Мурка, Маруся Климова, прости любимого…. Биография или вымысел? Чем закончилась история легендарной женщины?

«Мурка». Как секретная операция ЧК стала песней, и кто такая на самом деле Маруся Климова
Памятник Марии Климовой в Великом Устюге

Кто на самом деле скрывался под именем Мурка, как агента внедряли в воровскую банду, и как закончила жизнь на самом деле прототип главной героини, выяснял Иван Панкин в рубрике «Темные истории» на Радио «Комсомольская правда».

Скачать передачу [mp3, 20.5 МБ]

«Мурка» — одна из самых популярных песен 20 века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира. На самом деле она не что иное, как рассказ о секретной операции ЧК. А Мурка, то есть Маруся Климова, реальный человек.

Секретная операция. Начало

1919 год, 3 сентября. Дзержинский ждал в своем кабинете на Лубянке Федора Мартынова, одного из лучших своих чекистов. Он был руководителем особой ударной группы по борьбе с бандитизмом московской ЧК. Эта единственная в своем роде группа по сути являлась первым чекистским спецназом.

Мартынов был пунктуален. Он появился на пороге кабинета ровно в полдень и следующие несколько часов с Дзержинским обсуждал будущую сверхсекретную операцию. Когда все детали были обговорены, Феликс подошел к окну, на которое был выставлен патефон.

Такой был не у многих. Заиграла знаменитая песня «У окна», в которой узнается хорошо известная всем «Мурка». Дзержинский дослушал до припева и произнес:

— Все мы здорово придумали, Федор, в тебя и парней твоих я верю, но знаешь, кажется мне, что изюма во всем этом нет.

Начальник особой группы знал о любви своего руководителя вносить коррективы в утвержденный план в последний момент.

— В Одессе говорят: баба в банде — вору на фарт. Слышал? А Бриллиант этот любит баб с крутым нравом. Есть такая на примете?

Мартынов задумался. У него на уме было три подходящие кандидатуры, но на выборы времени не было.

— Климова. Мария. Сотрудник ЧК, врач.

— Врач? Хм.

Дзержинский нахмурился. Мартынов прославился тем, что сумел нейтрализовать в Москве неуловимого вора Яшку Кошелькова. Однажды этот головорез едва не убил самого Ленина. Остановил на трассе его машину, высадил вождя, его сестру, охранников и уехал. Через несколько минут сообразил, чей это автомобиль, вернулся, но Ильича уже не было. В тот же день Яшка со злости перестрелял около десятка человек.

Феликс отлично знал, что Мартынов опаснее десятых бандитов и абы кого в банду к себе брать не будет.

— Врач, значит. А что, Федор, для чекиста главное?

Мартынов ответил: Чистые руки, горячее сердце и холодная голова.

Дзержинский улыбнулся. Как раз в этот момент из патефона звучал последний куплет песни «У Окна».

— Ну что же, тогда вперед и с песней!

О чем на самом деле песня

«Мурка» рассказывает об этой сверхсекретной операции ЧК. Причем повествование ведется от первого лица. Большинство считало, что слова у Мурки народные. Автор старался лишний раз не афишировать свою причастность к этому творению, чтобы не дай Бог, не попасть в тюрьму или лагеря. Поэту, сатирику и публицисту Якову Давыдову было достаточно, что он прославился песнями «Гоп со смыком», «Цыпленок жареный», «Бублички». Кстати, свои статьи в газетах он подписывал такими псевдонимами, как Боцман, Жгут Пчела и Яков Ядов.

Мурку этот Яков Давыдов сочинил в начале 20-х годов, когда жил в Одессе. За основу взял популярную тогда песню «Шурка» на мотив еврейской мелодии. Она появилась в начале 20 века,и ее любили петь даже в царской семье.

Часть рукописи Мурки сохранилась почему-то в архивах уголовного розыска. А некий уголовник уверял, что впервые услышал песню еще в 19-м году в одном из исправительных домов. Возможно, слова песни «банда из Амура» расшифровываются как банда из-за МУРа, а имя Мурка — это намек на сотрудников МУРа.

Как журналист, Яков Ядов тесно сотрудничал с чекистами и поэтому знал об итогах той самой совершенно секретной операции.

Девушка для Бриллианта

Итак, согласно легенде, люди Мартынова прибыли в жемчужину у моря под видом гастролеров, которых прислал на разведку сам Нестор Махно.

Губернская чрезвычайная комиссия, естественно, узнала о новой группировке, однако никто из местных чекистов не догадывался, что это свои. Команда Мартынова уже имела опыт работы в Одессе. В своей первой командировке в этот город Мартынов и члены группы действовали очень жестко. Нынешняя ситуация отличалась. На этот раз надо было играть по местным правилам.

Главная роль отводилась сотруднице ЧК врачу Марии Климовой. Ее планировали использовать в качестве приманки для нового лидера криминального мира по кличке Бриллиант. Он занял место знаменитого налетчика Мишки Япончика и был куда кровожаднее предшественника.

О Бриллианте было известно только то, что он очень неравнодушен к прекрасному полу. Марии Климовой предстояло выйти на него и заслужить доверие. При этом в лицо Бриллианта знали всего несколько верных приближенных.

Если сперва предполагалось, что Климова будет помощницей главаря московской псевдобанды, то позже она вышла на первый план. Маруся сумела стать подругой Бриллианта. То есть она не просто смогла очень быстро обвести вокруг пальца опытных бандитов, Климова умудрилась загнать Брилианта под каблук.

Однако несколько подручных главаря банды относились к ней с подозрением. Чтобы девушка оставалась в игре, чекистам пришлось пожертвовать важной информацией из своей картотеки. Эти ценные сведения несколько остудили подозрительность бандитов. Надо сказать, что Маруся, как ее называл Бриллиант, слишком сильно вошла в образ воровки. Она все реже стала выходить на связь с коллегами, а вскоре и вовсе начала свою игру.

Преждевременная развязка операции наступила из-за ревности главаря одесских бандитов. Он увидел подругу в обществе другого авторитета по кличке Чревень, за которым также охотились чекисты. Кстати, финальный куплет песни «Мурка» подводит итог взаимоотношений вора по кличке Бриллиант и сотрудницы К. Климовой.

«Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая,

Здравствуй, моя Мурка, и прощай.

Ты зашухарила всю нашу малину

И за это пулю получай».

Несмотря на то, что автор Мурки Ядов был в курсе многих подробностей секретной операции в Одессе, он не знал главного. Действительно, в Марию стрелял Бриллиант и даже ранил её, но она не погибла.

Есть версия, что девушка всё устроила нарочно — свела в одном месте представителей двух банд, чтобы они перестреляли друг друга. Однако во время перестрелки в неё попали три пули — в грудь, голову и руку. Это стало ясно, когда оперативники опросили свидетелей, видевших разборку.

Труп не нашли

На месте лежали около 20 тел убитых бандитов. Но никто не мог толком сказать, куда пропала Маруся. Есть несколько подтверждений, что она осталась в живых. Во-первых, на местных кладбищах так и не нашли такого захоронения, хотя и поговаривали, что в одну из могил опустили гроб с телом девушки-двойника.

Но это либо слухи, либо еще одна легенда для прикрытия. А, во-вторых, не так давно в архивах МВД обнаружилась учетная карточка. В ней значилось, что уроженка города Великий Устюг, капитан запаса Мария Климова исключена из органов в марте 1952 года. То есть вышла на пенсию в возрасте примерно лет 55. Сама учетная карточка датирована примерно 1962 годом. Возможно, именно тогда легендарная Мурка ушла из жизни.

Кроме истории про гроб, ходили и другие слухи. Маруся Климова добралась до конспиративной квартиры, о которой никто не знал, и сумела сама себя выходить. Затем она вышла на Мартынова, и он тайно отправил ее Москву.

Когда Мартынов докладывал итоги операции Дзержинскому, глава ВЧК сказал: «Она молодец, руки чистые, разум холодный, а вот сердце… сердце слишком горячее».

Одесса после этой операции оказалась под контролем Дзержинского. Там уже не было былого разгула преступности. А сама Климова после поправки так и не смогла больше участвовать в операциях.

Начались проблемы со здоровьем и давали о себе знать постоянные мигрени, работу врача пришлось оставить. Для нее выделили место — перебирать бумажки. Вот и объяснение, почему она дослужилась только до капитана. Многие подробности операции остаются засекреченными, и вряд ли кто-то когда-нибудь раскроет все тайны этого дела.

24 сентября 2019, 09:23 Ирина КолесниковаИрина Колесникова

Историки и любители музыки до сих пор спорят, с кого списан образ Маруси Климовой в знаменитом «воровском гимне», и существовал ли этот персонаж вообще.

Вариантов исполнения известной блатной песни – великое множество. Не меньше существует и версий о том, кто стал прототипом главной героини этой песни, почему ее боялись даже злые урки и, зачем вообще банда с далекого Амура через всю огромную страну подалась в солнечную Одессу.

Песня «Мурка» стала своеобразным гимном воровского мира. Но ее охотно брыли и в кино. Причем, не только в наши дни, когда все разрешено, но и в советские времена, когда культура находилась под жестким гнетом цензуры.

Можно вспомнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего», или шедевральную ленту «Место встречи изменить нельзя». Помните, тот эпизод? «А что ж сыграть?». — спрашивает Шарапов, находящийся в тот момент в самом логове банды «Черная кошка». «Мурку», — говорит ему Промокашка, один из бандитов…

Откуда взялась песня?

Самые ранние упоминания о «Мурке» исследователи нашли в архивах одесского угро в начале двадцатых годов прошлого века. Автором слов считается одесский поэт Яков Ядов, который одно время работал в «уголовке». Соответственно, с жаргоном был знаком не понаслышке. Мелодию «народного шлягера» приписывают рижскому композитору Оскару Строку, а самую песню относят к жанру «жестокого романса», в конце которого нет хеппи-энда.

Главная героиня песни Маруся Климова и заканчивает трагически, погибая от руки одного из бандитов:

Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая,

Здравствуй, моя Мурка, и прощай.

Ты зашухарила всю нашу малину,

И за это пулю получай.

Мурка-чекистка и Мурка-проститутка

Но если насчет авторов песни все более-менее ясно, с самой Муркой все намного загадочней:

Речь держала баба, звали её Мурка,

Хитрая и смелая была.

Даже злые урки — и те боялись Мурки,

Воровскую жизнь она вела.

На счёт того, была ли Маруся Климова собирательным образом или реальным персонажем, спорят до сих пор. Одно не вызывает сомнений — прототип у неё точно был. Только уж более загадочный прототип. Такой, что сразу личность и не установишь.

Но попытки сделать это были, и немало. К примеру, автор книги «Песня про мою Мурку» Александр Сидоров уверен, что прообразом Мурки стала кровавая одесская чекистка по прозвищу Дора. Сергей Мельгунов в книге «Красный террор в России 1918–1923» описывает деяния красных палачей, среди которых была и та самая Дора.

Про нее в те времена на самом деле ходило много страшных слухов. Юная 20-летняя чекистка якобы слыла самым главным палачом в местной ЧК. Ей причисляют сотни загубленных душ.

После того, как осенью 1919-го ее казнили свои же чекисты, среди слухов о ее прошлом были и такие: Дора на самом деле была актрисой и так называемым двойным агентом, работая и в ЧК, и окунаясь в воровскую среду. Однажды ее история попалась на глаза Якову Ядову и он якобы на одном дыхании написал свои знаменитые строки.

Есть ещё один персонаж Вера Гребенникова — одесская проститутка, сдававшая белых офицеров большевикам. Она стала прототипом персонажа повести Валентина Катаева «Уже написан Вертер» Надежды Лазаревой. Там как раз речь идет об Одессе двадцатых годов прошлого столетия. Не исключено, что основой для Мурки стали обе эти женщины — кровавая палач и проститутка. А некоторые историки так и вовсе считают, что Дора и Вера это один и тот же человек.

Мурка-анархистка

Есть ещё одна Мария – вернее, Маруся Никифорова. Одна из самых заметных командиров анархистских отрядов на юге Украины в годы Гражданской войны, соратница Нестора Махно. Этакий «махно в юбке».

Уроженка Запорожья, дочь героя русско-турецкой войны в 16 лет сбежала из дома с любовником. Тот, правда, вскоре сбежал от своенравной девицы. Но Маруся, уже вкусив свободы, под мамкину юбку возвращаться не пожелала. И пошла она, как говорят, по миру скитаться, пока не примкнула к анархистскому движению. Здесь она однозначно почувствовала себя в своей стихии.

В 1905 году стала анархисткой-террористкой, расправлялась с теми, у кого есть сбережения в банках, кто обедает в ресторане и вообще похож на «буржуя». Спустя три года попалась, при задержании едва не взорвав себя и полицейских. Еще раз посчастливилось на суде. За четыре доказанных убийства ей светила смертная казнь, но судьи вспомнили добрым словом ее отца-героя, и дочь «пожалели». Пошла Маруся на пожизненную каторгу.

Но Мария и там не угомонилась. В 1909 году в Нарымской каторге подняла бунт, и пока охрана его усмиряла, под шумок сбежала. Ушла прямо через тайгу, где было полно хищников, а путь дорогу к людям знали только самые опытные охотники. Но Маруся выжила и и до намеченной цели дошла, попав к своим.

Затем были Япония, США, Франция, Испания, где Марии тоже не жилось спокойно. В Испании она даже получила пулю при нападении на местный банк.

Вернувшись в Россию в апреле 1917 года, пыталась организовать нападения на Временное правительство, но едва не попалась. Был отдан приказ на ее арест, но она успела сбежать на Украину, в родной Александровск. Там и познакомилась с Нестором Махно.

К тому времени Мария, или как она сама себя звала, Маруся и сама была известной бандиткой-революционеркой. Окончательно «атаманшей» ее признали после того, как она забрала миллион рублей из кассы александровского заводчика Якова Бадовского.

В городе Маруся организовала отряды так называемой Чёрной гвардии, которая терроризировала местную власть. Она на время даже объединилась с большевиками, уж очень их методы борьбы с врагом были в то время похожи. В марте 1919-го Маруся со своими «оторви-головами» влилась в бригаду батьки Махно. По слухам, готовила теракт против Ленина и Троцкого. Доподлинно не известно, но историк Виктор Савченко утверждал, что именно она устроила подрыв на пленуме ЦК партии в Москве, в результате которого погибло 12 человек и более полусотни были ранены.

В октябре 1919 года сподвижники Никифоровой заложили динамит в канализацию Кремля: взрыв должен был прогреметь в праздники. Однако план раскрыли чекисты. Маруся бежала в Крым, но в Севастополе её опознал белый офицер. Марусю, которая была одинаково врагом и для белых и для красных, повесили во дворе городской тюрьмы в конце 1919 года. Вполне возможно, что недолгая, но насыщенная событиями биография молодой женщины могла лечь в основу текста о Мурке.

Мурка-милиционерша под прикрытием

Вообще, текст переделывали много раз. Есть даже версии, что в начальной его версии речь шла просто о банде, а никакой Маруси там не было и в помине. Не было и политики, анархии, войны, а была обычная уголовщина.

Исходя из этой первоначальной версии текста, исследователи предполагают, что прототипом Маруси могла стать Мария Евдокимова, сотрудница ленинградской милиции. В 1926 году молоденькую девушку внедрили в одно из опаснейших мест в Ленинграде – трактир «Бристоль», где собирались самые отпетые бандиты со всей Лиговки.

Легенда Марии звучит так. Девушка устроилась в трактир официанткой, флиртовала с посетителями и уже спустя месяц знала «ху ис ху». Информация, которую Мария передавала руководству, накапливалась, обрабатывалась и однажды в «Бристоль» нагрянула облава. Как раз в тот самый момент, когда там пряталось много разыскиваемых милицией бандитов. Так что, «хлопнули» сразу немало матерых уголовничков.

Что в этой истории правда, что вымысел, сейчас уже не узнаешь. Зато известно, что после той «спецоперации» с внедрением Мария получила поощрение. А самое главное – осталась жива. В отличие от песни, где она (если прототип Мурки именно Мария) «зашухерила малину», за что получила то ли пулю, то ли «перо».

Мы не с Амура – мы из МУРа?

Кстати, если вспомнить в тексте про «банду с Амура», здесь тоже исследователи делали свои предположения. Например, такие, что банда могла оказаться вовсе с берегов Амура, а из… МУРа. В те времена в рядах правоохранительных органов очень не хватало людей, особенно опытных. И сотрудники легендарного Московского угро часто командировались в другие города, где криминогенная обстановка требовала срочного вмешательства специалистов. Одесса всегда была городом криминальным, так что, туда столичные сыщики ездили не переставая.

Некоторые историки склонны связывать появление «Мурки» с одной операцией, которую проводили в Одессе «командировочные». Согласно этой версии, сыщики прибыли в город под видом уголовников, посланцев самого Нестора Махно, чтобы нейтрализовать нескольких особо опасных местных бандитов.

У группировки был главарь, а у того для «фарту» при себе имелась постоянная «маруха», которую по легенде как раз и звали Маруся Климова. На деле подружку главаря разыгрывала 25-летняя сотрудница московского угро. Каких-то подробностей об этой операции в архивах не обнаружено. Но по слухам она прошла успешно.

Кто была та «фартовая» подруга главаря Маруся Климова, тоже доподлинно не известно. Но историкам в 1952 году попалось на глаза личное дело капитана запаса Марии Прокофьевны Климовой 1897 года рождения. На момент той одесской операции ей как раз и было где-то лет 25. Она – не она? Можем лишь предполагать.

Вообще существует несколько десятков вариантов исполнения «Мурки». Маруся Климова и Амур есть не везде. Где-то в текст включили МУР, а где-то банда прибывает уже из Ростова. В другом варианте «уркаганы собрали срочный комитет»… В одном из текстов Маруся вдруг превращается в Любку, а в другом нет ни той, ни другой.

В общем, некогда бандитский гимн давно превратился в народный хит, который каждый поет так, как ему больше по душе…

Маруся Климова — Мурка

Главной героиней знаменитого на весь мир блатного шлягера стала оперативница МУРа — Маруся Климова. Блатную песню «Мурка» в разных вариантах знает и поет вся Россия. Она несется из пролетающих на скорости по улицам автомобилей, доносится по вечерам из ресторанов, из квартир граждан российских, которые что-то там дома отмечают или просто проводят вечер «за рюмкой чая». «Мурку» у нас считают чуть ли гимном уголовного мира. Да что у нас! «Мурку» поют и слушают далеко за пределами России.

Вариантов песни перевалило за тысячу, и с каждым годом появляются новые. А ведь на самом деле эта песня — фактически рифмованный рассказ о секретной операции советских спецслужб, в которой главную роль сыграла вполне реальная женщина, сотрудник секретного подразделения Московского уголовного розыска.

Чтобы понять, почему секретный агент Маруся Климова оказалась в 1922 году в Одессе, где происходили события, положенные в основу песни, вернемся в осень 1921 года. К этому времени Одесса — крупнейший порт России — стала практически неуправляемой.Точнее‚ ею управляли уголовники. Обыденным явлением стали контрабанда, фальшивомонетничество, разбои, грабежи, убийства.

Маруся Климова из МУРа

Наряду с уголовниками Одессу наводнили агенты британской и румынской разведок. В городе действовало махновское подполье — батька Махно, укрывшийся за границей, намеревался вернуться в Одессу в середине 1922 года. Доходило до абсурда: бандиты и воры, сидевшие в тюрьмах, на ночь отпускались с ведома начальников, воровали и грабили, а утром возвращались в камеры. Награбленное отдавали милицейскому начальству, получая свой процент. И это после того, как год назад ЧК уже провело спецоперацию по зачистке от «оборотней» в погонах!

Маруся Климова — Мурка

Тогда, в 1920 году, в Одессу командировали особую группу Федора Мартынова из МУРа. Еще продолжалась Гражданская война, в Одессе был голод. Бандиты распоясались! Грабили средь бела дня, тех, кто не хотел расставаться с добром, убивали. Группе Мартынова были даны неограниченные полномочия: стрелять на поражение в любого подозрительного. По легенде, группа Мартынова изображала залетную банду, провоцируя местных на налеты, которые заканчивались арестами и ликвидацией. Сыщики комплексами не страдали и палили по бандитам изо всех стволов, действуя под девизом: «Нет уркагана — нет проблемы».

Но в 1922 году эта тактика уже не срабатывала, поэтому на Лубянке стали продумывать новую операцию по зачистке Одессы от уголовников. «Десант чистильщиков» готовился в обстановке повышенной секретности. Однако главари одесских банд теперь на пушечный выстрел не подпускали к себе чужаков. Вот тогда-то на Лубянке и было принято решение внедрить в одну из банд агента-женщину. Выбор пал на банду Миши Бриллианта. Как говорят, у него была особая слабость к женскому полу. На этом и решили сыграть.

В принципе, ход классический — сколько самых опытных секретных агентов и самых осторожных бандитов в мире ловились на приманку в юбке! Но тут была одна сложность — Бриллианта в лицо не знали ни агенты ЧК, ни милицейские осведомители.

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что есть и другие версии прототипа главной героини песни «Мурка». В Одессе давно живет легенда о проститутке по имени Дора, которая сдавала ЧК своих клиентов из числа бандитов и белогвардейских офицеров. По другой легенде, Мурка — Маруся Соколовская, жена убитого атамана, которая продолжила дело мужа. Есть еще другие легенды.

Мурка из Одессы

Спецоперация особой сложности по внедрению Мурки готовилась в обстановке повышенной секретности. Легенду для агента разработали мощную, с железными доказательствами на случай обязательных бандитских проверок. Однако со временем практически все документы под грифом «Совершенно секретно» были уничтожены, так что события исследователи воссоздают по обрывочной информации тех лет.

Естественно, бывает невероятно сложно отделить «зерна от плевел». В 1922 году группа муровцев прибыла в Одессу под видом разведчиков, присланных батькой Махно. В доказательство своих связей в уголовном мире Мурка предоставила Бриллианту суперважные документы — уголовную милицейскую картотеку. Святая святых оперов! Картотека собиралась еще с дореволюционных времен и включала в себя весь уголовный мир — наследство царского прошлого и вновь приобретенных послереволюционных уголовников.

Вскоре Мурка стала подругой Бриллианта и одновременно партнером. Для женщины в уголовном мире это был редкий случай. Мурке даже полагалась часть награбленного, большей частью — контрабанды.

Маруся Климова — судьба неизвестна

В песне главарь банды, узнав, что Мурка предала его, безжалостно расправляется с ней. Одесские историки не одно десятилетие искали могилу легендарной Мурки, но так и не нашли. Зато в архивах чудом сохранилась учетная карточка агента Марии Климовой, 1897 года рождения. Судя по записям в ней, Мурка осталась жива и в 1952 году вышла на пенсию в звании капитана милиции. Дальнейшая ее судьба, к сожалению, не известна.

Скоро исполнится столетие, как гуляет по свету знаменитая песня «Мурка» − уникальное детище блатного фольклора. Помните этот мотив?

Эх, Мурка, ты мой муреночек!

Мурка, ты мой котеночек!

Мурка, Маруся Климова,

Прости любимого…

Не будет преувеличением сказать, что своей популярностью она опередила большинство прославленных хитов, созданных профессиональными поэтами и композиторами. Ее любят слушать, а иной раз и петь, люди, принадлежащие к самым различным слоям общества – от бомжей до олигархов. Главной героиней песни является сотрудница одесского уголовного розыска Маруся Климова – Мурка, биография которой легла в основу этой статьи.

Город, оказавшийся в руках преступников

История Мурки − Маруси Климовой (фото этой женщины открывает статью), − так ярко представленная в знаменитой песне, является отражением реальных событий, свидетелями которых стала Одесса незадолго до окончания Гражданской войны. Разгул преступности, вызванный чередой социальных потрясений, связанных с коренным изменением государственного устройства, предельно обострился в 1921 году. По воспоминаниям современников тех событий, Одесса – крупнейший торговый порт России − стала практически неуправляемой, чем не преминули воспользоваться разного рода уголовные элементы. Они-то и оказались ее подлинными хозяевами, сделав грабежи и разбой обычным явлением.

Ту часть биографии Маруси Климовой (Мурки), что описана авторами песни, предваряют события, произошедшие за год до ее появления в Одессе. По распоряжению руководства местного ГубЧК, в 1921 году была предпринята попытка «зачистить» города от воров и бандитов. С этой целью группе оперативников под руководством С. Мартынова было дано право расстреливать на месте всех подозрительных лиц. Сами чекисты маскировались под «залетную банду», провоцируя местных уголовников на «совместные» грабежи и уничтожая их на месте преступления.

Опасное задание

Какое-то время такой метод борьбы приносил результаты, но вскоре бандиты «вычислили» виновников своих провалов и безжалостно их перестреляли. Вот тут-то и начались события, ставшие яркой и героической страницей в биографии Маруси Климовой (Мурки). Дело в том, что положение в городе сложилось до такой степени критическое, что его взяло под свой контроль Главное управление всероссийской чрезвычайной комиссии.

В Москве на Лубянке решили для проведения очередной операции внедрить в наиболее опасную банду своего агента, которым должна была стать женщина. Эта хитрость помогла бы усыпить подозрительность уголовников и обеспечить успех всего дела. Наиболее подходящей сочли кандидатуру Марии Прокофьевны Климовой − 25-летней сотрудницы, имевшей уже достаточный опыт работы в уголовном розыске. Она-то и отправилась в Одессу с секретным заданием.

Для полной объективности следует сказать, что данных, позволивших бы составить полную биографию Маруси Климовой – Мурки, как принято называть эту женщину, − не существует. Та часть архива Московской ВЧК, в которой помещалось ее личное дело, была уничтожена (по крайней мере, считается таковой), и в руках исследователей имеются лишь отрывочные сведения.

Бесстрашная Маруся

Для выполнения задания, полученного из Москвы, одесскими оперативниками была намечена самая крупная по тому времени банда, главарем которой являлся некий Мишка Бриллиант. Само по себе внедрение секретного агента-женщины – идея не новая. Еще в дореволюционные годы стражами порядка было проведено немало операций, в результате которых даже самые матерые преступники попадались на приманку в юбке. Но в данном случае была одна важная деталь, делавшая и без того сложное задание почти невыполнимым – никто из оперативников не знал в лицо этого самого Бриллианта.

Задуманное дело было сопряжено и с целым рядом сложностей, характерных для подобного рода предприятий. Прежде всего сотрудница, выбранная для этого задания, должна была обладать недюжинным актерским талантом, ведь изображать перед матерыми уголовниками видавшую виды преступницу – задача крайне сложная, сопряженная со смертельным риском. Кроме того, непредвиденные обстоятельства, в которых она могла оказаться, требовали наличия не только гибкого ума, но и отчаянной смелости. Как отмечают все, кто ставил перед собой задачу написать биографию Маруси Климовой, Мурка этими качествами вполне обладала.

Хитрая уловка

Известно, что руководство Одесской ЧК вело подготовку операции по внедрению Климовой в банду Мишки Бриллианта с особой тщательностью. Была разработана весьма убедительная легенда, которая, по мнению оперативников, должна была обеспечить ей доверие со стороны бандитов.

Специально для нее была изъята из старого полицейского архива часть картотеки, в которой еще с дореволюционных времен хранились данные о представителях одесского уголовного мира. Задумка состояла в том, что, выйдя на главаря банды, она покажет ему эти документы, сказав, что сумела выкрасть их, и теперь желает выгодно продать заинтересованным лицам. Секретные материалы, предъявленные в качестве товара, заставят Бриллианта отнестись к своей новой знакомой с полным доверием. Именно так все и произошло на самом деле.

О том, сложились ли интимные отношения между бандитом Мишкой и сотрудницей ЧК Марусей Климовой (Муркой), в биографии, а точнее, в очерках о ее жизни, не говорится. Известно лишь, что деловыми партнерами они стали настолько близкими, что ей выдавали определенную часть награбленного.

Разгром банды Мишки Бриллианта

Операция, проводимая Одесским ГубЧК при участии Марии Климовой, продолжалась около трех месяцев и принесла желаемые результаты. Несмотря на то что далеко не все удалось заранее предусмотреть в этой многоходовой комбинации, неуловимая до той поры банда Мишки Бриллианта, а вместе с ней еще несколько преступных группировок были полностью уничтожены.

Основную часть преступников убили при задержании, а те, кто остался в живых, получили длительный срок заключения. Во всех отрывочных и далеко не полных биографиях Маруси Климовой (Мурки), составленных за прошедшие с той поры годы, именной ей приписывается главная заслуга в ликвидации столь большого числа бандитов.

Находка в одесском архиве

Текст знаменитой песни о Марусе Климовой известен во многих вариантах. Говорят, что собиратели блатного фольклора насчитывают их более сотни (куплет одного из них приводится в статье). Между ними немало отличий, но в одном они схожи – в конце песни главную героиню настигает бандитская пуля, послужившая возмездием за ее двойную игру. Так ли было на самом деле? К счастью, нет. Оказывается, настоящая история Маруси Климовой (Мурки) имеет вполне счастливое продолжение.

Сомнения в том, что версия, изложенная авторами песни, отражает реальный ход событий, возникли еще давно. Началось с того, что одесские историки, на протяжении нескольких десятилетий пытавшиеся отыскать могилу бесстрашной оперативницы, потерпели неудачу, не сумев при этом обнаружить даже каких-либо документальных подтверждений ее гибели. Вопрос, что называется, повис в воздухе, и продолжалось это до тех пор, пока в годы перестройки не были рассекречены архивы Одесского ГубЧК. В них были обнаружены учетная карточка и фото Мурки − сотрудницы ЧК Маруси Климовой. В биографии этой легендарной женщины удалось заполнить много существенных пробелов.

Новая профессия

Прежде всего, стало известно, что родилась она в 1897 году в Москве. Это позволило говорить о ней как о 25-летней сотруднице, направленной в 1922 году для выполнения сложного и опасного задания. Кроме того, выяснилось, что по образованию Мария Климова была врачом. Что же касается причины, побудившей молодую женщину расстаться со столь престижной профессией и посвятить себя поимке преступников, то об этом можно лишь строить предположения.

Возможно, ее привлекла романтика сыскного дела или подтолкнули на этот шаг нежные чувства к кому-то из оперативников. Все может быть, но не исключено и то, что в те трудные времена закрылась больница, в которой она работала, и Мария решила устроиться в ЧК, зная, что сотрудники там обеспечены всем необходимым.

Капитан ленинградской милиции

Главной же неожиданностью для историков стала запись о том, что после выполнения задания она еще несколько лет прослужила в Одессе, а затем была переведена в Ленинград. Таким образом, была открыта новая страница в биографии Маруси Климовой (Мурки). Что с ней случилось на берегах Невы, удалось выяснить без особого труда, поскольку перестройка открыла для исследователей двери многих архивов. Как оказалось, героиня знаменитой песни в течение длительного времени была сотрудницей ленинградского уголовного розыска и весьма успешно ловила преступников, о чем свидетельствуют полученные ею правительственные награды. На пенсию она вышла в 1952 году в звании капитана милиции.

Незавершенная повесть

И все же рассказанная нами история осталась незавершенной. До сего дня не удалось установить, где и когда ушла из жизни эта легендарная женщина. Завершающий этап ее судьбы неизвестен. В архивах Ленинградского ЗАГСа запись о ее смерти отсутствует, что оставляет простор для самых различных предположений. Обнаруженные в одесском архиве краткая биография и фото Маруси Климовой – Мурки из всенародно любимой песни – это практически весь объем материалов, имеющихся в распоряжении исследователей. Что же касается ее личной жизни, то о ней вообще нет никаких достоверных сведений.

Похожие статьи

Стиль жизни / НовостиВыбор редакции

В основе сериала «Мурка», который заканчивается на Первом канале, лежит популярная песня под одноименным названием о криминальной Одессе 1920-х годов. «Антенна» выяснила, что за девушка стала героиней фольклора.

16 марта 2017

«Прибыла в Одессу банда из-за МУРа»

Автор идеи сериала Андрей Калитин вместе с историком Славой Селивановым долго работали в архивах и анализировали текст легендарной композиции.

– Песня «Мурка» не о криминальном мире, а о секретной операции ЧК, – рассказывает автор сценария Андрей Калитин. – Маруся Климова – реальный персонаж, она всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, потом и в НКВД. И уволилась из милиции в звании капитана в 1952 году.

Долгое время «Мурка» считалась народной песней. Мы нашли примерно 25 ее вариантов. У большинства из них разные первые строчки первого куплета: «Прибыла в Одессу банда из Ростова…», «Прибыла в Одессу банда с Петрограда…», «…банда из Амура…» Логики ни в одной из этих географических привязок нет. Непонятно, зачем приезжать в портовый город с многочисленным количеством местных банд криминалу из Питера, Ростова или Амура?

В сериале роль Мурки досталась актрисе Марии Луговой

Но автор у «Мурки» все-таки есть – одесский поэт Яков Ядов, написавший ее в 1921–1922 годах. Он же автор таких хитов шансона, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Имя свое, опасаясь репрессий, Яков предпочитал скрывать. А положил слова «Мурки» на музыку композитор Оскар Строк в начале 1923 года. И песня стала шлягером, ее знала вся Одесса, но никто даже не подозревал, что Мурка, Мария Климова, – агент МУРа… Там в первом куплете такие слова: «…банда из-за МУРа…». Именно ее мы и взяли за основу.

К слову, на истинную роль Мурки автор песни Яков Ядов намекал строкой: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром, не пошла бы в ресторан в традиционном чекистском костюме, да еще и с наганом наперевес.

Строка песни «И за ней следила ГУБЧЕКа» указывает на то, что действие разворачивается в Одессе с 1918 по 1922 год. Губернская чрезвычайная комиссия в стране работала до начала 1922 года, а затем ее переименовали в ГПУ. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. В городе процветали контрабанда, криминал, наркопритоны, которыми заправляли китайцы, действовали фальшивомонетчики…

«Варягам с Лубянки» было ясно, что полагаться при проведении серьезной операции на силы одесской милиции нельзя: в местном УГРО процветала коррупция – информация о готовящихся операциях шла к лидерам банд.

Чуть раньше в 1920 году в Одессу уже приезжала особая группа чекистов под руководством Федора Мартынова. Тот рейд закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах. На этот раз на Лубянке решили, что действовать надо тоньше: ведь лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Поэтому в Одессу отправили «группу гастролирующих бандитов» – оперативников МУРа под руководством чекиста Берга. В ЧК понимали, что появление в Одессе заезжей банды могло привести к маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые соблюдали «воровскую концессию». Поэтому опергруппе придумали легенду, по которой они должны были предстать перед лидерами местного криминала как разведчики, засланные в Одессу самим Нестором Махно.

«Речь держала баба, звали ее Мурка. Хитрая и смелая была»

– Зачисление в опергруппу МУРа женщины в то время случалось часто. Но женщина в банде не могла играть роль главаря, скорее она была подругой лидера. Как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Руководство ЧК знало, что Бриллиант неравнодушен к представительницам прекрасного пола, и Мурка должна была сыграть роль приманки. Надо сказать, что Климова не догадывалась об отведенной ей роли. Но легенда для нее была придумана настолько реальная, что ее фигура внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам. Чекистов было 12, поэтому их банду назвали «Апостолы».

Так Мурка выглядела в реальной жизни

Как в реальной жизни, так и у нас в фильме у Климовой случился роман с главарем всего преступного одесского мира Бриллиантом. Когда Мария приступила к операции, ей исполнилось 25 лет. И у нее была дилемма между чувством и долгом. С одной стороны, ее обязали помочь ликвидировать этого человека, а с другой – она его полюбила и хотела быть с ним. Бриллиант ответил Мурке взаимностью, не зная, кто она на самом деле. Так что в нашем фильме хоть и сплетаются многие жанры, но на самом деле картина получилась про любовь.

«…и за это пулю получай»

– Песня заканчивается этими словами. Одесские историки искали возможное место захоронения героини песни и пришли к выводу, что на местных кладбищах могилы Мурки нет. Краеведы рассказывали мне историю о том, что в 20-х была убита девушка, очень похожая на Мурку. Случайно, а может и специально, чекисты подставили двойника Климовой.

К ответу!

Кинорежиссер Антон Розенберг:

«Мурка» для меня очень необычный и весьма важный проект. Мы, работая в узнаваемом жанре «бандитская Одесса 20-х годов», хотели сделать нечто совершенно новое. В том числе поэтому мы сняли нашу историю в духе стилизованного кинокомикса. До «Мурки» я не припомню, чтобы кто-то в нашей индустрии делал что-то подобное в таком ключе на эту тему.

Действие картины происходит в придуманной Одессе. Поэтому мы сознательно не вводили в историю знаковых и узнаваемых объектов. Натуру мы снимали в Крыму и в Москве.

Значительная часть картины снята в натурных и интерьерных декорациях «Мосфильма». Там есть две универсальные исторические улицы, которые многие могли видеть в разных кинофильмах. Мы решили придать им новый вид, преобразив для нашей комиксной истории. В частности, мы возвели новые фасады, например городской банк и гостиницу «Лондонская». А также изменили существующие. Внутри многих объектов появились интерьеры. Но самое основное: весь «город» был перекрашен в яркие утрированные цвета и тщательно зафактурен. В результате эти улицы утратили былую узнаваемость и стали уникальными. Теперь это был город для одного- единственного фильма «Мурка». Кстати, после съемок нас попросили вернуть улицам первоначальный облик.

Для исторического кино оружие – это особая узнаваемая деталь эпохи.

В портовой Одессе того времени помимо обычных наганов и винтовок Мосина было множество образцов оружия, привезенных из-за рубежа. И это отражено в нашей картине. К примеру, у основных персонажей всегда особое и зачастую уникальное оружие, подчеркивающее статус и дополняющее образ.

По сценарию в городе находят гильзу от «Маузера» и предполагают, что в Одессу приехал некий «гастролер». Меня это смутило, потому что в то время обычный «Маузер» был весьма распространен, и эта деталь становилась неправдоподобной. И тогда я вспомнил, что у «Маузера» была специальная модель иного калибра с другой формой гильзы. И такая модель действительно могла оказаться редкостью для Одессы 20-х.

Поэтому у нашей Мурки особенный «Маузер». Это специальная модель для российского рынка под названием К-96 «Боло» (Большевик). Внешне он выглядел как классическая модель, но у него были более короткий ствол и уменьшенная рукоятка. «Боло» выпускался под привычный калибр 7,63 мм и под патрон 9 мм с большим останавливающим действием пули, как у Маруси.

Циля (Нина Дворжецкая) по сценарию – значительный персонаж в криминальном мире Одессы. Для нее я подобрал уникальный обрез однозарядного карабина «Мартини-Генри» 1871 года. Он был распространен в Афганистане. Его укорачивали, обрезая ствол и приклад, а из-за добавления пистолетной рукоятки он выглядел как диковинный пистолет. Нередко их даже украшали узорами. Такие обрезы были доступны только состоятельным людям, что лишний раз подчеркивает статус Цили.

У лидера преступной группировки Гриши Попугайчика (Евгений Крушинский) – необычный английский крупнокалиберный револьвер Webley-Fosbery 1896 года.

Его необычность – в уникальной конструкции. Это револьвер с автоматическим повторным взведением курка и поворотом барабана за счет отката верхней части рамы, что больше свойственно именно пистолетным конструкциям. Про него мало кто слышал, и это тоже музейная гордость «Мосфильма».

Правая рука Гриши – Ося Шифоньер (Артем Гайдуков) стреляет из знаменитого гангстерского пистолета-пулемета Томпсона. Его стоимость в то время приравнивалась к цене автомобиля.

В общей сложности в картине было задействовано около сотни единиц разнообразного оружия. И все это было в бандитской Одессе 20-х годов.

Мария Луговая (Мурка):

– Хотя моя Маруся Климова и реальная героиня, но в этом образе нет документальной достоверности. Это моя Мурка, мой персонаж. Она не волчица, а волчонок, точнее, зверек, похожий на Рикки-Тикки-Тави. Ей чуть больше 20 лет, она профессионал своего дела. Мурка абсолютно непредсказуема, именно поэтому за ней следует полк из 11 сильных и опасных мужчин. Непонятно, что она предпримет в следующую минуту: нападет, ударит или обнимет. И от этого страшно другим. Поначалу ей самой чувство страха неведомо: она видела тысячи трупов и сама убивала не раз. Но когда погибает ее близкий человек, Мурка осознает, что такое смерть.

Мне нравилось стрелять на съемках. Сцен, где нужно это делать, в сериале много, поэтому я училась работать с огнестрельным оружием у суперпрофессионала. А вот драки, которых было также немало, я не люблю. Несмотря на стойкость характера, я достаточно ранима физически, и количество синяков на моем теле увеличивалось к концу съемок. Конечно, в самых сложных сценах был дублер, но в основном трюки выполняла я сама. В одной из сцен бежала, а мне стреляли под ноги, пуля попадала в стеклянную витрину, которая разлеталась на осколки. Оператор и другие участники процесса были в масках, шлемах, а я в легком платье… Мне говорят: «Ничего не бойся, только лицо прикрывай!» Я даже не поняла, почему меня предупреждали. И только потом, когда разбилось стекло, до меня дошло… Признаюсь, было страшно, но, слава богу, все обошлось.

Владимир Никифоров, художник по костюмам и гриму:

– Чтобы воссоздать атмосферу Одессы 20-х годов, мы использовали как подлинные костюмы, так и сшитые по лекалам того времени. Кое-что приносили на съемки и из своих личных коллекций: часы, цепочки к ним, кружева, ткани…

И хотя в те годы вещи были в основном приглушенных тонов, мы позволили себе немного пошалить: у нас достаточно открытые цвета, яркие детали. Считается, что в кино костюм не должен быть особо заметен, а у нас он бросается в глаза – это требование жанра комикса, на который мы ориентировались с художественной точки зрения. Например, типичный комиксовый стереотип – полосатый черно-белый костюм героя Джаника Файзиева.

Мурка ходит как в гимнастерке, так и щеголяет в модном по тем временам французском платье в цветочек. Героиня Светланы Ходченковой – аристократка Варвара Шаховская, дама голубых кровей, вынужденная жить на содержании. Одевается она по последней моде, выписывая наряды из Парижа. Голубую полупрозрачную ткань 30-х годов на одно из платьев Ходченковой мы купили в одной из лавочек Франции, сейчас такие материалы уже не выпускаются.

Каблук женских туфель того времени – рюмочка от 3 до 4 см.

Модные в 20-х годах мужские шляпы английской фирмы «Стетсон» имели не очень широкие поля. Изготовили их мы по эскизам подлинного «Стетсона», который был в нашем арсенале.

Наталья Горина, художник по гриму:

– Прически актрисам я делала щипцами 20-х годов прошлого века. Они не электрические и нагреваются на огне. При этом дают правильный и устойчивый завиток, который может продержаться до следующего мытья волос. Такую завивку я делала Светлане Ходченковой, у нее в фильме свои волосы.

А вот Машу Луговую пришлось немного подстричь. Для роли Мурки ей сделали каре и к волосам еще прикрепляли косу.

Комиссарская стрижка Алены Бабенко – парик.

Отличительные черты в облике героинь также алая помада и, как я их называю, черно-махровые глаза, характерные для кадров немого кино. Оно ведь как раз и снималось в 20-е годы.

Пара фраз

Ваш любимый исторический фильм?

Елена Борщева, участница Comedy Woman:

– Британская лента «Король говорит!». Видна огромная внутренняя работа короля Георга VI над собой. Фильм подкупает глубиной чувств, а не помпезностью декораций или костюмов.

Макар Запорожский, актер (сериал «Молодежка»):

– Из последнего «Трудно быть Богом» Алексея Германа. Достоверно! Кино берет своей историей, а не спецэффектами.

Наталья Лесниковская, актриса:

– Американские «Унесенные ветром». Не совсем исторический, но все же лучшая картина об Америке 1860-х годов.

Полина Максимова, актриса (сериал «Деффчонки»):

– «Девушка из Дании» Тома Хупера. Невероятный Копенгаген 20-х годов. Вместе с героями переносишься и гуляешь по совершенно иному времени.

Антон Привольнов, телеведущий (программа «Контрольная закупка»):

– «Иван Грозный» Эйзенштейна. Тут, я думаю, без вопросов, это история нашей страны. И Иван Грозный – фигура выдающаяся и любопытная.

Кстати

Песню «Мурка» исполняли Леонид Утесов, Михаил Гулько, Борис Рубашкин, Дина Верни, Алеша Димитриевич, Константин Сокольский, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Алексей Козлов, Петр Подгородецкий, Алексей Кортнев.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий