Купеческая дочь, модельер, сестра милосердия: Малоизвестные факты из жизни скульптора Веры Мухиной

Биография

Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.

image
Вера Мухина в мастерской

Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.

Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.

image
Вера Мухина в молодости

В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.

В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.

Скульптура и творчество

Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.

Скульптор Вера Мухина

После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.

Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.

Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде

Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.

В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.

Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания

Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.

В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.

Личная жизнь

Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.

Вера Мухина

Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.

Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков. Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях. Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.

Вера Мухина и Алексей Замков с сыном

В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление. Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь. Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.

Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало. Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора». Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.

Портрет Веры Мухиной

Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький. Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану». Литератор убедил Сталина, что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.

Смерть

Вера Мухина умерла осенью 1953 года, тогда ей было 64 года. Причиной смерти стала давно ее мучившая стенокардия.

Могила скульптора расположена на втором участке Новодевичьего кладбища.

Работы

  • Монумент «Рабочий и колхозница» в Москве
  • Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» в Москве
  • Скульптуры «Море» в Москве
  • Памятник Максиму Горькому в Москве
  • Надгробия на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» в Волгограде
  • Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
  • Скульптура «Мир» в Волгограде

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Вера Игнатьевна Мухина (Vera Ignatyevna Mukhina; 1 июля 1889 — 6 октября 1953 гг.) — самый известный российский скульптор XX века. Знаменитое произведение Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» является в мировой культуре символом Советского Союза. Творчество мастера, помимо монументальных проектов, включает в себя создание изделий из стекла и керамики, театральных декораций, коллекций женской одежды. Биография Веры Мухиной столь же интересна, как и ее скульптуры.

Биография Веры Мухиной

Вера Мухина — уроженка Латвии. Она появилась на свет 1 июля 1889 г. в Риге в состоятельном семействе купца и дочери аптекаря. В двухлетнем возрасте девочка лишилась матери, а в 1904 г. потеряла и отца. Ее, вместе с сестрой Марией, забрали родные из Курска. Они хорошо относились к детям, заботились об их образовании, отправляли отдыхать на курорты России и Европы. Опекуны уже задумывались о замужестве сестер, однако судьбу Веры изменил трагический случай. Катаясь на санках, девушка въехала в дерево, которое изуродовало ее лицо, отрезав нос. Для восстановления внешности потребовалось несколько пластических операций.

Вера Мухина отправилась на лечение в Париж. Одновременно там она посещала занятия скульптора Эмиля Антуана Бурделя (Emile Antoine Bourdelle), поскольку еще с детских лет увлекалась изобразительным искусством и проходила обучение в московских студиях. Впоследствии будущему мастеру удалось побывать в Италии, где она соприкоснулась с культурой эпохи Возрождения.

В 1914 г. Вера приехала в российскую столицу. Вскоре началась Первая мировая война, и девушка, окончив курсы медсестер, стала трудиться в госпитале. Там она встретила будущего мужа — врача Алексея Замкова, впоследствии у них родился сын Всеволод.

После войны Вера Мухина продолжила заниматься творчеством. Она участвовала в разработке женской одежды, преподавала в художественно-промышленном техникуме и во ВХУТЕИН, одновременно создавала скульптуры. Первой удачей стало произведение «Крестьянка», которое получило высшую оценку на выставке, посвященной десятилетию Октября, и хвалебный отзыв знаменитого живописца Ильи Машкова. После экспозиции в Венеции работу приобрел один из итальянских музеев.

Воодушевленная Вера Игнатьевна продолжала творить. Ее легендарным шедевром, созданным в 1937 г., стала скульптура «Рабочий и колхозница». Композицию из мужской и женской фигур восторженно приняли на Всемирной выставке в Париже, позже перевезли в Москву, установив монумент на ВДНХ. Соцреалистическое произведение стало символом советского государства, эмблемой «Мосфильма».

Последующие работы Веры Мухиной также становились украшением российской столицы, при этом часть проектов были реализованы уже после смерти скульптора по ее эскизам. Помимо произведений монументального жанра, Вера Игнатьевна создавала скульптурные портреты современников, представляя в них человека во всей его личной неповторимости.

Очень выразительны изображения людей, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Вместе они составили рассказ о людях, способных на подвиг, которые не пасовали перед угрозой смерти, закаляли в сражениях свой характер.

Вера Мухина была обладателем государственных премий, входила в состав архитектурных комиссий. Вместе с тем жизнь ее не была легкой: во многом причиной было буржуазное происхождение скульптора. Также ее семья подвергалась гонениям, поскольку мужа Алексея несправедливо обвиняли в ненаучных методах лечения. Кроме того, мастер попала в опалу к Сталину: вождь захотел иметь бюст работы Мухиной, она же попросила его присутствия в мастерской для сеансов с натуры, чем оскорбила правителя.

Гениальный скульптор скончалась от стенокардии 6 октября 1953 г. Свой вечный приют Вера Мухина нашла на Новодевичьем кладбище рядом с могилой супруга.

Самые известные скульптуры Веры Мухиной

Помимо знаменитого произведения «Рабочий и колхозница», у мастера много узнаваемых работ. Среди известных скульптур Веры Мухиной можно отметить следующие:

  • «Хлеб» (1939) — композиция была создана для выставки «Пищевая индустрия». Произведение, также известное под названием «Урожай», воспевает свободный и гармоничный труд.
  • «Наука» (1950-1952) — композиция, ставшая символом МГУ, подчеркивала, что тяга к знаниям была важной чертой советского гражданина.
  • «Памятник Чайковскому» (1954) — гениальный композитор изображен в порыве творческого вдохновения. Скульптура установлена у Московской консерватории, и Петр Ильич словно прислушивается к музыке, льющейся из ее окон, дирижирует ей в такт.
  • «Земля» и «Вода» (1957) — фигуры были выполнены уже после смерти Веры Мухиной по ее эскизам. Мужской и женский образы олицетворяют собой две стихии, подвластные человеку.

Творчество Веры Мухиной — целая эпоха в развитии российского искусства. К сожалению, не все замыслы мастера воплотились в жизнь, многие идеи так и остались на этапе эскизов и макетов.

*В  В 1925 году Вера Мухина вместе с лучшей подругой знаменитым модельером Надеждой Ламановой разработала линейку моделей одежды из дешевых и доступных подручных материалов. Они вместе выпустили альбом “Искусство в быту”.

Вера Мухина увлекалась и созданием художественного стекла, посуды. Есть миф, приписывающий ей создание граненого стакана. Однако они существовали задолго до нее, их можно увидеть на многих старинных картинах. Зато по более правдоподобной версии именно она придумала гладкий ободок на верхней части уже существовавшего граненого стакана. Также она считается автором популярных в СССР пивных кружек.

Вера Мухина создала скульптурные портреты многих прославленных современников и не только. А ее собственный портрет создал известный художник Михаил Нестеров.

https://www.culture.ru/materials/120580/pervaya-dama-sovetsk…

https://to-priz.livejournal.com/89238.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухина,_Вера_Игнатьевна

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рабочий_и_колхозница

Эмоции

Здесь Вера Мухина на портрете художника Михаила Нестерова.

  • «Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все — сам», — говорила Мухина. Признавалась: «Терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла не уступить его настоятельному желанию».

Мухина самая известная скульпторша СССР. Ее «Рабочий и колхозница» является эмблемой киностудии «Мосфильма», и в мировой культуре это символ Советской России. Ее именем была названа Художественно Промышленная Академия, ее работы — основа советской пропаганды, и есть слух, что это она придумала форму знаменитых граненых стаканов в СССР.

Но жизнь Веры Мухиной полна тайн, которые тщательно скрывали в Советское время.

Вера Мухина далеко не рабоче-крестьянского происхождения. Она родилась в 1889 году в Риге (Латвия) в семье состоятельного купца-мецената Игнатия Мухина и дочери аптекаря, немецкого происхождения.

Ее мать умерла от туберкулеза, когда девочке было всего два года, и отец увез ее вместе со старшей сестрой в теплую Феодосию, где девочка получила первые уроки живописи и рисунка. Девочка так же проявляла талант и в музыке, но отцу больше нравилось, когда она рисовала, возможно потому, что он сам занимался этим видом искусства.

Отец умер в 1904 году, девочек взяли к себе достаточно богатые родственники из Курска. Родственники любили сестер Мухиных Веру и Марию, их хорошо обучали и отправляли отдыхать на курорты и России, и в Европе, в надежде удачно выдать замуж.

  • Но светской дамой Вере не суждено было стать, из-за несчастного случая в 1912 году. Когда Вера каталась на санках, она слишком разогналась на горке, и санки въехали в дерево. Больше всего пострадало лицо девочки. Сучок дерева отрезал ей нос. Нос пришили в Смоленской больнице, но это сильно изменило внешность. Несмотря на то, что потом Веру родственники отправили на пластические операции во Францию, лицо ее приобрело знаменитую “волевую грубоватость”.

Следующие два года Вера прожила в Париже, где кроме лечения еще ходила на занятия к скульптору-монументалисту Э.А. Бурделю.

  • В 1914 году Вера Мухина возвращается в Москву, надеясь в скором времени отправиться в Италию, чтобы изучать скульптуру итальянских классиков. Но Первая Мировая война перечеркнула ее планы. Вера идет на курсы медсестер, чтобы работать в госпитале.
  • В госпитале Вера знакомится с будущим супругом Алексеем Замковым, который позже становиться профессором медицины. В 1916 году у них родился сын Всеволод.

Вера Мухина занималась не только скульптурой, но также и керамикой, стеклом (отсюда легенда про граненые стаканы), создавала театральные декорации и коллекции женской одежды.

В 1925-м году совместно с модельером Н.Л. Ламановой Вера Мухина получила приз за коллекцию женской одежды из дешевых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный ею «петушиный узор».

  • Алексей Замков муж Веры Игнатьевны был талантливым врачом, изобрел один из первых гормональных препаратов, сам дома прооперировал сына, от лечения которого отказались другие врачи, и мальчик поправился. Но все это вызывало дикую зависть и неодобрение в советское время, его считали выскочкой, возможно из-за того, что он изучал народные методы лечения. Коллеги писали на него доносы, Алексея поставили «на учет», вызывали на допросы, грозили арестом. Вера Мухина планировала с ним бежать в Иран, но их планы быстро вычислили, предъявили Алексею Замкову обвинение в шарлатанстве и отправили жить в Воронеж, и конфисковали, при этом, все имущество.
  • В Москву Вера вернулась только после того, как за нее заступился Алексей Горький, с которым она была лично знакома. В 1934-м году у Алексея Горького погибает единственны сын писателя Максим Пешков, при невыясненных обстоятельствах. Вера Мухина делает для него надгробный памятник, причем сразу в двух экземплярах, один для Москвы, другой для родины Горького, Нижнего Новгорода.

К сожалению, на этом репрессии для семьи Мухиной не закончились. Богатые родственники оставили ей наследство, на которое Вера купила мужу дорогой электронный микроскоп. Вскоре Замков обвиняется в антисоветской пропаганде и в его лабораторию нагрянули с обыском. «Правоохранители» разрушили там все, и выбросили дорогой микроскоп в окно. Алексею запретили работать. Вскоре, у него появились проблемы с сердцем, и Алексей Замков умер.

Свою самую известную работу «Рабочий и колхозница» создавала не для ВДНХ, а для Парижской Всемирной Выставки, в 1937 году. Скульптура была не в том виде, к которому мы привыкли — она изображала полностью обнаженных мужчину и женщину в сильном движении, из тонких листов стали. Советская цензура решила, что такое изображение позорно. Вере Мухиной приказали на рабочего «натянуть штаны», а у колхозницы «прикрыть все». За несколько дней до выставки Вера успела прикрепить к фигурам элементы одежды, и Мухина уже не считала скульптуру завершенной. Но даже такую отцензурированную скульптуру французы полюбили и просили Мухину подарить ее им.

Вера Мухина вместе со скульптурой вернулась на родину. В Москве она полностью переделала скульптуру, сделав ее из более плотных листов стали. После чего Рабочего и Колхозницу установили на ВДНХ.

Скончалась Вера Мухина в 1953 году от стенокардии, и похоронена на 2-м участке Новодевичьего кладбища, рядом с мужем, которому памятник делала сама, и на надгробной плите которого написала «Для людей я сделал все, что мог».

Ее собственный надгробный памятник сделала другая скульпторша Нина Зеленская, и на надгробной плите Веры Мухиной она написала : «И я тоже»…

Примечательно, что я поступала в Художественно-промышленную Академию им. Мухиной в Петербурге. Уже при мне скульптуры Веры Мухиной вынесли из главного зала и заменили их на слепки Пергамского алтаря.

Саму Академию переименовали в академию барона фон Штиглица, именем мецената, который основал это художественное училище в Санкт-Петербурге, и оно в последствии стало академией.

Мои самые любимые скульптуры Веры Мухиной.

Партизанка.1942

«Мы знаем исторические примеры, — говорила Мухина на антифашистском митинге. — Знаем Жанну д’Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову… Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дни битв с фашизмом, — знаменательно».

Сидящая фигурка. 1947

Мне кажется, что Мухина сделала эту легкую скульптуру, отдыхая от пафоса своих больших монументальных работ.

В стекле эта скульптура выглядит еще более легкой.

Крестьянка.

В этой фигуре немолодой женщины органично сочетается монументализм и реалистичность. Перед нами очень сильный собирательный образ женщины, которая и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет…»

Балерина Семенова

Портрет знаменитой балерины. Здесь поражает сильный контраст между лицом серьезной женщины в возрасте и легким движением балерины перед началом выступления, словно фигура и голова принадлежат разным людям…

Две крестьянки.

Две гармоничные фигуры, они не выглядят чересчур сильными, или монументальными, но сильны сами по себе за счет того, что действуют вместе. Мне нравится эта скульптура, потому что является аллегорией женской дружбы и поддержки, когда женщины сильны своими совместными действиями. Опять же, это именно символические фигуры, т.к. сложно представить, что в реальности крестьянки не могли так двигаться, или работать обнаженными. Но видимо эта скульптура избежала цензуры по одежде.

Земля

В этой фигуре угадывается сюжет классической богини плодородия, когда женщина демонстрирует красоту тела, ассоциирующуюся с плодовитостью. Но здесь есть переосмысление этого сюжета, когда красоты женщины больше выражена в силе движения и в действии, нежели в акценте на теле.

image Имя: Вера Мухина (Vera Mukhina) Дата рождения: 1 июля 1889 года Знак зодиака: Рак Возраст: 64 года Дата смерти: 6 октября 1953 года Место рождения: Рига Деятельность: скульптор-монументалист Семейное положение: вдова

Биография

Талантом Веры Мухиной восхищались Максим Горький, Луи Арагон, Ромен Роллан и даже “отец народов” Иосиф Сталин. А она все реже улыбалась и неохотно появлялась на публике. Ведь признание и свобода – совсем не одно и то же. image

Детство, семья

Вера родилась в Риге в 1889 году, в семье богатого купца Игнатия Мухина. Мать потеряла рано -после родов та мучилась туберкулезом, от которого не спаслась даже в благодатном климате юга Франции. Опасаясь, что у детей может быть наследственная предрасположенность к этому заболеванию, отец перевез дочерей в Феодосию. Здесь Вера увидела картины Айвазовского и впервые взялась за кисти… image Когда Вере было 14, скончался отец. Похоронив купца на берегах Крыма, родственники забрали сирот в Курск. Будучи людьми благородными, денег на них не жалели. Наняли в гувернантки сначала немку, потом француженку; девочки побывали в Берлине, Тироле, Дрездене. В 1911 году их привезли в Москву – подыскать женихов. Вере эта затея опекунов сразу не понравилась. Все ее мысли занимало изобразительное искусство, мировой столицей которого был Париж, – именно туда она стремилась всей душой. А пока изучала живопись в московских художественных студиях. Получить желаемое Мухиной помогло несчастье. Зимой 1912 года, во время катания на санях, она врезалась в дерево. Нос оказался почти оторван, девушке сделали 9 пластических операций. «Ну и ладно, – сухо бросила Вера, глянув в больничное зеркало. – Живут люди и с более страшными лицами». Чтобы утешить сироту, родственники отправили ее в Париж.

Скульптура

В столице Франции Вера осознала, что ее призвание – быть скульптором. Наставником Мухиной стал Бурдель, ученик легендарного Родена. Одно замечание учителя – и она разбивала свою очередную работу вдребезги. Ее кумир – Микеланджело, гений эпохи Возрождения. Если и ваять, то не хуже его! Париж подарил Вере и большую любовь – в лице беглого эсера-террориста Александра Вертепова. В 1915 году влюбленные расстались: Александр отправился на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. Там ее и застали известие о гибели жениха и Октябрьская революция. Как ни странно, купеческая дочь с европейским образованием восприняла революцию с пониманием. И в годы Первой мировой, и во время Гражданской войны работала санитаркой. Спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.

Личная жизнь

Молодой доктор Алексей Замков умирал от тифа. Целый месяц Мухина не отходила от постели больного. Чем лучше становилось пациенту, тем хуже самой Вере: девушка понимала, что снова влюбилась. Рассказать о чувствах не решалась – уж больно красив был доктор. Все решил случай. Осенью 1917-го в госпиталь попал снаряд. От взрыва Вера потеряла сознание, а когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» -на одном дыхании выпалил Алексей… image Летом 1918 года они обвенчались. Брак оказался на удивление крепким. Чего только не довелось пережить супругам: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода. В 4 года мальчик травмировал ногу, в ране началось туберкулезное воспаление. Все врачи Москвы отказывались оперировать ребенка, считая его безнадежным. Тогда Замков прооперировал сына дома, на кухонном столе. И Всеволод выздоровел!

Работы скульптора

В конце 1920-х Мухина вернулась в профессию. Первой удачей скульптора стала работа под названием «Крестьянка». Неожиданно для самой Веры Игнатьевны «народная богиня плодородия» получила хвалебный отзыв известного художника Ильи Машкова и гран-при на выставке «10 лет Октября». А после выставки в Венеции «Крестьянка» была куплена одним из музеев Триеста. Сегодня это творение украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме. image Окрыленная Вера Игнатьевна творила без остановки: «Памятник Революции», работа над скульптурным оформлением будущей гостинцы «Москва»… Только все без толку – каждый проект беспощадно «зарубался». И каждый раз с одной и той же формулировкой: «из-за буржуазного происхождения автора». С мужем тоже беда. Его инновационный гормональный препарат «Гравидан» раздражал эффективностью всех врачей Союза. Доносы и обыски довели Алексея Андреевича до инфаркта… В 1930 году супруги решились на побег в Латвию. Идею подбросил агент-провокатор Ахмед Мутушев, явившийся к Замкову под видом пациента. В Харькове беглецов арестовали и доставили в Москву. Допрашивали 3 месяца, а после сослали в Воронеж. image Двух гениев эпохи спас третий – Максим Горький. Поправить здоровье писателю помог тот самый «Гравидан». «Этот врач нужен стране!» – убедил Сталина романист. Вождь позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене -принять участие в престижном конкурсе. Суть конкурса была проста: создать монумент, воспевающий коммунизм. Приближался 1937 год, а с ним и Всемирная выставка науки и техники в Париже. Павильоны СССР и Третьего рейха располагались друг напротив друга, что усложняло задачу скульпторам. Мир должен был понять, что будущее за коммунизмом, а не за нацизмом. Мухина выставила на конкурс скульптуру «Рабочий и колхозница» -и неожиданно для всех победила. Конечно, проект пришлось доработать. Комиссия приказала обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами». Вдохновленная эпохой, скульптор задумала собрать фигуры из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США. «Мы его превзойдем!» – уверенно заявила Вера Игнатьевна. image Стальной монумент весом 75 тонн сварили за 2 месяца, разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был колоссальным! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании – почтовые марки. Мухина искренне надеялась, что ее жизнь в СССР изменится в лучшую сторону. Как же она ошибалась… В Москве парижская эйфория Веры Игнатьевны быстро развеялась. Во-первых, ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину. Во-вторых, установили на низкий постамент и вовсе не там, где желала Мухина (архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ). В-третьих, умер Горький, и гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Институт доктора был разграблен, а сам он переведен на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике. Все обращения к Сталину не возымели действия. В 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта… Однажды в студии Мухиной раздался звонок из Кремля. «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы», – отчеканил чиновник. Скульптор ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Вера Игнатьевна и подумать не могла, что ее деловой ответ оскорбит мнительного вождя. С того дня Мухина оказалась в опале. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке. Сталин играл со скульптором, как кошка с мышкой: не добивал окончательно, но и не давал свободы.

Смерть

Своего мучителя Вера Игнатьевна пережила на полгода – ее не стало 6 октября 1953-го. Причина смерти – стенокардия. Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Величественная женщина держит глобус, с которого взлетает голубь. Это не просто завещание. Это всепрощение.

Могила гениального скульптора Веры Мухиной

Автор биографии: Никита Ловчинский

Читайте еще по этой теме:

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • Нина Дорошина
  • Михаил Задорнов: “Надейтесь на себя!”
  • Иосиф Бродский – биография, фото, стихи, личная жизнь поэта
  • Чак Берри – биография, фото, личная жизнь музыканта
  • Мария Шукшина – биография, личная жизнь, дочь Василия Шукшина
  • Николай Добронравов – биография, личная жизнь, фото, песни поэта
  • Анжелика Варум: “Мы скрывали отношения ото всех”
  • Никита Михалков – живет такой “барин”

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий