Мстислав Леопольдович Ростропович. Краткие биографии знаменитых виолончелистов.

Биография

Мстислав Ростропович – российский дирижер и композитор, общественный деятель и ключевая фигура в музыкальном искусстве ХХ века. Лауреат разнообразных премий, народный артист СССР и супруг Галины Вишневской.

Детство и юность

Мстислав Ростропович – уроженец Баку. Музыкант родился 27 марта 1927 года. О его национальности судить сложно — в крови были переплетены русские, немецкие, литовские корни. Его родители имели отношение к искусству: отец Леопольд Ростропович был виолончелистом, а мать Софья Ростропович – пианисткой. К четырем годам мальчик играл на рояле, самостоятельно сочиняя мелодии и подбирая композиции. В 8 он научился играть на виолончели. Первым педагогом юного дарования стал отец.

В 1932 году семья переехала из Баку в Москву. К семи годам Мстислав стал учеником музыкальной школы им. Гнесиных, в которой преподавал его папа. В детстве мальчик следовал за отцом, сменяя образовательные учреждения, поэтому в 1937-м оба музыканта перешли в музыкальную школу Свердловского района. Дебютный концерт состоялся в тот же период. Мстислав выступал на сцене в сопровождении симфонического оркестра, исполняя главную партию из произведения Камиля Сен-Санса.

Получив среднее образование, Ростропович поступил в училище при консерватории им. П Чайковского. Мечтой юноши было создание музыки. Но преградой на пути к реализации оказалась война. Семью эвакуировали в Оренбург, носивший тогда название Чкалов. В 14 лет юноша стал учеником железнодорожной школы и музыкального училища, где преподавал отец. Здесь Ростропович разрабатывал первые концерты.

Позднее молодой человек устроился в оперный театр, где начал сочинять композиции для фортепиано и виолончели при поддержке и наставничестве Михаила Чулаки. В 1942-м юный музыкант стал участником отчетного концерта, где был представлен как композитор и исполнитель. Выступление произвело фурор. Дарование оценили публика, критики и журналисты, отметившие чувство гармонии, музыкальный вкус и талант Ростроповича.

В 1943 году семья музыкантов вернулась в Москву, и Мстислав возобновил обучение в училище при консерватории. Трудолюбие и старания отметили педагоги, которые перевели талантливого юношу со 2-го курса на 5-й.

В 1946-м Ростропович получил диплом с отличием по двум специальностям: композитор и виолончелист. Мстислав поступил в аспирантуру, а завершив обучение, стал преподавателем консерваторий в Москве и Санкт-Петербурге. В течение 26 лет он вел педагогическую деятельность, воспитав Ивана Монигетти, Наталью Шаховскую, Наталью Гутман, Давида Герингаса и других музыкантов.

Музыка

Вторая половина 1940-х годов ознаменовалась для Ростроповича концертами в Киеве, Минске и Москве. Победы на международных конкурсах принесли успех и известность. Их закрепили гастрольные туры по европейским городам и разным странам мира. Международное признание к молодому музыканту пришло быстро.

Ростропович постоянно стремился к самосовершенствованию. В интервью музыкант часто характеризовал этот период в карьере временем, когда «страстно хотелось играть хорошо». Как композитор и исполнитель Мстислав Леопольдович изучал партитуры, трактовки виолончельных партий композиторами и их исполнение музыкантами.

Фестиваль «Пражская весна» 1955 года принес Ростроповичу знакомство с оперной певицей Галиной Вишневской. Пара часто выступала вместе: Галина пела под аккомпанемент Мстислава. Музыкант также выступал в составе камерного ансамбля с Давидом Ойстрахом и Святославом Рихтером. В 1957 году Ростропович дебютировал в роли дирижера, проведя премьеру «Евгения Онегина» в Большом театре. Спектакль прошел с аншлагом и принес оглушительный успех.

Мстислав Леопольдович был крайне востребован. Избыток энергии и желание воплотить в жизнь все задуманное заставляли совмещать педагогическую деятельность с гастролями, концертами и сочинением новых композиций. Маэстро имел свою точку зрения на все, что происходило в музыкальной сфере, и располагал собственным мнением относительно общественно-политической ситуации в стране. Он не оставлял возможности высказаться относительно моментов, которые волновали его.

В 1989 году Мстислав Леопольдович выступил с сюитой Иогана Баха, исполнив ее на собственном инструменте у Берлинской стены. Композитор боролся против гонения Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Александра Солженицына. Последнему он даже предоставил укрытие на своей даче. Действия Ростроповича вызывали недовольство и давление со стороны правительства.

Подписание обращения в Верховный совет СССР относительно амнистии заключенных и отмены смертной казни в 1972 году лишило музыканта работы в Большом театре. Ему запретили зарубежные поездки. Ростроповича и Вишневскую больше не приглашали к выступлениям столичные оркестры.

Мстислав Леопольдович добился получения выездной визы и вместе с семьей покинул СССР, уехав в США. Через 4 года его и супругу лишили гражданства СССР за антипатриотизм. Этот период оказался для композитора сложным. Выступлений поначалу не было. Постепенно он стал давать концерты и получил должность художественного руководителя в Вашингтонском симфоническом оркестре.

Спустя 16 лет жизни за рубежом Ростропович был признанным во всем мире композитором, дирижером и виолончелистом. Правительство СССР запоздало предложило ему и Вишневской возвращение гражданства, но артисты к тому моменту были «гражданами мира», и этот знак для них стал символическим.

Для Ростроповича и Вишневской были открыты двери в любых странах. Они выступали в Москве наравне с другими городами. Путч 1991 года заставил мужчину поучаствовать в судьбе страны. Он всячески поддерживал предлагаемые изменения. В 1993-м музыкант с семьей переехал в Петербург.

Репертуар Мстислава Ростроповича был огромен. Он выступал сольно и в ансамбле, работал с симфоническим оркестром и был оперным дирижером. На него ориентировался весь музыкальный мир. Более 60 композиторов писали произведения для него, надеясь, что маэстро исполнит их композиции. Ростропович был первым, кто исполнил более 100 виолончельных произведений и провел 70 премьер с оркестром. Инструмент музыканта звучал на лучших мировых сценах.

В качестве дирижера Ростропович выступал с постановками «Пиковая дама» в США, «Царская невеста» в Монако, «Леди Макбет» в Германии, «Хованщина» в Москве. Артист также записывал концерты для радио. За заслуги маэстро вручили Сталинскую и Ленинскую премии. В 1966-м Ростропович стал народным артистом СССР. Мстислав Леопольдович – обладатель 5 наград «Грэмми». В 2003-м премию присудили «За экстраординарную карьеру».

Личная жизнь

Судьбоносное знакомство с Галиной Вишневской изменило жизнь Мстислава Ростроповича. Они встретились на одном из приемов, где артисту по обыкновению было скучно в кругу гостей и разодетых дам. Увидев Галину, Мстислав не отходил от нее весь вечер, ухаживая. Затем сопровождал на гастролях в Праге, усердно пытаясь покорить красавицу сменой костюмов. Мужчине было 28 лет, но нескладность фигуры, крупные очки и появляющаяся в молодости лысина заставляли комплексовать.

Embed from Getty Images
Мстислав Ростропович и его жена Галина Вишневская

Вишневская в то время блистала повсюду и была на пике славы. Ростропович покорил ее сердце аристократичным поведением, вниманием и интеллектом. Композитор попросил артистку стать его женой спустя 4 дня после знакомства. Вишневская рассталась с супругом Марком Рубиным, чтобы быть с ним.

Поженившись, пара некоторое время жила с семьей Мстислава, но вскоре приобрела собственную квартиру. Личная жизнь Ростроповича делала его счастливым: в 1956-м супруга родила дочь Ольгу. Музыкант был готов положить к ногам Галины весь мир, одаривая мехами, духами и другими сюрпризами.

Подарки композитор привез с гастролей в Англии, где экономил деньги, чтобы порадовать любимую, ведь часть гонораров приходилось отдавать в советское посольство. Душой композитор противостоял законам, которые чинило правительство. Однажды на весь гонорар он купил антикварную китайскую вазу и разбил ее в посольстве, предложив поделить осколки на «мое» и «ваше».

В 1958-м на свет появилась вторая дочь Елена. Отец боготворил своих женщин. Он занимался с детьми музыкой и все свободное время уделял любимицам. Семейную идиллию нарушила миграция в США. Семья столкнулась с отсутствием финансов, творческой и политической опалой.

Однако новая жизнь быстро сделала супругов богатыми и свободными. Ростропович стал рыцарем ордена Британской империи, получил орден Почетного легиона от Франции и Офицерский крест за заслуги от Германии. Японская ассоциация искусств презентовала дирижеру Императорскую премию, США – президентскую медаль, а Швеция – орден «Полярная звезда».

Вернувшись в Россию, Ростропович, уже меценат, правозащитник и общественный деятель, не демонстрировал напыщенности и снобизма. Пафосным приемам предпочитал прослушивания детей в обычных школах, всегда соглашался на фото с поклонниками, не отказывал в любых просьбах. Для музыканта не существовало разницы в национальностях, очерняющих фактов биографии – он ко всему относился с пониманием и уважением.

Смерть

В 2007 году здоровье маэстро сильно ухудшилось. Он несколько раз был госпитализирован. Врачи обнаружили злокачественную опухоль в печени. Была проведена операция, которая сулила улучшения, но ослабший организм композитора не спешил восстанавливаться.

27 апреля 2007 года гениального музыканта не стало. Причиной смерти оказались перенесенное заболевание и последствия реабилитации. До последней минуты с ним рядом находились родные и близкие люди.

Память

Смерть Мстислава Ростроповича не остановила развитие проектов, которые он задумал. Высокопоставленные друзья и знакомые поддерживают дела, начатые им при жизни. Так, открытая в 2004 году школа в Валенсии работает и сейчас. В память о композиторе проводится ежегодный фестиваль молодых дарований, названный в его честь.

Дирижер основал фонд, поддерживающий одаренных учеников грантами и стипендиями. Сегодня его руководителем является дочь Ольга. «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича» – это вклад музыкантов в развитие отечественной медицины, который поддерживает дочь Елена.

В Москве, в Брюсовом переулке, установлен памятник композитору. В честь знаменитого музыканта названы несколько образовательных учреждений России.

В 2022 году, к круглой дате — 95-летию со дня рождения легендарного музыканта, в Оренбурге планировалось открыть первый музей, посвященный не только самому Ростроповичу, но и всей его семье. Торжественное мероприятие было сопряжено с фестивалем, приуроченным также к юбилею маэстро.

На малой родине, в Баку, ранее прошла концертная программа, посвященная Мстиславу Леопольдовичу. Перед гостями выступили учащиеся и выпускники Бакинской музыкальной академии. Мероприятие посетили деятели культуры и искусства, в том числе российский посол Михаил Бочарников.

Награды и звания

  • 1951 – Сталинская премия II степени
  • 1955 – Заслуженный артист РСФСР
  • 1964 – Ленинская премия
  • 1964 – Народный артист РСФСР
  • 1966 – Народный артист СССР
  • 1991 – Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки
  • 1995 – Государственная премия Российской Федерации
image Персона Годы жизни: 27 марта 1927 — 27 апреля 2007 Страна рождения: СССР Сфера деятельности: Исполнитель

Мстислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели — в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 год преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына, а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями».

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову, уничтожали Осю Бродского, с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали…». Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление».

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.

В 1990 году, после 16 лет жизни за границей, Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской вернули гражданство СССР — теперь они свободно гастролировали в Москве и Ленинграде, а Ростропович стал одним из самых популярных исполнителей в стране. После августовского путча 1991 года, который музыкант активно поддерживал, семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург.

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

03:33 27.03.2017 (обновлено: 03:31 03.03.2020) image © Фото : S. Lauterwasser

На дирижерском счету Ростроповича мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также девяти опер, в числе которых “Эра Водолея” Софьи Губайдулиной (Генуя, 1991), “Жизнь с идиотом” (Амстердам, 1992) и “Джезуальдо” (Вена, 1995) Альфреда Шнитке, “Лолита” Родиона Щедрина (Стокгольм,1994) и “Видения Иоанна Грозного” Сергея Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, Нидерландский королевский симфонический оркестр, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Ростропович — автор двух концертов для фортепиано с оркестром и пьес для квартета, скрипичных, виолончельных, в том числе “Юморесок”, позднее получивших широкую известность.

Он был организатором фестивалей, посвященных Сергею Прокофьеву (1991), Бенджамину Бриттену (1993) и Альфреду Шнитке (1994), принимал участие в работе и организации конкурса имени Чайковского в Москве; с 1987 года по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция).

В августе 1991 года Ростропович приехал в Москву на защиту Белого дома. В 1993 году он был награжден медалью “Защитнику свободной России”.

В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне “Благотворительный фонд помощи детям России”.

В 1997 году он создал Фонд поддержки молодых музыкантов.

С 2002 года входил в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Ростропович был членом шести академий, являлся почетным доктором 50 университетов (среди них — Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья).

Был обладателем свыше 130 высших наград и премий из более чем 30 стран мира. В их числе: высшая награда США — Президентская медаль Свободы, Орден Почетного Легиона (Франция), орден “Рыцарь Британской Империи” (Великобритания), высшая награда Швеции “Полярная звезда”, императорская премия Японии, премия принца Астурийского, международная премия Карла IV и др.

Был удостоен титула “Сэр Королевства Великобритании”.

На родине Мстислав Ростропович был отмечен многими государственными и профессиональными наградами. В 1964 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР (1991) и Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 года. Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” II (1997) и I степеней (2007).

Мстислав Ростропович скончался 27 апреля 2007 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

29 марта 2012 года в Москве на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков был установлен памятник музыканту работы скульптора Александра Рукавишникова.

Международные фестивали Мстислава Ростроповича проводятся в Москве, Оренбурге и Баку.

Мстислав Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской (1926-2012).

У них остались две дочери — выпускницы Джульярдской музыкальной школы в Нью-Йорке, Ольга (1956 года рождения) и Елена (1958 года рождения). Ольга Ростропович — президент Фонда культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича, художественный руководитель Центра оперного пения Г.П. Вишневской. Елена Ростропович — президент благотворительного Фонда Ростроповича-Вишневской.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

image
Мстислав Ростропович

Мстислав Ростропович принадлежал к плеяде гигантов нашей музыки – Ойстрах, Коган, Гилельс, Рихтер, которых ему суждено было пережить. Все они несли глубину традиции, доставшуюся советской школе от немецкой музыки.

Он был музыкантом, осознанно включенным во время. Будучи младшим современником Прокофьева и Шостаковича, Ростропович вдохновенно требовал от них создания все новых шедевров. В следующие годы с его именем связано появление партитур Бриттена, Лютославского, Шнитке, Щедрина, Пьяццолы, Кнайфеля. Посчитано, что он сыграл впервые 117 произведений для виолончели, исполнил 70 новых оркестровых партитур и несколько опер. Искусство ХХ века трудно назвать счастливым. Ростропович сопутствовал рождению музыки трагической, нервной, даже опустошенной.

Тем не менее его творчество в целом – аккорд гармонии и счастья. Виолончель Ростроповича, его дирижерский жест, его любовь к творчеству как таковому излучали ясность и жизнь. Само существо музыкального искусства, гармоничного по определению, сквозило через тернистые подробности конкретных нотных текстов.

Он играл про боль и приносил радость. Он наложил отпечаток классического мировосприятия на ХХ век. Видимо, потому его обаяние столь много значило и для тех, кто соприкасался с ним в жизни, а не только в концертном зале.

Ростропович был из тех художников, кто состоялся на сто процентов. Его творческая биография поражает насыщенностью и полнотой. В последний раз он выходил дирижировать перед российской публикой в день рождения Шостаковича, 25 сентября 2006 г. Восьмую симфонию Ростропович исполнял, словно прислушивался, не помышляя интерпретировать или трактовать. Настроением концерта было благоговение – к автору, к музыке вообще. Такое же чувство вызывает и сам Мстислав Ростропович.

***

Мстислав Леопольдович Ростропович  родился 27 марта 1927 года в Баку, Азербайджанская ССР, СССР.

Лауреат Сталинской премии (1951), Ленинской премии (1964), Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР (1991), Государственной премии Российской Федерации (1995), ему вручена ордена “За заслуги перед Отечеством” I и II степеней (2007, 1997).

Мстислав Ростропович был удостоен звания почётного доктора более 50 университетов в разных странах, был почётным гражданином многих городов мира, награждён государственными наградами 29 стран. Он лауреат музыкальной премии Grammy (1970, 1977, 1980, 1983, 2003), дирижёрской премии имени Дитсона (США, 1990), премии Королевской музыкальной академии Швеции “Полар” (Швеция, 1995), премии имени Леони Соннинг (Дания, 1981), премии Медоуз за совершенство в искусстве (США, 1985), премия Альберта Швейцера (1985) и многих других.

Имя Ростроповича включено в число “Сорока бессмертных” – почётных членов Академии искусств Франции, он был удостоен званий Командора орденов Почётного легиона (Франция, 1981, 1987), почётного рыцаря-командора Светлейшего ордена Британской империи. В 1997 награждён Большим Русским Призом “Слава/Gloria”.

Семья, детство и юность Ростроповича

Отец – Ростропович Леопольд Витольдович (1892—1942), из рода польских дворян, был очень известным виолончелистом. Мать – Федотова Софья Николаевна, пианистка. Оба деда Мстислава Ростроповича и родители – музыканты. Он сам музицировал с раннего детства. Учился в Москве в музыкальном техникуме имени Мусоргского, ныне – детская музыкальная школа имени Мясковского (1932-1937).

В 1941 году семья Ростроповичей была эвакуирована в Город Чкалов (Оренбург) и уже в это время Ростропович начал преподавать, хотя сам ещё учился (педагог – Михаил Чулаки).

В 16 лет молодой одарённый музыкант поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу виолончели у Семёна Козолупова и по классу композиции у Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича.

По признанию самого Ростроповича, на формирование его как музыканта, оказали воздействие Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

Творчество Ростроповича шло в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического.

Исполнительская карьера Ростроповича

В 1945 году на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов Мстислав Ростропович получил Золотую медаль. После чего его, студента консерватории, перевели со второго курса сразу на пятый.

Затем были первые премии на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947) и на Международном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949).

Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе имени Гануса Вигана в Праге.

Мстиславу Ростроповичу были вручены премия Фонда Эрнста Сименса (Германия, 1976), медаль Итальянского общества любителей музыки (1980), Знак высокой оценки Туринской филармонии (Италия, 1980), Золотая медаль “Виотти д’Оро” (Италия, 1988), серебряная медаль премии “Виа Кондотти” (Италия,1989). Он также был награждён за искусство исполнения международной еврейской организацией Бнай Брит (США, 1985).

Специально для Мстислава Ростроповича крупнейшие композиторы современности создавали свои произведения: Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев, Бенджамин Бриттен и Леонард Бернстайн, Кшиштоф Пендерецкий и Витольд Лютославский и многие, многие другие. Знаменитый виолончелист был первым исполнителем 117 произведений для виолончели, им были даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Галиной Вишневской.

Мстислав Ростропович – дирижер

В качестве дирижёра Мстислав Ростропович дебютировал в Большом театре в “Евгении Онегине” Петра Чайковского (1967). Затем последовали постановки опер “Семён Котко” и “Война и мир” Сергея Прокофьева.

В 1974 году Мстислава Ростроповича и его жену Галину Вишневскую с маленькими дочерьми вынудили покинуть СССР. В 1978 за правозащитную деятельность, в том числе и за покровительство опального писателя Александра Солженицына, он и Галина Вишневская были лишены советского гражданства.

Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он неизменно отказывался. Местожительством Ростропович и Вишневская выбрали Францию.

В 1977–1994 Ростропович был главным дирижером Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. Он дирижировал самыми известными оркестрами – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и многих других стран.

В 1990 году указом президента Михаила Горбачева постановление президиума Верховного Совета о лишении их гражданства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской было аннулировано, им были восстановлены ранее снятые почетные звания.

Педагогическая и просветительская деятельность Ростроповича

В течение 26 лет Мстислав Ростропович преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории. Среди его учеников – Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Сергей Ролдыгин, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.

Ростропович и Вишневская во многих странах открыли музыкальные школы, давали мастер-классы и вели занятия.

В 2004 году Ростропович возглавил Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания).

Благотворительная и общественная деятельность Ростроповича

В 1991 году Мстислав Ростропович основал Фонд Ростроповича в Москве – благотворительный фонд стипендий памяти великих русских музыкантов, с которыми его связывали длительные и плодотворные дружеские отношения. Наряду с финансовой помощью, Фонд обеспечивает студентов жильём и музыкальными инструментами; при необходимости стипендиатам предоставляются консультации и другие образовательные возможности, включая мастер-классы со всемирно известными преподавателями и музыкантами.

Деятельность Фонда по поддержке молодых дарований осуществляется за счёт благотворительных взносов частных лиц, организаций и корпораций.

Ростропович всегда был в центре эпохальных событий ХХ века – выступал у Берлинской стены в 1989 году, присоединился к защитникам российского Белого дома в августе 1991 года, был в Москве с тем, чтобы оказать поддержку Борису Ельцину, во время октябрьских событий 1993 года.

За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974).

Награды Ростроповича

Мстислав Ростропович награждён орденами: “Искусства и литературы” (Австрия, 2001), “Гейдара Алиева” (Азербайджан, 2007), “Независимость” (Азербайджан, 2002), “Слава” (Азербайджан, 1998), Леопольда I (Бельгия, 1989), Франсиско Миранды (Венесуэла, 1979), “За заслуги перед Федеративной Республикой Германия” (Германия, 2001), Данеброг (Дания, 1983), Изабеллы Католической (Испания, 1985), Ливанского кедра (Ливан, 1997), Свободы (Аргентина, 1994), за гражданские и военные заслуги “Адольфа де Нассау” (Люксембург, 1991), “За заслуги в области культуры” (Монако, 1999), Льва Финляндии (Финляндия), “За заслуги” (Эквадор, 1993), Голландского льва (Нидерланды, 1989) и другими.

Музыканту были вручены: серебряная медаль Николая Рериха “За заслуги в области экологии” (Международная Академия наук экологии, безопасности человека и природы), серебряная медаль университета Рио-де-Жанейро (Бразилия), золотая медаль Королевского филармонического общества (Великобритания), золотая медаль Архимеда и медаль Никоса Казанзакиса (Греция), почётная медаль Министерства культуры Вьетнама, (Греция), золотая медаль Всемирной выставки в Севилье и медаль “За заслуги в музыкальном искусстве” (Испания), медали Джузеппе Верди, Палаццо Марино, Стендаля и золотые медали Христофора Колумба и Академии святой Сесилии (Италия), медали Общества Венявского и Фредерика Шопена (Польша), медаль Джорджа Пибоди за выдающийся вклад в музыку Америки (США) и многие другие.

Ростропович удостоен наград: “Выдающиеся граждане” (США), награда Золотого века (Италия), премия Карла IV (Чехия), премия Международной лиги прав человека, премия принца Астурийского за вклад в достижение согласия в обществе (Испания), премия “Российский национальный Олимп”, Большой русский приз “Слава/Gloria”, гуманитарная награда “Объединенного еврейский призыв” (США), Знак Культуры Палермо (Италия), Знак Почёта Центра Кеннеди (США), Золотой знак университета Болоньи (Италия), Императорская премия Японской ассоциации искусств (Япония), международная премия “Эдисон” (Голландия), международный приз Каталонии (Испания).

Национальная академия звукозаписи США в феврале 2003 наградила Ростроповича музыкальной премией Grammy “за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях”. И при жизни, и после смерти его называют “Гагариным виолончели” и “маэстро Славой”.

Фестивали и конкурсы под патронатом Мстислава Ростроповича

Фестиваль виолончелистов в городе Бовэ (Франция).

Фестивали в Чикаго, посвящённые Дмитрию Шостаковичу, Сергею Прокофьеву, Бенджамину Бриттену.

Ряд фестивалей Ростропович провёл в Лондоне. Один из самых грандиозных – с Лондонским симфоническим оркестром – был посвящён творчеству Дмитрия Шостаковича, он длился несколько месяцев, за это время прозвучали все 15 симфоний композитора.

Одним из первых Ростропович поддержал идею проведения в Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А. Д. Сахарова, был гостем II и участником IV фестиваля.

Под покровительством музыканта с 1998 проводился Международный конкурс по композиции “Мастерпрайз”. Он был совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и “EMI Records”.

В 2006 году в Баку Мстиславом Ростроповичем был открыт Международный Фестиваль Шостаковича (из-за смерти маэстро фестиваль не продолжился).

Фестивали, посвященные памяти Ростроповича

Первый международный фестиваль Ростроповича был открыт в Баку в 2007 году. Организатор и руководитель – Ольга Ростропович.

Второй международный фестиваль Ростроповича прошёл в Баку декабре 2008 года.

12-16 октября 2008 года в Вашингтоне прошёл фестиваль памяти Ростроповича.

Музыкальный фестиваль “Мстиславу Ростроповичу” впервые состоялся 28-29 октября 2008 года в Самарской государственной филармонии, инициаторами выступили маэстро Валерий Гергиев и губернатор Самарской области Владимир Артяков.

Ростропович не раз бывал в Самаре, именно сюда он вернулся, чтобы работать над постановкой оперы петербургского композитора Сергея Слонимского “Видения Иоанна Грозного”.

19-20 ноября 2009 года в Самаре прошёл второй фестиваль “Мстиславу Ростроповичу”.

Личная жизнь

Жена – Галина Павловна Вишневская (1926 г.р.), оперная певица. Дочери: Ольга (1956 г.р.) и Елена (1958 г.р.).

***

Мстислав Ростропович умер 27 апреля 2007 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ

На эту тему: Композитор универсального века. Сергей Слонимский В Петербурге пройдет концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы» Фестиваль Вербье готов к старту Владимир Ланде: “Подбирать ключики к музыкальному языку всегда важно для меня” Оперу-ритуал представят в Перми Как не поссорились Дмитрий Дмитриевич с Тихоном Николаевичем

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий