Короткая жизнь и ошеломительная слава «художника галантных празднеств» Антуана Ватто

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Антуан Ватто (Antoine Watteau; родился 10 октября 1684 года — умер 18 июля 1721 года) был знаменитым французским живописцем XVIII века, одним из основателей рококо, гениальным автором множества рисунков. Широкую известность Антуан Ватто приобрел благодаря изысканным картинам, названных современниками «галантными празднествами». Многочисленные колоритные произведения художника глубоко проникнуты изяществом, поэтичностью и лирикой.

Антуан Ватто оставил потомкам несколько десятков тысяч работ, в том числе великолепных эскизов и этюдов. Чтобы добиться максимальной выразительности персонажей, он всегда создавал большое количество предварительных набросков перед написанием очередного шедевра.

Биография Антуана Ватто

Антуан Ватто появился на свет 10 октября 1684 года городе Валансьене на севере Франции в семье мелкого буржуа. Его отец отличался крутым нравом и часто колотил своих близких, но не препятствовал увлечению сына рисованием. Уже в 10-летнем возрасте Антуан начал обучение живописи у скромного местного художника Жака-Альбера Жерена (Jacques-Albert Gérin), но быстро превзошел своего учителя и перестал посещать занятия.

В 1702 году Антуан Ватто тайком от родителей пешком ушел из родного Валансьена в Париж, чтобы исполнить свою мечту — стать профессиональным живописцем. Вскоре ему удалось устроиться в художественную мастерскую, хозяева которой продавали копии шедевров знаменитых мастеров парижанам. Здесь Ватто ежедневно занимался копированием работ великих художников, а досуг посвящал зарисовкам с натуры.

В 1704 году состоялось случайное знакомство 20-летнего Антуана с отцом и сыном Мариэттами — владельцами солидной фирмы по продаже произведений искусства. Они по достоинству оценили талант молодого Ватто и помогли ему поступить на обучение к Клоду Жилло (Claude Gillot). Опытный наставник привил ученику любовь к изображению театральной жизни. Впоследствии эта тематика станет одной из основных в творчестве Ватто.

В 1707 году Антуан устроился помощником к хранителю художественных коллекций французских королей Клоду Одрану (Claude Audran), который также был модным художником-декоратором своей эпохи. Ватто участвовал в создании театральных декораций вместе с Одраном и получил неограниченный доступ к шедеврам старинных мастеров.

В 1709 году живописец принял участие в престижном конкурсе Королевской академии художеств, но занял лишь 2 место. Уязвленный этой неудачей, он уехал в родной Валансьен, где познакомился с местным ваятелем Антуаном Патером (Antoine Pater). Тот уговорил молодого гения взять в ученики своего сына и снова вернуться в столицу.

В начале 1710-х Антуан Ватто усердно пишет картины на тематику театральной жизни и становится весьма знаменитым. В 1712 году он подал заявку на поступление в академию художеств, но смог представить обязательную работу лишь 5 лет спустя. К этому времени Ватто стал самым популярным живописцем Парижа, о нем заговорили не только во Франции, но и в других странах Европы.

К сожалению, успехи в творчестве были омрачены резким ухудшением здоровья художника. Врачи обнаружили у него туберкулез, который быстро прогрессировал. В конце 1719 года Ватто уехал в Лондон для лечения к известному светилу медицины Ричарду Миду, но оно не помогло.

Летом 1720 года живописец вернулся в Париж, а вскоре перебрался в пригород столицы, где ему было легче переносить тяжкую болезнь. 17 июля 1721 года Антуан Ватто скончался, не оставив после себя наследников.

Самые известные картины Антуана Ватто

Самые знаменитые картины Антуана Ватто сегодня по праву считаются шедеврами французской живописи начала XVIII века. Среди них можно выделить следующие работы:

  • «Сатира на врачей» (1706) — одна из первых сохранившихся картин молодого художника, еще незрелая, но удивительно изящная гротескная буффонада.
  • «Паломничество на остров Киферу» (1717) — произведение, написанное живописцем в качестве обязательной работы для поступления в Академию художеств. Именно с этой картины название нового жанра «галантное празднество» (фр. fête galante) появилось в мировом искусстве.
  • «Жиль» (1718) — оригинальный взгляд художника на любимую театральную тематику. Актер на картине вопреки всем традициям жанра изображен не в динамичной позе, а в полном бездействии.
  • «Вывеска лавки Жерсена» (1721) — последняя работа мастера, созданная для близкого друга Жерсена — владельца антикварной лавки. Это произведение выделяется на фоне других работ огромными габаритами и необычным фоном.

На портале Very Important Lot можно не только прочитать интересные статьи об известных деятелях искусства, но и принять участие в арт-аукционах. Любой посетитель сайта также имеет прекрасный шанс недорого купить картины, рисунки, скульптуры и ювелирные украшения напрямую у современных мастеров.

Биография

Художник Жан-Антуан Ватто, более известный в мире искусства как Антуан Ватто, за столь короткую биографию (он прожил 36 лет) сумел не только возродить интерес к барокко, но и модернизировал этот стиль. Его менее строгое и формальное, более натуралистическое проявление сегодня называется рококо. Антуан Ватто стоял у его истоков.

Детство и юность

Жан-Антуан Ватто появился на свет 10 октября 1684 года в Валансьене — городе, который едва перешел от испанских Нидерландов под крыло Франции.

Отца Жана Филиппа Ватто отличали крутой нрав и экспрессивность. Нередко мужчина набрасывался с кулаками на одного из четверых сыновей или на мать Антуана Мишель Ларденуа. Из-за своего характера Жан Филипп чаще ночевал в тюремной камере, чем дома.

Несмотря на существенный минус, Ватто-старший видел в сыне творческий потенциал. Благодаря отцу Антуан попал на обучение к местному художнику Жак-Альберу Жерену, чьему имени не посчастливилось прославиться. Говорят, к 11 годам юное дарование превзошло учителя. По другой версии, Ватто бросил занятия, потому что отец отказался за них платить.

Личная жизнь

Сведения о том, что Антуан Ватто вел бурную личную жизнь и, подобно многим творческим людям, искал вдохновение в платонических отношениях, не сохранились. Напротив, художник относился у женщинам с подчеркнутым уважением. Эта его черта послужила основой для фильма «Тайна Антуана Ватто» (2007).

Пусть Ватто не успел создать свою семью, но до последних дней его поддерживали братья. Они были так близки, что Луи Жозеф Ватто, сын Ноэля Жозефа Ватто, по стопам дяди стал художником.

Живопись

Взрослая жизнь Антуана Ватто началась в 1702 году, когда он против воли отца сбежал в Париж. У юноши не было денег, поэтому в столицу пришлось идти пешком.

Художник быстро нашел подходящую работу: в мастерской под мостом Нотр-Дам ради массового производства копировал картины, созданные в лучших традициях голландской и фламандской живописи. В этот период Ватто в совершенстве овладел эскизной техникой, ставшей характерной для его графики. В свободное от «подделок» время он рисовал с натуры.

Творчество в самом прекрасном его проявлении Антуану Ватто продемонстрировали коллекционеры Пьер и Жан Мариэтты, отец и сын. В их магазине хранились подлинники Рембрандта, Тициана, Рубенса и других мастеров.

Впрочем, Мариэтты дали Ватто куда больше, чем знакомство с профессиональным искусством — они сосватали молодого художника Клоду Жилло, известному граверу и декоратору. Он не сыграл особой роли в формировании стиля Ватто, зато развил его художественный вкус. Под влиянием Жилло родились такие картины, как «Сатира на врачей» (1706) и «Арлекин — император Луны» (1707).

В 1709 году Ватто пытался выиграть Римскую премию, высшую французскую награду Королевской академии художеств в области искусства, но занял 2-е место. В 1712-м он предпринял еще одну попытку. Жюри посчитало живописца настолько талантливым, что вместо главного приза — годовой стажировки в Риме — предложило ему вступить в академию. В качестве экзамена Ватто попросили нарисовать картину. Спустя 5 лет он представил жюри шедевр «Паломничество на остров Киферу».

Картина создана в двух вариантах. Первый, датированный 1717 годом, хранится в Лувре в Париже, второй, созданный годом позже, — во дворце Шарлоттенбург в Берлине.

В творчестве Антуана Ватто немало шедевров: «Любовь на французской сцене» (1716), «Венецианский праздник» (1718), «Капризница» (1718) и другие картины. Самой удивительной считается «Вывеска Жерсена (лавка, в которой продаются картины)» (1720). Ее называют картиной-завещанием и, как следствие, пиком творчества Ватто.

Полотно, написанное типичными для рококо цветами, изобилующее мелкими деталями, действительно служило вывеской. Недолго оно красовалось на мосту Норт-Дам, а ныне хранится в Шарлоттенбурге.

Смерть

Антуан Ватто тревожил друзей небрежным отношением к своему финансовому положению. Художник словно знал, что проживет недолго, а потому не откладывал «на черный день».

С детства Ватто часто болел. В 1720 году за советом по очередному недугу живописец направился в Лондон. Задымленный воздух Англии плохо отразился на здоровье Ватто — спровоцировал «уснувший» туберкулез. Ему пришлось немедленно вернуться домой.

До последних дней жизни Ватто сильно кашлял. Друзьям он говорил, что виной тому лондонский смог, застрявший в легких. На самом деле причиной смерти стал туберкулезный ларингит. Ватто умер 18 июля 1721 года, в 36 лет.

Картины

  • 1712 – «Актеры Французской комедии»
  • 1713 – «Четверо»
  • 1715 – «Вид между деревьями в парке Пьера Кроза»
  • 1716 – «Любовь на французской сцене»
  • 1716 – «Любовь на итальянской сцене»
  • 1716 – «Затруднительное предложение»
  • 1716 – «Урок любви»
  • 1717 – «Любовная песня»
  • 1717 – «Равнодушный»
  • 1718 – «Капризница»
  • 1719 – «Общество в парке»
  • 1720 – «Итальянские комедианты»

Жан Антуан Ватто (1684 — 1721 гг.) — знаменитый французский художник начала 18-го века, создал новый жанр «галантных празднеств» (время назвали «галантный век» ), считается одним из основоположников стиля рококо в европейском искусстве.

Детство и юность

   В октябре 1684 года в городке Валансьен на севере Франции родился Жан Антуан Ватто, будущий знаменитый живописец. И отец его- кровельщик, человек жестокого и вздорного нрава, и мать, и братья, и даже почтенный метр Жерсен, дававший мальчику первые уроки рисования, очень бы удивились, узнав, что со временем на одной из центральных площадей поставят памятник Ватто. Бронзовый художник с палитрой и кистями в руках навсегда поселился в Валансьене, который навсегда прославлен его, Антуана Ватто, именем.

   Родной город не был добр к Ватто. Юноше рано его покинул, чтобы искать счастья в Париже, как и несчетное множество молодых людей того времени. Но сказать, что Ватто искал счастья, было бы не совсем точно. Он никогда не стремился к благополучию, даже признание не слишком прельщало. Он хотел лишь работать так, как считал нужным, и хотел независимости, полной свободы.

image
Жан Антуан Ватто. Автопортрет. 1721

Молодость в Париже

   Как трудно было в ту пору быть независимым! Жизнь парижского художника, даже удачливого, все равно не была свободной: приходилось искать покровительства и денежной помощи состоятельных любителей искусства, иначе не удавалось прокормиться. Хорошо, если меценат действительно разбирался в живописи, не был самодуром или капризным упрямцем.

  Ватто повезло: ему старались помочь люди достойные, чутко угадавшие необычный талант в хрупком, нескладном, часто болевшем юноше. Художник и торговец картинами Мариэтт, живописцы Одран и Жилло, коллекционер Кроза и многие другие были искренне привязаны к Ватто, ценили его дар.

  Но сколько раз художник покидал гостеприимный кров, предпочитая ни с чем не сравнимую свободу! Он вовсе не был легким человеком, этот блистательный поэт легкомысленных празднеств. Антуан часто искал одиночества, много размышлял, и мысли его были невеселыми.

Отражение взглядов Ватто в картинах

  Хотя казалось бы, все, что он создавал, лучилось тонкой улыбкой, было полно лукавой радостью, беззаботной задумчивостью. У Ватто и задумчивость могла казаться беззаботной.

   Он жил в пору, когда скептическая мысль передовых людей эпохи подвергла беспощадному анализу всё, что ещё недавно казалось незыблемым. Власть короля, религия, сам государственный уклад представали теперь в истинном и неприглядном виде.

  Начинающийся век Просвещения во всем сомневался. Кумиры падали с пьедесталов. Люди разуверялись в прошлом, не доверяли настоящему, не надеялись на будущее. Надежды у современников Ватто были тревожными, зыбкими и неясными. Сомнительные добродетели короля Людовика XIV были осмеяны, но до решительных социальных перемен было ещё далеко.

  “Алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые напевы сатирических водевилей”, — писал о Франции того времени А.С.Пушкин.

  Как много в этих словах того, о чем говорил в своих картинах Ватто, — и жажда рассеянности, и пошатнувшаяся нравственность, и насмешливые спектакли.

Новый стиль в творчестве

  Ватто любил писать актеров. На сцене театров и ярмарочных балаганов жизнь обретала остроту. В жестах комедиантов нет ничего лишнего. Спектакль словно сгусток жизни. И к тому же театр был смелым искусством, с подмостков сцен звучали слова, приводившие двор в ярость.

“Актеры Французской комедии” (1711-1712 гг.)

image
А.Ватто.Актеры Французской комедии.1711-1712.

В этой картине перед нами усталые и возбужденные после представления лица комедиантов, фантастические костюмы, мальчик — арапчонок, комический старик с длинным носом. Вот где счастливое согласие с жизнью, заново сотворенной и разыгранной на подмостках. Так возникает в творчестве Ватто глубокая мысль о роли искусства, высвечивающего в мире истину, скрытую намеренно или случайно.

Жанр «галантных празднеств»

  Нет, живописец оставался далек от политики, но он глубоко и безошибочно ощущал непрочность, смутность времени, когда так многое неясно и лишь тревога и неблагополучие несомненны. Ирония в его картинах словно защита от чрезмерного беспокойства. И если вглядеться в них пристально, то нетрудно увидеть, что в них больше печали, чем веселья.

  Мир обольстительных красавиц и галантных молодых людей, что неторопливо прогуливаются меж стриженых кустарников, искусственных водопадов, кружатся в танце, ведут задумчиво- ироничные беседы, меланхолически глядят на закат, — весь этот мир беззаботен и насторожен. У него нет уверенности в завтрашнем и даже в сегодняшнем дне, нет ни открытой радости, ни глубокого горя, ни добра, ни зла, лишь миражи чувств, маскарад страстей.

  Герои Ватто ни во что не верят, ничего не боятся, ни на что не надеются. А ведь они и окружающая их реальность так прельстительны, так красивы: нежные, розовеющие, как перламутр, лица, плавные жесты, невесомая , плавная поступь, разлитая в каждом движении грация. А какие костюмы- тончайшие, какие только можно и невозможно вообразить оттенки: бледно- коралловые, золотистые, серовато — зеленые, пепельно- сиреневые, и все в благородном согласии. Какие сады, рощи, парки, вечно светлое небо, не знающее дурной погоды, дальние просветыаллей, ясная гладь прудов, желтоватый мрамор статуй. Казалось бы, счастье должно переполнять души персонажей Ватто, но он наделяет их собственным сомнением. Они словно догадываются о тщетности и призрачности жизни, своей обреченности и даже ненужности. Они похожи на изящные игрушки, которыми играет равнодушная к их жизни судьба.

“Равнодушный” (1717 г.)

А.Ватто. Равнодушный.1717

  Эта знаменитая луврская картина  совсем небольшая — около 25 см в высоту. Юноша в переливчатом, бледно- жемчужном костюме и алом плаще, замерев в грациозной неподвижности, готовится начать церемонный танец. Каждая линия будто вторит мелодии, ритмично струясь, обтекая фигуру, рассыпаясь в ломких складках плаща. Краски неярки, но звучны. Есть в них торжественность чуть печального праздника.

  Но странно, уже при первом взгляде на картину и беззаботный нарядный танцор, и задумчивый пейзаж чудятся невеселыми. Есть какая-то обездоленность в изящном кавалере, какая-то тревога в затихшем саду, да и негромкая музыка звучит и торжественно, и горько.

  Контраст беззаботного сюжета, почти игрушечного по хрупкости персонажа со скрытой в красках и линиях грустью оказывается главным в картине. В том, что пишет Ватто, нет счастливого единства. О красивом он говорит с усмешкой, о весёлом — с горечью, о печальном — с улыбкой.

“Затруднительное предложение” (1715-1716 гг.)

А.Ватто.Затруднительное предложение.1715-1716

Ватто одним из первых подметил стремление человека к природе, которое станет воспевать и проповедовать философ Жан-Жак Руссо. И если люди на полотне общаются между собой с той же лениво- кокетливой и равнодушной любезностью, то их фигуры неразрывно слиты со светозарным пейзажем, между ними обнаруживается гармония.

Новые идеи Ватто в искусстве

  Конечно, Ватто не стремился понять скрытые пружины неумолимых исторических перемен, надвигающихся событий, грозивших избавиться от всего, что праздно существует ради самого себя. Художник просто видел, как далека эта мотыльковая жизнь от новой культуры, которую позже станут называть эпохой Просвещения, от плодотворного сомнения, поисков социальной справедливости. Нет, он не был борцом, но был провидцем.

  Поэтому ему интересно и легко было писать актеров. В театре кажущееся, созданное искусством оборачивалось истиной, отважные речи героев заставляли задумываться, по-новому видеть мир. И театральная праздничность не призрачна — это карнавал, где маски правдивее самих лиц.

  Казалось бы Ватто всегда пишет одно и то же. На первый взгляд картины его сходны, его персонажи будто принадлежат к одному племени, ирония, веселость, костюмы, даже колорит переходят с полотна на полотно. И пусть актеры одни и те же, пусть сходны декорации и костюмы, но пьесы разные. Вглядитесь — вы найдете в его холстах и драму, только художник застенчив, сдержан, боится слишком сильных чувств и прячется порой за маскарадным костюмом собственной фантазии.

А.Ватто.Тяготы войны.1715

  Даже в ранних произведениях, когда он писал усталых солдат на фоне пейзажа, их сгорбленные от тяжести бесконечных переходов фигуры, он не настаивал на слишком печальном настроении: красиво переливались тусклые тона мундиров, вечер гас в темной листве лесов. Нужен пристальный взгляд, чтобы увидеть горестную изнанку “страны Ватто”, о которой он сам говорит словно бы вполголоса, надеясь на чуткость зрителей.

  Тем более это заметно, когда художник пишет человека крупным планом. Две такие картины пользуются особенной известностью — это эрмитажный “Савояр с сурком” и луврский “Жиль”.

“Савояр с сурком” (1716 г.)

А.Ватто.Савояр с сурком.1716

Мальчик из Савойи, за гроши выступающий перед бедным людом городских окраин с сурком, голоден и нищ. И всё же не одно сострадание движет кистью Ватто. Савояр не чужой в семье персонажей художника. Не беда, что костюм его беден. Он готов улыбнуться над собственной невеселой участью, улыбнуться жизни — и не от избытка оптимизма, а просто потому, что не пристало человеку показывать свою печаль.

“Жиль” (1718-1719 гг.)

А.Ватто.Жиль.1718-1719

  Ничего однозначного в картинах Ватто нет. Взгляните на Жиля. Он открыт для насмешки. Его улыбка простодушна, но не весела. Дивной живописью светится его белый балахон, отливая светло- оливковыми, серебристыми, пепельно- фиолетовыми красками, создавая ощущение таинственного, неведомого и самому герою празднества.

  Грустит Жиль, но ошибется тот, кто увидит на полотне образ печального паяца, играющего смешную роль. Над этой печалью Ватто склонен скорее иронизировать. Его сочувствие глубоко скрыто: изображая театр, он всегда любуется им, ведь театральные страсти не повод для настоящих переживаний.

  И всё же трудно забыть круглое розовое лицо,  доверчиво обращенное к зрителю. Каждому чудится: только ему приоткрыл комедиант свою печаль. Ватто с избытком был наделён даром говорить с людьми как бы наедине. И люди в его картинах умеют быть наедине с самими собой, даже в толпе или на карнавале.

“Паломничество на остров Киферу” (1717 г.)

А.Ватто.Паломничество на остров Киферу.1717

  В 1717 году Ватто написал одну из очень немногих картин, рассчитанных на официальное признание. Он был горд, но, как всякий человек, хотел, чтобы его оценили по заслугам. Путь к этому лежал через Королевскую академию художеств, через её регалии и награды. И вот, чтобы стать членом академии, Ватто написал необычно большую для него — почти 2 метра длиной- картину “Паломничество на остров Киферу”.

  Её сюжет трактуется по-разному. Главное- это шествие влюблённых пар, которые хотят найти на волшебном острове Кифера ничем не замутненное счастье. У берега ждёт их золочёная ладья. Деревья осеняют прозрачной тенью, а музыка заставляет двигаться с особой торжественной медлительностью. Чувства каждой пары- словно продолжение чувств другой. Все оттенки эмоций воплощаются в разных лицах. Кажется, что это живописный рассказ всего лишь об одной влюбленной паре. А может, это только иллюзия — ведь здесь столько разных характеров. В том и удивительный секрет художника: он не спешит отвечать на вопросы.

“Капризница” (1718 г.)

А.Ватто.Капризница.1718

  Но, как бы ни были тонки и сложны чувства персонажей, переживания самого художника были неизмеримо сложнее. Цветом, неожиданными сопоставлениями линий, пятен он передавал порой непередаваемое. В эрмитажном холсте “Капризница” контраст черно- лилового платья с нежной золотистой зеленью пейзажа вызывает ощущение печали, хотя сама сцена не несёт в себе ничего подобного.

“Вывеска лавки Жерсена” (1720 г.)

А.Ватто.Вывеска лавки Жерсен.1720

А в последней работе — “Вывеска лавки Жерсена”- Ватто добился невиданной для своего времени ироничной и одновременно поэтической глубины в изображении людей, любующихся картинами. Это жизнь человеческого духа в соприкосновении с искусством- то, что по-настоящему было реализовано лишь мастерами 19-го века. Так Ватто, получивший от академии незначительное звание “мастера галантных празднеств”, уже в начале 18-го столетия мыслил на век вперёд.

Значение творчества Антуана Ватто 

      У Ватто не было современников, способных стать рядом с ним. Расцвет французской живописи наступил в 18-ом веке, уже после смерти мастера (он скончался в возрасте 36 лет от чахотки).

  Только в его произведениях нашло достойное воплощение то время, когда, общество взглянуло на себя. Ведь для того, чтобы увидеть себя со стороны, надо, чтобы каждый познал себя. И в картинах Ватто это происходит.

   Ватто своим искусством открывал людям глаза на их собственную сложность. Его холсты говорят, что в счастливые часы не стоит забывать о грусти, ибо такова жизнь, неоднозначность которой он понимал лучше других. И лучше других ощущал неизбежность перемен. Он превратил сомнение в благотворную силу познания и показал человека наедине с собственными размышлениями. Он оставил нам картины, не позволяющие ленивому покою завладеть душой. Его картины вселяют желание во всем видеть потаённый, главный смысл, а значит — оставаться человеком.

Содержание

Антуан Ватто прожил короткую жизнь. Но за 37 лет он нарисовал почти 20 тысяч картин! Художник жил в непростой период истории Франции, который называют «безвременьем». На изобразительном искусстве страны это отразилось не самым лучшим образом. Классицизм с его помпезностью и героикой был уже никому не интересен.

Мир светских развлечений

Поскольку королевский двор перестал быть «иконой стиля», центр культурной жизни сместился в имения провинциальных дворян с их небольшими радостями жизни, такими, как любительские спектакли и музицирование. Но для творчества Жана Антуана Ватто эта легкость бытия стала питательной средой, из которой он черпал свое вдохновение. Таким образом, он изобрел стиль, который позже получил название рококо.

Детство

Краткую биографию Жана Антуана Ватто можно начать с первого упоминания в церковно-приходской книге фламандского города Валансьена, который только за несколько лет до этого вошел в состав королевства Франция. Запись о крестинах мальчика датируется 10 октября 1684 года. Исходя из общей практики, можно предположить, что он мог  родиться в первых числах октября. В книге указаны и родители младенца: Жан Филипп Ватто, потомственный кровельщик, и Мишель Ларденуа, домохозяйка. В книге есть упоминания и о трех братьях будущего художника – одном старшем и двух младших.

Дверь в мир искусства

А вот об отце есть записи в судебных архивах Валансьена. Кровельщик неоднократно привлекался за пьяные драки. Тем не менее, именно он открыл сыну двери в мир живописи. Заметив, что мальчик любит рисовать, он отвел его в муниципалитет, где штатным художником числился некий Жак Герен. Тот и стал первым учителем живописца.

Покорение Парижа

Муниципалитет зря платил деньги Герену – тот был очень посредственным художником. Уже в десятилетнем возрасте Антуан рисовал намного лучше его. Увидев, что от обучения нет проку, отец отказался за него платить. Он счел, что его второй сын неплохо устроится в жизни, освоив профессию кровельщика. Но юноша был непреклонен. В неопределенный точно период (1700-1702 гг.) он без гроша в кармане сбегает из отчего дома и пешком добирается до Парижа.

Учеба

На мосту возле Нотр-Дам в то время процветала бойкая торговля лубочными образками святых. Эту продукцию поставляли мастерские, расположенные тут же, на мосту. В одну из них и нанялся молодой живописец. Жизнь Антуана Ватто круто изменилась в 1704 году, когда его работы увидели Пьер и Жан Мариэтты, коллекционеры и граверы. Они оплатили дальнейшее обучение талантливого художника у мастера театральных декораций Клода Жилло. В 1707 г. учитель и ученик рассорились, и Ватто перешел в мастерскую Клода Одрана, который был хранителем коллекции Люксембургского дворца.

Путешествие в Рим

Антуан Ватто мечтал съездить в Рим. Поэтому он, 25-летний, переступил гордость и взял участие в конкурсе юных художников, объявленный Королевской академией. Но главный приз – оплаченную поездку в Рим – выиграл некто Антуан Гризон, ничем больше не прославившийся. Ватто обладал нервным нравом и взрывным темпераментом. Это поражение так его разозлило, что он решил покинуть Париж и вернуться в Валансьен.

Обретение стиля

Но для путешествия нужны были деньги, и художник нарисовал картину «Выступление войск». Неожиданно он не только продал ее за хорошие деньги, но и получил заказ на подобные батальные сцены. В родном городе живописец провел год, и вернулся в Париж уже зрелым мастером с собственным стилем. Батальные сцены сменились картинами, изображающими актеров театра, а затем переодетых пастушками маркиз и представителей высшего общества.

Новое веяние

Друзья уговорили Ватто вступить в Королевскую Академию Художеств. Он поддался на увещевания, и в 1717 году прислал на конкурс «Паломничество на остров Киферу». За это

произведение он получил не только звание академика, но и удостоился титула родоначальника жанра «галантных празднеств» (fetes galantes). Так, незаметно для современников, родился новый стиль в живописи – рококо.

Болезнь

Но в том же 1717 году маститый, признанный высшим обществом и обласканный меценатами художник заболел туберкулезом. В то время это был смертный приговор. Болезнь ухудшила и без того непростой характер художника. Чтобы побороть недуг, он даже сменил климат, отправившись в Англию. Но от Туманного Альбиона ему стало только хуже. Вероятно, поэтому его последние картины проникнуты меланхолией и грустью.

Смерть великого художника

Несмотря на крутой нрав и колкость в речах, Ватто не имел недостатка в друзьях. Один из них, Лефевр, предложил тяжело больному художнику пожить в своем загородном доме в Ножан-сюр-Марн (теперь поселок вошел в состав округа Париж). Свежий воздух уже не мог помочь чахоточному. Для соборования умирающего прибыл деревенский кюре. Даже в последних словах Ватто выказал себя непревзойденным эстетом. Когда священник поднес к его губам распятие, художник вскричал: «Уберите его от меня! Это причиняет мне страдания! Как можно было изобразить Господа так грубо и плоско!» И как ту  не вспомнить фразу Оскара Уайльда, умирающего в комнатке дешевого отеля: «Кто-то должен уйти: или я, или эти безобразные обои». 18 июля 1721 года художник скончался.

Творчество Антуана Ватто

Живописец отличался редким трудолюбием. Единственным досугом, который он себе позволял, было чтение. Кстати, современники утверждают, что Ватто хорошо разбирался в  литературе. За свои 37 лет художник создал около 20 000 произведений. Большинство из них было написано в период 1715-1721 годы.

Краткий перечень самых известных его картин:

  • Затруднительное предложение (Эрмитаж),
  • Урок любви (Национальный Шведский музей),
  • Аллея в парке Пьера Кроза (Бостонский Музей Изящных искусств),
  • Общество в парке (Дрезденская галерея),
  • Любовная песня (Лондон),
  • Капризница (Эрмитаж),
  • Равнодушный (Лувр),
  • Меццетен (Метрополитен-Музеум),
  • Любовь на французской сцене (Берлинский музей живописи),
  • Четверо (Сан-Франциско),
  • Венецианский праздник (Национальный музей Шотландии),
  • Финетта (Лувр),
  • Вечерние развлечения в саду (Чикаго),
  • Итальянские комедианты (Вашингтон),
  • Актеры Фпанцузской комедии (Метрополитен-Музеум),
  • Мальчик из Савойи с сурком (Эрмитаж).,
  • Жиль (Лувр).

Картины Ватто скорее атмосферны, чем повествовательны. В них сюжет не столь важен. Во главе угла стоит впечатление, настроение. Он предпочитал не яркие цвета, но полутона. Он любил воплощать на своих полотнах разнообразие и богатство чувств, эмоций и их оттенков, и подчеркивать их изысканным пейзажем. Творчество художника неотделимо от мира изысканности, утонченности и интимных переживаний, мира рококо. Антуану Ватто удалось достичь вершин этого причудливого стиля, ушедшего вместе со «старым режимом» Франции.

Смотрите также:

Биография художника Корина П Д

Жизнь художника В.Л. Боровиковского

Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России

Есть что-то вдохновляющее и одновременно трагическое в том, как Антуан Ватто пришел к успеху, построив свою карьеру художника единственно на огромном трудолюбии да таланте. Ни стесненность в средствах, ни отсутствие академического образования, ни принадлежность к кругам, далеким от искусства, ни сложный, тяжелый характер, ни даже слабое здоровье, которое привело к ранней смерти – ничто из этого не помешало Ватто получить признание. Прошло три века, а персонажи на его картинах продолжают жить и играть со зрителем.

Любовь к рисованию как главная движущая сила

А. Ватто. «Танец»Для Антуана Ватто когда-то была придумана собственная ниша в искусстве – настолько велика была потребность как-то отделить его произведения от картин его современников, дать определение тому, что возникало на холсте благодаря таланту художника. Ничто, казалось бы, не предрекало блестящей карьеры живописца мальчишке из Валансьена, на границе Франции и Фландрии. Ватто появился на свет в 1684 году. Отец его был кровельщиком и человеком не самого утонченного воспитания – он имел проблемы с законом и постоянно испытывал потребность в деньгах. А вот Жан Антуан, а именно так звали будущего художника, интерес к рисованию ощущал с самого раннего детства и даже брал кое-какие уроки у местного живописца. Но многого от Валансьена ждать не приходилось; наставник от дальнейших уроков с Ватто отказался. Еще не достигнув возраста 18 лет, юноша тайком покидает родной город и отправляется туда, где его стремление быть окруженным произведениями искусства может осуществиться: в столицу, в Париж. А. Ватто. «Песня о любви»Ни крепким здоровьем, ни приятным и легким нравом Ватто не мог похвастать уже в юном возрасте, главным и едва ли не единственным, что прокладывало ему путь в искусстве, был его собственный энтузиазм. Пришлось добывать себе хлеб копированием картин для мастерской на мосту Нотр-Дам – и Ватто штамповал один за другим дешевые наброски, а закончив работу, отправлялся делать зарисовки с натуры – на улицах, площадях, ярмарках. А. Ватто. «Гитарист и молодая дама»Париж и вообще Франция в те времена – в начале XVIII века – были охвачены модой на театр. Зрители любили и уличных артистов, разыгрывавших перед ними сценки из итальянской Комедии дель арте, традиционного уличного народного театра, и спектакли парижских театров. Для художников работы было много – был спрос на создание декораций и на разработку сценических костюмов. А работы Ватто не боялся, более того – умел погружаться в нее целиком, жертвуя всем остальным миром. К тому же Париж и связи, которые постепенно появлялись у молодого художника, давали возможность соприкоснуться с поистине высочайшим уровнем живописи, произведениями мастеров масштаба Тициана и Рубенса.

Учеба, работа и вдохновение

А. Ватто. «Актеры комедии дель арте»Относительно театральной стороны творчества Ватто можно сказать, что он почувствовал своеобразный «мейнстрим» той эпохи: театры кормили не только артистов, но и художников-декораторов. Помогли и удачные знакомства. В какой-то момент Ватто становится учеником Клода Жилло, художника, который создавал декорации к театральным постановкам и рисунки моделей костюмов. Благодаря своему учителю Ватто узнал театр изнутри, его противоречия и скрытые от посторонних глаз нюансы; все это найдет свое отражение на картинах. А. Ватто. «Кадриль»Никакого академического образования Ватто не получил, он учился живописи и рисунку на ходу. Талант и бесконечная работоспособность – вот что в итоге привело его во французские дворцы. В первую очередь это был Люксембургский дворец, где хранителем огромной коллекции художественных произведений был Клод Одран, новый учитель и впоследствии приятель Ватто. В залах дворца, где размещались произведения, по разным причинам не попавшие в Лувр, Ватто смотрел Корреджо и Пуссена, и многих других мастеров, и заочно учился живописи и у них. Уникальное отображение на холсте света и цвета, движения – все это Ватто почерпнул у великих. А. Ватто. «Компания на лоне природы»В 1709 году Ватто принял участие в конкурсе Королевской академии художеств, где главным призом была поездка на год в Рим. Дерзкий и амбициозный Ватто рассчитывал на победу и был сильно разочарован, получив лишь второе место. Поражение он решил пережить в родном городе Валансьене, где сам к тому времени уже был парижской знаменитостью. Спустя менее чем год Ватто вернулся в Париж. Там его ждали новые удачные знакомства, снова самым непосредственным образом связанные с театрами. В 1714 году Ватто переехал в особняк к своему другу Пьеру Кроза, богатому человеку и большому знатоку искусства, любителю концертных и театральных постановок. Он представил талантливого приятеля академику живописи Шарлю де Лафоссу, а тот уж ходатайствовал о принятии Антуана Ватто в Академию. Картиной, выставленной на суд, стало «Паломничество на остров Киферу». Это произошло в 1717 году; жить художнику оставалось всего три года. А. Ватто. «Паломничество на остров Киферу»

«Художник галантных празднеств»

Несмотря на свою короткую жизнь, Ватто успел насладиться признанием, насколько он вообще мог получать удовольствие от симпатий поклонников его творчества. За неимением другого определения, он стал «художником галантных празднеств» – потому что именно такому виду времяпрепровождения были посвящены его многочисленные произведения. Весь мир тогда и впрямь считался театром, и каждый играл свою роль – это главное, пожалуй, что несут в себе картины Ватто, на которых иногда не отличишь актера от парижского графа – поскольку и тот, и другой ведут игру на публику, носят личину, маску. А. Ватто. «Удовольствие»Интерес к актерам, к закулисной жизни, к сущности лицедейства был у Ватто вполне искренним, и можно проследить, как менялся его стиль с течением времени. Поначалу полотна с изображением актеров отличала особенная выразительность, нарочитость мимики и жестов; со временем Ватто переходит к минимальному выражению эмоций, оставляя на лицах персонажей и в их жестикуляции лишь намеки – отчего картина становится лишь выразительнее. Недосказанность и сдержанность лишь разжигают интерес – композиция приобретает новое звучание, в ней появляется таинственность. А. Ватто. «Пьеро (Жиль)»Одна из самых сильных картин Ватто – «Пьеро», также называемая «Жиль» – тому яркое подтверждение. На полотне пойман момент, когда игра еще не началась, и каждый персонаж честен со зрителем, включая Пьеро, выражение лица которого диссонирует с его костюмом и общим настроением. Другие актеры безразличны к переживаниям Пьеро, чей облик выражает одиночество и растерянность. Лишь один персонаж, кажется, чувствует нечто похожее, и персонаж этот, смотрящий прямо на зрителя – осел. А. Ватто. «Вывеска лавки Жерсена»Своеобразным итогом творчества Антуана Ватто стала картина «Вывеска лавки Жерсена», которую он написал уже будучи совершенно больным. На полотне художник изобразил пространство галереи, совмещенное с уличным, фасад исчез; на стенах внутри лавки – работы любимых художников Ватто: Йорданса, Рубенса, Веласкеса. Портрет Короля-Солнце упаковывают в ящик: эпоха Людовика XIV завершается, уступая место новому – в том числе и в искусстве. Р. Каррьера. Портрет Антуана Ватто, написан незадолго до его кончиныВ 1720 году Антуан Ватто скончался от туберкулеза, ему было 36 лет. Биография Ватто не дает никаких сведений о его личной жизни, считается, что у художника не было любовных связей, а потому, разумеется, не оставляются попытки найти хотя бы одну такую историю. Попыткам разгадать личность женщины, изображенной спиной к зрителю на некоторых картинах Ватто, посвящен кинофильм «Тайна Антуана Ватто», «искусствоведческий детектив», предлагающий еще одну точку зрения на причины интереса художника к событиям парижской театральной жизни. Ватто оставил большое количество рисунков и эскизовМода на картины Ватто пережила его самого, более того, настоящая известность пришла к художнику спустя значительное время после его гибели – к началу XIX века. Ватто был признан родоначальником стиля рококо и предтечей импрессионизма – во всяком случае, пейзажные и пасторальные полотна художника, атмосфера, которая наполняла композицию, в новом модернистском течении второй половины XIX века оказались весьма прогрессивными. Ватто оставил после себя большое количество рисунков – и еще больше оказались пропавшими. Тем не менее ценители искусства не теряют надежду, что однажды будет найдена тетрадь художника с эскизами. Читайте также: фламандский художник, изображавший семейные застолья – Якоб Йорданс.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий