Конспект урока “М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова”. Презентация к уроку

Опубликовано 18.02.2019 – 16:02 –

презентация м ю лермонтов

Скачать:

Вложение Размер
imageпрезентация – биография рославльской поэтессы Т.Н. БаклановойПрезентация  о жизни  знаменитой  поэтессы  г.Рославля,  человека  удивительной  судьбы, выпускницы  школы № 5 Татьяны  Николаевны  Баклановой….

image

Презентация “Биография С.Т.Аксакова”

Презентация для использования на уроках литературы и внеклассных зантиях “Биография С.Т.Аксакова”…

презентация “Бородино” М.Ю.Лермонтов

К уроку в 5 классе М.Ю.Лермонтов “Боодино”…

Презентация “Демон” М.Ю. Лермонтов. Подготовка к сочинению

изучение творчества М.Ю. Лермонтова….

Презентация “Герой нашего времени” Лермонтов М.Ю.

История создания произведения. Женские и мужские образы в романе….

  • Мне нравится

  

Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

–> Скачать материал Скачать материал –> Скачать материал Получить код –>

Подписи к слайдам:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/html4/transitional.dtd”>

  • (1814-1841)
  • «Я сын страданья…»
  • Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество.
  • Отражение судьбы поэта в стихотворении « Парус»
  • 3 октября 1814 года в Москве, в семье отставного офицера Юрия Петровича Лермонтова родился мальчик. Детство было омрачено ранней смертью матери.
  • Детство М. Ю. Лермонтова.
  • Родители поэта.
  • Я сын страданья. Мой отец
  • Не знал покоя под конец,
  • В слезах угасла мать моя,
  • От них остался только я…
  • Ужасная судьба отца и сына-
  • Жить розно и в разлуке умереть…
  • (1831)
  • Семейная распря
  • Тарханы
  • Елизавета Алексеевна
  • Арсеньева

Гениальность ребёнка

  • С детства Лермонтов владел французским, немецким, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепиано, много читал, рисовал акварелью, лепил из крашеного воска
  • Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям.
  • Природа в жизни поэта
  • «Синие горы Кавказа, приветствую вас!
  • Вы взлелеяли детство мое,
  • Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
  • Облаками меня одевали;
  • Вы к небу меня приучили,
  • И я с той поры все мечтаю о вас да о небе..»
  • Особую роль в развитии Лермонтова – поэта
  • сыграли поездки на Кавказ

В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков.

  • В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков.
  • Образование поэта.
  • Белеет парус одинокий
  • В тумане моря голубом!..
  • Что ищет он в стране далёкой?
  • Что кинул он в краю родном?..
  • Играют волны, ветер свищет,
  • И мачта гнётся и скрипит…
  • Увы, он счастия не ищет,
  • И не от счастия бежит!
  • Под ним струя светлей лазури,
  • Над ним луч солнца золотой…
  • А он, мятежный, просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!
  • Стихотворение «Парус»

«Цветовая гамма» стихотворения.

  • « в тумане голубом»
  • « луч золотой»
  • « струя светлей лазури»
  • «одинокий парус»

Ищет он

  • Ищет он
  • Кинул он
  • Он счастия не ищет
  • Не от счастия бежит
  • Он просит бури

Романс А.В. Варламова на стихи М. Ю. Лермонтова

Литература – еще материалы к урокам:

Главная Литература

Скачать презентацию (0.39 мб)

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1 Слайд №2 Лермонтов Михаил Юрьевич 3 октября 1814, Москва 15 июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области, русский поэт. Слайд №3

Родители Лермонтова

Слайд №4

Детство поэта

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», 1832).

Слайд №5

Лермонтов в Москве

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. В пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова.

Слайд №6 В 1828-1829 гг. он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата» , «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон». Слайд №7

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова к

Слайд №8

С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 («К Сушковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь», «Подражание Байрону»).

С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 («К Сушковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь», «Подражание Байрону»).

Слайд №9 1834 — Лермонтов определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоящий в Царском Селе. Основное время Лермонтов проводит в Петербурге, где он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете. Слайд №10

Лермонтов на Кавказе

В феврале 1837г. за стихотворение «Смерть поэта» (отклик на смерть А.С.Пушкина) был переведен тем же чином в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Здесь произошло знакомство Лермонтова с Белинским и ссыльными декабристами.

Слайд №11 3 января 1838г. Лермонтов возвратился из ссылки. Слайд №12

В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова.

В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова.

Слайд №13

18 февраля 1840г. за дуэль с сыном французского посланника Э.Де Барантом был арестован и заключен в Ордонанс-гаус, а затем снова выслан на Кавказ.

Слайд №14

15 июля 1841г. на дуэли с Н.Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.

15 июля 1841г. на дуэли с Н.Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.

Слайд №15 Спасибо за внимание!!! Биография М. Ю. Лермонтова.pptx

Биография М. Ю. Лермонтова Автор:

Биография М. Ю. Лермонтова

Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Смерть А. С. Пушкина. По Петербургу распространяется стихотворение гвардейского поручика

1837 год. Смерть А. С. Пушкина. По Петербургу распространяется стихотворение гвардейского поручика М.Ю. Лермонтова на смерть поэта. Кто этот человек? Как формировался он как поэт?

Родился он 14 октября 1814 года в Москве. Крёстной новорождённого стала его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она не считалась с желанием отца мальчика, назвала мальчика Мишей. Как только установился санный путь, Лермонтовы и Арсеньева переехали в Пензенскую губернию в имение Арсеньевой Тарханы. Здесь и прошло раннее детство М. Ю. Лермонтова. Властолюбивая и расчётливая, Арсеньева быстро отстранила зятя от всех дел в имении, опасаясь его расточительности и неопытности. Начались ссоры и взаимные упрёки. Юрий Петрович требовал выделения наследства и выдачи денег для покупки нового имения. Семейные неурядицы подорвали здоровье Марии Михайловны. У неё развилась скоротечная чахотка. В редкие минуты бодрости она брала Мишу на руки и под звуки фортепиано пела ему. Впоследствии Лермонтов писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие.Её певала мне покойная мать». Мария Михайловна умерла 24 февраля 1817 года. Ей было 21 год. Кормилицей Миши была Лукерья Алексеевна Шубенина, он называл её «мамушка».

М. Ю. Лермонтов. «Сашка» Он был дитя, когда в тесовый гроб

М. Ю. Лермонтов. «Сашка»

Он был дитя, когда в тесовый гроб Его родную с пеньем уложили. Он помнил, что над нею чёрный поп Читал большую книгу…

Весь смысл жизни для Е. А. Арсеньевой сосредоточился на внуке

Весь смысл жизни для Е. А. Арсеньевой сосредоточился на внуке. Юрий Петрович потребовал выдачи сына. Чтобы оставить мальчика у себя навсегда, Е. А. Арсеньева составляет завещание, по которому все имения должны перейти внуку только в том случае, если до совершеннолетия остаётся у неё.

Ранняя смерть матери, ссоры между отцом и бабкой заставляют мальчика задуматься над противоречиями человеческих отношений и оставили неизгладимый след для мальчика. Имение Арсеньевой Тарханы находилось в живописном месте Пензенской губернии. Неброская красота окружающих мест покорила мальчика. У тарханских крепостных крестьян учился Миша русскому языку, слушал песни и сказки, рассказы о 1812 годе. Это воспитывало в душе мальчика уважение к простому народу. Поэтому его тяжело ранили случаи жестокости.

Учился под руководством гувернёров, делая незаурядные успехи в истории и словесности

Учился под руководством гувернёров, делая незаурядные успехи в истории и словесности. В 1818-1825 годах для поправки здоровья любимого внука Е. А. Арсеньева возила внука на Кавказ. Во время поездки вся южная часть средней России прошла перед глазами мальчика. Величественные горы Кавказа поразили Мишу.

Прогулки по Москве Находясь в Москве, мальчик ближе узнал жизнь народа

Прогулки по МосквеНаходясь в Москве, мальчик ближе узнал жизнь народа. 1 сентября 1828 года М. Ю. Лермонтов, успешно сдав экзамены, становится пансионером. Круг предметов в пансионе велик. Особое внимание уделяли истории, литературе, языкам, истории искусств. Знания давались основательные. Занятия вели лучшие преподаватели университета. За годы учёбы в пансионе М. Ю. Лермонтов написал 60 стихотворений. Начинает работу над поэмой «Демон».

В сентябре 1830 года, сдав успешно экзамены, М. Ю. Лермонтов стал студентом нравственно-политического отделения Московского университета. Одновременно с Лермонтовым учились В. Г. Белинский, И. А. Гончаров, А. И. Герцен. Университетская молодёжь обсуждала политические события, спорила о новых литературных произведениях. Тетрадки с запрещёнными стихами ходили по рукам. Дерзкие ответы реакционным профессорам восстановили против М. Ю. Лермонтова университетское начальство. Лермонтову было предложено покинуть университет. Вынужденный уход из университета поставил М. Ю. Лермонтова перед необходимостью ехать в Петербург и хлопотать о переводе.

В Петербурге отказались зачесть 2 курса, пройденные в

В Петербурге отказались зачесть 2 курса, пройденные в Москве. Начинать всё сначала не имело смысла. По совету родственника Столыпина М. Ю. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. 22 ноября 1834 года Лермонтов произведён в офицеры и выпущен в лейб-гвардии Гусарский полк. В 1835 году получил отпуск по домашним обстоятельствам в Пензенскую и Тульскую губернии. 1835 – 1837 годы службы – Петербург, Царское Село. 27 января 1837 года на Чёрной речке произошла дуэль А. С. Пушкина с Дантесом. С. А. Раевский распространял стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». С. А. Раевский сослан в Олонецкую губернию.

20 февраля 1837 года М. Ю. Лермонтов арестован, а через неделю переведён в армейский Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, где шла война с горцами. Первая ссылка была непродолжительна. Николай I удовлетворил прошение Е. А. Арсеньевой, поддержанное В. А. Жуковским. М. Ю. Лермонтов переведён в полк, стоявший в Новгороде. Он прибыл туда в феврале 1838 года. Апрель 1838 – март 1840 годы – Петербург. Расцвет литературной деятельности. Сотрудничество в «Отечественных записках». Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1840 года враги вызвали дуэль М. Ю. Лермонтова с сыном французского посланника Баранта. Царским решением М. Ю. Лермонтов переведён в апреле 1840 года в Тенгинский пехотный полк, который воевал с горцами на Кавказе. Апрель 1840 года – июль 1841 года – II ссылка на Кавказ. Поручик Тенгинского пехотного полка.

Вечером 15 июля 1841 года у подножия горы

Вечером 15 июля 1841 года у подножия горы Машук близ Пятигорска произошла дуэль между М. Ю. Лермонтовым и Н. С. Мартыновым.

Апрель 1842 года. Тело М. Ю. Лермонтова перевезено из Пятигорска в Тарханы. Он покоится в окружении родных могил: дедушки, матери, бабушки.

Источники информации Репродукции, фотографии https://yandex

Источники информации

  • Каныгина Елена Александровна

Разделы: Литература

Эпиграф:

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»

Цели урока:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
  • определить основные мотивы  поэзии Лермонтова; 
  • проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.  

Оборудование урока:

  • презентация «М.Ю. Лермонтов» – Приложение 1; 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. Работа по презентации.

Слайды 1, 2

Слайды 3, 4, 5

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.  Принадлежало оно  бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла. Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства. Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления

Слайд 6

в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

Слайд 7

Слайд 8

где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 9

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Слайд 10

Адресаты любовной лирики Лермонтова – Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: “К С.” (” Вблизи тебя до этих пор…”), “Благодарю!”, “Весна”, “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор…”), “Расстались мы, но твой портрет…” и  Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина),  сестра товарища по университету Лермонтова.  Чувство к ней отражено в стихах “К Л.” (“Подражание Байрону”), “Для чего я не родился…”

Слайд 11

 Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.

Слайд 12

Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

Слайды 12 – 13

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

Слайд 14

Слайд 15

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Слайды 16

Слайд 17

В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Слайд 18

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.  

Слайд 19

“Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу”, – напишет Белинский.

Слайд 20

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

Слайд 21

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

  • 1828 – 1836ранний период   
  • 1837 – 1841зрелый период

4. Основные положения лекции:

Лермонтов, по словам Белинского, – “поэт совсем другой эпохи”, “его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные “Философические письма” Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

  • В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница – 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения (“Жалобы турка”, “Желание”). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи – размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
  • Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова – это:  Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы (“Парус”, “Узник”, “Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром (“В минуту жизни трудную…”, “И скучно и грустно”, “Горные вершины”, “Утес”, “Листок”, “Когда волнуется желтеющая нива…”);
  • любовь-страдание (“Нищий”, “Нет, не тебя так пылко я люблю…”, “Расстались мы, но твой портрет…”);
  • критика самодержавия и светского общества (“Прощай, немытая Россия…”, “Смерть поэта”); осмысление судьбы своего поколения (“Дума”); положение народа и Родины (“Родина”, “Бородино”);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии (“Я жить хочу! хочу печали…”, “Не обвиняй меня, Всесильный…”, “Поэт”, “Пророк”);

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

1) Сообщение на тему “Молитва как жанр религиозной литературы”. В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв. 2) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

8.04.2010

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий