Несказочная судьба первого советского киносказочника: Почему Александр Роу 10 лет не мог снимать детские фильмы

Биография

Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.

Детство и юность

Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.

image
Режиссер Александр Роу

В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.

Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.

image
Александр Роу в детстве

После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.

Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.

Александр Роу в молодости

По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

Фильмы

Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.

Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»

Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди – актеры.

Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.

Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»

Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.

Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».

Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»

Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.

«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.

Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.

Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»

«Морозко» – несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.

Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.

Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»

В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.

Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»

В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.

Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.

Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»

Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.

Личная жизнь

Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.

Елена Савицкая, первая жена Александра Роу

Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.

Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.

Ирина Зарубина, вторая жена Александра Роу

Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.

Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.

Смерть

На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.

Могила Александр Роу

Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.

Фильмография

  • 1938 – «По щучьему веленью»
  • 1939 – «Василиса Прекрасная»
  • 1941 – «Конёк-Горбунок»
  • 1945 – «Кащей Бессмертный»
  • 1952 – «Майская ночь, или Утопленница»
  • 1954 – «Тайна горного озера»
  • 1958 – «Новые похождения Кота в сапогах»
  • 1959 – «Марья-искусница»
  • 1960 – «Хрустальный башмачок»
  • 1961 – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1963 – «Королевство Кривых Зеркал»
  • 1964 – «Морозко»
  • 1968 – «Огонь, вода и медные трубы»
  • 1969 – «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972 – «Золотые рога»
  • 1975 – «Финист — Ясный Сокол»

Говорят, что по-настоящему гениальные произведения с годами не теряют своей актуальности. Это касается многого: картин, книг, песен и даже кинолент. Почти восемьдесят лет прошло с тех пор, как снял свою первую кинокартину великий советский сказочник Роу Александр Артурович. И хотя за все это время подросло уже несколько поколений зрителей, все они продолжают также любить добрые фильмы-сказки, снятые им.

Родители режиссера

Как это парадоксально ни звучит, но родителями великого советского режиссера, сумевшего оживить на экране старинные славянские сказки, были иностранцы. Отцом сказочника был ирландский инженер, присланный на работу в Российскую империю, Артур Говард Роу. Здесь он познакомился с красавицей-гречанкой из местной диаспоры, и вскоре влюбленные поженились. От этого брака весной 1906 года родился сын – Роу Александр Артурович.

Семья будущего режиссера, к сожалению, оказалась некрепкой. Когда мальчику едва успело исполниться восемь лет (по другим данным, десять), отец оставил супругу и сына и вернулся в Ирландию. С тех пор на плечи его юного Сашеньки легла забота о матери, здоровье которой не позволяло ей работать.

Александр Роу: ранние годы

Чтобы прокормить себя и мать, юный Роу брался за любую работу. Поначалу он был помощником священнослужителя, позже стал торговать всякой мелочью, от зелени до гребней и иголок. Однако мать Сашеньки, видя ум и напористость своего сына, понимала, что он способен на большее. Поэтому она приложила все усилия к тому, чтобы после семилетки Роу поступил в местный техникум.

Некоторые биографы утверждают, что Александра Роу привлекала карьера священнослужителя. Другие полагают, что он планировал пойти работать по специальности, полученной в своем торгово-экономическом техникуме. Несмотря на эти разногласия, сходятся биографы в одном: все планы Роу перевернул агиттеатр «Синяя блуза», куда парень устроился подрабатывать во время учебы.

Попав в мир театра, Роу Александр Артурович был в буквальном смысле околдован им. Так что будущий режиссер незамедлительно забрал свои документы из техникума и перевелся в школу для кинематографистов имени Бориса Чайковского.

В киношколе будущий режиссер учился до 1930-го. Следующие четыре года он продолжал получать образование в драматическом техникуме имени Ермоловой.

Первые работы в кино

Параллельно с учебой в драматическом техникуме Роу приступил к работе ассистента режиссера Якова Протазанова на киностудии «Межрабпомфильм» (сейчас киностудия Горького). С 1937 года сам начинает работать в качестве режиссера на этой же киностудии. И через год снимает свою первую картину – сказку «По щучьему веленью».

Снимая подобный фильм, Роу Александр Артурович очень рисковал, ведь до него никем ничего подобного не делалось. Раньше было принято экранизировать сказки с помощью мультипликации. Однако его первенец – киносказка «По щучьему веленью» – понравился абсолютно всем. И дети, и взрослые с удовольствием по несколько раз ходили смотреть чудесный фильм.

А тем временем режиссеру была уже заказана новая кинокартина, которая должна была рассказать зрителям об извечной борьбе зла с добром и о любви к родной земле. Так появилась задумка новой киносказки «Василиса Прекрасная», которая вышла в 1939-м и снова стала своеобразным хитом того времени. С тех пор Роу стал специализироваться на сказочной тематике в кино.

Роу Александр Артурович: фильмография избранная

Всего за годы работы Александр Роу снял целых шестнадцать кинокартин. Семнадцатую – «Финист — Ясный Сокол» – сняли уже после его кончины по сценарию его сочинения.

Наиболее известные работы режиссера по имени Роу Александр Артурович – это кинокартины «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и, конечно же, самый известный кинофильм Роу, любимый не только в СССР, но и во всем мире, – «Морозко».

Малоизвестный факт, но среди режиссерских работ Александра Артуровича есть и документальные фильмы («Артек» и «Крым»), а также фильм-балет, снятый совместно с Ростиславом Захаровым, – «Хрустальный башмачок».

Отношения Роу и его актеров

Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения великого сказочника и его «подмастерьев». Как вспоминают многие актеры, чужих на съемочной площадке режиссер Роу не любил. Поэтому предпочитал работать со своей командой. Многих актеров он снимал практически в каждой своей киносказке.

Самым любимым актером и другом Роу был Георгий Милляр, с которым режиссер познакомился еще во время съемок своей дебютной кинокартины. После этого Милляр стал практически визитной карточкой режиссера. Он играл у него и Бабу-Ягу, и Кощея, и черта, и прочую нечисть.

Некоторых своих звезд Роу открыл сам. К примеру, Алексея Катышева, исполнителя роли Васеньки («Огонь, вода и… медные трубы»), и Андрея, рыбацкого сына («Варвара-краса, длинная коса»). Как-то раз режиссер увидел молодого помощника звукооператора с изумительными глазами и доброй улыбкой. После этого он утвердил его на главную роль в своей новой киносказке, несмотря на то, что у парня не было ни соответствующего образования, ни опыта работы в кино.

Во время съемок Александр Роу никогда не приказывал актерам, как играть. Он просто ставил перед ними задачу: сыграйте то или другое. А как это сделать и какими приемами, оставалось на усмотрение самих актеров.

Смерть великого сказочника

В последние дни уходящего 1973 года великого метра советского кинематографа не стало. Он умер, так и не успев закончить работу над фильмом «Финист — Ясный Сокол». Остался только сценарий, по которому учеником Роу – Геннадием Васильевым – была снята кинолента, посвященная памяти его великого учителя.

Роу Александр Артурович: личная жизнь

Первой супругой Роу стала актриса Елена Савицкая. Однако семейная жизнь с такой яркой и неугомонной женщиной у режиссера не сложилась. Так как два таланта не могли построить нечто общее.

Но жизнь не стояла на месте, и чуть позже Александр Роу встретил свою суженую. Она и стала второй супругой режиссера – это Елена Георгиевна Роу. Эта мужественная женщина была для него настоящей боевой подругой, которая все свое время и силы отдавала любимому мужу. Ездила с ним на съемки, следила, чтобы он вовремя питался и не болел. Друзья и актеры вспоминают, что супруги Роу были очень гостеприимными людьми.

Практически всю свою жизнь Роу снимал киносказки для подрастающего поколения. К сожалению, своих детишек у него так и не появилось. Любил иногда шутить Роу Александр Артурович: жена, дети – это актеры. И действительно, он так и относился к своим подчиненным: любил их и заботился о них. И сами артисты относились к сказочнику как к отцу. Ради него они совершали опасные трюки на съемках, рисковали здоровьем, ломали ноги – и все лишь для того, чтобы снять фильм таким, каким видел его их режиссер.

Человеком непростой судьбы был Роу Александр Артурович. Биография этого замечательного человека и невероятного профессионала достойна подражания. Несмотря на все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, он смог сохранить детскую чистоту души, которую после вложил в свои фильмы. И пусть уже много лет этого талантливейшего режиссера нет среди живых, его фильмы остались и будут радовать еще многие поколения.

44 года назад ушел из жизни советский режиссер, автор знаменитых киносказок Александр Роу. Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.

Немногие поклонники режиссера, опоэтизировавшего славянский фольклор в кино, знают о том, что по своему происхождению он не имел ничего общего со славянской культурой. Его отец был ирландским инженером, приехавшим в начале ХХ в. в Россию по контракту для того, чтобы наладить мукомольную промышленность. В Юрьевце у него случился роман с гречанкой Юлией Карагеоргий, и у пары родился сын Александр. Когда началась Первая мировая война, отец бросил семью и вернулся в Ирландию, а его сын остался в России и всегда считал себя русским.

Режиссер на съемках

Мать часто болела, и с 10 лет Александру приходилось зарабатывать, продавая спички и гребни. Еще в школе он увлекся театром и стал заниматься в кружке художественной самодеятельности. С тех пор о другой профессии Роу и не мечтал. Сначала он стал ассистентом режиссера Якова Протазанова, по совету которого окончил Драматический техникум им. М. Ермоловой, а затем и сам начал снимать кино.

Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964

Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят, – писал Роу. – Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино – искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача – взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».

Кадр из фильма *Варвара-краса*, 1969

С первого же фильма «По щучьему велению» режиссер сформировал собственную команду, с которой проработал не один десяток лет. По словам оператора Леонида Акимова, у Александра Роу «был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно». Актер Георгий Милляр стал не только бессменным участником его команды, но его другом. Благодаря Роу Милляра стали называть заслуженной Бабой Ягой советского кино – именно в этой роли он больше всего впечатлил маленьких и взрослых зрителей. Иногда в одном фильме ему доставалось сразу 2-3 образа.

Режиссер на съемках фильма *Новые похождения кота в сапогах*, 1958

Александра Роу называли первым киносказочником страны, и на это были свои основания. Во многом он был первопроходцем – отказавшись от рисованной анимации в детских фильмах, он все творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в его работах были по тем временам удивительными: самодвижущаяся печь, идущие сами ведра с водой, складывающиеся дрова и т. д. По его заказу волшебную печь создали московские инженеры, внутри нее было место для водителя и пиротехническое устройство – чтобы печь выпускала клубы пара. В мастерской игрушек в Загорске по его просьбе изготовили 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная». Приводить его в движение должна была целая команда из 20 человек.

Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964

Сказки Роу пользовались огромным успехом не только в СССР, но и за рубежом. В США «Марья-искусница» и «Морозко» с успехом вышли в прокат, а Стивен Спилберг говорил о советском режиссере с восхищением: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».

Кадр из фильма *Морозко*, 1964

Однако прежде чем достичь таких впечатляющих успехов, режиссеру пришлось столкнуться и с серьезными трудностями. На протяжении 10 лет он был лишен возможности снимать кино – в конце 1940-х гг. сказка считалась слишком легким жанром, безыдейным и не отражающим жизнь советского народа, и уход Роу от общественно-политических тем вызывал недовольство киночиновников. Какое-то время режиссер снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, и только в 1955 г. он смог вернуться в Москву и снова заняться своим любимым делом – детским кинематографом.

Кадр из фильма *Королевство кривых зеркал*, 1963

Но даже самые лучшие фильмы Роу вызывали недовольство руководства: за «Королевство кривых зеркал» режиссер получил строгий выговор из-за того, что отрицательных персонажей сыграли самые яркие актеры, и в результате силы зла выглядели привлекательнее, чем силы добра. Признания он добился только во второй половине 1960-х гг., когда его фильм «Морозко» получил главный приз на кинофестивале в Венеции, а в 1968 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Александр Роу на съемках фильма *Золотые рога*, 1972

Неудачи долго преследовали режиссера и в личной жизни. Дважды он пытался построить отношения с актрисами, но эти союзы не были долговечными. Семейное счастье ему удалось обрести только с третьей попытки. Жена стала для него верной помощницей, но стать родителями им так и не довелось. 28 декабря 1973 г. на 68-м году жизни Александр Роу скончался, так и не осуществив мечты показать знаменитые фильмы-сказки собственным детям.

ОтсюдаСм.также: Как снимали “Морозко” 10 старых добрых фильмов, которые стоит посмотреть с детьми прямо сейчас! 50 фильмов под Новый год Режиссёры-легенды отечественного кинематографа

Александр Роу – главный сказочник СССР. За свою жизнь этот талантливый человек успел создать 14 фильмов для юных зрителей. «Василиса Прекрасная», «Морозка», «По щучьему велению», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы». Сказки Александра Артуровича влюбляют в себя не только детей, но и их родителей. Какова же его история?

Александр Роу: биография, семья

Герой этой статьи появился на свет в Ивановской губернии, произошло это в марте 1906 года. Александр Роу происходит из семьи, не имевшей отношения к миру драматического искусства. Его отец – ирландский инженер Артур Роу, работавший в России по контракту. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий. Детство Александра едва ли можно назвать безоблачным. Мальчику исполнилось восемь лет, когда его отец бросил семью. Артур Роу отбыл в родную страну, а его жена и сын остались в России.

Мать Александра страдала от тяжелой болезни, поэтому на его плечи рано легла забота о пропитании. Мальчик начал работать в возрасте десяти лет. Он торговал мелкой кустарной галантереей.

Первые успехи

После окончания семилетней школы Александр Роу продолжил образование в промышленно-экономическом техникуме. В 1921 году он устроился работать в театр «Синяя блуза». Затем юноша поступил в киношколу имени Б. В. Чайковского, успешно окончил ее в 1930 году. Далее он получил диплом Драматического техникума имени М. Н. Ермоловой.

В 1930 году молодой человек стал сотрудником киностудии «Межрабпомфильм». В качестве ассистента режиссера он участвовал в создании ряда известных картин Якова Протазанова, таких как «Бесприданница», «Марионетки», «Праздник святого Иоргена». Успешно он сотрудничал и с другими режиссерами. Конечно же, однажды Александр понял, что хочет снимать свое кино.

Режиссерский дебют

В 1937 году Александр Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм». Уже в следующем году он приступил к осуществлению своей мечты – съемкам собственной картины. Дебютным фильмом Роу стала сказка «По щучьему велению».

Чем была интересна эта лента? «По щучьему велению» – первая советская сказка, где чудеса творили живые актеры, а не нарисованные персонажи. Сюжет картины был позаимствован из одноименной пьесы Е. Тараховской. В этой ленте дебютировал Георгий Милляр, блестяще сыгравший царя Гороха. Гуси, шагающие задом наперед, самоходная печь – режиссерские находки покорили сердца не только детей, но и взрослых.

Картины 30-40-х

Свой второй фильм режиссер Александр Роу представил на зрительский суд уже в 1939 году. Это была одна из самых его знаменитых сказок – «Василиса Прекрасная». История начинается с того, что отец решает женить своих трех сыновей. Братья выходят в поле и пускают в разные стороны стрелы. Стрела младшего сына попадает на болото к лягушке-квакушке, с чего и начинается все самое интересное.

В 1941 году свет увидела третья сказка мэтра – «Конек-Горбунок». Сюжет этого великолепного детского фильма позаимствован из знаменитого произведения П. Ершова. Однажды царь решает жениться на девушке, о красоте которой ходят легенды. Привезти ему красавицу он поручает Иванушке, крестьянскому сыну. Не сносить юноше головы, если он вернется без царевой невесты. К счастью, на помощь ему приходит Конек-Горбунок.

Фильм «Кащей Бессмертный» снимался в непростых условиях военного времени. Съемочная группа работала в Таджикистане и Алтайском крае. В сказке присутствуют кадры, где горит пшеничное поле. Александру пришлось обращаться за разрешением в Совнарком для того, чтобы снять такую сцену. Образ Кащея воплотил Георгий Милляр, один из любимых актеров Роу. Этот человек только оправился от болезни, был бледным и худым. Стоит ли говорить о том, что он легко вжился в роль. Премьера картины состоялась в мае 1945 года. Многие восприняли сказку как метафору завершившейся войны.

Ленты 50-х

Из биографии Александра Роу следует, что после выхода «Кащея Бессмертного» он на какое-то время перестал снимать сказки. От режиссера ждали более серьезных работ, и он попытался эти ожидания оправдать. В 1952 году на зрительский суд была представлена картина «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет мистической ленты был позаимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Фильм рассказывает историю сына сельского главы. Юноша влюблен в простую казачку, однако упрямый отец не дает своего согласия на венчание. Однажды на помощь страдальцу приходит «нечистая сила».

В 1954 году Роу выпустил приключенческую ленту «Тайна горного озера», которая не имела особого успеха у зрителей. Такая же судьба ждала его семейную комедию «Драгоценный подарок», вышедшую в 1956 году.

В 1958-м наконец-то вновь взялся снимать сказки Александр Роу. Он представил на зрительский суд картину «Новые похождения Кота в сапогах». Сюжет ленты был позаимствован из двух известных произведений. Это «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци.

Первая половина 60-х

В 60-х годах сказки Александра Роу пользовались все такой же популярностью. Режиссер снял картину «Марья-искусница» по сценарию Евгения Шварца. Интересно, что в послевоенное время мэтру было строжайше запрещено снимать сказку «Царь Водокрут» по сценарию этого автора. Однако настойчивый маэстро от своей идеи не отказался. В картине «Марья-искусница» нашлось место злому царю, который похитил красавицу. Георгий Милляр в этой ленте необычайно хорош в образе Квака.

В этом же году свет увидела сказка «Хрустальный башмачок» по либретто Н. Волкова. А уже в 1963 году Александр представил на суд общественности фильм «Королевство кривых зеркал». Сюжет картины взят из одноименного произведения Виталия Губарева. Милая, временами чересчур назидательная сказка стала советской версией зазеркалья.

Легендарный фильм

Пожалуй, главное достижение талантливого режиссера – сказка «Морозко». Александр Роу снял эту картину в 1964 году, но она до сих пор пользуется неизменной популярностью у зрителей разных возрастов. Многие иностранные режиссеры, в том числе Стивен Спилберг, отметили огромное влияние «Морозко» на мировой кинематограф.

Именно благодаря этому фильму приобрели известность актрисы Инна Чурикова и Наталья Седых. Последнюю Александр Артурович нашел в балетной школе.

Вторая половина 60-х

Какие фильмы Александра Роу вышли в этот период? В 1967 году талантливый режиссер завершил работу над картиной «Огонь, вода и… медные трубы». Главный герой отправляется в лес, чтобы жечь уголь. На полянке он встречает милую девушку, которая пасет козленка, влюбляется в нее с первого взгляда. На глазах у парня девушку крадут слуги Кащея Бессмертного. Конечно же, он тут же отправляется на ее поиски. Ради любимой он готов пройти сквозь огонь и воду, однако труднее всего, оказывается, устоять перед сверкающими медными трубами, сиянием славы.

Чиновникам картина Роу по душе не пришлась. Они сочли, что сатира является слишком острой. Критики обвиняли мэтра в чрезмерном гротеске. Также Александра упрекали в обилии современных сцен, которые не являются типичными для старых народных сказок.

Последние картины

Какие еще фильмы Александра Роу нельзя оставить без внимания? В 1970 году на суд общественности была представлена сказка «Варвара-краса, длинная коса». Даже современные зрители не смогут остаться равнодушными к этой волшебной истории с недетским юмором.

Последний фильм Роу вышел в 1972 году. Это была сказка «Золотые рога».

Роу и его команда

Роу Александр Артурович настороженно относился к новым людям. Ему было нелегко принять в коллектив того или иного человека. Еще с начала работы у режиссера появилась команда, с которой он предпочитал сотрудничать. Плодотворный союз у него получился и со многими актерами.

Лучший друг Роу – Георгий Милляр. Этот человек засветился почти во всех сказках мэтра. В некоторых фильмах Александр Артурович поручал ему ни одну, а две или три роли. Нельзя не упомянуть и о том, что никто не смог лучше Милляра сыграть Бабу-Ягу. Роль сказочной злодейки Георгий выпросил у режиссера сам. Он мотивировал свое желание сыграть женскую роль тем, что ни одна дама не позволит так себя изуродовать.

Плодотворный союз сложился у режиссера и с Инной Чуриковой. Именно эта женщина воплотила образ знаменитой Марфушечки-душечки в «Морозко». Во время съемок Инна совсем не капризничала. Однажды она покорно съела в кадре луковицу, когда для ее героини не смогли найти яблока, которое она должна была с аппетитом жевать.

Любовь, семья

Как сложилась личная жизнь Александра Роу? Первой супругой режиссера стала актриса Елена Савицкая. К несчастью, две яркие личности не смогли ужиться. Брак вскоре распался.

Со своей второй женой Ириной Зарубиной Роу познакомился во время работы над «Василисой Прекрасной». Какое-то время он ухаживал за ней, затем сделал предложение и она его приняла. В 1940 году жена подарила Александру Артуровичу дочь. Девочку назвали Татьяной. Больше супруги заводить детей не стали, причины такого решения остались за кадром.

Что еще можно рассказать об этом талантливом человеке, слишком рано ушедшем из жизни? Александр Артурович никогда не был домоседом, его нелегко было застать в четырех стенах. Легкий на подъем Роу обожал путешествовать, к счастью, работа позволяла ему удовлетворять свою страсть.

Смерть

Александра Роу не стало 28 декабря 1973 года. Талантливый режиссер скончался в Москве, перед этим он долго болел. За пять дней до своей смерти Александр Артурович попросил организовать прощание с ним на студии. Оркестр должен был исполнять сюиту из комической оперы «Корневильские колокола», когда его будут выносить. Лев Потемкин, близкий друг Роу, в точности исполнил его указания. Талантливого режиссера похоронили на Бабушкинском кладбище. Ему было всего 67 лет.

Александр Артурович успел осуществить не все свои задумки. Он мечтал снять картину «Финист – Ясный Сокол» по одноименному произведению Николая Шестакова. К несчастью, болезнь помешала ему довести начатую работу до конца. Фильм «Финист – Ясный сокол» в итоге представил на зрительский суд Геннадий Васильев.

Похожие статьи

// puid2: ‘229103’, if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: ‘bzorw’, p2: ‘fulf’, puid8: window.localStorage.getItem(‘puid8’), puid12: ‘186107’, puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem(‘puid26′), extid: (function(){var a=”,b=’custom_id_user’;if(!localStorage.getItem(b)){var c=’ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789′;for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: ‘rentv’, }; const pk = window.localStorage.getItem(‘pk’); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = ‘1’; } var existBidding = window.localStorage.getItem(‘getBidsReceived’).split(‘,’) if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(‘adfox_151870620891737873_1004640’)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { “code”: ‘adfox_151870620891737873_1004640’, “bids”: [ { “bidder”: “adriver”, “params”: { “placementId”: “30:rentv_970x250_mid” } }, { “bidder”: “myTarget”, “params”: { “placementId”: “336252” } }, { “bidder”: “relap”, “params”: { “placementId”: “tJ2dQzv69g33YmJi” } }, { “bidder”: “bidvol”, “params”: { “placementId”: “16855” } }, { “bidder”: “otm”, “params”: { “placementId”: “24107” } }, { “bidder”: “adfox_adsmart”, “params”: { “pp”: “h”, “ps”: “doty”, “p2”: “ul”, “puid20”: “” }}, { “bidder”: “betweenDigital”, “params”: { “placementId”: “2755771” } } ], “sizes”: [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: ‘adfox_151870620891737873_1004640’, params: params, lazyLoad: { fetchMargin: ‘200’, mobileScaling: ‘2’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий