Мастер музыкального перевоплощения: композитору Геннадию Гладкову исполняется 85 лет

Биография

Не последнюю роль в успехе экранизированного художественного произведения играет правильно подобранный аккомпанемент. Композитор Геннадий Гладков, написавший музыку к популярным советским фильмам, стал настоящей находкой для российского кинематографа. Его музыку жители постсоветского пространства узнают с двух нот, как и картину, где она прозвучала.

Детство и юность

Геннадий Игоревич Гладков вырос в семье музыкантов. Его дедушка играл на разновидности русской гармони с колокольчиками, под которую исполняла народные песни знаменитая советская певица Лидия Андреевна Русланова. Отец состоял в джазовом ансамбле Александра Наумовича Цфасмана, где играл на баяне.

18 февраля 1935 года, вскоре после свадьбы Игоря Ивановича Гладкова и Елены Степановны, у них родился первенец Геннадий. Дом, где жили Гладковы, находился рядом с филиалом МХАТа, и маленький Геннадий не раз пересмотрел весь его репертуар.

Вдохновившись выступлением актеров на сцене, мальчик стал давать собственные концерты с аккордеоном на семейных праздниках и дворовых мероприятиях перед соседями. Параллельно со средней школой мальчик учился в Мерзляковской музыкальной школе-училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

Но, учитывая, что Геннадий был старшим сыном в семье Гладковых, а послевоенные годы оказались экономически и социально тяжелыми для советского народа, времени всерьез развивать музыкальные способности у юноши не было.

Окончив 7-й класс школы, Геннадий отправился осваивать специальность химика в техникум, а затем устроился на работу в Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей. Но и там вечерами после работы он играл для коллег, участвовал в музыкальных конкурсах и вечерах самодеятельности.

Осознав в молодости потребность в самовыражении посредством музыкального искусства, Геннадий поступил в консерваторию, где учился на композитора. Руководителем молодого человека стал Владимир Георгиевич Фере. Окончив консерваторию и аспирантуру при ней, Геннадий связал свою жизнь с преподаванием: сначала в Московском хоровом училище им. А. В. Свешникова, затем в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Музыка

Устроившись работать преподавателем, Геннадий Игоревич одновременно писал музыку к театральным постановкам. Первым его произведением в этом жанре стала композиция, звучавшая в спектакле «Друг детства». Тогда же талант Гладкова оказался задействован и в кинематографе: на Центральной студии научно-популярных и учебных фильмов композитор писал мелодии для документального кино «Тайны минувшего».

image
Геннадий Гладков в молодости с Василием Ливановым и Юрием Энтином / «ВКонтакте»

Полноценная карьера композитора в киноиндустрии началась с сотрудничества с актером и сценаристом Василием Ливановым, с которым он дружил с первого класса школы и сидел за одной партой. Заканчивая Театральный институт имени Бориса Щукина, Ливанов готовил дипломный спектакль «Три толстяка», музыку для которого написал как раз Гладков. Вскоре Василий Борисович обратился к Геннадию Игоревичу с просьбой написать музыкальное сопровождение к его мультфильму «Самый, самый, самый, самый».

Главной работой в биографии Гладкова стала музыка, звучащая в «Бременских музыкантах». Песни, знакомые с детства всем жителям постсоветского пространства, стали столь запоминающимися благодаря таланту Геннадия Игоревича и поэта Юрия Энтина. А рок-н-рольные нотки в мелодиях придали мультфильму динамичности.

Кстати, Гладков стал и композитором, и исполнителем, хотя в титрах не указан. Именно он озвучивал короля в песенке королевской охраны, более известной под названием «Ох, рано встает охрана!».

Знакомство композитора с Марком Захаровым положило начало работе над совместными проектами. Первым из них стал телевизионный фильм «Стоянка поезда — две минуты», в котором все вокальные партии исполнила Алла Пугачева. Затем был спектакль «Проснись и пой!», в котором сыграл Александр Ширвиндт. Пьесы «Дульсинея Тобосская», «Жестокие игры» проходили неизменно в сопровождении музыкальных композиций от Гладкова. Периодически он даже входил в состав оркестра лично.

В 1983 году москвичи услышали со сцены театра первую оперу, либретто к которой написал Гладков, — «Старший сын». В 80-е годы Гладков писал музыку для балетов («Вий», «12 стульев»), оперетт («Собака на сене») и мюзиклов («Дон Жуан»). А современные мюзиклы композитор называет техниклами за избыток декораций и технических наворотов и дефицит искусства и душевности.

image
Геннадий Гладков и Юрий Энтин / «Экспресс газета»

На рубеже 70–80-х гг. Гладков и Захаров работали над фильмами «12 стульев», «Формула любви» и другими. В некоторых кинолентах Геннадий Игоревич не только выступил композитором, но и исполнил свои песни. В композиции «Уномоменто» автор спел партию героя Семена Фарады. Сам Гладков отмечает, что в детстве хорошо пел в хоре, благодаря высокому голосу часто выступал в ансамбле с девочками. Подобная культура пения осталась на всю жизнь.

Над музыкой к киноленте «Обыкновенное чудо» композитор и режиссер работали вместе. Дома у Гладкова они импровизировали, делали правки в написанные мелодии. Геннадий Игоревич одно время начал тяготиться таким творческим патронажем и даже притворялся больным, чтобы трудиться в одиночестве.

Прозвучала музыка Гладкова и в самой кассовой комедии 1972 года «Джентльмены удачи». Несмотря на то что идея создания фильма принадлежала Георгию Данелии, режиссером проекта стал его друг — недавно освободившийся из мест лишения свободы Александр Серый.

В 2002 году Геннадий Игоревич за выдающиеся заслуги в области музыки получил звание народного артиста Российской Федерации. А спустя 10 лет, в 2012 году, на экраны вышел фильм режиссера Татьяны Маловой «Обыкновенный волшебник», посвященный биографии композитора.

Мало кто из поклонников Геннадия Игоревича знает, что он пишет не только музыку, но и стихи: текст практически народного шлягера «Уномоменто» из киноленты «Формула любви» принадлежит перу Гладкова. В 2005 году композитор планировал выпустить сборник стихотворений, причем инкогнито, под псевдонимом (потому что сам себя поэтом не считает), но с собственным фото на обложке.

В одном из интервью Геннадий Гладков раскрыл журналистам секрет успеха своего творчества: в каждую мелодию он вкладывает юмор и любовь. Особой аудиторией Геннадий Игоревич считает детей: этот зритель всегда более требователен, по словам композитора. А учитывая, что он девять лет (с 1992 года) писал музыкальное сопровождение для детских новогодних праздников, проходивших в Кремле, ему удалось безошибочно найти подход к детским сердцам.

Геннадий Гладков и Василий Ливанов / «ВКонтакте»

Несмотря на то что композитор накануне 80-летия пережил инсульт, он продолжил писать музыку для кино. К его последним работам относятся детская лента «Колькины каникулы» и фильм Василия Ливанова «Медный всадник России».

Кроме музыкальной карьеры, Геннадий Гладков стал главой управления языковой подготовки и Болонского процесса МГИМО. На этой должности композитор говорит о важности изучения китайского языка, который имеет все шансы занять главенствующее положение в иерархии международных языков.

Личная жизнь

О личной жизни Геннадий Игоревич говорить не любит. Известно только, что он состоит в браке со Светланой Николаевной Гладковой. Жена старше композитора на четыре года. Пара вырастила сына Андрея.

Андрей Геннадьевич по стопам отца не пошел и стал дизайнером. Композитор воспитывал сына не на своем творчестве. Андрей вырос на песнях The Beatles, а вот внуки Никита и Катя в детстве с радостью слушали песни из «Бременских музыкантов» и «Песню о волшебниках» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Геннадий Гладков сейчас

Творчество композитора остается актуальным и для настоящего времени. Летом 2021 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся концерт из серии «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский». В программу вошли неизвестные сочинения автора.

Параллельно лейблом Shining Sioux Records были выпущены виниловые пластинки симфонических сочинений автора и бокс-сет «Музыка театра и кино».

Геннадий Игоревич, говоривший ранее, что планировал дожить хотя бы до 2000-го, и сейчас продолжает творить. К 2022 году композитор планировал завершить музыкальный цикл к басням И. А. Крылова. Ранее была закончена работа над балетом «Возвращение Одиссея».

Дискография

  • 1966 — «Самый, самый, самый, самый»
  • 1967 — «Четверо с одного двора»
  • 1968 — «Малыш и Карлсон»
  • 1969 — «Бременские музыканты»
  • 1971 — «Джентльмены удачи»
  • 1974 — «Как Львёнок и Черепаха пели песню»
  • 1975 — «Новогодние приключения Маши и Вити»
  • 1976 — «Маша и Витя против «Диких гитар»
  • 1995 — «Голубой щенок»
  • 1996 — «Волшебник Изумрудного города»
  • 1996 — «Человек с бульвара Капуцинов»
  • 1996 — «Собака на сене»
  • 1996 — «Обыкновенное чудо»
  • 1998 — «На бойком месте»
  • 2001 — «Новые бременские»
  • 2002 — «О рыбаке и рыбке»
  • 2010 — «Обыкновенный волшебник»
  • 2011 — «Из спектаклей»
  • 2011 — «Люди и страсти: Юбилейный концерт»
  • 2014 — «Тайна четырёх принцесс»
  • 2019 — «Медный всадник России»

Интересные факты

  1. В роддоме, где появился на свет Геннадий Игоревич, в честь рождения сына его отец, джазовый музыкант, устроил небольшой концерт в вестибюле. Сам маленький Гена любил джаз и в младенчестве молчал только тогда, когда слышал любимую музыку.
  2. Любимые собственные сочинения Гладкова — «Поезд памяти», вступительная песня к фильму «Собака на сене».
  3. Геннадий Игоревич отказался сам писать музыку к фильму «Гардемарины, вперед!», но предложил режиссеру Светлане Дружининой поработать с Виктором Лебедевым.

04:26 18.02.2020 (обновлено: 19:52 03.03.2020) © РИА Новости / Владимир Вяткин Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Российский композитор Геннадий Игоревич Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве в музыкальной семье. Его дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой, отец – аккордеонист и пианист, играл в джазовом оркестре Александра Цфасмана. После окончания седьмого класса Геннадий Гладков поступил в химический техникум, после окончания которого некоторое время работал в НИИ красителей, где участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей. В 1959 году окончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, где занимался сочинением музыки под руководством Григория Фрида. В 1964 году получил высшее музыкальное образование в Московской государственной консерватории имени Чайковского по классу композиции у Владимира Фере, в 1966 году окончил аспирантуру консерватории. В 1950-х-1960-х годах до 1971 года Гладков вел преподавательскую деятельность в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства имени Попова) и в Музыкально-педагогическом институте (ныне Московская музыкальная академия) имени Гнесиных, а также в Московской консерватории. Музыку к кинофильмам он начал писать его в студенческие годы. Его дебютной картиной стал научно-популярный фильм “Тайны минувшего” (1962). Своим приходом в кинематограф и на театральную сцену композитор обязан другу детства актеру Василию Ливанову, который привлек Гладкова к работе над своей дипломной режиссерской работой – спектаклю по сказке “Три толстяка” Юрия Олеши, а также над первой мультипликационной лентой “Самый, самый, самый” (1966). Большую популярность Геннадию Гладкову принес мультфильм “Бременские музыканты” (1969), ставший визитной карточкой композитора. Гладков написал музыку к таким известным и любимым зрителями анимационным фильмам, как “Малыш и Карлсон” (1968-1970), “Ну, погоди!” (1969-2006), “Точка, точка, запятая… “, (1972), “По следам бременских музыкантов” (1973), “Как львенок и черепаха пели песню” (1974), “Голубой щенок” (1976), “38 попугаев” (1976-1979), “Ограбление по…” (1978, 1988) и др. В начале 1970-х годов Геннадий Гладков, по предложению Марка Захарова, который был в то время режиссером Театра Сатиры, написал музыку к спектаклям “Проснись и пой”, “Темп-1929”, “Чудак-человек”, а позже к постановкам Театра Ленком “Дорогая Памелла”, “Шут Балакирев”. Также он создавал музыку постановкам Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) драматического театра имени Ленсовета – “Укрощение строптивой”, “Люди и страсти”, “Дульсинея Тобосская”. Сотрудничество с Захаровым продолжилось в кинематографе в фильмах “12 стульев” (1976), “Обыкновенное чудо” (1978), “Дом, который построил Свифт” (1982), “Формула любви” (1984), “Убить дракона” (1988). Также Гладков написал музыку к таким известным художественным картинам, как “Джентльмены удачи” (1971), “Новогодние приключения Маши и Вити” (1975), “Собака на сене” (1977), “Благочестивая Марта” (1980), “Дульсинея Тобосская” (1980), “Берегите мужчин” (1982), “Человек с бульвара Капуцинов” (1987), “Дон Сезар де Базан” (1989), “Тартюф” (1992), “Дон Кихот возвращается” (1997) и др. В 2000-х годах он создал музыку к кинолентам “Бременские музыканты и Со” (2000), “Кармен” (2003), “Ты меня слышишь?” (2007), “Тайна четырех принцесс” (2014), “Уроки выживания” (2015), “Медный всадник России” (2019). Всего Гладков написал музыку к свыше 140 игровым и анимационным кино- и телефильмам, а также к музыкально-драматическим театральным постановкам. Помимо музыки к кинофильмам и спектаклям Геннадий Гладков пишет классические произведения. Среди его сочинений – опера “Старший сын”, балеты “Вий”, “Двенадцать стульев”, “Возвращение Одиссея”, Симфония, Концертино для трубы с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Концертино для баяна и оркестра народных инструментов, Пассакалия для оркестра, а также сюиты “День в походе”, “Спор о спорте”, кантата “Поэма о пионерке”, камерная, хоровая музыка, вокальные циклы “Все в порядке”, “Поезд памяти”. Им написаны оперетты “Желтый дьявол”, “Собака на сене”, а также 30 мюзиклов – “Бременские музыканты”, “Темп-1929”, “Дульсинея Тобосская”, “Тиль”, “Хоттабыч” и др. Геннадий Гладков – Народный артист РФ (2002). Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством IV степени”. Он является обладателем двух призов Российской академии кинематографических искусств и наук “Ника”. В 1989 году он был удостоен этой премии за музыку к фильму “Убить дракона”, в 1998 году – за музыку к картине “На бойком месте”. Дипломант МКФ славянских и православных народов “Золотой Витязь” 1997 года за лучшую музыку к фильму “Дон Кихот возвращается”. Материал подготовлен на основе информации из открытых источников Толкование

Гладков, Геннадий Игоревич
Не следует путать с композитором Григорием Васильевичем Гладковым.
Геннадий Гладков
Имя при рождении:

Геннадий Игоревич Гладков

Дата рождения:

18 февраля 1935(1935-02-18) (77 лет)

Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

 СССР,  Россия

Профессия:

композитор

Награды:
Ника — 1990 Ника — 1999
IMDb:

ID 0321597

http://www.gengladkov.ru/

Генна́дий И́горевич Гладко́в (род. 18 февраля 1935, Москва, СССР) — советский и российский композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народный артист Российской Федерации (2002)[1]. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени[2].

Биография

Геннадий Гладков родился в семье музыкантов. Дед — аккомпанировал на саратовской гармошке Лидии Руслановой.

Отец — Игорь Иванович Гладков — аккордеонист, баянист, солист оркестра Александра Цфасмана.

Учиться музыке стал рано. Поступил в ЦМШ. Во время учёбы и до 1971 года занимался преподавательской деятельностью: c 1953 — преподаватель Московского хорового училища, c 1966 — преподавал оркестровку в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Ещё будучи студентом, написал музыку к спектаклю «Друг детства» (1961) московского театра «Современник» по пьесе Михаила Львовского. В это же время начал писать музыку для научно-популярного кино, в частности для фильма «Тайны минувшего» («Центрнаучфильм», 1962).

Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства — Василию Ливанову. Именно он привлёк Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый, самый» (1966). Ещё раньше Гладков дебютировал как театральный композитор в дипломной режиссёрской работе Ливанова в Щукинском училище — спектакле по «Трём толстякам» Юрия Олеши.

Всесоюзную известность Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты» (1969).

В конце 1960-х Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым, в то время — режиссёром Московского театра сатиры. Так на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: «Проснись и пой» (1970), «Темп-1929» (1971), «Чудак-человек» (1973). В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, — «Укрощение строптивой» (1970), «Люди и страсти» (1974), «Дульсинея Тобосская» (1973), «Трубадур и его друзья» (1975), «Ковалева из провинции» (1973).

Затем последовали спектакли Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленные Марком Захаровым, — «Автоград-XXI» (1973), «Тиль» (1974), «Жестокие игры» (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» (1980) в «Современнике».

Геннадий Гладков часто сам становился участником спектакля, импровизируя вместе с оркестром, расположенным на сцене. Так, на гастролях в Польше (1977) Геннадий Гладков исполнял в «Тиле» все музыкальные партии, дополнял их каденциями — импровизациями.

В 1983 году в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко поставлена первая опера Геннадия Гладкова «Старший сын» (автор либретто по одноимённой пьесе А. Вампилова — Ю. Ким, режиссёр-постановщик — М. Дотлибов).

В первой половине 1980-х Гладков также пишет музыку к спектаклю «Оптимистическая трагедия» (театр Ленинского комсомола), балет «Вий» (1984), балет «Двенадцать стульев» (1986, Свердловский театр оперы и балета), оперетту «Собака на сене» (поставлена в Воронеже, Иванове), детскую оперетту «Три Ивана» (Свердловск), мюзикл «Дон Жуан» (1988, Театр кукол Сергея Образцова).

Кроме того, Геннадий Гладков много пишет для кино. С Марком Захаровым сделаны «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).

В 1984 году написал лирическую «Неаполитанскую песенку» для фильма Формула любви, получившую огромную популярность у зрителей.

Музыка Гладкова звучит и в фильмах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты — мне, я — тебе!» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся — пока хорошие» (1991), «До первой крови» (1989).

Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 1990-х Гладков пишет музыкальную комедию для петербургского Открытого театра «Адъютант Его Величества»; балет «Танец дьявола» (1992), мюзиклы: «Йоахим-Лис — детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» (2000) по А. Н. Островскому. В числе его сценических работ также музыка к спектаклям: «Принцесса и эхо» (1983), «Дорогая Памела» (1985), «Не покидай меня, весна» (1986), «Волшебный сон» (1987), «Геракл» (1994), «А на небе радуга…» (1995), «Шиворот-навыворот» (1997), «Мужской сезон» (1999), «Сильвия» (2000), «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды», «Тяжкая забота короля Доброхота».

Очень плодотворно Геннадий Гладков сотрудничает с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни («По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).

Г. И. Гладков — Народный артист России (2002), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Обладатель двух призов академии «Ника» за лучшую музыку — к фильму «Убить дракона» (1987) и мюзиклу «На бойком месте» (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Академии «Ника» (2001). Член Союза кинематографистов России и Союза композиторов России.

Дискография

  • Хоттабыч (1980) — винил
  • Голубой щенок (1995) — CD
  • Маша и Витя против диких гитар (1995) — CD
  • Бременские музыканты (1995) — CD
  • Волшебник Изумрудного города (1996) — CD
  • Человек с бульвара Капуцинов (1996) — CD
  • Собака на сене (1996) — CD
  • Обыкновенное чудо (1996) — CD
  • На бойком месте (1998) — CD
  • Новые бременские (2001) — CD

Фильмография

Полезное

Смотреть что такое “Гладков, Геннадий Игоревич” в других словарях:

  • Гладков Геннадий Игоревич — Композитор, Народный артист России Геннадий Игоревич Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве в музыкальной семье. Его дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой, отец – аккордеонист, пианист, играл в джазовом оркестре… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Гладков, Геннадий Игоревич — род. 18 февр. 1935 в Москве. Композитор. В 1964 окончил Моск. конс. по кл. композиции В. Г. Фере, в 1966 аспирантуру (у него же). С 1953 преподаватель Моск. хорового училища, с 1966 одновременно преподает инструментовку в Муз. пед. ин те им.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГЛАДКОВ Геннадий Игоревич — (р. 1935) российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1988). Яркий мелодист, в популярных жанрах ориентируется на классические традиции. Опера Старший сын (1983), балеты Вий (1984), 12 стульев (1985), мюзиклы Бременские музыканты… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЛАДКОВ Геннадий Игоревич — (р. 18 февраля 1935), российский композитор. Окончил Московскую консерваторию (1962, класс В.Г.Ферре). Автор музыки более чем к ста (в основном музыкальным) игровым и анимационным («Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов», «Малыш …   Энциклопедия кино

  • Гладков, Геннадий Игоревич — ГЛАДКОВ Геннадий Игоревич (родился в 1935), российский композитор. Автор оперы “Старший сын” (1983), балетов “Вий” (1984), “12 стульев” (1985), мюзиклов “Бременские музыканты” (1968), “Дульсинея Тобосская” (1972), “Тиль” (1975), “Старший сын”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гладков Геннадий Игоревич — (р. 1935), композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1988). Яркий мелодист, в популярных жанрах ориентируется на классические традиции. Опера «Старший сын» (1983), балеты «Вий» (1984), «12 стульев» (1985), мюзиклы «Бременские …   Энциклопедический словарь

  • ГЛАДКОВ Геннадий Игоревич — (р. 18.2.1935), советский композитор. В 1964 окончил Московскую консерваторию (класс В. Г. Фере). В кино с 1962 (научно популярный фильм «Тайны минувшего»). Работает преимущественно в области музыкального фильма (художественные и… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Гладков Геннадий Игоревич — …   Википедия

  • ГЛАДКОВ — Геннадий Игоревич (родился в 1935), российский композитор. Автор оперы Старший сын (1983), балетов Вий (1984), 12 стульев (1985), мюзиклов Бременские музыканты (1968), Дульсинея Тобосская (1972), Тиль (1975), Старший сын (1983) и 12 стульев… …   Современная энциклопедия

  • Гладков — Гладков  русская фамилия. Образована от прозвища Гладкий (новгородские, костромские, южные говоры)  «здоровый, дородный, тучный, сытый». Гладков, Александр Васильевич  Герой Советского Союза. Гладков, Александр Константинович (1912 …   Википедия

  • Главная
  • Аккорды
  • Исполнители
  • Г
  • Геннадий Гладков
  • Биография

4 подбора аккордов image

Биография

Родился 18 февраля 1935 года в Москве. Геннадий Гладков вырос в музыкальной семье. Его дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой. Отец – аккордеонист, пианист – играл в джазовом оркестре А. Цфасмана, в годы войны участвовал в концертных бригадах. Детские годы Геннадия прошли на улице Москвина (ныне Петровский переулок), во дворе дома, что напротив филиала МХАТа. Мальчишки военной поры не могли посещать прославленный театр слишком часто по билетам. Зато летом, когда зрители выходили в антракте на улицу, с ними вместе можно было легко проникнуть внутрь. Репертуар филиала был просмотрен весь и не один раз. Правда, со второго действия. В то время московские дворы были своеобразными клубами, где обсуждались домашние и заводские дела, куда из тесных коммунальных квартир выносились торжества и праздники. Здесь был свой театр: свои настоящие слезы и смех, и Геннадий был неизменным и незаменимым оркестром этого театра. Ставилась у стенки табуретка, а впоследствии невесть откуда взявшийся стул с высокой витиевато выделанной спинкой, и аккордеон в руках Геннадия начинал петь про все то, что жило в человеческих душах. И, пожалуй, он еще сам не понимал, что, продолжая ту или иную популярную мелодию, играя ее по-новому, так, как слышалась она только ему одному, он прокладывал дорогу к самому себе, к тем мелодиям, про которые сегодня можно безошибочно сказать: «гладковские». Однако серьезно заниматься музыкой времени не было: Геннадий был старшим в семье, поэтому в первую очередь приходилось думать не о себе, а значит, не о музыке. После 7-го класса Геннадий поступил в химический техникум, окончил его, некоторое время работал в НИИ красителей, где участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей, все яснее осознавая, что без музыки его жизнь состояться не может. В 1959 году Геннадий Гладков поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. По классу композиции он учился у В.Г. Фере, чуткого педагога, умевшего разглядеть и высоко ценившего в своих учениках их индивидуальность. По окончании аспирантуры с 1966 года в течение 5 лет Геннадий Гладков занимался преподавательской деятельностью, в том числе в консерватории. Еще будучи консерваторцем, Геннадий Гладков начал писать музыку для научно-популярного кино, дебютировав фильмом «Тайны минувшего» (1962). Здесь, на «Центрнаучфильме», он прошел солидную школу, работая почти всегда с большим симфоническим оркестром. Постепенно музыка в синтетических жанрах, рожденных ХХ веком, – мультфильм, теле- и кинофильм – стала основной стезей композитора. Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства Василию Ливанову. Именно он привлек Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый». А еще раньше Гладков дебютировал у Ливанова и как театральный композитор в его дипломной режиссерской работе в Щукинском училище – спектакле по «Трем толстякам» Юрия Олеши. Геннадий Гладков проснулся знаменитым в тот день, когда на экранах появилась музыкальная мультипликационная лента «Бременские музыканты», сразу ставшая визитной карточкой композитора. Точный сценарий Василия Ливанова, режиссерская работа Инессы Ковалевской, прекрасные стихи Юрия Энтина – и фильм, окрыленный удивительной по своей демократичности и образности музыкой Геннадия Гладкова, стал всеобщим любимцем. Уже здесь основные грани творчества композитора предстают во всей полноте: яркость и неповторимость портретных характеристик, чуткое слышание художественных и игровых свойств музыкальных инструментов, разящая неожиданность, нестандартность их сочетаний, удивительная пластика мелодического мышления, органично сочетающая декламационное, песенное, романсовое, инструментальное начала, неподражаемая ритмическая раскрепощенность и фантазия. Новые мультфильмы подтвердили и усилили успех. Примерно тогда же театральные возможности Геннадия Гладкова по достоинству оценил Марк Захаров, в то время режиссер Московского театра сатиры. Один за другим на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: «Проснись и пой» (1970), «Темп-1929» (1971), «Чудак-человек» (1973). В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, такие как «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская». Теперь, даже учитывая абсолютно разный режиссерский почерк постановщиков, критика заговорила о «театре Гладкова». И подтверждением этому стали спектакли Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленные Марком Захаровым, – «Автоград-XXI» (1973), «Тиль» (1974), «Жестокие игры» (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» в «Современнике». Драматический театр – особое пристрастие Геннадия Игоревича, в нем он видит наиболее надежную базу для актерского и режиссерского воплощения своих музыкальных идей. В 1983 году в афише Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко появилось новое название – первая опера Геннадия Гладкова «Старший сын» (автор либретто по одноименной пьесе А. Вампилова – Ю. Ким, режиссер-постановщик – М. Дотлибов). Своеобразие дарования Гладкова, неизменно сказывающееся в мюзиклах, романсах, музыке к фильмам, предрешило и необычный характер его оперного дебюта. Г. Гладков назвал свою оперу лирико-комической – в ней достаточно эпизодов, окрашенных ярким непринужденным юмором, достаточно теплой, сердечно-искренней лирики. Продолжая активно работать для театра, в первой половине 1980-х годов помимо «Старшего сына» Г. Гладков пишет музыку к спектаклю «Оптимистическая трагедия» (Театр Ленинского комсомола), балет «Двенадцать стульев» (Свердловский театр оперы и балета), оперетту «Собака на сене» (поставлена в Воронеже, Иваново), детскую оперетту «Три Ивана» (Свердловск). Геннадий Гладков много пишет для кино. С одним только Марком Захаровым, которого он считает своим главным режиссером и единомышленником, сделаны «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Композитор не скрывает своего тяготения к острозрелищным жанрам и формам в соответствующем экранном воплощении: «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), песня из которого практически стала гимном кино. Иногда на экран переходят его сценические работы: например, «Дульсинея Тобосская» (1980) – один из самых любимых фильмов композитора. Иногда наоборот – из кинематографа тот или иной сюжет попадал на сцену, как было с «Собакой на сене» (1977). Во многих картинах, над которыми работал композитор, музыка является одним из основных компонентов, решает драматургические задачи («Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и др.). В других картинах, таких как «После дождичка в четверг» (1985), где лишь несколько вокальных номеров, музыка также слышна и важна. В киномузыке Гладкова есть особое, свойственное ему качество, которое критика однажды определила как «ироническая лиричность». Таковы «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Ты – мне, я – тебе» (1976) и др. Эти же качества музыки свойственны и музыкальным комедиям, написанным композитором специально для музыкального театра: «Желтый дьявол» (пьеса Борисова и Фере), «Старик Хоттабыч» (пьеса Лагина и Энтина). Истинную цену киномузыке Геннадий Гладков, по его собственным словам, понял, когда услышал стук пишущей машинки, наложенной на тему саксофона, в фильме Джузеппе де Сантиса «Рим, 11 часов». У неореалистов, а затем и Нино Роты он учился точности выбора выразительных средств. В его новых работах музыка теперь особенно ярка, интересна и лаконична. Это и философская лента В. Мотыля «Расстанемся, пока хорошие» (1991) по мотивам горской легенды, записанной Ф. Искандером, и картина В. Фокина об армии – «До первой крови» (1989). Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 1990–2005 годах композитор пишет музыкальную комедию для петербургского Открытого театра «Адъютант Его Величества»; балет «Танец дьявола», основанный на сюжете гоголевского «Вия» (хореограф Л. Лебедев); мюзиклы: «Йоахим-Лис – детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» по А.Н. Островскому; музыку к спектаклям «Дорогая Памела», «Мужской сезон», «Сильвия», «Сирано де Бержерак», «Ура, король!», «Приключения Красной Шапочки». Эстетическое кредо Гладкова – красота, лаконизм и сдержанность. Он прежде всего лирик: мелодии, бесспорно, главенствуют в его музыке. Юмор и любовь – вот две главные краски его художественной палитры. Но социальная острота, ирония, сатира присутствуют порой даже в невинных детских произведениях, как, например, в мюзиклах «Иван и Алена против Дракона» («Шиворот-навыворот»), «Хоттабыч», «Голубой щенок», «Маша и Витя против диких гитар». Геннадий Гладков – великолепный знаток музыкальных стилей и жанров. Жанровые трансформации и жанровые модуляции – его излюбленные композиционные приемы. У него есть многочисленные, но при этом разнообразнейшие по характеру вальсы и фокстроты, марши и танго, галопы, польки, канканы, шимми, мазурки, регтаймы, полонезы. То же в отношении вокальных жанров: романсы, песни, куплеты, серенады, припевки, частушки, величальные, ариозо, речитативные сцены, песнопения, баллады, гимны – всё это неполный перечень жанрового богатства, подвластного композитору, где не существует непреодолимой пропасти между жанрами концертными и уличными, деревенскими и городскими, высокими и низкими. Совершенно по-особому складываются у Геннадия Гладкова отношения с детской аудиторией. Тут даже непонятно, кто взрослей: известный композитор или дети, которые пришли его слушать. Помимо принесших ему широкую популярность песен из мультипликационных фильмов «Бременские музыканты», «По следам Бременских музыкантов», «Как львенок и черепаха пели песню», «Голубой щенок», «Зарядка для хвоста» и многих других, дети сразу подхватывали его «Поэму о пионерке» на стихи Э. Багрицкого, «Спор о спорте» на стихи Ю. Энтина, песни из цикла «Белый Север» на стихи М. Пляцковского и многое другое, написанное с трогательной любовью и самоотдачей. С 1992 по 2001 год Геннадий Гладков ежегодно писал детские мюзиклы для Кремлевской елки. Геннадий Гладков постоянно сотрудничает с поэтами Ю. Энтиным, Ю. Кимом, Д. Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни («По следам Бременских музыкантов», «Голубой щенок», «Когда безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»). Помимо уже упомянутых фильмов Геннадий Гладков является автором музыки к картинам: «Обратной дороги нет» (1970), «Шаг с крыши» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Включите северное сияние» (1972), «Ночной мотоциклист» (1972), «Стоянка поезда две минуты» (1972), «Бесстрашный атаман» (1973), «Люди и манекены» (1974), «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Что наша жизнь?!» (к/а «Ау-у!», 1975), «Пока безумствует мечта» (1978), «Жил-был настройщик…» (1979), «Благочестивая Марта» (1980), «Таинственный старик» (1980), «Вакансия» (1981), «Берегите мужчин!» (1982), «Не хочу быть взрослым» (1982), «Очень важная персона» (1984), «Гум-гам» (1985), «Поезд вне расписания» (1985), «Забавы молодых» (1987), «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989), «Князь Удача Андреевич» (1989), «Чокнутые» (1991), «Танец дьявола» (1992), «Тартюф» (1992), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1993), «Охота» (1994), «Дон-Кихот возвращается» (1997), «Кармен» (2003); мультипликационным фильмам: «Ограбление по …», «Каша из топора», «Разлученные», «Клетка», «Три лягушонка», «А вдруг получится», «Зарядка для хвоста», «Завтра будет завтра», «Синяя борода», «Куплю привидение», «Макбет», «Фаэтон – сын Солнца», «Синяя птица», «Новые Бременские», «О рыбаке и рыбке» и др. Дискография: «Хоттабыч», «Голубой щенок» (1995), «Маша и Витя против диких гитар» (1995), «Бременские музыканты» (1995), «Волшебник Изумрудного города» (1996), «Человек с бульвара Капуцинов» (1996), «Собака на сене» (1996), «Обыкновенное чудо» (1996), «На бойком месте» (1998), «Новые Бременские» (2001) и др. Г.И. Гладков – народный артист РФ (2002), заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Он является обладателем двух призов Российской академии кинематографических искусств и наук «Ника» за лучшую музыку к фильму «Убить дракона» (1987) и мюзиклу «На бойком месте» (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002). Член Союза кинематографистов РФ и Союза композиторов РФ. Живет и работает в Москве.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий