Любовь и разлука Исаака Шварца. Почему гениальный композитор жил в деревне

В статье поговорим об Исааке Шварце. Это довольно популярный российский и советский композитор. Мы рассмотрим творческий и карьерный путь этого человека, а также поговорим о его биографии. Уверяем, вас эта история не оставит равнодушными. Пройдите с композитором его путь, прочувствуйте его жизнь и окунитесь в мир прекрасной музыки!

Детские годы

Биографию Исаака Шварца начнем рассматривать с того, что он появился на свет в мае 1923 года в Сумской области Украины. Родился в семье евреев. У него уже были две старшие сестры, Мария и София. Девочкам с детства прививали интерес к музыке и чтению, поэтому Исаак быстро его перенял.

Дед со стороны отца имел духовный сан. В начале прошлого века он из Прибалтики перебрался в Полтавскую губернию. Оттуда в 1930 году семейство приехало в Ленинград, где проживало в самом сердце города, в 80 км от Невского проспекта.

Отметим, что Исаака Шварца в семье не считали особо талантливым по сравнению с дочерьми. Мальчик занимался в Доме художественного воспитания и изучал игру на рояле. Немного позже он брал индивидуальные уроки у пианиста и педагога Леонида Николаева.

Когда мальчику было 12 лет, он одержал победу на конкурсе юных талантов, который проходил в Ленинградской филармонии. Как говорил сам композитор, базового музыкального образования в детские годы он так и не получил. А уже через год молодой парень снимался в кино под названием «Концерт Бетховена».

Темный период

Плохой период в семье наступил после того, как было совершено убийство Кирова. Это событие вызвало череду репрессий в городе.

Для начала отметим, что Исаак очень любил своего отца. Иосиф Шварц был филологом и профессором в Ленинградском университете. Также у него был красивый сильный баритон, но он не стал реализовывать его в музыке. Так вот, зимой 1936 года Иосифа арестовали. На старости лет Исаак вспоминал, что от потрясения и горя он несколько месяцев плакал каждую ночь. А вскоре Иосифа осудили и сослали в лагерь. В итоге в 1938 году его расстреляли в Магадане.

image

Всю свою жизнь Исаак помнил о последней встрече с отцом, которая произошла в ленинградской тюрьме. Семья, которая осталась без своего кормильца и всего имущества, была выслана в Киргизию. Мать мальчика, Рахиль Бергер, имела диплом Киевского коммерческого института. Изначально она преподавала математику и русский язык, но в столице Киргизии ей пришлось работать на швейной фабрике.

Уже в 14 лет Исаак давал первые уроки игры на фортепиано. Он обучал отпрысков чиновников. В это же время его старшая сестра София была студенткой консерватории и талантливой пианисткой. Именно она познакомила брата с великолепными творениями Моцарта, Чайковского, Бетховена и т. д.

Свой путь

В 1938 году Исаак Шварц, фото которого мы видим в статье, начинает обучаться у Владимира Фере. После этого он работает тапером в летнем кинотеатре. Там на него обращает внимание Иван Коваль-Самборский, который пророчит ему великое будущее. Впоследствии критики еще не раз упомянут юношескую работу Исаака в качестве тапера и скажут, что именно она позволила ему прочувствовать кинематограф.

image

Перед началом войны герой нашей статьи работал концертмейстером в Государственном театре Киргизии.

Период войны

Когда началась война, Исаак уже руководил хором и оркестром. Попав на фронт, стал сапером. В 1942 году его контузило под Харьковом. Около года он восстанавливался в госпитале. После выздоровления, в 1943 году, он женился на Соне Полонской, которая тоже была пианисткой. На самом деле, он знал ее с детства, поэтому они были очень близки. Вскоре у пары родилась дочь Галина.

Профессиональный рост

В 1945 году композитор Исаак Шварц возвращается в Ленинград и поступает в Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Там он обучался в классе Бориса Арапова и Шостаковича. Уже в то время музыка Исаака Шварца имела определенный уровень, что отмечали его преподаватели. Во время обучения он писал романсы на стихотворения Фета, Пушкина, Гейне и т. д. Известно, что именно эти романсы в будущем исполняли талантливые певцы, такие как Надежда Вельтер и Сергей Шапошников. Также известно, что во время обучения в обсерватории Шварц брал уроки у Ореста Евлахова. Именно под его руководством он написал «Думу о Родине».

Заработки

В 1946 году Исаак учится играть на аккордеоне и регулярно на каникулы уезжает на заработки. Он отправляется в поселок Сиверский, работает в детских лагерях, на дискотеках, в домах отдыха. Параллельно с этим обучает детей.

Свое первое серьезное произведение мужчина пишет в 1954 году. Он сочиняет симфонию “Фа-минор”, которая рассказывает о молодом человеке и его пути. Именно она позволила ему получить свой первый крупный успех. Премьера состоялась осенью того же года, а затем симфония еще много раз звучала в Ленинградской филармонии.

Написание музыки к спектаклям и балетам

Спустя 2 года после своего дебюта композитор пишет музыку к спектаклю «Идиот». После этого он работает над спектаклями «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место» и т. д. Позже Исаак отмечает, что сотрудничество с театральными режиссерами оказало положительное влияние на его профессиональный рост. Всего он написал музыкальное сопровождение к 35 постановкам.

Работа в кино

Как вы уже поняли, никогда не прекращал своего профессионального и творческого развития Исаак Шварц. Музыка к кинофильмам далось ему довольно легко, поэтому он быстро добился успеха в этой сфере.

В 1958 году ему предложили написать музыку к фильму «Неоплаченный долг». После этого последовало еще несколько предложений, которые он с радостью принял. Исаак сотрудничал с абсолютно разными непохожими кинорежиссерами, у каждого из которых был свой стиль и своя манера.

Мелодии Исаака Шварца были очень востребованы и популярны. Режиссеры отмечали, что он умеет подобрать музыку к абсолютно любому, даже самому необычному и странному сценарию. Мужчина написал музыкальное сопровождение более чем к 125 кинолентам, среди которых есть шедевры не только русского, но и мирового кино. Самому Шварцу более всего нравилось писать музыку к романтическим мелодрамам.

Семья

Естественно, для Исаака Шварца музыка была почти всем, но тем не менее он стремился к семейной жизни. Так, он был женат дважды. Как мы говорили выше, его первая супруга – Соня Полонская. Пара была вместе с 1943 по 1960 год.

В 1979-м мужчина женился на Антонине Нагорной, которая была по образованию экономистом. Ему было 56 лет, а ей всего 20, но они счастливо жили до самой его кончины. В 2011 году она стала директором Мемориального музея Исаака Шварца.

Сотрудничество с Булатом Окуджавой

Шварца и Окуджаву сближали не только общие творческие интересы, но и судьба. Они были почти ровесниками, и их отцов считали врагами народа. Оба жили далеко от родных краев, воевали, были ранены на фронте. Сотрудничество этих мастеров был очень плодотворным. В итоге получилось создать 32 песни и романса.

«Любовь и разлука» Исаака Шварца – романс, который он сам очень ценил и любил. Он был написан в результате совместной работы с Булатом Окуджавой. Среди любимых и значительных работ этого периода следует отметить такие: «Эта женщина в окне», песни из ленты «Соломенная шляпка», песня Верещагина из кинофильма «Белое солнце пустыни».

Исаак Шварц: «Белые ночи»

«Мелодии белой ночи» – это художественный фильм, который был снят Сергеем Соловьевым в 1976 году. Его премьера состоялась осенью 1977-го. Музыку написал Исаак Шварц. В итоге эта работа была очень высоко оценена. Критики говорили, что фильм сопровождается поистине божественной музыкой. Считается, что это одна из лучших работа композитора.

После этого триумфа он продолжал сотрудничать с Сергеем Соловьевым. Так, герой нашей статьи писал музыку ко многим его лентам, а именно к фильмам «Предложение», «Станционный смотритель», «100 дней после детства», «Дядя Ваня», «Избранные», «Наследница по прямой».

Песни и романсы Исаака Шварца пользовались большой популярностью на протяжении всей его карьеры. Его успех не был волнообразным, он всегда оставался стабильным. В 1976 году советско-японский фильм «Дерсу Узала» получил «Оскар». Музыку к нему писал Шварц. Режиссер фильма Акира Куросава приезжал в Советский Союз для того, чтобы поработать с разными советскими композиторами, и в итоге его выбор пал именно на Шварца. Он невероятно восхитился его элегией из кинофильма «Станционный смотритель».

Уверенный курс вперед

В 1988 году композитор написал музыку к фильму «Приговоренные». Это была трагическая картина, которая перекликались с личным горем мужчины, а именно со смертью его отца. В 1990 году был снят документальный фильм «Будь ты проклята, Колыма!». Композитор принимал участие в написании музыки к этому фильму и поразил всех своей невероятной импровизацией.

Исаак трижды получал кинопремию «Ника». Первый раз это случилось в 1993 году за музыку к кинолентам «Лунапарк» и «Белый король, Красная королева». Второй раз его наградили в 2001 году за романс к мелодраме «Послушай, не идет ли дождь». Наконец, в третий раз мужчина был награжден в 2002 году за музыку к кинофильму «Дикарка».

Шварц говорил, что не любит телесериалы и не смотрит их. Тем не менее по иронии судьбы сложилось так, что свои последние работы он связал именно с сериалами. Так, он написал музыку к 12-серийному сериалу «Шахматист» и саге из 4 серий «Дом на набережной».

В преклонном возрасте он говорил, что может выделить 2 самых любимых работы – «Станционный смотритель» и «Звезда пленительного счастья».

Желтые звезды

Последним серьезным произведением композитора является концерт для оркестра «Желтые звезды» в 7 частях. Идея такой масштабной работы пришла к нему после прочтения «Записок узницы каунасского гетто», которые невероятно поразили мужчину. Исаака впечатлил момент, когда накануне казни многих людей праздновался очень веселый еврейские праздник. Критики назвали «Желтые звезды» гимном мудрости, чувства собственного достоинства и мужества. В Москве премьера состоялась осенью 2000 года.

Сиверский отшельник

С 1964 года мужчина жил в дачном районе в поселке Сиверский. Там он провел около 45 лет. Песни Исаака Шварца, написанные здесь, до сих пор волнуют и будоражат людей, которые их слушают. Именно здесь, в 70 км от Питера, он встречался с Владимиром Высоцким, Акирой Курасавой, Иннокентием Смоктуновским, Сергеем Соловьевым, Андреем Мироновым, Иосифом Бродским, Олегом Басилашвили и Булатом Окуджавой. Мы перечислили далеко не всех, ведь у «Сиверского отшельника», как его тогда называли, побывали многие известные деятели культуры. Интересно, что со всеми ними он поддерживал действительно дружеские отношения. Так, в 1964 году он подключил свои связи, чтобы помочь Бродскому вернуться в Ленфильм.

Интересно, что сам Исаак Шварц считал непревзойденным творчество таких композиторов, как Родион Щедрин, Микаэл Таривердиев, Геннадий Гладков. Несмотря на то что Шварц жил в поселке возле Питера, в самом городе у него была квартира. Однако в ней он появлялся очень редко. Творческие посиделки и вечера он любил проводить в библиотеке имени Майкова.

Помимо недолгих путешествий в Северную столицу Шварц также ездил к своим близким родственникам в Одессу, Киев, Москву. Там он не только работал, но и отдыхал, лечился. Так, известно, что он бывал в Доме ветеранов кино, который находился возле дачи Сталина в Кунцево.

Смерть

Исаак Шварц покинул этот мир 27 декабря 2009 года. Он умер во сне вечером. Похороны состоялись уже через 3 дня. Мужчина похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Согласно его воле, похороны проходили по еврейским обычаям.

Характер и привычки

Люди, которые работали с этим композитором, говорили о том, что он отличался вежливостью и терпеливостью. Он внимательно относился к различным возражениям, но при этом в принципиальных вопросах всегда был настойчив. Прежде чем начать работу, пытался уточнить все спорные моменты и нюансы. Только после этого он уединялся и начинал творить.

Любил дирижировать самому себе и петь вместе с оркестром. В плохие периоды жизни он отстранялся от людей не отвечал на звонки. Очень мало спал и постоянно курил, как вспоминают его товарищи.

Его друзья говорили о том, что когда Исаак воодушевленно о чем-то рассказывал, его нельзя было ни в коем случае перебивать. Также близкие люди отмечали, что он был очень общительным, высоко ценил дружбу и обладал невероятной мужской привлекательностью. Он славился пристрастием к женщинам, но при этом был абсолютно не высокомерен.

Сам себя считал последователем романтических традиций и принципиально подчеркивал, что никогда не работал в экспериментальных стилях и в стиле музыкального модернизма. Когда он писал музыку для кино, то всегда предпочитал оркестр, если бюджет это предусматривал. Не очень любил работать с синтезаторами.

К различным статьям и оценкам своего творчества относился довольно спокойно. Не считал себя суперзвездой и относился к признанию с легкой насмешкой. Подводя итог, отметим, что Исаак Шварц был необыкновенной личностью. Он умел очень тонко чувствовать музыку и жизнь. Это был очень интеллектуальный и духовный человек, одаренный огромным талантом.

13.05.2016 14:44 Примерное время чтения: 8 минут 7028 Сюжет Спецпроект «КиноПитер» Исаак Шварц: «Могу сказать с чистой совестью, что я никогда не халтурил в кино». / Елена Данилевич / АиФ Статья по теме От «Тальяночки» до «Подмосковных вечеров». Пять шлягеров Соловьева-Седого

Родился Исаак Шварц в 1923 г. на Украине. В Ленинград семья переехала в 1930-м и жила в центре, рядом с Невским проспектом. То, что мальчик талантлив было ясно с самого начала. Уже в 12 лет он победил на конкурсе юных дарований в Ленинградской филармонии. А весной 1936-го 13-летний Исаак снялся в фильме «Концерт Бетховена». Однако затем наступила чёрная полоса. В 1936-м был арестован и через два года расстрелян его отец – профессор-арабист Ленинградского университета. Всю семью выслали из Ленинграда в Киргизию.

Любил «слушать тишину»

Казалось, отчаянью нет предела, клеймо «сын врага народа» должно было закрыто всё двери, но нет. Мать устроилась на швейную фабрику, а 14-летний Исаак стал давать уроки игры на фортепьяно для детей местных чиновников. Работал тапёром в кинотеатрах, подрабатывал концертмейстером. Войну он встретил руководителем хора Краснознамённого ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. Казалось, можно было продолжать там службу, но юноша идёт на фронт. Был сапёром и в 1942-м получил тяжёлую контузию. В Ленинград 22-летний Шварц вернулся только в 1945-м. И здесь удача – он знакомится с Дмитрием Шостаковичем, с которым они сразу нашли общий язык. Признанный классик не просто оценил талант молодого автора, но и помог юноше поступить в консерваторию и даже оплачивал учёбу одарённого, но бедного студента.

Исаак Шварц работал тапёром в кинотеатрах, подрабатывал концертмейстером. Фото: АиФ/ Елена Данилевич

В 1946-м Шварц помимо фортепьяно освоил и аккордеон. Зная об этом, в консерватории его попросили летом поработать массовиком-затейником в одном из пионерских лагерей. Так в 1946-м он впервые приехал в посёлок Сиверский в 70 км от Петербурга. Впоследствии это сыграло решающую роль в его жизни и творчестве. Сиверская так очаровала великого мелодиста, что в 1964-м он построил здесь простой без особого комфорта и архитектурных излишеств домик, и навсегда поселился в этом месте. Называл себя «сиверским отшельником» и не уставал повторять, что любит в примыкающем сосновом лесу «слушать тишину». 

Исаак Шварц называл себя «сиверским отшельником».Фото: АиФ/ Елена Данилевич

Никогда не халтурил

«Я счастлив, что всё так удачно сложилось, – писал об этом повороте судьбы сам композитор. – И вправду, это моё место, благословенное место, я его отлично чувствую, и оно меня, вероятно, тоже. Судите сами, я здесь написал огромное число музыки, два балета: «Страна чудес» и «Накануне» (по роману Тургенева). В Сиверской появилась моя музыка к известным спектаклям Георгия Товстоногова, таким как: «Идиот», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты»… Да и музыки к фильмам написано до чёртиков! Причём многие из этих кинокартин, что мне, безусловно, приятно, стали любимы нашим народом. Это «Звезда пленительного счастья» – там моя песня «Кавалергарда век недолог». «Соломенная шляпка», где «Иветта, Лизетта, Жоржетта…»? И, конечно, «Белое солнце пустыни». Практически под всем можно подпись ставить: «Сделано в Сиверской!» Так что есть чем похвастать… Здесь родились более ста пятидесяти мелодий к спектаклям и фильмам. И одна единственная самая «космическая» в мире песня… В «Книге рекордов Санкт-Петербурга» сказано, что я тот самый композитор, чья музыка впервые зазвучала в космосе. Это была моя песня «Ваше благородие, госпожа Удача!» из фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Кстати, «Книгу рекордов Санкт-Петербурга» Шварцу подарил космонавт Георгий Михайлович Гречко с трогательной надписью: «Исааку Иосифовичу Шварцу с благодарностью за музыку, которая вдохновляет космонавтов на полёт! Космонавт Г. Гречко. 6.10.2007».

Творил он с невероятным азартом. Начиная с 58-го, каждый год выдавал по несколько песен к самым кассовым советским картинам. «Женя, Женечка и Катюша», «Возвращение Святого Луки», «Братья Карамазовы», «Проверка на дорогах», «Соломенная шляпка», «Блондинка за углом»… В его музыке уживались нежность и драматизм, а мелодия, казалось бы, лилась сама собой.

«Могу сказать с чистой совестью, что я никогда не халтурил в кино, – говорил Исаак Шварц. – Впрочем, как и в театральной работе. Мне ни за одну работу свою не стыдно».

С ним считали работать за честь многие знаменитости. Они приезжали прямо сюда, в Сиверскую. Для своих друзей Шварц на участке построил ещё один тоже очень скромный домик.

С ним считали работать за честь многие знаменитости.  Фото: АиФ/ Елена Данилевич

Именно в его стенах Булат Окуджава писал «Путешествие дилетантов», жили Акира Куросава и Иосиф Бродский, неделями гостил Павел Луспекаев. Сюда дважды приезжал Владимир Высоцкий, а Андрей Миронов искал «подход» к «Соломенной шляпке». Сегодня здесь мемориальный музей. В комнатах бережно, в деталях сохраняется вся обстановка. Открыт рояль, на нём недописанная партитура, карандаш, который, кажется, только что оставил хозяин, фотографии с автографами известных на весь мир гостей.

Местные жители платили именитому земляку искренней любовью. Сиверской музыкальной школе искусств присвоено имя мастера. И сегодня в Гатчинском доме культуры состоится концерт, посвящённый дню рождения маэстро, а до 1 июня в музее-усадьбе продлится выставка «Музыка – это «я», это «душа», это «жизнь».

Смотрите также:

  • За кадром. Как песни Андрея Петрова покорили советских режиссеров →
  • Симуляция провокации. Сергей Курёхин будоражил людей и город →
  • Валя! Я тебя не забуду! →

Музыка как наркотик. Почему композитор Мусоргский умер в забвении и нищете На зависть миру. Как русская опера стала сокровищницей мировой культуры От «Тальяночки» до «Подмосковных вечеров». Пять шлягеров Соловьева-Седого Болен музыкой. С пяти лет Петр Ильич Чайковский мечтал быть композитором Петербург слезам не верит

10:00 13.05.2013 © РИА Новости / В. Малышев Перейти в фотобанк Читать ria.ru в В этот день родился композитор Исаак Шварц – сегодня ему исполнилось бы 90 лет.

Композитор, народный артист России Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в Украине в городе Ромны Черниговской (ныне – Сумской) области в семье ученого филолога.

В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где мальчик начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля.

В 1935 году 12-летний Исаак Шварц принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии (ныне — Санкт-Петербургская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича). Юного пианиста заметил музыкант и педагог Леонид Николаев, у которого Шварц начал брать уроки.

В 1936 году был арестован отец Исаака Шварца, Иосиф Шварц, в марте 1937 года он был осужден по 58-й статье за “антисоветские разговоры” и приговорен к пяти годам лишения свободы. Семья будущего композитора была выслана в Киргизию в город Фрунзе (ныне – Бишкек). Чтобы материально поддержать мать, 14-летний Исаак давал частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников.

В 1938 году Шварц начал брать уроки композиции у педагога и композитора Владимира Фере. Позднее работал концертмейстером в Киргизском государственном театре (ныне — Киргизский театр оперы и балета).

Во время Великой Отечественной войны будущий композитор руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа.

После окончания ссылки, в 1945 году, по просьбе Дмитрия Шостаковича молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского Корсакова, которую он окончил в 1961 году по классу композиции. Учился у талантливых педагогов и композиторов Бориса Арапова и Ореста Евлахова.

Во время учебы написал свои первые самостоятельные произведения — Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, кантату “Дума о Родине”, балладу для баритона с оркестром “Солдат и вьюга”, Вариации для фортепиано, Арию для скрипки с фортепиано, романсы на стихи Александра Пушкина, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Якова Полонского, Генриха Гейне.

Завершенная в 1954 году “Симфония фа минор в четырех частях” стала первым произведением, которое принесло Шварцу серьезный успех.

В 1955 году Исаак Шварц был принят в Союз композиторов.

Он — автор музыки более чем к 35 спектаклям, в том числе к драме “Лес” в постановке режиссера Владимира Мотыля и спектаклю Рафаила Сусловича “Доходное место” по пьесам Александра Островского.

В 1958 году Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам “Неоплаченный долг”, “Наш корреспондент” и “Балтийское небо”. Он написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: “Братья Карамазовы”, “Живой труп”, “Дикая собака Динго”, “Семейное счастье”, “Карусель”, “Бегство мистера Мак Кинли”, “Соломенная шляпка”, “Егор Булычов”, “Станционный смотритель”, “Сто дней после детства”, “Дерсу Узала”, “Из жизни отдыхающих”, “Избранные”, “Белое солнце пустыни”, “Звезда пленительного счастья”, “Обрыв”, “Нас венчали не в церкви”, “Мелодии белой ночи”, “Блондинка за углом”, “Проверка на дорогах”, “Каникулы Кроша”, “Необычайное пари”, “Не стреляйте в белых лебедей”, “Последняя жертва”.

Исаак Шаварц успешно сотрудничал с такими известными кинорежиссерами как Иван Пырьев, Михаил Ромм, Владимир Венгеров, Михаил Швейцер, Юлий Карасик, Владимир Мотыль, Сергей Соловьев, Николай Губенко, Григорий Аронов, Анатолий Бобровский, Алексей Герман, Петр Тодоровский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Евгений Татарский. С композитором в кино работали замечательные дирижеры Юрий Темирканов, Эмин Хачатурян, Евгений Колобов, Вахтанг Джордания, Марк Эрмлер.

Исаак Шварц — автор балетов “Накануне” (1961), “Страна чудес” (1967), симфонических произведений, камерно инструментальной музыки. Для знаменитых “Хореографических миниатюр” балетмейстера Леонида Якобсона Шварцем были написаны музыкальные номера “Сильнее смерти”, “Подвиг”, “Вакханалия” и “Лирический вальс”.

Плодотворным были многолетние дружба и сотрудничество Исаака Шварца с поэтом Булатом Окуджавой. На стихи Окуджавы композитор написал более 30 песен, наиболее известными из которых стали Песенка кавалергарда из кинофильма “Звезда пленительного счастья”, песня “Ваше благородие, госпожа разлука” (“Белое солнце пустыни”), Капли датского короля (“Женя, Женечка и “Катюша”), романс “Наряд подвенечный” (“Нас венчали не в церкви”), а также песни из кинофильма “Соломенная шляпка”.

В 2000 году композитор создал Концерт для оркестра “Желтые звезды” (или “Пуримшпиль в гетто”) в семи частях, посвятив его памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев.

В 1984 году Шварц получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1996 году стал народным артистом России. Трижды становился лауреатом национальной кинопремии “Ника” за музыку к фильмам “Луна парк” и “Белый король, красная королева” (1992), l”Послушай, не идет ли дождь” (2000),  “Дикарка” (2001).

В 1997 год за музыку к кинофильму “Белое солнце пустыни” был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

В 2000 году Шварцу была присуждена Царскосельская художественная премия “За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов 19-20 веков”.

Был награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2003).

В 2003 году Исааку Шварцу было присвоено звание почетного гражданина Ленинградской области. В мае 2008 года композитор стал лауреатом премии Правительства Санкт Петербурга за сюиту для симфонического оркестра “Мелодии белой ночи” и концерт для оркестра “Желтые звезды”.

С 1964 года композитор практически безвыездно жил в поселке Сиверский недалеко от Гатчины в Ленинградской области.

27 декабря 2009 года Исаак Шварц скончался. Был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Вторая супруга — Антонина Нагорная-Шварц по профессии была экономистом, с 2011 года является директором Мемориального дома-музея И.И. Шварца в Сиверском.

Биография

Исаак Шварц, как и его коллеги Вениамин Баснер и Андрей Петров, известен прежде всего музыкой к кинофильмам. Если текст Михаила Матусовского к баснеровской песне «С чего начинается Родина» в Советском Союзе печатали на обложках школьных тетрадей, то хит Шварца на стихи Булата Окуджавы из фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» звучал на орбите.

Детство и юность

Автор песни «Любовь и разлука» родился 13 мая 1923 года в украинском городке Ромны. Родители Иосиф Евсеевич и Рахиль Соломоновна, ранее подарившие жизнь дочерям Софье и Марии, назвали единственного сына библейским именем, в переводе с иврита означающим «тот, кто будет смеяться». Среди знаменитых тезок Шварца есть и два композитора — Исаак Альбенис и Исаак Дунаевский. Дети Иосифа и Рахили росли в атмосфере любви к книгам и музыке.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в город на Неве и поселилась рядом с Невским проспектом, в доме № 14 по Поварскому переулку: отец — филолог-арабист получил работу в Ленинградском университете. Исаак начал осваивать игру на рояле (среди учителей будущего композитора был Леонид Николаев, педагог Дмитрия Шостаковича и Натана Перельмана), однако академического музыкального образования в детстве Шварц не получил. Родители считали сына, победившего в 12 лет на конкурсе юных дарований, менее одаренным, чем Софья и Мария.

В 1936 году Шварц снялся в картине «Концерт Бетховена». Главную роль в фильме исполнил будущий чемпион СССР по шахматам Марк Тайманов. Музыку к ленте написал Исаак Дунаевский.

В конце 1936-го Иосифа Евсеевича, находившегося на больничном из-за инфаркта, арестовали, а в апреле 1938-го расстреляли в Магадане. Написал донос на «врага народа» управдом Сергей Миронович Пумпянер, с дочкой которого (Маришей) Исаак дружил.

Семью Шварц выслали из Ленинграда в Среднюю Азию. Рахиль Соломоновна, ранее трудившаяся учительницей, с трудом устроилась на швейную фабрику. Исаак материально помогал матери — подросток учил игре на фортепиано детей киргизских чиновников и работал тапером в кинотеатре.

В начале войны Шварц руководил хором и оркестром ансамбля песни и пляски, затем был сапером на фронте и выходил из окружения под Харьковом. После контузии лечился в Алма-Ате.

В 1945 году демобилизовавшийся и уже обремененный семьей Шварц при содействии Дмитрия Шостаковича поступил в Ленинградскую консерваторию. На 1-м курсе уроженец Ромны освоил аккордеон и летом выезжал в поселок Сиверский, где подрабатывал, играя в домах отдыха и пионерских лагерях. Сохранилось фото молодого Шварца с баяном в руках.

Обучение в музыкальном вузе было платным, но талантливого студента неведомым образом освобождали от внесения денег. Только в 1960 году Исаак узнал, что плату за него анонимно вносил Шостакович.

Личная жизнь

Композитор дважды вступал в брак. Первый раз Исаак женился в 21 год на подруге детства — пианистке Софье Полонской. Хотя жена подарила Шварцу дочь Галину, особой любви мужчина к супруге не испытывал.

Когда у Исаака Иосифовича появился первый внук Кирилл, друзья музыканта шутили, что у Шварца «родился еврей в кубе»: Галина была замужем за кубинцем и жила на Острове Свободы. С 1989 года Кирилл и внучка композитора Магда живут в Израиле.

image
Исаак Шварц с женой Антониной / “Мы здесь!”

В 1979 году Исаак Иосифович взял в жены 20-летнюю студентку экономического вуза Антонину Нагорскую, с которой прожил 30 лет, до своей смерти. В 2011-м вдова Шварца возглавила Мемориальный дом-музей мужа в Сиверском, созданный в гостевом домике на даче композитора, в котором при жизни хозяина ночевали Павел Луспекаев, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов и многие другие звезды советского кино.

О личной жизни и привычках музыканта можно узнать из книги Антонины Владимировны «Ваше благородие, Исаак Шварц» и воспоминаний его друзей, в частности режиссера Сергея Соловьева, которого Исаак Иосифович называл сынком.

Творчество

В наследии Шварца есть балеты, которые ставил Леонид Якобсон, симфонии и музыка к спектаклям, написанная композитором по просьбе Георгия Товстоногова. Однако жанром, в котором творчество Исаака Иосифовича достигло вершин, стала киномузыка.

Если у Андрея Петрова творческий тандем сложился с Эльдаром Рязановым, то у Шварца было два любимых режиссера — Владимир Мотыль и Сергей Соловьев. Именно музыку к их картинам «Звезда пленительного счастья» и «Станционный смотритель» сам композитор ценил больше всего.

Помимо фильма о декабристах и их женах, в котором, по мнению Дмитрия Быкова, мелодия Шварца стала главной героиней, Исаак Иосифович украсил музыкой ленты Мотыля «Женя, Женечка и “катюша”», «Невероятное пари» и «Несут меня кони». С Соловьевым, кроме экранизации повести Александра Пушкина, он работал в лентах «Егор Булычов и другие», «Сто дней после детства» и «Мелодия белой ночи», сюита из которой «Прогулка по ночному городу» стала одним из самых известных произведений «сиверского отшельника».

Сотрудничество с жителями Страны восходящего солнца, начавшееся для Шварца в «Мелодии белой ночи», героями которой были советский композитор и японская пианистка, продолжилось в картине Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Она получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. В обеих лентах ведущие роли играл Юрий Соломин.

Интересна судьба романса Шварца «Эта женщина в окне». Произведение Исаака Иосифовича, созданное для фильма Альберта Мкртчяна «Законный брак» и впервые прозвучавшее в нем, через 8 лет не только возродилось в картине Леонида Эйдлина, но и дало ей название. Характерно, что обе ленты стали самыми удачными в творческих биографиях режиссеров.

Смерть

В последних сочинениях Шварц, как и Вениамин Баснер, обратился к еврейским корням. Лебединой песней композитора стал Концерт для оркестра «Желтые звезды», посвященный памяти Рауля Валенберга. Премьера произведения состоялась в сентябре 2000 года. Также «сиверский отшельник» в начале XXI века написал музыку к нескольким сериалам, в частности к «Дому на набережной», снятому по одноименной книге Юрия Трифонова.

Исаак Иосифович скончался во сне вечером 27 декабря 2009 года. Причиной смерти композитора, прилегшего отдохнуть после игры на рояле, стал, по-видимому, сердечный приступ, хотя пожилой мужчина в последние годы болел раком, и ему еженедельно делали переливания крови.

Через 3 дня Шварца похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. Согласно завещанию над гробом музыканта при прощании прочитали кадиш — еврейскую поминальную молитву.

Награды

  • 1984 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992 — Премия Ника лучшему кинокомпозитору
  • 1992 — Премия Ника за лучшую музыку к фильму «Луна — парк»
  • 1992 — Премия Ника за лучшую музыку к фильму «Белый король, Красная королева»
  • 1996 — Народный артист Российской Федерации
  • 1998 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2000 — Лауреат Царскосельской художественной премии «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX—XX веков»
  • 2001 — Премия Ника за лучшую музыку к фильму «Послушай, не идёт ли дождь»
  • 2002 — Премия Ника за лучшую музыку к фильму «Дикарка»
  • 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 — Звание Почётного гражданина Ленинградской области
  • 2003 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства

Музыка к фильмам

  • 1960 — «Балтийское небо»
  • 1962 — «Дикая собака динго»
  • 1967 — «Женя, Женечка и «катюша»
  • 1968 — «Братья Карамазовы»
  • 1970 — «Белое солнце пустыни»
  • 1971 — «Егор Булычов и другие»
  • 1973 — «Где это видано, где это слыхано»
  • 1974 — «Соломенная шляпка»
  • 1975 — «Звезда пленительного счастья»
  • 1975 — «Строговы»
  • 1980 — «Не стреляйте в белых лебедей»
  • 1982 — «Нас венчали не в церкви»
  • 1983 — «Блондинка за углом»
  • 1992 — «Луна-парк»
  • 2001 — «Дикарка»

Интересные факты

  • В один день и год с Исааком Иосифовичем родился актер Николай Пастухов. В фильмографии талантливых ровесников есть общая картина: Николай Исакович исполнил главную роль в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель», музыку к которому написал Шварц.
  • Город Ромны, в котором композитор появился на свет, — малая родина советских физиков Абрама Иоффе и Леонида Эпштейна, а также руководителя Камерного театра, актера и режиссера Александра Таирова.
  • В «Законном браке», в котором, как в романах Мэри Бэлоу, фиктивное узаконивание отношений перерастает в любовь между героями, Наталия Белохвостикова и Игорь Костолевский второй раз предстали в образе влюбленных. За 5 лет до картины Мкртчяна, украшением которой стала музыка Шварца, актеры воссоздали 30-летнюю историю любви советского разведчика и француженки русского происхождения в картине «Тегеран-43».
  • Экранизации произведений Виктора Драгунского «Где это видано, где это слыхано» и «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» сняты на «Ленфильме» разными режиссерами (Валентином Горловым и Евгением Татарским, с которым Исаак Иосифович сотрудничал также в картине «Золотая мина»). Образ главного героя Дениса Кораблева создали в фильмах два разных юных актера (Сережа Крупеников и Саша Михайлов). Однако в обеих лентах звучит музыка Шварца.
  • Произведение под названием «Грустный вальс» есть не только у Исаака Иосифовича, но у финского композитора Яна Сибелиуса.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий