Константин Иванов — гений чувашской литературы (К 125-летию со дня рождения поэта)

Невероятно талантливый человек Константин Иванов (1890-1915 гг.). Он был основоположником чувашской литературы и поэзии, просветителем народа, замечательным певцом, живописцем, мастером и педагогом. Иванов Константин Васильевич умер совсем молодым парнем — он прожил всего 25 лет. Несмотря на это Константин Иванов достоин того, чтобы и после его смерти о нём вечно помнили и говорили, поэтому эта статья посвящается ему. Вспомним, каким человеком он был и что этому миру оставил после своей смерти.

image

Константин Иванов, биография поэта

К. В. Иванов родился в небольшом посёлке Слекбаш, расположенном в Уфимской губернии, в мае 1890 года в семье грамотных и любознательных крестьян. Его отец изо всех сил старался дать детям образование, занимался их воспитанием и развитием. Он выписывал различные журналы, очень любил читать и увлекался изучением земледелия. Свои навыки Василий Иванов с любовью передавал подрастающему поколению, вкладывал в детей свои знания и жизненный опыт.

Маленький Константин Иванов проводил очень много времени рядом со своей горячо любимой бабушкой. В восемь лет он с радостью отправился в начальную школу, а после переехал в город Белебеевское училище. В 1903 году тринадцатилетний парень уже отличался старательностью и сообразительностью, поэтому он без особого труда прошел все испытания и поступил в престижную Симбирскую чувашкую школу, правда, тогда ещё только в подготовительный класс. Константин бесконечно учился и очень стремился стать хорошим учеником, поэтому усердно готовился к сдаче экзаменов и успешно сдал их.

Любовь к творчеству

За это время Константин Васильевич Иванов сильно полюбил резьбу по дереву, увлёкся столярным делом и портретной живописью. Его с трудом могли выдернуть из мастерской, для того чтобы мальчик хотя бы развеялся и погулял со сверстниками. Константин Васильевич Иванов не интересовался детскими игрушками — его занимали более серьёзные и взрослые дела. Он своими руками сооружал небольшую мебель, различные шкафчики, писал портреты и занимался декорациями для местных спектаклей. Вместе с тем Константин Иванок читал произведения русских и мировых классиков и оставался от них в восторге. Он занимался профессиональными фотографиями и делал отличные снимки. Его любовь к творчеству сохранялась и увеличивалась с каждым годом и не угасла до конца его жизни.

image

Политическая сторона

Молодой и амбициозный Константин Иванов имел демократический настрой и в 1905 году не мог остаться спокойным и не принять участие в действиях Первой русской революции. Он пишет агрессивно настроенную «Чувашкую марсельзу», где призывает народ к митингу против царизма. После протеста его исключают из городской школы, и он уезжает в своё село. Ненависть поэта к социальной несправедливости поддерживалась на протяжении всей жизни и отражалась в творческой деятельности. Константин Иванов мечтал, что наступит день, когда горячо любимый чувашский народ освободится от старинных устоев.

Иван Яковлев

Немалую роль в судьбе Константина Васильевича сыграл Иван Яковлев. Этот человек был инспектором чувашских школ, учителем и руководителем образовательной деятельности в Симбирской школе. Благодаря ему Иванов занялся переводом и изданием чувашских книг. Множество стихотворений, песен и произведений было переведено им. Константин Иванов на чувашском языке переписывал труды Лермонтова, Огарёва, Некрасова, Бальмонта и других известных людей. Благодаря чувашскому просветителю Ивану Яковлеву впоследствии этот вид деятельности стал одним из основных занятий Иванова.

Творческая деятельность

Пиком творческой деятельности Константина Иванова становятся 1907-1908 года, когда он пишет такие произведения как «Раб дьявола», «Железная мялка», «Вдова» и известную во всем мире поэму «Нарспи». Трагическая история любви о Нарспи и Сетнере сделала Константина настоящей знаменитостью. Даже сегодня, спустя практически сто лет люди восхищаются поэмой и не могут оставаться равнодушными после прочтения. Педер Хузангай перевёл поэму на русский и назвал ее “национальным чудом и вершиной культуры Чувашии”.

Вскоре выходит целая книга с произведениями поэта. Стихи Константина Иванова находят своих поклонников и становятся народным достоянием. На сорокалетний юбилей любимой учительницы Симбирской школы поэт приготовил особенный подарок. Константин Иванов он написал и посвятил ей стихотворение «Наше время».

В 1909 году в начале весны молодой привлекательный парень, уже будучи поэтом, сдаёт экзамены и становится народным учителем рисования и чистописания в женском училище, находящемся во владении Симбирской школы. Он активно участвует в подготовке учебного пособия для создания чувашских песен и стихов к ним. И вместе с коллегами Иванов издает новый «Букварь для чуваш», где использовались русские буквы. Кроме прекрасных стихов, поэм и переводов Константин Иванов подарил миру множество графических и скульптурных работ.

Кончина Константина Васильевича Иванова

В 1914 году поэт тяжело заболел. Серьёзная форма туберкулёза сгубила его почти за полгода. Смерть наступила 13 марта 1915 года, и Константин Иванов совсем немного не дожил до своего двадцать пятого дня рождения. Его похоронили в родном селе Слекбаше. В какой-то мере ему всё-таки удалось подарить чувашскому народу свободу, а именно необычайно важную свободу слова.

Память о Константине Иванове

Несмотря на то что этот великий необычайно талантливый человек ушёл из этого мира так рано, он навсегда останется в наших сердцах. Его памятник стоит на Красной площади в городе Чебоксары, там же находится мемориальная табличка и бюст К. В. Иванова. В его честь построен Чувашский академический драматический театр. В городе также находятся сквер и улица, названные в честь поэта. На родине Иванова открыт мемориальный музей. Его имя занесено в мировые энциклопедии, поэтому в памяти народа Константин Иванов не умрёт никогда. В Чувашской республике 2015 год признан годом памяти поэта.

Кстати, о жизни и деятельности Иванова написано немало книг. Одна из самых известных написана Иваном Яковлевым.

ИВАНОВ Константин Васильевич (1890– 1915), поэт, переводчик, классик чувашской литературы. Родился в крестьянской семье в д. Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии. Учился в Симбирской чувашской учительской школе, работал при школе как переводчик произведений русской литературы на чувашский язык. Принимал участие в составлении букварей и учебных пособий для чувашских школ. Начал литературную деятельность в годы первой русской революции с переводов на чувашский язык революционных песен и русской поэзии (стихи М.Ю. Лермонтова, Н.П. Огарева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова). В 1907–1908 написал стихотворную сказку «Две дочери», баллады «Железная мялка», сказ «Голодные», трагедию «Раб дьявола», публицистическое стихотворение «Наше время». В этот период создано и самое известное его произведение – лиро-эпическая поэма «Нарспи», в которой с сочувствием изображена трагическая судьба бесправной чувашской женщины. Основные мотивы творчества Иванова – протест против социального гнета, бесправия, подавления личности, призыв к освобождению от насилия и произвола. Его стихи обогатили чувашский литературный язык. Первым в чувашской поэзии он стал применять (в переводах с русского языка) силлабо-тонический стих. Произведения Иванова переведены на многие языки народов России и стран СНГ.

На родине поэта, в д. Слакбаш Белебеевского р-на РБ открыт дом-музей К. В. Иванова. Он основан в 1940 году, в год 50-летия со дня рождения поэта. Первым его директором был энтузиаст, чувашский просветитель П. Н. Кудряшов. Здесь разместился музейный комплекс, в который входят Дом-музей, мемориальный парк, памятник на могиле поэта, два здания с произведениями народного прикладного искусства и предметами быта. В составе комплекса также Дом-музей другого классика чувашской поэзии Я. Г. Ухсая, родник поэтов с памятниками-символами и Гусли-гора, на которой похоронен Я. Г. Ухсай, и местная средняя школа, где есть памятник К. В. Иванову работы московского скульптора А. П. Майраслова и уголок, иллюстрирующий поэму поэта «Нарспи». Слакбаш – культурно насыщенное село, являющееся гордостью чувашского народа, местом, где каждую весну, в день рождения К. В. Иванова, звучат стихи. Экспонаты Дома-музея вводят посетителей в сложный и богатый мир народного поэта. В памяти он навсегда остался молодым и незаурядным человеком: кроме поэзии, которую он обогатил новыми ритмами, образами и темами, К. В. Иванов был талантливым художником, занимался фотографией, показал талант педагога, разностороннего просветителя. Обстановка Дома-музея, его экспонаты, личные вещи поэта, изделия его рук создают удивительную обстановку присутствия здесь образа поэта, его духа. Экскурсанты уходят из музея просветленными, заряженными гордостью за своего великого поэта. Перефразируя широко известное высказывание, можно сказать: «Константин Васильевич Иванов – наш университет» – настолько велик его вклад в просвещение чувашского народа. Есть в музее и свой лекционный зал. Дом-музей К. В. Иванова находится в поле зрения чувашского правительства, руководство Башкирии тоже уделяет ему должное внимание.

Литература: Чувашские писатели: Справочник. – Чебоксары, 1964.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Константин Васильевич Иванов
чуваш. Пăртта Кĕçтентинĕ
Дата рождения 15 (27) мая 1890(1890-05-27)
Место рождения Слакбаш, Белебеевский уезд, Уфимская губерния, Российская империя[1]
Дата смерти 13 (26) марта 1915(1915-03-26) (24 года)
Место смерти Слакбаш, Белебеевский уезд, Уфимская губерния, Российская империя[1]
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
Род деятельности поэт, переводчик
Годы творчества 1906-1908
Жанр стихотворение, поэма, трагедия, сказка
Язык произведений чувашский
Произведения в Викитеке

Константи́н Васи́льевич Ивано́в (15 [27] мая 1890, Слакбаш[1] — 13 [26] марта 1915, там же) — чувашский поэт, классик чувашской литературы.

Биография

Детство

Родился в крестьянской семье рода Пртта (чуваш. “Пăртта”). В роду ценилось образование — дед, тётка по отцу, многие родственники были грамотны. Отец К. Иванова был одним из богатых людей в округе, в хозяйстве использовал знания по агрономии и экономике.

С восьми лет Константин посещает сельскую начальную школу, которую заканчивает в 1902 году, учится в Белебеевском городском училище. Затем отец устраивает его в подготовительный класс Симбирской чувашской учительской («яковлевской») школы.

В Симбирской школе

Через 2 года пятнадцатилетний юноша становится учащимся 1-го класса (курса) центрального чувашского образовательного центра в Симбирске.

Здесь Константин Иванов увлекается литературой, много читает произведений по русской и западноевропейской культурам, проявляет интерес к живописи, скульптуре. Д. Петров-Юман вспоминает о встречах с поэтом:

Когда я говорил с Константином, разговор всегда переходил на тему мировой литературы. Помню, часто спорили о «Божественной комедии» Данте, о «Фаусте» Гёте. С возрастом Константин начинает всё больше интересоваться произведениями поэтов-классиков. Когда был моложе, он интересовался Пушкиным и Лермонтовым. Помню, как однажды у меня я читал ему «Чайльд-Гарольда» Байрона. В другой раз он принёс мне «Историю славянских литератур» Пыпина

Шестнадцатилетний юноша, выезжая домой на каникулы, записывает семейные предания и воспоминания стариков-односельчан, тексты заговоров, народных молений. Всё это впоследствии наложит огромный опечаток на его понимание национальной самобытности художественного творчества народа.

Работа над переводами «Псалтыри» и др. религиозных текстов по просьбе Ивана Яковлева также сыграла большую роль в формировании мировоззрения писателя.

В становлении личности К. Иванова значительную роль сыграло его тяга к живописи — он даже готовился поступить в Академию художеств. Помимо сего, он овладевает профессионально фотографическим мастерством — на его снимках запечатлены многие эпизоды из симбирского периода жизни.

Литературная деятельность

Монета Государственного банка СССР (1 рубль), выпущенная к 100-летию со дня рождения К. В. Иванова

На события 1905—1907 годов он выпускает «чувашскую марсельезу» («Вставай, подымайся, чувашский народ!»). За участие в революционных митингах Яковлев вынужден распустить 1-й класс.

Позже, когда «затихают страсти», Иван Яковлевич привлекает Иванова для работы в комиссии по переводу к изданию книг на чувашском языке. В сентябре-декабре Константин Васильевич переводит стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник», «Волны и люди», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Чаша жизни» и др., много сил отдает чувашскому переложению «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Им же переведены тогда отрывки из произведений Н. П. Огарёва, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, а также отдельные стихи А. Н. Майкова, К. Д. Бальмонта.

Мемориальная доска на здании Ульяновского колледжа культуры и искусства.

В 1907—08 гг. поэт создаёт целый ряд оригинальных произведений: трагедию «Шуйттан чури» (Раб дьявола), баллады «Тимĕр тылă» (Железная мялка), «Тăлăх арăм» (Вдова), завершает поэму «Нарспи». К 40-летнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы К. Иванов посвящает стихотворение «Хальхи самана» (Наше время). В 1908 году в Симбирске выходит книга «Чăваш халапĕсем» («Сказки предания чуваш»).

В 1909 году К. Иванов при Симбирской классической гимназии экстерном сдаёт экзамен на звание народного учителя рисования в женском двуклассном училище при учительской школе. Здесь Константин Иванов реализовывает себя и как художник, и как переводчик, и как редактор, составитель, корректор. Поэт готовится к созданию либретто для оперы «Нарспи», переводит «Песнь песней», создаёт декорацию к сценам из оперы «Иван Сусанин».

Иванов известен не только как автор стихов, поэм, переводов классической русской литературы, но и как мастер портретной живописи, автор графических и скульптурных работ[2]

Поэма «Нарспи»

В 1907—1908 годах издаются его сказки, баллады и поэма «Нарспи», которая считается наиболее совершенным из всех его поэтических творений. В ней повествуется о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. Глубокая ненависть к социальной несправедливости, мечта об освобождении чувашского народа от оков морали старого общества — вот основные мотивы творчества народного чувашского поэта.

Поэма «Нарспи» переведена на многие языки мира. В частности, на русский язык её перевёл Пётр Хузангай. По её мотивам создано несколько пьес, а на сцене Чувашского театра оперы и балета поставлена и опера.

Также поэму на русский язык переложил Борис Иринин.

Кончина поэта

Осенью 1914 года К. Иванов, заболев туберкулёзом, уехал к себе на Родину. 13 марта 1915 года в возрасте 24 лет он скончался.

Память о К. В. Иванове

Бюст К.В. Иванова в Чебоксарах

  • В честь поэта названы улица и сквер в Чебоксарах, его имя носит Чувашский академический театр драмы.
  • Литературный музей в Чебоксарах носит имя Иванова К. В.[3]
  • В Музейном комплексе села Слакбаш открыт музей К. Иванова.
  • В 1991 году выпущена монета в честь столетия К. В.Иванова. Номинал — 1 рубль. На аверсе изображен герб СССР и надписи «СССР», «1 рубль», «1991». На реверсе — профиль поэта, надписи «1890-1915», «К. В. ИВАНОВ».
  • 2015 год в Чувашской Республике объявлен Годом К. В.Иванова[4].

Фотогалерея

  • Мемориальная табличка в начале улицы Иванова в Чебоксарах

  • Чувашский академический театр драмы имени К.В.Иванова

Примечания

  1. 1 2 3 Ныне — Белебеевский район, Башкортостан, Россия.
  2. Моя родина-Башкортостан (неопр.). Дата обращения: 24 февраля 2011. Архивировано 20 мая 2010 года.
  3. Сайт литературного музея им. К. В. Иванова (неопр.). Дата обращения: 24 февраля 2011. Архивировано 27 мая 2009 года.
  4. Указ № 110 от 04 августа 2014 г. «Об объявлении в Чувашской Республике 2015 года Годом К. В. Иванова» (неопр.). Дата обращения: 20 августа 2014. Архивировано 4 октября 2015 года.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 29 июня 2022 в 19:01. 27 мая 1890 г. Слакбаш, Белебеевский уезд, Уфимская губерния, Российская империя 26 марта 1915 г. литература 20 века

Чувашский поэт, классик чувашской литературы.

Родился в чувашской крестьянской семье рода Пртта (чуваш. “Пăртта”). В роду ценилось образование — дед, тётка по отцу, многие родственники были грамотны. Отец Иванова был одним из богатых людей в округе, в хозяйстве использовал знания по агрономии и экономике.

С восьми лет Константин посещает сельскую начальную школу, которую заканчивает в 1902 году, учится в Белебеевском городском училище. Затем отец устраивает его в подготовительный класс Симбирской чувашской учительской («яковлевской») школы.

Через 2 года пятнадцатилетний юноша становится учащимся 1-го класса (курса) центрального чувашского образовательного центра. Здесь Константин Иванов увлекается литературой, много читает произведения по русской и западноевропейской культурам, проявляет интерес к живописи, скульптуре.

Шестнадцатилетний юноша, выезжая домой на каникулы, записывает семейные предания и воспоминания стариков-односельчан, тексты заговоров, народных молений. Всё это впоследствии наложит огромный опечаток на его понимание национальной самобытности художественного творчества народа.

Работа над переводами «Псалтыри» и др. религиозных текстов по просьбе Ивана Яковлева также сыграла большую роль в формировании мировоззрения писателя.

В становлении личности Константина Иванова значительную роль сыграло его тяга к живописи — он даже готовился поступить в Академию художеств. Помимо сего, он овладевает профессионально фотографическим мастерством — на его снимках запечатлены многие эпизоды из симбирского периода жизни.

Иванов известен не только как автор стихов, поэм, переводов классической русской литературы, но и как мастер портретной живописи, автор графических и скульптурных работ.

Осенью 1914 года Константин, заболев туберкулёзом, уезжает к себе на родину. 13 марта 1915 года в возрасте 25 лет он умирает.

31. Братство кольца 32. Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка 33. Крёстный отец 34. Дары волхвов Весь рейтинг

О знаменитости

Доп. информация по биографии Иванов Константин Васильевич

–> image

27 мая 1890 – 26 марта 1915

чувашский поэт, классик чувашской литературы

Биография

Детство

Родился 15 мая 1890 года в селе Слакбаш Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Башкортостана) в чувашской крестьянской семье, ведущей свою линию от рода Пртта (чуваш. “П?ртта”). Отец К. Иванова был одним из богатых людей. В роду Пртта почиталось образованиеВ — дед, тётка по отцу, многие родственники были грамотные. Отец при ведении хозяйства пользовался знаниями из агрономии, экономики.

С восьми лет Константин посещает сельскую начальную школу, которую заканчивает в 1902 году, учится в Белебеевском городском училище. Затем отец устраивает его в подготовительный класс Симбирской чувашской учительской («яковлевской») школы.

В симбирской школе

Через 2 года пятнадцатилетний юноша становится учащимся 1-го класса (курса) центрального чувашского образовательного центра.

Здесь Константин Иванов увлекается литературой, много читает произведения по русской и западноевропейской культурам, проявляет интерес к живописи, скульптуре. Д. Петров-Юман вспоминает о встречах с поэтом:

Шестнадцатилетний юноша, выезжая домой на каникулы, записывает семейные предания и воспоминания стариков-односельчан, тексты заговоров, народных молений. Всё это впоследствии наложит огромный опечаток на его понимание национальной самобытности художественного творчества народа.

Работа над переводами «Псалтыри» и др. религиозных текстов по просьбе Ивана Яковлева также сыграла большую роль в формировании мировоззрения писателя.

В становлении личности К. Иванова значительную роль сыграло его тяга к живописиВ — он даже готовился поступить в Академию художеств. Помимо сего, он овладевает профессионально фотографическим мастерствомВ — на его снимках запечатлены многие эпизоды из симбирского периода жизни.

Литературная деятельность

На события 1905—1907 годов он выпускает «чувашскую марсельезу» (Вставайте, подымайтесь, чуваши!). За участие в революционных митингах Яковлев вынужден распустить 1-й класс.

Позже, когда «затихают страсти», Иван Яковлевич привлекает Иванова для работы в комиссии по переводу к изданию книг на чувашском языке. В сентябре-декабре Константин Васильевич переводит стихотворения М.В Ю.В Лермонтова «Узник», «Волны и люди», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Чаша жизни» и др., много сил отдает чувашскому переложению «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Им же переведены тогда отрывки из произведений Н.В П.В Огарёва, А.В В.В Кольцова, Н.В А.В Некрасова, а также отдельные стихи А.В Н.В Майкова, К.В Д.В Бальмонта.

В 1907-08 гг. поэт создаёт целый ряд оригинальных произведений: трагедию «Шуйттан чури» (Раб дьявола), баллады «Тим?р тыл?» (Железная мялка), «Т?л?х ар?м» (Вдова), завершает поэму «Нарспи». К 40-летнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы К. Иванов посвящает стихотворение «Хальхи самана» (Наше время). В 1908 году в Симбирске выходит книга «Ч?ваш халап?сем» («Сказки предания чуваш»)

В 1909 году К. Иванов при Симбирской классической гимназии экстерном сдаёт экзамен на звание народного учителя рисования в женском двуклассном училище при учительской школе. Здесь Константин Иванов реализовывает себя и как художник, и как переводчик, и как редактор, составитель, корректор. Поэт готовится к созданию либретто для оперы «Нарспи», переводит «Песнь песней», создаёт декорацию к сценам из оперы «Иван Сусанин»

Иванов известен не только как автор стихов, поэм, переводов классической русской литературы, но и как мастер портретной живописи, автор графических и скульптурных работ

Поэма «Нарспи»

В 1907—1908 годах издаются его сказки, баллады и поэма «Нарспи», которая считается наиболее совершенным из всех его поэтических творений. В ней повествуется о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. Глубокая ненависть к социальной несправедливости, мечта об освобождении чувашского народа от оков морали старого обществаВ — вот основные мотивы творчества народного чувашского поэта.

Поэма «Нарспи» переведена на многие языки мира. В частности, на русский язык её перевёл Пётр Хузангай. По её мотивам создано несколько пьес, а на сцене Чувашского театра оперы и балета поставлена и опера.

Также поэму на русский язык переложил Борис Иринин.

Кончина поэта

Осенью 1914 года К. Иванов, заболев туберкулёзом, уезжает к себе на родину. 13 марта 1915 года в возрасте 25 лет он умирает.

Мнения писателей о поэте

Яков Ухсай, народный поэт Чувашии:

Мустай Карим, народный поэт Башкортостана:

Александр Жаров:

Память о К.В В.В Иванове

  • В честь поэта названы улица и сквер в Чебоксарах, его имя носит Чувашский академический театр драмы.
  • Литературный музей в Чебоксарах носит имя Иванова К. В.
  • В д. Слакбаш открыт мемориальный музей поэта.
  • В 1991 году выпущена монета в честь столетия К.В В.В Иванова. НоминалВ — 1 рубль.

Фотогалерея

  • Памятник К.В.Иванову на Красной площади в Чебоксарах

  • Бюст К.В.Иванова в сквере Иванова в Чебоксарах

  • Мемориальная табличка в начале улицы Иванова в Чебоксарах

  • Чувашский академический театр драмы имени К.В.Иванова

Комментарии

Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Малышев Андрей Валентинович

русский писатель

Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

русский писатель

Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин

русский поэт

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий