Людвиг Фейербах – краткая биография – Русская историческая библиотека

немецкий философ-материалист и атеист 28 июля 1804 218 лет назад  —  13 сентября 1872 150 лет назад

Людвиг Андреас фон Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах

Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach) родился 28 июля 1804 года в Ландсхут, Бавария. Окончив местную гимназию, он поступил в 1823 году на теологический факультет Гейдельбергского университета. После университета переехал в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались его философские воззрения.

По окончании Берлинского университета Фейербах в 1828 году защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» и в том же году начал читать курс лекций «гегелевской философии» в Эрлангенском университете.

Через год после начала преподавательской деятельности Фейербаха, в 1830 году, в Нюрнберге вышла анонимная книжка под названием «Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм». Надо сказать, что главным делом жизни Фейербаха была непримиримая борьба против религии. Он рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга.

Фейербах не мог не понимать, что бросает вызов церковникам, теологам, правоверным властям. Недаром он издал книгу анонимно. Однако их негодование превзошло все ожидания. Книга вскоре была конфискована, тайна анонима раскрыта, а ее автор изгнан из университета и лишен права преподавания.

Лишившись преподавательской работы, Фейербах напряженно продолжал изучать историю новой философии. В результате в 1833 году выходит первый, а еще через 5 лет второй и третий тома его «Истории новой философии».

Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии.

Умер Людвиг Андреас фон Фейербах 13 сентября 1872 года в Рехенберге, близ Нюрнберга.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Краткая биография Людвига А. фон Фейербаха (28 июля 1804 – 13 сентября 1872).

Высказывания и афоризмы Людвига А. фон Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах – известный немецкий философ-материалист, борец с религией – был уроженцем Баварии, города Ландсхута, где в семье криминалиста появился на свет 28 июля 1804 г. В 1823 г. стал студентом теологического факультета Гейдельбергского университета, однако догматическая ортодоксия его не устроила, и он уехал учиться в Берлин. Там ему довелось услышать лекции по философии самого Гегеля.

Берлинский университет Фейербах окончил в 1828 г. После защиты в Эрлангенском университете диссертации получил звание приват-доцента и сам читал лекции по гегелевской философии, преподавал историю новой философии. Уже в это время прослеживается его несогласие с Гегелем: Фейербах считал, что религия и христианство как ее составная часть не являются истинными и не имеют ничего общего с разумом.

В 1830 г. увидела свет работа «Мысли о смерти и бессмертии», автор которой критиковал тезис о бессмертии человеческой души. Хотя работа вышла анонимно, ее автора быстро установили. После этого весь выпущенный тираж был предан огню, а Фейербаху запретили преподавать всю оставшуюся жизнь. Друзья пытались ему помочь остаться на кафедре, но у них ничего не получилось.

Прекратив заниматься преподаванием, Фейербах продолжил научные изыскания. Так, в 1833 г. увидела свет «История новой философии от Бэкона до Спинозы», которая стала первым крупным сочинением Фейербаха. В целом придерживаясь гегельянских позиций, автор, тем не менее, больше внимания уделяет философам-атеистам и материалистам, говорит об их значимом вкладе в науку.

Женившись в 1836 г. на совладелице небольшого фарфорового завода, Фейербах на четверть века обосновывается в деревне Брукберг, продолжая заниматься наукой. Революция 1848 г. была воспринята им с большим энтузиазмом, однако в целом Фейербах всегда оставался равнодушным к политической жизни. В этом году он был депутатом франкфуртского Национального собрания, но даже это не сделало его более активным. Однако в последние годы жизни экономические и социальные проблемы представляли для него большой интерес, а в 1872 г. он даже стал членом социал-демократической партии.

В отличие от Гегеля, Фейербах видел в философии и религии антагонистов. Существование религиозного мировоззрения, его популярность философ объяснял не только основанным на невежестве людей обманом, но и бессилием, зависимостью человека от природных сил и стихий. Вред религиозного культа, как считал Фейербах, состоит в том, что он тормозит устремление людей к лучшей жизни здесь и сейчас, они не хотят менять этот мир, ожидая вознаграждения в мире несуществующем.

От неприятия религии Фейербах перешел к критике философского идеализма, после чего примкнул к стану материалистов. Главным недостатком идеализма и его вершины, гегелевской философии, он считал знак равенства между бытием и мышлением. Значимость фейербаховской философии состоит в том, что она стала отправным пунктом для марксистской философии; идеологи немецкой социал-демократии, в частности, Маркс, Энгельс, признавали влияние, которое оказал на них Фейербах.

Последний этап биографии философа был связан с местечком Рехенберг неподалеку от Нюрнберга: сюда семья Фейербаха перебралась после банкротства фабрики в 1859 г. Конец жизни Людвиг Андреас провел в серьезных лишениях. Скончался он 13 сентября 1872 г.

Людвиг А. фон Фейербах – афоризмы и цитаты

Топ 10 авторов

Больше популярных авторов

Топ 10 тем

Время 592
Любовь к себе 31
Война 309
Россия 324
Любовь 3807
Мотивирующие цитаты 880
Красота 467
Вера 508
Юмор 646
Мужчина и Женщина 340

Больше популярных тем

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 г. в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста. Первоначальное образование. Фейербах получил в местной гимназии. В 1823 г. он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук. Об этом этапе своего духовного развития он впоследствии писал: “Уже в Берлине я, собственно, простился со спекулятивной философией. Мои слова, с которыми я расстался с Гегелем, гласили приблизительно так: два года я вас слушал, два года посвятил себя всецело изучению вашей философии: и вот теперь я испытываю потребность обратиться к другим наукам, составляющим прямую противоположность спекулятивной философии: к естествознанию”. Тем не менее, при окончании университета Фейербах был еще идеалистом. Это видно из его посвященной Гегелю диссертации «Об едином, универсальном и бесконечном разуме» (1828 г.). С 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике. Хотя и в этих лекциях Фейербах продолжает оставаться последователем Гегеля, но в то же время он пытается изложить логику «не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии». Для Гегеля логические категории имели самостоятельное бытие, стоящее над природой и историей. Фейербах же рассматривал логику лишь как теорию познания, основанную на истории познания.

В 1830 г. анонимно выходит сочинение Фейербаха “Мысли о смерти и бессмертии”. Однако вскоре стало известно, кто является автором этого смелого для того времени произведения. Оно сейчас же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание этой работы Фейербаха шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертей. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни.

“Мысли о смерти и бессмертии” завершили карьеру их автора на поприще официальной академической философии. Фейербах был уволен из университета. Все его попытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал своих философских занятии. В 1833 г. он опубликовал книгу «История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии «О Лейбнице» (1837 г.), «О Пьере Бейле» (1838 г.). В этих сочинениях Фейербах прослеживал путь постепенного освобождения философии от влияния теологии.

Примирение науки и религии он считал позорным пятном истории новой философии, лицемерием, которое необходимо решительно преодолеть.

Убедившись в полной невозможности проявить себя на официальном академическом поприще (охранители казенной науки никак не допускали его к студенческой среде), Фейербах в 1837 г. переселился в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил почти безвыездно 25 лет. Лишь обособившись в деревне, он мог сохранить независимость не только в глубине своей души, но и внешне, освободиться от духоты, мелких интриг и сплетен городской жизни. “Кто верит в то, во что верят другие, кто учит и мыслит, чему учат и что мыслят другие… у того нет потребности в уединении: но она есть у того, кто идет своей дорогой или кто порвал со всем миром”. Так оправдывал философ свое столь длительное уединение.

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. «Темой всех моих позднейших сочинении, – говорит Фейербах, – является человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее». В произведении “К критике философии Гегеля” Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знаменитая книга Фейербаха “Сущность христианства” (1841 г.) была уже настоящим триумфом материалистической философии. Переведенная на многие европейские языки, эта работа Фейербаха сыграла исключительно большую роль в развитии передового общественного сознания. Фейербах здесь решительно провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Имя Фейербаха стало символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведении: ”Основные положения философии будущего” (1843 г.), «Сущность религии» (1845 г.) и др. В этих сочинениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848 г. уже не оказывали такого глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. Так, например, вышедшая в 1857 г. «Теогония» не оставила почти никакого следа.

Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фарфоровую фабрику в Брукберге, принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей переселился в Рахонберг, недалеко от Нюрнберга. В это время он усиленно занимался социалистической литературой, изучал «Капитал» К. Маркса и в 1870 г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии. Умер Фейербах 13 сентября 1872 г. и похоронен в Нюрнберге.

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Людвиг Фейербах

(1804 г. – 1872 г.)

Немецкий философ. Основные сочинения: «Основные положения философии будущего»; «К критике философии Гегеля»; «Сущность христианства»; «Предварительные тезисы к реформе философии».

image

По воле истории и судьбы Людвиг Фейербах оказался последним представителем немецкой классической философии и в то же время решительным реформатором идей своих предшественников. Начинал он как философ-идеалист, приверженец и ученик Гегеля, но в итоге пришел к материализму и атеизму, правда, своеобразно им понятому и истолкованному. Маркс всемерно восхищался последним классиком немецкой философии, некоторые современники иначе оценивали направленность его мысли. К примеру, философ Виндельбанд считал Фейербаха не столько материалистом, сколько «заблудшим сыном немецкого идеализма». А Гейне обобщал: «Германия искони проявляла нерасположенность к материализму».

Разумеется, противоречивость оценок творчества Фейербаха нисколько не умаляет его достижений и вклада в немецкую классическую философию.

Людвиг Андреас Фейербах родился в г. Ландсгуте (Бавария) 28 мая 1804 г. в семье видного юриста Ансельма Фейербаха; он всегда чтил память отца и увековечил его имя посмертным изданием его писем и неопубликованных рукописей. Братья Людвига избрали различные сферы деятельности: один стал математиком, другой, как и отец, юристом, третий – известным археологом и искусствоведом. И тем не менее, судьбы их оказались весьма схожими. Как впоследствии писала жена одного из братьев Генриетта: «Удивительное явление представляла эта семья, такая необыкновенно одаренная, и все-все несчастливы… Во всяком случае, к Людвигу такое определение подошло вполне».

Окончив Ландсгутскую гимназию в 1822 г., Людвиг решил изучать богословие, для чего поступил в Гейдельбергский университет. На первом курсе он с огромным интересом прослушал лекции профессора Карла Дауба, чье изложение философии было явно навеяно учением Гегеля. Увлекшись гегельянством, Людвиг решил, что лучше всего продолжить обучение у самого Гегеля, который в те годы, находясь на вершине славы, преподавал в Берлине. В 1824 г. Фейербах переехал в столицу Пруссии и сразу же очутился в непривычной обстановке. Он писал отцу: «Студенческие пакости, дуэли, пикники здесь абсолютно немыслимы». Действительно, отношение берлинских студентов к учебе, стремление к совершенствованию знаний резко контрастировали с вольной атмосферой Гейдельберга. Но более всего Людвига восхищали лекции Гегеля. За два года он прослушал все курсы своего кумира, среди которых были логика, метафизика и философия религии. Поражали студента ясность изложения, точность оценок и доступность многих положений, которые в книгах великого философа выглядели гораздо менее понятными. Кроме того, Гегель учил слушателей мыслить самостоятельно, развивая у них способность к теоретическим построениям.

Окончив университет в декабре 1828 г. и защитив диссертацию на тему «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», Фейербах в качестве доцента философии приступил к чтению лекций в Эрлангенском университете. К этому времени он попытался определить свои взгляды на гегельянство. Фейербах писал: «Я бесконечно рад гегелевским лекциям, из чего, однако, еще совсем не следует, что я решил сделаться гегельянцем… Гегеля можно слушать, притом с усердием, вниманием и сосредоточенностью… не становясь приверженцем его школы».

Преподавательская деятельность Фейербаха длилась три года. Он читал лекции по логике и метафизике, придерживаясь в основном гегелевских воззрений, однако постоянно подчеркивал, что не рассматривает философию своего учителя как истину в последней инстанции, поскольку существует немало других возможностей для дальнейшего развития философской мысли.

Карьера молодого ученого прервалась неожиданно. В начале 1830-х годов в Нюрнберге вышло анонимное сочинение под названием «Мысли о смерти и бессмертии», в котором содержались острые выпады против церковного богословия. Автор, опровергая одну из основных догм христианства – веру в бессмертие и существование загробной жизни, делал вывод, что такая вера обесценивает земную жизнь, делает бессмысленными все человеческие заботы и устремления.

Реакция на книгу со стороны церковников была негодующей. Тайна авторства вскоре раскрылась, и сочинение подверглось конфискации. После такого поворота событий путь к профессуре для Фейербаха был закрыт. Его, как человека с репутацией безбожника и критика христианских догм, лишили права преподавания не только в Эрлангенском университете, но и в других учебных заведениях Германии. Впрочем, Фейербах ни разу не пожалел о своем поступке. Уже на склоне лет он писал одному из своих учеников: «Я и теперь не жалею о том шаге, который предопределил мой жизненный путь, хотя этот шаг отнюдь не способствовал блестящей карьере».

Жизненная драма усугубилась еще и смертью отца в 1833 г., после чего перед Фейербахом встала нелегкая проблема выбора жизненного пути. Оставался один выход – писательство, которое хотя и сулило неясные перспективы, но зато обеспечивало полную свободу творчества. Размышления по поводу своего призвания Фейербах изложил в 1834 г. в небольшом сочинении «Абеляр и Элоиза, или Писатель и человек», в котором писал о единстве писателя и личности, ее слиянии с собственным творчеством. Результатом напряженного и интенсивного труда в эти годы стали второй и третий тома «Истории новой философии», увидевшие свет в 1837–1838 гг. (первый том был издан в 1833 г.).

Произошли изменения и в личной жизни Фейербаха. Он женился на Берте Лев, ставшей ему преданным другом и верной спутницей жизни, которая делила с мужем все радости и трудности. После женитьбы 33-летний Фейербах поселился в поместье жены во франконской деревушке Брукберг, где находилась небольшая фарфоровая фабрика, совладелицей которой была Берта. Фабрика давала хотя и скромный, но все же стабильный доход, позволявший Фейербаху полностью отдаться творчеству. В Брукберге философ прожил почти 25 лет, посвятив себя созданию учения, которое он называл «новой» реалистической философией.

Об образе жизни философа в те годы Генриетта Фейербах писала: «Этот Людвиг годами сидит в своем гнезде, удалившись от Бога и всего света, так как жизнь там очень дешевая, а на фабрике у него бесплатная квартира. Он никуда не выезжает, никаких развлечений…»

В Брукберге Фейербах чувствовал себя счастливым, ибо никто не мешал ему заниматься любимым делом. Рабочий день философа начинался с раннего утра и заканчивался в 8 часов вечера. Он ничего не делал наспех, тщательно изучал первоисточники, делая бесчисленные выписки. Литературная работа была для него не только трудом, требующим знаний и воли, но и творческим порывом, озаряемым художническим вдохновением. Говоря о своей манере писать, Фейербах замечал, что авторы бывают двух видов: одни создают свои работы сразу, как Бог свои творения; другие, к которым он сам принадлежит, свои духовные детища рождают в муках и долгих трудах, потому «мысли созревают, как растения в поле или дети во чреве матери». При этом он и читателя рассматривал как соучастника творчества, утверждая, что остроумная манера писать состоит в том, что предполагает ум также и у читателя.

Начав с пересмотра своих прежних взглядов, «франконский отшельник» пришел к переоценке всех ценностей философской мысли, и, в первую очередь, учения Гегеля. Результатом этого стала большая статья «К критике философии Гегеля». Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». В человеке он видел высший продукт природы, неразрывно связанный с ней. Природа – основа духа; она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая, вместе с тем, качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду любовь нравственную. Не вникая в тонкости теории познания, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». По Фейербаху, религия не есть продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не увидеть благоговейного отношения человека к человеку, и, в первую очередь, к идеальному, возвышенному чувству взаимной любви.

А идеализм, с точки зрения Фейербаха, есть не что иное, как рационализированная религия; поэтому философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Следовательно, первейшая задача философии – критика религии, разоблачение тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, как считал мыслитель, из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Так возникла иллюзия: подлинный творец Бога – человек – рассматривается как творение Бога, но ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы. По Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. В центре внимания философа – не отвлеченное понятие материи, как, например, у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство души и тела.

Критикуя идеалистическую трактовку познания, Фейербах апеллировал к чувственному созерцанию, полагая, что ощущение составляет единственный источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, – обладает подлинной реальностью. Только с помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергал и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что по-новому интерпретируется само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для человека – это другой человек. Любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым, к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по Фейербаху, должна занять место иллюзорной связи с Богом. Природа, реальность дают лишь материал для идеи Бога, но форма, преобразующая этот материал в божественную сущность, порождается фантазией. Потому фантазия есть источник и теоретическая причина религии.

Свою философию Фейербах именовал философией будущего. Одну из работ он так и озаглавил: «Основные положения философии будущего».

Революционные события 1848–1849 гг. на некоторое время прервали отшельничество Фейербаха. Он с огромным успехом прочитал перед многочисленной аудиторией в Гейдельбергской ратуше трехмесячный курс публичных лекций «Чтения о религии». В 1849 г. философ принял участие в демократическом конгрессе во Франкфурте. Затем наступили годы реакции, и Фейербах снова вернулся к кабинетной работе, но это была уже полоса упадка творческой энергии. Потеряв интерес к дальнейшему развитию своего учения, он почти всецело отдался популяризации и снабжению обильным фактическим материалом философии религии.

Последние годы Фейербаха были омрачены невзгодами и лишениями. В 1859 г. его зять обанкротился, и фабрику пришлось продать на аукционе буквально за гроши. Семья лишилась основных средств к существованию и вынуждена была переселиться в городок Рехенберг невдалеке от Нюрнберга. «Меня выгнали из храма моих муз, – с горечью писал философ, – моя разлука с Брукбергом подобна разлуке души с телом».

Немногочисленные друзья, зная о тяжелом положении Фейербаха, хлопотали перед Шиллеровским фондом в Веймаре о назначении ему хотя бы минимальной пенсии. После долгих дебатов фонд все-таки предоставил денежное содержание в 300 талеров, которые позволили Фейербаху с женой и дочерью хоть как-то существовать. Правда, имя почти забытого на родине философа стало известным за границей, где появились переводы его главных сочинений. В Австрии почитатели творчества Фейербаха организовали сбор денег для него; в Лондоне такую же подписку провел комитет Карла Бинда.

Последний объемный труд Фейербаха под заглавием «Теогония» вышел в 1857 г. В 1860-е годы творческая деятельность мыслителя ограничивалась лишь отрывочными набросками по вопросам этики и частной перепиской с небольшой группой давних друзей и почитателей. После нескольких апоплексических ударов Людвиг Фейербах скончался 13 сентября 1872 г.

Похороны были более чем скромными: прах великого мыслителя сопровождала лишь немногочисленная процессия нюрнбергских рабочих. Только через 60 лет немецкая общественность вспомнила о своем выдающемся соотечественнике. На могиле Фейербаха был воздвигнут памятник с двумя эпитафиями: «Человек создал Бога по своему образу и подобию» и «Твори добро из любви к человеку».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Биографические сведения. Людвиг Андреас Фейербах (1804– 1872) – немецкий философ. Родился в Баварии в семье известного юриста. Окончив гимназию, поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, затем переехал в Берлин, где слушал лекции Гегеля, оказавшие на него большое влияние. После окончания Берлинского университета в 1828 г. защитил в Эрлангенском университете диссертацию, написанную в духе гегельянства; затем преподавал в Эрлангенском университете. В 1830 г. анонимно опубликовал книгу “Мысли о смерти и бессмертии”, где отрицал идею бессмертия индивидуальной человеческой души, допуская только бессмертие человеческого рода. Книга была конфискована, и, после того как стало известно, кто ее автор, Фейербаха лишили права преподавания. После женитьбы в 1836 г. Фейербах практически безвыездно жил в деревне, где находилась небольшая фарфоровая фабрика, частично принадлежавшая его жене. В 1859 г. фабрика обанкротилась, и последние годы жизни Фейербах провел в большой нужде.

Основные труды. “К критике философии Гегеля” (1839), “Сущность христианства” (1841), “Основные положения философии будущего” (1843).

Философские воззрения. Основные периоды развития. В своей философской эволюции Фейербах прошел путь от объективного идеализма (гегельянства) к материализму (механистического толка).

Критика религии и объективного идеализма. Важнейшее место в философии Фейербаха занимает анализ и критика религии. Он отмечал, что религия играет важную роль в человеческой истории и ее нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхождении и сущности. Фейербаха показал, что возникновение религии связано не только и не столько с невежеством людей (на чем делали акцент просветители), но и с самой “природой человека” и условиями его жизни. Бессилие человека по отношению к неподвластным его воле природным стихиям приводит к тому, что человек ищет утешение в создаваемых им самим фантазиях. Так рождаются образы богов, соответствующие мыслям и намерениям человека. Тайна религии, с точки зрения Фейербаха, заключается в том, что человек “объективирует свою сущность”, и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т.е. в Бога. Тем самым в религии “человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное ему. Бог есть не то, что человек, а человек не то, что Бог: Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности”[1]. Религия ложна в том смысле, что свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую – божественную. Но религия истинна в том смысле, что, обращаясь к Богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: “человек человеку Бог” (homo homini deus est).

Придя к выводу о родстве религии и философского идеализма, Фейербах выступил с критикой последнего в самой совершенной и последовательной форме, которой в это время являлась философия Гегеля. Отрицая тождество бытия и мышления, Фейербах нанес главный удар по фундаментальному и исходному тезису гегелевской философии. Отказываясь от гегелевской философии в целом, он отказался и от гегелевской диалектики.

Антропологический материализм. Фейербах – материалист, с его точки зрения, философия должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне природы[2]. В центре внимания Фейербаха находится человек. Поэтому его учение получило название антропологический материализм. Человек рассматривается как психофизиологическое существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Причем в различные исторические эпохи и в различных культурах эта сущность остается одной и той же.

Этические и социально-политические воззрения. Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне человечества и вообще существовать вне человечества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества.

Судьба учения. Идеи Фейербаха способствовали развитию материализма и атеизма. Особенно значительно было его влияние па классический марксизм и на целую плеяду русских философов – как марксистов, так и не марксистов (схема 144).

Схема 144. Фейербах: истоки и влияние

  • [1] Цит. по: Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969–1972. Т. 3. С. 445-446.
  • [2] Тем самым Фейербах выступает против кантовского понимания пространства и времени как априорных форм познания, но так же и против ньютоновского абсолютного пространства и времени.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий