М. Клементи – композитор, педагог, один из создателей классической формы фортепианной сонаты.

Muzio Clementi

Дата рождения 24.01.1752 Дата смерти 10.03.1832 Профессия композитор Страна Англияimage

Клементи. Сонатина C-dur, Op. 36 No. 1 Andante

Муцио Клементи – композитор ста шестидесяти сонат, многих органных и фортепианных пьес, нескольких симфоний и знаменитых этюдов “Gradus ad Parnassum”, родился в Риме в 1752 году, в семье ювелира, страстного любителя музыки, ничего не жалевшего, чтобы дать сыну солидное музыкальное образование. Шести лет Муцио уже пел по нотам, а богатая даровитость мальчика помогла его учителям – органисту Кардичелли, контрапунктисту Картини и певцу Санторелли приготовить девятилетнего мальчика к конкурсному испытанию на место органиста. В 14 лет Клементи предпринял путешествие в Англию со своим покровителем, англичанином Бедфордом. Итогом этой поездки стало приглашение юного дарования занять место капельмейстера итальянской оперы в Лондоне. Продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Клементи со временем приобретает известность превосходного виртуоза и лучшего учителя игры на фортепиано.

В 1781 году он предпринял свое первое артистическое путешествие по Европе. Через Страсбург и Мюнхен он прибыл в Вену, где сблизился с Моцартом и Гайдном. Здесь в Вене состоялось состязание Клементи и Моцарта. Событие вызвало большой интерес венских любителей музыки.

Успех концертного турне способствовал дальнейшей деятельности Клементи на этом поприще, и в 1785 годе он отправляется в Париж и своей игрой покоряет парижан.

С 1785 по 1802 год Клементи практически прекратил публичные концертные выступления и занялся педагогической и композиторской деятельностью. Кроме того, за эти семь лет, он основал и стал совладельцем нескольких музыкальных издательств и фабрик музыкальных инструментов.

В 1802 году Клементи вместе со своим учеником Фильдом, совершает второе большое артистическое турне через Париж и Вену в Петербург. Везде их принимают с энтузиазмом. Фильд остается в Петербурге, а вместо него к Клементи присоединяется Цейнер; в Берлине и Дрездене к ним присоединяются еще Бергер и Кленгель. Здесь, в Берлине Клементи женится, но вскоре теряет свою молодую жену и, чтобы заглушить свое горе, отправляется со своими учениками Бергером и Кленгелем опять в Петербург. В 1810 году через Вену и всю Италию Клементи возвращается обратно в Лондон. Здесь в 1811 году он вторично женится, и уже до конца дней своих не покидает Англии, кроме зимы 1820 года, которую он провел в Лейпциге.

Музыкальная слава композитора не увядает. Он основывает в Лондоне филармоническое общество и дирижирует симфоническими оркестрами, вносит большой вклад в развитие фортепианного искусства.

Современники называли Клементи «отцом фортепианной музыки». Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, он был блестящим виртуозом, поражал свободой и изяществом игры, четкостью пальцевой техники. Клементи воспитал в свое время целую плеяду замечательных учеников, во многом определивших развитие фортепианного исполнительства на долгие годы вперед. Свой исполнительский и педагогический опыт композитор обобщил в уникальном труде «Методика игры на фортепиано», явившемся одним из лучших музыкальных пособий своего времени. Но и до сих пор, каждый ученик современной музыкальной школы знает; для того чтобы эффективно развивать технику игры на фортепиано, просто необходимо играть этюды Клементи.

Как издатель, Клементи выпустил в свет сочинения многих своих современников. Впервые в Англии был издан целый ряд произведений Бетховена. Кроме того, он издал сочинения композиторов XVIII века (в собственной обработке). В 1823 году Клементи участвовал в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии. Муцио Клементи умер в Лондоне в 1832 году, оставив после себя большое состояние. Не меньше он оставил нам своей замечательной, талантливой музыки.

Виктор Каширников

реклама

вам может быть интересно

Василий Герелло Певцы Маргарита Клозе Певцы

Итальянец по происхождению, Клементи появился на свет в Риме, в небогатой семье мастера, занимавшейся церковной утварью. В пять лет начав учиться музыке под руководством капельмейстера Бурони, Он, когда ему исполнилось 10 лет, выдержал экзамен на звание римского органиста. После этого первого успеха он занимался у контрапунктиста Сартарелли и далее теоретика и композитора Карпани

В 1766 году Рим посетил английский меценат лорд Бекфорд. Талант Клементи поразил просвещенного аристократа, и Бекфорд решил позаботится о нем. Он упросил родителей Клементи отправить мальчика в Англию и увез его в свое родовое поместье, где юный музыкант прожил 7 лет.

В те годы в Англии уже было налажено фабричное производство новых клавишных инструментов с молоточковой механикой – фортепиано. В мастерстве на фортепиано Клементи достиг необычайного мастерства, поражая всех своим искусством. Всеобщее признание завоевали и его фортепианные произведения – сонаты, созданные в 1773/74 годах.

Когда Клементи исполнился 21 год, он уехал в Лондон, а в 1780/81 годах совершил поездку в Париж и в Вену, где состоялись его встречи с Моцартом и Гайдном.

С успехом выступив во многих городах Европы, Клементи пребывает в Англию в 1783 году и возобновил свою деятельность в Лондоне. Последующие годы закрепили за ним признание главного музыканта Англии.

В 1786 году Клементи удивил мир, отказавшись от выступлений в качестве пианиста и занявшись коммерческой деятельностью. Находясь среди родовитой и богатой аристократии, он ощущал, что профессия музыканта не даст ему равноправия в этом обществе. Став компаньоном фирмы, владевшей фортепианной фабрикой, и нотным издательством, Клементи добился расцвета этого предприятия, усовершенствовал выпускаемые инструменты и расширил издательство. Приняв английское подданство и завоевав авторитет и уважение коммерческих кругов, он вскоре стал единоличным владельцем фирмы и одним из крупнейших представителей деловой Англии.

Коммерческое предприятие Клементи, однако, не отвлекала его от музыцирования. В эти годы он создал большое количество фортепианных произведений и продолжал заниматься с учениками.

В 1802 году Клементи совершил длительное путешествие по Европе. Цель поездки была чисто деловая: налаживание связей с торговыми фирмами и издательствами, поэтому как музыкант он не выступал. Представителем его пианистической школы был Фильд, которого Клементи после успешных гастролей в Париже, Вене и Петербурге оставил в русской столице.

Прожив несколько месяцев в России, Клементи открыл на Невском проспекте магазин по продаже нот и роялей своей фабрики, давал фортепианные уроки богатым любителям музыки, а затем продолжил деловую поездку. Позже он вновь посетил Петербург, несколько лет прожил в Вене, где встретился с Бетховеном и только в 1810 году смог вернуться в Англию, после пережитых невзгод, связанных с войной в Европе.

Многосторонняя кампания Клементи в дальнейшем изумляет своей активностью. Помимо управления фирмой, он создает в Лондоне “Филармоническое общество” и становится его директором, гастролирует как дирижер и композитор в Англии и за ее пределами, пишет симфонии и фортепианные произведения, преподает уроки музыки.

Творческое наследие Клементи весьма значительно. Он автор шести симфоний, более шестидесяти сонат, 12 сонатин, фортепианных этюдов, “Школы игры на фортепиано” и сборника “Gradus ad Parnassum”, включающего сто пьес различного жанра и характера, представляющих все виды фортепианной техники. Его сочинения положили начало созданию произведений педагогического назначения, занявших большое место в учебном репертуаре учащихся.

Даже такие выдающиеся и гениальные его современники, как Моцарт, Бетховен, Гайнд уступают ему по силе дарования творчества. В истории пианизма Клементи занял, однако, одно из первых мест, среди выдающихся представителей этого искусства, как композитор и воспитатель блестящей плеяды пианистов первой половины 19 века. Среди его учеников и последователей особенно выделяются Крамер, Калькбреннер, Мошелес.

Пианистической школе Клементи принадлежит значительная роль в развитии русского фортепианного искусства первой половины 19 века. Представителями ее в России были Фильд, Бергер и Кленгель.

Толкование

Клементи, Муцио
Муцио Клементи Muzio Clementi
Основная информация
Дата рождения

23 января 1752(1752-01-23)

Место рождения

Рим, Италия

Дата смерти

10 марта 1832(1832-03-10) (80 лет)

Место смерти

Вустершир, Англия

Профессии

композитор, пианист, музыкальный педагог

Жанры

камерная музыка

Муцио Клементи (итал. Muzio Clementi; полное имя — Mutius Philippus Vincentius Franciscus Xaverius Clementi; 23 января 1752, Рим — 10 марта 1832, Вустершир — итальянский композитор, пианист и педагог, живший преимущественно в Англии.

Биография

Муцио Клементи родился в семье ювелира; первоначальное музыкальное образование получил под руководством органиста Антонио Барони (англ. Antonio Baroni). В 1759—1761 годах изучал в Риме теорию музыки у органиста Кордичелли. С 1761 года служил органистом в одной из римских церквей, продолжая свои музыкальные занятия: пению обучался у Джузеппе Сартарелли, контрапункт изучал под руководством Гаэтано Карпани[1].

С юных лет поражал слушателей своей игрой на фортепиано; в 1766 году меценат Питер Бекфорд (англ. Peter Beckford) пригласил 14-летнего пианиста в Англию, где он жил сначала в доме своего покровителя в аббатстве Фонтхилл, а с 1773 года в Лондоне; в том же году был издан первый сборник его фортепианных сочинений.

В 1777—1780 годах был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне. С начала 1780-х много гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных фортепианных сочинений (первые фортепианные сонаты Клементи были изданы в 1773 году). В 1781 году посетил Вену, где в присутствии императора Иосифа II состязался с Моцартом. Состязание закончилось вничью, однако тему Сонаты си-бемоль, которую исполнял в этом поединке Клементи, Моцарт впоследствии использовал в увертюре к «Волшебной флейте»[2].

В 1786 году прекратил выступления в качестве пианиста, обосновался в Лондоне, посвятив себя педагогической и композиторской деятельности, теперь уже отдавая предпочтение симфоническим жанрам. В начале XIX века много работал за пределами Англии, в том чиисле в России в 1802 и в 1804—1805 годах, вместе со своими учениками Джоном Филдом и Августом Кленгелем; гастролировал в качестве дирижёра с исполнением собственных сочинений. В 1813 году стал одним из основателей Филармонического общества в Лондоне, с которым до 1816 года сотрудничал в качестве дирижёра.

Клементи занимался и коммерческой деятельностью: был основателем и совладельцем фабрик музыкальных инструментов и музыкально-издательских предприятий, в которых издавал сочинения современных ему композиторов, в том числе Бетховена. В 1823 году Клементи вместе с Генри Бишопом, Уильямом Хорсли и Сэмьюэлом Уэйсли принял участие в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии — «The Encyclopædia of Music»[1].

Творчество

Клементи принадлежит ряд сочинений для оркестра: около 15 симфоний, из которых сохранилось только 4, увертюры, а также оратория. Однако наиболее значительный вклад композитор внёс в развитие фортепианного искусства; современники называли его «отцом фортепианной музыки». Клементи одним из первых оценил новые возможности «пиано-форте» и его преимущества его перед клавесином (и в дальнейшем на своих фабриках совершенствовал инструмент); его фортепианное творчество оказало значительное влияние на современников, в том числе на Йозефа Гайдна, Л. ван Бетховена[1].

Педагогическая деятельность

Муцио Клементи является основателем так называемой лондонской школы пианизма. Его многочисленные ученики, в первую очередь Иоганн Баптист Крамер, Игнац Мошелес, Джон Филд, Л. Бергер и Ф. Калькбреннер, в значительной степени определили развитие фортепианного исполнительства в XIX веке.

Клементи принадлежат также методические труды, прежде всего переведённая на многие языки «Методика игры на фортепьяно» (1801), и многократно переиздававшийся в разных странах, в том числе в России, сборник педагогических этюдов «Gradus ad Parnassum».

Примечания

  1. 1 2 3 Яковлев М. М. Муцио Клементи
  2. Muzio Clementi // Britannica

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Клементи, Муцио” в других словарях:

  • Клементи Муцио — Муцио Клементи Муцио Клементи (итал. Muzio Clementi; 23 января 1752, Рим 10 марта 1832 Ившем, Англия) итальянский композитор, пианист и педагог, живший преимущественно в Англии. Из школы, основанной им в Лондоне, вышли, в частности, Иоганн… …   Википедия

  • Клементи Муцио — (Clementi) (1752 1832), пианист, композитор, педагог. По происхождению итальянец, с 1766 жил в Великобритании. Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма. Один из создателей классической формы фортепианной сонаты (всего 58). * *… …   Энциклопедический словарь

  • Клементи Муцио — Клементи (Clementi) Муцио (23.1.1752. Рим, ‒ 10.3.1832, Ившем, Англия), пианист, педагог, композитор, дирижёр. По национальности итальянец. С 1766 жил в Англии. Завоевал известность как пианист виртуоз и педагог (среди учеников ‒ И. Крамер, И.… …   Большая советская энциклопедия

  • Клементи, Муцио — КЛЕМЕНТИ (Clementi) Муцио (1752 1832), английский пианист, композитор, педагог. По происхождению итальянец. С 1766 в Лондоне. Гастролировал (в том числе в России). Внес значительный вклад в развитие фортепьянного искусства. Фортепьянные сонаты… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КЛЕМЕНТИ Муцио — (Clementi, Muzio) (1752 1832), итальянский пианист, композитор, педагог. Родился 23 января 1752 в Риме. Некий богатый английский джентльмен увез способного юношу в Лондон, где Клементи получил образование, а впоследствии не только выступал как… …   Энциклопедия Кольера

  • Муцио Клементи — (итал. Muzio Clementi; 23 января 1752, Рим 10 марта 1832 Ившем, Англия) итальянский композитор, пианист и педагог, живший преимущественно в Англии. Из школы, основанной им в Лондоне, вышли, в частности, Иоганн Баптист Крамер и Джон Филд. Из… …   Википедия

  • Клементи М. — Муцио Клементи Муцио Клементи (итал. Muzio Clementi; 23 января 1752, Рим 10 марта 1832 Ившем, Англия) итальянский композитор, пианист и педагог, живший преимущественно в Англии. Из школы, основанной им в Лондоне, вышли, в частности, Иоганн… …   Википедия

  • КЛЕМЕНТИ (Clementi) Муцио — (1752 1832) пианист, композитор, педагог. По происхождению итальянец, с 1766 жил в Великобритании. Основатель и глава т. н. лондонской школы пианизма. Один из создателей классической формы фортепьянной сонаты …   Большой Энциклопедический словарь

  • Клементи — Клементи, (итал. Clementi) фамилия итальянского происхождения. Известные носители: Муцио Клементи (1752 1832) итальянский композитор, пианист и педагог. Альдо Клементи (1925 2011) итальянский композитор авангардист …   Википедия

  • КЛЕМЕНТИ — (Clementi) Муцио (1752 1832), английский пианист, композитор, педагог. По происхождению итальянец. С 1766 в Лондоне. Гастролировал (в том числе в России). Внес значительный вклад в развитие фортепьянного искусства. Фортепьянные сонаты (около 60) …   Современная энциклопедия

Previous Entry | Next Entry

МУЦИО КЛЕМЕНТИ – “ОТЕЦ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ”

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post351096859/ Liudmila5591 Муцио Клементи – композитор ста шестидесяти сонат, многих органных и фортепианных пьес, нескольких симфоний и знаменитых этюдов “Gradus ad Parnassum”, родился в Риме 23 января 1752 году, в семье ювелира, страстного любителя музыки, ничего не жалевшего, чтобы дать сыну солидное музыкальное образование. Шести лет Муцио уже пел по нотам, а богатая даровитость мальчика помогла его учителям – органисту Кардичелли, контрапунктисту Картини и певцу Санторелли приготовить девятилетнего мальчика к конкурсному испытанию на место органиста. В 14 лет Клементи предпринял путешествие в Англию со своим покровителем, англичанином Бедфордом. Итогом этой поездки стало приглашение юного дарования занять место капельмейстера итальянской оперы в Лондоне. Продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Клементи со временем приобретает известность превосходного виртуоза и лучшего учителя игры на фортепиано. В 1781 году он предпринял свое первое артистическое путешествие по Европе. Через Страсбург и Мюнхен он прибыл в Вену, где сблизился с Моцартом и Гайдном. Здесь в Вене состоялось состязание Клементи и Моцарта. Событие вызвало большой интерес венских любителей музыки. Успех концертного турне способствовал дальнейшей деятельности Клементи на этом поприще, и в 1785 годе он отправляется в Париж и своей игрой покоряет парижан. С 1785 по 1802 год Клементи практически прекратил публичные концертные выступления и занялся педагогической и композиторской деятельностью. Кроме того, за эти семь лет, он основал и стал совладельцем нескольких музыкальных издательств и фабрик музыкальных инструментов. В 1802 году Клементи вместе со своим учеником Фильдом, совершает второе большое артистическое турне через Париж и Вену в Петербург. Везде их принимают с энтузиазмом. Фильд остается в Петербурге, а вместо него к Клементи присоединяется Цейнер; в Берлине и Дрездене к ним присоединяются еще Бергер и Кленгель. Здесь, в Берлине Клементи женится, но вскоре теряет свою молодую жену и, чтобы заглушить свое горе, отправляется со своими учениками Бергером и Кленгелем опять в Петербург. В 1810 году через Вену и всю Италию Клементи возвращается обратно в Лондон. Здесь в 1811 году он вторично женится, и уже до конца дней своих не покидает Англии, кроме зимы 1820 года, которую он провел в Лейпциге. Музыкальная слава композитора не увядает. Он основывает в Лондоне филармоническое общество и дирижирует симфоническими оркестрами, вносит большой вклад в развитие фортепианного искусства. Современники называли Клементи «отцом фортепианной музыки». Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, он был блестящим виртуозом, поражал свободой и изяществом игры, четкостью пальцевой техники. Клементи воспитал в свое время целую плеяду замечательных учеников, во многом определивших развитие фортепианного исполнительства на долгие годы вперед. Свой исполнительский и педагогический опыт композитор обобщил в уникальном труде «Методика игры на фортепиано», явившемся одним из лучших музыкальных пособий своего времени. Но и до сих пор, каждый ученик современной музыкальной школы знает; для того чтобы эффективно развивать технику игры на фортепиано, просто необходимо играть этюды Клементи. Как издатель, Клементи выпустил в свет сочинения многих своих современников. Впервые в Англии был издан целый ряд произведений Бетховена. Кроме того, он издал сочинения композиторов XVIII века (в собственной обработке). В 1823 году Клементи участвовал в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии. Муцио Клементи умер в Лондоне 10 марта 1832 году, оставив после себя большое состояние. Не меньше он оставил нам своей замечательной, талантливой музыки. http://schreider.ru/kompozitory/k/mutscio-klementi-clementi Ярким образцом этюдов, сочетающих элементы для совершенствования технических навыков с высокохудожественным музыкальным содержанием, являются этюды Муцио Клементи”Gradus ad Parnassum” (“Путь к Парнасу”) (1826) Этюд (от фр. ?tude – обучение) – небольшая инструментальная музыкальная композиция, обычно значительной сложности, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. Традиция написания этюдов появилась в начале 19 века, в связи с ростом популярности фортепиано как домашнего инструмента. Из огромного количества этюдов той эпохи некоторые до сих пор используются в качестве учебного материала, а некоторые работы ведущих композиторов заняли место в сегодняшнем концертном репертуаре. Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные “упражнения” и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров. Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи “Ступень к Парнасу” (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post330164153/произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов. Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.

Profile

iskusstvo_zvuka
Искусство звука

Latest Month

August 2021
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel
image

Оказывается, не только Бетховен, гений волевого прорыва, способен напитать жизненной силой так, что хватит всерьез и надолго. Но и композиторы, не наделенные настолько развитыми мускулами духа. Смотря в чьи руки попадает их наследие.

22.04.2022. Малый зал Московской государственной консерватории. М.Клементи. Соната фа минор, соч.13, № 6. Р.Шуман. «Лесные сцены». Ф.Шуберт. Соната № 19 до минор.

Юрий Фаворин, фортепиано.

image
Энергопоток Юрия Фаворина

Вот что значит – творческий музыкант! Ведь этот концерт я едва не пропустил. Глянул на анонс – Клементи, Шуберт. Так Фаворин же играл того и другого совсем недавно (многие его коллеги ныне не чураются закрепить уже исполненное и второй раз, и третий…). Ан нет: теперь – другой Клементи и другой Шуберт! Уже похоже на дилогию.

И звучит в этот раз совсем другая история.

…Одна бабушка после концерта призналась: «Пока ноги хоть как-то носят – буду приходить слушать Юру». О как! Что же это такое – пианизм Фаворина? На мой слух, он создает звуковое поле эмоционального напряжения – и потому движение этой эмоции, ее развитие и превращение становится вашим личным переживанием.

Соната Клементи, от и до, – сплошная рефлексия. В ней ни фрагмента успокоения или избавления. Кто сказал, что Шопен первым пустил по клавиатуре безудержную волну сокровенных эмоций? У Клементи уже крайне беспокойная волна. Правая рука пианиста почти непрерывно источает тревогу. Словно давление обстоятельств не отпускает условного персонажа в зону комфорта. И он, боясь заблудиться-потеряться, балансирует порой на грани отчаяния.

image
Муцио Клементи

Прислушиваешься закаленным слухом к партии левой руки – да разве ж это фатум? Так, тень, призрак настоящей опасности. Но вот же нависает нечто над персонажем. Солидный бурный поток обрушивается на него только в финальной части сонаты. Левая рука Фаворина перекидывается в вотчину лирического персонажа – и словно жалит.

Ну да, жалко замороченного… Фаворин обрывает музыку этак на полуфразе: агрессия схлынула, а что там от нашего неженки осталось – вопрос.  

Это присказка. Сказка впереди.

В предыдущем концерте миссию парадоксального интермеццо (связкой такое никак не назвать!) между полюсами на поле эмоционального напряжения Фаворин возложил на буреломные этюды Прокофьева и апокалиптический «Вальс» Равеля.

Почувствуйте разницу. Ибо теперь зазвучали «Лесные сцены» Шумана, редко привлекающие пианистов. Может, потому, что этот цикл свободен от громкозвучия, сколь эффектного, столь порой и тупикового у Шумана. Здесь – безмятежная благость, по большей части.

image

И – кое-что еще интересное, под чуткими-то фаворинскими руками. 

Только ли лесные зарисовки? Или – развернутая метафора? А то и спектральный анализ того, как, собственно, устроена эмоция людская?! Вслушаемся – и вдумаемся.

Вполне нежный романс в «Одиноких цветах». Хрустальный восторг «Прекрасного пейзажа». Здоровый экзистенциальный тонус «Постоялого двора». Задорная отвага «Охотничьей песни».

Нечто нервическое вкраплено в трех миниатюрах – «Охотник в засаде», «Проклятое место» и «Вещая птица». Азарт и страх – вот каковы здесь источники выкрутасов, на кои податлива наша эмоциональная сфера. И в страхе – главная опасность.  Фаворин изумительно – не подключая громкость, но заполняя «пугалками» клавиатуру – передает мистического свойства вздрагивания-всполохи. 

А дальше, опираясь на проведенный спектральный анализ, зазвучит Шуберт. И его 19-я у Фаворина окажется, по существу, весьма не похожей на 21-ю, исполненную в прошлый раз.

Начало такое, что неженка Клементи отдыхает. Густейший концентрат беды: все силы тьмы враз обрушиваются на беднягу. 

Все дальнейшее развитие сонаты есть борьба. С собой, с судьбой и с силами зла. И музыкант все повышает и повышает ее накал.

Герой отражает первую атаку тьмы, горя, судьбы. Но зло принимает соблазнительное обличье. Некий почти танцевальный круговорот манит героя, провоцирует, завлекает. И – отталкивает, выбрасывает в отчаяние. На тихом звуке Фаворин словно залечивает своему питомцу полученные раны. Вступает целительная хоральная тема – но очередная атака опять грозит  разбитыми чувствами.

Герой прислушивается к вечности – судьба бесцеремонно огрызается: «Не уйдешь!» и бьет. И тогда он словно включает свет в себе! Вот этот поиск и находку Фаворин дает необыкновенно тонко.

Натиск судьбы все неотвратимее. Вот же ее зловещие шаги! И вдруг с какого-то момента герой Шуберта ей симметрично отвечает!  Все больше накаляя обретенный свет, – внутри себя вроде как печатает встречный шаг. И тихое его поначалу «я» с каждым звуком обретает крепость.

И теперь он уже не дастся и не сдастся, даже застигнутый бурей в финальной части. Мелкий поначалу его шаг превратится в упругий. И на всякое действие найдет равное противодействие, вот!

А в середине заключительной части, окрепнув, герой уже противопоставит натиску бед и несчастий свой ритм и свой мир.

В приступе гнева: «Как посмел не подчиниться?», у Фаворина, кажется, вся клавиатура зайдется то ли дрожью, то ли судорогами. Да только храброму воину Шуберта – Фаворина уже никакой черт не страшен. Свет – отпугивает!

Яростную и прекрасную битву передал в звуках Юрий Фаворин. С этим впитанным опытом, и правда, можно по-настоящему жить.

Buy for 10 tokens Community Info Current price10 LJ Tokens Social capital Community readers Duration24 hours Minimal stake10 LJT Rules View all available promo … Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий