола Пуссена характерны глубокие сильные тона, а расположение цветовых групп продумано до мелочей.

Будучи человеком весьма образованным, Пуссен обладал обширными знаниями в философии, литературе, истории искусства, в первую очередь — античного, горячим поклонником которого он являлся. Оставаясь сторонником классицистического «культа разума», Пуссен проявил себя и как теоретик направления, оставив немало программных высказываний. как, по мнению художника, для выражения темы нравственного подвига необходим «дорийский лад», а радостной теме соответствует «ионийский лад». После кончины его высказывания стали теоретической основой академизма и деятельности Королевской академии живописи.

Творческий метод Пуссена наилучшим образом характеризуют его собственные замечания: «Чтобы художник мог проявить свой ум и мастерство, ему следует выбирать сюжет, способный воплотиться в наиболее прекрасной форме», «… нужно начинать с композиции, потом переходить к украшению, отделке, грации, живости, к костюму, правдоподобию». Эти высказывания выдают верность художника канонам классицизма, которому он не изменил в угоду быстротечной моде. 

Наиболее известные картины Пуссена

  • «Смерть Германика» (1626-1628) — композиция выстроена подобно античному барельефу.  Полотно соединяет в себе дидактику, археологическую точность и патетическую экспрессивностью. Сюжет картины основан на второй книге «Анналов» Тацита;
  • «Мученичество святого Эразма» (1628-1629) — картина выделяется среди прочих картин художника огромными размерами и обнаженным драматизмом. Эразм — раннехристианский великомученик, живший в конце III века(умер в 303г.). Согласно легенде, его истязали, наматывая внутренности на лебедку, принуждая отречься от веры. Полотно предназначалось для собора Св. Петра, теперь оно заменено мозаичной копией ;
  • «Чума в Азоте» (1630) — картина создана под впечатлением от эпидемии бубонной чумы, свирепствовавшей тогда в Италии;
  • «Вдохновение поэта» (1630) — тема, чрезвычайно популярная в искусстве античности и Ренессанса, не могла не привлечь внимания художника-классициста;
  • «Танкред и Эрминия» (1630) относится к числу программных произведений Пуссена. Любовь и долг в ней гармонично дополняют друг друга. Классицистические идеалы Пуссена отражает данное полотно, сюжет которого взят из поэмы великого представителя итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Тема героизма и верности долгу воплощена здесь в образе христианского рыцаря Танкреда, который тяжело ранен во время штурма Иерусалима. А его возлюбленная — Эрминия обрезает свои прекрасные волосы, чтобы перевязать ими раны героя;
  • «Парнас» (1630-1631);
  • «Царство Флоры» (1631) — в основе сюжета лежат Овидиевы «Метаморфозы»: мифические или исторические персонажи, погибая, превращаются в цветы и растения, символизируя вечную метаморфозу природы, умирающей зимой и возрождающейся весной к новой жизни;
  • «Пейзаж с Диогеном» (1648) — за основу взят эпизод из трактата Диогена Лаэртского;
  • «Святое семейство на лестнице» (1648);
  • «Пейзаж с Орфеем и Эвридиеой» (1648) — на этой картине драма, разделившая двух влюбленных, перенесена Пуссеном в Рим, о чем свидетельствует изображенный на заднем плане замок Святого Ангела;
  • «Аркадские пастухи» (1650) — напоминание о пасторали, еще одном жанре античного искусства;
  • «Пейзаж с перенесение тела Фокиона» (1648) — типичное для классицизма сочетание обобщенного пейзажа с архитектурным декором встречаем на картине Пуссена.
  • «Вознесение святого апостола Павла» (1650) — парящие в воздухе фигуры кажутся устойчивыми, будто поднимающая их сила и сила земного тяготения равны;
  • «Пейзаж с Полифемом» (1649) — на полотне природа приобретает самодовлеющий характер;
  • «Отдых на пути в Египет» (1655-1657);
  • «Пейзаж с двумя нимфами» (1659);
  • «Аполлон и Дафна» (1664) —  последняя, оставшаяся незавершенной работа автора.

Детство, юность и становление художника

К сожалению, о детстве, юности и начальном периоде художника сведения достаточно скудны. Позже источником информации о нём будет переписка с Кассиано даль Поццо (итальянский учёный и меценат), но письма датируются только периодом от 1 января 1641 до 18 сентября 1642 года.

Однако, мы знаем, что Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии.

Его отец Жан — выходец из семьи нотариуса и ветеран армии короля Генриха IV — происходил из рода, который упоминался в документах с 1280-х годов.

Мать — Мари де Лезман (Marie de Laisement) была вдовой вернонского прокурора. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна.

Точная дата рождения Никола Пуссена неизвестна. Традиционно называемое в литературе 15 июня — условность, поскольку в Андели не сохранились церковные книги. Первые биографы Пуссена не называли точных дат: Джованни Пьетро Беллори (1613-1696) назвал только год — 1594-й, а Андре Фелибьен (1619-1695) прибавил месяц — июнь. Сам Пуссен, датируя в одном из писем свой автопортрет 1650 года, утверждал, что родился в 1593 году.

Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств. Считается, что  уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал даже «грубыми и невежественными».

Творческий путь художника

Учёба в Руане — Жан-Батист Жувене(1644-1717) — Квентин Варен (1584-1626) — Фердинанд ван Элле  (1580-1649) — Жорж Лаллеман (1575-1636).

Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане.

Существует версия, что первые уроки живописи Пуссен получил в Руане у странствующего художника Нувеля Жувене.

Далее рисунки юного Пуссена, по-видимому, привлекли внимание Квентина Варена, который работал тогда в Андели над церковным заказом. Около 1610 года Никола Пуссен стал его учеником, и последующее его творчество демонстрирует определённое влияние Варена, в частности, внимание к сюжету, точной передаче выражения на лице, тонкость драпировок и стремление использовать тонкие и одновременно насыщенные цветовые сочетания. Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена.

Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle) около 3 месяцев,  но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах — жанре, который и впоследствии мало интересовал художника.

В возрасте 18 лет Никола некоторое время учился у Жоржа Лаллемана, но также не сошёлся с ним характерами. Кроме того, Пуссен рассчитывал глубоко заниматься рисунком, а недостаточное внимание к точности воспроизведения фигур Лаллеманом не устраивало его подмастерья. По-видимому, Пуссен выделялся яркой индивидуальностью уже в 1610-е годы и не вписывался в бригадный метод, широко применявшийся в искусстве того времени. Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно, исключительно в одиночку

В этот период он, по-видимому, знакомится с гравюрами художников итальянского Возрождения, а также с искусством античности, к которому приобщает его итальянский поэт Джованни Батиста Марино. Художник загорается мечтой отправиться в Рим. В самом начале 1620-х годов он дважды пытается добраться туда, но обе попытки оказываются неудачными. В первый раз художник сумел добраться только до Флоренции, во второй — задержался в Лионе.

Уже к концу 1620-х гг. художник достигает такого уровня мастерства, что среди его заказчиков оказываются кардиналы Альдобрандини и Франческо Барберини (1597 — 1679), для которых он пишет «Смерть Германика» и «Разрушение Иерусалима». 

В 1622 году отцы-иезуиты для празднования канонизации своих покровителей Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия заказывают молодым художникам целый ряд декоративных работ. Пуссену поручают написать четыре большие картины на сюжеты из жизни чествуемых святых. Быстрота, тщательность и хорошее качество исполнения работы привлекли к Пуссену внимание любителей искусства. Наконец, у него появляются средства для поездки в Италию. 

Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана Вечеллио  (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci).

К наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен.

Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). И даже полагал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.

В 1626 году Пуссена избирают членом Академии Св. Луки. Однако призвание не  изменило характера художника. Он по-прежнему много работает; стремясь повысить свое мастерство, продолжает изучать творения великих художников прошлого; сторонится шумных светских вечеринок. Пуссен не обзаводится по примеру других мастеров своей мастерской со многими учениками и подмастерьями. 

В 1629 году Пуссен серьезно заболевает. Все хлопоты по уходу за больным берет на себя семья выходца из Франции, трактирщика Жана Дюге. По-видимому, еще до болезни художник был знаком со старшей дочерью Дюге Мари-Анной. Во всяком случае, по выздоровлении он сватается к ней, и летом 1629 года молодые люди вступают в брак. Приданое позволяет супругам обзавестись собственным домом, а Пуссен получает возможность утвердиться на избранном поприще. 

К 1640-м гг. его имя называется в ряду первых живописцев Европы. 

Достигнув успеха на чужбине, художник приобрел много заказчиков и на родине. Среди них был знаменитый кардинал Ришелье, который купил несколько картин Пуссена. Ришелье предложил оформить Большую галерею Лувра. В переписке с друзьями Никола выражает опасения, что «совершает безрассудство». Но все же на исходе 1640-го прибывает в Париж и проводит там следующие два года. И эти два года, проведенные во Франции, оказались для художника не легкими и не слишком приятными . С самого начала обнаружились разногласия в художественных принципах, исповедуемых Пуссеном и другими художниками, приглашенными оформлять Лувр, среди которых одну из главных ролей играет Симон Вуэ. Симон Вуэ (1590-1649) — французский живописец, провел в Италии около 10 лет. По возвращении он стал главой придворных живописцев короля. Пуссен оказал на него сильнейшее влияние, а через него — на всю придворную школу. В конце концов Пуссен заболел и почти бежал из Парижа.

Все последующие годы художник прожил в Италии.

Среди картин этого периода были такие шедевры, как:

  • «Элеазар и Ревекка»;
  • «Пейзаж с Диогеном»;
  • «Суд Соломона»;
  • «Моисей иссекающий воду из скалы»;
  • «Экстаз Св. Павла».

У Пуссена по-прежнему было много заказчиков, и он плодотворно работал , не желая себе иной участи.

В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер. Скончался и похоронен в Риме. 

Современник Пуссена, выдающийся итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини сказал о нем : «Этот человек работает для головы». Для художника- классициста такое определение, безусловно , похвала. 

Кстати, во всех работах Пуссена чувствуется глубокая предварительная подготовка. Прежде чем создавать картину, он изготавливал маленькие восковые модели фигур, экспериментируя с различными композициями и освещением.

И ещё в философской новелле «Неведомый шедевр» Оноре де Бальзак рассказал историю молодого художника, пожертвовавшего ради искусства любовью и честью любимой девушки. Своего героя он назвал Пуссеном. Скорее всего, сюжет, придуманный писателем, лишь плод его фантазии. Но одну черту, которую присвоил персонажу Бальзак, мы конечно узнаем: Пуссен самозабвенно любил живопись и не видел без нее смысла жизни. 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий