Мауриц Корнелис Эшер — голландский художник, чьи искусные произведения оказывают грандиозное впечатление на сознание и психику зрителя

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher; 17 июня 1898 — 27 марта 1972 гг.) — знаменитый голландский художник ХХ века, выдающийся мастер графики. Мауриц Корнелис Эшер прославился созданием эстампов с изображениями необычных оптических иллюзий, так называемых «невозможных фигур», которые не могут существовать в реальном мире. Творчество этого гениального человека большинство специалистов относят к элитарному искусству, а его картины пользуются большим интересом в кругу зрителей-интеллектуалов. Биография мастера насыщена многочисленными путешествиями и яркими событиями.

image

Мауриц Корнелис Эшер на начальном этапе творческой карьеры создавал произведения в реалистическом стиле, в том числе традиционные портреты и пейзажи. Однако позже он увлекся экспериментами со сферическими зеркалами и стал одним из основоположников отдельного направления оптического искусства под названием «имп-арт».

image

Биография Маурица Корнелиса Эшера

Мауриц Корнелис Эшер появился на свет 17 июня 1898 года в голландском городе Леувардене, где его отец работал инженером в строительной компании. Будущий художник вырос в достатке и роскоши, его мать была дочерью министра, а семья проживала в старинном особняке Princessehof, ранее принадлежавшем королевской семье. Мауриц был самым младшим ребенком четы Эшеров, кроме него родители воспитали еще четверых сыновей. Мальчик отличался слабым здоровьем, он часто болел и пропускал занятия в школе. Знания давались юному Эшеру очень тяжело, а выпускные экзамены он и вовсе провалил, так и не получив на руки аттестат о среднем образовании.

Тем не менее благодаря влиятельным связям родителей Мауриц сумел в 1918 году поступить в техническое училище Делфта, из которого его еще на первом курсе отчислили за неуспеваемость. А на следующий год Эшер был принят в харлемскую архитектурную школу, где благодаря учителю рисования Самуэлю де Мескита (Samuel de Mesquita) увлекся графикой и создал свои первые гравюры.

После окончания вуза в 1922 году Мауриц отправился в Италию и очень полюбил эту теплую южную страну. Эшер провел на Апеннинском полуострове пять месяцев, после чего сел на пароход и уехал в Испанию, побывав в Барселоне, Мадриде и Гранаде. После кратковременного посещения родителей в Остербеке, он весной 1923 года вновь прибыл в Италию, где и прожил последующие двенадцать лет. Молодой художник поселился в Риме, ежегодно он путешествовал по стране, привозя с собой из поездок множество зарисовок. На их основе он создавал гравюры, которые, впрочем, не пользовались успехом на арт-рынке. В 1924 году Мауриц Корнелис Эшер женился на дочери богатого швейцарского промышленника Йетте Умикер, с которой познакомился на отдыхе в Раванелло годом ранее. В браке у него вскоре родилось двое сыновей, но никто из них не унаследовал от отца способностей к искусству.

К счастью, состоятельные родители Эшера и его супруги на протяжении многих лет поддерживали своих детей материально. Поэтому художник никогда не испытывал финансовых затруднений, несмотря на очевидные проблемы с продажей своих работ. В 1935 году он с женой переехал на постоянное место жительство в Швейцарию, где неожиданно обнаружил, что традиционные стили и жанры искусства ему порядком надоели. Именно тогда Мауриц начал создавать рисунки и гравюры с необычными геометрическими формами, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Летом 1937 года Эшеры покинули Швейцарию и поселились в пригороде бельгийской столицы, где художник продолжил свои творческие эксперименты. А после смерти отца (летом 1939 года) и матери (весной 1940-го) мастер переехал в родные Нидерланды, которые на тот момент, как и Бельгия, были оккупированы нацистами.

Пережив войну в небольшом городке Барне, в конце 1940-х Мауриц организовал в Роттердаме масштабную выставку собственных работ, на которой представил многочисленные произведения в стиле имп-арта, созданные за последнее десятилетие. 50-летний художник особо не рассчитывал на коммерческий успех, но неожиданно стал настоящей звездой современного искусства. В газетах появились восторженные статьи об интересном авторе, его начали приглашать на выступления перед студентами, а осенью 1950 года в Вашингтоне состоялась первая персональная выставка мастера за океаном.

Признание в Америке явилось поворотной точкой в карьере художника, которая стремительно начала набирать обороты. Его творчество приобрело огромную популярность в Европе и США, работы мастера получили множество наград на престижных выставках, а сам он был удостоен рыцарского звания от королевы Нидерландов. На стыке 50-60-х годов ХХ столетия пожилой художник несколько лет прожил в Канаде, но затем у него появились серьезные проблемы со здоровьем, и он вернулся на родину.

К концу 1960-х жена Маурица, брак с которой давно стал формальностью, навсегда переехала в Швейцарию, хотя официально супруги не развелись. Взрослые сыновья жили за рубежом, и выдающийся мастер оказался в одиночестве со своими проблемами. Пережив еще несколько операций, летом 1970-го мэтр переселился в дом престарелых, где ему был гарантирован постоянный уход. А 27 марта 1972 года Мауриц Корнелис Эшер скончался в возрасте 73 лет в больничной палате госпиталя городка Хилверсюм от неизлечимого онкологического заболевания.

Самые известные работы Маурица Корнелиса Эшера

Гениальный голландец за свою карьеру создал сотни уникальных гравюр и тысячи оригинальных рисунков. Но самыми известными работами Маурица Корнелиса Эшера считаются:

  • «Вавилонская башня» (1928) — произведение, созданное в начале творческой карьеры, до увлечения имп-артом. Интересно, что автор изобразил знаменитое сооружение с необычного ракурса, зритель видит башню с высоты, а не находясь на уровне земли.
  • «Рептилии» (1943) — гравюра, представляющая собой искусную загадку для человеческого сознания. Маленькие ящерицы ползают по столу с разными предметами, постепенно трансформируясь из плоских образов нарисованной мозаики в объемные существа, а затем возвращаясь в первоначальное состояние.
  • «Рисующие руки» (1948) — работа, в которой две человеческие руки рисуют друг друга, образуя замкнутый круг. Манжеты рубашек автор обозначил легкими контурами, зато запястья и пальцы изобразил очень детально, точно имитируя их объем.
  • «Спускаясь и поднимаясь» (1960) — произведение, наглядно отображающее иллюзию бесконечного движения по замкнутой лестнице. Крохотные фигурки людей поднимаются по ступеням, но никогда не достигнут несуществующей в реальности вершины.

Мауриц Корнелис Эшер был великим мастером графического искусства, чьи шедевры ежегодно привлекают зрителей на выставки и в музеи. Созданные художником уникальные оптические иллюзии до сих пор будоражат сознание людей и заставляют нас задуматься о реальности окружающего мира и сложности его восприятия.

Содержание

Мауриц Корнелис Эшер – нидерландский художник-график ХХ века, предметами внимания которого были нереальные пространственные объекты, интересные визуальные восприятия бесконечности или мозаик из фигур в рамках определённых геометрических очертаний, игра с перспективой и прочие парадоксы в чёрно-белом исполнении.

Детство

Мауриц Эшер родился 17 июня 1898 года в нидерландском городе Леуварден – он стал пятым, младшим, сыном в семье инженера. С детства имел слабое здоровье, проблемы с которым сопровождали его всю жизнь. По этой причине плохо учился в школе, был замкнутым ребёнком, слыл странным мальчиком, не имеющим друзей. Учёба в период 1912-1918 годы завершилась провалом на экзаменах. Даже по рисованию, которое было его любимым предметом, он не смог аттестоваться. Но первая его графическая работа, портрет отца на фиолетовом линолеуме, сделана именно в эти годы (в 1916-м). В разное время увлекался музыкой, поэзией, пробовал освоить архитектуру, которая привлекала его более всего.

Выбор профессии сделан

В 1922 году ему удалось окончить Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Здесь он встретил человека, педагога, который во многом повлиял на юношу. Это Самюэль де Мескита, еврей по происхождению, с которым Эшер подружился и общался до трагического 1944-го, когда вся семья учителя была арестована и уничтожена нацистами. Эшер был потрясён и сделал всё, чтобы художественное наследие наставника не пропало – организовал отправку работ в музей Амстердама. У себя оставил на память единственный эскиз – со следом фашистского сапога, как страшное свидетельство судьбы человека и целого народа в те годы массового помутнения рассудка, причиной и источником которого стал нацизм.

Гравюра – вот ниша, выбранная Эшером. Графические техники позволяли тиражировать оттиски, а исследование и повторение образов интересовали начинающего художника с ранних лет. Если первые работы, гравюры чаще всего на линолеуме, реже на дереве, представляют из себя изображения одиночных объектов, то уже в 1922 году Эшер напечатал на дереве гравюру «Восемь голов» – упорядоченную мозаику-головоломку.

Италия, любовь художника

В 1921 году Эшер впервые выехал за границу – с семьёй он побывал в Италии и Франции. Посещая храмы и музеи, художник был поражён – образцы искусства эпохи Возрождения впечатлили его сильнейшим образом и вдохновили на усиленные поиски себя. Здесь он начинает экспериментировать с зеркалами и сферическими мотивами, отражениями, тенями и архитектурными изысками.

По возвращении в Нидерланды занимается иллюстрациями юмористического издания своего друга и других печатных работ. В этот период уже появляются явные признаки профессионального роста Маурица Эшера и обретения им индивидуального почерка художника.

Италия так запала в душу, что весной 1922-го он снова едет в благословенный край. Здесь он увлечённо рисует новые для него объекты: светящееся море, оливковые деревья и прочие растения, насекомых и птиц тёплой страны. Ненадолго едет в Испанию – за впечатлениями, визуальными открытиями и с целью ознакомления с её архитектурой и искусством.

Вернувшись, выбирает Сиену как место жительства. Именно здесь летом 1923 года прошла персональная выставка художника, первая в его карьере. Осенью перебирается в Рим, но усидеть долго на одном месте не получается – манит всё новое. До 1935 года художник подолгу в разъездах – надо осмотреть все города и близлежащие острова, он побывал даже в Тунисе. В пейзажах этого периода уже прослеживается тяга художника к геометрии как способу отображения действительности, много диковинной для него архитектуры в союзе с уникальной природой под впечатляющим ракурсом.

Перемены в личной жизни

Весной 1923 года М. Эшер познакомился со своей будущей женой, швейцаркой Джульеттой Умикер, которая с родителями, богатыми промышленниками, также путешествовала по Италии. Свадьба состоялась в 1924 году. Молодые, купив дом, поселились под Римом, а в июле 1926-го появился их первенец, сын Джордж. Спустя два года родился Артур, и Эшер стал отцом семейства с двумя сыновьями. Но заработки от продажи картин были малы, и молодая семья не нуждалась только благодаря финансовой помощи родственников.

Известность на родине

На исходе 1920-х к художнику пришла первая слава – в этом очень помогли родители, которые использовали все связи, чтобы устроить талантливому сыну путь к зрителю. Гравюры Эшера несколько раз выставлялись в Голландии, а благодаря стараниям тестя и в Швейцарии. Публика и критики благосклонно отнеслись к «логическим» картинам художника-графика – впервые прозвучало подобное их определение. Позже творчество Эшера будет всё больше тяготеть к геометрии и фантастическим ракурсам и изображениям, которые хочется бесконечно рассматривать, «залипательным», как говорят сейчас.

Вынужденный переезд

Летом 1935-го Эшеры покинули Италию – вынудили проблемы со здоровьем и политический режим страны (обострилась обстановка из-за фашиствующего Муссолини). В Швейцарии пришлось работать с удвоенной силой – жизнь здесь была дороже. В 1936 году художник заключил взаимовыгодный контракт с судоходной компанией – он делал гравюры с видами кораблей и портов в обмен на бесплатное для его семьи плавание по средиземноморью. Италию художник увидит в следующий раз нескоро.

Переходный момент

Вскоре, в 1937-м, художник от пейзажей окончательно перешёл к симбиозу занимательной геометрии и природных мотивов. Эта ниша художественного искусства была интересна, нова и делала Эшера ближе к математикам, ломающим логику, чем к своим коллегам, хотя, по собственному его признанию, точные науки были для него не разгрызаемым гранитом. Парадокс, но математические закономерности использовались художником так мастерски, что приводило в ряды его поклонников всё больше зрителей, в том числе учёных, которых подобное просто заинтриговывало.

Трудные 1940-е

К 1940-м годам в семье Эшера и в самой Европе произошли существенные перемены. В 1938 году семья пополнилась ещё одним сыном, Яном. В 1939-м, дожив до 96 лет, умер отец художника. В 1940-м – мать, но оккупация нацистами Брюсселя, где тогда жил художник, не позволила Эшеру попрощаться с ней.

Нацистский режим семья художника пережила в Нидерландах, куда переехала в начале 1941-го. Удавалось получать заказы, так и протянули. По окончании войны Эшер принял участие в выставке художников, которые смогли избежать сотрудничества с фашистами и при этом уцелеть. Можно было выдохнуть и погрузиться в творчество.

Время от времени художник выставлял свои графические работы, общался с публикой, рассказывая о способах создания наиболее заинтересовавших произведений, на некоторые находились покупатели. Имя художника всё чаще стало появляться в прессе.

Расцвет славы

Когда-то зажатый и нелюдимый мальчик, Эшер в 1950-е годы уже успешно читает лекции – любимое дело раскрепостило его и раскрыло все таланты, а хвалебные публикации сделали популярным во всём мире. Персональная выставка в США в 1950-м имела небывалый успех и принесла автору уже существенные гонорары.

С 1954 года художник уже свободно позволяет себе путешествия, в милой сердцу Италии бывает ежегодно. В 1955-м получает от королевы Нидерландов рыцарский титул пятой степени. много работает и выполняет заказы городских властей.

Снова перемена мест

В конце 1950-х Эшер бывает в Канаде – сюда осенью 1958 года по окончании учёбы эмигрировал старший сын художника, Джордж. К тому же заокеанская публика, новые знакомства и места манят интересными возможностями. Здесь художник изучает статью математика Кокстера с занятными образцами замощения плоскости (заполнения очертаниями фигур без пробелов и наложений). Соблюдая подобный принцип, когда уменьшаются или увеличиваются определённые объекты при удалении от центра круга, Эшер создаёт несколько интересных работ.

В 1960-м читает лекции о симметрии в университетах Канады и США. Много публикуется, издаёт сборник «Графические работы» с собственными комментариями к 76 произведениям – художник становится центром внимания журналистов и читателей изданий.

Последние годы

С 1962-го организм пожилого художника даёт сбой. Приходится отложить всякую работу, и писательскую, и художественную, и вернуться в Европу на лечение. Публика, власти и пресса его не забывают – о нём говорят и пишут, Эшер получает награды, в 1967-м становится рыцарем четвёртой степени. В 1968 году супруга художника уехала в Швейцарию – на склоне лет тянуло на родину. С этого времени Эшеры живут отдельно друг от друга, хотя официального развода не было. В 1970-м художник обосновывается в провинции Северная Голландия в специальном доме для пожилых и немощных людей, близких к искусству.

Популярность сопровождала необыкновенного художника-графика, настоящего гения пластики и гармонии, до конца дней – его не стало 27 марта 1972 года. Чрезвычайно популярен он и сегодня.

Самые известные картины Маурица Эшера

Известно о 448 литографиях и гравюрах авторства Эшера, а также о двух тысячах рисунков.

Самые известные из них:

  • Метаморфозы I (1937), II (1940), III (1968);
  • День и ночь, 1938;
  • Небо и вода, 1938;
  • Рептилии, 1943;
  • Солнце и луна, 1948;
  • Рисующие руки, 1948;
  • Автопортрет в сферическом зеркале, 1950;
  • Относительность, 1953;
  • Спускаясь и поднимаясь, 1960;
  • Водопад, 1961.

На самом деле список можно продолжать – притягательных и ярких, совершенно волшебных произведений художника-иллюзиониста, к счастью, так много, что трудно остановиться. В Гааге, в здании дворца, принадлежащего монаршей семье, открыт музей Маурица Эшера. Попав сюда, точно скоро не выберешься – так завораживают магические и бесконечные курьёзы остроумного мастера.

Водопад 1961 г.
Относительность 1953 г.
Рисующие руки 1948 г.

Смотрите также:

Биография Альбрехта Дюрера

Биография Василия Кандинского

Марк Ротко, биография мастера, обманчивая простота его картин

Краткая биография Эшера, Маурица Корнелиса

Эшер Мауриц Корнелис родился 17 июня 1898 в городе Леувардене, что в Нидерландах находится. Времена были интересные и за свою жизнь Эшеру пришлось пережить две мировые войны, а также смерть своего учителя в концентрационном лагере.

Реклама Конец рекламы

Автопортрет Эшера Маурица Корнелиса

Детство

Рисовать Корнелису нравилось еще с дества, тем не менее, на его успехах в школе это не слишком отразилось. Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно — даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости. Все же, Эшеру удалось добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита, еврей по национальности, тот самый, которого в 1944 году замучила немчура в Освенциме.

Зрелые годы

Благополучно закончив школу, Эшер отправляется путешествовать по Италии. С 1923 года он живет и работает в Риме. Во время очередного путешествия Мауриц встречает свою будущую жену Джетту Умикер, дочь швейцарского буржуя. В 1926 году у них рождается первый сын. Эшер к тому времени уже становится довольно популярным художником, однако денег, вырученных с продажи литографий не хватает. Посему Эшер еще какое-то время сидит на шее у папика.

В 1935 году, из-за очередного обострения фашистского умопомешательства в Италии, Эшер с семьей переезжает в Швейцарию. Однако вскоре, устав от сельского благолепия маленькой, но гордой горной страны, семья переезжает в Брюссель, где они и обретаются до начала Великой Отечественной.

Вскоре, Эшер меняет свои предпочтения с написания пейзажей (кто бы мог поумать Эшер — пейзажист) на отображение различных невозможных геометрических фигур и пространственных головоломок, благодаря которым он и известен сейчас.

В 1939-1940 годах умирают родители художника.

Знаменитые рисующие друг друга руки, Эшер Мауриц Корнелис

С 1941 года и до своей смерти Эшер с семьей живет в Нидерландах. В послевоенное время к художнику приходит долгожданная всемирная слава. Статьи о его работах печатают в солидных европейских и американских изданиях. Литографии Маурица с успехом продаются, художник читает множество лекций о своем творчестве и т.д. и тому подобное. В общем, годам к 50 он получает наконец все те плюшки, которые всегда хотелось бы получить в молодости.

Memento mori

В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает. Мэтр переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей.

Картины, графика, литографии Эшера Маурица Корнелиса

В картинах Эшера явно видно увлечение художника геометрией. Не зря Эшер говорил, что чувствует себя ближе к математикам, нежели к коллегам художникам. Хотя, в математике он разбирался чуть менее, чем никак. Это тоже со слов мэра, я ничего не выдумываю. Но это не точно. Понимание геометрии у Корнелиуса было скорее интуитивным, художественным. Вот такой парадокс — художественное понимание математики. Все это, впрочем, не умаляет математичности Эшеровской графики.

Графика Эшера содержит множество пространственных и пластических противоречий. Художник виртуозно заставляет извилины запутаться, совсем как запутываются лестницы на его картинах. Оптические иллюзии и невозможные фигуры захватывают внимание и приводят в состояние когнитивного диссонанса.

Эшер оказал гигантское влияние на современное искусство. Похожие художественные приемы встречаются в картинах многих современных художников, таких как Роб Гонсалвес, Олег Шупляк, Октавио Окампо и другие. На данный момент, даже существует целое направление в живописи (имп-арт), которое использует оптические иллюзии, невозможные фигуры и особенности визуального восприятия. Однако картины, рисунки и литографии Эшера Маурица Корнелиса и по сей день остаются одними из самых ярких и необычных. Яндекс и гугл, вы заценили тошноту текста? Я надеюсь, это не слишком? Только бы не фильтр, нет, неееет. Простите за лирическое отступление. Люблю я словоблудие, что поделать.

Рекомендую читнуть. Ребята, интересно же.

Оптические иллюзии в картинах Октавио Окампо
Хитросплетения реальности в картинах Роба Гонсалвеса.
Лампы ручной работы Дилана Кеде Релофса
Сальвадор Дали великий мастурбатор, картина факты о сексуальной жизни мэтра.
Содомское самоудовлетворение невинной девы, картина и факты о ней.
Сальвадор Дали и Лорка, отношения

Зачастую людям кажется, что графическое искусство — зрелище, прямо скажем, скучное. Особенно, если они в нём совершенно не разбираются. Но стоит им лишь один раз взглянуть на произведения этого, не побоюсь сказать, мирового мастера, как их мнение мгновенно меняется. И это потому, что его картины поражают воображение и меняют сознание.

«Невозможное – возможно» — всего лишь два слова, но именно они как нельзя лучше описывают необъятное творчество Маурица Корнелиуса Эшера (Maurits Cornelis Escher, 1898-1972).

Знаменитый сейчас на весь мир нидерландский художник родился в незаурядной семье. Отец был инженером, а мать — дочерью министра. Маук, как ласково называли его близкие, был пятым и самым младшим ребёнком. Эшерам выпала большая честь жить во дворце Принцессхоф (Princesshof). В переводе с немецкого это Двор принцессы. Когда-то он принадлежал Марии Луизе Гессен-Кассельской (Maria Louise of Hesse-Kassel), матери Вильгельма VI, принца Оранского (William IV, Prince of Orange).

Как и все дети, Маук совершенно не хотел учиться, поэтому оценки его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Обучение столярному делу и основам музыки не дало никаких результатов. И, как ни странно, лишь рисование вызывало у мальчика неподдельный интерес. Учитель, который первым заметил стремление воспитанника познать мир искусства, показал ему некоторые элементы ксилографии (гравировки по дереву). С этого и началась непростая, но фантастическая, дорога творчества Маурица Эшера. Печатные технологии, и в особенности литография, стали смыслом жизни юного мастера. Тогда, в 1916 году, на свет появилось первое произведение художника — портрет Джорджа Арнольда Эшера (George Arnold Escher), любимого и почитаемого сыном отца. Что примечательно, гравировка была выполнена на необычном «полотне» — фиолетовом линолеуме.

Аттестат зрелости юноша так и не получил. Однако ему очень хотелось иметь художественное образование, поэтому в течение нескольких последующих лет Мауриц Эшер активно брал уроки в Техническом училище Делфта, а также – у великого модерниста, нидерландского художника Самуэля де Мескита (Samuel de Mesquita). Его Эшер будет до конца жизни считать своим вторым отцом в мире графики. Набравшись навыков и опыта у виртуозов своего дела, он все же поступает в Харлемскую школу архитектуры и декоративных искусств, откуда выпускается уже дипломированным специалистом.

Неотъемлемой частью жизни творца являлись путешествия. Кочевая жизнь дала художнику возможность впитать в себя национальный колорит многих стран и изучить специфику их архитектуры и изобразительного искусства. Новые знания, полученные в странствиях по миру, помогли наполнить и разнообразить творческую вселенную Маурица Эшера.

Он никогда не думал о том, чтобы прославиться в роли художника, пишущего маслом. Мауриц Эшер часто рисовал итальянские пейзажи, природные красоты Франции, голландскую архитектуру (серия видов Делфта). Некоторые из них уже изначально имели стилевые черты автора, связанные с игрой пространства, но истинное удовольствие ему доставляла лишь полноценная работа с печатными оттисками. Именитого гравёра с малых лет интересовало повторение образов, что можно было сделать только с помощью печатной техники.

Определяющую роль в творчестве Маурица Эшера сыграла математика. Многие его произведения построены на регулярном и нерегулярном повторении на плоскости геометрических фигур, что напоминает принцип трёхмерной мозаики. Самыми главными для него являются многогранники. Они присутствуют на многих работах мастера. Но, пожалуй, самой популярной работой, связанной с многоугольными фигурами, является «Гравитация» (Gravity), которая выполнена литографическим способом печати.

В центре картины изображен додекаэдр, состоящий из множества пирамид. Все они служат жилищем для несуществующих, будто бы мифических чудовищ, которые высовывают в отверстия свои большие лапы и длинные шеи. Огромная фигура, словно паутиной, со всех сторон обрамлена нескончаемой чередой конечностей этих фантастических существ.

Помимо многоугольников Мауриц Эшер довольно часто изображал на своих полотнах сферы, которые превращал в произведения-автопортреты. Важной частью творений были и спиралевидные фигуры, а также ленты Мёбиуса.

Расцветом творчества художника, хоть и довольно поздним, стал 1939 год, ведь именно тогда на свет появилось самое выдающееся творение Эшера — «Метаморфозы» (Metamorphosis). Картина длиной в семь метров является примером непревзойденного мастерства оптической иллюзии. На ней происходит неоднократный, но при этом плавный переход от одного орнамента к другому, где птицы чудным образом превращаются в рыб, а городской пейзаж начинает постепенно походить на шахматную доску с фигурами.

Но самым грандиозным творением автора становится «Метамофрозы-2» (Metamorphosis II), где он превосходит сам себя: картина насчитывает целых 10 трансформаций, которые умещаются на 19 метрах полотна.

Так в чём же необычность работ Маурица Эшера? В том, что он показывает совершенно иную, свою, непривычную для простого человека форму видения. На его полотнах то и дело появляются «фантастические твари», безликие люди, которые обитают на лестницах, не имеющих конца и начала, руки, которые рисуют сами себя.

Логика пространства и времени всё время нарушается, претерпевает изменения, а главные объекты сюжета перевоплощаются во что-то неподдающееся объяснению. Оптические иллюзии создают неподвластную земным законам вселенную. Казалось бы, сюрреалистический, где-то даже парадоксальный, мир художника напоминает современный фильм ужасов, созданный при помощи 3D-технологий. Но именно эти ирреальные аспекты скрывают в себе ответы на многие вопросы человеческого бытия.

Автор: Светлана Яруллина

April 13th, 2018, 09:00 am

Любимые художники. Мауриц Эшер

Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) Эшер – голландский художник, мастер графики и гравюры, виртуоз всевозможных визуальных трюков. Может быть и не гений, но точно парадоксов друг. Любимец физиков и математиков. А вот среди художников – стоящий особняком. “Рисующие руки” (1948) image “Рисующие руки” – одна из самых известных работ Эшера, вполне даёт представление о его творческом методе: рекурсии, повторения, трансформации форм, пластические и пространственные парадоксы. Кажется, Эшера интересовало не создание некоего художественного образа или передача какой-то идеи, а сама игра с линией. Не знаю, как вы – а я частенько, будучи на каком-нибудь скучном собрании, или просто разговаривая долго по телефону, машинально рисую какие-то узоры и зиг-заги (случалось даже изрисовывать важные документы, попавшие под руку). Почему-то мне кажется, что примерно тем же самым занимался и Эшер – но только делал это профессионально, и довёл процесс до совершенства. Биографии Эшера делают акцент на его чрезвычайной болезненности. Мальчик был хилым, и это каким-то образом помешало ему выучиться на архитектора – по примеру отца. Вместо этого он стал учиться рисованию. И его ранние работы были вполне себе в духе времени. “Сидящая обнаженная” (1921) image В 1920-30-е молодой Эшер много путешествует и в его творчестве появляются пейзажи. “Атрани, побережье Амальфи” (1931) image “Сияющее море” (1933) image “Снег” (1936) image “Натюрморт с улицей” (1937) image Уже тогда, в 1930-е, в некоторых его работах стала появляться некоторая фантасмагоричность и всяческие оптические эффекты, из-за чего Эшера порой даже причисляют к сюрреалистам. А в конце 1930-х он нашёл свою “фишку”. Вот такую. “Небо и вода 1” (1938) image Деление плоскости переходящими друг в друга фигурами. Это, видимо, так увлекло Эшера – что подобных мозаик он нарисовал множество и на разные лады. “Регулярное разбиение плоскости” (1957) image “Встреча” (1944) В том числе и в цвете. “Симметричный рисунок” (?) “Бабочки” (1948) Ну и в пределе – его знаменитые “Метамарфозы”. Их было несколько – вот поздняя. Тут надо поразглядывать – это одна длинная картинка (длина – 48 м), разрезанная на части (одна переходит в другую). “Метамарфозы” (1968) Эту  версию “метаморфоз” Эшер сделал по заказу Королевской Почты Нидерландов, и она долгое время украшала стену в почтовом отделении в Гааге, а теперь висит под потолком одного из залов в амстердамском аэропорту Схипхол. Вот эти штуки и полюбились математикам. Гравюры Эшера часто используют в качестве иллюстраций к учебникам и научным работам по математике. А вот пользовался ли сам Эшер маетматическим аппаратом для построения этих вещей? Говорят, канадский математик Кокстер однажды пригласил Эшера на лекцию, посвященную математическому анализу работ последнего. Но к взаимному разочарованию, Эшер ничего из лекции не понял. Цитирую Эшера: “Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен.” А вот с пространственным мышлением у Эшера, судя по всему, всё было в порядке. Еще одно заметное направление в его творчестве – “невозможная архитектура”. Вывернутые наизнанку здания, лестницы, ведущие одновременно вверх и вниз, текущая вверх вода… “Относительность” (1953) “Восхождение и нисхождение” (1960) “Картинная галерея” (1947) “Водопад” (1961) Ну и ещё небольшая бессистемная подборка работ, которые мне нравятся. “Три мира” (1955) “Рептилии” (1943) “Бельведер” (1958) Слабый здоровьем (если верить биографиям) Эшер дожил до 73 лет, всю жизнь много курил и умер от рака. Судя по всему, в художественной среде он так и остался чужаком – кажется он не водил знакомства ни с одним художником (а вот в научные круги был вхож). Однако признание и слава сопутствовали ему при жизни. Работы продавались, выставки устраивались, ему посвящались книги и исследования, а в 1955 году королева Нидерландов Вильгельмина произвела Эшера в рыцари. Закончу рассказ об Эшере вот таким необычным автопортретом. “Рука с отражающей сферой” (1935) Ну а в следующий раз проводим затянувшуюся зиму с самым русским из русских пейзажистов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий