Краткая биография Витте Сергея Юльевича – финансового гения Российской империи

image image 4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 92.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 92.

Одним из самых выдающихся деятелей Российской империи периода правления Александра III и Николая II был Сергей Юльевич Витте. Его годы жизни – 1849-1915, а деятельности на важных государственных постах – с 1889 по 1906 год. Он успел проявить себя во внутренних и внешних делах.

Биография Витте – XIX век

Фамилия у Сергея Юльевича немецкая. Он происходил из семьи балтийских немцев, но его матерью была дочь саратовского губернатора, а отец после заключения брака перешел в православие из лютеранства.

Рис. 1. Сергей Витте.

До 1865 молодой Сергей Витте жил в современном Тбилиси, который тогда назывался Тифлис. Оттуда его семья переехала сначала в Кишинев, а потом в Одессу, где Сергей Юльевич поступил в Новороссийский университет. После его окончания в 1870 году он начал карьеру в канцелярии Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства. Следующим местом его работы стало управление Одесской железной дороги, где он поднялся до должности руководителя службы эксплуатации.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов он отличился при перевозке солдат к местам боевых действий и был замечен великим князем Николаем Николаевичем (сын императора Николая I). В Петербург он переехал в 1879 году. В столице он занялся разработкой проекта устава железных дорог Российской империи. Работа в Петербурге оказалась недолгой и в 1880 году Сергей Юльевич переехал в Киев для работы в администрации Юго-Западных железных дорог.

На новом рабочем месте его начальником стал ученый Иван Вышеградский, который через несколько лет станет министром финансов России. В 1880-ые годы Витте познакомился с императором Александром III, которого заинтересовал своими взглядами на развитие железных дорог. По просьбе императора он перешел на службу в департамент железнодорожных дел при министерстве финансов, то есть снова уехал в Петербург в 1889 году.

В 1891 году он совместно с Д. Менделеевым разработал новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для молодой российской промышленности.

В 1892 году Витте на несколько месяцев занял пост министра путей сообщения. За короткий срок он провел реформу железнодорожных тарифов и ликвидировал скопления застоявшихся грузов.

В том же 1892 году Сергей Юльевич получил назначение на должность министра финансов, которую занимал 11 лет. Этот период стал самым продуктивным в биографии Витте. За эти годы он успел:

  • Ускорил строительство Транссибирской магистрали.
  • Заключил выгодный 10-летний торговый договор с Германией в 1894 году.
  • С 1895 года стал вводить винную монополию.
  • Добился соглашения империи Цин (Китая) на строительство КВЖД в Маньчжурии.
  • Провел денежную реформу 1897 года и обеспечил рубль золотом. Это повлекло рост притока иностранных капиталов и инвестиций.
  • Провел в 1898 году реформу налогообложения торговли и промышленности.
  • Принял участие в решении крестьянского вопроса. Например, добился отмены круговой поруки в общине и телесных наказаний.

В период работы Сергея Витте в сфере железнодорожных перевозок в российских поездах появились знаменитые металлические подстаканники. Они были устойчивее обычных кружек и поэтому используются до сих пор.

Рис. 2. Витте Сергей.

Последние годы жизни

К 1900 году Витте занимал не только министерскую должность, но и получил чин действительного статского советника. В 1903 он стал председателем Комитета министров. Фактически это была почетная отставка, хотя Сергей Юльевич в 1903 стал также членом Государственного совета и членом комитета финансов, а в 1911-1915 был председателем последнего. В 1904 им был заключен еще один торговый договор с Германией.

В 1905 году он отправился в США, чтобы в городе Портсмуте подписать мирный договор с Японией. В том же году Витте получил титул графа, принимал участие в подавлении революции и в составлении Манифеста 17 октября. В короткий период на рубеже 1905-1906 годов он работал председателем обновленного Совета министров. В 1906 вел переговоры с Францией о займе. В отставку он ушел в 1906 году по своему желанию, жил в Петербурге, написал мемуары, пережил покушение и умер в феврале 1915 года от менингита.

Витте подписал Портсмутский мир с Японией. Он начале XX века выступал против экспансии на Ляодунском полуострове, который стал театром боевых действий. Условия договора были таковы, что Россия уступила Японии не только Порт-Артур, но и половину острова Сахалин, поэтому граф получил прозвище “Полусахалинский”.

Рис. 3. Граф Сергей Витте.

Что мы узнали?

Краткую биографию Витте Сергея Юльевича необходимо знать для лучшего понимания истории России в конце XIX-начале XX века. Он проявил себе в таких сферах, как финансы и железные дороги, а также во внешней политике.

Тест по теме

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    К какому вероисповеданию относился отец Сергея Витте до перехода в православие?

    Начать тест

Главная / Биографии /Вы здесь 2/18/1849 — 3/1/1915

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

Биография

Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.

Детство и юность

Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.

Сергей Витте

В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.

Сергей Витте в молодости

Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

Карьера

После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.

Государственный деятель Сергей Витте

В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.

Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы. Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения. Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.

Министр Сергей Витте за работой

Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.

В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором Александром III. А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

Сергей Витте и Александр III

На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.

Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.

Документальный фильм о Сергее Витте из серии “Исторические Хроники с Николаем Сванидзе”

Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени. Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.

Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.

Император Николай II

С приходом к власти императора Николая II противники Витте развернули провокационную кампанию. Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше. Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.

В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.

Личная жизнь

Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.

Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.

Матильда Нурок, вторая жена Сергея Витте

Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.

Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.

Сергей Витте и его жена Мария (Матидьда)

Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.

Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.

Смерть

Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.

Могила Сергея Витте

Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

Интересные факты

  • Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.
Подстаканники – идея Сергея Витте
  • При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
  • Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.

Цитаты

В душу человека вложена идея справедливости, которая не мирится с неравенством — с бедствием одних в пользу других, — от каких бы причин сие не происходило.

Чувство «я» — чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле — есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.

Под влиянием трусости ни одно качество человека так не увеличивается, как глупость.

Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага…

Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой.

11:12 29.06.2009 (обновлено: 11:16 29.06.2009) © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Сергей Юлиевич Витте – российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга “Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов” принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты “Русь”, которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”, на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и “Особое совещание” 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Последние годы жизни Витте провел в Санкт-Петербурге (в 1914 году переименованном в Петроград) и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого оставался до самой смерти.

В 1907-1912 годах написал биографическую книгу “Воспоминания”.

Сергей Юльевич Витте скончался 13 марта 1915 года в своем особняке в Петрограде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

В 1999 году на фасаде особняка Витте установили мемориальную доску со следующим текстом: “Здесь с 1899 по 1915 год жил выдающийся деятель России Сергей Юльевич Витте”.

российский государственный деятель, граф 29 июня 1849 173 года назад  —  13 марта 1915 107 лет назад

Сергей Юльевич Витте Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте родился (17) 29 июня 1849 года в Тифлисе. По окончании курса в Новороссийском университете, Витте поступил на службу в управление Одесской ветви железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших соратников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога.

Должность начальника движения, которую Витте исполнял в продолжение всей турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора.

С 1886 по 1888 годы состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Когда при Министерстве финансов в 1888 году были образованы новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 года призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Одиннадцать лет, в течение коих Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Общий баланс государственного бюджета время правления Витте возрос на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период – 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями: предшествующий период был ознаменован ежегодным ростом всего в 2,7%, а последующий, с 1903 по 1912 – в 5 %.

В августе 1903 года он был назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была «почетная отставка», так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен.

Тем не менее, он продолжил активную политическую деятельность, выступал в качестве чрезвычайного посла в мирных переговорах с Японией, возглавлял совет министров. Официально в отставку Витте ушел в апреле 1906 года. Итоги его деятельности и политики оценивались противоречиво. Но несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение Великой России. И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Последние годы жизни Сергей Юльевич провел в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. Также он является автором книги «Воспоминания», представляющей значительный интерес для характеристики политики царского правительства.

Сергей Юльевич Витте скончался (28 февраля) 13 марта 1915 года в Петрограде (ныне – Санкт-Петербург).

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий