Мобильный LiveInternet «Агриппина Ваганова: как из толстой армянской девочки вышла великая мать русского балета» ЕЖИЧКА – Дневник ЕЖИЧКА (Лилия)

Биография

Карьера Агриппины Вагановой как педагога-хореографа сложилась удачнее, чем в качестве балерины. Несмотря на трагедию в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в методике балета.

Детство и юность

«Царица вариаций» родилась в июне 1879 года в семье отставного унтер-офицера, служившего капельдинером в Мариинском театре Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, рядом с местом работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых располагалась в подвале, который заливало при сильных дождях.

В детстве Агриппина, пользуясь должностью отца, пересмотрела все балеты в «Мариинке» и стала грезить порхающим искусством. Хотя родители считали, что коренастая девочка плохо подходит для фуэте, они смогли пристроить младшую дочь в Императорское театральное училище.

Доводом для матери и отца стали не столько мечты Груши, сколько то, что успешно окончившие 1-й класс ученицы переводились на полный государственный пансион. Вагановы жили бедно и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего рта.

Обучение в училище разочаровало Ваганову. Педагоги (в частности Александр Облаков) только показывали па и требовали от учеников повторения, но не объясняли, как это сделать, не раскладывали движения на элементы.

Груша прослыла неудобной ученицей с ужасным характером: девочка изводила наставников вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала, что обучение Агриппины — пустая трата времени: физические данные строптивой танцовщицы были далеки от идеала, а лицо с кавказскими чертами не соответствовало «кукольным» балетным стандартам. Единственное, в чем нельзя было отказать девушке — это в упорстве и самоотдаче на репетициях.

Хотя на выпускных экзаменах Ваганова получила 11 из 12 возможных баллов и влилась в труппу Мариинского театра, где царствовала Матильда Кшесинская, дочери армянского унтер-офицера не давали ведущие партии, которые она самозабвенно разучивала. Главный балетмейстер Мариус Петтипа называл исполнительскую манеру Агриппины ужасной, а когда вариациям балерины рукоплескала публика, утверждал, что Ваганова проплатила аплодисменты.

Личная жизнь

В молодости Агриппина пережила ряд ни к чему не обязывающих романов. Поклонники баловали балерину подарками и возили в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где она после нескольких бокалов шампанского сбрасывала туфли и танцевала под аплодисменты посетителей.

Все изменилось после знакомства с Андреем Померанцевым — полковником-путейцем в отставке, членом правления Екатеринославского строительного общества. Мужчина был в 2 раза старше балерины и, став ее возлюбленным, завалил дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась прислуга.

В апреле 1903 года на репетиции балерина упала в обморок. Очнувшись, Ваганова узнала, что причина недомогания — беременность. В голове девушки всплыла русская поговорка «Обещанного 3 года ждут» — она ждала сольных партий уже свыше пяти лет после окончания училища, а их все не было. Поразмыслив, Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.

image
Агриппина Ваганова и Майя Плисецкая / «Фейсбук»

Померанцев не смог получить развод от жены, но после рождения сына Саши поселился с Вагановой и до конца своих дней жил с танцовщицей как муж. Когда умерла старшая сестра Груши, племянники Леля и Сережа стали жить с Андреем Александровичем и Агриппиной Яковлевной. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом уморительно воспроизводить движения животных.

На революции 1917 года балерина почти не обратила внимания, однако муж становился все мрачнее и в ночь перед Рождеством застрелился. Из избалованной барыни и любимой жены Ваганова в одночасье превратилась в многодетную мать, лишенную средств к существованию, которой дворник из любезности дает раз в день вязанку дров.

Тем не менее Агриппина смогла вырастить детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем. Мужчина сохранил архив и мемуары матери.

Балет

В балет погрязшую в материнстве Ваганову вернул сын. Поглядев на фото матери в пачке и на пуантах, мальчик спросил родительницу, почему она больше не танцует, неужели разучилась. Агриппина начала показывать Саше, на что она способна, и пришедшая на работу няня с удивлением обнаружила разгоряченную барыню сидящей на шпагате.

После возвращения в «Мариинку» карьера Вагановой складывалась более удачно, чем в юности. За точность прыжков Агриппину прозвали Стальными ногами. Однажды балерине довелось заменить получившую травму Тамару Карсавину и станцевать главную партию, ведь все сольные роли Ваганова знала наизусть. Но в 1916 году дочку унтер-офицера списали по возрасту, а положенную пенсию после октябрьского переворота перестали выплачивать.

Чтобы прокормить сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и матросами, преподавала танцы в клубах. А затем Ваганову пригласили работать в родное училище, воспитанники которого репетировали в неотапливаемых помещениях и жили впроголодь.

В наставничестве женщина нашла свое призвание. Строптивая ученица превратилась в резкую и безжалостную на язык преподавательницу, учившую балерин совершать танцевальные па вдумчиво и заботящуюся о каждой ученице как о родной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось получить несколько уроков у Вагановой, утверждала, что после занятий стала танцевать намного лучше и, главное, осмысленнее.

Заслуги Агриппины Яковлевны заключаются и в разработке методики совершенствования мышц будущих звезд сцены, и в том, что она сумела объяснить важность русской балетной школы советской власти. Вначале вожди, говоря словами Владимира Маяковского, относились к классическому танцу как к «дрыгоножеству», а к Мариинскому театру — как к царской игрушке и пережитку прошлого. Но затем чиновники поняли роль балета в формировании престижа молодого советского государства на международной арене.

В 1931–1937 годах Ваганова работала художественным руководителем балетной труппы «Мариинки», которая называлась Ленинградским театром оперы и балета имени Сергея Кирова. Однако противники требовательной наставницы обвинили Агриппину Яковлевну в самодурстве и присвоении заслуг советской власти. Среди хулителей были и ученицы, в том числе Галина Уланова. И лишь Наталья Дудинская рискнула заступиться за любимого педагога.

Из Кировского театра Ваганову уволили, и она вновь сосредоточилась на любимом деле — преподавании в хореографическом училище. Опыт наставничества обобщен в знаменитой книге «царицы вариаций» «Основы классического танца».

Смерть

Агриппина Яковлевна скончалась 5 ноября 1951 года. Точную причину смерти балерины и педагога в биографиях не указывают, ограничиваясь словосочетанием «тяжелая болезнь». Известно, что за день до кончины Ваганова порывалась идти проводить занятие в училище на улице Зодчего Росси.

Документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»

Агриппину Яковлевну похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. Через 2 года после смерти на могиле Вагановой установили памятник — скульптуру танцовщицы с книгой в руках, а через 6 лет учебное заведение, с которым была неразрывно связана биография балерины, получило имя великого педагога. С 1991 года самая известная в мире российская хореографическая школа называется Академия русского балета имени Агриппины Вагановой.

Память

  • 1957 — Академия русского балета (Ленинградское хореографическое училище) имени А.Я. Вагановой
  • 1958 — Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на фасаде дома, где с 1937 года по 1951 год жила Ваганова
  • 1986 — Документальный фильм «Агриппина Ваганова»
  • 1988 — Международный балетный конкурс для воспитанников балетных училищ «Ваганова — Prix»
  • 2004 — Документальный фильм «Вспоминая великую Ваганову»
  • 2009 — Документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»

Интересные факты

  • Имя иконы русского балета в переводе с древнегреческого означает «дикая лошадь», а с латыни переводится как «горестная». В Древней Греции Агриппиной обычно называли девочек, родившихся вперед ногами.
  • Внучка Андрея Померанцева (дочка сына полковника от законной супруги) Марина училась у Агриппины Яковлевны, а затем преподавала в училище, носящем имя сводной бабушки.
  • Хороший слог книги Вагановой — заслуга ее подруги и соавтора Любови Менделеевой, дочери великого химика, вдовы поэта Александра Блока.
  • В том же доме № 4 по улице Дзержинского, где 14 лет (за вычетом периода эвакуации в Пермь) прожила Агриппина Яковлевна, располагались квартиры таких советских знаменитостей, как композитор Исаак Дунаевский, певцы Софья Преображенская и Иван Ершов, а также ученица Вагановой — балерина Галина Уланова.
  • Любимая ученица педагога Марина Семенова, блиставшая в «Баядерке» и «Лебедином озере» на сцене Большого театра, прожила почти 102 года и за год до смерти снялась в фильме о своей наставнице «Великая и ужасная».

00:47 26.06.2019 Читать ria.ru в Российская артистка балета, педагог, балетмейстер Агриппина Яковлевна Ваганова родилась 26 июня (14 июня по старому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге. В 10 лет была принята в Петербургское театральное училище по классу балета. В 1896 году на выпускном экзамене Ваганова получила 11 баллов из 12. В 1897 году балерина была определена в кордебалет Мариинского театра. В 1901 году она была переведена в корифейки (танцовщица кордебалета, выступающая в первой линии и исполняющая отдельные небольшие танцы) и получила именную партию Гебы в балете “Пробуждение Флоры” на музыку Риккардо Дриго. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем – множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов. Ваганова получила от критиков неофициальный титул “царицы вариаций”. С 1906 года она выступала первой танцовщицей, с 1915 года являлась балериной Мариинского театра. Первую главную сольную партию Ваганова станцевала в “Шопениане”, заменив Тамару Карсавину. В 1915 году она исполнила сольную партию в балете “Ручей” Лео Делиба, который имел большой успех. Затем Ваганова танцевала Одетту-Одиллию в “Лебедином озере” Петра Чайковского и Царь-девицу в “Коньке-Горбунке” Цезаря Пуни. В июне 1915 года последовало увольнение балерины на пенсию с содержанием. После Октябрьской революции пенсию перестали выплачивать, и Агриппина Ваганова занялась преподавательской деятельностью. В 1917-1920 годах – преподаватель в частной балетной школе Миклоса и балетной школе Балтфлота. С 1921 года работала в Петроградской балетной школе, позже переименованной в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). В 1934-1941 годах возглавляла педагогическое отделение при училище. Ваганова систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках. Свою методику преподавания Ваганова изложила в книге “Основы классического танца” (1934), которая выдержала много изданий и была переведена на различные языки. В 1931-1937 годах Агриппина Ваганова была художественным руководителем труппы Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Она осуществила новые редакции балетов “Лебединое озеро” Чайковского (1933), “Эсмеральда” Пуни (1935). С 1937 года Ваганова сосредоточилась на преподавательской работе. В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства, так называемый “балеринский класс”, где занимались только ведущие солистки труппы. После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года она вернулась в Ленинград и продолжила работу в училище. В 1946 году Ваганова стала первым профессором в области хореографии. В 1946-1951 годах занимала пост заведующей педагогическим отделением хореографического училища. 5 ноября 1951 года Агриппина Ваганова скончалась. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Агриппина Ваганова – народная артистка РСФСР (1934), лауреат Государственной премии СССР (1946). Она воспитала несколько поколений балерин, ставших гордостью русского балета. Среди ее учениц – Марина Семенова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Наталия Дудинская, Алла Шелест, Ирина Колпакова. В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (ныне Академия русского балета) было присвоено имя Агриппины Вагановой. Гражданским мужем Вагановой был подполковник путейской службы Андрей Померанцев, который скончался в 1917 году. У нее был сын Александр Померанцев (1904-1957). Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

image

Ноябрь 25, 2021

Она была артисткой кордебалета, солисткой, хореографом и худруком, педагогом и автором книги. Ее методика обучения — «система Вагановой» — актуальна по сей день.

Путь из кордебалета в солистки 

Агриппина Ваганова родилась 26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, бывший унтер-офицер, служил капельдинером в Мариинке, так что с одной из главных театральных сцен страны она была знакома с детства. 

В 1890 году Ваганова поступила в Императорское театральное училище. Одним из первых учителей Агриппины стал балетмейстер Лев Иванов, затем Ваганова обучалась у примы Мариинского театра, балетного педагога Екатерины Вазем. 

Одной из первых партий будущей балерины стала роль в спектакле «Волшебная флейта». Эту постановку Лев Иванов подготовил для воспитанников училища. В 1897 году выпускница Ваганова присоединилась к балетной труппе Мариинки. Однако ее сценический путь простым не был: долгие годы она танцевала в кордебалете, а хореограф Мариус Петипа невысоко отзывался о способностях танцовщицы. Да и сама артистка балета иронично замечала, что в тот период была «тридцать третьей тенью в “Баядерке”», хотя в постановке на сцену выходили тридцать две тени. 

Несколько лет ей понадобилось, чтобы закрепиться в статусе солистки театра. Она танцевала в «Жизели», «Коньке-Горбунке» и, наконец, исполнила в «Лебедином озере» партию Одетты-Одиллии, которая давно была ее мечтой. 

Тогда Ваганову называли королевой вариаций — за блестящие сольные роли. В балете «Ручей», поставленном Николаем Легатом, она также солировала и демонстрировала на сцене элементы, которые впоследствии стали отличительными чертами ее стиля. Четкие техничные линии, мощные прыжки и «стальной» носок — годы спустя по этим признакам будут узнавать «вагановскую школу». 

Этап главных партий начался в ее карьере с 1910-х годов. Однако уже в 1916 году Агриппина Яковлевна уходит со сцены, чтобы заняться преподаванием.

Становление «системы Вагановой»

В качестве балетного педагога она дебютировала в частных школах. Обширной преподавательской практики не было, в революционные годы ей даже приходилось выступать за еду. Новый этап начался после революции 1917 года: тогда артист и педагог Александр Облаков пригласил Ваганову преподавать в Петроградское театральное училище. В 1922 году Агриппина Яковлевна подготовила к выпуску своих первых учеников, а затем начала работать с предвыпускными женскими классами. Это время — этап становления «системы Вагановой», авторской методики преподавания, которую отличали четкая техника и строгость постановки балетных позиций. С 1924 до 1950-х годов Агриппина Ваганова выпускает целую плеяду артисток, многие из которых стали выдающимися балеринами своей эпохи. Среди ее многочисленных выпускниц были Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ольга Моисеева и другие. Под руководством Вагановой Майя Плисецкая готовила партию Маши в «Щелкунчике», а впоследствии не раз называла Агриппину Яковлевну своим лучшим учителем. Плисецкая писала: 

«У Вагановой были фантастические мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: “Попробуй так!” Она требовала: “Надо так”. Она для меня Микеланджело в балете»

В течение шести лет, с 1931 по 1937 годы, педагог занимала должность худрука балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В это время она редактирует классические постановки, среди которых были «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и «Эсмеральда». Так, в постановке Петипа Агриппина Ваганова изменила сцену первой встречи Одетты и принца Зигфрида — в таком виде этот эпизод надолго задержался в постановках других хореографов. 

Впрочем, сама Агриппина Яковлевна не задержалась в статусе художественного руководителя балетной труппы, потому что к тому времени оформился разрыв между запросом публики на новый театральный репертуар и классическим подходом к балетному искусству, который всегда был близок Вагановой. В итоге свой академизм и стремление к системе она реализовала в собственной методике преподавания и написанной книге. 

Книга как квинтэссенция знаний и опыта 

В основе преподавательской методики Вагановой всегда был академический танец. Первая ступень на пути к балетному мастерству — отточенность классических движений и позиций, ведь именно в этом заключалась сильная сторона самой Агриппины Яковлевны. В совершенстве овладев классической основой, балерина могла выйти на следующий уровень — проявление свободы и индивидуального стиля в танце. Ваганова писала: 

«К экзерсису нужно подойти, как мы подходим в жизни к своему лечению: мы получаем предписания врача, но в общем каждый сам знает, как он должен применять их к себе, как себя лечить»

В танцклассах педагог сама служила образцом сценической выправки и демонстрировала четкость позиций и силу прыжков. Свои знания она передала нескольким поколениям учениц и зафиксировала в книге «Основы классического танца», которую впервые издали в 1934 году. Произведение Вагановой стало одним из знаковых трудов в мире балета, где автор систематизировал методику преподавания балета, до этого представленную в виде отдельных знаний и практических наработок. Книгу шесть раз переиздавали и перевели на многие языки. 

Вплоть до 1950-х годов Агриппина Яковлевна преподавала балет, найдя в этом свое настоящее призвание. Она скончалась в Ленинграде в 1951 году в возрасте 72 лет. Имя Вагановой сегодня носит Академия русского балета, расположенная в Санкт-Петербурге.

image

Балет принадлежит списку явлений, которыми гордится Россия. Биография Агриппины Вагановой тесно связана с этим жанром искусства. Невероятное число балерин с мировой известностью (Уланова, Семенова, Шелест, Кургапкина, Дудинская и многие другие) – ее ученицы.

Начало

Родилась Агриппина Ваганова в семье капельдинера Мариинского театра Якова Тимофеевича Ваганова. Произошло это событие 26 июня 1879 года. Она стала третьей дочерью в семье, ютившейся в подвале, которому постоянно угрожало затопление от разлива Невы. Разговоры дома о театре, частые посещения его постановок благодаря работе отца заставили девочку мечтать о карьере балерины. Достигнув 10-летнего возраста, Груня стала ученицей театрального училища. Кроме красивой мечты, девочку грела мысль, что она сможет помочь родным, если хорошо сдаст экзамены после первого курса и перейдет на полный государственный пансион. Так оно и вышло. Несмотря на отсутствие природных данных, Агриппина Ваганова ценой усердия и большого трудолюбия заслужила уважение педагогов и упорно осваивала технику танца.

Впервые на сцене

Мариинский театр привлекал к исполнению небольших детских ролей учениц, начиная со второго класса. Ваганова участвовала в постановках балетов Чайковского. Настоящим танцевальным дебютом Агриппины можно считать 3-минутный вальс в первом акте «Спящей красавицы». Современное выступление артистов в этой сцене записано на видео:

Приглашенные для исполнения традиционно отдаваемых воспитанницам училища ролей, девочки присутствовали на репетициях балета «Лебединого озера». С интересом следя за работой балетмейстера и артистов, Груня еще тогда почувствовала, что возможно другое воплощение постановки спектакля.

Учителя

Облаков показывал подопечным различные движения и следил за точностью их копирования. Это был тяжкий труд, особенно для Вагановой. Но затем Агриппину перевели в класс Екатерины Вазем, и она поняла, что педагоги бывают очень разные. Екатерина Оттовна объясняла все свои действия, ставила перед ученицами понятные цели и указывала пути их достижения. Сколько бы ни было в классе занимающихся, она каждому уделяла внимание и не позволяла лениться. Многие приемы строгой, но любимой учительницы, Ваганова потом старалась применить в своей преподавательской работе. Ведь она по себе знала, что понимание ситуации, ясность цели вдохновляют, делают монотонный и изматывающий труд по освоению техники движений легче. Лев Иванов привил Груне любовь к музыке, Христиан Иогансон поставил ее “фирменные” прыжки. Окончив училище в 1895 г., она обучалась хореографии у Павла Гердта.

Работа в театре

В кордебалет Мариинского театра Агриппина Ваганова поступила в 1896 году. Десять лет она не получала главных ролей, так как не соответствовала стандартам красоты зрителя того времени: она была коренастой, с мускулистыми ногами. В пластике движений Ваганова не смогла догнать танцовщиц, одаренных в большей степени природой. Не избалованная судьбой, Ваганова продолжала трудиться, закрывая глаза на свое незавидное положение в театре, отдаваясь всей душой танцу.

В 1900 г. она исполнила сольную вариацию в анакреонтическом балете «Пробуждение Флоры» (либретто и хореография Петипа). В этом же спектакле впервые танцевала главную роль Анна Павлова. Она была младше, чем Агриппина, на два года, но уже подавала большие надежды и всего через 6 лет стала прима-балериной Мариинского театра.

Учеба продолжается

Класс усовершенствования в театре вела балерина Ольга Преображенская. Она навела Ваганову на мысль попробовать синтезировать пластичную французскую и эксцентричную, отличающуюся высокой техничностью итальянскую школы. Различие стилей показано на рисунке ниже. Второй педагог, Николай Густавович Легат, который разглядел в Груне все ее достоинства (в противовес балетмейстеру М. Петипа), руководил ее занятиями классическим танцем.

image

Вагановой в это время давали исполнять композиции в группе из 4-8 танцовщиц. А чаще она была задействована в кордебалете. Это больно ранило самолюбие артистки. Но Агриппина не отчаялась. Она продолжала совершенствоваться в том, что было ей доступно, одновременно наблюдая и анализируя технику других исполнителей. Короткие танцевальные сюжеты, которые ей доверяли (так называемые вариации), Агриппина отрабатывала до блеска. Балетовед того времени Аким Волынский так описал ее выступление:

Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра.

Судьба свела Агриппину с полковником в отставке Андреем Померанцевым. В 1904 г. она родила сына. После смерти сестры они с Андреем приняли в семью двух ее детей.

В 1914 г. несчастный случай с исполнительницей предоставил Агриппине Вагановой в балете «Шопениана» главную роль. Перед «заслуженным уходом на отдых» ей удалось сыграть сольную партию в «Ручье», Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни. Статус балерины Агриппина Ваганова получила лишь за год до увольнения. В 1916 году сценическая деятельность Вагановой в качестве артистки закончилась.

Жизнь без театра

Агриппина, которая чувствовала себя молодой, исполненной сил женщиной, была не готова остаться не у дел. Ни домашняя работа, ни время, отданное воспитанию сына, не могли вывести ее из состояния тревоги и неудовлетворенности. Ваганова не оставила занятий хореографией и продолжала посещать танцевальный класс. Но уверенности, что это еще когда-нибудь пригодится, не было.

Попытка приобщиться к делу помощи солдатам тоже не увенчалась успехом: ее личное будущее было в тумане и она не могла отвлечься от мыслей о балете, которому была посвящена вся ее предыдущая жизнь. Погруженная в свою неразрешимую проблему, Ваганова не очень следила за событиями в стране. Осознать, насколько это ее касается, заставило личное горе. Андрей Померанцев, подавленный неудачами русской армии на фронтах Первой мировой войны, не вынес резких перемен и бардака во всех сферах государственного устройства после Февральской революции и покончил с собой. Ваганова должна была выжить в стремительно меняющейся обстановке, имея на руках несовершеннолетнего сына и двух племянников.

В одночасье возникли проблемы с отоплением, исчезли продукты, пенсия. На их место пришли голод, холод и страх. Некоторое время продержаться удалось, выменивая вещи из квартиры, которую она обрела благодаря мужу, на еду. Вскоре, по примеру других артистов, Ваганова стала хвататься за любую работу: концерты в маленьких студиях или фойе, частные уроки. За это платили продуктами. Удалось устроиться в небольшую балетную школу. Но мечты о родном училище не покидали. Ей хотелось больших масштабов, возможностей, которые дает профессиональная среда.

image

Жизнь продолжается

В 1921 г., когда Вера Трефилова, возглавлявшая хореографическое отделение, уехала во Францию, Облаков пригласил Агриппину Яковлевну для педагогической деятельности в Петроградское театральное училище. Теперь там все было другим. Полуголодные девочки, разучивающие упражнения в шерстяных платьях, стоя на обледенелом полу, уже не прятали свою бедность, как было во времена детства Вагановой. Но по-прежнему любовь к балету владела всеми педагогами и воспитанницами.

Системы преподавания балетных дисциплин к тому времени не существовало. Каждый педагог делился со своими учениками личным опытом, пропущенным через собственное тело. Вагановой дали первый класс. Но она знала, что ее знания более обширны; ей есть что сказать девочкам, которые уже имеют представление о балетных движениях. Агриппину Яковлевну быстро освободили от несмышленых первоклассниц. Ей предоставили 3-й класс. Более взрослые, уже освоившиеся в училище девочки были взбудоражены сменой преподавателя и стали показывать новому педагогу характер, игнорируя ее требования. Однако неизменность поведения Вагановой убедила класс, что учительница не жалеет для них сил и уверена в себе. Появившаяся Марина Семенова, талантливая, трудолюбивая девочка с лидерскими способностями, помогла наладить рабочую атмосферу.

image

На фото: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.

Схема работы

Агриппина Яковлевна Ваганова ценила в ученицах трудолюбие. Не давая спуску никому, она особенно была притязательна к девочкам, в которых видела талант. Помня собственное обучение в этих же залах, Ваганова не заставляла отрабатывать отдельные движения, а складывала их в небольшие танцевальные композиции. Ведь ощущение танца окрыляло и давало понимание, для чего нужно так упорно и точно повторять обособленные элементы. Кроме совершенствования техники исполнения, в классе Вагановой воспитывался пробивной, целеустремленный характер, так необходимый для работы на сцене. Главный принцип преподавания Агриппины Яковлевны заключался в том, чтобы объяснять все, каждый нюанс движения. Свой курс хореографии она разбила на два этапа:

1. Досконально освоить технику исполнения всех танцевальных элементов.

2. Вырабатывать индивидуальную манеру воплощения замысла.

image

Отношения с учениками

Выпускницы Вагановой демонстрировали правильность методики, которой она вооружилась. Впрочем, это не было нечто застывшее в своей неизменности. Учительница постоянно размышляла, как лучше донести до каждой девушки, что нужно делать, чтобы добиться успеха. В 1928 г. окончила училище воспитанница Вагановой Галина Уланова, в очередной раз доказавшая всему миру педагогическое мастерство Агриппины Яковлевны. А она продолжала поддерживать дружеские и деловые связи со своими ученицами и после выпуска: Ваганова вела класс в Мариинском театре.

Когда Марину Семенову забрали в Большой, Агриппина Яковлевна обязательно приезжала на все ее премьерные спектакли и оставалась на несколько дней, чтобы позаниматься с уже знаменитой балериной. В своих воспоминаниях ученицы подчеркивают жесткую требовательность Вагановой как педагога и высказывают благодарность за ее большой вклад в их сценическую судьбу.

И снова театр

image

На фото: Мариинский театр.

В 20-е годы в балете, как и в других видах искусства, постоянно возникали новаторские течения. Молодой балетмейстер Лопухов показывал постановки, которые напоминали свод акробатических трюков. Другие режиссеры превращали балет в пантомиму. В связи с этим шли жаркие споры о будущем жанра. Агриппина Яковлевна Ваганова твердо держалась классических принципов. В 1931 г. ей предложили занять место художественного руководителя театра вместо Лопухина. Она дала согласие.

Ваганова воплотила давнюю мечту: переделала постановку балета «Лебединое озеро», исходя из своего видения и пожеланий высшего руководства культуры, которое приветствовало в искусстве реализм и торжество добра.

Была проделана коллективная работа, но главные идеи были вагановскими. Особо удалась сцена первой встречи принца с Одеттой. Трагический конец заменен счастливым исходом. И все-таки, это была самая щадящая переделка классики из всех вариантов, которые выдвигали другие советские балетмейстеры.

Следующая творческая переработка – балет «Эсмеральда». Но, по мнению Вагановой, музыка мало соответствовала сюжету, и ее попытки обновления входили с ней в противоречие. Спектакль был хорошо принят публикой, однако постановщица продолжала считать его далеким от совершенства.

В балете тридцатых закрепилась новая драматическая тенденция, в которой мало внимания уделялось красоте и своеобразию классического танца. Это веяние поддерживалось властными структурами. С этим Ваганова никак не могла согласиться, и в 1937 г. ей предложили вернуться к педагогической деятельности. Обидная отставка все-таки принесла облегчение. Агриппина Яковлевна могла снова заняться любимым делом, не изменяя своим убеждениям. Именно преподавание впишет биографию Агриппины Вагановой в хроники культуры.

Увековечено в слове

Большой опыт балерины и педагога вылился в книгу Агриппины Вагановой «Основы классического танца». Книга вышла в печать в 1934 г., выдержала несколько переизданий и была переведена более чем на 10 европейских языков. Возможно, если бы балетная судьба Вагановой сложилась более удачно, если бы не данное природой непослушное закрепощенное тело, к которому ей пришлось прислушиваться, надеясь победить свои недостатки, не было бы ни книги, ни выдающихся результатов в воспитании балетной смены.

Чтобы добиться признания, а значит – роли, Агриппине с младых лет приходилось заниматься дольше, делать больше повторений разучиваемых упражнений, чем одноклассницам. Отсюда такое глубокое понимание, как исполнять технически сложные элементы. Она знала, какое значение имеет положение рук, корпуса для удержания равновесия в любой позиции на полу и в воздухе. Она научилась с фотографической точностью запоминать нюансы исполнения танцевальных элементов, наблюдая за выдающимися балеринами в театре. А их там было немало. Все лучшее, полученное от педагогов плюс самообразование и привели к формированию законченной системы преподавания танца.

image

Оценка читателей

Будучи уверенной в полезности своей книги, Ваганова все же не ожидала такой бурной благодарности, свидетельства о которой посыпались на нее со всех уголков огромной страны. И не удивительно. Ведь от революции бежали 40 % работников «балетного цеха». В это число вошли композиторы, либреттисты, танцовщики, балетмейстеры, педагоги. Советская власть использовала то, что осталось, привлекла много новых людей, которые работали на энтузиазме, с трудом решая на ходу, с чего начать. В книге автор дает подробнейшую характеристику классического балетного танца. Изложение иллюстрируется множеством рисунков и нотами. Текст написан таким простым языком, что легко воспринимается даже людьми, далекими от искусства.

Признание заслуг

В 1951 г. биография Агриппины Вагановой обрывается. Работа великого педагога, повышающая престиж страны, не осталась невознагражденной. Следующие звания связаны с именем Агриппины Вагановой:

• Народная артистка РСФСР (1934);

• лауреат Сталинской премии (1946);

• кавалер ордена Трудового Красного Знамени;

• профессор хореографии.

Ее жизнь и творчество до сих пор вызывают интерес. Страницы биографии Агриппины Вагановой освещаются в документальных фильмах:

• «Агриппина Ваганова» (режиссер В. Окунцов, 1986);

• «Вспоминая великую Ваганову» (режиссер Г. Мшанская, 2004);

• «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» (режиссер Н. Тихонов, 2009).

Современность

image

Методика Вагановой используется и поныне и, как все живое, развивается. Основанный в 1988 г. Ленинградским хореографическим училищем имени Агриппины Вагановой (с 1957 г.) конкурс, посвященный ее автору, подтверждает это. Его участники – воспитанники балетных училищ – обязательно проявят плоды обучающих разработок, так или иначе использующих систему Вагановой в своем творчестве.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий