Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда Ушакова Елена Вячеславовна

Жанр легковесный и недостаточно почтенный

К. Непот

Генезис жанра биографии и антропологические концепции

В центре фрески Рафаэля «Афинская школа» (Scuola diAtene, 1511) две фигуры античных философов — Платона и Аристотеля. Старец Платон держит в руках книгу диалогов «Тимей», его собеседник — «Этику». Две книги не только написаны (то есть представляют собой два завершенных текста, устоявшихся в определенной форме), но и являются своеобразным способом характеристики (и завершенности личности). Таким образом, в двух фигурах, составляющих центр композиции, заключено не только противостояние двух школ (в сущности, двух идей), но и концепции личности философа, за которого говорят его дела — в частности, книги.

Нечто подобное можно увидеть и в образах, представленных на картине Иоахима Бейкелара «Четыре евангелиста» (Die vier Evangelisten, 1567). Апостолы, создатели канонических Евангелий, изображены во время литературного труда. Несмотря на классические метафоры, используемые художником — образ Святого духа в верхней части картины и фигуру ангела, положившего длань на книгу — картина неожиданно запечатлевает момент текстопорождения: перед зрителем раскрывается история еще не написанного текста. Выражение лица каждого евангелиста особенно важно: задумчивость и сосредоточенность авторов как бы отражают еще не завершенный текст. В этом замысле художника рукопись становится продолжением личности, а автор предстает в роли своеобразного предтечи текста.

Что объединяет фреску Рафаэля и картину Бейкелара? Конечно, характерное движение от созданного — текста, картины, шедевра, к его создателю. На каждой из этих картин автор-создатель выступает как бы в двух ипостасях — личностной и надличностной, олицетворяя собой образ культуры.

В этом отношении необходимо подробнее остановиться на некоторых концепциях личности, отраженных как в структуре, так и в архитектонике философских текстов.

Анализируя опыт жизнеописания от древности к Новому времени, Ю. М. Лотман пишет о том, что «…каждый тип культуры вырабатывает свои модели людей без биографии и людей с биографией. Здесь очевидна связь с тем, что каждая культура создает в своей идеальной модели тип человека, чье поведение полностью предопределено системой культурных кодов, и человека, обладающего определенной свободой выбора своей модели поведения»[1]. Так, например, античная биография предполагает поиск героя, жизнеописание которого составляет часть национальной истории и идентичности, а патристика и схоластика, напротив традиционно суживает этот круг до описания метафизического пути.

Другой аспект функционирования жизнеописаний связан с конкуренцией учений и концепций. Продолжая мысль А. Мо- мильяно, В. Менжулин видит в античной биографике «борьбу за признание или дискредитацию учений, предполагающую одобрение дел и поступков единомышленников и осуждение врагов»[2]. Говоря о Средневековье, исследователь констатирует постепенное ослабление этой конкуренции, полагая, что жизнеописания философов сменились агиографией, структура которых подчинялась довольно строгой сюжетной схеме.

Возрождение и Новое время, ознаменованные антропологическим поворотом, определили лавинообразный рост биографических текстов. Более того, стихийность биографики Ренессанса постепенно вытесняется научно-критическим взглядом, характерным для Нового времени. Наконец, биография становится частью массового чтения, восполняя потребность профанного читателя в «обладании» тайнами и «присвоении» чужой жизни.

В представленном далее обзоре, исходя из условного разделения культурных эпох, мы представим краткий очерк эволюции биографии как жанра в соответствии с ключевыми антропологическими концепциями.

  • [1] Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы,теория литературы. СПб.: Искусство, 1997. С. 780. Ср. с. идеей Б. В. Томашевского о людях «с биографией и без оной».
  • [2] Менжулин В. Биография философа: изучать нельзя не изучать // Автори биография, письмо и чтение. М. : ВШЭ, 2013. Рассуждения автора о динамике жанра построены на диссертации: Momigliano A. The development of Greekbiography. Cambridge, MA : Harvard University Press, 1971.

Поданные статьи авторов Автор: Жадько Наталья Николаевна Должность: Республика Казахстан, г. Караганда, Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, магистрант Тема: Писательская биография: жанр без правил image Получено: 13.01.2020 Статус: принята к печати Выход в печать: Журнал №1 (Vol. 65), 2020,25.01.20

Писательская биография: жанр без правил

 

Автор: Жадько Наталья Николаевна – Республика Казахстан, г. Караганда, Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, магистрант

              Харитонова Лариса Михайловна – Республика Казахстан, г. Караганда, Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, научный руководитель

Аннотация: В настоящей статье будут обсуждаться важнейшие проблемы теории жанра биографии писателя, в частности, современными литературоведами еще не выработана особая методика анализа литературной биографии писателя, и многие вопросы теории жанра еще требуют осмысления.

 

Ключевые слова: жанр биографии писателя, специфика и проблемы жанра

 

Одним из наиболее популярных литературных жанров двадцать первого века стал жанр биографии писателя, переживший за последние сто лет существенную эволюцию. Интерес к жизнеописаниям известных людей возрос и со стороны читателей и со стороны исследователей. Показательно, что если раньше “гибридность”, “промежуточность” жанра, соединяющего в себе противоположности (строгую документальность и художественность), вызывала сомнения, то теперь именно эта особенность признается как его достоинство. Таким образом, оставаясь долгое время на периферии литературного процесса, биография писателя сейчас занимает центральное место в читательских предпочтениях, что отмечается многими литературоведами: “двадцать первый век ознаменовался мощным взлетом интереса к биографии”.

Чем же обусловлено такое внимание к биографии? Одной из причин активизации интереса к жанру биографии писателя является тот факт, что человек двадцатого века, переживший различные катаклизмы и резкие изменения в духовном климате, чувствует себя лишенным опоры, которую ищет в опыте великих людей прошлого. Л.В.Ковальчук отмечает: “ощущение тотальной нивелировки, как тенденции современной цивилизации, вызвало повышенный интерес к личности”.

Особое место среди жизнеописаний занимают литературные (писательские) биографии, которые являются наиболее привлекательными как для широкого круга читателей, так для ученых, изучающих специфику жанра.

Писатель – это не просто интересная личность: в нем наиболее ярко воплощается тип человека в контексте определенных исторических условий. Художник слова является своего рода персонажем эпохи, социальная и духовная жизнь которой отражается в его судьбе. Следовательно, написав его биографию, автор приближается к культуре того или иного периода: “биографии позволяют явственно ощущать атмосферу эпохи – не только общую ментальность, но и социальный быт во всей его конкретности. Эпоха и жизнь писателей в их взаимоотношениях становятся для нас яснее”. Надо сказать, что такое стремление через посредство биографии воссоздать эпоху, историческую среду, все сильнее сказывается в последние десятилетия.

Пережив “структуралистский” период, когда автор отошел на задний план и, казалось, совсем исчез (вспомним теорию Р.Барта о “смерти автора”), биография теперь испытывает новый подъем, происходит “возвращение автора”. Ж.Неф отмечает: “Мы вновь открыли тот факт, что писать – это значит находиться в определенном пространстве и времени, в определенных условиях”. Одной из причин возросшего внимания к жанру, думается, является мироощущение человека на рубеже веков, когда возникает потребность заново решить многие вопросы, в частности, связанные с проблемами личности. Биография получает новый импульс развития, обретая даже некоторую философскую окраску, обусловленную ее задачей – переосмыслить с позиции современности, исторические эпохи и литературные периоды. По мнению С.Зенкина, к которому мы присоединяемся, “биография – это способ приблизить писателя к нашей эпохе”, ввести его в нашу современную литературную ситуацию, установить с ним более или менее прямой диалог. Диалог с ним и с эпохой, в которой он жил”.

Отечественные литературоведы обращались к жанру биографии, стремясь осмыслить основные теоретические аспекты, касающиеся жизнеописания. Так, Г.О.Винокур в своей работе “Биография и культура”, выявляет структуру биографии, ее основы. Он выделяет те стержневые моменты, которые являются существенными и неотъемлемыми для жанра, а именно: “контекст социальной действительности (внешняя форма биографии, ее материал), личность – центр, вокруг которого располагается этот материал и, наконец, переживание как внутренняя форма. “Исторический факт для того, чтобы стать фактом биографическим, должен в той или иной мере быт пережит данной личностью”. Помимо этих компонентов, которые в особом сочетании образуют биографию, существует  еще один важный момент, без которого жизнеописание не может быть полным – биограф изучает не только события и поступки, но и особую манеру персонажа, его стиль, прозревая судьбу героя, “конечный смысл всего пережитого и содеянного”.

            Г.О.Винокур касается и вопроса специфики литературной биографии, отмечая, что “для биографа, например, поэма является прежде всего формой поведения героя”. По мнению ученого, слово – это не только выражение смысла, но и “социально психологический акт того, кто его произносит. Оно подсказывает нам в формах экспрессивных, какова поза, манера, поведение того, кто совершает акт предикации”. Таким образом, автор жизнеописания, анализируя в своей книге творчество писателя, рассматривает его под иным углом, нежели литературовед, отыскивая в нем следы индивидуальности героя, его особой жизненной манеры. Итак, мы можем заключить, что Г.О.Винокур выделяет основные вопросы теории жанра, над которыми будут размышлять и другие исследователи: история и биография; структура биографии; личность героя как организующий фактор; значение биографии (познание конечного смысла жизни героя); особенности литературной биографии.

Большой вклад в разработку истории и теории жанра внесли М.М.Бахтин и С.С.Аверинцев, которые работали над изучением истоков биографии, ее развитием в период античности. М.М.Бахтин один из разделов своей работы “Формы времени и хронотопа в романе” посвящает анализу античной биографии и автобиографии. Исследователь дает свою классификацию античной биографии, выделяя два основных типа: энергетический (представитель – Плутарх) и аналитический (представитель – Светоний).

Другую классификацию предлагает С.С.Аверинцев в книге “Плутарх и античная биография”. Он считает, что “Плутарх создал еще один тип биографии (кроме гипомнематического и риторического) – морально-психологический этюд, для композиции которого характерны ассоциативные переходы, а не логические рубрики, или же строгое следование хронологии”. Исследователи стремятся выработать классификации, систематизировать знания о биографии, выявить ее особые приметы. С.С.Аверинцев подчеркивает, что “жизнеописание в отличие от поэтических жанров не имеет специфических языковых примет и ее конструирование происходит прежде всего в сферах композиции”. М. М. Бахтин в работе “Автор и герой в эстетической деятельности” рассматривает еще один аспект, касающийся жанра биографии, – взаимодействие автора и героя в жизнеописании.

Важнейшие проблемы теории жанра биографии писателя, в частности, проблема его “конституирования” и классификации продолжают волновать отечественных литературоведов. По существу, критикой еще не выработана особая методика анализа литературной биографии, а многие вопросы теории жанра еще требуют осмысления. Об этом свидетельствуют и выступления участников круглого стола “Жизнь и деятельность. Нерешенные проблемы биографического жанра”, организованного журналом “Вопросы литературы”, где обсуждались следующие вопросы: необходимы ли дисциплинированность фантазии биографа и запрет на сюжетно-событийное развитие; чистота жанра – явление его упадка или свидетельство его здоровья; герой и эпоха (“каждая эпоха создает свой портрет героя и этот портрет также является автобиографией самой эпохи”).

Дискуссия была подхвачена Я.Гординым, поставившим еще одну, по его мнению, “почти неразрешимую проблему жанра” – проблему субъективности, “проблему самовыражения автора”.

Вся сложность анализа и теоретического осмысления жанра связана с тем, что биография рождается на пересечении двух, казалось бы, несовместимых направлений: документального, делового и художественного, эстетического. JI. Я. Гинзбург в книге “О психологической прозе” стремится внести ясность в этот вопрос, определив специфику документальной литературы, ее внутреннюю организацию. Структурным принципом мемуарной литературы исследователь называет установку на подлинность, а другим ее основанием считает эстетическую организованность материала, которая включает не только и не столько вымысел, а “организацию – отбор и сочетание элементов, отраженных и преображенных словом”. Мемуарист (и биограф), по мнению Л. Я. Гинзбург, “прокладывает дорогу от факта к его значению. В факте тогда пробуждается эстетическая жизнь”. Автором поднимается также вопрос о неизбежности домысла, необходимость которого обусловлена самим характером деятельности биографа, пробивающегося “через пласты подвергающихся внешнему наблюдению событий в область невидимых внутренних мотивов”, стремящегося к “реконструкции скрытого от наблюдателя мира”. Эти размышления перекликаются с выводами Г.О.Винокура о необходимости прозрения “конечного смысла содеянного героем”. Такова важнейшая задача биографа, которая представляется, тем не менее, трудноисполнимой, даже драматичной, так как, по справедливому замечанию А.Л.Валевского, “автор должен дать ответы на такие вопросы, которые, находятся вне сферы компетенции “окончательного ответа” (например, вопрос, в чем смысл и ценность жизни исторического лица)”. Здесь мы подходим вплотную к философии истории Н. А. Бердяева, который полагал, что постичь далекую эпоху и “тайный смысл” можно только осознавая противоположность познающего субъекта и исторического объекта, и одновременно их единство. Тогда становится возможным войти в “третье состояние духа, которое дает особую остроту сознания, особенно способность рефлексии, и, вместе с тем, в нем совершается особое обращение духа человеческого к тайнам исторического”. Таким образом, перед биографом стоит цель – проникнуть в тайный смысл личной жизни героя, увидеть его в контексте всей эпохи, а не просто заниматься компиляцией известных фактов, дистанцировавшись от персонажа и его мира. По выражению Н.А. Бердяева, исследователь должен “переносить свою духовную судьбу во все великие эпохи – для того, чтобы постигнуть их – когда вы берете их только извне, они для вас мертвы”. Как мы видим, проблема, касающаяся сложности проникновения в судьбу героя-писателя и определения смысла его жизни, тесно связана с другим вопросом – вопросом о соотношении духовного мира объекта биографии и автора, их взаимовлиянии и необходимости осознания этого сложнейшего переплетения.

Тем не менее, нам представляется недостаточным изучение проблем жанра биографии в современной русской литературе. Думается, что при рассмотрении этого вопроса должны учитываться следующие аспекты: существуют определенные жанровые традиции, которые влияют на процесс развития биографии на современном этапе; каждая историческая эпоха привносит свое понимание великой личности, в котором отражаются ее особенности.

 Список литературы:

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра.-М.,1987.

2. Барахов B.C. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр)-Л., 1985.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.-М.,1994.

4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.-М., 1975.

В Большой российской энциклопедии написано что Литературная Биография – ( от био… и …графия), жизнеописание; жизнь человека, исследуемая и описываемая в научной, художественной и справочной литературе. Личная история, жизненный путь человека может рассматриваться либо с его собственной точки зрения, либо с точки зрения стороннего наблюдателя, исследователя конкретного человека в его связи с обществом, культурой, историей. В первом случае представления индивида о своём жизненном пути формируются постепенно, более того они могут меняться относительно отдельных событий и общей оценки. Человек постоянно определяет свою идентичность в единстве личной уникальности и принадлежности окружающему миру. Во втором случае индивидуальные биографии и отобранные определенным способом Б. целых групп являются предметом науч. исследований и филос., культурологич. и религ. размышлений.

Биографии как лит. жанра – индивидуальная жизнь историч. лица (политика, полководца, писателя, учёного, и т.д.) в общественно-культурном контексте его времени. Биография рассматривает историю личности во внутреннем (интеллектуальном, психич. и др.) становлении и внешних формах поведения и деятельности, а индивидуальную жизнь – как событие, имеющее объективный интерес и значительность.

Большая российская энциклопедия: в 30 т. Т. 3: “Банкетная кампания ” 1904 – Большой Иргиз. – 768 с.: ил; 29,5 см. – М. – 2005. – стр. 492.

А в Большой литературной энциклопедии считают что Литературная Биография – (от гр. bios – жизнь и grapho – пишу) – последовательное изложение событий жизни человека, начиная от его рождения, в форме описания, повествования и т. п.

Большая литературная энциклопедия / Красовский В. Е. и др – М.: Слово, Эксмо, 2006. – 848 с.: ил. – стр. 90.

В другом источнике описывают Литературную Биографию как (греч. жизнеописание). — Биография называется изображение жизни данной личности, удовлетворяющее требованиям исторической науки. Как произведение научное, биография не ограничивается изложением внешних фактов из жизни избранного лица, а стремится проследить ход духовно-нравственного развития этого лица; как произведение художественное, она должна уловить сущность его характера и представить его в ярком образе. Таким образом, Биография отличается и от curriculum vitae, дающего голый перечень главнейших фактов из жизни данного лица, и от некролога, который в поверхностном очерке намечает время рождения и смерти и крупнейшие события из жизни покойного.

Литературная Биограмфия по мнению Википедии это (др.-греч. вЯпт — жизнь + гсЬцщ — пишу, жизнеописание) — описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография – является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности. Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.

Из других интернет источников по мнению сайта Общество. ру. Литературная Биография – это жизнеописание какого-либо человека . В основе заключается в описании жизни, творчества и т.п. Существуют различные виды биографий: художественная, научная и т.п. Биография позволяет на основе фактических данных проследить процесс формирования человека в связи с общественными условиями определенной исторической эпохи.

Изучение биографий выдающихся людей, деятелей науки и искусства имеет большое научное и воспитательное значение. Распространенный жанр художественной биографии, например «Тарасу пути» А. Иваненко, «Михаил Коцюбинский» Л. Смелянского, повести Д. Лукияновича и П. Колесника об Иване Франко.

Литературная биография [биография] ж. 1) Изложение наиболее значительных фактов чьей-л. жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. 2) Жизнь, жизненный путь кого-л. 3) перен. разг. История создания произведений литературы, искусства и т.п.

Литературная Биография – это описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социо – культурным миром (ср. Автобиография).

А я согласна с мнением Большой российской энциклопедии, т.к литературная биография это жизнеописание; жизнь человека, исследуемая и описываемая в научной, художественной и справочной литературе. Личная история, жизненный путь человека.

ТолкованиеПеревод

Биографический жанр
   форма литературно-художественного или научно-документального жизнеописания истории конкретной личности и ее индивидуальной судьбы. Чаще всего такое жизнеописание помещено в конкретно-исторический контекст, что придает произведению значимость памятника-свидетельства ушедшей эпохи. Биографический жанр динамичен уже по определению. Но в основе динамики произведения может находиться как психологическая, нравственная, духовная, творческая эволюция личности, так и ее перемещение в социальном пространстве, например, восхождение по ступеням социально-иерархической лестницы к вершинам политической власти, богатства и т. д. Социальные перемещения могут иметь и горизонтально ориентированный характер, не изменяя статуса человека, а лишь свидетельствуя о разнообразных приключениях, происходящих с ним в процессе подобных перемещений. Таковы жизнеописания знаменитых путешественников, искателей приключений, авантюристов.    Содержательность жизни, ее наполненность внутренними переживаниями, мыслями, идеями, творческими замыслами или же внешними, поучительными для других социальными коллизиями, а также определенная результативность, продуктивность тех и других делают человека достойным внимания биографов. «Далеко не каждый реально живущий в данном обществе человек имеет право на биографию. Каждый тип культуры вырабатывает свои модели «людей без биографии» и «людей с биографией» (Ю. М. Лотман. К типологическому соотношению текста и личности автора //Литература и публицистика: проблемы взаимодействия. – Труды по русской и славянской филологии. Ученые записки Тартусского университета. Вып. 683. – Тарту, 1986. 3 – С. 106).    Ю. Н. Тынянов писал о необходимости философско-эстетической, культурологической рефлексии применительно к биографическому жанру: «Необходимо осознать биографию, чтобы она впряглась в историю литературы, а не бежала, как жеребенок, рядом. “Люди” влитературе – это циклизация вокруг имени – героя; и применение приемов на других отраслях, проба их, прежде чем пустить в литературу; и нет “единства” и “цельности”, а есть система отношений к разным деятельностям, причем изменение одного типа отношений, например, в области политической деятельности, может быть комбинаторно связано с другим типом, скажем, отношением к языку или литературе…» (Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М. 1977.-С. 513).    Биографический жанр возник в античности. У его истоков стоят знаменитые древние историки Плутарх, Тацит, Светоний, описывавшие события, связанные с судьбами крупнейших государственных деятелей античного мира – полководцев, императоров и лиц из ближайшего окружения сильных мира сего.    В христианской Европе возникает новое направление биографического жанра – агиографическое, в центре которого оказываются жизненные истории религиозных подвижников, христианских страстотерпцев, мучеников, аскетов.    В эпоху Возрождения Дж. Вазари (1511- 1574), автор объемного труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550), поместил в центр биографических повествований самых ярких представителей творческой, художественной интеллигенции. Сами художники, поэты, скульпторы Ренессанса при определенных условиях становятся авторами своих собственных жизнеописаний. Так появляется знаменитое «Жизнеописание Бенвенуто Челлини, написанное им самим», рассказывающее о наиболее интересных событиях личной и творческой жизни скульптора-авантюриста.    В новое и новейшее время биографический жанр развивается чрезвычайно интенсивно. В нем пробовали свои силы даже признанные мастера художественного слова – В. Скотт, Ч. Диккенс, С. Цвейг, А. Моруа, Р. Роллан и др. Им как правило удавалось сочетать информативно-аналитический подход к личности выдающегося человека с художественно-эстетическим подходом. Последнее обстоятельство было обусловлено уже собственной творческой позицией автора, в которой художник доминировал надлетописцем. «Только особая модификация сознания превращает предмет действительный в предмет эстетический. Жизнь Гёте может быть основанием нашего эстетического переживания, но может выступать и в иных функциях: мы можем оценивать ее с точки зрения какого-либо практического идеала, изучать ее как “продукт эпохи” или истории, подвергать суду морали и т. п. Но еще существеннее, что жизнь не только “классического” человека, но и всякого иного в равной мере может в известных условиях быть предметом эстетическим». (Винокур Г. О. Биография и культура. – М., 1927. – С. 10).    Для талантливого биографа, наделенного эстетическим вкусом и тонким психологическим чутьем, факты внешней биографии его героя глубоко и прочно связаны с психодинамикой его внутренней, духовной жизни. В равной степени он изображает внешние поступки как следствия, причинами которых были некие внутренние переживания, мотивы, размышления и принятые решения. Это придает изображаемому лицу и всему повествованиюту основательность и убедительность, которых нет в биографиях документального характера.    Если биограф обладает еще и социологической интуицией, является стихийным социологом, то он обращает особое внимание на типические формы социального поведения своего героя. Вычленяя такие поведенческие инварианты и мысленно выстраивая их в единый типологический ряд, автор обнаруживает некую общую, сквозную социально-психологическую структуру реакций героя на самые разные события, а с ней и возможность создания социологической формулы его личности. Не стремясь в буквальном смысле к созданию такой формулы, он, однако, держит ее в своем сознании как некий «ключ» к потаенным сферам внутренней жизни своего протагониста, которым можно, при необходимости, пользоваться. Не пользуясь им с регулярным постоянством, он вместе с тем не может обходиться без него, так как в таком случае личность героя жизнеописания оставалась бы для биографа тайной за семью печатями.    ◘ Лит.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. – М., 1977; Винокур Г. 0. Биография и культура. – М., 1927; Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-литературном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) //Литература и публицистика: проблемы взаимодействия. Ученые записки Тартусского университета. Вып. 583. – Тарту, 1986.

Нужна курсовая?

Полезное

Смотреть что такое “Биографический жанр” в других словарях:

  • Биографический жанр — У этого термина существуют и другие значения, см. Биография (жанр). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитет …   Википедия

  • биографический — ая, ое. biographique adj. Отн. к биографии, связанный с ней. БАС 2. Оно <письмо> за неимением других биографических материалов, послужит нам эскизом Графининой истории. Карамзин Рыц. 47. Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Биография (жанр) — Биографический жанр  жанр научно художественной литературы. Фильм биография  жанр в кинематографе …   Википедия

  • Польский биографический словарь — Polski Słownik Biograficzny Жанр: справочник Язык оригинала: польский Публикация: 1935 Польский биографический словарь …   Википедия

  • Великий Карузо ( биографический мюзикл) — Великий Карузо The Great Caruso Жанр музыкальный фильм биография драма Режиссёр Ричард Торп Продюсер …   Википедия

  • ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… …   Православная энциклопедия

  • Римский-Корсаков (фильм) — Римский Корсаков Жанр биографический …   Википедия

  • Египет (государство на Бл. Востоке) — Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль Арабия). I. Общие сведения E. ‒ государство на Ближнем Востоке, занимает северо восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии. Граничит на З. с Ливией, на Ю. с Суданом, на С. В. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — История английской литературы фактически включает несколько историй различного плана. Это литература, принадлежащая конкретным общественно политическим эпохам в истории Англии; литература, отражающая определенные системы нравственных идеалов и… …   Энциклопедия Кольера

Толкование

Биография (жанр)

Смотреть что такое “Биография (жанр)” в других словарях:

  • БИОГРАФИЯ —         повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… …   Энциклопедия культурологии

  • Биография — см. Жанры, Методы литературные и Мемуары. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • БИОГРАФИЯ — (от био… и …графия) 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия Жизнь замечательных людей ) выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Биография — (от Био… и …графия         жизнеописание. Б. воссоздаёт историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Б. может быть научной, художественной, популярной и т.д. Б. писателя, художника может… …   Большая советская энциклопедия

  • биография — и; ж. [от греч. bios жизнь и graphō пишу] 1. Описание наиболее значительных фактов чьей л. жизни и деятельности в хронологическом порядке; жизнеописание. Краткая, полная б. Б. поэта, учёного. Написать, опубликовать чью л. биографию. 2. Жизнь,… …   Энциклопедический словарь

  • Жанр киноискусства — Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному… …   Википедия

  • Жанр кино — Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному… …   Википедия

  • жанр — (франц. genre род, вид) исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду; 2) преобладающего эстетического качества… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • биография — БИОГРАФИЯ1, и, ж Текст, представляющий собой описание чьей л. жизни и деятельности в хронологическом порядке; Син.: жизнеописание. Биография Л. Н. Толстого. БИОГРАФИЯ2, и, ж Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре,… …   Толковый словарь русских существительных

  • жанр — (фр. genre род, вид) 1. В литературоведении: исторически сложившийся тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания: роман, повесть, рассказ. 2. В культуре речи: типы текстов по назначению. В результате… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий