«Мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни!» Шалва Амонашвили – Никогда ни о чем не жалейте вдогонку… — LiveJournal

Перейти к навигации Перейти к поиску

Шалва Амонашвили
image
Имя при рождении Шалва Амонашвили
Дата рождения 8.03.1931
Место рождения Тифлис, ЗСФСР, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Шалва Александрович Амонашвили – советский, грузинский и российский педагог, доктор психологических наук, академик АПН СССР.

Шалва Амонашвили / Биография

Шалва Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Отец ушел на войну добровольцем и погиб в начале войны в Крыму. Воспитанием маленького Шалвы занимались мать, бабушка и дедушка. С детства он любил писать стихи, пьесы, философские эссе, ставить спектакли.

Сначала со школой и учителями у Шалвы Амонашвили складывались непростые отношения. «Школу – то я любил, но это не значит, что также любил своих учителей, или спешил в школу лишь для того, чтобы их увидеть, с ними пообщаться. Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал – они тоже недолюбливали меня, слабого» – вспоминает Шалва Александрович. Поверить в себя, превратиться в выпускника, закончившего школу с золотой медалью, ему помогла учительница грузинского языка и литературы Варвара Вардиашвили. Именно она поддержала его поэтический дар.

Как говорит сам Шалва Амонашвили, пройдя через руки своих учителей, педагогом он становиться не собирался. Его влекла журналистика, но так как в школе задержали выдачу аттестатов на несколько дней, он не успел подать свои документы на этот факультет: все места для медалистов были уже заняты. Для того, чтобы осуществить свою мечту, он подал документы на факультет востоковедения в группу иранской филологии. В школу Шалва Александрович попал совершенно случайно, желая помочь финансово своей семье, которая в тот момент едва сводила концы с концами. Ему, студенту второго курса Тбилисского университета, предлагают стать старшим пионервожатым в одной из школ, и он соглашается.

Сам Шалва Александрович говорит, что он не шел в школу для того, чтобы сделать ее смыслом своей жизни, но знал, что работать надо честно. В школе с его приходом закипела пионерская жизнь. Как старший пионервожатый, он ходил с учениками в походы, участвовал в общественной жизни, ставил с ними спектакли. И во всей этой круговерти школьной жизни Шалва Амонашвили был не над ребятами, а вместе с ними. Постепенно, работая в школе, он осознал себя не студентом-учеником, а начинающим молодым педагогом среди более опытных коллег. Как рассказывает он сам, его мысли о дипломатической службе и журналистской карьере в тот момент постепенно блекнут и он понимает, что пришел к детям в школу навсегда.

В 1955 году Шалва Амонашвили заканчивает с красным дипломом факультет востоковедения Тбилисского университета, поступает в аспирантуру и становится сотрудником НИИ педагогики Грузии. Одновременно работал учителем истории, побывав перед этим учителем труда и литературы. Вспоминая себя в те годы, Ш.А. Амонашвили характеризует себя как «доброго учителя», который противился авторитарным методам, но не знал, как по-другому выстраивать общение с детьми.

В 1958 году он закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, потому-что она противоречила его новым педагогическим взглядам. «Тогда я был уверен, что все образование можно изменить, отреформировать, обновить через так называемое внедрение новых педагогических, дидактических или методических систем, через приказы министерства или постановления правительства. Здесь я допустил ту же самую ошибку, что сейчас допускают специалисты так называемых педагогических технологий: я не отдавал должного свободной творческой воле учителя» – рассказывает он сам о том периоде своей работы.

К постепенному изменению стиля своей педагогической деятельности его подвели сами ученики. Именно с ними он начинает изучать и обсуждать Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Якова Семеновича Гогебашвили, Константина Дмитриевича Ушинского и Антона Семеновича Макаренко. В это же время, ища для себя новое в педагогике и психологии, он перечитывает труды В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Л.С. Выготского и другие психологические и философские источники. На основании этого он начал осознавать и формировать принципы и основы новой гуманно-личностной педагогики.

  • Шалва Амонашвили
  • image

    Педагогические притчи / Ш.А. Амонашвили

  • Как живете, дети? Пособие для учителя / Шалва Амонашвили

  • Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Шалва Амонашвили

  • Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках / Шалва Амонашвили

  • Основы гуманной педагогики. Учитель. Книга 5. Учитель / Шалва Амонашвили

Вот что говорит сам Шалва Александрович об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 1960–70-х годах Шалва Александрович возглавляет массовый эксперимент в школах Грузии. Он стал известен всему мировому педагогическому сообществу под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Это «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начинает эксперимент по работе с детьми шести лет. По словам Шалвы Александровича, цель эксперимента была одна – вырастить просто хороших людей, и она, по его мнению, была достигнута.

В это же время он начинает рассказывать со страниц газеты «Комсомольская правда» о своем опыте обучения без оценок, опираясь на взгляды Василия Александровича Сухомлинского, которого он считает одним из своих учителей. Через некоторое время случилось одно из значимых событий жизни Ш.А. Амонашвили – он получает экземпляр книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» с письмом и напутствием от самого автора. Это послужило для него еще одним подтверждением тому, что он идет по верному пути. Продолжает свой педагогический эксперимент Шалва Александрович уже в Москве. Здесь ему дали школу, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он сумел превратить её совсем в другое образовательное учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были удивлены произошедшей с учащимися переменой. Ш.А. Амонашвили отвечал, что детей надо любить и заниматься с ними, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1972 году Ш.А. Амонашвили защищает докторскую диссертацию по психологии и в 40 лет и становится доктором наук. Статьи о Шалве Александровиче иногда появлялись на страницах периодических изданий. Но в это же время Министерство образования Грузии приостанавливает эксперимент в школах; мэтру педагогики туда ходить запрещено. В освободившееся от занятий время, отчасти от отчаяния, он начинает писать свою первую книгу.

Именно в это время, по стечению жизненных обстоятельств, одна из «подвальных» статей об опыте работы Ш.А. Амонашвили, написанная педагогом и журналистом Олегом Матятиным и опубликованная в газете «Правда», попала в руки руководителю издательства «Просвещение» Дмитрию Дмитриевичу Зуеву. Он обращается к «учителю Шалве» и предлагает ему собрать имеющийся материал и издать книгу. Это было в 1981 году, а в 1983 выходит первая книга педагога «Здравствуйте, дети!». Путь этой книги к читателю был тернист и непрост: она не нравилась «высшему» руководству и у него к ней было немало вопросов. Но несмотря ни на что, книга вышла тиражом 400 000 экземпляров. Труд Шалвы Амонашвили становится настоящим прорывом в системе педагогики того времени и одним из символов педагогической системы XX века. Успех настолько огромен, что выходят вторая и третья часть этой книги «Как живете, дети?» и «Единство цели».

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым во Временном научно–исследовательском коллективе (ВНИК) «Школа». Это содружество ученых решает поистине историческую задачу: создание новой модели образовательной системы, которая бы обеспечила стране образование будущего.

В эти же годы С.Л. Соловейчик приглашает Ш. А. Амонашвили в одну из своих передач на центральное телевидение. Благодаря этому об опыте его работы узнает вся страна. Здесь же он знакомится с другими педагогами, которые привносят в существующую систему образования что-то новое и интересное. Тогда их называли педагогами-новаторами. В беседах и разговорах между ними рождаются основы педагогики сотрудничества, где главное – глубинная духовная взаимосвязь: учитель – ученик.

С 1993 года Ш. А. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило развивать идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева он становится одним из научных руководителей этой образовательной системы.

Все эти годы Шалва Александрович мечтал о создании «Антологии Гуманной Педагогики». В девяностых годах прошлого века издать ее не получилось. Дмитрий Дмитриевич Зуев помог ему осуществить эту идею. Издано уже 55 томов и, по мнению ее автора «это не очередная хрестоматия, а вечно исходящая Истина, Чаша педагогической мудрости, протянутая нам добрыми руками из будущего».

Среди этих томов есть и произведения самого Шалвы Александровича. Книги мэтра гуманно–личностной педагогики очень разные. Это и переиздание его первых книг, и размышления о современной педагогической культуре и известных педагогах современности, педагогические притчи, философские трактаты.

В начале XXI века под руководством Ш.А. Амонашвили образовался Международный Центр Гуманной Педагогики. Каждый год здесь проводятся Международные педагогические чтения, на которых собираются педагоги из разных стран. Международный центр имеет свой символ – лебедь на фоне сердца. Он обозначает единство любви и мудрости и присутствует на всех книгах, выпускаемых Издательским Домом Шалвы Амонашвили, как символ гуманно–личностной педагогики.

В настоящее время Ш.А Амонашвили возглавляет Академию Гуманной педагогики, которая реализует образовательные программы, как для родителей, так и для учителей. Здесь же проводятся встречи, семинары, фестивали для всех интересующихся гуманно–личностной педагогикой.

Кроме этого, Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

«Кто хоть раз общался с академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили, был у него на лекциях, на уроках в школе, тот навсегда останется в плену его обаяния, глубочайшего такта, внутреннего света и тепла, излучаемого этим необыкновенным человеком» – говорит о нем его коллега Дмитрий Дмитриевич Зуев.

Шалва Амонашвили / Книги

  • Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. – М. : Знание, 1980. – 96 с . – (Педагогика и психология).
  • Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. -1986./Воспитание и обучение. /Библиотека учителя.
  • Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.:ил.
  • Амонашвили, Ш. А. Единство цели. (В добрый путь, ребята!). Пособие для учителя – М.: Просвещение,1987. – 208 с.
  • Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя.- 1988
  • Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- 1996
  • Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно – личностной педагогики.- 1998./Творческая лаборатория учителя.
  • Амонашвили, Ш. А. Педагогические притчи/ Ш.А. Амонашвили. – 4 – е изд. – М.: Амрита, 2012. – 240 с.: ил. /Любовь и мудрость.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 3. Школа жизни / Шалва Амонашвили– М.: Свет, 2015. – 320 с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках. В 20 кн. Кн. 4. Об оценках / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2015. – 368 с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Учитель. В 20 кн. Кн. 5. Учитель / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2015. – 288с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2016. – 320 с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 1. Улыбка моя, где ты?/ Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 2. Как любить детей. / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. – 176 с. – /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А., Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 2. Как живете, Дети? / Шалва Амонашвили – М.: Свет, 2017. – 256с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Часть 3. Единство цели/ Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2017. – 304с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 7. Легко быть садовником, трудно быть уроком семени / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2017. – 400с. /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А., Искусство семейного воспитания. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 8. Искусство семейного воспитания / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 20 /Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 9 Разговор с сердцем / Шалва Амонашвили.– М.: Свет, 2018./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 10. Воспитание и развитие личности / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2017 – 288с./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 11 Родной язык и развитие письменной речи / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2017 – 304с./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.12 Учитель от бога / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2019 – 400с./Школа жизни.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.13. Речь. Развитие речи / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2020 – 240./Школа жизни.
  • Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.14. Амон – Ра. Легенда о камне / Шалва Амонашвили. – М.: Амрита – Русь, 2020 – 352с./ Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.16. Саломея / Шалва Амонашвили. – М.: Амрита – Русь, 2020 – 288с. / Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.16. Воин света / Шалва Амонашвили. – М.: Амрита – Русь, 2020./ Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Песнь великой любви: Воин света. Тысячу лет спустя. Ш. А. Кн. 3 – 2019 М.: Свет, 2019.
  • Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 17. Тысячу лет спустя. – М.: Амрита – Русь, 2020./Песнь великой любви.
  • Амонашвили, Ш. А. Как любить детей. Опыт самоанализа.- М.: Свет, 2017./Воспитание и образование. Школа жизни. – 2020.

Премии, награды

  • Премия Ленинского комсомола (1988)— за цикл работ по проблемам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003).
  • Премия Правительства РФ в области образования (2008).
  • «Рыцарь детства» (2007).
  • Премия Правительства РФ в области образования (2013).
  • Медаль К.Д.Ушинского «Учитель Великой России».

Категория: Толкование

Амонашвили, Шалва Александрович
Шалва Александрович Амонашвили
Дата рождения:

8 марта 1931(1931-03-08) (81 год)

Место рождения:

Тбилиси

Страна:

СССР,  Россия

Научная сфера:

педагогика

Место работы:

Московский городской педагогический университет

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание:

профессор, Академик РАО

Альма-матер:

Тбилисский государственный университет

Известен как:

выдающийся педагог

Награды и премии
Орден Буратино

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род. 8 марта 1931, Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Биография

Ш. А. Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси.

Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Ш. А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давид Онисимович Лордкипанидзе (Он пристрастил меня к классической педагогике (Коменский, Ушинский, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци. Вся классика) и Барнат Иосифович Хачапуридзе (доктор психологических наук, создал свою версию теории установки, исследовал невоспринимаемые раздражители в установке)[1]. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 70-80-ые годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ)[2].

Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии[3]. Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария)[4]. Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах[5]. Ректор Академии педагогического искусства и социализации[2]. В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили[6]. Руководитель издательского дома «Шалвы Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

Семья

  • Родители — Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-42) — погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-90).
  • Сестра – Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
  • Жена — Ниорадзе Валерия Гивиевна — д. п. н., проф. МГПУ.
  • Дети — Паата (1964) — психолог, социолог, писатель, издатель, Нино — филолог, ювелир.[1]

Педагогические идеи

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.[7]

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»[8]

Основные методические подходы

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.[9]

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Труды

  • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
  • Амонашвили Ш. А. Созидая человека. — М., 1982.
  • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983.
  • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987
  • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
  • Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986
  • Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
  • Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.
  • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2003.
  • Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну.- М.,2009.
  • Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
  • Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
  • Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
  • Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
  • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
  • Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003.
  • Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
  • Амонашвили Ш. А. Рука водящая. — Артемовск, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
  • Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.

На иностранном языке

Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983—1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;[10]

Критика взглядов Ш. Амонашвили

Главным критиками работ Шалвы Амонашвили, пожалуй, остаются представители Русской Православной церкви. Так, по мнению протеерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды педагога пропитаны оккультизмом. В доказательство своей точки зрения автор представляет следующие аргументы:

  • “…Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов вводит собственный новояз”;
  • “…гуманизм Амонашвили основанный на «винегрете» из религий и философских течений ведет к полной потере духовных ориентиров, прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребенка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке”;
  • “О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях – самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по-сути остаются словами”;
  • Вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
  • Манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;
  • остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

Примечания

  1. Интервью с Шалвой Амонашвили (недоступная ссылка)
  2. 1 2 Ректор Амонашвили Шалва Александрович // Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили
  3. Амонашвили Шалва Александрович // Сайт naukarao.narod.ru
  4. Софийски университет «Св. Климент Охридски». Доктор хонорис кауза. No. 299.
  5. Амонашвили Шалва Александрович // Проект Сердцеведение. Педагогика
  6. Центр Гуманной педагогики // МЦР
  7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. С. 89.
  8. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
  9. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. С. 90.
  10. Интервью с Шалвой Амонашвили

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Амонашвили, Шалва Александрович” в других словарях:

  • Амонашвили Шалва Александрович — (р. 1931), грузинский педагог и психолог. Один из создателей системы начального обучения детей шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения …   Энциклопедический словарь

  • Амонашвили Шалва Александрович — (р. 1931), грузинский педагог и психолог, почётный член РАО (1993). Один из создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Амонашвили, Шалва Александрович — (р. 1931)     д р психологических наук (1973), профессор (1980), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии); зав. лабораторией гуманной педагогики, профессор МГПУ.    (Бим Бад Б.М. Педагогический… …   Педагогический терминологический словарь

  • АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович — (p. 8.3.1931, Тбилиси), груз, педагог и психолог, д. ч. АПН СССР (1989 91), д р психол. наук (1973), проф. (1980). После окончания Тбилисского ун та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983 91 директор), с 1987 ген. директор эксперим …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АМОНАШВИЛИ — Шалва Александрович (p. 8.3.1931, Тбилиси), груз, педагог и психолог, д. ч. АПН СССР (1989 91), дер психол. наук (1973), проф. (1980). После окончания Тбилисского ун та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983 91 директор), с 1987 ген …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Амонашвили Ш. А. — АМОНАШВИ́ЛИ Шалва Александрович (р. 1931), груз. педагог и психолог, поч. ч. РАО (1993). Один из создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста. Тр. по психологии и методике начального обучения …   Биографический словарь

  • Список народных депутатов СССР — …   Википедия

  • Лауреаты премии Ленинского комсомола в области науки и техники — Содержание 1 1970 2 1972 3 1974 4 1976 4.1 Премии за 1975 год …   Википедия

  • Действительные члены (академики) Российской академии образования — Действительные члены Российской академии образования: Список членов РАО Абульханова, Ксения Александровна Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929 2008) Амонашвили, Шалва Александрович Андреев, Валентин Иванович Андреева, Галина Михайловна… …   Википедия

  • Педагогика сотрудничества — Педагогика сотрудничества  направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… …   Википедия

Ректором Академии является профессор Шалва Александрович Амонашвили.

Он доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических  Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени  Климента  Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь  детства».

Награждён медалями: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Шалва Александрович автор следующих книг:

  • «Педагогическая симфония» («Здравствуйте, дети!» «Как вам живётся, дети?», «Единство цели»);
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
  • «В школу с шести лет»;
  • «Размышления о гуманной педагогике»;
  • «Школа Жизни»;
  • «Вера и любовь»;
  • «Исповедь отца сыну»;
  • «Письма к дочери»;
  • «Баллада о воспитании»;
  • «Истина Школы»;
  • «Без  сердца что поймём?»;
  • «Спешите, дети, будем учиться  летать!»
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»

А также он автор художественных произведений: «Амон-Ра», Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.

Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

Краткая биографическая справка

Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом  второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили  и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1985 году был  избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем  директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

С 1998 года по сей день работает заведующим  лабораторией гуманной педагогики в ГОУ  ВПО  Московский городской педагогический  университет (МГПУ).

Амонашвили Шалва Александрович, Москваimage

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный академик РАО. Иностранный член Академии педагогических наук Украины. Почетный профессор МГПУ, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена, Тбилисского, Новосибирского, Тюменского университетов, Пражского, Софийского университетов. Почетный работник общего образования РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Заведующий лабораторией гуманной педагогики Института системных проектов Московского городского педагогического университета. Директор Международного центра гуманной педагогики при Международном центре Рерихов. Ректор Академии педагогического искусства и социализации. Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили».

Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Член Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России».

В 1955 г. окончил Тбилисский государственный университет по специальности «История Востока». В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С. Гогебашвили.

В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, от которой впоследствии отказался, так как она вошла в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по педагогической психологии.

Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса.

С 1958 по 1991 гг. работал в НИИ педагогики Грузии: лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1961 г. началось первое в качестве эксперимента внедрение его разработок в тбилисской «Школе радости» с шестилетними детьми. Целью эксперимента было воспитание гармоничных членов общества.

С 1964 г. участвовал и руководил экспериментом по внедрению педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» во многих школах Грузии.

В 1972 г. начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

В 1980 г. стал профессором Московского педогогического университета.

В 1989-1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР.

С 1991 по 1998 гг. заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани (Тбилиси).

С 1998 г. заведует лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета.

С 2001 г. возглавляет Международный центр гуманной педагогики при Международном центре Рерихов.

Сфера научных интересов:

  • гуманная педагогика,
  • дошкольная и школьная психология.

Автор научного направления, известного в мире как гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Научный руководитель образовательной системы «Школа 2100».

Основные публикации:

  • Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах.
  • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
  • Амонашвили Ш. А. Созидая человека. — М., 1982.
  • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983.
  • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987
  • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
  • Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
  • Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.
  • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2003.
  • Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну.- М.,2009.
  • Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
  • Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
  • Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
  • Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
  • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
  • Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003.
  • Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
  • Амонашвили Ш. А. Рука водящая. — Артемовск, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
  • Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.
  • Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество. Хмельницкий, 2011.

Награды:

  • лауреат премии Правительства РФ в области образования по теме «Определение и внедрение авторских программ, методик и оценки школьников в гуманно-личностном образовательном процессе» (2013)
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основы и опытно-экспериментальное осуществление)» для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и для общеобразовательный учреждений
  • почетный знак «За заслуги перед ГОУ ВПО МГПУ» (2010)
  • грамота Департамента образования г. Москвы (2006)
  • медаль им. К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2006)
  • почетная грамота Правительства г. Москвы (2001)
  • медаль «Народное признание педагогического труда» – «Учитель Великой России»
  • благодарность за сотрудничество в организации и проведении Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2003»
  • медаль им. академика И.И. Артоболевского за заслуги в просветительской деятельности (2010)
  • медаль им. Ю.А. Гагарина за заслуги перед космонавтикой (2009)
  • премия Ленинского комсомола за цикл работ по проблемам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (1988)
  • почетное звание «Рыцарь детства» Российского детского фонда (2007)

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Отправить личное сообщение

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий