Материалы Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953) в Российской национальной библиотеке. URL:  http://expositions.nlr.ru/ex_manus/prokofev/index.php.

image Русские оперы, покорившие мир Отечественные история, литература и музыка в едином произведении image «Петя и волк» Сергея Прокофьева 10 фактов о музыкальном произведении и его создателе Неизвестные таланты известных людей Знакомьтесь: химик Александр Бородин, моряк Николай Римский-Корсаков
Галерея

Фильмы

Александр Невский История России 1938 111 мин Иван Грозный История России 1944 95 мин

Спектакли

Война и мир Драма 1978 147 мин Мариинский театр (Основная сцена) Ромео и Джульетта 1992 120 мин Государственный академический театр классического балета Ромео и Джульетта 1976 138 мин Большой театр Упавший с неба Драма 2012 86 мин Московский театр «Геликон-опера»

Биография

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.

Детство и юность

Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту. 

Сергей Прокофьев в детстве

Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.

Сергей Прокофьев в молодости

Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.

Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.

Композитор

Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.

Композитор Сергей Прокофьев

Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

Личная жизнь

Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.

Сергей Прокофьев и его первая жена Каролина

С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий. 

Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев

Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.

Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

Смерть

Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.

Памятник Сергею Прокофьеву

Так как композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • Опера «Война и мир»
  • Опера «Любовь к трём апельсинам»
  • Балет «Ромео и Джульетта»
  • Балет «Золушка»
  • Классическая (Первая) симфония
  • Седьмая симфония
  • Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
  • Пьесы «Мимолётности»
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

23 Апреля 1891 – 5 Марта 1953 гг. (61 год) 4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2389.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953 гг.) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века. Автор известной симфонической поэмы для детей «Петя и волк», а также балета «Ромео и Джульетта».

Детство и начальное образование

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

В 1903 году Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 году – как пианист, в 1917 году – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Зрелое творчество

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 году – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
  • Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
  • Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952 г.).
  • Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
  • Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.

Тест по биографии

Для закрепления знаний предлагаем пройти тест биографии Прокофьева:

  1. /12 Вопрос 1 из 12

    В каком из вариантов указаны годы жизни Сергея Сергеевича Прокофьева?

    Начать тест

09:00 23.04.2011 © РИА Новости / Лев Иванов Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.

Русский композитор, пианист и дирижер, Народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством начались занятия музыкой, когда мальчику не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинения музыки.

В 6 лет он сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в 9-10 лет сочинил и записал оперы “Великан” и “На пустынных островах”. В 11 лет мальчик был представлен музыканту и педагогу Сергею Танееву, который признал у него музыкальный талант и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. В течение летних месяцев 1902-1903 гг. Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, который тогда только что окончил Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям, юный композитор сочинил оперу “Пир во время чумы”, симфонию и еще несколько пьес. 

В 1904 г. в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Николай Черепнин (дирижирование), Анна Есипова (фортепиано), Язеп Витол (музыкально-теоретические дисциплины) и другие.

В 1909 г. Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 г. – по классу фортепиано.

Еще в годы учебы в консерватории он начал концертную деятельность. Его первое публичное выступление как пианиста с исполнением собственных произведений состоялось в декабре 1908 г. В 1914 г., уже оканчивая консерваторию, он сыграл с оркестром свой “Первый фортепианный концерт” и получил почетную премию имени Антона  Рубинштейна.

Становление Прокофьева как композитора протекало в сложной обстановке, когда во всех областях искусства происходили поиски новых тем и форм, появлялись новые течения. До 1914 г. Сергей Прокофьев был близок раннему  русскому авангарду, что заметно по его произведениям консерваторского периода – “Отчаяние”, “Наваждение”, “Токката”, Соната № 2 для фортепиано (все – 1912 г.), Концерт  для фортепиано с оркестром (1912, 1913), фортепианный цикл “Сарказмы” (1914).

Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым. Критики называли его “музыкальным футуристом”.

С 1914 г. Прокофьев много ездил по миру, посетил Францию, Испанию, Англию, Америку, Японию, Кубу, где давал много концертов, исполняя собственную музыку. Помимо фортепианной музыки Прокофьев исполнял и оперы, дирижируя оркестрами разных театров.

Произведения, написанные им в 1913-1918 гг. охватывают почти все жанры. В эти годы композитором созданы оперы “Маддалена” (1913) и “Игрок” по Федору Достоевскому (1915-1916), сказка “Гадкий утенок” для голоса и фортепиано (1914), оркестровая “Скифская сюита” (1914-1915), балет “Сказка про шута, семерых шутов перешутившего” (1915), “Классическая” (первая) симфония (1916-1917), хоровые и камерно-вокальные сочинения – романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и др.

События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. С 1918 по 1936  гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер).

В 1921 г. в Чикагском театре состоялась премьера его оперы “Любовь к трем апельсинам”. В Париже антреприза Сергея Дягилева “Русский балет” поставила его балеты “Стальной скок” (1927) и “Блудный сын” (1928). В 1925-1931 гг. появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 1930 г. им написана опера “Семен Котко” по повести Валентина Катаева  “Я сын трудового народа”, а также балет “На Днепре” для театра “Гранд-Опера”.

Два раза Сергей Прокофьев приезжал в Россию с концертами. Первый приезд состоялся в 1927 г., второй – в 1929 г.

В 1933 г. Прокофьев окончательно вернулся в Россию.  В том же году он написал музыку к постановке “Египетские ночи” в Московском Камерном театре.

С 1933 г. он в течение нескольких лет вел  занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.

В 1930-е гг. Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес “Детская музыка” (1935), симфоническую сказку “Петя и волк” для чтеца и оркестра (1936). В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода – балеты “Ромео и Джульетта” (1935) и “Золушка” (1944); музыка к кинофильмам “Поручик Киже” (1934), “Александр Невский” (1938, в 1939 г. на основе музыки к этому фильму Сергей Прокофьев создал монументальную кантату “Александр Невский”), и “Иван Грозный” (1945, после смерти Прокофьева дирижер Абрам Стасевич объединил наиболее значительные эпизоды музыки в ораторию “Иван Грозный”).

Весной 1936 г. Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. Перед Великой Отечественной войной он обратился к народной историко-патриотической теме, сочинив кантату “Здравица” (1939).

Летом 1941 г. Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где им был написан Струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора).

Во время Великой Отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений. Важнейшей работой этих лет стала опера “Война и мир” по роману  Толстого (1941‑1952). После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. Была создана комическая опера “Обручение в монастыре” по комедии Шеридана “Дуэнья”, балет “Золушка” (1946) и опера “Повесть о настоящем человеке” по повести Бориса Полевого (1947-1948).

В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за “формалистический” стиль музыки и симпатии к “вырождающемуся” искусству Запада.

В конце 1940-х, начале 1950-х гг. Сергей Прокофьев создал Девятую сонату для фортепиано (1947), Сонату для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническую сюиту “Зимний костер” (1949) и ораторию “На страже мира” на тексты Самуила Маршака (1950), балет “Сказ о каменном цветке” по Павлу Бажову (1948-1950).

За всю свою творческую  деятельность Прокофьев написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.

В 1955-1967 гг. были изданы 20 томов собраний его музыкальных сочинений.

Круг интересов композитора был широк – живопись, литература, философия, кино, шахматы. Сергей Прокофьев был очень талантливым шахматистом, он изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые “девятерные шахматы Прокофьева”.

Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г. В том же году  в Москве состоялась презентация полного издания “Дневников” Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 г. наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 год. В СССР и России неоднократно переиздавалась “Автобиография” Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 г.

“Дневники” Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма  “Прокофьев: Неоконченный дневник”, снятый канадским  режиссером Иосифом Фейгинбергом.

Музей им. Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).

В ноябре 2009 г. в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве состоялась презентация уникального артефакта, созданного Сергеем Прокофьевым в период с 1916 по 1921 гг. – “Деревянная книга Сергея Прокофьева – симфония родственных душ”. Это собрание высказываний выдающихся людей. Решив сделать оригинальной книгу автографов, Прокофьев задавал своим респондентам один и тот же вопрос: “Что вы думаете о солнце?”. В небольшом альбоме в переплёте из двух деревянных дощечек с металлической застёжкой и кожаным корешком свои автографы оставили 48 человек: известные художники, музыканты, писатели, близкие друзья и просто знакомые Сергея Прокофьева.

В 1947 г. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР; был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 – трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно).

Он был членом Национальной академии “Санта-Чечилия” (Италия, 1934), членом Шведской королевской музыкальной академии (1947).

Сергей Прокофьев  был женат дважды. С первой женой – Каролиной (Линой) Кодиной-Любера (1897-1989) они поженились в 1923 г. В 1948 г. она была  арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима.

В 1956 г. была реабилитирована и вернулась в Москву, позднее она сумела выехать из СССР. За рубежом занималась основанием Фонда Прокофьева, который затем разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева. Умерла в Германии в 1989 г. От этого брака у Прокофьева два сына – Святослав (1924 г.р.) и Олег (1928 г.р.) и внуки.

В 1941 г. Прокофьев ушел от Лины и сыновей к Мире Мендельсон (1915-1968), на которой женился в 1948 г. без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям (Государственному центральному музею музыкальной культуры им. Глинки, Российскому Государственному архиву литературы и искусства и Детской музыкальной школе №1 им. Прокофьева) и его сыновьям. 

Сергей Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 г. в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.

В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор Петрова). В июне 2008 г. был открыт музей-квартира композитора в Камергерском переулке Москвы.

На родине композитора – в селе Красное в 1991 г. была создана мемориальная зона Прокофьева, центральной частью которой стал музей. Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта и рядом с которой покоятся останки его сестер и бабушки, а также воздвигнут памятник работы народного художника Украины Василия Полоника. Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Не одно десятилетие здесь проходит международный фестиваль “Прокофьевская весна”, конкурс молодых пианистов “На родине Сергея Прокофьева”.

В 1991 г. в ознаменование 100‑летнего юбилея со дня рождения  композитора ЮНЕСКО объявил Годом Прокофьева.

Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти, то есть в 2053 г., будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дар музыкальный и литературный сосуществовали у Прокофьева с детства. В шесть лет он начал писать музыку. В семь – записывать в тетрадь шахматные партии.

image

Дар музыкальный и литературный сосуществовали у Прокофьева с детства. В шесть лет он начал писать музыку. В семь – записывать в тетрадь шахматные партии. В девять – писать истории боевых оловянных солдатиков. В двенадцать под страшным секретом от близких он начал вести дневник… Написание автобиографии было для Прокофьева лишь делом времени. Это талантливое жизнеописание, сотканное из дневников, писем и записных книжек и дополненное воспоминаниями и комментариями зрелого мастера, посвящено в основном детским и юношеским годам. Как, в какой момент обыкновенный мальчик превратился в гения? Автор описывает свою семью, жизнь, свои впечатления и замыслы, но тайна эта остается неразгаданной… Книгу дополняет компакт-диск с музыкой Прокофьева-композитора в исполнении Прокофьева-пианиста.

Классика-ХХI, 528 с.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий