Краткая биография сосюры. Владимир сосюра – стихотворения и поэмы

Истории от Олеся Бузины: Владимир Сосюра – классик из дурдома

image Богоспасаемое место. Храм «Благоверного Александра невского» на Сабуровой даче, где лечили Соссюру

110-летие лучшего украинского поэта ХХ века в нынешнем году прошло незаметно. Хотя его биография составила бы честь любому литератору – скандалист, бабник, завсегдатай психиатрических клиник, “истинно пролетарский” мастер пера и … бывший петлюровец.

Признаюсь, я всегда питал к нему слабость. На фоне скучных литературных рыл из “Спілки письменників” этот выделялся лица необщим выраженьем. Он тоже приспосабливался, тоже сочинял “нужные” и “правильные” поэмы. Но до конца его так и не обломали. В пору полуголодной литературной молодости 20-х годов, когда его коллеги по цеху старались не выйти из образа социалистического писателя от сохи и станка, Сосюра умудрился сфотографироваться в буржуазной бабочке. Что он этим хотел сказать, ясно. Запечатлев себя в таком контрреволюционном имидже, молодой Сосюра, словно подмигнул нам: со мной не все так просто.

image Комсомолец-петлюровец. Поэт сумел вместить несовместимое

Не просто и с его стихами. В школе в советские времена изучали балладу Сосюры “Комсомолец”:

Бій одлунав, жовто-сині знамена

Затріпотіли на станції знов,

І до юрби полонених

Сам курінний підійшов.

Аж до кісток пропікає очима…

Хлопці стоять перед ним, як мерці…

П’яно хитається смерть перед ними,

Холодно блима наган у руці…

– Є комсомольці мiж вами, я знаю.

Кожного кулi чекає печать.

…Стиснуто губи в останнiм вiдчаї.

Всi полоненi мовчать.

Но в литературных кругах гуляла легенда, что первоначально это стихотворение, заканчивающееся проникновенными строками: “Вийшов один і сказав курінному: “Я – комсомолець, стріляй!” называлось совсем иначе: “Гайдамака”. И написал его Сосюра якобы во времена своей петлюровской юности, когда служил в 3-м Гайдамацком полку батьки Волоха. Вместо садиста-куренного в нем действовал не менее жестокий комиссар, а вместо желто-синих знамен – красные. И звучало оно несколько иначе:

Бій одлунав, і червоні знамена

Затріпотіли на станції знов,

І до юрби полонених

Сам комісар підійшов…

– Є гайдамаки мiж вами, я знаю.

Кожного кулi чекає печать.

…Стиснуто губи в останнiм вiдчаї.

Всi полоненi мовчать.

Как вы уже догадались, ответ комиссару заканчивался истинно по-петлюровски: “Я –гайдамака, стріляй!”

Возможно, это всего лишь слух. Рукопись националистического варианта “Комсомольца” не сохранилась. Что не доказывает, будто ее не существовало вообще. Известно, что первый поэтический сборник Сосюры напечатал в разгар гражданской войны атаман Волох, не чуждый, несмотря на свою зверообразную внешность, чувства прекрасного. Свои же приключения в армии Украинской Народной республики Сосюра никогда не скрывал. Ни в красном Харькове 20-х, ни даже в более поздние времена. У него даже есть по этому поводу совершено определенная, самооправдательная строчка: “І тоді побіг я до Петлюри, бо у мене штанів не було”. Дескать, что с меня взять – молодой, неопытный…

Официальная советская биография утверждала, что Сосюра родился в 1898 году на Донбассе в семье шахтера. Но все было немного сложнее. Среди его предков — украинцы, русские, карачаевцы, сербы и даже евреи. Дед по линии отца владел кабаком и торговал, как вспоминал поэт, водкой “на пользу русской императорской армии”.

Другой дед – по матери – Дмитрий Локотош был мещанином города Луганска и имел водяную мельницу, “которую пропил”. Склонный, как и все поэты, к мифологизации прошлого, Сосюра утверждал, что его предки якобы происходили из Франции, где носили дворянскую фамилию де Соссюр, а потом попали на Запорожскую Сечь. Версия эта никакими документами, естественно, не подтверждается. Сосюра всегда любил чудить. И даже в куда более острых формах. В партийных кругах его считали неопасным чудаком, склонным к демонстративному поведению. Как истинный художник слова он позволял себе всяческие излишества, чуть-чуть отклоняясь от генеральной линии партии, но не настолько, чтобы попасть во “враги народа”. Например, в годы НЭПа, когда с буржуазией было заключено временное перемирие, а частная собственность стала считаться такой же полноправной, как и государственная, Сосюра настрочил антинэпмановское стихотворение в духе военного коммунизма:

Я не знаю, хто кого морочить,

Але я б нагана в руки взяв,

І стріляв би в кожні жирні очі,

В кожну шляпку і манто стріляв…

Его пожурили, да и только. Естественно, отстреливать на тротуарах дам в дорогих меховых шубах поэт не собирался. Он предпочитал употреблять их по прямому назначению. А особенно любил балерин, игравших тогда ту же роль, которую в нынешнем бомонде представляют модели. Тем более, что тут же поэт был готов проявить неуместный гуманизм, пролив слезу и над красными, и над белыми:

Шумлять і клени, і тополі,

Лиш не шумить один перон:

Лежить зарубаний за волю,

Лежить зарубаний за трон…

Но мало того! Официально “работая” украинским советским поэтом, в быту классик предпочитал разговаривать по-русски, как об этом вспоминали его соседи по киевскому писательскому дому уже в послевоенные времена. А в молодые годы он даже печатался на этом языке в одном из донбасских поэтических альманахов. Юрий Смолыч в мемуарах вспоминал начало этой поэмы, вышедшей в разгар украинизации 20-х: “Разве я не могу творить и писать стихи по-русски?..” и застрявшее в его памяти лирическое четверостишие молодого Сосюры:

Синий снег и вокруг ни души –

В тихом городе нас только двое…

Отчего ж, отчего же, скажи,

Мне так грустно теперь с тобою?..

Все это, однако, не помешало Сосюре примерно в те же годы настрочить “националистическую” поэму “Мазепа” и “анархистскую” – “Махно”, читать которую публично ему запретили. Но этим дело и ограничилось. Ибо в высших сферах поэта считали не политическим противником, а человеком с неуравновешенной психикой. Попросту говоря, немножко не в себе. Глухие упоминания об этом публиковались даже в советские времена. Тот же Смолыч в вышедших ограниченным тиражом в 1972 году воспоминаниях писал: “Сосюра був тяжко хворий – це також відомо всім… Час од часу, не так, на щастя, часто, нервова недуга загострювалась, і Володі доводилося навіть лягати до клінік”.

ПАЦИЕНТ САБУРОВОЙ ДАЧИ ЗАЕХАЛ МЕЖДУ НОГ САНИТАРУ

В молодые годы его туда запирали насильно. В 1934 году в столице Советской Украины Харькове популярный поэт выскочил на балкон кооперативного писательского дома, где жил, и на всю улицу стал орать: “Я чорний демон – дух вигнання”. Выглядел он при этом настолько возбужденным, что прямо с “концерта” его увезли в главную “дурку” республики – на Сабурову дачу. Для этой цели был даже выделен дефицитный в те времена автомобиль. Его специально дал нарком образования УССР Владимир Затонский.

Харьковская больница. Из этого уютного места Сосюра сбежал, обманув свою поклонницу-санитарку

В лечебнице Сосюра сразу же устроил скандал, обозвав ассистентку зав психиатрическим отделением “б…”, и попытался рубануть ее ребром ладони по горлу. Как вспоминал впоследствии об этом приключении сам “демон”: “В ту мить, коли я на півдорозі спинив руку, вона очима дала знак, і на мене моторошним градом кинулися ззаду і з боків санітари… Того, що кинувся на мене спереду, я одкинув ударом ноги між ноги нижче живота, але це йому не дуже зашкодило, бо він був у шкіряному фартуці. Як розп’ятому, руки мені витягли в сторони і зробили укол, я став весь, як холодець, безвольний і покірний, і чомусь в мені воскресло дитяче… я плакав і просився: “Дядя, я больше не буду!” ,

Драчуна притащили в отделение для буйных и голого бросили на железную кровать. Вокруг был настоящий дурдом! Один больной кричал, что горит и тонет. Другой – просил закурить и щипал обессиленного после укола поэта ногтями за лицо. А третий бегал в одном белье вокруг кровати и цитировал самого Сосюру: “Цвіте червона Україна!” Это неожиданно воодушевило валявшегося, как труп, автора: “Я подумав, що раз мене і божевільні знають, чого ж я буду боятися?”

Социалистический Харьков. В 30-е годы столица УССР приобрела ультрамодерный вид

Из Сабуровой дачи будущий классик украинской литературы сбежал, соблазнив одну из санитарок – студентку-медичку. Она оказалась поклонницей его поэтического таланта и разрешила прогуляться во дворе без присмотра. Санитар настиг его уже дома. Тогда беглец взял чугунную подставку для утюга и заявил, что расколет его “тупую голову”, если тот сделает еще хоть шаг. Так они и сидели, по рассказу Сосюры, в полутьме друг против друга – “волохатий гігант, більше схожий на троглодита”, и поэт, с трудом сдерживавший себя, чтобы не ударить его чугунной чушкой так, “щоб угрузла в його ненависний череп”.

ПРООБРАЗ ИВАНА БЕЗДОМНОГО

Побег Сосюры вызвал настоящий переполох в партийной верхушке украинской столицы. Поэт упорно отказывался признать себя сумасшедшим, указывая на то, что псих не мог только что написать поэму “ГПУ”, прославляющую советские органы госбезопасности. Он требовал отправить себя на обследование в Москву. И украинские партийцы сдались. Вскоре в поношенном пиджаке и комнатных тапках вместо туфель поезд увез “мнимого больного” прямо в сердце страны строящегося социализма.

В таком виде Сосюра появился и в Московском доме литераторов. Через много лет, став лауреатом Сталинской премии и дважды кавалером ордена Ленина, Сосюра так будет вспоминать о своих приключениях в столице СССР: “У Москві мене влаштували в санаторій для невротиків на Покровському-Стрешнєво. Мені дозволяли, як я просив, бувати в місті”.

Бездомный и Азазелло. Образ первого из них Булгакову, возможно, навеял Сосюра

Московский литературный бомонд шарахался от необычного гостя. Он подружился только с таджикским поэтом Абулькасимом Лахути, стихи которого как-то перевел на украинский. “Він не цурався мене, як божевільного, — писал Сосюра в мемуарах, — і при всіх ходив зі мною в приміщенні Спілки письменників, пригощав мене обідом у письменницькім клубі, давав мені гроші”.

По-видимому, встречал необычного земляка с Украины в писательском ресторане и Михаил Булгаков, как раз писавший роман “Мастер и Маргарита”. Не исключено, что Сосюра в тапках, которого принимали за сумасшедшего, подсказал ему образ Ивана Бездомного, пугавшего советских писателей речами о дьяволе: “Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свеже изодрана… Послышались два голоса. Бас сказал безжалостно: “Готово дело. Белая горячка”. А второй, женский, испуганный произнес слова: “Как же милиция-то пропустила его по улицам в таком виде?”

Но самое удивительное, что в творчестве Сосюры, как и у Булгакова в “Мастере и Маргарите”, тоже есть образ отрезанной головы! “Мені хочеться ходити з одрізаною головою Данте на руках”, – писал он в юношеском стихотворении “Маки”, навеянном воспоминаниями о гражданской войне. Как знать, может быть, и Булгаков слышал от него эти строки, которые вдохновят его чикнуть трамваем по шее Берлиоза?

УЧАСТНИК ПЕТЛЮРОВСКИХ РАСПРАВ

Считается, что на психике Сосюры навсегда сказалось участие в расстрелах пленных, когда он служил в армии Петлюры. В воспоминаниях “Третья рота” поэт утверждал, что сам лично ни с кем не расправлялся – просто был очевидцем. Возможно, так и было. Но страшные сцены намертво врезались в его память. Иногда они вырывались стихотворными строчками:

Я пам’ятаю дзвін церковний

біля огради край села,

команди крик і жах безмовний,

де кров розстріляних текла.

Я одного забудь не смію,

як умирав він в ту зиму…

Йому штиком пробили шию,

і з рота вийшов штик йому.

Петлюровцы. Коллеги поэта на гражданской

Это стало навязчивым видением. Ту же сцену Сосюра описывал и в мемуарах, рассказывая, как они расстреливали махновцев: “Нашій сотні було призначено їх розстрілювати… Це були звичайні селянські хлопці. Такі, як і я… Підвели їх до церкви і вистроїли в один шерег біля церковної огради… З хат повиходили баби, дівчата… дивляться… а махновців, по два, підводили призначені до огради, ставили навколішки спиною до нас і по команді: “По зрадниках… огонь!..” — били їх огнями, і ті, як папірці, прибиті до дороги насподіваним вітром, мовчки, без крику падали… Потім по команді їх кололи штиками… Я стояв і дивився… Мені було солодко, і я не знаю, чи плакати, чи сміятися хотілося мені… Старшини ходили й добивали в голову”.

После подобных сцен психика Сосюры и пошатнулась. Он тоже боялся, что его расстреляют, если возьмут в плен с выстриженным гайдамацким “оселедцем” на голове. Вспоминая, как удирал от красных, поэт писал: “Шлика я зірвав… але оселедця зірвати не можна. А коли попадають в полон з оселедцями, то з ними не церемоняться… Смерть… А який я старий гайдамака? Червоні думають, що як з оселедцем, значить, і старий гайдамака”.

1923 год. Сосюра с друзьями-литераторами

Впрочем, Сосюре повезло тем, что в плен он попал не к красным, а к белым. Те не стали его расстреливать, хоть и отобрали гимнастерку и сапоги, выдав взамен старые английские ботинки. По-видимому, некоторое время он поболтался еще и в деникинской армии. И только от белых достался “по наследству” Красной Армии в Одессе, где валялся в госпитале, выздоравливая от тифа.

Нет ничего странного, что его 110-летний юбилей прошел в Украине незамеченным. Ведь в мемуарах, опубликованных уже после смерти, свои приключения в петлюровском воинстве Сосюра назвал “жовто-блакитним пеклом, з якого я ледве вирвався”.

Олесь Бузина, 10 октября 2008 года.

Powered by Web Agency

Previous Entry | Next Entry

Сосюра – украинский Казанова.

В школе нам преподавали Сосюру. Но как обычно, это рукожопое преподавание прививало отвращение ко всей литературе. Классиков я открывал для себя уже после школы. Давеча прочел биографию Сосюры в изложении Костя Бондаренко и офигел. Достойный оказывается уважения мужик.Зауважал. Не жизнь, а боевик с элементами эротики. Женат был семь раз. Два раза расстреливали. Вот вкратце: Родился Владимир Николаевич Сосюра 6 января 1898 года в городке Дебальцево на Донбассе. Отец, несмотря на образованность и множество талантов, сильно пил. Это в возрасте 37 лет свело его в могилу. Мать с восемью детьми осталась одна. Детство Владимира проходило в поселке Третья Рота, основанном еще аракчеевскими поселенцами. Здесь жили родственники. Перед глазами мальчика развернулись революционные события, развитие Донбасса, мобилизация фронтовиков. В детстве отец смог привить Володе любовь к литературе. Но уже с 11 лет приходилось вместо чтения книг зарабатывать на жизнь – чернорабочим, телефонистом, работником содового завода… Уже в ранней юности у Сосюры проявился литературный талант – он писал стихи и рассказы. На родном, русском языке. Украинский станет для него родным позже – в дни украинской революции. Раздвоенность души и мировоззрения проявилась в 1917 году – в пылу революционных событий. 19-летний Володька Сосюра с эйфорией воспринял революцию и возрождение Украины. Юношеский максимализм бурлил, новые веяния и ощущение свободы опьяняли. Он начал говорить, писать, думать по-украински. Он начал ощущать себя не русским, не французом, а именно украинцем. О чем позже писал во многих произведениях. В 1918 году молодой Сосюра пошел добровольцем в создаваемые Симоном Петлюрой отряды гайдамаков (Гайдамацкого коша Слободской Украины). Был ранен. Попал в плен к красным. Потом бежал, попал к Махно (о котором позже написал поэму – «Гуляє вітер в Гуляй-Полі. Там сонця золоте вино. Усім відрізав хліба й волі Веселий батько наш Махно»). Потом снова оказался у Петлюры – в Третьем гайдамацком полку под командованием атамана Волоха. Интересный момент: после еврейского погрома в Проскурове (участником которого был и Сосюра) Волох решил потратить часть награбленных средств на издание первой книги Сосюры – «Пісні крові». Вскоре Сосюра попал в плен к деникинцам. Те приговорили его к расстрелу. По счастливой случайности во время приведения смертного приговора в исполнение пуля прошла ниже сердца. Сосюра долго лечился. Снова оказался у Махно. Нестор Иванович за храбрость наградил молодого поэта золотыми часами. От прославленного крестьянского полководца Владимир попал к красным. Те пытались поставить Сосюру к стенке – вторично. Но в 1920 году Сосюра – уже кумир молодежи. Его цитировали. Его первый сборник поэзии обратил на себя внимание критики. У Сосюры появились влиятельные защитники в писательской среде – Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Александр Ковинька. Ознакомившись с русскоязычными и украиноязычными произведениями поэта, они посоветовали ему акцентировать внимание на украинском языке. Уже в 1921 году появились сборник «Поэзии» и автобиографическая поэма «Червона зима», принесшие поэту славу. В это же время Соссюра, находясь на гребне славы, впадает в маниакально-депрессивные состояния и вынужден часто лечиться в психиатрической лечебнице Харькова. Как вспоминал один из врачей, «у Сосюры была сложная форма психического расстройства. Она проявлялась в постоянном желании менять женщин вокруг себя. Как только начиналась маниакальная стадия расстройства – он влюблялся и женился. Как только начиналась депрессивная – он разводился и впадал в запой». По данным биографов, у Владимира Николаевича было около семи официальных браков. Но глубокий след в его биографии оставили несколько. В начале 20-х годов Сосюра женился на Вере Берзиной, девушке очень строгой и с четкими троцкистскими установками. Бывшая политрук эскадрона, героиня боев за Перекоп, пламенная революционерка – именно ей Сосюра посвятил стихотворение «Так ніхто не кохав!». Молодожены поселились в Харькове. Родились дети. Но Вера была принципиально русскоязычной, ей не нравилось украинофильство мужа. Кроме того, проявляя революционную бдительность, она пыталась искоренять петлюровское прошлое Сосюры. Брак распался. Вера потом долгое время не разрешала сыновьям видеться с отцом… 20-е годы – период особых страстей в жизни Сосюры. Юрий Смолыч в своих воспоминаниях рассказывал, как Сосюра частенько засыпал прямо на бильярдном столе в клубе писательского дома «Слово». Иван Багряный писал: «Все украинские поэты имеют право на приставку «самый». Олекса Стефанович – самый нежный поэт, Евген Маланюк – самый высокий, Владимир Сосюра – самый развратный». За Сосюрой закрепилась слава пьяницы и донжуана. «Украинский Есенин» пил, кутил, влюблялся, пытался создавать семьи, которые быстро распадались… Попадал в психиатрическую больницу… Иногда в больнице его приходилось прятать и от репрессий. Особенно после того, как в 1924 году его исключили из партии, а нарком образования УССР Затонский по прочтению поэмы «Махно» заявил: «Сосюра – не наш!». В 1931 году Сосюра встретил очередную свою любовь. В городе Сталино во время Шевченковского праздника он познакомился с девушкой в вышиванке, которая пела «Заповіт». Через три дня он предложил Марии выйти за него замуж… Мария стала женой поэта, прожила долгую и исполненную страданий жизнь, терпя все чудачества и влюбленности мужа (например, он, будучи женатым, неоднократно предлагал руку и сердце другим женщинам). Обладая жестким характером, она часто устраивала Сосюре «веселую жизнь». Поэт Леонид Вышеславский вспоминал, как однажды из окна квартиры Сосюры во время семейной ссоры вылетела пишущая машинка… Мария пережила Владимира почти на 30 лет и умерла уже при независимости Украины. В том же году Сосюру восстановили в партии, но в 1934-м исключили снова – за национализм. Многие отвернулись от него. За Сосюрой установили наблюдение. Семья осталась практически без средств к существованию – поэт продал всю мебель, все книги. Квартира была абсолютно пустой… Сосюру не печатали. Его игнорировали. В этот период он перевел «Демона» Лермонтова на украинский язык, занимался другими переводами. Без толку! В такой момент Сосюра решился и написал письмо на имя Сталина: «В 1934 году меня исключили из партии как зоологического националиста, а я не мыслю жизни без партии. Меня довели до мысли о самоубийстве, но я не сделал этого потому, что слишком много страдал украинский народ, чтобы его поэты стрелялись…» Письмо заканчивалось словами: «Ты мое единственное спасение и прибежище. Отец! Спаси меня!» Наверное, Сталин был в хорошем настроении. Ибо написал на письме резолюцию: «Восстановить в партии. Лечить». После войны началась новая нагонка на Сосюру. Поэта возненавидел всесильный Лазарь Каганович, который увидел в стихотворении «Любіть Україну» националистические нотки. В прессе началась активная критика Сосюры. В своем выступлении на пленуме Союза писателей Александр Корнейчук как бы невзначай дважды назвал Владимира Сосюру Петлюрой. Сосюра снова впал в депрессию. В 1949 году по личному распоряжению шефа МГБ УССР Мешика арестовали жену Сосюры, Марию. Пройдя через тюрьмы и пять лагерей, она вышла на волю только после смерти Сталина. Все это время Сосюра писал жалобы и просьбы о помиловании жены – в общей сложности свыше тысячи ходатайств…. В 1965 году Сосюра отпраздновал свое 67-летие. Через два дня, 8 января, у него случился сердечный приступ. В тот же день поэта не стало. Уже при жизни Сосюра стал классиком. Он прожил очень трудную жизнь – но насыщенную и яркую. И вершиной ее, памятником поэту стали два главных стихотворения, квинтэссенция его мировоззрения – «Любіть Україну» и «Так ніхто не кохав». Buy for 100 tokens Journal information Current price100 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake100 LJT View all available promo Маленькие нюансы нынешних плотолюбцев Жена, придя с работы, огорошила вопросом: Ты заешь, что такое “копра”? Отвечаю: Да, конечно знаю – сушёная мякоть кокосового ореха. Ну или жук такой есть – копр. Еще есть баба копра. Жена удивилась: А это еще кто? Я объяснил. И добавил, что есть еще одно значение, как бы помягче выразится,…

Profile

ateist66

Latest Month

Июнь 2022
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

View All Archives

Метки

View my Tags page

Page Summary

  • : Сосюра – украинский Казанова. [+0]
  • : (без темы) [+0]
  • : (без темы) [+0]
  • : Украинский Есенин:) [+0]
  • : (без темы) [+0]
  • : (без темы) [+0]
  • : (без темы) [+0]

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com Толкование

Сосюра, Владимир Николаевич
Владимир Сосюра
Володимир Сосюра
Владимир Гiб(1956)
Дата рождения:

25 декабря 1897 (6 января 1898)(1898-01-06)

Место рождения:

Дебальцево, Екатеринославская губерния Российская империя

Дата смерти:

8 января 1965(1965-01-08) (67 лет)

Место смерти:

город Киев, Украинская ССР, СССР

Гражданство:

 Российская империя  СССР

Род деятельности:

поэт, переводчик

Годы творчества:

1917—1965

Направление:

Социалистический реализм

Жанр:

Стихотворение, поэма

Язык произведений:

Украинский

Премии:
Награды:

Почтовая марка Украины, 1998 год

Влади́мир Никола́евич Сосю́ра (укр. Володи́мир Микола́йович Сосю́ра; 25 декабря 1897 (6 января 1898) — 8 января 1965) — украинский советский поэт. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).

Биография

Владимир Сосюра родился 25 декабря 1897 (6 января 1898 год)а на станции Дебальцево (ныне Донецкой области Украины). По другим сведениям год рождения 1901 (указан на надгробии поэта).

Его отец, Николай Владимирович, чертёжник по специальности, имел французские корни. Будучи человеком непоседливым и разносторонне одарённым, сменил много профессий, учительствовал, работал сельским адвокатом, шахтёром. Мать поэта — Антонина Даниловна Локотош — маляр, родом из Луганска, занималась домашним хозяйством.

Владимир Сосюра окончил сельскую школу и поступил в агрономическую. С малых лет работал в шахтах Донбасса, принимал участие в Гражданской войне: сначала на стороне УНР, затем — на стороне Красной Армии. По окончании войны учился в Коммунистическом Университете в Харькове и на рабфаке при Харьковском институте народного образования. В это время был участником литературных организаций «Плуг», «Гарт», ВАПЛИТЕ, ВУСПП.

В 1942—1944 годах Сосюра военный корреспондент.

В 1951 году он стал объектом травли после статьи в газете «Правда», которая обвиняла Сосюру в «буржуазном национализме» за стихотворение «Любіть Україну», написанное в 1944 году.

Умер Владимир Сосюра 8 января 1965 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Семья

Владимир Сосюра был дважды женат.

Первый брак 1922 год — с Верой Каперовной Берзина, бывший политрук красноармейского эскадрона, позднее студентка в Харькове. Сосюра посвятил ей поэму «Рабфаковка». Причиной развода стали идейные расхождения:

Ми з тобою зійшлися в маю,
ще не знав я, що значить ідея.
Ти й тоді Україну мою
не любила, сміялася з неї.

От этого брака у Сосюры было двое сыновей.

Второй раз Сосюра женился в 1931 году — с Марией Гавриловной Даниловой, которая закончила балетную школу в Киеве и была 12 лет младше. 15 января 1932 года у них родился сын — Владимир.

В 1949 году Марию Сосюру арестовали якобы за разглашение государственной тайны и выслали в Казахстан. После возвращения Марии через пять лет, они повторно расписались.

Литературная деятельность

Первое его стихотворение (на русском языке) было опубликовано в 1917 году. В архивах сохранились ненапечатаннные стихи Сосюры (на украинском языке), написанные во время его пребывания в Армии УНР, но первый сборник «Стихотворения» вышел в 1921 году, а внезапную славу принесла ему революционно-романтическая поэма «Червона зима» (1922), признанная выдающимся образцом поэтического эпоса гражданской войны на Украине. Этой теме Сосюра посвятил и многие другие произведения, в которых органично сочетается интимное с общественным и обще-человеческим: сборник «Город» (1924), «Снега» (1925), «Золотые ястребы» (1927) и ряд других. Уже в первых сборниках Сосюра проявил себя сильным лириком в украинской поэзии своего времени. Основные источники, которыми питалась лирика Сосюры (народное творчество, Тарас Шевченко и более поздние лирики), переплавились в его поэзии на оригинальный стиль, означенный классической простотой стиха, певучестью и романтическим воодушевлением.

Начиная уже с раннего периода творчества, в поэзии Сосюры нашли отражение и противоречия его эпохи: типичная для украинского интеллигента 1920-х годов невозможность сочетать преданность большевистской революции с чувством национального долга: поэма о внутреннем раздвоении («коммунар и националист») «Два Володьки» (1930), сразу по выходе запрещён сборник «Серце» (1931). Несмотря на запреты, в творчестве Сосюры того времени мощно пробивается мотив украинского патриотизма (неопубликованная поэма «Махно», известная лишь в отрывках «Мазепа», 1930).

В начале 1930-х годов это привело Сосюру к конфликту с коммунистической партией, членом которой он был с 1920 года. Несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, в 1930-е годы Сосюра, рядом со строительной тематикой («Днепрогэс»), почти единственный на Украине культивировал интимную, любовную лирику: «Червоні троянди» (1932), «Нові поезії» (1937), «Люблю» (1939), «Журавлі прилетіли» (1940) и другие.

В военные годы вышли сборники: «Під гул кривавий» (1942), «В годину гніву» (1942), поэма «Олег Кошовий» (1943) и другие. С послевоенных сборников выдающихся: «Зелений світ» (1949), «Солов’їні далі» (1956), «Так ніхто не кохав» (1960). Заметное место в творчестве Сосюры занимают также более широкие эпические полотна: поэмы «1871» (1923), «Железная дорога». (1924), роман в стихах «Тарас Трясило» (1926). Автобиографический роман «Третя рота» иллюстрации над которым Владимир Сосюра работал с перерывами в 1926—1930, 1942 и 1959 годах.

Сборные издания произведений Сосюры: «Стихи в 3 томах» (1929—1930), «Сочинения в 3 томах» (1957—1958), «Сочинения в 10 томах» (1970—1972).

Награды и премии

Полезное

Смотреть что такое “Сосюра, Владимир Николаевич” в других словарях:

  • Сосюра Владимир Николаевич — [25.12.1897(6.1.1898), ст. Дебальцево, ныне Донецкой области, ‒ 8.1.1965, Киев], украинский советский поэт. Член КПСС с 1920. Родился в рабочей семье. В молодости был шахтёром. Участник Гражданской войны 1918‒20. Печатался с 1917. Героика… …   Большая советская энциклопедия

  • Сосюра Владимир Николаевич — (1897/1898  1965), украинский поэт. В поэмах, стихах романтическое восприятие Гражданской войны, строительства социализма сочеталось с лирическими, философскими мотивами. Патриотическая лирика военных лет. Сборники «Сегодня» (1925), «Чтобы сады… …   Энциклопедический словарь

  • Сосюра Владимир Николаевич — (1897/1898 — 1965), украинский поэт. В поэмах, стихах романтическое восприятие Гражданской войны, строительства социализма сочеталось с лирическими, философскими мотивами. Патриотическая лирика военных лет. Сборники «Сегодня» (1925), «Чтоб… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОСЮРА Владимир Николаевич — (1898—1965), украинский советский поэт. Чл. КПСС с 1920. Поэмы «Красная зима», «1917 год» (обе — 1921), «1871 год» (1923) и др.; стихотв. эпопея «Железная дорога» (1924). Сб. стихов «Красные розы» (1932), «Люблю» (1939), «В часы гнева»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Сосюра Владимир Николаевич — …   Википедия

  • Владимир Николаевич Сосюра — Володимир Миколайович Сосюра Владимир Николаевич Сосюра Дата рождения: 6 января 1898 …   Википедия

  • Сосюра — Сосюра  украинская фамилия, является адаптацией французской фамилии Соссюр. Сюсюра, Виктор Леонидович (р. 1954) генерал майор милиции, бывший министр ВС Бурятии Сосюра, Владимир Николаевич (25 декабря 1897 (6 января 1898)  8 января 1965 …   Википедия

  • Владимир Сосюра — Владимир Николаевич Сосюра Володимир Миколайович Сосюра Владимир Николаевич Сосюра Дата рождения: 6 января 1898 …   Википедия

  • Сосюра —         Владимир Николаевич [25.12.1897(6.1.1898), ст. Дебальцево, ныне Донецкой области, 8.1.1965, Киев], украинский советский поэт. Член КПСС с 1920. Родился в рабочей семье. В молодости был шахтёром. Участник Гражданской войны 1918 20.… …   Большая советская энциклопедия

  • Сосюра В. Н. — COСЮ́PA Владимир Николаевич (1898–1965), укр. сов. поэт. Чл. КПСС с 1920. Во время войны сотрудничал во фронтовой печати, в газетах, выпускавшихся для партизан и жителей оккупир. областей Украины. По радио звучали стихи С. Иду , Гнев , Мы… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Владимир Сосюра
укр. Володимир Миколайович Сосюра
image Владимир Сосюра (1956)
Дата рождения 25 декабря 1897 (6 января 1898)
Место рождения
Дата смерти 8 января 1965(1965-01-08)[1] (67 лет)
Место смерти
  • Киев, Украинская ССР, СССР[1]
Гражданство image Российская империя image УНР image Украинская ССР image СССР
Род деятельности поэт, переводчик, журналист, военный корреспондент
Годы творчества 1917—1965
Направление социалистический реализм
Жанр стихотворение, поэма
Язык произведений украинский
Премии
image image
Награды
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

На почтовой марке Украины, 1998 год

Влади́мир Никола́евич Сосю́ра (укр. Володи́мир Микола́йович Сосю́ра; 25 декабря 1897 (6 января 1898) — 8 января 1965) — украинский поэт и переводчик, журналист, военный корреспондент.

Биография

Родился 25 декабря 1897 [6 января 1898] на станции Дебальцево, по одним данным, в 1897 году (ст. ст.), по другим — в 1901 (указан на надгробии поэта[2]).

Его отец, Николай Владимирович, чертёжник по специальности, имел французские корни. Будучи человеком непоседливым и разносторонне одарённым, сменил много профессий, учительствовал, работал сельским адвокатом, шахтёром. Мать поэта — Антонина Даниловна Локотош — маляр, родом из Луганска, занималась домашним хозяйством. Двоюродный брат матери известный украинский красноказачий командир Иван Семёнович Локотош, соратник Климентия Ефремовича Ворошилова, о чём сам поэт упоминает в предисловии к роману «Третья Рота». Другие родственники по фамилии Локотош воевали в составе белогвардейских антисоветских формирований, в частности поручик Михаил Локотош, погибший в 1919 году в районе Луганска.

Владимир Сосюра окончил сельскую школу и поступил в сельскохозяйственное училище на станции Ямы Бахмутского уезда, где обучался в одно время с будущим Маршалом Советского Союза К. С. Москаленко[3]. С 12 лет работал в шахтах Донбасса, принимал участие в Гражданской войне: сначала на стороне Украинской Народной Республики, затем — на стороне Красной Армии. По окончании войны учился в Коммунистическом Университете в Харькове и на рабфаке при Харьковском институте народного образования. В это время был участником литературных организаций «Плуг», «Гарт», ВАПЛИТЕ, ВУСПП. В марте 1932 был исключен из ВУСПП за «отрыв от организации и классово-враждебную деятельность, за буржуазное перерождение».

В 1942—1944 годах Сосюра военный корреспондент.

В 1951 году он стал объектом травли после статьи в газете «Правда», которая обвиняла Сосюру в «буржуазном национализме» за стихотворение «Любіть Україну», написанное в 1944 году.

Умер 8 января 1965 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Семья

Владимир Сосюра был дважды женат.

Первый брак 1922 год — с Верой Касперовной Берзиной, бывшим политруком красноказачьего эскадрона, позднее студенткой в Харькове. Сосюра посвятил ей поэму «Рабфаковка». Причиной развода стали идейные расхождения:

От этого брака у Сосюры было двое сыновей.

Второй раз Сосюра женился в 1931 году — на Марии Гавриловне Даниловой, которая окончила балетную школу в Киеве и была на 12 лет младше. 15 января 1932 года у них родился сын — Владимир.

В ноябре 1949 года Марию Сосюру арестовали за разглашение государственной тайны (она была завербована МГБ еще в 1941, но нарушив подписку о неразглашении, начала этим хвастаться) и выслали в Казахстан. После возвращения Марии в 1956 году, они повторно расписались, так как ранее был официально оформлен развод[4].

Литературная деятельность

Надгробие Владимира Сосюры на Байковом кладбище

Первое его стихотворение (на русском языке) было опубликовано в 1917 году. Под влиянием Э. Багрицкого (знакомство состоялось в Одессе в 1920 году) перешёл к творчеству на украинском языке. В архивах сохранились ненапечатанные стихи Сосюры (на украинском языке), написанные во время его пребывания в Армии УНР, но первый сборник «Стихотворения» вышел в 1921 году, а внезапную славу принесла ему революционно-романтическая поэма «Червона зима» (1922), признанная выдающимся образцом поэтического эпоса гражданской войны на территории Украины. Этой теме Сосюра посвятил и многие другие произведения, в которых органично сочетается интимное с общественным и обще-человеческим: сборник «Город» (1924), «Снега» (1925), «Золотые ястребы» (1927) и ряд других. Уже в первых сборниках Сосюра проявил себя сильным лириком в украинской поэзии своего времени. Основные источники, которыми питалась лирика Сосюры (народное творчество, Тарас Шевченко и более поздние лирики), переплавились в его поэзии на оригинальный стиль, означенный классической простотой стиха, певучестью и романтическим воодушевлением.

Начиная уже с раннего периода творчества, в поэзии Сосюры нашли отражение и противоречия его эпохи: типичная для украинского интеллигента 1920-х годов невозможность сочетать преданность большевистской революции с чувством национального долга: поэма о внутреннем раздвоении («коммунар и националист») «Два Володьки» (1930), сразу на выходе запрещён сборник «Серце» (1931). Несмотря на запреты, в творчестве Сосюры того времени мощно пробивается мотив украинского национализма (неопубликованная поэма «Махно», известная лишь в отрывках «Мазепа», 1930).

В начале 1930-х годов это привело Сосюру к обострению отношений с руководством КП(б)У, членом которой он являлся с 1920 года. Сосюра страдал от психического истощения. В 1930-е годы Сосюра, наряду со строительной тематикой («Днепрогэс»), один из немногих в советской части Украины культивировал интимную, любовную лирику: «Червоні троянди» (1932), «Нові поезії» (1937), «Люблю» (1939), «Журавлі прилетіли» (1940) и другие.

В военные годы вышли сборники: «Під гул кривавий» (1942), «В годину гніву» (1942), поэма «Олег Кошовий» (1943) и другие. Среди послевоенных сборников — «Зелений світ» (1949), «Солов’їні далі» (1956), «Так ніхто не кохав» (1960). Заметное место в творчестве Сосюры занимают также более широкие эпические полотна: поэмы «1871» (1923), «Железная дорога» (1924), роман в стихах «Тарас Трясило» (1926), автобиографический роман «Третья рота», над которым Владимир Сосюра работал с перерывами в 1926—1930, 1942 и 1959 годах.

Сборные издания произведений Сосюры: «Стихи в 3 томах» (1929—1930), «Сочинения в 3 томах» (1957—1958), «Сочинения в 10 томах» (1970—1972).

Творчество и деятельность Владимира Сосюры по развитию украинской культуры и словесности, всячески поддерживалась коммунистической партией как СССР, так и УССР, что нашло отражение в многочисленных наградах и премиях. Творчество поэта при советской власти было включено в школьную программу на Украине, в частности, изучали его балладу «Комсомолец», в которой он описывает жестокость националистических формирований во время гражданской войны:

Бій одлунав, жовто-сині знамена

Затріпотіли на станції знов,

І до юрби полонених

Сам курінний підійшов.

Аж до кісток пропікає очима…

Хлопці стоять перед ним, як мерці…

П’яно хитається смерть перед ними,

Холодно блима наган у руці…

— Є комсомольці між вами, я знаю.

Кожного кулі чекає печать.

…Стиснуто губи в останнім відчаї.

Всі полонені мовчать.

Награды и премии

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 августа 2022 в 20:57.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий