Краткая биография Донателло, художника и скульптора

Биография

Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Годы жизни – 1386-1466.

Донателло, как принято называть великого художника и скульптора эпохи флорентийского Возрождения, родился в окрестностях Флоренции в 1386 году. Его отец, богатый чесальщик шерсти Никколо ди Бетто Барди, мог бы дать сыну образование. Но глава семейства скончался, когда пареньку не было еще и пятнадцати лет.

image
Портрет Донателло

Сначала Донателло, вынужденный зарабатывать на жизнь собственным трудом, поступил в обучение к ювелиру и работал подмастерьем в небольшом городке в пригороде Флоренции. Начиная с 1403 года в течение четырех лет будущий великий скульптор трудился в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо, освоив технику бронзового литья, чем и положил начало своей блестящей биографии.

Плату за обучение юноши внес богатый покровитель и меценат, флорентийский банкир Мартелли, увлекающийся высоким искусством. Учителем Донателло и его ровесника Филиппо Брунеллески, впоследствии ставшего известным архитектором, стал Лоренцо Гиберти. Эти двое так и остались лучшими друзьями ваятеля на всю жизнь, а пути их не раз пересекались после окончания учебы.

Творчество

В 1404 году оба начинающих скульптора, Брунеллески и Донателло, отправились в Рим для завершения обучения. Вскоре после возвращения во Флоренцию юный скульптор создает свои первые произведения – горельеф, изображающий Благовещение, и первую статую Давида из мрамора. В этой скульптуре еще сильны отголоски готических традиций, но она ценна тем, что считается первой достоверной работой ваятеля, дошедшей до наших дней.

image
Статуя Донателло “Мраморный Давид” и барельеф “Благовещение”

В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.

В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Георгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Георгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.

Статуя Донателло “Святой Георгий”

Традиционно Георгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дракона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.

В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.

Статуи Донателло “Пророки”

С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Георгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.

Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.

Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.

Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.

Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Бронзовая статуя Донателло “Давид”

Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».

В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.

Личная жизнь

О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.

Мастерство зрелого флорентийца проявилось в созданных им в 40-х годах рельефах «Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом» и «Вознесение на небо».

Рельеф Донателло “Вознесение на небо”

В композициях вместо спокойствия и статики появилось движение, драматизм, обострение психологических характеристик персонажей и глубина образов.

В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата. Всадник и конь, стоящие на пересечении улиц, объединены в стройную композицию, подчеркнутую диагональю, образованной мечом и жезлом рыцаря.

Статуя Донателло “Эразмо де Нарни”

По возвращении из Падуи, где из-под резца мастера вышли еще несколько чудесных рельефов и церковный алтарь, Донателло работал уже не столь много и продуктивно. Начиная с 1453 года он проживал в родной Флоренции и, по-видимому, тяжело болел. Мысли о смерти, болезни, страданиях, тщете земного существования отражены в работах мастера позднего периода.

Смерть

Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.

Статуя Донателло “Мария Магдалина”

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей, изможденной. Магдалина – исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница, исхудалая, истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица.

Скончался великий скульптор в 1466 году, оставив потомкам немало великолепных шедевров.

Произведения

  • гробница Иоанна XXIII;
  • статуя Давида из мрамора;
  • статуя Давида из бронзы;
  • статуя Евангелиста Марка;
  • статуя евангелиста Иоанна;
  • конная статуя Гаттамелата;
  • бронзовый танцующий Атис;
  • Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием (бронза);
  • Мария Магдалина (дерево);
  • Пророк Аввакум;
  • Святой Георгий;
  • Святой Россоре Реликварий;
  • Юдифь и Олферн.

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Донателло (Donatello; родился в 1386 году — умер в 1466 году) — величайший итальянский скульптор XV века, выдающийся мастер изобразительного искусства эпохи Раннего Возрождения. Творческое наследие Донателло включает групповые и индивидуальные скульптурные композиции, бюсты, барельефы, надгробия и конные статуи. Наряду с классическими шедеврами гениальный ваятель также создавал глубоко реалистические скульптурные образы.

Донателло, как и подобает великому художнику, мастерски работал с различными материалами. До наших дней сохранились многочисленные произведения скульптора из бронзы, дерева и натурального камня.

Биография Донателло

Донателло (настоящее имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) появился на свет во Флоренции приблизительно в 1386 году в семье зажиточного местного ремесленника — чесальщика шерсти. Точная дата рождения мастера неизвестна, не сохранилось никаких сведений и о раннем детстве будущего гения.

Азам изобразительного искусства Донателло изначально учился в мастерской Лоренцо ди Биччи (Lorenzo di Bicci), а позже у другого флорентийского художника — Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Последний также обучил молодого скульптора тонкостям бронзового литья.

В 1404-1407 годах Донателло вместе со своим товарищем Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) отправился в Рим, чтобы поближе познакомиться со скульптурными работами античных мастеров. Во время пребывания в Вечном городе друзья увлеклись археологическими раскопками.

По возвращении из Рима Донателло на первых порах продолжил трудиться в мастерской Лоренцо Гиберти и помог своему учителю закончить несколько скульптурных проектов. В 1408 году молодой художник создал свое первое самостоятельное произведение — мраморную статую Давида. В ней еще отчетливо просматриваются античные традиции скульптурного искусства.

Следующая работа молодого ваятеля — «Святой Иоанн Богослов» принесла ему широкую известность. Именно после ее создания во Флоренции заговорили о появлении нового талантливого скульптора. Донателло становится востребованным, ему поступают многочисленные заказы на художественное оформление церквей и соборов, изготовление погребальных памятников и барельефов.

Первый флорентийский период творчества мастера продлился более 35 лет, а его вершиной стало создание знаменитого бронзового Давида в 1432 году. Художник изваял очень смелое для той эпохи произведение с изображением голого тела библейского героя.

В 1444 году Донателло пригласили в Падую для создания величественного памятника Гаттамелате. Этот шедевр на несколько столетий стал образцом идеальной конной скульптурной композиции. Жители Падуи не хотели отпускать назад великого мастера и постоянно предлагали ему щедрые заказы. В этом городе Донателло прожил следующие 12 лет.

В 1456 году 70-летний метр вернулся в родную Флоренцию. До глубокой старости он работал в своей мастерской, но шедевры последней декады жизни ваятеля полны скорби и трагизма.

13 декабря 1466 года, будучи в весьма преклонном возрасте, Донателло умер и был похоронен в храме Сан-Лоренцо. Фасад этой церкви и сегодня украшен многочисленными работами гениального флорентийского мастера эпохи Ренессанса.

Самые знаменитые произведения Донателло

Наиболее известные работы Донателло по праву считаются шедеврами мировой скульптуры. Большинство из них находится во Флоренции, на родине великого гения. Среди них особо выделяются:

  • «Святой Иоанн Богослов» (1411) — первая скульптура эпохи Возрождения, созданная в реалистическом стиле. Эта работа прославила молодого художника и явила миру нового гения.
  • «Давид» (1432) — гениальный шедевр мастера, его лучшее произведение по мнению большинства искусствоведов. Донателло впервые со времен античности изобразил обнаженную натуру в свободной позе.
  • «Конная статуя Гаттамелаты» (1450) — памятник, ставший на многие столетия образцом для создания скульптурных изображений властителей верхом на коне по всей Европе.
  • «Юдифь и Олоферн» (1455) — выразительная работа позднего периода творчества мастера. Гениальное воплощение женского мужества, храбрости и веры в Бога.

Донателло оставил после себя человечеству множество великолепных скульптурных работ и оказал огромное влияние на развитие мирового искусства.

Портал Very Important Lot предоставляет возможность всем желающим принять участие в аукционах и приобрести уникальные антикварные скульптуры. На сайте также можно недорого купить скульптуры современных художников напрямую у автора.

1 Января 1386 – 13 Декабря 1466 гг. (80 лет)

Донато ди Никколо ди Бетто Барди – известный скульптор эпохи итальянского Ренессанса. В отличие от своих «коллег по цеху» – реалист, приверженец индивидуального скульптурного портрета. Биография Донателло интересна, но, наверное, является стандартной для творческих людей его эпохи.

Ранние годы

Донателло родился в  1386 году во Флоренции, в довольно простой семье (отец занимался изготовлением шерсти и шерстяных изделий). Талант его как скульптора и художника проявился рано, и его отдали обучаться в одну из многочисленных во Флоренции скульптурных мастерских. Интересно, что соучеником Донателло был еще один «титан эпохи Возрождения» архитектор Брунеллески. Вместе с ним Донателло ездил учиться в Рим, в школу известного мастера  Лоренцо Гиберти.

Оплачивал обучение будущего мастера скульптурного портрета его покровитель – флорентийский банкир  Мартелли.

Карьера

После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

В 1444 году мастер уехал  в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что  падуйский период   – вершина творчества мастера.

В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы  скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии.

Смерть

Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали,  не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.
  • Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.
  • Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.
  • Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник  Верроккьо,  который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса  Леонардо да Винчи.
  • Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после  его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.
Рубрика: Краткие биографии

Донателло, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386-1466) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, родоначальник индивидуализированного скульптурного портрета.

В биографии Донателло есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Донато ди Никколо ди Бетто Барди.

Биография Донателло

Донателло появился на свет ок. 1386 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье состоятельного чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Когда будущему скульптору было около 14 лет не стало его отца.

В результате, Донателло пришлось самостоятельно содержать себя. В данный период биографии он начал обучаться в мастерской художника и скульптора Биччи ди Лоренцо. Стоит отметить, что юноше покровительствовал богатый банкир Мартелли.

Под предводительством Лоренцо Донателло овладел техникой бронзового литья. В 1404 г. он отправился в Рим, чтобы окончить свое художественное образование. Здесь его наставником был Лоренцо Гиберти. В числе первых работ парня был горельеф изображающий Благовещение.

К слову, под горельефом следует подразумевать разновидность скульптурного выпуклого рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.

Творчество

В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.

В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Георгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дракона.

«Георгий-Победоносец»

Однако Донателло показал Георгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Георгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.

В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.

Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.

В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.

В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг. вторая статуя Давида.

Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.

В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.

«Статуя Давида»

Отдельного внимания заслуживают портретные бюсты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и характер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.

Пытаясь придать изображениям реалистичность, Донателло уделял большое внимание объему и детализации переднего плана. Придание глубины своим работам он осуществлял посредством архитектурного приема, объединяя линии в единую точку на «горизонте».

Среди последних произведений Донателло выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456) и статуя Марии Магдалины, которая была представлена им в образе пожилой и изможденной женщины, с запавшими глазами и грустным лицом.

Личная жизнь

О личной биографии Донателло фактически ничего не известно. Возможно он был настолько поглощен работой, что не видел себя в качестве семейного человека.

Смерть

Начиная с 1453 г. скульптор проживал в родной Флоренции и, очевидно, серьезно болел. Тем не менее, он трудился до конца своих дней. Донателло умер в 1466 году и был похоронен с большими почестями.

Фото Донателло

Статуя Донателло «Мария Магдалина»
Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

Если вам понравилась краткая биография Донателло – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: TopТолкованиеПеревод

Донателло
Донателло
Donatello
image Донателло. Скульптура в Уффици
Имя при рождении:

Донато ди Никколо ди Бетто Барди

Дата рождения:

ок. 1386

Дата смерти:

13 декабря 1466(1466-12-13)

Место смерти:

Флоренция

Стиль:

Возрождение

image Работы на Викискладе

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Ранние годы

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 гг. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Два стиля скульптора

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

  • image

    Святой Марк

  • image

    Св. Иоанн Креститель

  • image

    Юдифь и Олоферн

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

image image Памятник Гаттамелате

Работа в Падуе

В 1444 году был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 году работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 году, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.

Бюсты

Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Работа и смерть во Флоренции

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Литература

На русском языке
  • Донателло: Альбом / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера мирового искусства). — 10 000 экз. (обл., суперобл.)
На иностранных языках
  • Semper, «D., seine Zeit und Schule» (Вена, 1875);
  • H. Tschudi, «D. e la critica modenia» (Турин, 1887);
  • W. Bode, “Italienische Bildhauer der Renaissance (Б. 1887);
  • E. Muntz, “D. (в серии монографий: «Les Artistes celebres», 1885).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Донателло” в других словарях:

  • Донателло —         (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии… …   Художественная энциклопедия

  • Донателло — Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе. ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (около 1386 1466), итальянский скульптор флорентийской школы Раннего Возрождения. Осмысливая опыт античного искусства,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Донателло — (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.di Betto Bardi) один из самых замечательных итальянск. скульпторовэпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387гг., учился в мастерской живописца и скульптора… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Донателло — (Donatello), настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccoló di Betto Bardi) (около 1386  1466), итальянский скульптор флорентийской школы, один из основоположников искусства Раннего Возрождения. Развивал демократические… …   Энциклопедический словарь

  • Донателло — (Donatello), наст. имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Первые упоминания о… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Донателло — (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi)         (около 1386, Флоренция, 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404 07 работал в… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОНАТЕЛЛО — (Donatello) (ок. 1386 1466), флорентийский скульптор; его полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников… …   Энциклопедия Кольера

  • ДОНАТЕЛЛО — Ап. Иоанн Богослов. 1408 1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) Ап. Иоанн Богослов. 1408 1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди; итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi] (ок. 1386,… …   Православная энциклопедия

  • Донателло — (собств. Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок 1386 1466) ит. скульптор, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Между 1404 и 1407 г. работал помощником в мастерской Гиберти, в 1406 г. получил первый… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Донателло (значения) — Донателло  итальянский скульптор эпохи Возрождения. Донателло  персонаж комиксов, мультсериалов и фильмов серии «Черепашки ниндзя». С …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий