краткая биография Белкина! Помогите пж краткая биография Белкина Ивана Петровича

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср. незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина — Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину — это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей — Белкин. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это — усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень — и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей — не «литературны», а «бытийственны».

image

Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану Петровичу, то вдруг понимает, что и сам Белкин построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» — рукописи Белкина после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.

Литература:

Якубович Д. П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сб. статей. Л., 1926.

Томашевский Б. В. Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л, 1939. Т. 4–5.

Осенью 1830 года в селе Большое Болдино были написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – первое завершенное прозаическое произведение Пушкина. В цикл вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» с предисловием «от издателя», в котором кратко представляется Иван Белкин – литературная маска, придуманная писателем. Каждая из пяти повестей – это история, услышанная Белкиным от разных лиц: титулярного советника, подполковника, приказчика и девицы. Иван Петрович появился еще в одном произведении Александра Сергеевича – хронике «История села Горюхина», однако оно не было завершено.

Смотрите х/ф «Барышня-крестьянка» (Россия, 1995) в субботу, 4 апреля, в 10:10 на телеканале «МИР». Режиссер: Алексей Сахаров. В ролях: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлев, Василий Лановой, Екатерина Редникова и др.

Что же известно об Иване Петровиче Белкине из пушкинских текстов? Это молодой человек, родившийся «от честных и благородных родителей» то ли в 1798-м, как говорится в «Повестях Белкина», то ли в 1801 году, как в «Истории села Горюхина». Среднего роста, худощавый, сероглазый, русоволосый, с прямым носом и белой кожей. Все свое образование Иван Петрович получил от деревенского дьячка, благодаря которому полюбил чтение и занятия по части русской словесности. Около трех месяцев герой провел в московском пансионе, однако перед нашествием армии Наполеона учебное заведение распустили, а потом юноша упросил матушку оставить его в деревне, «ибо здоровье мое не позволяло мне вставать с постели в семь часов, как обыкновенно заведено во всех пансионах». В 1815 году Белкин вступил в пехотный егерский полк, в котором служил до 1823 года, мечтая о судьбе писателя.

Все были в шоке: как Пушкин носил кавказский костюм, обмахивался париком и пугал казаков когтями image Александр Сергеевич любил похулиганить и не очень заботился о том, что о нем думают снобы.

«Пребывание мое в полку оставило мне мало приятных впечатлений, кроме производства в офицеры и выигрыша 245 рублей в то время, как у меня в кармане всего оставалося рубль 6 гривен», – признается герой. В 1823 году друг за другом умерли его родители: бывший секунд-майор Петр Иванович и Пелагея Гавриловна Белкины. После этого Иван Петрович подал в отставку и приехал в село Горюхино, чтобы взять на себя управление имением. Мягкосердечный Белкин тут же ослабил строгий порядок, заведенный отцом…

«Сменив исправного и расторопного старосту, коим крестьяне его (по их привычке) были недовольны, поручил он управление села старой своей ключнице, приобретшей его доверенность искусством рассказывать истории. Сия глупая старуха не умела никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки», – пишет Пушкин.

Не успев обзавестись семьей («К женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая») и запустив имение, Иван Петрович умер в 1828 году от простуды и был похоронен в сельской церкви около могил родителей. После себя он оставил историю родного села Горюхина и пять повестей, вошедших в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Скупые сведения об авторе повестей издатель получает от его бывшего соседа и приятеля…

Фото: П.Ф. Соколов, портрет А.С. Пушкина

О том, зачем Пушкину вдруг понадобился Иван Петрович Белкин и какие тайны скрывает цикл из пяти повестей, Mir24.tv поговорил с доктором филологических наук, профессором Литературного института им. А.М. Горького Галиной Завгородней.

Галина Юрьевна, зачем Пушкин прибегнул к литературной маске Ивана Белкина?

– Полагать, что Белкин – «литературная маска» Пушкина в одноименном цикле – значит сильно упрощать дело. Гений Пушкина состоит (в числе много прочего) еще и в том, что кажущаяся внешняя простота его произведений скрывает бесконечные смысловые глубины. «Повести Белкина» – не исключение. Причем, что интересно, современники – не только обычные читатели, но и авторитетные критики, к числу которых относился Белинский, – этой глубины не увидели. Воистину лицом к лицу лица не увидать… Говорили даже об упадке пушкинского таланта, о том, что «Повести Белкина» – простые, незамысловатые побасенки, уж точно не блещущие оригинальностью.

Действительно, кажется, Пушкин идет здесь проторенным путем: в начале 1830-х годов такая литературная форма, как цикл повестей, объединенных сквозным рассказчиком с характерным, узнаваемым стилем изложения, была очень распространена. Можно назвать и Рудого Панька из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя, и Иринея Гомозейко из «Пестрых сказок…» Одоевского. Но у Пушкина, при внешнем сходстве, нечто совсем иное, и, если пристальнее всмотреться именно в нюансы текста, обнаружатся любопытные вещи.

Фото: Фотохроника ТАСС

Его «рассказчика», Белкина, мы, по сути, не видим. Создается впечатление, что Пушкин его намеренно прячет, нивелирует, растворяет… словом, делает все, чтобы мы не поняли и не узнали, кто такой Белкин. Ведь на момент издания повестей самого Белкина, как мы помним, уже нет в живых, и скудные сведения о нем сообщаются издателю неким помещиком, бывшим соседом и приятелем Белкина. Но его письмо, скорее, запутывает читателя еще больше, сообщая как будто намеренно поверхностные, незначительные факты, мало относящиеся к литературной деятельности Ивана Петровича.

Кроме того, мы узнаем, что каждая повесть записана Белкиным от разных людей – девицы, подполковника, приказчика, титулярного советника… Но далее мы наблюдаем нечто еще более странное – в повестях присутствует тонкая ирония! Чего стоит фраза из «Метели»: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена». А сколь замечательна ирония в «Гробовщике»!

Что в таком случае является объектом иронии Пушкина?

– Не что иное, как расхожие литературные клише, избитые сюжеты… Романтическое противостояние враждующих кланов а-ля Монтекки и Капулетти превращается в нелады соседей Муромского и Берестова, ночной побег с возлюбленным (с тайным венчанием) превращается в некое… весьма странное событие, курьезное и трагическое одновременно, мечта жениться на крестьянке, казалось бы, счастливо сбывается, но… не совсем так, как предполагалось. И возникает вопрос: чья это ирония? Девицы? Приказчика? Подполковника? Явно нет. Значит, Белкина? Но и это ничем не подтверждается и уж тем более не следует из рассказа его соседа, ненарадовского помещика. Конечно, это ирония Пушкина!

Исследователи уже обращали внимание на этот ракурс: Пушкин очень тонко развенчивает «пришедшие в упадок» сюжетные ходы и образы, показывает их несостоятельность, но и – удивительным образом! – вдыхает в них новые силы. Банальные литературные ситуации как будто бы размыкаются в саму жизнь, герои по-настоящему страдают и радуются, вызывая читательское сочувствие (кстати, вспомним финал «Евгения Онегина» – там Пушкин делает сходную вещь).

А что же Белкин? Он как будто теряется в веренице рассказчиков, мы так и не узнаем ничего ни о его индивидуальной литературной манере, ни о его жизненной позиции – мы не слышим его голоса, не видим его лица… Именно в этой своеобразной мистификации, намеренном умножении взглядов и в итоге уходе от каких-то субъективных суждений и тем более дидактизма, учительной ноты (вот уж от чего Пушкин был далек) и видится поразительная оригинальность, глубина и новаторство – все то, за что мы так любим Пушкина.

Очередность повестей имеет значение? В итоге они были расставлены не в хронологическом порядке. Каков был замысел Пушкина?

– Если говорить о последовательности повестей, то, несомненно, она была для Пушкина содержательной. Мы осведомлены в порядке их создания – он был таков: «Гробовщик», «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель». Причем создавал их Пушкин стремительно, между повестями были промежутки одна-две недели. По всей вероятности, замысел вынашивался уже давно. Но в итоге при публикации последовательность Пушкин меняет. Все начинается с «Выстрела», затем идет «Метель», в центре размещается «Гробовщик», потом – «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

Как Джек Лондон предсказал человечеству гибель от пандемии… …в XXI веке

В такой композиции видится определенная логика и, как всегда у Пушкина, – жизнеутверждающее, гармонизирующее начало. Как уже было отмечено выше, циклообразующий принцип связан со стремлением Пушкина развенчать литературные клише, точнее, ставшие слишком привычными сюжетные ходы, мотивировки поступков персонажей и проч. Но в художническом арсенале Пушкина далеко не только осмеяние и «дискредитация» – он всегда балансирует на очень тонких смысловых гранях. Герой в подчеркнуто банальной, кажется, «слишком романтической» ситуации (месть как смысл жизни, ожидание дуэли как идея фикс) в итоге… действительно воспринимается как объект сочувствия, именно в силу того, что оказывается заложником романтической ситуации. Таков Сильвио в «Выстреле». Сюжет повести может быть пересказан в двух словах, более того – дело, как будто, не в сюжете. Но благодаря усложненной композиции, системе рассказчиков и само произведение усложняется. И в этом тоже можно усмотреть иронию. Однако за клишированно-романтическим фасадом вдруг видятся настоящие, страдающие люди, и более других сам Сильвио, так и не разобравшийся в том, что в жизни действительно важно и достойно стать точкой приложения усилий.

В «Метели» авантюрно-любовный сюжет также доведен едва ли не до абсурда. Если вдуматься, количество несообразностей, противоречий, совпадений просто превосходит здравый смысл! Но и это не сразу бросается в глаза – так мастерски Пушкин балансирует на грани иронического обыгрывания и иллюзии достоверности. Впрочем, дело не только в этом: в почти абсурдные в своей клишированности ситуации помещены живые люди, страдающие, вызывающие читательское сочувствие – слишком уж вероломно вторгается в их жизнь фатум! Но и читательской радости есть место, ибо счастливая случайность входит в жизнь так же неожиданно.

«Гробовщик» в центре, кажется, призван сбить все наши читательские настройки: несмотря на то, что и он полон классических мотивов, слишком уж в сниженном ключе они поданы. Это, пожалуй, самая гротескная, но и забавная вещь во всем цикле. И далее, в заключительных вещах, обыгрывается в двух вариантах столь полюбившийся читателям (но и, вероятно, в какой-то момент поднадоевший) сюжет «Бедной Лизы» Карамзина. И здесь уже, заметим, нет места вторжению фатума, а есть место человеческому выбору. И, как и в первых двух повестях, перед нами два пути развития событий: трагический (связанный с утратой человеком точки опоры или, если угодно, с неверно найденным смыслом) и позитивный, связанный с благими обстоятельствами, но изначально – с любовью, которая не несет ущерба окружающим.

Именно в сверхъединстве цикла прозревается действительно глубокий замысел Пушкина – замысел непростого произведения не только об актуальных литературных тенденциях, но и о смысле человеческого существования, об иррациональном воздействии на жизнь, о границах возможностей человека.

25 декабря, 2019 Литература 1 ответ Правильный ответ

Иван Петрович Белкин – герой цикла повестей А. С. Пушкина, написанных им в Болдино в 1830 году. Это вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование.

Он молодой помещик, занимавшийся сочинительством. Пушкин выступает как издатель его произведений. Первое издание носило такое название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». Его биографию Пушкин рассказывает в части, которая называется «От издателя».

4.1 Опубликовано 27 декабря, 2019

Знаете ответ на этот вопрос?

Только зарегистрированные участники могут задавать и отвечать на вопросы.

Последние вопросы

Как написать читательский дневник по произведению “Робинзон Крузо” ? Литература 28 июля, 2022 Как заполнить читательский дневник по древнегреческому мифу”Дафна”(под редакцией Куна)? Литература 26 июля, 2022 Главные герои Случай с переводчиком Литература 19 июля, 2022 Какая основная идея и основная проблема в романе Достоевского “Бесы”? Литература 6 июля, 2022 Что является отличительным признаком морали?  1) отражает представления о добре и зле  2) эмоционально воздействует на человека  3) объясняет и к История 4 июля, 2022

Публикации раздела Литература

Александр Пушкин написал «Повести Белкина» в 1830 году, во время Болдинской осени — самого плодотворного творческого периода писателя. В цикл вошли пять повестей, написанных от лица молодого помещика Ивана Белкина. Его краткая биография есть в предисловии к книге.

Александр Пушкин. «Моцарт и Сальери» Русская классика в формате аудиокниг Владимир Маяковский. «Человек» Русская классика в формате аудиокниг Виктор Ардов. «Мотобабка» Русская классика в формате аудиокниг Возвращение. По страницам сборника «Доднесь тяготеет…» Произведения из книги Чарльз Диккенс. «Дэвид Копперфилд» Аудиоверсия сцен из романа Михаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 7 класса Знакомимся с классической литературой Василий Жуковский. «Сказка об Иване царевиче и Сером волке» Знакомимся с классической литературой Антон Чехов. «Вишневый сад» Знакомимся с классической литературой Лев Толстой. «Холстомер» Знакомимся с классической литературой Михаил Лермонтов. «Мцыри» Знакомимся с классической литературой Николай Гоголь. «Мертвые души» Знакомимся с классической литературой Михаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 10 класса Знакомимся с классической литературой Михаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери», «Бэла… Знакомимся с классической литературой Михаил Лермонтов. Поэма «Демон» для 10 класса Знакомимся с классической литературой Лев Толстой. «Два гусара» Русская классика в формате аудиокниг

И.П.Белкин. Илл. О.Якутович

 

Обложка первого издания 1831 года

Иван Петрович Белкин родился 1 апреля 1801 года в семье секунд-майора в родовом имении в селе Горюхино.

Село Горюхино

Начальное образование Иван Петрович получил от деревенского дьячка, который привил любовь к чтению и, в целом, к литературе. Иван читал все, что было в их доме. Родители Белкина не любили читать, поэтому в доме, кроме Азбуки, календарей и Новейшего письмовника, книг не было. К десяти годам мальчик знал наизусть письмовник, чтение которого было любимым делом ребенка.

В 1812 году родители отправили Ивана учиться в Москву в пансион Карла Ивановича Мейера. Однако, обучение продлилось лишь три месяца. На Москву наступили войска Наполеона.

После изгнания французов из Москвы родители вновь решили отправить сына на обучение, но он уговорил их оставить его дома ввиду того, что он из-за проблем со здоровьем не мог вставать в 7 утра по правилам пансиона.

Так Иван жил дома, играя в лапту с потешными мальчишками, пока в 1815 году не поступил на службу в пехотный егерский полк. Переходил из губернии в губернию, из квартиры в квартиру, проводил время с жидами и маркитантами, играя в бильярд и маршируя в грязи.

В 1820 году юнкер Иван Петрович поехал в Петербург по делам. Каждый день ходил в театр и знал поименно всех актеров. В одну из актрис, игравшую роль Амалии в драме «Ненависть к людям и раскаяние» был влюблен. К слову, Белкин был очень влюбчив и имел склонность к женскому полу. По утрам он заходил в конфетную лавку. Однажды утром за чашкой шоколада Иван читал литературный журнал. В лавку зашел незнакомец, заказал бифштекс, выпил полбутылки вина и ушел. Это был писатель. А так как Белкин всегда мечтал стать писателем, он бросился догонять его. На улице ему приходилось замедлять шаг при встрече с офицерами, будучи в служебной шинели и находясь на службе. У Аничкина моста Иван догнал писателя и узнал, что это не он, а повар: писатель повернул у другого моста. Эта погоня стоила Ивану Петровичу 30 копеек потерянной сдачи, выговора по службе и «чуть-чуть не ареста». Поэтому страсть к писательству пришлось придержать.

В 1823 году родители Белкина умерли, Иван Петрович оставил службу и, дослужив до офицера с выигрышем в 245 рублей, вернулся в родное Горюхино.

Белкин с нетерпением ждал встречи с отчим домом. В имении его встретили тепло: обнимали, затопили баню, приготовили ужин, кормилица плакала.

В течение трех недель Иван Петрович оформлял наследство у разных чиновников. Родители не подготовили его к управлению имением, поэтому Белкин испытывал трудности. Он применил некоторые изменения в ведении хозяйством: кормилица стала ключницей и управительницей, была отменена барщина и введен оброк.

Решив все хозяйские дела, Иван Петрович взялся за сочинительство, мечтая попасть в писатели. Он сшил толстую тетрадь и занялся писательской деятельностью. К раннему творчеству Ивана Петровича относится незаконченная эпическая поэма про Рюрика.

Затем, подробно изучив 54 старинных календаря, летопись горюхинского дьячка, устные предания местных жителей и ревижские сказки о нравственности и состоянии крестьян, Белкин написал «Историю села Горюхина», в которой осветил нравы и обычаи его обитателей.

Виньетка (птица) Пушкина к «Истории села Горюхина»

Повести «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и «Гробовщик» Иван Петрович писал со слов особ разных сословий. От недостатка образования и фантазии в описании событий и местности применял названия близлежащих сел и деревень, имена своим героям давал вымышленные.

По жизни Иван Петрович был человеком честным, открытым, общительным, вел умеренную жизнь, избегал излишества, поэтому был худощав, не имел привычку выпивать. У него был средний рост, серые глаза, русые волосы, прямой нос и белое лицо.

Умер Иван Петрович Белкин осенью 1828 года от осложнения простуды.

«Станционный смотритель». Илл. М.В.Добужинского

Похоронен в церкви села Горюхино рядом с могилами родителей.

При жизни творчество Белкина не было опубликовано. Часть рукописей утеряна, часть сохранилась у соседа, который передал ее издателю.

И только благодаря издателю, Александру Сергеевичу Пушкину, свет увидел произведения сочинителя Ивана Петровича Белкина.

А.С.Пушкин. Повести Белкина. Илл. А.Смирнов
И.П.Белкин. Илл. И.Иванюк
А.С.Пушкин. Илл. И.Иванюк

Сведения о жизни и творчестве И. П. Белкина взяты из автобиографии «История села Горюхина» и из главы «От издателя» «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина.

Читайте также

Иван Петрович Белкин – гениальная мистификация или шутка для Натали?

«Повести Белкина» – новое прочтение Пушкина

Татьяна Володкина, библиотека №16 «Маяк»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий