Крупнейший русский художник-портретист Д.Г. Левицкий и его живопись

image Персона Годы жизни: 1735 — 16 апреля 1822 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Художник

В детстве Дмитрий Левицкий учился рисовать под руководством своего отца — гравера Григория Левицкого. Прославился художник уже в 1770-х благодаря портретам государственных чиновников и дворян из Петербурга. Левицкий написал известную картину «Екатерина-Законодательница в храме богини Правосудия», которую много раз потом копировал для современников, и серию «Смолянок» — портреты лучших учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.

«Господин академик Левицкий»

Дмитрий Левицкий родился в 1735 году в Киеве. Его отец Григорий Левицкий происходил из рода запорожских казаков. Он был художником и гравером, работал в Киево-Печерской типографии, а в 1738 году стал священником.

Уже в детстве под руководством отца Дмитрий Левицкий создавал свои первые рисунки. Учил его также живописец Алексей Антропов. Однако Левицкий не подражал его технике.

Искусствовед Нина Молева писала: «Если даже представить себе, что первые из известных нам портретов Левицкого отделяют от антроповского портрета Измайловой (1754) целых пятнадцать лет <…> в них невозможно найти даже самые отдаленные отголоски метода учителя».

В 1758 году Левицкий уехал из Киева в Петербург, где поступил в Академию художеств. Во время учебы он писал на заказ портреты, расписывал православные храмы, в том числе деревянную церковь Рождества Христова на Песках.

В 1762 году Левицкого, по распоряжению правительства, вместе с другими художниками направили в Москву. Живописцы создали панно на триумфальных воротах, которые возвели в городе в честь коронации Екатерины II.

В эти же годы вместе с художником Василием Васильевским Левицкий работал над другим государственным заказом. Он писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который в 1760-х отреставрировали по поручению императрицы. Однако Василевский и Левицкий не сразу отдали готовые произведения заказчикам. Художникам долго не платили за их работу, и они требовали полного погашения долга. В приказе Министерства императорского двора писали: «Изготовленных иконостасов и написанных образов подрядчики безденежно не отдают». Иконы поместили в церкви только после оплаты заказа, а освятили храм в присутствии Екатерины II.

В 1768 году Дмитрий Левицкий вернулся в Петербург. Живописец участвовал в выставках Академии художеств. В 1770 году за портрет ректора Александра Кокорина он получил звание академика. В следующем году приказом Совета Академии художеств Левицкого назначили руководителем портретного класса: «Класс портретной препоручить обучать господину академику Левицкому». Им живописец руководил до 1788 года.

«Истинный XVIII век»: известные портреты кисти Дмитрия Левицкого

В конце 1760-х годов Дмитрий Левицкий стал одним из самых популярных портретистов России. Художник получал заказы как от правительства, так и от дворянских семей Петербурга.

В 1763 году Екатерина II учредила Воспитательный дом — благотворительное образовательное учреждение для сирот. На его строительство деньги пожертвовали горнозаводчик Прокофий Демидов, чиновники Петр Вырубов, Богдан Умский и другие.

В начале 1770-х Президент Академии художеств Иван Бецкой предложил императрице создать картинную галерею с портретами меценатов «с приложением описания их усердия к пользе человечества». Картины заказали у Федора Рокотова, Фридриха Баризьена и Дмитрия Левицкого.

В Опекунскую серию Левицкого вошли портреты Прокофия Демидова, Богда Умского и Никифора Сеземова. Демидова художник написал в образе садовника — на портрете он стоит с лейкой рядом с горшками цветов. Однако на фоне Левицкий изобразил колонны и здание Воспитательного дома. Так живописец соединил традиции парадного и домашнего портретов. Искусствовед Галина Данилова писала: «Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером <…> способного <…> быть добрым и расточительным».

В 1773 году в Петербург приехал французский философ и просветитель Дени Дидро. В том же году Левицкий написал его портрет.

В свою коллекцию портрет Дидро купил ювелир Франсуа Дюваль, который позднее вывез картину в Женеву. Там она находится и сейчас.

В 1770-х годах Левицкий работал над портретами учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позднее — Смольный институт благородных девиц). Эту серию картин художника называют «Смолянки». Заказ на нее Левицкий вновь получил от Ивана Бецкого. Над «Смолянками» живописец работал в течение трех лет. Ему позировали лучшие воспитанницы Смольного института, в том числе Екатерина Нелидова, Наталья Борщова и Глафира Алымова. Об этих портретах художник Александр Бенуа позже писал: «Это истинный XVIII век во всем его жеманстве и кокетливой простоте… очаровательная ложь, очаровательная по совершенству и выдержанности всей системы».

Воспитанниц Смольного института Левицкий написал в новом для русской живописи жанре — «портрет в роли». Все «Смолянки» изображены в театральных костюмах на сцене или на фоне декораций. При этом в картинах видны черты реализма. Художник старался точно передать особенности внешности каждой из девушек.

Портреты «Смолянок» по распоряжению Екатерины II поместили в Большом дворце в Петергофе. Оттуда их изъяли после Февральской революции и передали Русскому музею, где они выставлены и сегодня.

В 1783 году Левицкий по заказу канцлера Александра Безбородко написал парадный портрет Екатерины II «Екатерине-Законодательнице в храме богини Правосудия». На картине он изобразил императрицу как справедливую правительницу, которая чтит законы.

Портрет стал очень популярен. Левицкий и другие художники несколько раз повторяли его, скульптор Федот Шубин изготовил по нему статую «Екатерина II — законодательница», а поэт Иван Богданович даже посвятил живописцу стихи:

Кроме государственных заказов Дмитрий Левицкий выполнял и частные. Он написал портреты членов семьи графа Артемия Воронцова, итальянской певицы Анны Давиа, архитектора Николая Львова и других. Художник Игорь Грабарь писал о картинах Левицкого: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».

Преподаватель Академии художеств и член масонской ложи

В 1786 году Дмитрий Левицкий был избран членом Совета Академии художеств. Теперь он мог не только преподавать, но и менять учебный план, утверждать темы выпускных экзаменов. Среди учеников живописца были Степан Щукин и Андрей Емельянов. В отличие от других педагогов Академии Левицкий позволял своим воспитанникам работать не с манекенами, а с живыми натурщиками. Он требовал от студентов портретного класса «естественности» изображения. Искусствовед Нина Молева писала: «Левицкий не ограничивает ученика ни определенной позой изображенного человека, ни «действием», ни платьем — все предоставляется на усмотрение молодого художника, чтобы он имел возможность найти наиболее «натуральное» решение».

В августе 1789 года Левицкий ушел из Академии художеств из-за конфликта с руководством. Живописцу почти перестали платить деньги за государственные заказы и сократили жалование. Александру Безбородко Левицкий писал: «Все мастеровые и художники получали, а другие получают оплату за труды свои, один только я забыт милостию вашего графского сиятельства. Вот уже четвертый год как я не только не получаю за труды свои, но и за издержки мои никакой уплаты, будучи в самых горьких обстоятельствах при старости моей».

Кроме того, художника обвиняли в «политической неблагонадежности». Он был другом поэтов Василия Капниста и Николая Новикова, которые в своих стихотворениях критиковали политику Екатерины II.

Дмитрий Левицкий не оставил живопись. В 1797 году он написал портрет Новикова. Заказы художник получал и от Александра Лабзина. По его приглашению Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Кроме того, в 1807 году Лабзин уговорил живописца вернуться в Академию художеств. Однако портретный класс ему вновь не доверили.

Левицкий работал художником до конца жизни, но уже не получал государственные заказы. В 1810-х он рисовал портреты петербургских дворян, в том числе офицера Николая Грибовского, фрейлины Екатерины II Анны Протасовой.

Умер Дмитрий Левицкий 16 апреля 1822 года. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге. Могила художника до наших дней не сохранилась.

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 23.06.2020

Дмитрий Грирорьевич Левицкий (Dmitry Grigoryevich Levitzky; родился мая 1735 — умер 17 апреля 1822) был выдающимся русским живописцем-портретистом XVIII-XIX веков. Творческий потенциал Левицкого поражал современников и вызывал восхищение его последователей. Художнику одинаково хорошо удавались парадные портреты и проникнутые теплом задушевные образы. Творчество Дмитрия Левицкого отличает выразительный колорит, точно рассчитанная композиция, пластичность почти скульптурных форм и тонкая игра цвета на фактурных тканях и предметах той эпохи.

image

Художник Дмитрий Левицкий: биография и творчество

Дмитрий Левицкий родился в мае 1735 года в семье потомственных священнослужителей по фамилии Нос. Отец художника также был рукоположен в сан, но по неизвестным причинам оставил приход и уехал за границу. В Германии он выучился граверному мастерству, а затем вернулся домой в Украину. Где и когда Григорий Кириллович сменил фамилию Нос на более благозвучную, остается неизвестным. Вполне очевидно предположить одно — гравер Левицкий стал первым учителем мальчика.

Дмитрий Григорьевич Левицкий семнадцатилетним юношей познакомился с художником Алексеем Антроповым, который с 1752 года в течение трех лет руководил работами по росписи Андреевской церкви в Киеве. Предполагается, что маститый декоратор-монументалист увез своего молодого подмастерье в Петербург сразу же после окончания работ. В архивных документах встречаются данные, что Левицкий жил в доме художника на протяжении шести лет.

Первой работой живописца, получившей признание, стал портрет художника Гаврилы Козлова с супругой, за который Левицкий был удостоен звания «назначенного в академики». В 1769 году он занял должность в Академии художеств, а спустя еще год его портреты произвели фурор на выставке, проходившей в учебном заведении. Критики восторженно отозвались о необычайно высоком мастерстве живописца, после чего Левицкий стал чрезвычайно востребован и получил множество заказов.

В последующие двадцать лет художник плодотворно работал и создал лучшие свои произведения. Он писал портреты самых высокопоставленных людей в государстве, в том числе и самой императрицы. Карьера в Академии складывалась успешно — в 1776 году Левицкий получил звание советника, а его труд оплачивался в двойном размере.

На каком-то этапе у портретиста начались конфликты с руководством. Четыре года Левицкий работал без жалованья и выплат за государственные заказы, и в 1787 году был вынужден уволиться. В прошении на имя совета портретист ссылался на тяжелую болезнь и физическую немощь, но доподлинно известно, что за месяц до этих событий он был абсолютно здоров. Причиной опалы могли стать обвинения в политической неблагонадежности — Левицкий поддерживал близкие отношения с поэтами Василием Капнистом и Николаем Новиковым, критиковавшими власти.

О последних годах жизни художника до наших дней дошло мало сведений. Удалившись от дел, он проживал в своем доме на Кадетской линии и работал над частными заказами. Связей он не потерял, писал портреты приближенных наследника престола, состоял в масонской ложе. В 1818 году мастер ослаб и совсем не мог работать, а Академия перестала приглашать художника на свои заседания. Левицкий скончался в 1822 году, его смерть не привлекла к себе внимания. Художника похоронили на Смоленском кладбище на Васильевском острове, но могила была утеряна еще в XIX веке.

Самые известные картины Дмитрия Левицкого

Работы Дмитрия Левицкого следует рассматривать с точки зрения принятой в те времена моральной философии. На портретах представал некий совершенный образ, где подчеркивались положительные качества героя, его стремление к самосовершенствованию. Левицкий стал одним из немногих художников с высоким уровнем внутренней свободы, который превыше всего ставил чувство человеческого достоинства и умел передать эту черту в облике своих современников.

Характерные черты творчества Левицкого:

  • поколенные портреты, приближающие образ к зрителю;
  • «говорящая» обстановка;
  • разные живописные приемы — от барокко до классицизма;
  • реалистичный облик героев.

Портреты спонсоров «Московского воспитательного дома» были заказаны Левицкому императрицей, которая сочла нужным увековечить память о благотворителях. К каждому произведению художник подходил индивидуально. Портрет промышленника Никиты Демидова живописец наполнил предметами, подчеркивающими характер этого чудака и оригинала. Фабрикант обожал выращивать комнатные цветы, поэтому на картине персонаж окружен керамическими горшками, цветущими примулами и проросшими луковицами тюльпанов.

Левицкий создал целую галерею образов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Лучший в серии — портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской, где художник чутко уловил индивидуальность каждой из девочек. Картина отличается невероятно сложной живописной гаммой, с помощью которой художник передает фактуру тканей.

Екатерину II художник писал в лучших традициях русского классицизма. Идеально выстроенная композиция наполнена множеством аллегорических деталей. Императрица предстает в образе справедливой и мудрой «матери Отечества», цель которой — забота о благополучии граждан.

Левицкий был одним из немногих художников, работавших в жанре детского портрета. Живописец тонко подмечал особенности характеров юных моделей и изображал их очень умело и достоверно.

Дмитрий Левицкий оставил яркий след в истории искусства. Образы современников на его полотнах правдивы, жизненны и наделены индивидуальностью. Живописец впервые подошел к изображению человека как личности со всем многообразием его характера. Полное жизни творчество Левицкого вдохновляло последующие поколения русских художников.

Произведения живописцев-классиков XVIII – XIX веков регулярно появляются на аукционах портала Very Important Lot. Следите за новыми лотами, а также пополняйте свою коллекцию работами современных мастеров!

Источник: Одна Родина

Точной даты рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из лучших русских портретистов, крупнейшего художника своей эпохи, чье творчество приобрело мировое значение, история не сохранила. Однако достоверно известно, что родился живописец в 1735 году в Киеве – 285 лет назад.

Первые уроки рисования он получил у своего отца, некоторые уверяют, что был замечен архитектором Растрелли при строительстве знаменитого Андреевского собора в Киеве, где молодой художник помогал отцу в росписях храма, а затем переехал в Санкт-Петербург. Там он и прославил себя и свой дар.

Оставленную мастером довольно обширную портретную галерею порой называют историей России XVIII века в лицах. Действительно, с этих портретов из глубины веков нашего большого Отечества благодаря волшебной кисти мастера на нас взирают «цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети», и что ни лицо – характер, биография, явление.

«Левицкая» череда представителей екатерининского века стала олицетворением той великой российской эпохи, когда покорялись Крым и созидались крупные города Новороссии. Удивительно, что, не создав ни одной «исторической картины», мастер тем не менее эпоху запечател!

Необычайным обаянием обладает полотно художника «Портрет неизвестной с розой» (1788)

Славы при жизни Левицкий зачерпнул с лихвой, однако потом был болен, немощен и забыт, даже неизвестно, где именно он похоронен в 1822 г. на старом Смоленском кладбище.

Биографы сообщают, что жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном роду, ведущим начало от иерея Василия Носа. Отец будущего художника Григорий Кириллович, образованный и одарённый человек, 13 лет осваивал в Польше гравёрное дело, стал крупнейшим графиком. Вернулся с новой фамилией – Левицкий, поселился в Киеве, свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Был сильно связан с Киевской духовной академией и Киево-Печерской типографией. Свои художественные дарования и навыки Дмитрий получил, как мы понимаем, от отца.

В Киеве Д. Левицкий познакомился с известным питерским художником А.П. Антроповым, который расписывал Андреевскую церковь в 1752–1755 гг. А уже с 1758 г. молодой живописец стал в столице Российской Империи учеником этого знаменитого мастера, даже жил в его семье почти шесть лет и в качестве помощника в 1762 г. работал над росписями Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Через два года уже самостоятельно реставрировал эти же ворота, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей, стал высокооплачиваемым.

Искусствоведы считают, что стиль Левицкого сильно отличался от стиля его наставника, что «его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой».

Действительно, это была эпоха расцвета, и наши «первые кисти», такие как Левицкий и Рокотов, усвоили лучшие образцы западной живописи и во многом предвосхитили русские вершины, которые будут явлены в конце XIX в. В работах Левицкого усматривают красочную пестроту в эстетике и одновременно здоровье, прямоту духа, что отмечено, как скажет Бенуа, «отличающимся моментом колоссального в искусстве значения – жизненностью».

Мастерство Левицкого оформилось, как считают, в течение десятилетних штудий у академистов – итальянца Д. Валериани и француза Ж–Л. Лагрене, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, званием академика живописи и первым местом на академической выставке среди знаменитостей к нему пришла слава – за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова.

Самые ранние из известных нам полотен Д. Левицкого написаны в 35 лет. Это портреты Умского (1770), откупщика Сеземова (1770), одно из первых изображений разночинца А. М. Голицина (1772).

Портрет Н.А. Сеземова кисти Дмитрия Левицкого

Вообще, расцветом творчества Левицкого считают именно 1770-е и начало 1780-х годов. Созданные мастером портреты «интимного», камерного свойства отмечены «глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств. В 1770-х годах Левицкий стал преподавателем портретного класса Академии художеств». Классицизм, пришедший на смену барокко, нашел отражение и в работах Левцкого. Повлияли на мастера и идеи просветительства, господствовавшие в России конца XVIII столетия, но тем не менее рационализм просветительских идеалов не стал близок художнику, чувствовавшему мир в целом и внутренний мир своих моделей весьма тонко и эмоционально.

В 1773 – 1777 гг. Левицкий написал для императрицы Екатерины II семь портретов, а точнее, аллегорических картин воспитанниц Смольного института благородных девиц. За внешней манерностью образов изысканных, театрально костюмированных девушек, танцующих, музицирующих, разыгрывающих пасторали, как усматривают ценители живописи, художник сумел разглядеть настроение и в некоторой степени даже характер каждой из них. Этот цикл портретов смолянок отличают богатство цветового построения, благородство оттенков жёлтого, зелёного, розового.

Вместе с тем Левицкий порой позволял себе относиться к портретируемым с известной долей юмора.

Екатерину Великую мастер изображал неоднократно, и все портреты превосходны. Мы приведем здесь два: в красном державном камзоле (1782) в год празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол и в женском платье с орденом Андрея Первозванного (1794).

Портреты Екатерины Великой кисти Левицкого

Приведем «Станс к Дмитрию Григорьевичу Левицкому», который сочинил в 1783 г. Ипполит Богданович в связи с завершением работы живописца над портретом Екатерины II – «законодательницы»:

Второй период славы Левицкого относят как раз к 1778–1783 гг., когда художник отдавал предпочтение бюстам, где плотная живопись покрывалась лессировками, дававшими поверхности эмалевый оттенок. «Зеленоватые тени, тонкая лепка кружев, игра света на лицах, шелковых платьях и лентах, коварные или благодушные улыбки, белые точки на кончиках носов, выпуклые рачьи глаза с твердыми большими веками, “стрелки”, образуемые бровями и линией носа, плотно запудренные волосы» – типичные признаки портретов Левицкого. К этому периоду относят, в частности, портрет М.А. Дьяковой-Львовой (1778), шедевр русского протрета, и картину «Священник» (1779) – утверждают, что это портрет отца, в коем угадывают даже нечто рембрандтовское.

Портрет М.А. Дьяковой кисти Д.Г. Левицкого

Левицкий стал искать новые подходы, написал в 1785 г. портрет своей дочери Агаши в свадебном северном народном уборе – похоже, накануне бракосочетания девушки. Некоторые, возможно не без резона, полагают, что портрет получился салонным, далеким от жизненной правды, фактически неудачным. Но это как еще посмотреть! Обратим, кстати, внимание, что «рукава рубашки у девушки обшиты тонким заморским кружевом, сарафан и душегрея сшиты из дорогой шелковой ткани. Левицкий тщательно и виртуозно передает материальную красоту, фактуру предметов». В портрете дочери отец «демонстрирует свое мастерство живописца эпохи классицизма и как участник державинского кружка воспевает простоту и естественность народных русских обычаев».

Портрет Агаши Левицкой

Портрет великого Суворова (1786) автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших генералиссимуса людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость. С портрета на зрителя смотрит немолодой человек в традиционном парике, камзоле, перевязанном орденской лентой. На груди полководца – лишь один орден из огромного количества наград разных странах мира. В правом углу холста чуть заметна шпага – единственный атрибут, выдающий военную «специальность» персонажа. Глаза Суворова необыкновенно притягательны, а в целом образ психологичен.

Портрет Александра Васильевича Суворова

Одной из загадок биографии Д. Левицкого остается творческое молчание в последние двадцать пять лет жизни, в течение которых он создал не более десяти картин (впрочем, превосходных). Некоторые биографы усматривают причину в болезни глаз, которая к глубокой старости привела живописца к слепоте. Иные считают, что Левицкий почувствовал ложность своего положения, фальшь и лицемерие, которые его повсеместно окружали. Полагают, что мастера покинуло счастье созидания, творчества, а остались чувства неудовлетворенности и пустоты.

Искусствовед Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажён, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».

Виртуозное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве – правду. И надлом, кризис в душе и творчестве художника нарастали. Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, чтению и печальным размышлениям.

Заказчики стали забывать прославленного живописца. И за два-три года художник впал в нищету, ушел по состоянию здоровья (как предлог) из Академии, и хотя почти два десятилетия отдал воспитанию молодых мастеров, удостоился ничтожной годовой пенсии размером 200 рублей.

Современники свидетельствовали: слепой старик Левицкий часами простаивал на коленях в церкви Академии художеств.

Скончался мастер в весьма преклонном возрасте, восьмидесяти семи лет, почти забытый.

Заглавная иллюстрация. Дмитрий Левицкий – фрагмент автопортрета

Источник: Одна Родина

Содержание

Дмитрий Григорьевич Левицкий – русский живописец, крупный мастер парадного портрета, работы которого представляют не только высокую художественную ценность, но и важную историческую.

Происхождение, талант и учителя предопределяют будущее

Д.Г. Левицкий родился в Киеве в мае 1735 года (более точных сведений нет) в украинской семье потомственных священнослужителей. Отец Дмитрия, художник и священник, поменял родовую фамилию Нос, принадлежавшую известной ветви запорожских казаков, на благозвучную Левицкий. Отец закончил Киевскую духовную академию, где преподавали архитектуру и живопись. Впоследствии он, талантливый портретист и гравёр, стал первым учителем сына, который проявлял большие способности к изобразительному искусству. В 1750-х годах отец уже привлекал сына-подростка к совместной росписи Андреевского собора в Киеве, нового великолепного храма по проекту Растрелли.

Было решено продолжить обучение именно по художественной части, искусство влекло имевшего явное дарование Дмитрия.

Встреча с учителем Антроповым

В 1758 году Дмитрий Левицкий, уже имеющий некоторый опыт, едет из Киева в Петербург как ученик-художник при Синоде (объединении наиболее влиятельных церковнослужителей для решения организационных вопросов в христианских сообществах). В этот же период надзирателем за учениками, живописцами и иконописцами, назначается Алексей Петрович Антропов, именитый уже художник, который одним из первых в России начал писать светские парадные портреты. Эта работа Антропова подразумевала обучение юных художников живописи. Так в его доме среди прочих учеников с Украины оказался Дмитрий Левицкий (в начале 1750-х ассистировавший Антропову при росписи храма в Киеве). Примечательно, что молодой живописец, постигая художественное искусство, стремился не подражать технике учителя, а искать свои методы.

Антропов отрицательно относился к поточному обучению в Академии художеств, которая была создана совсем недавно (в 1757 году), и запрещал Левицкому туда поступать. Дмитрий ограничился частными уроками у разных мастеров. С учёбой успешно совмещал выполнение портретов на заказ. Под началом Алексея Антропова привлекался к росписи православных храмов, к примеру, новой Христорождественской церкви на Песках по проекту архитектора Егорова.

В Москву по распоряжению правительства

В России с времён Петра I была традиция в честь побед русского оружия и других событий, имеющих государственное значение, проводить праздничные шествия. Для этого возводились триумфальные арки – ворота для торжественного прохождения процессии. В 1762 году Москва готовилась к коронации Екатерины II. Для росписи триумфальных ворот в честь этого события были привлечены лучшие живописцы. В их числе был Дмитрий Левицкий.

Затем поступил следующий государственный заказ – иконы для Московского Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который по распоряжению императрицы подлежал реставрации. Этот заказ был совместным с художником Васильевским. После своевременного изготовления иконостасов и образов живописцы отказались сдавать заказ без предварительной оплаты. Добившись её от министерства, они передали иконы по назначению. Царствующая императрица Екатерина II присутствовала на освящении храма.

Снова в Петербурге, Академия художеств

Вернувшись в 1768 году в Петербург, Дмитрий много работает, выставляется. Это был период, когда академия прогрессивно развивалась (Екатерина значительно увеличила её бюджет). В 1769 году Дмитрий Григорьевич пишет портрет А.Ф. Кокоринова, одного из архитекторов нового здания Академии художеств на Университетской набережной. За эту работу в 1770 году живописец удостоен звания академика. В следующем году он возглавил портретный класс, которым руководил до 1788 года. С 1786 года – член Совета Академии художеств, что позволяло ему оказывать большее влияние на ведение учебного процесса.

Как преподаватель Дмитрий Григорьевич предоставляет своим ученикам лучшие условия для художественного развития: живая натура вместо манекенов, творческая работа студентов при работе с композицией, позой изображаемого, подбором света на собственное усмотрение молодых художников.

Особенности дарования

Дмитрий ещё во время учёбы зарекомендовал себя как первоклассный портретист, способный определить для героя картины наиболее выразительную позу, уловить характерные черты лица, запечатлеть эффектные жесты, красноречивые детали. Благодаря особенному дарованию Левицкий преумножил традиции живописи, которые сложились к XVIII веку в России, раздвинув границы классицизма и придав героям своих произведений естественность и живую непринуждённость. Статусные атрибуты, не скрывая природного обаяния и характера портретируемого, в работах кисти Левицкого органично дополняют образы.

Виртуозное владение техникой живописи позволило художнику добиться также удивительной материальности предметов, изображённых на полотнах. Они выглядят необыкновенно осязаемо: шёлковые складки, атласные переливы, искрящиеся меха…

Придворный живописец

Закономерно, что превосходная техника художника, нестандартные приёмы живописи в совокупности с ровным, добродушным, без подобострастия и интриганства, но с хитрецой, характером дали исключительный результат. Они позволили Левицкому достичь при дворе Екатерины II, где ему позировали многие представители привилегированной аристократии, высшей точки художественной иерархии: ему было позволено писать саму императрицу.

Наиболее известные картины

Созданные Левицким портреты, галерея которых очень обширна, объединены общей традицией, присущей эпохе. Это парадные портреты, которые не только передают визуальное сходство изображения с личностью, но и возвеличивают героя картины.

Художнику позировали знатные и прославленные современники, деятели русской культуры, члены их семей, портреты которых являются важным художественным и историческим наследием живописца:

  • Екатерина II (всего около 22 портретов);
  • Суворов А.В. (1786);
  • Демидов П.А. (1773);
  • Дени Дидро (1773);
  • Воронцов А.И (1780-е);
  • Львов Н.А. (1789);
  • Долгоруков И.М. (1882).

и многие другие. Портретную серию девушек-воспитанниц Смольного института благородных девиц (1773-1776) искусствоведы также относят к вершине художественного искусства Левицкого и русского портрета XVIII века в целом.

Портрет дочери Агаши (1785) выполнен в крестьянском духе – для того периода характерен интерес с русским национальным образам. Эта работа в творчестве художника стоит особняком.

1790-е годы. Уход из Академии

В конце 1789 года живописец в знак протеста покинул Академию художеств: в последние годы ему сократили жалование. Конфликт с руководством Академии базировался ещё и на некой «политической неблагонадёжности». Причиной нападок и обвинений стало тесное общение с поэтами Новиковым и Капнистом, которые в своих произведениях допускали критику политики императрицы.

Последний государственный заказ мастера (1790-е) – портретная серия детей наследника русского престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

Масонство

В 1797 году Левицкий был посвящён в три масонские степени (ученик, подмастерье и мастер). Поручителем художника в его «карьере» в тайном обществе стал близкий друг Николай Новиков, активный просветитель того времени (открывал библиотеки, книжные магазины, типографии). По приглашению Новикова Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», которую учредил А. Лабзин. Модным тогда таинственным и мистическим масонством были увлечены многие известные личности, а из художников кроме Дмитрия Григорьевича масонами были Боровиковский, Рокотов.

Живописцев вообще с удовольствием принимали в масоны – «вольные каменщики» имели пристрастие к портретам. У Левицкого также есть несколько работ, запечатлевших крупных масонов.

Но со временем победила прагматичность: прекратив всяческие отношения с масонами, Левицкий сторонился их и избегал всего мистического.

Семья

Дмитрий Григорьевич был счастливо женат. С супругой Анастасией Яковлевной (1744-1832) прожил всю жизнь. В семье родился один ребёнок – дочь Агафья, известный портрет которой принадлежит Русскому музею.

Гостеприимный дом художника на Васильевском острове всегда был полон гостей, самых известных и образованных людей того времени: писателей и поэтов, музыкантов и художников.

Последние годы

В 1807 году Левицкого уговорили вернуться в Академию художеств, но к руководству портретным классом уже не допустили, хотя живописец стремился к этому всеми силами. Всегда становились препятствием какие-то неблагоприятные обстоятельства и личные счёты влиятельных недоброжелателей. Стремление же художника всю жизнь одно: официальное признание, востребованность, возможность преподавать – делиться своими знаниями и умениями.

В 1810-х художник ещё работает – пишет портреты петербургских дворян, офицеров и членов их семей.

Шли годы, Левицкий старел, почти ослеп. Петербург, подаривший ему профессиональный триумф и известность на самом высоком уровне, стал последним пристанищем украинского таланта. В 1822 году, 16 апреля, в своём доме на Васильевском острове Дмитрий Григорьевич Левицкий умер.

На сегодня его могила затеряна – безжалостное время стёрло место захоронения на 300-летнем Смоленском кладбище в Петербурге.

image
Дени Дидро 1773 г.
image
Долгоруков И.М. 1882 г.
image
Екатерина II
image
Львов Н.А. 1789 г.
image
Суворов А.В. 1786 г.
image
Воронцов А.И 1780 г.

Смотрите также: image

Василий Перов – художник – глас народа

image

Биография художника Крамского И.Н.

Биография художника Александра Максовича Шилова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий