Легендарная актриса Мария Ермолова . – Никогда ни о чем не жалейте вдогонку… — LiveJournal

Previous Entry | Next Entry

Легендарная актриса Мария Ермолова .

15 июля исполняется 164 года со дня рождения Марии Ермоловой, легендарной театральной актрисы, первой получившей звание народной артистки. Мария Ермолова Ей рукоплескала вся Москва на протяжении 50 лет, ее считали одной из самых выдающихся актрис в мире, Константин Станиславский называл ее целой эпохой для русского театра, «символом красоты и женственности, искренней простоты и скромности». Но несмотря на большое количество поклонников и встречу с тем, кто ответил взаимностью на ее чувства, она так и не позволила себе стать счастливой. И у нее на это были свои причины. Мария Ермолова в роли Офелии Первая из актрис, которой было присвоено звание народной артистки Дедом Марии Ермоловой был крепостной крестьянин, дворовой князя Волконского. Когда он получил от барина вольную, устроился гардеробщиком в Малый театр. Все его дети были увлечены театром, окончили Московское императорское театральное училище и стали артистами. Кроме Николая, которого после окончания учебы определили в суфлеры. Зато его дочь Мария, с трех лет зачарованно наблюдавшая из суфлерской будки за всем, что происходило на сцене, стала актрисой, затмившей всех звезд современности. Мария Ермолова, 1885 Заметив увлеченность дочери театром, отец отдал ее в балетное училище. Больших успехов Мария там не показывала, а известный актер Самарин сказал, что актрисой ей никогда не бывать. Но в 16 лет ей выпал шанс доказать всем обратное. Ее дарование впервые раскрылось на бенефисе примы Малого театра Надежды Медведевой: одна из актрис заболела, и Ермолова ее заменила. Успех был неожиданным и ошеломляющим: дебютантку вызывали на сцену после спектакля 12 раз. Актриса в роли Жанны Д’Арк, 1894 Долгое время ей не давали заметных ролей, но своим талантом и упорством она все же смогла проложить себе дорогу. К 1896 г. Мария Ермолова уже слыла одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Спектакль с ее участием «Овечий источник» даже пришлось запретить из-за того, что после каждого представления толпа поклонников перекрывала улицу, а однажды актрису домой повезла карета, запряженная восторженными студентами. Мария Ермолова и ее муж, адвокат Николай Шубинский В личной жизни, казалось, все складывалось не менее удачно: в 23 года Мария Ермолова вышла замуж за студента юридического факультета Николая Шубинского, который вскоре стал успешным адвокатом. У них родилась дочь, и внешне все выглядело так, как будто они были образцовой семьей. Но на самом деле счастливым этот брак можно было назвать только в первые годы. Актриса в сценических образах В 30 лет актриса познакомилась с профессором медицинского факультета Московского университета Константином Павлиновым. Ради него она была готова оставить мужа, брак с которым на тот момент давно был не более, чем формальностью, но в последний момент отказалась от этой идеи ради дочери. Ермолова призналась ей в этом спустя много лет: «Ты помнишь наше путешествие на пароходе? Тебе 8 лет, ты о чем-то спрашиваешь, а я не отвечаю. И тогда слезы выступают у тебя на глазах. Да, Маргарита, тогда эти слезы остановили меня от поспешных шагов… Если бы я причинила боль близким людям, я бы никогда не была счастлива». Мария Ермолова и профессор К. Павлинов Годы спустя Маргарита смогла понять, почему мать хотела уйти из семьи: «Между отцом и матерью была сложность их брака, который сделался фиктивным с тех пор, как мать влюбилась в П., а отец имел направо и налево любовные связи более или менее продолжительные. В доме постоянно была атмосфера тоски, надрыва и обреченности, всех тяготила собственная жизнь в сочетании с окружающими». Ермолова осталась с мужем и продолжила играть роль счастливой жены. Но забыть Павлинова ей так и не удалось. Первая из актрис, которой было присвоено звание народной артистки Мария Ермолова На лето с дочкой она уезжала в Крым. В Ялте актриса подружилась с доктором Леонидом Срединым, с которым проводила все свободное время. Но однажды она неожиданно исчезла, оставив записку: «Дорогой Леонид Валентинович, не удивляйтесь и не сердитесь. Я уехала в Севастополь. У людей, которые живут не разумом, а чувством, бывают такие неожиданности. Завтра или послезавтра вернусь. Мне необходимо. Скоро увидимся…». А повод был простой – Ермолова узнала о том, что в Севастополь приехал профессор Павлинов. Мария Ермолова Мария Ермолова на праздновании 50-летнего сценического юбилея О своей любви она рассказала только сестре Анне, у которой часто спрашивала: «Напиши обо всем и о том, где и что с доктором? Моя душа рвется и за него, и за себя, и я ничего не могу сделать… Скажи мне, решилась бы ты когда-нибудь перевернуть свою жизнь вверх дном, притом так, что одному человеку непременно придется больно от этого?». Но она так и не решилась. Мария Ермолова на фото и на портрете работы В. Серова, 1905 Мария Ермолова В последний раз они увиделись при трагических обстоятельствах. После революции в ее особняке на Тверском бульваре из 22 комнат ей достались две. Муж с дочерью уехали в Константинополь, где Шубинский вскоре скончался. Последние годы она жила тихо и уединенно. В 1920 г. Ермолова с почестями отметила свой 50-летний сценический юбилей, после чего получила звание народной артистки. А через 5 лет она заболела и слегла. В дом на Тверском бульваре пришел знаменитый врач – профессор Павлинов. Кто знает, о чем они говорили в последний раз, и смог ли он простить ей их неслучившееся счастье? Дом-музей М. Ермоловой via Buy for 50 tokens Journal information Current price50 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake50 LJT View all available promo Стивен Хокинг: Прошлое — это вероятность 1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Profile

Ирина

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

View All Archives

Links

  • Дизайн ЖЖ – от Harmful_viki

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Мария Николаевна Ермолова – звезда театральной русской сцены известна своим драматическим дарованием. Ее жизнь была подчинена служению театру, весь ее путь – это пример самозабвенной любви к искусству.

Детство будущей звезды

15 июля 1853 года появилась на свет будущая звезда сцены Мария Ермолова. Биография актрисы начиналась в семье, имеющей отношение к театру: ее дед был когда-то крепостным скрипачом у князей Волконских, за заслуги он получил вольную и остаток жизни проработал в гардеробе Малого театра, отец девочки служил там же суфлером. Поэтому Маша уже с малых лет погрузилась в жизнь закулисья. Глядя на сцену из суфлерской будки, она была убеждена, что ей предстоит стать лучшей актрисой. Она уже с 4 лет разыгрывала перед зеркалом различные сцены, и родители это приветствовали.

Отец Ермоловой был увлекающейся и артистичной личностью, он много читал, рисовал, писал стихи и пьесы. Но при этом имел нелегкий характер, детей воспитывал в чрезвычайной строгости, был склонен к яростным вспышкам гнева по пустякам. Это повлияло на характер дочери, которая всю жизнь сторонилась большого общества, была очень скромна и неприхотлива.

Учеба и мечты

Семья Ермоловой была из числа бедных, поэтому большого выбора, куда пойти учиться, у девочки не было. Отец считал, что дети должны с детства привыкнуть к тяготам жизни, и особенно не заботился об их удовольствиях. У девочки даже не было букваря, она училась читать по пьесам, которые в избытке лежали на столе отца. В 9 лет ребенка было решено отдать учиться в Московское театральное училище, там было бесплатное, «казенное» место на балетном отделении, куда Ермолову зачислили. И начались самые тяжелые годы ее жизни. Танцевального таланта у Марии не было, каждый урок для нее был мучением, но педагоги и однокурсники замечали ее артистические способности.

В 13 лет отец смог устроить первый выход дочери на драматическую сцену, ей дали роль в водевиле «Десять невест и ни одного жениха» в Малом театре. Образ Фаншетты был не близок Ермоловой, и успеха она не имела, кроме того, знаменитый актер Самарин вынес приговор: «Никогда ей не быть актрисою».

Но это не мешало Марии мечтать о драматической сцене, он знала все пьесы, которые шли в Малом театре, была уверена в своем призвании, несмотря ни на что. И упорно продолжала осваивать профессию балерины.

Успешный дебют

Подъем Марии Ермоловой не был предсказуем и ожидаем. Случайно в 16 лет ей представилась возможность появиться на сцене Малого театра в драматической роли. Прима театра Н. Медведева готовилась к бенефису и срочно искала замену заболевшей Г. Федотовой в спектакль по Лессингу «Эмилия Галотти», и однокурсница Марии посоветовала ее кандидатуру. Успех дебютантки превзошел все ожидания, публика была потрясена искренними и глубокими переживаниями юной актрисы. Ее вызывали на поклон 12 раз, что было неслыханным для дебютантки. Сама Ермолова запишет в дневнике: «Я счастлива сегодня». Но успешный дебют не прекратил ее мучительных занятий балетом, еще два года ей пришлось доучиваться в училище и только по его окончании выйти на желанный путь драматической актрисы.

Театр — судьба

Сразу после выхода из училища Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Но руководство театра было убеждено, что для молодой артистки лучше подходит комедийное амплуа, и ей в первое время давали роли исключительно в водевилях. Она играла легкомысленных барышень, вкладывая в них больше глубины и серьезности, чем задумывали авторы. Однако роли Машеньки в «Рабстве мужей», Марфы в «Царской невесте», Эммы в «Семье преступника», Лидочки в «Свадьбе Кречинского», Марианны в «Тартюфе» стали для нее хорошим стартом. К ролям Мария Николаевна подходила очень серьезно, долго искала черты характера, продумывала рисунок образа. Первые три года в театре стали для нее временем учебы, она набиралась мастерства, осознавала свои возможности.

Удачный дебют и первые роли значительно осложнили жизнь Ермоловой в театре, на первых порах ее окружали зависть и недоброжелательство. Ей было трудно вписаться в труппу еще и из-за своего необщительного характера. Большую поддержку ей оказала семья Щепкиных, родственников знаменитого актера. В их доме собиралась интеллигенция Москвы, и Марии удалось свести много полезных знакомств, которые помогут ей в будущем.

Талант трагической актрисы

Постепенно режиссеры обнаруживают мощь дарования Ермоловой и поручают ей более серьезные роли. В 1873 году ей посчастливилось поработать над образом Катерины в «Грозе» А. И. Островского, она в течение нескольких лет совершенствовала и оттачивала эту роль, доводя до совершенства. Талант должен созреть, и актер должен накопить определенный опыт, чтобы расцвести в полную силу. Прошло шесть лет, прежде чем на сцене Малого театра заблистала во всей своей силе истинная новая звезда – Мария Ермолова. Актриса к 1876 году вошла в превосходную форму и созрела для бенефиса. Специально для нее завсегдатай кружка у Щепкиных Сергей Юрьев перевел пьесу Лопе де Вега «Овечий источник», роль Лоуренсии в которой идеально подходила для такого мероприятия. Пьеса имела оглушительный успех, восторженная публика перегородила дорогу и вместо лошадей везла ее карету до дома, а потом внесла актрису в дом на руках.

Так началась счастливая полоса в жизни Марии Ермоловой. Она открывает новую эпоху в Малом театре – эпоху романтики. Ее лирический дар в полной мере реализовался в таких ролях, как Офелия, Дездемона, Эстрель в «Звезде Севильи», Елизавета в «Дон Карлосе».

Но самую большую славу Марии Ермоловой составили трагические и драматические роли, в них со всей полнотой раскрылся ее талант. Федра, Сафо, леди Макбет в исполнении актрисы восхищали публику и критиков. В них ее индивидуальность проявилась в полной мере.

Прикосновение к современной драматургии

В конце 80-х и 90-х годов 19 века Ермолова Мария обращается к современному репертуару, в котором не нужны были страсть и пафос, присущие классическому материалу. Здесь акцент делается на бытовых темах и реалистичности персонажей. Новые грани таланта Ермоловой раскрываются в пьесах русских драматургов: А. Н. Островского, В. И. Немировича-Данченко, А. И. Сумбатова-Южина, М. И. Чайковского, А. С. Суворина. Она не только пробует себя в положительных образах, но и обращается к отрицательным персонажам.

Завершающие годы карьеры

С 1910-х годов в профессиональной карьере актрисы произошли изменения, свой привычный репертуар она больше не хотела играть из-за возраста. Мария Ермолова вынуждена была обращаться к ролям матерей и старух. Но и в этот период у нее были творческие удачи, к которым относят роли царицы Марфы в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого, фру Альвинг в ибсеновском «Приведении».

В 1920 г. пышно празднуется 50-летие ее творческой деятельности, советская власть присваивает ей звание народной артистки Республики, она была первой в истории актрисой, получившей такой титул. Советская власть в 70-х годах 20 века запустила теплоход «Мария Ермолова», который дал название целому классу пассажирских водных судов.

В 1923 году она официально покидает сцену. Но продолжает давать концерты в качестве чтеца стихов, встречается со зрителями.

Лучшие роли

Актриса Ермолова Мария Николаевна обладала мощнейшим трагическим дарованием, за свою жизнь она воплотила на сцене более 300 образов. Но ее главной ролью критики называют Жанну Д’Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Эту пьесу она много лет «отбивала» у цензуры, и только в 1884 году разрешение на постановку было получено. Далее в течение 18 лет спектакль не сходил со сцены, и Ермолова в нем только набирала силу. К лучшим ролям также относятся: Негина в «Талантах и поклонниках» Островского, Кручинина в его же пьесе «Без вины виноватые», Мария Стюарт в пьесе Шиллера, Федра Расина, Гермиона в шекспировской «Зимней сказке».

Театр Марии Ермоловой – это театр переживаний и погружений. Она воплощала собой систему К. С. Станиславского.

Слава актрисы известна сегодня только по отзывам современников, фото Марии Ермоловой не передают всего ее магического обаяния, а на кинопленку ее спектакли не были засняты. Однако известно, что она впечатляла зрителя глубиной и силой переживаний, умела выразить тончайшие душевные движения и настроения.

Частная жизнь

Все современники утверждали, что Ермолова в жизни была очень скромным и непритязательным человеком, она не стремилась к роскоши, обходилась малым. Так, из украшений на ней можно было увидеть только нить жемчуга, из одежды она предпочитала строгие черные платья. В доме ее была очень аскетичная обстановка, его украшали только цветы, подаренные зрителями.

Ермолова вышла замуж за Николая Шубинского еще в молодом возрасте по большой любви, которая очень быстро рассеялась, и обнаружилось значительное несходство характеров и взглядов супругов. Но Мария Николаевна Ермолова всю жизнь продолжала жить с нелюбимым человеком ради дочери. Современники говорили, что позже ее настигла большая любовь с ученым, проживающим в Европе. Но Ермолова так и не решилась расторгнуть брак.

В последние годы жизни ей много радости доставлял внук Коля, с которым она проводила много времени. 12 марта 1928 скончалась великая русская актриса Ермолова Мария Николаевна.

–> Главная › Каталог статей › ЖЗЛ Мария Ермолова.Светлая душа человеческая.

Мария Ермолова.Светлая душа человеческая.

Жизнь показала, что Николай Алексеевич Ермолов, служивший суфлером в Малом театре, не ошибся, дав старшей дочери имя Мария, которое в переводе означает горькая и упорство . Оно удивительно соответствовало характеру и судьбе будущей великой актрисы…

Слава актера, как дым… СТОЯЛА середина марта 1928 года. Первые лучи солнца, прорезав тяжелый зимний мрак, осветили московские улицы и заиграли на куполах церкви Большого Вознесения, где через несколько дней будут отпевать великую актрису России. Мария Николаевна Ермолова скончалась 12 марта в начале восьмого утра. В эти минуты, вспоминает Т. Л. Щепкина-Куперник, в окне ярко блеснуло солнце, только что вышедшее из-за противоположных домов бульвара, и прямо озарило ее лицо — такое строгое, такое скорбное и такое прекрасное…. Не любившая заботами о себе утруждать других, она боялась доставить беспокойство кому-либо даже своей смертью. Казалось, актриса сделала все, чтобы ее забыли: больше пяти лет не появлялась на сцене, почти не поддерживала связей с театральной жизнью да и вообще мало с кем общалась. Но ее помнили, любили… Светлой душой человеческой назовет Ермолову в своей надгробной речи В. И. Качалов. Нескончаемый людской поток перетекал от дома на Тверском бульваре к церкви у Никитских ворот и к Малому театру, чтобы в последний раз поклониться таланту той, которая навсегда прощалась с миром. Но вряд ли кто из толпы прощавшихся помнил, как почти семьдесят пять лет назад тоже пели колокола, созывая прихожан к вечерне, и в церкви Благовещения, что на Тверской, неподалеку отсюда, крестили дочь суфлера Малого театра Марью Ермолову двух дней от роду. Кто мог знать тогда, какую благую весть нес миру тот колокольный звон?.. Говорят, что слава актера — дым, после его смерти ничего не остается и память о нем исчезает! Мария Николаевна Ермолова осталась для нас великой молчальницей не вела упорядоченных архивов, дневниковых записей. И, может быть, лучше всего своеобразие характера знаменитой актрисы подчеркивают строки Бориса Пастернака, хотя и не посвященные именно ей: Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями трястись… Актриса предпочла оставить минимум информации о себе, уходя в вечность легендой.

Первая пара кордебалета СУДЯ по тем немногочисленным записям, которые Мария Николаевна оставила о своем детстве, она не помнила себя вне театра: …когда мне было еще три года от роду, я сидела в суфлерской будке на коленях своего отца и с жадностью смотрела, что делается на сцене… Те впечатления, которые я выносила после каждого виденного мною спектакля, заполняли все мои мысли и желания… Даже детские игры — и те были наполнены театральным содержанием. Помню, как с помощью моего брата я одевалась в длинную юбку своей матери или в бабушкину кофту, как стулья ставились у нас вверх ногами, чтобы создать впечатление сцены, и как я бросалась на колени, кого-то о чем-то умоляя и прося.

Долорес “Граф де Ризоор” Сарду

Иоанна “Орлеанская дева” Ф.Шиллера

И все же, в будущем занятия балетом принесут свои плоды: в частности, благодаря им выработались у Марии Николаевны необыкновенная работоспособность и выносливость, великолепная осанка, лаконичная пластическая и мимическая выразительность, острое чувство ритма роли и спектакля в целом. А тогда ей казалось, что это какой-то замкнутый круг. Позже она скажет: Учили в то время плохо, занимались больше танцами, а на науку мало обращали внимания. Конец такому обучению положил приход нового учителя русского языка А. Д. Данилова, который с первых же уроков стал знакомить учениц с Войной и миром. Это был переворот всего нашего детского мировоззрения. Мы, дети театра, посвященные ему с детства, мы не знали, что есть и другая жизнь, кроме театральной. Для нас это было откровением… Да, этого впечатления я никогда не забуду и до конца дней моих буду благодарить великого писателя за то, что он для нас сделал…

Евлалия “Невольницы” А.Н.Островского

Берегите Божью искру… В ДОМЕ Ермоловой бережно хранилась иконка Казанской Богоматери — дешевенькая, на глянцевой бумаге, в деревянном с металлической окантовкой окладе. На обороте ее — надпись: Марии Николаевне Ермоловой от искренно ея любящей Н. Медведевой. Благословение. Это благословение освещало Ермоловой весь дальнейший сценический путь. А тогда, в самом начале своего пути, она получила поздравление М. П. Щепкина: …Первый труднейший шаг совершен, и с полным успехом! Крепитесь, молодая дебютантка: добросовестное служение делу искусства, тяжелый неуклонный труд, работа долгая, многолетняя спасут вас от всех опасностей. Берегите эту дорогую Божью искру таланта и вдохновения и при помощи труда смело идите с нею вперед по тернистому пути русского артиста! Итак, свершилось! Заветный занавес Малого театра поднялся, но не для того, чтобы показать чудо театрального действия, а для того, чтобы это чудо она, дебютантка Ермолова, творила сама. И это ей удавалось. В спектакле 1873 года Ермолова сыграла Катерину в Грозе, и сыграла так, как никто до нее — ни Л. Н. Никулина-Косицкая, ни П. А. Стрепетова, ни Г. Н. Федотова. В ее Катерине во всю мощь зазвучал мотив луча света в темном царстве. Этих нот — свободолюбия, мятежности, готовности к гибели ради сохранения свободы — требовало время, требовало настроение зрительного зала. Позже, в спектаклях 1880 — 1890-х годов, на первый план вырвется другой мотив — мотив страсти, греха, раскаяния и возмездия — и прозвучит пронзительно, мощно, оглушающе. В рецензиях того времени отмечалось, что не было нытья, не было напускной слезливости, не было, одним словом, тех обычных приемов, к которым так охотно прибегают другие Катерины, но зато была такая потрясающая картина душевного страдания, обставленного суровыми условиями семейного деспотизма, что облик Катерины — Ермоловой сразу заслонил всех действующих лиц драмы и приковал к себе с первой же сцены внимание зрителей…

Зейнаб “Измена” А.И.Сумбатова

Ермоловой всегда правильно удавалось подобрать роль — ту самую, которая лучше всего отвечала каким-то черточкам ее характера, ее темпераменту. Конечно же, иногда ей помогали, ведь еще в самом начале творческого пути ей встретились личности неординарные, крупные. Своими учителями назовет она впоследствии троих — С. А. Юрьева, Н. И. Стороженко и М. П. Щепкина.

Роман, который написала жизнь В ОДНОЙ из околотеатральных компаний, что собирались у Щепкина, Мария Николаевна повстречала человека, с которым связала свою дальнейшую жизнь. Когда-то, в шестнадцать лет, она обронила в дневнике фразу Хотя бы влюбиться. Чуть позже у нее была и юношеская влюбленность в актера Вильде, и романтическая увлеченность и быстрое разочарование каким-то Кашиным, и серьезная привязанность, доверительность, как ни с кем до того, в отношениях с неким Гирчичем. Но всякий раз она стыдливо избегала даже намека на любое сердечное побуждение, а уж если это замечали другие — обрывала не раздумывая. Однако наконец сильное чувство захлестнуло Ермолову с головой. Этот человек — Николай Петрович Шубинский — был ее ровесником. Несмотря на молодость, он имел высокое положение в адвокатской элите. Произносил горячие, зажигательные речи. Его яркий темперамент и ум сквозили буквально в каждом слове. Держался независимо, однако без высокомерия, манерами обладал обходительными, без оскорбительного волокитства. Ермолова и Шубинский… Студент Московского университета и известная актриса. Впрочем, в их окружении брак между кандидатом прав, представителем дворянской династии, в которой русская кровь была смешана с итальянской, и актрисой, суфлерской дочкой, не считался мезальянсом. Когда-то Ермолова мечтала сама написать роман, теперь роман за нее писала жизнь…

Княжна Плавутина-Плавунцова “Холопы” П.П. Гнедича

Вокруг Тверского бульвара В 1889 ГОДУ Шубинские переехали с Сивцева Вражка в старинный особняк на Тверском бульваре. По Тверскому проходил ежедневный маршрут Марии Николаевны в Малый театр. В короткие свободные часы между репетициями и спектаклями Ермолову можно было увидеть на бульваре — то неторопливо прогуливающуюся со своими собачками, то спешащую навестить сестер: младшую, Александру, жившую рядом, через несколько домов, или среднюю, Анну, — на Бронной. С Тверским бульваром, с прилегающими к нему улицами и переулками будет связана жизнь Ермоловой до последнего мига. Неподалеку, в Мамоновском, жили Садовские, в Палашевском — Южин, позднее в Леонтьевском — Станиславский. Булочки и калачи в дом актрисы к утреннему чаю приносили непременно из булочной Филиппова, а просвиры — из Страстного монастыря. По воскресеньям и по праздникам ходили в церковь у Никитских ворот, зимой кататься на коньках — на Патриаршии пруды. В доме Ермоловой все время бывали люди. И именно их постоянное присутствие облегчало и разряжало напряженную и не слишком счастливую атмосферу. Да, хотя Шубинский и Ермолова были в расцвете сил, обоим по 36 лет, хотя они достигли многого: известности, положения в обществе, достатка, но что-то все же исчезло навсегда. Теперь у каждого из них была своя, отдельная жизнь, и все яснее становилось, что возврата былых чувств уже не будет, да, пожалуй, ни Ермолова, ни Шубинский и не стремились к этому. Их дочь — М. Н. Зеленина писала: В доме постоянно была атмосфера тоски, надрыва и обреченности, всех тяготила собственная жизнь и сочетание с окружающими. Между отцом и матерью была сложность их брака, сделавшегося фиктивным, с тех пор, как мать полюбила П., а отец имел направо и налево любовные связи, более или менее продолжительные и серьезные.

В предместье Ялты ОДНАКО многочисленные посетители вряд ли замечали внутренний неуют. Побывать в доме Ермоловой и Шубинского считалось престижным. Россыпь визитных карточек свидетельствует: заходили Станиславский с Лилиной, Москвин и Качалов, Санин и Немирович-Данченко. Наносили визиты и Александрийцы — Савина, Давыдов. Ермолова стала центром московской театральной жизни, слава актрисы достигла апогея. Если говорить об общественном признании, то имя Ермоловой стало не только популярно, но и чрезвычайно авторитетно. Ее то и дело избирали почетным членом многочисленных и самых неожиданных обществ: от Общества любителей российской словесности до Общества трезвости и сбережения копейки. А ей важно и радостно было ощущать себя частицей огромного целого, именуемого русской художественной интеллигенцией. После каждого напряженного театрального сезона Ермолова ездила отдыхать в Крым. В середине 1890-х годов в Олеизе — предместье Ялты — на даче врача А. Н. Алексина Ермолова познакомилась с доктором Л. В. Срединым и его семьей. Началась новая глава в ее жизни.

Рогнеда “Полоцкое разоренье” А. Амфитеатрова

Последняя вспышка лампады НАСТУПАЛ 1905 год с его кровавой смутой и бессилием власти. Жизнь менялась. Ермолова понимала Малый театр как единый живой организм, где каждый актер — индивидуальность. Изъять безболезненно ту или иную его составляющую, будь то Южин, Ленский, Федотова или сама она, нельзя. Но все менялось — и вот уже стали звучать голоса, что в Малом театре можно обойтись без Ермоловой! Это было оскорбительно не только по отношению к ней, которая, кстати, удостоилась звания заслуженной артистки Императорских театров. Это удар для всей труппы. Я не могу больше играть, все, что я делаю теперь, через силу… — жаловалась великая актриса. И именно в это время В. А. Серов получил заказ от литературно-художественного кружка написать ее портрет. По деталям интерьера узнается парадный Белый зал в доме на Тверском. На фоне зеркала в золоченой раме и аркады с портретами Мольера и Шекспира — величественная женщина в черном платье с гордо поднятой головой… В конце 1908 года Мария Николаевна написала Средину последнее письмо. Погасла и эта лампада в ее жизни. Пожалуй, теперь от безысходного одиночества знаменитую актрису спасал лишь маленький жизнерадостный человечек — внук Коля. С ним она прожила и прочувствовала всю гамму нерастраченных материнских чувств, не вполне реализованных, когда ее собственная дочь была крошкой. Для Коленьки Ермолова сочиняла сказки, романтические рассказы, стихи… Затем пришел 1917-й год. События до того заслонили все и всех, что просто голова ничего не соображает! Жаль, что не дожил Леонид Валентинович, он был бы наверняка рад», — записывает Ермолова весной 1917 года. Но один революционный переворот привел за собой другой — ужасный и безжалостный. В те октябрьские дни Тверской бульвар был одним из боевых мест. Но актриса никуда не уезжала. Сохранилась справка: 64-летнюю актрису освободили от трудовой повинности по уборке снега. Однако ее артистическая уборная в Малом театре после пребывания там солдат Красной армии была разгромлена и разграблена… И все же, независимо от смены властей и режимов, Ермолову продолжали помнить и любить. Из воспоминаний очевидцев: …в театре праздник начался в четыре часа дня и кончился в три часа утра. От артистического входа Малого театра по Театральной площади были расстелены ковры. Из-за угла Большой Дмитровки показался дряхлый извозчик, всегда возивший Ермолову в театр, — и в пролетке знакомая фигура Марии Николаевны. Южин взял лошадь под уздцы, Марию Николаевну посадили в кресло и внесли в здание театра… Так 2 мая 1920 года состоялось чествование великой русской актрисы. А время между тем брало свое. И вот уже вскоре самыми частыми посетителями в доме Ермоловой становятся врачи. Один из них — Константин Иванович Павлинов — хорошо знаком актрисе уже давно. И не только как доктор медицины, профессор, замечательный специалист. Этого человека она когда-то любила… И как знать, какие чувства вызвала у этих двух немолодых уже людей новая встреча в конце жизни? Всколыхнулась ли в их сердцах радость былого или горечь несостоявшегося? Наверное, это и была последняя вспышка света угасающей лампады.

Читайте также:

Стартует соревнование по трофи-рейду «Веппский лес…
Бела рубашка,и во что её можно превратить.
Ольга Книппер-Чехова.
Кот Ахилл получил предложение стать первым котом-pet-терапевтом в космосе.
Необычный проект “Нетакойквест” о интересных вещах.
«Классика на Дворцовой» соберет звезд мировой сцены.
В Петербурге стартовал благотворительный проект «Друзей не покупают!».

Комментарии –>

Мария Ермолова
image Портрет кисти Валентина Серова
Имя при рождении Мария Николаевна Ермолова
Дата рождения 3 (15) июля 1853(1853-07-15)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 12 марта 1928(1928-03-12) (74 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Гражданство image Российская империяimage СССР
Профессия актриса
Годы активности 1866—1923
Театр Малый театр
Роли Катерина, Офелия, Васса Железнова, Лариса Дмитриевна
Награды
image  Герой Труда

Заслуженная артистка Императорских театров

image Медиафайлы на Викискладе

Мария Николаевна Ермолова (3 [15] июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва) — русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров[1]. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр.

Биография

Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Николая Алексеевича Ермолова; дед Алексей Семёнович Ермолов был в своё время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было[2].

В 1862 году Мария была отдана в балетный класс Московского театрального училища. Особых способностей к балету она не обнаружила, но участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова была свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

Артистка М. Н. Ермолова (нач. XX в.)

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была её первая роль, но она ещё не принесла ей успеха.

По воспоминаниям С. Н. Дурылина «ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то „пробе“ в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу».

В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность.

В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

В период 1870—1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, а также с Николаем Петровичем Шубинским, своим будущим мужем, который учился на юридическом факультете, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. В это время Ермолова начала играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают. В 1873 году она исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.

Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:

«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

В 1890-е годы играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноимённой пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую.

image С Александром Остужевым в спектакле «Без вины виноватые» в 1913 году М. Н. Ермолова в роли Янетты в спектакле “Красная мантия” Брие, 1904 г.

Ермолова много занималась в училище с актёрами.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, за алтарём которого в 1928—1971 гг. находилась могила Ермоловой

В 1920 году получила звание народной артистки.

В 1921 году в эмиграции умер муж Николай Петрович Шубинский. Спустя 2 года в 1923 году актриса ушла со сцены. Она была одинока, мало кого принимала. Угасавшую актрису навещал доктор Павлинов, в которого Ермолова влюбилась, будучи замужней, в 30 лет[3].

Умерла Ермолова 12 марта 1928 года. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы[4], прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище[5] рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ (надгробие выполнено Верой Мухиной[6]). На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак[7]. Вместе с Ермоловой захоронена её дочь, Маргарита Николаевна (1876—1965)[8], бывшая замужем за московским врачом Василием Яковлевичем Зелениным, и Татьяна Львовна Щепкина-Куперник[9].

Память

  • В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ермоловой.
  • В 1985 году в её честь назван кратер Ермолова на Венере.
  • В 1986 году в особняке на Тверском бульваре — памятнике истории, построенном в 1773 году, где жила великая актриса, был создан Дом-музей М.Н. Ермоловой — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина[10]
  • В советское время имя Ермоловой носил знаменитый Большой Каретный переулок в Москве.
  • Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.

Почтовая марка СССР, 1957 г.

  • В Днепре существует улица Ермоловой.

Роли в театре

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 мая 2022 в 04:21.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий