Мобильный LiveInternet Поэты Серебрянного века. Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949) Томаовсянка – Дневник Тамары_Караченцевой

Символизм – это направление в литературе, живописи, музыке и искусстве в целом. Особенность жанра состоит в неком элементе таинственности и загадочности, неполном раскрытии сути произведения. Смысл доносится до читателя, зрителя или слушателя с помощью тех или иных символов (от этого слова и произошло названия течения).

Родина символизма – Франция. Направление возникло в 1870-х годах, а в конце XIX и начале XX веков стало популярным в России. Символизм использовался такими русскими творцами, как Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Михаил Врубель, Александр Скрябин и другими. Большой вклад в развитие символизма в России внес также поэт Вяч Иванов.

image

Биография: ранние годы, семья, образование

Вяч Иванов (полное имя – Вячеслав Иванович Иванов) родился 28 февраля 1866 года в Москве. Отец поэта был геодезистом (в то время эта профессия называлась землемер).

После окончания Первой московской гимназии Вяч Иванов поступил в Московский университет на факультет истории и филологии, но проучился там всего два года. С 1886 года будущий поэт продолжал обучение в Берлине, где также изучал филологию, историю и философию.

Биография поэта Вяча Иванова сложилась так, что практически всю свою молодость, около 20 лет, он провел за рубежом. В основном жил и путешествовал в Западной Европе: Италии, Греции, Швейцарии.

За границей поэт познакомился со второй женой (на первой, Дарье Дмитриевской, он женился почти сразу после окончания гимназии) – Лидией Зиновьевой-Аннибал. В 1896 году родилась дочь, которую назвали в честь матери.

В этом же году произошло еще одно важное событие в жизни Вяча Иванова. Он познакомился со своим наставником Владимиром Соловьевым, благодаря которому произошел толчок в творчестве поэта. Была выпущена первая книга стихов о природе.

Немного позже, в 1903 году, Вяч Иванов встретился с русскими символистами – Бальмонтом, Мережковским, Блоком. С этого момента начинается новый период в жизни и творчестве поэта.

Возвращение в Россию

В 1905 году Вяч Иванов вернулся в Россию, но поселился не в родном городе, а в Петербурге. В его квартире каждую неделю собирались великие творцы Серебряного века: они обсуждали новые идеи, делились набросками своих произведений и новостями из литературного мира. Вяч Иванов находился на пике своей славы и сотрудничал с большим количеством популярных в то время журналов.

image

После смерти жены поэт женился в третий раз. В 1913 Вяч Иванов с супругой переехали в Москву, где произошло знакомство с композитором Скрябиным.

Октябрьская революция была не понята и не принята Ивановым. Как и многие другие писатели, художники и композиторы, не одобрявшие идею революции, он пытался эмигрировать из России. Еще одной причиной для переезда стал туберкулез жены. Несмотря на все это, в выезде было отказано, и Ивановым пришлось остаться на родине.

В 1920 году супруга поэта скончалась, и Вяч Иванов переехал в Баку, где преподавал филологию.

Последние годы

Проведя 4 года в Баку, поэт Вяч Иванов вновь поселился в Италии. Последние десятилетия он жил в спокойствии и уединении, лишь изредка общаясь с Мережковским, Буниным и другими эмигрантами. В четвертый раз Вяч Иванов не женился, и домашним хозяйством занималась его секретарь.

Поэт решил обратиться к религии и присоединился к католической церкви.

В Италии Вяч Иванов также занимался преподаванием: был лектором иностранных языков, читал курсы по русской литературе.

Он умер в Риме в 1949 году, прожив долгую жизнь. Поэту было 83 года. Похоронен на кладбище Тестаччо.

Особенности творчества

Многие произведения Вяча Иванова имеют отсылки к далекому прошлому – Античности и Средневековью, а также Византии – Иванов был одним из немногих писателей, которые обращались к искусству этого государства при создании своих произведений. Именно в этих эпохах поэт нашел для себя то, что назвал «подлинным символизмом».

В стихах Вяча Иванова поднимаются высокие вечные темы, всегда волновавшие поэтов и их читателей: смерть и возрождение, отчаяние и надежда. Стихотворения не динамичны, а скорее производят впечатление чего-то статичного, величавого и тяжелого. Можно заметить, что поэт практически не использует глаголы, что и создает этот эффект неподвижности.

Природу описывали и воспевали многие писатели, но даже это Вяч Иванов делает по-своему. В своих произведениях он упоминает не деревья, не травы, не водоемы, а скорее неживую часть окружающего мира – груды раскиданных камней, сверкающие на солнце кристаллы и расплавленные металлы.

Несмотря на этот аспект, творчество Вяча Иванова в целом удивительно целостно и гармонично, а главными темами являются торжество и любовь, которая способна преодолеть смерть. Поэт часто использует греческие слова – это традиция древнего церковнославянского языка, что подчеркивает величественность и изысканность стихотворений.

Отзывы критиков

Дмитрий Мирский – русский литературовед и критик – сравнивает стихотворения Вяча Иванова с «богатым византийским облачением». Ощущается огромное влияние прошлых времен, что делает стихи «наполненными самосознанием». По словам критика, поэт тщательно продумывал каждое слово. Все это делает творчество Вяча Иванова по-настоящему своеобразным и важным для русской литературы.

русский поэт-символист, философ 28 февраля 1866 156 лет назад  —  16 июля 1949 73 года назад

Иванов с женой Лидией и падчерицей Верой

В творчестве Вячеслава Иванова, русского поэта-символиста, одного из идейных вдохновителей «Серебряного века», огромную роль сыграло его обучение в Германии. Для него открылась совершенно новая философия и поэзия. Он жадно впитывал идеи Ницше, а Новалис навсегда стал его любимым поэтом.

Вячеслав Иванович Иванов родился (16) 28 февраля 1866 года в Москве, в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета, затем в Берлинском университете, где, помимо филологии, много занимался историей и философией.

В Германии он знакомится с Лидией Зиновьевой-Аннибал, которая становится его супругой и единомышленницей. Вместе они путешествуют по Европе. Именно в этот период Иванов открывает для себя древнегреческую культуру. Дионисийский культ станет отправной точкой его творческой концепции.

В 1903 году была издана первая книга стихов Иванова – «Кормчие звезды». Эта книга стала новой главой в развитии русского символизма и с восторгом была принята критиками. В 1905 году он вернулся в Россию. Его дом в Петербурге, известный как Башня, стал салоном младосимволистов, в него были вхожи Блок, Бердяев, Мережковский, Гиппиус и многие другие поэты и философы.

После смерти жены он увлекся мистикой и теософией. Поэт даже утверждал, что покойная жена явилась ему и просила жениться на её дочери от первого брака. Так он и поступил – его женой стала его падчерица Вера Шварсалон.

В конце жизни он оставил поэзию и занимался переводами Сафо, Алкея, Эсхила и Петрарки. После революции Иванов сконцентрировался на своей академической работе и закончил трактат о Дионисийстве.

Правительство не позволяло ему путешествовать, и он занялся преподаванием классической филологии в университете Баку. Из Азербайджана он уехал в Италию, обосновался в Риме и принял католицизм.

Его последними сборниками стихов были «Римские Сонеты» (1924) и «Римский Дневник» (1944).

Умер Вячеслав Иванович Иванов в Риме 16 июля 1949 года.

ВконтактеОдноклассникиМой мир В первое десятилетие нового века Иванов принимает активное участие в работе Петербургского

религиозно-философского

общества, сотрудничает в журналах «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Русская мысль» и др. В 

1910—1911 гг.

преподает историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах. После почти двухлетнего пребывания в Швейцарии и Риме Ивановы возвращаются с годовалым сыном Дмитрием в Россию и поселяются в Москве. Здесь Иванов сближается с кругом лиц, группировавшихся вокруг издательства «Путь»:

В. Ф. Эрном

,

П. А. Флоренским

,

С. Н. Булгаковым

,

М. О. Гершензоном

, знакомится с композитором

А. Н. Скрябиным

. В это же время он много работает над переводами Алкея, Сафо (1914), Петрарки (1915). Едва ли не большую славу Иванову, не как поэту, а как одному из главных теоретиков русского религиозного символизма, принесли сборники его разнообразных статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры: «По звездам» (1909), «Борозды и межи» (1916), «Родное и вселенское» (1917); сюда же примыкает и «Переписка из двух углов» (1921). Уже в 1905 г. Иванов определяет духовный кризис европейской культуры как «кризис индивидуализма», которому должна противостоять религиозная, «органическая эпоха» будущего, возрожденная прежде всего в лице России. Функцию религиозного обновления человечества, по представлению Иванова, берет на себя христианство. Если в работах 1903- 1907 гг. дионисийские и христианские символы переплетаются равноправно, то с 1907 г., в связи с отказом от любых «палингенетических» проектов, дионисийская сфера теряет у него всякую самостоятельную роль.

Иванов переходит к размышлениям о 

религиозно-мистической

судьбе человечества, мировой истории и России («Человек», 1915–1919; Париж, 1939). В поэме «Младенчество» (1913–1918; Пбг., 1918), написанной не без полемики с блоковским «Возмездием», поэт через житейскую мудрость вновь возвращается к блаженным годам своего детства, овеянного романтикой древней любви и божественной вечности. До своего окончательного отъезда за границу (1924) Иванов ещё раз возвращается к поэзии и драматургии. Стихотворный цикл «Песни смутного времени» (1918) отразил неприятие Ивановым внерелигиозного характера русской революции. В 1919 г. он издает трагедию «Прометей», а в 1923 г. заканчивает музыкальную трагикомедию «Любовь — Мираж».

После событий 1917 года первое время Иванов пытался сотрудничать с новой властью. В 

1918—1920 гг.

он являлся председателем

историко-театральной

секции ТЕО Наркомпроса, читал лекции, вел занятия в секциях Пролеткульта. В это же время он принимает участие в деятельности издательства «Алконост» и журнвлв «Записки мечтателей», пишет «Зимние сонеты». В 1920 г. после смерти жены и неудачной попытки получить разрешение на выезд за границу, Иванов с дочерью и сыном уезжает на Кавказ, затем в Баку, куда был приглашен профессором кафедры классической филологии. В 1921 г. он защищает здесь докторскую диссертацию, по которой издает книгу «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923). В 1924 г. Иванова вызывают в Москву, где он вместе с А. Луначарским произносит в Большом театре юбилейную речь о Пушкине. В конце августа он уже навсегда покидает Россию и поселяется с сыном и дочерью в Риме. До 1936 г. он сохраняет советское гражданство, которое не дает ему возможности устроиться на государственную службу. Иванов не печатается в эмигрантских журналах, стоит в стороне от 

общественно-политической

жизни. Не принимая политики воинствующего атеизма и оставаясь верным себе, Иванов, по примеру

В. С. Соловьева

, 17 марта 1926 г. присоединяется к католичеству, не отрекаясь (по специальному, с трудом добытому разрешению) от православия. В 

1926—1931 гг.

он занимает место профессора в колледже «Карло Борромео». В 1934 г. Иванов переезжает в Рим, где и живет до конца своих дней.

В последние десятилетия наблюдается относительный спад его творчества. В 1924 г. он создает «Римские сонеты», а в 1944 г.-цикл из 118 стихотворений «Римский дневник», вошедший в подготовленное им, но изданное посмертно итоговое собрание стихов «Свет вечерний» (Оксфорд, 1962). После смерти Иванова осталась незаконченной начатая им ещё в 1928 г.

5-я

книга прозаической «поэмы» «Повесть о 

Светомире-царевиче

». В последние годы Иванов продолжает публиковать в иностранных изданиях свои отдельные статьи и работы. В 1932 г. он издает монографию на немецком языке «Достоевский. Трагедия — миф — мистика». В 1936 г. для энциклопедического словаря Трекани Иванов на итальянском языке пишет статью «Символизм». Затем для других итальянских изданий: «Форма зиждущая и форма созижденная» (1947) и «Лермонтов» (1958). В последних двух статьях он возвращается к размышлениям о Софии в контексте мировой и русской культуры. В 1948 г. по заказу Ватикана он работает над вступлением и примечаниями к Псалтири. В последние годы жизни вел уединенный образ жизни, встречался с М. Бубером, Ж. Маритеном, Г. Марселем, из русских — наиболее часто с Мережковскими. Умер в Риме.

Международный клуб православных литераторов «Омилия»

Философия России

Русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог символизма, исследователь дионисийства. (1866-1949)

«Своеначальный, жадный ум, —

Как пламень, русский ум опасен:

Так он неудержим, так ясен,

Так весел он — и так угрюм»

Вячеслав Иванов

(1866-1949)

Вячеслав Иванович Иванов родился 28 февраля 1866 г. в Москве. Обучался на историко-филологическом факультете Московского университета (1884—1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886—1890), где, помимо филологии, много занимался историей под руководством Моммзена, а также философией. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию о налогах в Римской империи, написанную на латыни, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал.

Иванов провёл на западе Европы всю свою молодость, в общей сложности 18 лет. Начиная с 1891 года много путешествовал: подолгу жил в Италии, некоторое время в Афинах, затем в Женеве. С августа 1899 до весны 1900 г. занимался в библиотеке Британского музея. На пасху 1901 г. посетил Палестину, Каир и Александрию. Главным авторитетом для себя в те годы считал И. М. Гревса, с которым активно переписывался.

В 1896 г. произошла встреча Иванова с Владимиром Соловьёвым, которая перевернула его жизнь. Русский мыслитель стал его духовным наставником («покровителем музы и исповедником сердца») и дал название его первой книге стихов. Первое выступление в печати Иванова-поэта (инициированное Соловьёвым) относится к 1898 году. Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма.

В 1903 и 1904 годах Иванов знакомится с русскими символистами — В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, А. А. Блоком. Собратьев по символизму он впечатлил систематической начитанностью и блестящими спекулятивными построениями. После года сотрудничества в символистских изданиях наконец появился в России, что стало событием культурной жизни.

В 1905 году поэт поселился в Петербурге. Его квартира на 6-м этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц стала идейным центром русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов. Находясь в эти годы в зените своей славы, Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал (1910—1911) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.

В 1906 году Иванов и его жена сблизились с С. М. Городецким с целью образования «духовно-душевно-телесного слитка из трёх живых людей». Эта дружба дала Иванову новые темы, и в 1907 году он выпустил сборник «Эрос». Отношения Иванова с Городецким современники считали более чем дружескими. Позднее его место в «тройственном союзе» заняла Маргарита Сабашникова, которая ради этих отношений пошла на развод с Максимилианом Волошиным.

В 1909 году вокруг Иванова сформировалось Общество ревнителей художественного слова (ОРХС). Иванов был в ОРХС непререкаемым авторитетом, и после его отъезда в мае 1912 года за границу общество практически прекратило свою деятельность, превратившись в «Академию без Ломоносова».

С мая 1912 по август 1913 гг. Иванов находился на швейцарской ривьере, в Савойе и Италии. Во время пребывания в Риме на почве дискуссий о католичестве и православии Вячеслав Иванович близко сошёлся с Владимиром Эрном. С этого времени и до революции основное место в его творчестве занимает религиозно-философская публицистика, размышления о пути России в условиях мировой войны; статьи того времени собраны в книгах «Борозды и межи» (1916) и «Родное и вселенское» (1917).

После окончательного размежевания с Кузминым, Гумилёвым, Блоком и многими другими петербургскими знакомыми Иванов поселился осенью 1913 г. в Москве на Зубовском бульваре, 25. Он чувствовал себя своим в кругу мыслителей, печатавшихся в издательстве М. К. Морозовой «Путь» (М. О. Гершензон, С. Н. Булгаков, П. Флоренский). Занимался переводами Эсхила («Орестея»), Алкея, Сапфо, Петрарки.

На те же московские годы приходится сближение Иванова с композитором А. Н. Скрябиным. Увидев в его творчестве проявление своей излюбленной идеи мистериальности, Иванов стал его всюду пропагандировать.

На Февральскую революцию Иванов откликнулся республиканским гимном «Вперёд, народ свободный» (музыка Гречанинова). После Октябрьской революции, которую не принял, хотел выехать за границу для лечения открывшегося у жены туберкулёза, но в заграничном паспорте было отказано. Служил в театральном отделе Наркомпроса (председатель историко-театральной секции), преподавал в стихотворном отделе Пролеткульта.

Осенью 1920 г. перебрался в Баку, куда тянулись из столиц «профессора, не желавшие под разнообразными наименованиями дисциплин преподавать единоспасающий марксизм». В местном университете профессор Иванов возглавил кафедру классической филологии. В 1921 году на основе обсуждения ещё неполной рукописи его монографии «Дионис и прадионисийство» на коллегии университета ему присуждается ученая степень доктора филологии. До самого отъезда в Италию (сентябрь 1924 г.) Иванов вёл в Баку весьма насыщенную культурно-педагогическую деятельность.

Последние десятилетия Иванов провёл в Италии. Первое, что было им написано по прибытии, — цикл «Римские сонеты». Жил он уединённо и до 1936 г. не публиковал новых поэтических произведений, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов.

В 1926 году в соборе Св. Петра Вячеслав Иванов совершил акт соединения с католической церковью по формуле Вл. Соловьева. В 1926—1934 годах занимал место преподавателя-лектора иностранных языков в коллегии Карла Борромея в Павии и читал курсы по русской литературе в Павийском университете. В 1927 г. на встречу в Павию приезжал состоявший с ним в переписке Мартин Бубер.

Поселившись в 1936 г. в квартире на Тарпейской скале, В. И. Иванов до 1943 г. преподаёт церковнославянский язык в Папском восточном институте и папской коллегии «Руссикум», читает лекции по русской литературе, в частности, по Достоевскому. В 1941-45 принимал участие в работе Литургической комиссии, по заказу Конгрегации

Восточных церквей Ватикана составил введение и примечания к Деяниям и Посланиям Апостолов, а также к Откровению св. Иоанна, в 1948—1949 — введение и примечания к Псалтири.

Итогом размышлений Иванова о судьбах России стала объёмная «Повесть о Светомире царевиче», написанная оригинальной ритмической прозой и стилизованная под византийские повести. В процессе мифотворчества повесть разрослась в целую эпопею, «русскую Илиаду», где излагается «альтернативная, реально не имевшая места история России (и отчасти Византии)» до Ледяного похода и сталинских лагерей включительно.

Иванов работал над «Повестью» с 1928 года, чеканя каждую фразу, и на смертном одре завещал Ольге Дешарт закончить свой труд на основании оставленных им заметок. Умер он в Риме в возрасте 83 лет.

Основные работы В.И.&nbspИванова

  • «По звёздам» (1909)
  • «Борозды и межи» (1916)
  • «Родное и вселенское» (1917)
  • «Наш язык» (1918)
  • «Переписка из двух углов. Статьи» (1921, с М. Гершензоном)
  • «Дионис и прадионисийство» (1923)
  • «Dostojewski, Tragödie-Mythos-Mystik» (1932)

Список очерков о философе

  • Философский аспект 
  • Логос. Ч.1. 
  • Логос. Ч.2. 
  • Системность 
  • Ницше и Дионис. Ч.1.
  • Ницше и Дионис. Ч.2. 
  • Ницше и Дионис. Ч.3. 
  • Вагнер и Дионис 
  • Типы искусств
  • Кризис индивидуализма. Ч.1. 
  • Кризис индивидуализма. Ч.2. 
  • О русской идее. Ч.1.
  • О русской идее. Ч.2. 
  • О русской идее. Ч.3. 
  • Природа гениальности 
  • Символизм и романтизм 
  • Природа творчества 
  • Символизм. Ч.1. 
  • Символизм. Ч.2. 
  • Символизм. Ч.3. 
  • Символизм. Ч.4. 
  • Символизм. Ч.5. 
  • Истоки символизма и современное состояние 
  • О достоинстве женщины. Ч.1.
  • О достоинстве женщины. Ч.2.
  • О достоинстве женщины. Ч.3.
  • Ты еси. Ч.1.
  • Ты еси. Ч.2.
  • Религиозное дело Вл. Соловьева. Ч.1.
  • Религиозное дело Вл. Соловьева. Ч.2. 
  • Славянофильство. Ч.1. 
  • Славянофильство. Ч.2. 
  • Два лада русской души 
  • Скрябин и дух революции 
  • Революция 
  • Наш язык. Ч.1.
  • Наш язык. Ч.2.
  • Дионис и прадионисийство. Ч.1. 
  • Дионис и прадионисийство. Ч.2. 
  • Дионис и прадионисийство. Ч.3. 
  • Дионис и прадионисийство. Ч.4.
  • Дионис и прадионисийство. Ч.5. 
  • Критика. Ч.1. 
  • Критика. Ч.2. 
  • Критика. Ч.3. 
  • Переписка из двух углов. Ч.1. 
  • Переписка из двух углов. Ч.2. 
  • Переписка из двух углов. Ч.3. 
  • Автобиография. Ч.1. 
  • Автобиография. Ч.2. 
  • Рецепция наследия в современный период

Поделиться:

Серия книг «Философия России» – ФИЛОСОФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО: АНДРЕЙ БЕЛЫЙ — ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ — АЛЕКСАНДР СКРЯБИН

Философия. Литература. Искусство: Андрей Белый — Вячеслав Иванов — Александр Скрябин

В том включены тексты современных исследований, в которых под разными углами зрения рассматриваются сложнейшие концепты символизма – религиозно-художественного мышления, сформировавшегося на рубеже XIX–XX вв. На трех фигурах Серебряного века – Андрее Белом, Вячеславе Иванове и Александре Скрябине сошлись основные события этой литературно-эстетической школы.

Задача книги – ответить на вопрос: сбылись ли «заветы символизма»; созвучны ли символисты ожиданиям читателей и слушателей своего и нашего веков? Том содержит биобиблиографический и иллюстративный материал. Издание адресуется не только специалистам по культуре Серебряного века, но и всем, кому дорога отечественная философия и литература.

Перейти в раздел Философия России

Толкование

Иванов, Вячеслав Иванович
Вячеслав Иванов
image Вячеслав Иванов в 1900 г.
Дата рождения:

16 (28) февраля 1866(1866-02-28)

Место рождения:

Москва, image Российская империя

Дата смерти:

16 июля 1949(1949-07-16) (83 года)

Место смерти:

Рим, image Италия

Гражданство:

image Российская империя

Род деятельности:

поэт, драматург, переводчик, критик, философ

Направление:

символизм

Язык произведений:

русский

www.v-ivanov.it

Вячесла́в Ива́нович Ива́нов (16 (28) февраля 1866, Москва — 16 июля 1949, Рим) — русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей «Серебряного века», участник Русского апостолата в Зарубежье.

Биография

Родился в семье землемера (геодезиста) Ивана Евстихиевича Иванова (1816—1871). Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884—1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886—1890), где, помимо филологии, много занимался историей под руководством Моммзена, а также философией. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилы, немецкие романтики (Новалис, Фридрих Гёльдерлин).

Много путешествовал — начиная с 1891 года объехал значительную часть Европы (жил некоторое время в Афинах, затем в Женеве), посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в Италии и России (окончательно переселился в Италию в 1924 году).

В 1894 году познакомился с Лидией Зиновьевой-Аннибал, поэтессой и переводчицей, спустя пять лет ставшей женой Иванова. Тогда же близким другом семьи Иванова становится М. М. Замятнина; она оказывала большую помощь поэту вплоть до своей смерти в 1920 году.

Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 году (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв, с которым Иванов познакомился в 1896 году). В 1903—1904 годах Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, А. А. Блоком.

image Дом № 1 по Тверской улице Санкт-Петербурга, где в квартире Иванова собирался кружок младосимволистов

В 1905 году поэт поселился в Петербурге; его квартира в доме на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц («башня»), в которой по средам собирался кружок младосимволистов, была одним из идейных центров русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов; в литературных «средах» Иванов видел прообраз «соборных» общин. Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал (1910—1911) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах. В 1906 году сблизился с С. М. Городецким; эта дружба дала Иванову новые темы, и в 1907 году он выпустил сборник «Эрос» (Изд. «Оры», Санкт-Петербург).

Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику. В 1910 году женился на своей падчерице Вере Шварсалон, дочери Зиновьевой-Аннибал; от этого брака родился сын Дмитрий (1912—2003).

В 1907—1908 годах — после того, как Иванов поддержал теорию «мистического анархизма» Георгия Чулкова — произошёл окончательный разрыв поэта со старшими символистами (впрочем, дружбу с Брюсовым Иванов сохранял вплоть до смерти «зачинателя» русского символизма). По возвращении из длительного путешествия по Италии (1912—1913) Иванов сблизился с литературным критиком М. О. Гершензоном, философом С. Н. Булгаковым, композитором А. Н. Скрябиным.

Активную культурно-педагогическую деятельность Иванов продолжал и после Октябрьской революции; в 1921-1924 годах жил в Баку, где был профессором университета. В 1921 году защитил диссертацию о культе Диониса.

Последние десятилетия провёл в Италии, где занимался в основном переводами произведений античных и средневековых поэтов (Сапфо, Эсхила, Алкея, Петрарки и др.), лишь изредка публикуя новые произведения (цикл «Римские сонеты», 1924; поэма «Человек» [Из-во «Дом книги», Париж], 1939). Иванов жил в Италии уединённо, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов (из старших — с Мережковскими, из младших — с И. Н. Голенищевым-Кутузовым).

В 1926 году принял католичество. В 1926—1934 годах преподавал русский язык и литературу в колледже в Павии, в 1934—1943 годах в Восточном институте Ватикана. В 1948 году по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году.

Иванов похоронен на протестантском кладбище в Риме, рядом с художником Карлом Брюлловым.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
  • 08.1905 — 1912 — доходный дом И. И. Дернова — Таврическая улица, 35/1[1];
  • 1920—1921 — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15.

Творчество

image Портрет работы К. А. Сомова. 1906. Третьяковская галерея.

Творческие идеалы Иванов ищет в прошлом (Античность, Средневековье, в особенности Византия, к искусству которой редко обращались поэты); там он находит «подлинный» символизм, «органическую» культуру, которую он противопоставляет культуре буржуазной, получившей отражение в творчестве старших символистов. Как теоретик младшей ветви символистов, Иванов нередко выступает с критикой декадентства и импрессионизма, присутствующих в поэзии старших символистов. По Иванову, задача символистов — уход от «индивидуального», интимного в искусстве, создание народного, синтетического искусства, которое отступит от иллюзий, ознаменует объективные реальности. Поэт не должен стремиться к уединению, он обязан стать «голосом народа». Иванов отвергает «парнасский» принцип искусства для искусства и переходит к искусству религиозному, реалистическому (в противовес идеалистическому) символизму. В лирике метафору как основной поэтический приём должен заменить религиозный миф, который является высшей реальностью человеческого духа; в обеспечении этой замены и состоит, согласно Иванову, подлинная задача поэта-символиста.

Могила Вячеслава Иванова в Риме

Основные темы поэзии Иванова, его религиозного «мифа» — смерть и последующее возрождение, отчаяние и следующая за ним надежда; темы воскресения, прославления жертвенного страдания отличают творчество Иванова от творчества старших символистов, в котором важное место имела тема безысходности; в основе поэзии Иванова лежит жизнеутверждающее, оптимистическое начало. Иванов не разделяет пессимизм старших символистов и видит в будущем образование «слепительного», «всерадостного» Да. Декадентские темы одиночества, отчаяния отходят на второй план; их место в творчестве Иванова занимают темы торжества соборности, богоискания, богоявления, мистической любви, одолевающей смерть. В отличие от импрессионистской поэзии старших символистов, поэзия Иванова основана на гармонии, единстве, целостности. Иванов пытается найти собственно-символистские средства выражения. Так, лирика нередко становится эпизированной, драматизированной, иногда превращаясь в монолог или драматическую сцену. Отражение субъективной, индивидуальной точки зрения не характерно для поэзии Иванова. Чаще встречается изложение от третьего лица или от имени некоего коллектива («мы»); иногда мы видим обращение одного коллектива к другому (поэтам, верующим, пророкам, всему человечеству). Многие стихи Иванова сродни одам, дифирамбам и словно созданы для ритуальных действ, торжественной декламации; холодная поэзия Иванова богата анахронизмами, изысканными, отточенными фразами. Последние делятся на несколько сложноподчинённых частей и богаты неординарными инверсиями.

Поэзия Иванова статична, предметна, величава, не напевна, динамизм чужд её «богослужебной» застылости; в стихах почти отсутствуют глаголы (часто сказуемые выражаются существительными и др.). Из стихотворных размеров Иванов предпочитает ямб и хорей. Пейзажи Иванова обычно бездвижны, описывают неживую природу — груды камней, расплавы металлов, грани кристаллов («жемчужный час», «алмазный дождь», «блестящих отсветов недвижные столпы», «медная грудь моря» и т. п.).

Научные работы Иванова посвящены религиозному мифу («Эллинская религия страдающего бога», 1904; «Религия Диониса», 1905; докторская диссертация «Дионис и прадионисийство», написана в 1921, опубликована в 1923 в Баку — вопросы эллинского культа Диониса и происхождения театра трагедии). Иванов читал в Париже (1903) курс лекций, посвященный религиозному культу Диониса.

Сочинения

Стихотворения, поэмы

  • Кормчие звёзды: Кн. лирики. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1903.
  • Прозрачность: 2-я кн. лирики. — М.: Скорпион, 1904.
  • Тантал. Трагедия, 1905
  • Эрос. — СПб.: Оры, 1907.
  • Cor ardens. Ч. 1, 2. — М.: Скорпион, 1911—1912.
  • Нежная тайна; Лепта. — СПб.: Оры, 1912.
  • Младенчество. — Пг.: Алконост, 1918.
  • Прометей: Трагедия. — Пг.: Алконост, 1919.
  • Человек: Поэма. — Париж: Дом книги, 1939.
  • Свет вечерний. — Оксфорд, 1962. (Подготовлен к печати автором.)

Сборники критических статей

  • По звёздам. — СПб, 1909 — pdf
  • Борозды и межи. — М., 1916.
  • Родное и вселенское. — М., 1917.
  • Ивановъ В. Нашъ языкъ // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1918.
  • Переписка из двух углов. Статьи, 1921 (с М. Гершензоном)
  • Dostojewski, Tragödie-Mythos-Mystik, Tübingen, 1932

Переводы

  • Алкей и Сафо. Собрание песен и лирических отрывков. — М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1914.
  • Петрарка Ф. Автобиография; Исповедь; Сонеты / Пер. М. Гершензона (проза) и Вяч. Иванова; вступ. очерк М. Гершензона. — М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1915.

Автобиография — см. в кн. «Русская литература XX в.», под редакцией С. А. Венгерова. — М., 1916.

Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1-4, Брюссель, 1971—1987.
  • Стихотворения и поэмы, Л., 1976.
  • Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб, Академический проект, 1995.
Сборники
  • Иванов В. И. Родное и вселенское / Сост. вступит. ст. и примеч. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994. 428 с. (Мыслители XX века).

Примечания

  1. «ДОМ С БАШНЕЙ»

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Davidson P. Viacheslav Ivanov: A reference guide. — New York, 1996.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Иванов, Вячеслав Иванович” в других словарях:

  • Иванов Вячеслав Иванович — Вячеслав Иванов в 1900 г. Вячеслав Иванович Иванов (16 (28) февраля 1866, Москва  16 июля 1949, Рим)  русский поэт символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей… …   Википедия

  • Иванов Вячеслав Иванович — (1866 1949), рус. поэт, историк и теоретик лит ры и культуры. С 1924 жил в Италии. С поэзией Л. сроднился с детства (сб. «Младенчество», с. 38 39). В позднем очерке «Lermontov» (далее «L») (написанном на итал. яз. в 1947 48 и опубл. посмертно) И …   Лермонтовская энциклопедия

  • Иванов Вячеслав Иванович — Иванов, Вячеслав Иванович известный поэт. Родился в Москве в 1866 г. Учился в Московском университете, где курса не кончил, потом в Берлинском университете, где особенно ревностно занимался классической филологией. Диссертация, которую Иванов… …   Биографический словарь

  • Иванов Вячеслав Иванович — [16(28).2.1866, Москва, 16.7.1949, Рим], русский поэт, драматург. В 1904 опубликовал работу «Эллинская религия страдающего бога» об эллинском культе Диониса, давшем начало театру трагедии. Как поэт выступил в 1898. Вслед за первой книгой лирики… …   Большая советская энциклопедия

  • Иванов, Вячеслав Иванович — Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949, Рим) – «Вячеслав Великолепный», крупнейший поэт и теоретик символизма как мировоззрения. Его «среды» в квартире («Башне») на Таврической ул. в Петербурге в 1905–1909 гг. были одним из центров русского… …   Русские поэты Серебряного века

  • ИВАНОВ Вячеслав Иванович — (1866 1949) русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно философскую проблематику античности и средневековья (сборник Кормчие звезды , 1903, Cor ardens , ч. 1 2, 1911). В литературно философских трудах (в т …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иванов, Вячеслав Иванович — ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866 1949), русский поэт. Идеолог символизма (книга “По звездам”, 1909). В доме Иванова в Санкт Петербурге (известном как “башня Вячеслава Иванова”) устраивались так называемые ивановские среды, собиравшие всю… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иванов Вячеслав Иванович — (1866 1949), русский поэт, представитель и теоретик символизма (книги «По звёздам», 1909). В его петербургской квартире (так называемая «башня Иванова») устраивались «ивановские среды», собиравшие литературно артистическую интеллигенцию (1905… …   Энциклопедический словарь

  • Иванов, Вячеслав Иванович — поэт (род. в 1866 г.), сын чиновника. Учился на филологическом факультете Московского университета, потом в Берлинском университете. Надолго поселившись в Риме, написал диссертацию “De societatibus vectigalium publicorum populi Romani”; …   Большая биографическая энциклопедия

  • Иванов Вячеслав Иванович — (1866, Москва — 1949, Рим), поэт. Первые годы жизни провёл в родительском доме на углу Волкова переулка и , рядом с ; позже семья сняла квартиру на . В 1875—84 Иванов учился в 1 й московской (, 16), в 1884—86 — на историко… …   Москва (энциклопедия)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий