МАСЛОВКА – художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век

image Персона Годы жизни: 20 мая 1899 — 12 июня 1969 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Художник

Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.

После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Вхутемас.

В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений. В мастерских Вхутемаса Дейнека познакомился с поэтом Владимиром Маяковским, и его стихи не раз вдохновляли художника.

В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

«Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан!»

Одна из наиболее ранних его картин, посвященных теме спорта, — «Футбол». Художник создал ее в 1924 году. Он будто соединил в пространстве холста несколько кадров кинопленки, отсылая зрителя к языку кино.

Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок.

В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом: во Вхутемасе борьба была в почете. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.

Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…

Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

В 1932 году Александр Дейнека написал известное полотно «Бег», а спустя год создал плакат «Физкультурница». На нем была изображена стройная спортивная девушка, которая готовится метнуть диск, а рядом — броское четверостишие: «Работать, строить и не ныть! / Нам к новой жизни путь указан, / Атлетом можешь ты не быть, / Но физкультурником — обязан!» На заднем плане — образы стрелка, велосипедистов и бегунов, готовых в любой момент оставить стадион и встать на защиту молодого Советского государства.

На полотне «В обеденный перерыв в Донбассе» 1935 года Александр Дейнека изобразил молодых шахтеров, которые выбегают из реки на фоне выгоревшего летнего неба. Крупные монументальные фигуры словно надвигаются на зрителя из пространства холста. Сверкающие брызги воды и короткие контрастные тени подчеркивают ощущение полуденного зноя.

Скульптура, мозаика, батальное полотно

Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека с репортажной достоверностью передал панораму спортивного праздника: яркий солнечный день, сосредоточенные и серьезные бегуны, нарядные зрители с цветами, среди которых художник изобразил и себя.

Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах.

Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.

На протяжении всей жизни Дейнека преподавал изобразительное искусство. У него было много учеников: Андрей Васнецов (внук Виктора Васнецова), Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.

Александр Дейнека скончался в Москве в 1969 году. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Александр Александрович Дейнека (Aleksandr Aleksandrovich Deyneka; родился 20 мая 1899 г. — умер 12 июня 1969 г.) — это известный художник XX века, работавший в стиле социалистического реализма. Картины Александра Дейнеки изображают счастливых советских людей, радостно трудящихся на заводах, фабриках, шахтах, занимающихся спортом. Творчество живописца характеризуется плакатностью, монументальностью, его персонажи типизированы, лишены индивидуальных черт.

image

Александр Дейнека стремился всесторонне познавать действительность, умел точно передать специфику городского пейзажа. Его живопись привлекает активными действиями, сложными движениями, яркостью красок.

Биография Александра Александровича Дейнеки

Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.

После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.

В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.

В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.

В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.

Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».

В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.

После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу “Б”», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.

Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.

Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.

Самые известные картины Александра Александровича Дейнеки

Картины Александра Дейнеки ярко выражают силу и энергию советского народа, недаром мастера называли Маяковским в живописи. Среди лучших работ стоит отметить следующие:

  • «Мать» (1932) — художнику удалось создать образ советской Мадонны, в произведении высокая эстетика сочетается с подлинной современностью. Работу отличает необычный ракурс: мать показана со спины, чтобы продемонстрировать зрителю личико спящего малыша.
  • «Будущие летчики» (1938) — в картине обнаженные телесные формы наполнены глубоким психологическим содержанием. Сидящие мальчишки трепетно наблюдают за маневрами самолета. Это тот случай, когда в понимании смысла произведения ключевую роль играет его название.
  • «Оборона Севастополя» (1942) — в картине монументальность, плакатность изображения сочетается с символичностью. Кажется, что защитники города в подчеркнуто белоснежной форме сражаются не просто с вражеским войском, а с темными силами зла.
  • «Сбитый ас» (1943) — сбитый немецкий летчик, падающий на землю, словно изгнан с неба. Художнику удалось запечатлеть краткое и одновременно бесконечное мгновение, по прошествии которого жизнь оборвется.

В своем творчестве Дейнека создавал образ счастливой советской действительности. Хотя его персонажи не наделены индивидуальными чертами в духе того времени, благодаря уникальному таланту живописца они обрели бессмертие.

Работы художников разных эпох можно найти на портале Very Important Lot, который позволяет принять участие в аукционах искусства. Ценителям новых шедевров также предоставляется возможность недорого купить картины, рисунки, фотографии, скульптуры напрямую у перспективных современных авторов.

Содержание:

Александр Дейнека является одним из наиболее выдающихся деятелей советской культуры.

В 

За свою жизнь он проявил себя во многих областях искусства, таких как живопись, скульптура и графика. Также проявил себя, как талантливый педагог.

В 

↑ Краткая биография

В 

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Его семья не была богатой, отец работал железнодорожником. Тем не менее он смог получить неплохое образование для своего времени.

В 

В периоде с 1915 по 1917 учился в художественном училище в Харькове. Во время революции начинает активную художественную деятельность. Работает фотографом, занимается педагогикой и народным образованием.

В 

Во время наступления белой армии принимает участие в боях за Курск. С 1919-1920 служит в рядах Красной армии в качестве художественного руководителя в политотделе. В конце революции отправляется в Москву, где получает высшее художественное образование.

В 

В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. С этого момента он приминает активное участие в художественных организациях, рисует множество своих знаменитых картин.

В 

В 

Период Сталинских репрессий никак не влияет на художника. Во время Великой Отечественной Войны создает агитационные плакаты для поддержания боевого духа в трудный для советской армии 1942 год. После войны продолжает свою художественную деятельность, входит в Академию художеств СССР. Больше внимания уделяет педагогике.

В 

Александр Дейнека умер 12 июня 1969 года, оставив после себя богатое культурное наследие советской эпохи.

В 

↑ Направление, стиль и тематика произведений

В 

В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.

В 

В 

В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как В«Молодые ЛетчикиВ» и В«Через полюс в АмерикуВ». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений В«Оборона СевастополяВ».

В 

В 

Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно В«Сгоревшая деревняВ».

В 

↑ Известные работы

В 

Революционная тематика:

  • В«Оборона ПетроградаВ»
  • В«Механизируем ДонбассВ»
  • В«Будущие летчикиВ»

В 

Пейзажи:

  • В«За занавескойВ»
  • В«МатьВ»
  • В«Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травамиВ»
  • В«ПолденьВ»
  • В«Купающиеся девочкиВ»

В 

Историческая тематика:

  • В«Окраина Москвы. Октябрь 1941В»
  • В«Сгоревшая деревняВ»
  • В«Оборона СевастополяВ»

В 

↑ Личная жизнь

В 

Официально Александр Дейнека долго не был женат. С первой своей возлюбленной Серафимой Лычевой он прожил около 19 лет, начиная с 1930 года. Долгое время она была его сожительницей и музой, но со временем художник увлекся другой и бросил ее. Детей у пары не было. Новой любовью Дейнеки была Елена Волкова-Дейнека, которая со временем стала его законной супругой. С ней он прожил 10 лет, до самой своей смерти, так не оставив после себя наследника.

В 

↑ Интересные факты

В 

Картина Дейнеки В«За занавескойВ» была продана в Лондоне за 2.248 миллиона фунтов стерлинга.

09:30 17.03.2010 Читать ria.ru в

Ретроспектива Александра Дейнеки под названием “Работать, строить и не ныть!..” открывается в Третьяковской галерее на Крымском валу.

В 1918 г. Дейнека вернулся в Курск, где работал фотографом в Угрозыске, оформлял революционные праздники, агитпоезда, театральные постановки.

С 1919 г. по 1920 г. Дейнека находился в Красной армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжал на фронт. Писал плакаты для Курского отделения “Окон РОСТа”.

После службы в армии Дейнека поехал учиться в Москву. Он поступил на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его педагогом был Владимир Фаворский, оказавший на него особое влияние. В конце 1924 г. Дейнека начал работать в журнале “Безбожник у станка”, он сотрудничал и в других изданиях советской периодической печати. Его рисунки появлялись на страницах журналов “Красная нива”, “Смена”, “Прожектор”.

В 1924 г. состоялась первая выставка Александра Дейнеки, в которой он участвовал в составе “Группы трех” (в группу входили также Андрей Гончаров и Юрий Пименов); работы художника также были представлены на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства.

В 1925 г. он стал одним из учредителей “Общества станковистов” (ОСТ).

Большую пользу приносили художнику  творческие командировки по стране. В результате поездок появились его картины “Перед спуском в шахту” (1925), “На стройке новых цехов”(1926), “Текстильщицы”(1927).

В 1928 г. Дейнека ушел из ОСТа и стал членом художественного объединения “Октябрь”. В это время он иллюстрирует детские книги и ведет отделение плаката в Полиграфическом институте, а также пишет картину “Оборона Петрограда”.

В 1930 г. художник создал плакаты “Механизируем Донбасс”, “Физкультурница”.

В 1931 г. он стал  членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).

В 30-е гг. появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели художника: “На балконе”, “Девочка у окна”, “Наемники интервентов”, “На допросе”, “Игра в мяч”, “Купающиеся девушки”, “Бег”. Одной из лучших работ этого периода считается картина “Мать”. В 1932 г. он пишет монументальное панно “Гражданская авиация”.

Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937). В 1937 г. он был награжден  золотой  медалью Парижской всемирной выставки за панно “Знатные люди Страны Советов”.

К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится “Левый марш” (1940).

Новый этап творчества Дейнеки в области монументального искусства был связан с мозаикой. В 1938 г. для сводов зала метро “Маяковская” им был создан мозаичный цикл “Утро Страны Советов”. Архитектурный проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке 1939 г. в Нью-Йорке.

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал такие произведения, как “Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.” (1941), “Сгоревшая деревня” (1942), “Оборона Севастополя” (1942), “По дорогам войны” (1942).

К числу значительных работ послевоенного времени относятся полотна “Донбасс” (1947), “На просторах подмосковных строек” (1949), “Кузнецы”(1957), “Тракторист”(1956), “У моря”, “Рыбачки” (1956), “Москва военная”, “В Севастополе” (1959).

В 1947 – 1958 гг. Александр Дейнека работал в своем любимом жанре – монументальном искусстве. Он работал как скульптор в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе. В этот период им созданы мозаичные портреты великих ученых мира для нового здания Московского университета, сделаны росписи в Челябинском театре оперы и балета, оформление павильона СССР на Международной выставке в Брюсселе.

В 1961 г. художник участвовал в оформлении Дворца съездов в Кремле. По его эскизам создан фриз с изображением гербов советских республик в фойе зала заседаний.

После закрытия возглавляемого им Института декоративно-прикладного искусства, его карьера художника завершилась.

На протяжении всей карьеры Дейнека также активно занимался преподаванием, работая в различных вузах: в 1928 – 1930 гг. – в московском ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт), с 1928 г. по 1934 г. – в Московском полиграфическом институте, с 1934 г. по 1963 г. (с перерывами) – в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, с 1945 г. по 1952 г. – в Московском институте прикладного и декоративного искусства, где до 1948 г. занимал должность директора, с 1953 г. по 1957 г. он преподавал в Московском архитектурном институте.

Был автором книг “Избранные произведения”, “Из моей рабочей практики”, “Учитесь рисовать”.

Александр Дейнека являлся членом президиума (с 1958 г.), вице-президентом (1962 – 1966), академиком-секретарем (1966 –1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР.

В 1964 г. за серию мозаик “Люди страны Советов” (“Хорошее утро”, “Хоккеисты”, “Доярка”, “Красногвардеец”) он был удостоен Ленинской премии.

Художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, в 1969 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

5 июня 1969 г. в залах Академии художеств открылась персональная выставка художника, а 12 июня 1969 г. Александр Дейнека скончался. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Большинство работ Александра Дейнеки оказались в лучших российских музеях, а в частных коллекциях остались единичные экземпляры. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее и в других крупных музеях бывшего СССР. Самое большое собрание его работ находится в Курской картинной галерее.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Содержание

Немало великих и талантливых художников демонстрировали свои особенные и такие разные произведения. Однако, хотелось бы затронуть в этой статье личность с большой буквы, человека, чье культурное наследие запомнится еще на долгие годы. Многие слышали, что Александр Дейнека – художник, но это лишь малая часть правды. Данная статья подробнее расскажет о жизни и творчестве этого человека.

Александр Дейнека – популярный живописец и скульптор, профессионал в области графического искусства, педагог и профессор. Знаменит тем, что написал множество картин о советском народе, который активно занимается спортом, с энтузиазмом трудится во благо страны. Дейнека также являлся приверженцем современного направления – модерном. Чем был также известен.

Дейнека родился 8 (20).05.1899 года в семье, далекой от искусства. Отец работал простым слесарем на железнодорожном депо. Провел детство и юность в Курске. Александр рос активным и жизнерадостным мальчиком. Увлекался рисованием, техникой и спортом. С раннего детства мальчик переносил образы на бумагу. А лубочные картинки, найденные в бабушкином сундуке, вызывали большой восторг.

Молодые годы художника.

image
Будущие летчики

Сначала Александр поступает в Железнодорожный техникум, а после, в 1915 году – в Художественную школу, где обучается 2 года. Там он вступает в художественный кружок таких же увлеченных людей, как и он. Вскоре по настоянию преподавателей Александр поступает в Харьковское художественное училище, где за него берется выпускник Академии, помогая на профессиональном уровне освоить живопись.

Известно, что в революционном 1917 году он вступает в ряды красногвардейцев и принимает там активное участие. В 1919 году числится в Красной Армии, что становится переломным моментов в жизни молодого художника.

С энтузиазмом работает фотографом в отделе уголовного розыска, возглавляет секцию изобразительного искусства Губнадобраза, оформляет агитационные железнодорожные составы, иллюстрирует стихотворения самого Маяковского и рисует различные плакаты.

Крутой жизненный поворот.

Из армии командирован в Москву на обучение во ВХУТЕМАХ на полиграфический факультет. С этого момента начинается становление творческой личности как профессионала своего дела.

Профессиональные достижения и картины.

Александр начинает тесно общаться со знаменитым живописцем-монументалистом В.А. Фаворским, И.И. Нивинским и с поэтом В.В. Маяковским – такие взаимоотношения сильно повлияли на дальнейшее творческое развитие живописца.

В 1924 году на первой дискуссионной выставке творческая фигура Дейнеки плотно закрепляется.

В 1925 становится руководителем Общества станковистов. В 1928 он пишет первую революционно-историческую картину «Оборона Петрограда»

Александр Д. покидает Общество станковистов и вступает в художественное объединение «Октябрь». В 1931—1932 становится членом Российской ассоциации пролетарских художников.

В 1930 в Советском Союзе начинается культ здорового образа жизни. Почти вся молодежь того времени активно занималась плаванием, бегом, футболом и другими активными видами спорта. Дейнека не был исключением. Он так же любил заниматься физкультурой. Этот период повлиял и на творческую направленность художника. Его вдохновляли здоровые и активные жители Советского Союза и профессиональные спортсмены.

  • Вдохновленный ЗОЖ и физической культурой, художник создает выразительные плакаты с привлекательной цветовой гаммой «Механизируем Донбасс», «Физкультурница»;
  • В 1931 у Александра Александровича появляются совсем несхожие по направлению и атмосфере необычные произведения искусства: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов»;
  • В 1932 году изображает картину “Мать”, которая ознаменует начало нового творческого этапа живописца;
  • В 1932 – 1933 гг. создаются поэтичные творения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень», «За занавеской» и другие работы;
  • В 1933- 1934 гг. по сравнению с поэтическими картинами создает общественно-политические картины: «Безработные в Берлине», наполненные яростью изображения к роману «Огонь» А. Барбюса;
  • Дейнека интересуется авиацией, например, картина «Парашютист над морем», написанная в 1934 г.;
  • Когда летчик Г. Ф. Байдуков пишет книгу для детей, Дейнека вызывается помочь и создает интересные иллюстрации к произведению последнего, которую называет “Через полюс в Америку”. Она издается в 1938 г;
  • После Александр вдохновляется живописным искусством и пишет немало захватывающих и притягивающих взгляд картин. Самым романтичным произведением считается «Будущие лётчики», написанное в 1937 году.
image
Оборона севастополя

Александр готовится к выставкам в Париже и Нью-Йорке: им созданы эскизы панно. Однако они не были реализованы по неизвестным причинам.

Наиболее значимые работы художник пишет в 1930 – 1940 гг.

Когда началась Великая Отечественная война, Дейнека старается помочь по-своему. В этот тяжелый военный период он находился в Москве и рисовал плакаты политического характера.

В 1942 году А.А.Дейнека совместно с художником Г.Г. Нисским едет в Юхнов, где создает по своей атмосфере драматические и тяжелые для восприятия картины:

  • в 1941 – “Эвакуация колхозного скота”;
  • в 1942 – «Сгоревшая деревня», пронизанная атмосферой ужаса и отчаянья,”Танки идут на фронт” и другие картины похожей направленности;
  • В 1942 г., когда происходила Битва за Севастополь, художник решается поднять боевой дух советских солдат и создает военное произведение «Оборона Севастополя». Дейнека вкладывает в эту картину храбрость, героический пафос и ощущение неминуемой победы над фашистами;
  • После окончания ВОВ, в 1956 году у Александра появляются произведения «У моря. Рыбачки», «Москва военная», а в 1959 году – «В Севастополе».

В 1956 году МГУ имени М.В. Ломоносова украшен мозаикой А. Дейнеки, а в 1961 году мозаикой украшен зал Московского Кремля. А Раннее (в 1938 и 1943 гг.) художник оформлял таким же образом станции московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

Александр активно занимается преподавательской деятельностью в период с 1928 по 1956 гг. в МГАХИ имени В. И. Сурикова, во ВХУТЕИНе и других московских учебных заведениях.

С 1953 до 1957 гг. – член президиума в МАРХИ.

С 1962 по 1966 гг. – Александр Александрович уже вице-президент

В отделении академии искусств и архитектуры с 1966 по 1968 гг. был академиком-секретарем.

Когда наступает период “оттепели”,чиновники начинают снисходительнее относиться к Дейнеке. В 1957 году на персональной выставке художника Александра награждают как лучшего советского художника всех времен, он признаётся публикой, критикой и арт-рынком.

Личная жизнь художника.

В молодые годы женится на возлюбленной Серафиме Лучевой. Их брак продержался 19 лет. Однако, художник увлекся другой женщиной и принимает решение развестись с супругой. В браке детей не было.

Новое чувство вспыхнуло, когда он знакомится с Еленой Волковой – известной волейболисткой, на которой спустя время женится. И они счастливо живут в браке 10 лет до самой смерти живописца. К сожалению, он не оставил после себя наследника.

Смерть Александра Дейнеки.

Интересный факт: за три года до смерти Александр пишет картину “Трудное решение”, которая отражает атмосферу ужаса, тревожности и депрессии. Персонаж словно в раздумьях, словно прощается и желает уйти от чего то. Словно художник чувствовал приближение своей кончины.

Смерть настигла художника 12 июня 1969 года из-за сердечной недостаточности. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Невероятный, талантливый художник, скульптор, профессор, преподаватель, модернист в одном лице прожил достойно, оставив после себя огромную культуру наследия.

Многие критики считали, что Александр Александрович Дейнека безусловно лидер. Его либо обожали, либо ненавидели. Он всегда привлекал всеобщее внимание.

Человек с большой буквы навсегда останется в памяти народа, а его картины, наполненные настоящей жизнью, простотой, оптимизмом, трагичностью и поэтичностью, на многие годы запомнятся каждому, кто прочувствует всю глубину его произведений.

Смотрите также: image

«Будущие летчики» Александра Дейнеки – лучшее из соцреализма

image

Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.

image

Винсент Ван Гог – биография подвижника живописи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий