Михаил Клеофас Огинский: интересные факты, политический «романтизм» и важнейшие произведения

Современная Россия не особо жалует классическую музыку. Нельзя сказать, что музыкальная классика пользуются широкой популярностью у российского слушателя. Чтобы пересчитать широко известные и любимые народом классические музыкальные произведения, достаточно пальцев одной руки.

image

Вне всякого сомнения, в это число входит знаменитый «Полонез Огинского» (второе название – «Прощание с Родиной»), автором которого является Михаил Клеофас Огинский (фото в статье представляют репродукции портретов композитора).

Человек и полонез

Школьный курс музыки в советских, а затем и в российских школах содержит информацию о том, что знаменитый музыкальный шедевр был написан Михаилом Клеофасом Огинским в период его прощания с горячо любимой родиной. Известно, что ему пришлось покинуть Польшу после того, как печально знаменитое восстание Т. Костюшко, в котором участвовал композитор, было разгромлено. Яркую, насыщенную драматическими событиями жизнь прожил Михаил Клеофас Огинский. Интересные факты его биографии изложены в данной статье.

image

Жизнь как роман

Биография Михаила Клеофаса Огинского полна взлетов и падений, высокой самоотверженности, парения творческого духа и горечи поражений. Известен удивительный исторический факт: несмотря на антироссийскую направленность восстания, в котором Михаил Клеофас Огинский принимал активное участие, россияне всегда сопереживали и сочувствовали несчастью, которое вдохновило его на творчество.

Но участие в разгромленном восстании и рождение музыкального шедевра — всего лишь один эпизод из интересной жизни этого удивительного человека. Жизненный путь Михаила Клеофаса Огинского напоминает увлекательный приключенческий роман. В нем тесно переплетены музыка, политика и любовь.

Михаил Клеофас Огинский: краткая биография. Происхождение

Будущий композитор родился 25.09.1765-го недалеко от Варшавы, в поместье Гузове Мазовецкого воеводства. По происхождению князья Огинские не были поляками. Их предками историки называют западных русинов (белорусы, принявшие католицизм). Поэтому, как считают исследователи, уместнее было бы имя автора знаменитого полонеза произносить не «Михал», а «Михаил». Произношение фамилии композитора некоторые ученые также считают неправильным: ее польский вариант звучит как «Огиньский», в русском же варианте смягчение в середине слова отсутствует.

Князья Огинские были уверены в том, что начало их родословной восходит к роду самого Рюрика. У себя на родине они занимали соответствующее их высокому происхождению положение. Михаил Клеофас Огинский справедливо гордился своими предками: все они в Великом Литовском княжестве, входившем в Речь Посполитую, занимали высокие поста. Его прадед был воеводой в Витебске, а дед и отец возглавляли Трокское воеводство. Дядя будущего композитора был воеводой в Вильно и Великим гетманом Литовским.

Образование

Все в семье Михаила были уверены, что мальчику, как и его великим предшественникам, уготована успешная политическая карьера. С малых лет родители целенаправленно обучали и воспитывали сына, видя в нем будущего военачальника или государственного деятеля. В семью был приглашен бывший гувернер австрийского императора, один из лучших педагогов в Европе.

Тем, кто желал бы понять, насколько серьёзной была подготовка маленького Огинского, следует знать, что уже с семилетнего возраста его учебные занятия длились по 16 час. в день. Родители находили время и для обучения сына музыке, причем к этому относились весьма серьезно. Мальчику прививались не только азы игры на всевозможных музыкальных инструментах, но также и преподавалась теория музыки. По иронии судьбы, учителем Михаила Огинского, пламенного польского патриота, был композитор О. Козловский, который впоследствии написал музыку первого гимна, прославляющего Российскую империю: «Гром побед, раздавайся!».

Мятежный министр

В 19 лет М. Огинский становится депутатом в польском сейме, затем его направляют в качестве посла от Речи Посполитой в Нидерланды и Великобританию. В двадцать восемь Огинский занимает пост министра финансов Великого Литовского княжества.

Блестящую политическую карьеру омрачали внутренние распри в стране, а также то, что некоторые территории Речи Посполитой исторически перешли к более успешным и мощным соседям — России, Австрии, Пруссии. Молодому политику пришлось сделать выбор: он примкнул к тем, кто не желал мириться с таким раскладом, и стал одним из участников антироссийского восстания Тадеуша Костюшко. Участие молодого министра в данном мятеже не было формальным: вложив собственные средства, Огинский формирует и вооружает отряд в 2000 чел., и не без успеха разворачивает партизанскую борьбу против русских.

Восстание Костюшко было подавлено войсками Российской империи, Австрии и Пруссии. Самого Костюшко пленили, а Михаил Огинский вынужден был бежать.

Михаил Клеофас Огинский: полонез

Именно в это время и было написано знаменитое музыкальное произведение. Огинским и ранее успешно совмещались политическая карьера и музыкальное творчество. К тому времени на его счету был уже значительный список музыкальных произведений, но ни одному из них не удалось повторить успех легендарного полонеза.

Катастрофа

Восстание Костюшко обернулось для Польши настоящей катастрофой. В результате очередного территориального раздела страна исчезла с карты мира, Огинский же лишился всех его поместий. Все деньги и даже драгоценности супруги были им потрачены на организацию восстания, оплату амуниции, оружия и продовольствия для мятежного войска. В итоге Огинский остался без каких бы то ни было средств к существованию.

Бегство

В это время личная жизнь Михаил Клеофаса Огинского также оказалась на грани разрушения. Его жена Михаила Изабелла не разделяла пассионарных настроений мужа, вскоре его оставила и уехала к родственникам. Огинскому пришлось в одиночку скрываться в Европе, меняя места проживания и имена. Известно, что за ним шла настоящая охота. Российскими властями таланты Огинского как военного и дипломата были оценены по достоинству, ему грозила тюрьма.

Подготовка нового мятежа

За границей Огинский встречался с польскими эмигрантами, пытался договориться о поддержке с революционным французским правительством, призывал турецкого султана вновь развязать войну с Россией. Но все его дипломатические усилия не увенчались успехом. Судьба Польши оказалась не интересной правительствам других стран, развязывать новую войну с Россией они не пожелали. Михаил Огинский был крайне измучен и разочарован.

Королю Нидерландов, где он раньше был послом, удалось договориться с прусским монархом об амнистии для Огинского. Политику было разрешено проживать в Пруссии. Состоялось его воссоединение с женой, родилось двое сыновей — Тадеуш и Ксаверий. Но в 1801-м супруги окончательно расстались. Вероятно, Михаилу не удалось забыть, что жена оставила его в трудный момент. А может быть, его супруге стало понятно, что муж нисколько не изменился и может ввязаться в новую политическую авантюру и опять потратить на неё все семейные средства.

Крутой поворот

В 1802-м новым русским императором Александром I была объявлена амнистия для всех участников восстания Костюшко. Огинскому не только было даровано право возвратиться домой, он получил обратно все свои владения.

Подобная милость стала возможной благодаря влиянию на молодого российского императора поляка Адама Чарторыйского, входившего в окружение монарха. Князю Огинскому теперь можно было поселиться в своём Залесском имении, где им была построена усадьба и заложен парк.

Новый брак

В 37 – летнем возрасте Михаил Огинский опять женится. Избранницей князя становится вдова его умершего друга, графа Нагурского, 25-летняя итальянка Мария Нери. Биографы князя Огинского сообщают, что темперамент его супруги был поистине безудержным: нельзя было счесть числа её любовников. В этом браке родилось четверо детей — три девочки и один мальчик, но лишь относительно одной из дочерей Огинского, Амелии, у современников не было сомнений в подлинности отцовства князя. Столь дурная репутация супруги князя, тем не менее, не помешала их браку просуществовать целых 13 лет.

Возвращение в большую политику

В 1810-м дворянством Гродненской и Виленской губерний Михаил Огинский был направлен к российскому царю Александру I в качестве советника по делам края. Кандидатура бывшего мятежника была поддержана Михаилом Кутузовым. Так Михаил Огинский возвратился в большую политику, став российским сенатором и войдя в число доверенных лиц царя. Князь надеялся, представив Александру I проект создания Великого Литовского княжества в составе Российской империи, добиться для своей родины хотя бы автономии. Но царем проект был отвергнут.

Последние годы

В 1817-м Огинский понял, что устал от политики. Он освободился от полномочий сенатора и вернулся на родину. Какое-то время князь проживал в своем поместье, затем в Варшаве и Вильно. Это не была опала – в России его никогда не попрекали прошлым.

В 1823-м Огинский, здоровье которого значительно пошатнулось, переехал во Флоренцию. Здесь князь провёл свои последние годы. Политик и композитор умер во Флоренции 15.10.1833-го. После его смерти появились слухи о том, что Огинский якобы был убит, заколот кинжалом в отместку за похождения бурной молодости. Но историками эти слухи подтверждены не были. Похоронен Михаил Огинский в церкви Санта Кроче (Флоренция), в Пантеоне выдающихся личностей. Рядом с ним покоится прах Галилео Галилея, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонарроти и Дж. Россини.

А написанный им музыкальный шедевр – полонез «Прощание с родиной» – продолжает завораживать сердца слушателей.

Признание

Для россиян полонез Огинского является одной из наиболее популярных мелодий. Высказывания о музыке Михаила Клеофаса Огинского видных деятелей науки, искусства и политики можно обобщить фразой из письма русского писателя Ф. В. Булгарина: «Кто же не знает полонеза Огинского?». В одном из писем великого Репина имеются такие строки о композиторе: «Имя его известно всей России». Что особенно важно, по мнению историков и музыковедов: полонез, написанный мятежником Огинским, явился музыкой, примирившей победителей и побеждённых.

Великому произведению и его автору в течение нескольких столетий уделяют внимание художники, писатели, деятели кино. Фрагменты бессмертной музыки звучат как рингтоны в мобилках, используются в художественных фильмах.

Мемуары

Известно, что свои мемуары Огинский писал на французском. Перевод биографии Михаила Клеофаса Огинского на белорусский язык был выполнен бывшей учительницей Раевской школы-сада (Молодечненщина) Ольгой Романович в 2011-м. Впервые мемуары дипломата и композитора Михаила Огинского на белорусском в этом же году опубликовал журнале Arche. В воспоминаниях охвачен период 1788-1794 годов до самого отъезда князя за границу после того, как восстание Т. Костюшко было подавлено.

Как свидетельствует гл. редактор журнала А. Пашкевич, мемуары выдающегося культурного и общественно-политического деятеля М. К. Огинского, известного далеко за пределами Белоруссии, написаны хорошим литературным стилем, без сухости, наоборот, отличаются наличием множества подробностей тогдашней жизни. Воспоминания их великого земляка будут интересны не только ученым-историкам, но и широкому кругу читателей, считает белорусский издатель.

Огинский Михаил Клеофас (1765-1833), граф, государственный деятель Речи Посполитой и России, композитор. Участник восстания 1794 г., затем в эмиграции. В 1810-1812 гг. в близких отношениях с российским императором Александром I, предложил ему план создания автономного Великого герцогства Литовского в составе Российской империи. С 1823 г. жил в Италии. Написанные им марши и боевые песни были распространены среди повстанцев 1794 г. Автор популярных полонезов, в т.ч. полонеза «Прощание с родиной», фортепианных пьес, романсов, оперы «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» и др.

Источник: История Беларуси: Словарь-справочник. Менск: Экономпресс, 2000. ISBN 985-6479-22-3

Князь Михаил Клеофас Огинский, бывший великий литовский казначей, а затем сенатор российской империи, родился 25 сентября 1765 года в Гузове, недалеко от Варшавы. Первым его учителем музыки был придворный музыкант Огинских И.Козловский. Для формирования Огинского-музыканта имели важное значение поездки в имение его родственника, политического деятеля и музыканта М.К.Огинского, содержавшего постоянную капеллу, оркестр и театр.

Будучи щедро одарен от природы, князь Огинский отличался в своих сочинениях мелодичностью и некоторой меланхоличностью. Полонезы, сочиненные им, были популярны не только в Польше, но и за границей. Некоторые из них и теперь с удовольствием слушаются, несмотря на их простоту изложения. Всего известно около 20- ти полонезов князя М.Огинского; самый популярный из них носит название «Прощание». Под конец жизни он жил во Флоренции, где и скончался в1833 году, прожив 68 лет.

Виктор Каширников

«Я — не профессионал в музыке…»

 Михал-Клеофас Огинский (1765-1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского – известного дипломата и популярного композитора – в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей.Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его отец Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не случайно, потому что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.

Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.

Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру – стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем -великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием – в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: «Граф М.К.Огинский, направленный королем Польской республики с особо важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось». Это была первая легенда подобного рода об Огинском, потом он еще не один раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В Париже даже выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. «Ничего так не удивляло и не потешало меня, – писал позднее Михал-Клеофас, – как этот экземпляр». В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием «Полонез смерти».

 Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (…) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписатьсяпольский, белорусский и российский политический деятель 25 сентября 1765 257 лет назад  —  15 октября 1833 189 лет назад

Михаил Клеофас Огинский

Михаил Клеофас Огинский (польск. Michał Kleofas Ogiński) родился 25 сентября 1765 года неподалеку от Варшавы. Его семья принадлежала к высшим аристократическим кругам. Михаил с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы.

Его композиторский талант проявился в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил написанный им полонез «Прощание с Родиной» (полонез Огинского).

Михаил-Клеофас Огинский по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем. В 1794 году он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь».

Востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. «Для своего отряда я написал марш на свои слова». Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

Его полонезы в начале 19 века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей.

В 1817 году Огинский переехал в Вильно, а через пять лет, в 1823 году, ослабленное здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Скончался Михаил-Клеофас Огинский 15 октября 1833 года на 69-м году жизни во Флоренции.

ВконтактеОдноклассникиМой мир От восстания Костюшко до советника Александра I: Неизвестный Огинский От восстания Костюшко до советника Александра I: Неизвестный Огинский Eurasia expert https://eurasia.expert/

В сентябре исполнилось 253 года со дня рождения знаменитого польского композитора Михаила Клеофаса Огинского. Он вошел в историю не только как автор бессмертной классической композиции «Прощание с Родиной» − одного из самых известных полонезов в истории, но и как талантливый политический деятель и дипломат Речи Посполитой и Российской империи. «Евразия.Эксперт» вспоминает самые интересные моменты из биографии композитора.

Жизнь Михаила Клеофаса Огинского неразрывно связана с белорусской землей: в Слониме (ныне небольшой город в Гродненской области) была резиденция его дяди – великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского, который очень любил музыку и привил интерес к ней и будущему композитору. Кроме того, в начале 19-го века он поселился в имении Залесье, которое теперь находится на территории Сморгонского района Минской области.

Детство композитора: подготовка к блистательной карьере

Михаил Клеофас родился в Мазовецком воеводстве, что неподалеку от Варшавы, в семье знатного княжеского рода Огинских. Его предки занимали довольно важные государственные должности в Речи Посполитой. Так, прадед будущего композитора был Витебским воеводой, дед и отец – Трокскими воеводами.

В детстве мальчик часто гостил у своего дяди Михаила Казимира, который был не только Великим гетманом Литовским, но и ценителем искусства, а в особенности – музыки. Он прекрасно владел несколькими музыкальными инструментами, а также писал оперы, полонезы, мазурки и песни.

Мальчик часто гостил у дяди в Слониме, где посещал местный оперный театр. Кто знает, возможно, именно это привило Михаилу Огинскому любовь к музыке. Однако в целом родители готовили мальчика не к миру искусства, а к государственной службе.

Михаилу наняли в качестве воспитателя самого Жана Ролена, считавшегося на тот момент лучшим репетитором в Европе. К слову, перед тем, как взяться за будущего композитора, Ролен воспитал наследника австрийского престола Леопольда II.

Уже в семилетнем возрасте маленький Михаил занимался различными науками от математики до политической экономии порядка 16 часов в сутки.

Мальчик имел довольно жесткий для своего возраста график умственных и физических упражнений, так что на игры не хватало времени. Учили его и музыке – как владению музыкальными инструментами, так и теории музыки. К слову, учителем музыки у Огинского был сам Осип Козловский − автор музыки для первого гимна Российской империи «Гром победы, раздавайся!»

Среди всех занятий музыка постепенно все больше и больше завоевывала его сердце, однако впереди его ждали времена суровых испытаний.

Мятежная юность. Молодой депутат, дипломат, революционер и беглец

В 1784 г., когда Огинскому было всего 19 лет, началась государственная карьера юноши − он стал депутатом Сейма.

Спустя 5 лет, в 1789 г. он стал служить послом Речи Посполитой за границей, в частности, в Великобритании и Нидерландах, а в 1793 г., когда ему было 28 лет, он стал министром финансов.

Однако блестящей карьере было суждено сломаться одновременно с прекращением существования его Родины – Речи Посполитой. По состоянию на 1793 г. ослабшее государство уже пережило два раздела между Австрией, Россией и Пруссией, и его исчезновение с карты мира было лишь вопросом времени.

Пока соседи готовились к третьему, окончательному разделу территории Речи Посполитой между собой, там вспыхнуло восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Целью мятежников было восстановление Речи Посполитой в границах до первого раздела, произошедшего в 1772 г. В нем принял участие и Михаил Огинский.

Как известно, восстание Костюшко провалилось, Речь Посполитая была все-таки окончательно разделена и прекратила свое существование, и Огинский был вынужден эмигрировать. Сперва по поддельным документам он перебрался в Вену, а оттуда уехал в Венецию, где и было рождено его самое известное произведение «Прощание с Родиной», или, как его иногда называют, «Полонез Огинского».

За годы бегства ему пришлось побывать также в Турции и Франции, и лишь в 1802 г. российский император Александр I амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского. Композитор решил возвратиться на новую Родину – в теперь уже бывшую Речь Посполитую, большая часть которой стала территорией Российской империи.

Возвращение на «новую» Родину

Благодаря амнистии Огинскому возвратили все его ранее отобранные имения, и он вернулся в поместье Залесье, которое находилось на территории нынешней Беларуси.

Удивительно, но композитор в России продолжил заниматься государственно-политической деятельностью – он переехал в Санкт-Петербург, где стал сенатором Российской империи, а в период 1810-1812 гг. был доверенным лицом помиловавшего его Александра I.

Известно, что во время своей государственной службы он предложил создать автономию Великого княжества Литовского в Российской империи, однако данная идея была отвергнута.

В 1817 г. он отказался от должности сенатора и уехал в Вильну. Спустя пять лет ему пришлось вновь покинуть Родину – на этот раз он уехал в итальянскую Флоренцию лечиться от подагры.

Последние годы

Во Флоренции композитор издал книгу с нотами своих музыкальных произведений, среди которых был и тот самый «Полонез». В общей сложности там было более 60 композиций для фортепьяно и пара песен.

15 октября 1833 года композитор скончался во Флоренции. Ему было 68 лет. Огинского похоронили в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта Кроче рядом с такими известными деятелями мировой истории, как Галилео Галилей, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли.

Подготовил Кирилл Озимко (Брест)

27 Сентября 2018 г. 20:30 Главная / Смыслы / От восстания Костюшко до советника Александра I: Неизвестный Огинский

В сентябре исполнилось 253 года со дня рождения знаменитого польского композитора Михаила Клеофаса Огинского. Он вошел в историю не только как автор бессмертной классической композиции «Прощание с Родиной» − одного из самых известных полонезов в истории, но и как талантливый политический деятель и дипломат Речи Посполитой и Российской империи. «Евразия.Эксперт» вспоминает самые интересные моменты из биографии композитора.

Жизнь Михаила Клеофаса Огинского неразрывно связана с белорусской землей: в Слониме (ныне небольшой город в Гродненской области) была резиденция его дяди – великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского, который очень любил музыку и привил интерес к ней и будущему композитору. Кроме того, в начале 19-го века он поселился в имении Залесье, которое теперь находится на территории Сморгонского района Минской области.

Детство композитора: подготовка к блистательной карьере

Михаил Клеофас родился в Мазовецком воеводстве, что неподалеку от Варшавы, в семье знатного княжеского рода Огинских. Его предки занимали довольно важные государственные должности в Речи Посполитой. Так, прадед будущего композитора был Витебским воеводой, дед и отец – Трокскими воеводами.

В детстве мальчик часто гостил у своего дяди Михаила Казимира, который был не только Великим гетманом Литовским, но и ценителем искусства, а в особенности – музыки. Он прекрасно владел несколькими музыкальными инструментами, а также писал оперы, полонезы, мазурки и песни.

Мальчик часто гостил у дяди в Слониме, где посещал местный оперный театр. Кто знает, возможно, именно это привило Михаилу Огинскому любовь к музыке. Однако в целом родители готовили мальчика не к миру искусства, а к государственной службе.

Михаилу наняли в качестве воспитателя самого Жана Ролена, считавшегося на тот момент лучшим репетитором в Европе. К слову, перед тем, как взяться за будущего композитора, Ролен воспитал наследника австрийского престола Леопольда II.

Уже в семилетнем возрасте маленький Михаил занимался различными науками от математики до политической экономии порядка 16 часов в сутки.

Мальчик имел довольно жесткий для своего возраста график умственных и физических упражнений, так что на игры не хватало времени. Учили его и музыке – как владению музыкальными инструментами, так и теории музыки. К слову, учителем музыки у Огинского был сам Осип Козловский − автор музыки для первого гимна Российской империи «Гром победы, раздавайся!»

Среди всех занятий музыка постепенно все больше и больше завоевывала его сердце, однако впереди его ждали времена суровых испытаний.

Мятежная юность. Молодой депутат, дипломат, революционер и беглец

В 1784 г., когда Огинскому было всего 19 лет, началась государственная карьера юноши − он стал депутатом Сейма.

Спустя 5 лет, в 1789 г. он стал служить послом Речи Посполитой за границей, в частности, в Великобритании и Нидерландах, а в 1793 г., когда ему было 28 лет, он стал министром финансов.

Однако блестящей карьере было суждено сломаться одновременно с прекращением существования его Родины – Речи Посполитой. По состоянию на 1793 г. ослабшее государство уже пережило два раздела между Австрией, Россией и Пруссией, и его исчезновение с карты мира было лишь вопросом времени.

Пока соседи готовились к третьему, окончательному разделу территории Речи Посполитой между собой, там вспыхнуло восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Целью мятежников было восстановление Речи Посполитой в границах до первого раздела, произошедшего в 1772 г. В нем принял участие и Михаил Огинский.

Как известно, восстание Костюшко провалилось, Речь Посполитая была все-таки окончательно разделена и прекратила свое существование, и Огинский был вынужден эмигрировать. Сперва по поддельным документам он перебрался в Вену, а оттуда уехал в Венецию, где и было рождено его самое известное произведение «Прощание с Родиной», или, как его иногда называют, «Полонез Огинского».

За годы бегства ему пришлось побывать также в Турции и Франции, и лишь в 1802 г. российский император Александр I амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского. Композитор решил возвратиться на новую Родину – в теперь уже бывшую Речь Посполитую, большая часть которой стала территорией Российской империи.

Возвращение на «новую» Родину

Благодаря амнистии Огинскому возвратили все его ранее отобранные имения, и он вернулся в поместье Залесье, которое находилось на территории нынешней Беларуси.

Удивительно, но композитор в России продолжил заниматься государственно-политической деятельностью – он переехал в Санкт-Петербург, где стал сенатором Российской империи, а в период 1810-1812 гг. был доверенным лицом помиловавшего его Александра I.

Известно, что во время своей государственной службы он предложил создать автономию Великого княжества Литовского в Российской империи, однако данная идея была отвергнута.

В 1817 г. он отказался от должности сенатора и уехал в Вильну. Спустя пять лет ему пришлось вновь покинуть Родину – на этот раз он уехал в итальянскую Флоренцию лечиться от подагры.

Последние годы

Во Флоренции композитор издал книгу с нотами своих музыкальных произведений, среди которых был и тот самый «Полонез». В общей сложности там было более 60 композиций для фортепьяно и пара песен.

15 октября 1833 года композитор скончался во Флоренции. Ему было 68 лет. Огинского похоронили в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта Кроче рядом с такими известными деятелями мировой истории, как Галилео Галилей, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли.

Подготовил Кирилл Озимко (Брест)

17 Августа РЕДАКТОРСКая КОЛОНКа Геоэкономическая стратегия Беларуси в условиях передела мира

Союзное государство становится инструментом развития на фоне санкций.

Рассылка Подпишитесь на ежемесячный дайджест наиболее интересных материалов портала инфографика Цифра недели

$192,4 млрд

Михаил Клеофас Огинский
польск. Michał Kleofas Ogiński
image
Герб Огинских
Рождение 25 сентября 1765(1765-09-25) Гузув, Речь Посполитая
Смерть 15 октября 1833(1833-10-15) (68 лет) Флоренция, Италия
Место погребения
Род Огинские
Отец Анджей Игнаций Огинских
Мать Паула Сембек
Супруга Изабела Ласоцка (1789-1802), Мария де Нери (с 1802)
Дети Томаш Антони Огинский, Иренеуш Клеофас Огинский, Франциск Ксавери Огинский, Амелия Залушка, Ида Огинская, Эмма Огинская
Автограф image
Награды
image image
image Медиафайлы на Викискладе

Князь Михаи́л Клео́фас Оги́нский[1][2] (польск. Michał Kleofas Ogiński; беларуск. Міхал Клеафас Агінскі; 25 сентября 1765, Гузув близ Варшавы, Равское воеводство, Речь Посполитая — 15 октября 1833, Флоренция, Великое герцогство Тосканское) — польский композитор-любитель[3], дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, член Правительствующего Сената, автор знаменитого «Полонеза Огинского».

Биография

Представитель ретовской ветви[4] литовско-польского княжеского рода Огинских (Рюриковичи) герба «Брама», единственный сын воеводы трокского Анджея Игнацы Огинского (1740—1787) и Паулины Шембек (ум. 1797), внук воеводы трокского Тадеуша Франтишека Огинского.

Детство

Михаил Клеофас вырос в высокообразованной дворянской семье. Его дядя, великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский, был не только государственным деятелем и военным, но и большим любителем искусства, в частности — музыки и поэзии, и потому играл на нескольких инструментах, сам сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михаил Казимир усовершенствовал конструкцию арфы и даже стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро. Молодой Михаил Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди в Слониме, там был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Его дядю характеризуют как истинного деятеля эпохи Просвещения, который, в частности, организовал детскую школу[5].

Михаилу Клеофасу игру на фортепиано преподавал Осип Козловский, придворный музыкант семейства Огинских, затем Джованни Джорновики учил его игре на скрипке, позднее он совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П. М. Ф. Байо.[6]

Политический деятель

Политической деятельностью занялся в 1789 году.

С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 года — в Великобритании, в 1793—1794 — казначей Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в восстании за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.

Лишившись надежд на восстановление независимости Польши, после объявленной амнистии в 1802 году Огинский вернулся в Россию и поселился в имении Залесье, где построил усадьбу и заложил парк (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии). В 1807 году встречался с Наполеоном в Италии.

В 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 1810—1812 годах — доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который, однако, был отвергнут[7].

В 1817 году Огинский переезжает в Вильну. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни. Умер во Флоренции 15 октября 1833 года. Похоронили Михаила Огинского в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта-Кроче, где покоятся около 300 выдающихся деятелей политики, науки и культуры, в том числе Данте Алигьери (кенотаф), Галилео Галилей, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли.

Композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. С прославлением Наполеона связано возникновение единственной оперы Огинского “Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире” (1799). Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Был учеником Осипа Козловского, чей знаменитый полонез «Гром победы, раздавайся!» (1791), неофициальный русский национальный гимн, в своё время был не менее популярен, чем полонез Огинского.

Ряд исследователей также приписывали Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła[8]. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжил свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Изабелла Лясоцкая, жена

Семья

Был дважды женат. В 1789 году первым браком женился на Изабелле Лясоцкой (1764—1852), с которой развелся в 1803 году, вторично женившись на Марии де Нери (1778—1851). Дети:

  • Тадеуш Антоний (1798—1844)
  • Франтишек Ксаверий (1801—1873)
  • Амелия (1803—1858), жена с 1826 года Кароля Теофила Залуского (1794—1845), внебрачного сына О. А. Игельстрома
  • Иреней Клеофас (1808—1863/1870), гофмейстер
  • Эма (1810—1871), 1-й муж с 1827 года Ипполит Бжостовский, 2-й муж Высоцкий
  • Ида (1813—1864)

Память

image Гробница Михаила Клеофаса Огинского во Флоренции.

  • В 1994 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Огинскому.
  • В белорусском городе Молодечно установлен памятник Михаилу Огинскому.
  • Музыкальное училище в Молодечно носит имя Огинского.
  • В 2011 году имя Огинского получила улица в белорусском городе Гродно.
  • Его имя носит улица в Ждановичах — ближайшем пригороде Минска.
  • С 2008 года в польском городе Ивонич-Здруй проводится ежегодный фестиваль классической музыки им. Огинского (Festiwal im. Księcia Michała Kleofasa Ogińskiego)[9].
  • В 2011 году Национальный банк Республики Беларусь выпустил золотую монету «Михаил Клеофас Огинский» Архивная копия от 25 июня 2018 на Wayback Machine.
  • 12 декабря 2013 в белорусском городе Молодечно состоялась премьера оперы «Михал Клеофас Огинский. Неизвестный портрет», посвященной жизни композитора[10][11][12].
  • 25 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие усадьбы-музея Огинского в деревне Залесье (Сморгонский район).[13].
  • 250-летие со дня рождения Огинского внесено ЮНЕСКО в список знаменательных дат 2015 года.[14]
  • 11 сентября 2015 года Банк Литвы в честь 250-летия со дня рождения М. К. Огинского выпустил памятную серебряную монету «Mykolas Kleopas Oginskis» номиналом 20 евро.
  • В 2015 году была выпущена почтовая марка Литвы в честь его 250-летия.
  • В 2016 году в ходе деноминации белорусского рубля была введена банкнота номиналом 50 рублей, на которой в коллаже был помещён нотный фрагмент шестого такта полонеза «Прощание с Родиной».

Примечания

  1. В энциклопедических источниках — БРЭ, БСЭ (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2251 день]), Музыкальная энциклопедия — встречается написание Огиньский, которое соответствует практической транскрипции
  2. Свирида, 1976.
  3. Огиньский Михал Клеофас / Свирида И. И. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Чеслав Янковский. «Ошмянский повет. Часть вторая», Краков, 1897 С. 143. (польск.)
  5. МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ (Огиньский) (Oginski) (неопр.). Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано 6 января 2014 года.
  6. Огиньский (Oginski) Михал Клеофас (неопр.). Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано 11 апреля 2011 года.
  7. Залуский А. Музыка и время Михала Клеофаса Огинского. — Изд-во «Четыре четверти», 1999.
  8. «Początkowo sądzono, że melodię tę skomponował książę Michał Kleofas Ogiński (twórca słynnego poloneza — Pożegnanie ojczyzny), potem materiały archiwalne temu zaprzeczyły i do dziś najczęściej autorzy śpiewników i prac naukowych podają określenie „melodia ludowa“ (a niektórzy dodają do tego asekuracyjny znak zapytania)». Wacław Panek. Hymny Polskie. — Warszawa, 1997. Цитата приводится по источнику: Symbole narodowe (польск.). Ministerstwo Kultury, Dziedzictwa Narodowego i Sportu. Дата обращения: 18 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  9. Festiwal im. Ogińskiego (официальная страница города Ивонич-Здруй) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июня 2012. Архивировано 5 апреля 2011 года.
  10. В Молодечно состоялась премьера оперы «Михал Клеофас Огинский. Неизвестный портрет». (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2013. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  11. ДУМКІ ПРА РАДЗІМУ, ВЕРНАСЦЬ І АБАВЯЗАК, ЦІ ЯК У МАЛАДЗЕЧНЕ СТВАРАЛАСЯ ОПЕРА ПРА АГІНСКАГА (неопр.). Дата обращения: 23 декабря 2013. Архивировано 25 апреля 2017 года.
  12. Маладзечна? Опера? Пра Агінскага!
  13. В Залесье на Сморгонщине открыли отреставрированную усадьбу Огинского Архивная копия от 17 сентября 2015 на Wayback Machine :: Гродненская правда
  14. Также, 2015 год объявлен, Сеймом Литвы, Годом Огинского в Литве. Также, в январе 2016 в вильнюсском сквере К. Сирвидаса (K.Sirvydo skveras) установлена «музыкальная» скамейка Огинского, подаренная посольством Польши. [1] Похожая скамья установлена и в Минске (июль 2015) [2] Архивная копия от 1 июня 2016 на Wayback Machine

Литература

  • Огинский // Биографии композиторов с IV—XX век / Иностр. и рус. отд. под ред. А. Ильинского. Пол. отд. под ред. Г. Пахульского. — М.: Изд. К. А. Дурново, 1904. — С. 726—727. — 968 с.
  • Свирида И. И. Огиньский М. К. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  • Załuski A. Michał Kleofas Ogiński. Życie i twórczość. — Polska Fundacja Kulturalna, 2003. ISBN 0-9543805-4-1.
  • Трэпет Л. В.Там, дзе гучалi паланезы. — Мiнск: Полымя, 1990. — 34 с. — ISBN 5-345-00457-9. (на белорусском языке)

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 2 августа 2022 в 16:30.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий