Король индийского кино Радж Капур: почему «Бродяга» так и не женился на Наргис

Биография

Ранбир Радж Капур – легендарный индийский актер и режиссер 20 века. Роль, которую сыграл в киноискусстве Капур, лучше помогут раскрыть народные титулы артиста. Кинокритики и поклонники именовали Раджа «индийским Чарли Чаплином» и «королем индийского кино».

Детство и юность

Родился Радж Капур 14 декабря 1924 года в Пешаваре, бывшем в те годы Британской колонией (сегодня это провинция Пакистана). По национальности артист – индиец. Актерская судьба была предназначена Раджу по факту рождения – отцом будущей звезды оказался продюсер и режиссер Притхвираджа Капур, которому принадлежал собственный театр «Prithvi Theatre». Дед Деван Башешвартат Капур тоже был актером.

image
Радж Капур в молодости

Вместе с братьями Радж часто проводил время на работе у папы и рано познал тайны театрального закулисья. В шестилетнем возрасте мальчик уже выступал на сцене и помогал работникам театра – осветителям, художникам, уборщикам. Родитель парня не препятствовал такой активности детей и всячески ее одобрял.

Уже в четырнадцать лет юноша обладал завидным опытом профессионального актера, выделяясь среди других экспрессией, темпераментом и талантом импровизатора.

Фильмы

Однако мечты Раджа оказались связаны вовсе не с миром Мельпомены, талантливого юношу манила удивительная магия кино. Впервые Радж снялся в 11 лет в картине «Революция».

Работу в профессии Капур начал с должности ассистента режиссера на киностудии «Bombay Talkies», отказавшись поступать в высшее учебное заведение. Здесь на собственном опыте молодой человек освоил главные кинематографические специальности, одновременно постигая технические возможности киноискусства Запада, далеко обогнавшего колониальную Индию.

image
Звезда индийского кинематографа Радж Капур

Переломным моментом кинокарьеры Раджа Капура стал 1947-й – год обретения Индией независимости. Снявшись в нескольких кинофильмах, весь гонорар начинающий актер вложил в режиссерский дебют – картину «Огонь», где одновременно являлся исполнителем главной роли.

Впоследствии это становится фирменным почерком артиста. Как правило, Радж играет главных героев в собственных картинах. Уже в первой пробе режиссерского пера на смену театральным приемам приходит множество характерных кинематографических находок: черно-белая киносъёмка с акцентом на контраст света и тени, автобиографические детали, философия природы истинной красоты человека, поиск подлинной миссии художника.

С этой судьбоносной картины началась эпоха творческого союза с очаровательной актрисой Наргис, которая стала бессменной партнершей актера в шестнадцати фильмах.

Радж Капур и Наргис

В 1948 году Капур совершил еще один эпохальный шаг в карьере – основал кинокомпанию «R.K. Films». В 26-летнем возрасте артист стал самым молодым индийским режиссером на тот момент времени.

Сначала Капуру и команде приходилось работать на чистом энтузиазме из-за нехватки средств. Но вскоре, во многом благодаря таланту создателя, «R.K. Films» стала одним из самых доходных кинопроизводств в Индии. Удивительный дар режиссерского предвидения позволял ему находить для проектов темы, которые волновали и находили искренний отклик в душе зрителей.

Ранние кинофильмы Капура поэтичны и романтичны, проекты идут от сердца, в то же время затрагивают острые социальные вопросы – проблемы бедности и кастового расслоения в Индии.

Радж Капур в фильме “Бродяга”

По-настоящему грандиозный успех принесла артисту картина «Бродяга», вышедшая на экраны в 1951 году. На протяжении нескольких десятилетий фильм входил в топовые рейтинги проката мира.

В этой культовой киноленте Радж Капур впервые предстал перед зрителями в образе неунывающего бродяги, который получил развитие в комедии «Господин 420». Песни из этих картин признаны классикой романтических композиций индийской фабрики грез.

В 1964 году зрители увидели первый цветной фильм «Сангам», ставший последней работой актера в качестве главного исполнителя.

Актер Радж Капур

В дальнейшем Капур сосредоточился на режиссерской и продюсерской работах, редко появляясь на киноэкране. В общей сложности фильмография великого актера насчитывает более 80 картин.

В 1970 году постановщик снял картину «Мое имя Клоун», состоящую из трех серий. В ленте сыграла советская балерина Ксения Рябинкина. Девушка предстала в образе циркачки Марины, которая познакомилась в Индии с героем Раджа – клоуном. Артисты полюбили друг друга. Но затем гастроли закончились, и девушка вернулась на родину. Вновь встретились возлюбленные нескоро.

Капур возлагал на этот проект большие надежды. Для создателя была важна общая работа Индии и Союза. Мужчина регулярно ездил в СССР. Но в итоге в Советском Союзе картина успеха не имела, а в Индии кинофильм провалился в прокате. Публика ждала песен, танцев и романтики.

Только после кончины режиссера критики высоко оценили эту киноленту.

Личная жизнь

У Раджа Капура была единственная жена – Кришна Капур. Молодые люди поженились в 1940 году. Кришна является двоюродной сестрой отца Раджа. На момент женитьбы девушке исполнилось 16 лет. Этот брак был устроенным. Однажды к молодому человеку подошел папа и сказал: «Ты женишься». На это Капур ответил: «Да, отец».

Радж Капур с женой Кришной

Жена Капура стала матерью пятерых детей – двух девочек (Римы и Риты) и трех мальчиков (Раджива, Рандхира и Риши). Мужчина стал продолжателем и основателем славной кинодинастии – сыновья и братья артиста стали актерами. Семья Капуров и сегодня считается одним из самых влиятельных кланов Болливуда. Радж и Кришна прожили вместе 48 лет, вплоть до смерти постановщика.

В семействе есть давняя традиция – женщины династии не могут становиться актрисами. Этот устой нарушили внучки Раджа – Карина и Каришма Капур. Мать девушек развелась с супругом и таким образом дала возможность дочерям воплотить в жизнь мечты об актерской профессии.

Радж Капур с женой Кришной и Наргис на премьере “Господина-420”. Слева экранная жена, справа настоящая

Отношения Раджа с преданной партнершей Наргис начались на съемках фильма «Сезон дождей», но, несмотря на длительный творческий союз, чувства пары не получили продолжения. На тот момент Радж Капур уже был женат и не хотел разрывать отношения.

Наргис надеялась на взаимность десять лет, но потом продолжила карьеру с другим режиссером. Этот кинематографический союз распался в 1957 году.

По другой версии, Наргис утверждала, что отношения женщины с режиссером только творческие. Но слухи о романе дошли до супруги постановщика. Тогда Кришна потребовала от мужа прекратить контакты с партнершей. Радж и Наргис подчинились. Девушка стала сниматься у других режиссеров, потом вышла замуж и вовсе оставила кино.

Радж Капур с женой Кришной и Наргис

Радж Капур оказался одним из первых продюсеров, сумевших предвидеть огромный мировой потенциал индийских фильмов. На родине мужчина удостоился всевозможных титулов и наград, которые не прекращают вручать режиссеру и сегодня. Среди них – «Лучший шоумен тысячелетия» (2002 год).

Наряду с такими поп-иконами, как Мэрилин Монро, в 50-е годы прошлого столетия в СССР и других странах мира Радж Капур обрел неимоверную славу. Известен показательный случай, когда московские поклонники несли машину мужчины на руках весь путь от кинотеатра «Ударник» до гостиницы. Разгадка такой популярности проста: герои Раджа – обычные люди, а не супермены. Постановщик учил зрителей не сдаваться и верить в лучшее будущее.

Радж Капур в Москве

Еще одна история из биографии великого артиста случилась в Бомбее. Тогда Капуру требовалось снять массовую сцену на главной улице. В действительности это означало, что властям придется перекрыть ее на час. И они согласились, потому что просил сам Радж Капур. Но с одним условием: режиссер не должен был появиться на публике, иначе поклонники снесли бы все на пути к кумиру.

С Раджем лично имел знакомство советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Мужчины встретились в ноябре 1961 года, когда Гагарин приезжал в Индию. По этому случаю знаменитости сделали фото на память. При личном знакомстве Юрий Алексеевич назвал индийца «товарищ Бродяга». Тогда Юрий был визитной карточкой СССР, а Радж – «визиткой» Индии.

Смерть

Как истинный артист, Радж Капур умер, не прекращая творить. Во время церемонии в Нью-Дели, на которой как лучшего национального кинематографиста актера чествовал президент Индии, Капур внезапно потерял сознание. Актера немедленно госпитализировали, спустя месяц он скончался в 63-летнем возрасте. Причиной смерти послужили осложнения, вызванные астмой.

Уход Раджа восприняли на родине как национальную трагедию. В этот день в стране объявили траур.Со смертью Капура завершилась целая эра индийского киноискусства.

Говорят, что перед смертью великий артист пересмотрел хронику посещений Москвы. Тогда в каждом кинотеатре крутили фильмы из Индии.

Радж Капур – индийский Чарли Чаплин

Продюсер компании «Радж Капур Филмз» уверяет, что в студии до сих пор любят Россию и российских зрителей. В 2014 году в столице России состоялся вечер памяти Раджа Капура. На мероприятии советник по делам культуры и информации посольства Индии в России Рахул Шривастава заявил, что в следующей жизни «индийский Чарли Чаплин», скорее всего, родится русским.

Фильмография

  • 1949 — «Сезон дождей»
  • 1951 — «Бродяга»
  • 1953 — «Aah Дыхание любви»
  • 1955 — «Господин 420»
  • 1959 — «Простофиля»
  • 1960 — «В стране, где течет Ган»
  • 1964 — «Сангам»
  • 1966 — «Третья клятва»
  • 1967 — «Вокруг света»
  • 1968 — «Продавец мечты»
  • 1970 — «Моё имя Клоун»
  • 1975 — «Перехитрить судьбу»
  • 1978 — «Истина, любовь и красота»
  • 1980 — «Абдулла»
  • 1984 — «Kim»

Радж родился в актёрской семье: дед играл на сцене, отец руководил театром. Ничего удивительного, что и Радж продолжил эту профессию. На сцену он впервые вышел в шесть лет, а уже в одиннадцать начал играть в кино. Интересно, что у Раджа Капура не было специального образования, однако в 24 года он начал снимать кино, став самым молодым в Индии режиссёром. И скоро основал киностудию. Да что там специального — у него не было даже школьного аттестата: он завалил экзамены, не сумев сдать латынь. Науку кино он постигал не в аудиториях, а на собственном опыте.

Великого индийского актера Раджа Капура, биография которого будет описана в этой статье, называли «индийским Чарли Чаплиным». В своей стране он также именовался «королем индийского кино». За свою творческую карьеру он снялся в более чем 80 фильмах. Он по праву считается пионером новой эпохи индийского кино, в мире же он был “эмблемой” своей страны. Самыми знаменитыми фильмами, в которых он сыграл, были “Господин-420” и “Бродяга”. Именно по ним его узнавали во всех уголках планеты. Свои роли он исполнял с виртуозным мастерством, при этом не только играл роль, но и танцевал, пел, выполнял различные акробатические трюки. Считается, что до сих пор индийское кино не имеет более талантливого и емкого артиста, как Радж Капур. Биография его похожа на сценарий фильма, она также интересна и полна событий.

Радж Капур: биография, фото разных периодов жизни

Родился он в середине декабря 1924 г. в городе Пешаваре, который считался Британской колонией. Сегодня эта часть Индии отошла Пакистану и является его провинцией. Семья Раджа была творческой: его отец, Притхвираджа Капур, был продюсером и режиссером. Он был владельцем театра PrithviTheatre. Дедушка же будущего актера также был великим индийским театральным артистом. Так что он стал продолжателем уже сложившейся актерской династии.

Начало карьеры

Радж Капур, о биографии, семье которого мы расскажем вам далее, вместе с братьями любил проводить время в стенах отцовского театра. Он знал каждый уголок закулисья. С шести лет отец брал его в качестве исполнителя той или иной детской роли в различные постановки. Кроме этого, он помогал всем техническим работникам – осветителям, уборщикам, художникам, декораторам, – всем, чем мог. Отцу нравилось, что его сын так заинтересован театром и не гнушается никакой тяжелой работы. Уже в подростковом возрасте он мог дать любому взрослому профессиональному артисту фору. Все вокруг замечали, что юноша обладает исключительным темпераментом и энергией, а также талантом импровизации, что очень важно для артиста театра, где нет возможности множества дублей.

Деятельность в кино

И тем не менее самой заветной мечтой Раджа Капура, биографии которого посвящена эта статья, было кино. Он мечтал оказаться на съемочной площадке и играть, играть, играть… Впервые он был вовлечен в кинопроцесс в 11-летнем возрасте. Фильм назывался «Революция». Далее были и другие фильмы. Однако Раджу хотелось не только играть, но и снимать фильмы. Сначала он устроился ассистентом режиссера в киностудию Bombay Talkies. Хотя для того, чтобы стать режиссером, нужно было получить высшее образование, однако звезда индийского кино не желал поступать в высшее учебное заведение, а профессиональные знания и навыки решил получить на основании опыта, а также анализа киноиндустрии Запада.

1947-й

Этот год был переломным в биографии Раджа Капура. Он сыграл сразу же в нескольких фильмах, причем в качестве исполнителя главных ролей заработал неплохие деньги и решил их вложить в создание собственного фильма, который должен был называться «Испепеляющей страстью» (есть и другая версия названия – “Огонь”). Картина была немного автобиографической, о начинающем театральном режиссёре. Чисто с технической стороны он привнес в индийское кино множество индивидуальных моментов, например, контрастную черно-белую съёмку, игру тени и света, а с содержательной стороны – философию красоты подлинной и фальшивой, а также тему об истинном предназначении артиста и художника. В этой картине он выступал не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли. Его партнершей была красавица-актриса Наргис (впоследствии их дуэт снимался в более чем в 15 фильмах).

Собственная кинокомпания

После удачной режиссерской работы Капур стал более уверенным и поверил в свои силы. В 1948 г. он решил основать кинокомпанию R.K.Films. Таким образом, он стал самым молодым из режиссеров индийского кино. Конечно, на первых порах его кинокомпании не хватало средств, однако его команда была готова работать чуть ли ни бесплатно, веря в своего режиссера. С каждым днем росло число поклонников как самого актера, так и его режиссерских работ. Большинство из них были о любви, однако в них затрагивались и социальные проблемы, за это его полюбили и низы, и верха.

Успех

Грандиозный успех актеру-режиссеру принесла картина «Бродяга». Она вышла на экраны в 1951 году. Фильм стали показывать не только в Индии, но и по всему миру. С каждым днем его рейтинг рос, что принесло небывалую славу ее режиссеру. Так продолжалось не одно десятилетие. Далее была картина «Господин 420». Особенно полюбились зрителю песни из этой картины. Первый цветной фильм при участии Раджа Капура был снят в 1964 году. Он назывался «Сангам». К сожалению, это была его последняя работа в качестве актера – исполнителя заглавной роли. Однако Капур продолжал свою продюсерскую и режиссерскую деятельность. За всю свою творческую карьеру он успел снять и сыграть в около 80-и картинах. Умер он в 63-летнем возрасте от осложнений, вызванных астмой. За полгода до этого он потерял сознание на вручении премии “Лучший национальный кинематографист”, затем был переведен в больницу, однако не смог оправиться от болезни. Его смерть стала завершением целой эры индийского киноискусства.

Биография Раджа Капура: семья, жена и дети

Его супругу звали Кришне. Она всегда находилась в тени своего титулованного супруга и детей. Кришна была очень мудрой женщиной, она не стремилась выпячивать себя, но в то же время была соратником и другом для своего супруга. Она никогда не давала интервью, старалась мало говорить о своих детях, об их поклонниках. Для Капура это был единственный брак: вместе с супругой они прожили около 40 лет. У них было 5 детей – две дочери – Рима и Рита и трое сыновей – Раджив, Риша и Рандхир. Его сыновья пошли по стопам деда и отца и также стали кинематографистами. Одним словом, биография семьи, детей Раджа Капура стала продолжением его собственной. А клан Капуров по праву считается одним из самых успешных и влиятельных в Болливуде.

Радж и Наргиз

Как уже было отмечено, великий артист познакомился с Наргиз еще во время своей первой режиссерской работы “Испепеляющая страсть “ (“Огонь”). Конечно же, между ними вспыхнула страсть, однако он был женат и не желал разрывать своих отношений с семьей. Жена Радж Капура, о биографии которой почти ничего не известно – она ведь живет только им и в его тени, – знала о страсти своего супруга, но вела себя терпеливо и мудро. Не было никаких упреков или сцен ревности. Она понимала, что ее супруг – звезда, что он нравится многим женщинам. Кстати, сама Наргис также никогда не афишировала своих близких отношений с Раджем, а вскоре вышла замуж и слухи сами по себе утихли. Однако в прессе стал появляться свежие публикации о новых слабостях Капура. Вот здесь Кришне больше не захотела терпеть, и вместе с детьми она съехала из их общего дома в отель. Де-факто потеряв семью, Радж остепенился, умолял жену вернуться домой и обещал больше не порочить себя случайными связями.

Обстоятельства смерти

В 1988 г. Капур получил высшую кинематографическую награду Индии – премию Дадасахеба Фальке. Ее артисту вручил сам президент страны. Но Капуру прямо в зале, еще до окончания церемонии чествования вдруг стало плохо. Прямо отсюда его на скорой доставили в больницу. Около месяца актер и режиссер болел, и никакое лечение ему не помогало. В первых числах июня того же года он умер. Его смерть оплакивала не только вся Индия, но и жители других странах. Капура очень любили и ценили в СССР. Он часто бывал в Москве, присутствовала на премьерных показах своих фильмов. Его смерть очень огорчила российских поклонников его таланта.

Categories:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

14 декабря исполняется 90 лет со дня рождения великого индийского актера Раджа Капура… Он писал о ней – “Кришна- моя Shakti (сила), идеальная женщина, которая самоотверженно сыграла роль моей второй половины. Она со мной и в горе и в радости. Она мой якорь. Не каждому повезло иметь такую жену, как Кришна. Но,с другой стороны, не у каждой женщины муж- Радж Капур!” С середины 60-х Капур стал все больше склоняться к чистой мелодраме. Целых шесть лет он угрохал на съемки картины “Мое имя – клоун”, которая должна была восприниматься как его художественная декларация. Фильм вышел трехсерийный, с рекордной для индийского кино продолжительностью – 4 часа 15 минут. На съемки в Индию была вывезена из Советского Союза цирковая труппа в полном составе. И все усилия оказались напрасными – фильм с треском провалился в прокате. Тогда Капукр начал снимать коммерческое кино. Самым успешным проектом стала мелодрамма “Бобби”. “Бобби” вышел на экраны в 1973 году и принес рекордную прибыль. Но именно тогда стала распадаться старая “команда”. Пошел на полный разрыв Аббас, покончил жизнь самоубийством поэт-лирик Схаилендра, писавший для фильмов Капура простые, но удивительно мелодичные стихи, внезапно умер композитор Джанкишан, покинул студию давний партнер Капура Шанкар. Счастливые времена студии “Радж Капур филмз” безвозвратно уходили в прошлое. Капур сумел, правда, выжить и без давних, испытанных помощников. Доказательство тому – кассовый успех фильмов “Мутный Ганг – река господня” (1985) и “Любовный недуг” (1982). У этих лент совершенно иное звучание, чем у тех, что принесли Капуру славу. От поэтического реализма он ушел в развлекательность с нарочитым, возбуждающим показом обнаженного женского тела. Хотя иногда прежний дух давал себя знать. О том, что он не исчез окончательно, свидетельствует начатая, но так и оставшаяся незавершенной, картина “Ханна”. Благодаря ей возрождался давно расторгнутый союз с Аббасом. И, судя по всему, возрождалась былая одержимость, целеустремленность. Тем более все смелее заявляли о себе в качестве актеров и режиссеров его сыновья Рандхир, Риши и Раджив. В 1988 году Капуру присудили премию имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке за вклад в кинематограф. Его радость безгранична. В день награждения, 2 мая, он с утра испытывает некоторое недомогание. И все же Радж едет на церемонию. В знак особого уважения к артисту президент Индии Р. Венкатараман спускается с трибуны, чтобы лично вручить ему награду. Гремят аплодисменты. А минуту спустя актер теряет сознание и падает – произошел тяжелейший приступ астмы.. Его перевезли в самую современную клинику в Нью-Дели, но вердикт врачей был неутешителен. От него не отходила верная Кришна, которая по-прежнему не давала интервью. Рядом с ней были Риши, Рандхир и Раджив, известные кинорежиссеры.  У окон больницы, где умирал артист, дежурили тысячи людей. Уходил Мастер, и вместе с ним уходила целая эпоха индийского кинематографа. Радж Капур умер рано утром 3 июня 1988 года. Его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь. Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить. Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с веселой нарисованной улыбкой. “Нет, Радж Капур не умер, – писали газеты, – потому что великие люди не умирают. Они бессмертны! Радж Капур будет вечно жить в наших сердцах”. “Клан” Капуров. Радж Капур снялся в восьмидесяти фильмах. Он сумел не только завоевать, но и на долгие годы сохранить зрительские симпатии. Десятилетиями удерживаться на гребне успеха в стране, где ежегодно на экраны выходит несколько сотен новых фильмов, удается лишь немногим. Радж Капур, некоронованный король индийского экрана, как его называли журналисты, был одним из избранных. http://the100.ru/actors/radg-kapoor.html http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6792/ http://argumenti.ru/history/2014/12/382440 http://www.mk.ru/culture/2014/12/12/radzh-kapur-lyubimyy-brodyaga-sovetskogo-soyuza.html

Радж Капур занимает особое место в индийском кино. Именно он в первую очередь открыл нам мир индийского экрана. Осенью 1954 года в Советский Союз приехала представительная делегация индийских кинематографистов: Х.А. Аббас, Бимал Рой, Ришикеш Мукхерджи, Дев Ананд, Четан Ананд, Нирупа Рой, Радж Капур, Наргис и другие — весь цвет индийского кино. Они привезли пять фильмов, в том числе классические «Два бигха земли» и «Байджу Бавра».

image

Все картины имели нерядовой успех, а критики назвали «Два бигха земли» Б. Роя «великим фильмом». Однако воистину сенсационный успех выпал на долю «Бродяги» Капура с участием юной талантливой Наргис. Это можно понять только вспомнив время, с которым связано появление у нас «Бродяги». Это было время, когда все зрители до тошноты были перекормлены стандартными биографическими лентами и лакировочными картинами типа «Кавалера Золотой Звезды» или «Кубанских казаков». Время робкого пробуждения интереса к простым человеческим чувствам, первых обращений нашего искусства к темам любви, быта, семьи и т.п.

В то время немудреный «Бродяга» был как глоток свежего воздуха. Это подтверждается тем, что через двадцать лет фильм Капура был вновь выпущен на экраны, и новое поколение зрителей приняло его спокойно, куда хуже, чем, скажем, «Танцора диско».

image

Тридцатилетний — в 1954 году — Радж имел более, чем двадцатилетний стаж работы актером. Его отец — Притхвирадж Капур был крупным кинематографическим и театральным деятелем 30-х и 40-х годов (в «Бродяге» — в роли отца и в «Хождении за три моря» — в роли визиря), владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра «Притхви».

Радж рассказывает, что впервые вышел вместе с отцом на сцену в шесть лет, а с девяти дебютировал — конечно, в крохотном эпизоде — в кино. Юношей Радж работал помощником режиссера на одной из бомбейских студий, довольно часто снимался и одновременно работал в театре отца как актер и художник-оформитель (неплохая школа, согласимся).

image

В 1946 году он создал как режиссер свой первый фильм — «Испепеляющая страсть», в котором сыграл главную роль, а его партнершей выступила восемнадцатилетняя Наргис. Успех фильма позволил Раджу уже в следующем году открыть свою студию «Радж Капур филмз», существующую и по сей день. В первых картинах новой студии они неразрывны — Радж и Наргис, и успехи, в общем-то, делят честно пополам.

Неудивительно, что логотипом студии было изображение Раджа Капура со скрипкой в руках, и Наргис, которая ласково склонялась над ним, словно утешая его боль. Вместе они работали семь лет и создали пятнадцать фильмов, в том числе «Бродягу» (1951), «Господина 420» (1955), «Под покровом ночи» (1956) и другие.

image

На счету Капура десятки фильмов и без малого сотня ролей. Он охотно снимался и у других режиссеров. Много удач, но есть и просчеты. Но все, что он сделал в кино, точно сориентировано на массового зрителя, все проникнуто любовью к людям и демократизмом отношения к действительности. Не случайно сценаристом ряда его картин, в том числе и «Бродяги», был Ходжа Ахмед Аббас — писатель и кинематографист передовых взглядов, с сочувствием относившийся к коммунистической партии.

Если вообще можно говорить о народности искусства в приложении к бомбейскому кинематографу, ориентированному, прежде всего на получение прибыли, то первое место в таком разговоре займет Радж Капур. Почти в каждой его картине освещается какая-либо проблема, пусть не самая кардинальная, но, безусловно, жизненная. Так, в «Бродяге» говорится, что ломает судьбу человека, превращает его в преступника не фатальная предопределенность, не рок, а жизненные обстоятельства: бродяга Радж стал вором потому, что в детстве его бросил безжалостный и эгоистичный отец-судья.

image

В ленте «Чистильщики обуви» затронута болезненная проблема — детская беспризорность. В фильме «Под покровом ночи» показаны бездушие и беспринципность бюрократических властей и так далее. В сравнительно недавнем и достаточно сказочном фильме «Бобби», как уже было сказано, звучит протест против устаревших норм жизни.

То же самое можно сказать и о многих его ролях в картинах других режиссеров. Например, в «Абдулле» режиссера Санджая Кхана Радж играет старого отшельника, выступающего против религиозной вражды — также крайне острая проблема в условиях Индии. Вникая в причины успеха молодого Раджа, критики указывали на близость его постоянного героя чаплиновскому Чарли.

image

«Индийский Чарли» — это определение рефреном проходило через статьи о молодом Капуре. Радж не спорил с этим. Более того, в автобиографичной картине «Мое имя клоун» он, монтируя кадры из первых своих картин по принципам немых чаплиновских лент, как бы сам указывает на свою родословную. Но маска Раджа не была слепком с маски Чарли. В основе это были разные социальные типы: Чарли в общем-то трагический герой, изнемогающий в борьбе с сытым и равнодушным обществом, не дающим ни гроша надежды маленькому человеку; Радж, напротив, исполнен оптимизма и веры в будущее; даже страдая, он верит, что Индия, сбросившая путы колониализма, пойдет вперед и рано или поздно станет страной социальной справедливости.

В Радже воплотились многие черты индийской действительности 50-х и 60-х годов и многие особенности национального характера. В нем зрители узнавали самих себя, в его приключениях и злоключениях видели собственные невзгоды, стремления, надежды. За все это они платили Раджу беспрецедентной любовью. Любовь простых людей к Раджу превосходит все, что можно вообразить.

image

Однажды, в начале 70-х годов, небольшая группа кинематографистов, в которую входил и один из авторов данных строк, убедилась в этом воочию. В Бомбей должен был приехать советский космонавт. А было это время резкого обострения политической борьбы, нападок на Индиру Ганди, и реакционные силы решили сорвать встречу народа с космонавтом. Радж, узнав об этом и возмутившись, разослал по городу радиофицированные легковые машины. Из них сообщалось, что в такой-то день и час, на такой-то площади он, Радж Капур, будет приветствовать советского космонавта и приглашает всех людей присоединиться к нему… На площади собрались тысячи и тысячи людей!

Радж казался в молодости обычной «звездой» — с постоянным имиджем, своего рода маской. Однако, в отличие от обычных «звезд», он с возрастом уверенно и спокойно перешел на разнообразные роли, даже на роли стариков, не утратив при этом симпатий зрителя. Объясняется это, очевидно, тем, что Радж Капур был не только «звездой», но и прекрасным, тонким, высокопрофессиональным актером.

image

Радж Капур дожил до времен, когда три его сына стали на ноги профессионально — Рандхир Капур как режиссер, Риши Капур как актер, и Раджив Капур как режиссер и актер. Он умер вскоре после получения величайшей награды — Приза Дадасахеба Фалке, что было наименьшее, что страна могла вернуть человеку, который сделал столько для нее, редкому кинематографисту с душой.

Его смерть 3 июня 1988 года — большая утрата для индийского кино.

Немного информации о съемках «Бродяги»:

В картине «Бродяга» Радж Капур одновременно выступил и как актер, и как режиссер. Радж приступил к съемкам, не имея достаточно средств. Его партнерша по фильму Наргис вспоминала, что он как одержимый носился по друзьям и знакомым, занимал деньги, чтобы платить операторам, монтажникам и актерам, которые еще не стали его друзьями.

Друзьям Радж не платил, просил подождать, пока лента не принесет грандиозные, по его словам, доходы. Радж радовался, что большинство сцен в картине снималось не в павильонах, а на природе. Однако кредиторы не всегда были готовы ждать. Настало время, когда уже и друзья истощились и не могли помогать деньгами, и родители Наргис отказали в очередном кредите ее кинопартнеру.

Тогда, чтобы спасти мужа от долговой тюрьмы, Кришна, жена Раджа, заложила свои драгоценности. Когда картина вышла на экран и собрала очень хорошую кассу, Радж выплатил все долги с процентами. Рашид Бейбутов, азербайджанский певец, друг Капура, рассказывал, что и впоследствии Радж нередко вкладывал в производство фильмов капитал жены.

В «Бродяге» отца главного героя играл знаменитый театральный актер Притхвирадж Капур, отец Раджа Капура. Радж вспоминал, увидев, что зрители после показа «Бродяги» готовы нести его сына на руках до машины, сказал: «Вот настают времена, когда не о тебе будут говорить: Радж, сын Притхвираджа, а обо мне — отец того самого Капура». Вскоре так и случилось.

Бдительно следила за тем, что происходило на съемочной площадке, пожилая родственница актрисы Наргис. По строгим канонам Наргис, будучи незамужней мусульманкой, не могла одна без сопровождения выйти даже на улицу, а уж тем более находиться в обществе стольких мужчин. Но, по слухам, несмотря на постоянный надзор, Капура и Наргис связывало нечто большее, чем просто партнерские отношения. Именно поэтому актриса почти семь лет снималась только в фильмах Капура.

В «Бродяге» Раджа Капура индийцы впервые увидели на экране полуобнаженную купающуюся женщину в европейском костюме. Позже Наргис в шутку заявляла: она жалеет о том, что не выставила счет Раджу за моральные издержки, но не по поводу сцен купания, а по поводу жакета. «Если европейские женщины находят эту одежду удобной, то йоги могут позавидовать их выдержке»,- говорила актриса.

Радж ввел еще одно новшество — пригласил исполнять песни за своего героя известного в то время индийского певца Мукеша. Говорят, что и до Капура режиссеры часто просили профессиональных исполнителей петь вместо актеров. Но Радж первым не стал это скрывать. Кстати, в советском прокате герой Капура говорил и пел голосом Рашида Бейбутова. Этот исполнитель, заметим, пел на 70 языках мира. Радж Капур после просмотра в Союзе озвученной копии признавал, что Рашид поет лучше Мукеша.

Подбор информации — Савитри, Annet

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий