Композитор София Губайдулина: «Сейчас человек не имеет права быть пессимистом»

Анонсы мероприятий

Биография

Род  Губайдуллиных.  Село  Байряка.

Старинное село  с необычным названием  Байряка возникло на юго-востоке Казанской губернии предположительно в 1580-х годах.   На местном башкирском и казахском языке оно означает «изобилие». Основателем могучего рода Губайдуллиных  был  Ибрагим – хазрят,  направленный в село  Байряка  из Башкирского  Ермекеево  в конце 18 века.  Именно он  начал  открывать  медресе и внедрять прогрессивные методы обучения. 

imageФамилия Губайдуллиных происходит от имени прапрадеда   композитора  Губайдуллы – хазрята  –  сына Ибрагима. Он  унаследовал от отца  должность имама соборной мечети и явился  основателем медресе  «Губайдия»  в селе  Байряка  Бугульминского  уезда,  ныне  Ютазинского   района Татарстана. Названное по традиции его именем медресе «Губайдия»  было вторым по величине и значимости  после Казанской «Мухаммадии».  В начале  века здесь обучалось около 500 шакирдов.   Основатель медресе «Губайдия»  мударрис (профессор)  Губайдулла – хазрят обучался в Бухаре, Аравии, Индии.  Его дети  и внуки также получили хорошее  образование.  Благодаря   построенной  соборной  мечети и  деятельности ее имамов  –  Губайдуллы  –  хазрята,  Габдулгали – хазрята  и   его сыновей  Мухсина  и  Масгута, деда композитора,   село  Байряка  более  чем на сто лет стало одним из духовных центров региона.

Детство

imageКомпозитор  София Губайдулина  родилась в Чистополе 24 октября 1931 года в русско-татарской семье.  Ее мать – Феодосия Федоровна  Елхова, учительница младших классов,  отец – Асгат Масгутович Губайдуллин, инженер-геодезист, выпускник Московского межевого института.  «Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», – сказала София Губайдулина в одном из интервью.

Детство и юность Сании Губайдуллиной прошли в историческом центре Казани на  тихой и уютной улице  Тельмана доме № 29.  В Казани     София Губайдулина  прожила  около   23 лет – с 1932 по 1954 год.

Старшая сестра Вера в своих воспоминаниях называет свою семью  вненациональной,  где главным   было  духовное развитие. «Воспитанием детей занималась мама. В это сложное время она достойно переносила все тяготы жизни, отказавшись от собственных интересов, и всегда оставалась ответственной, требовательной и достаточно суровой мамой…»

Сама София Губайдулина  с особым восхищением  говорит об  отце.  «Когда я думаю о своём детстве и юности, когда вспоминаю нашего отца, то меня охватывает чувство глубокой благодарности… Внутренняя доктрина отца – честность, необходимость сохранить ее во что бы то ни стало… Достичь и сохранить  эту высоту мне помог мой отец…».

 Учеба  

Весь казанский  период  сама София Асгатовна называет «большой, основательной подготовкой».   «Мне нужна была и психологическая, и  чисто человеческая подготовка, и музыкальная. Я вообще ставлю этот период очень высоко, потому что Казань мне дала настоящее классическое образование…»

Сестра Вера  в связи с событием,  сыгравшим решающую роль в судьбе  обеих младших сестер, вспоминает слова отца.  Насколько оправданным было в то голодное время приобретение рояля, отец  сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной».  Когда  С. Губайдулину спросили  – что в своей жизни  она  запомнила как наиболее важное событие? – она, ответила: «появление в доме рояля».

В  период с  1937 по 1954  годы  София Губайдуллина прошла  непростой путь от   школы до консерватории.  Начиная с музыкальной школы, куда ее в виде исключения приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов.  

«Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением. Рувим Львович Поляков, совершенно необыкновенный человек с самыми высокими художественными устремлениями, стал моим духовным отцом. Моя учительница по фортепиано Екатерина Павловна Леонтьева тоже была замечательным человеком и превосходным педагогом. У меня к ней было великое чувство любви…» – вспоминает  С.Губайдулина.

В период  учебы  С. Губайдулиной  в   музыкальном училище в классе заслуженного учителя школы РСФСР М.А.Пятницкой, однокурсники  восхищались  ее абсолютным слухом, вдохновенными импровизациями за фортепиано.  Юная  Сонечка, также как и в школе, много и охотно выступала в самом  училище,  на  городских концертах,  а также в составе концертных бригад, разъезжавших по районам республики.

С 1949 по 1954 г.г.  Сания Губайдуллина  обучалась в Казанской консерватории, открытой сразу после войны в 1945 году, и получила там блестящее образование. Профессора Московской и Казанской консерваторий  Л.Г. Лукомский и Г.М. Коган дали ей   великолепную пианистическую подготовку. А композиторы   Н.Г. Жиганов и А.С. Леман (в то время молодые, еще только начинавшие педагогическую деятельность),  поддержали и развили в ней  интерес к композиции и преподали ее основы.  

В консерватории   Соня  тоже много играла,  часто  выступала на концертах.   Играла   захватывающе, увлекая слушателя так,  словно  мир переставал существовать.  Большое впечатление на государственную комиссию при окончании консерватории  произвела артистичная,    эффектная, зрелая  игра   «Аппассионаты» Бетховена и «Плясок смерти» Листа. Исполнительские успехи  были очевидными. Ее преподаватели предрекали ей  успешную карьеру пианистки.  Однако,   решение  стать  музыкантом – сочинителем   все-же возобладало.  А.С. Леман сыграл решающую роль в формировании  С.Губайдулиной  как композитора. Именно он рекомендовал   продолжить композиторское образование в Москве, а ректор консерватории Н.Г. Жиганов подписал   емкую и точную характеристику: «С.Губайдуллина обладает ярким художественным дарованием, проявляющимся как в творческом (композиторском), так и в исполнительской (пианистической) области. Очень серьезный, вдумчивый музыкант, с большими способностями к дальнейшему развитию. В течение всего времени пребывания в Казанской консерватории работала отлично (Сталинская стипендиатка). Окончив консерваторию по специальности фортепиано, Губайдуллина должна продолжить обучение по классу композиции».

Много лет спустя именитый композитор сказала «Я убеждена, что без казанского периода композитора бы из меня не получилось».

Отъезд в Москву

Высокая, стройная, с огромными глазами и вьющимися волосами, вся в движении, в порыве  юная Сонечка  Губайдуллина   была  очень привлекательной,  всегда и всем выделялась. Со  своим будущим мужем,  поэтом Марком  Ляндо они  познакомились в  «новогодье» пятьдесят четвертого на одном из студенческих балов в Клубе меховщиков.

Потом  наступила весна,  окутанная «зеленым  звуком» (стихи М.Ляндо).  

А потом – оба решили уехать в Москву.  Она – учиться в Московскую консерваторию,  а он – вернулся  в  родной город, который часто видел в своих казанских снах. Позднее, уже в Москве они поженились,  и  у них  родилась дочь Надежда.

Отец Софии Асгатовны –  высокоинтеллигентный человек, получивший глубокое духовное воспитание,   быть может, особенно тонко понимал  сложную творческую  натуру  своей дочери. Эту сдержанную,  всепонимающую  любовь отца и  слова,  сказанные им перед отъездом в Москву, София Губайдулина помнит до сих пор: «Только не спеши на переходах улицы… В сущности, самое важное, что надо было сказать… И в этом я тоже вижу какое-то, может быть укоренённое в веках, в роду, глубинное понимание, что самое серьёзное – это просто жизнь».

В Москву  юную Сонечку  провожали всем миром:  родители, сестры, друзья. Близкие  понимали – это надолго, может и навсегда.

Поделиться

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

24.10.2016 10:27 Примерное время чтения: 11 минут 21925 Еженедельник “Аргументы и Факты” № 43. АиФ-Татарстан 25/10/2016 Сюжет Знаменитые татарстанцы София Губайдулина сейчас живет за границей. www.globallookpress.com
София Губайдулина в зале Казанского музучилища. 1948 год Фото: Центр современной музыки Софии Губайдулиной

Слезы мольбы

Знакомство будущего композитора с музыкой началось с гармони.

Статья по теме «Ренессанс» души. Как музыканты возрождают интерес к духовной музыке

«Мы, три сестры, в детстве подолгу бегали на улице, – рассказывала сестра Софии Ида. – В соседях жил подросток Пашка. Он был немного не в себе, все время играл на гармошке. Вокруг него роилась детвора, и сами собой собирались концерты. Пятилетняя Сонечка танцевала самозабвенно! А иногда она показывала целые театральные номера, причем все они начинались с коленопреклоненной позы. Однажды выступление увидела свекровь нашей будущей преподавательницы музыки Екатерины Павловны Леонтьевой. Видимо, они и поговорили с родителями о том, что неплохо было бы дать нам музыкальное образование. Нас с сестрой повели показывать директору музыкальной школы. Он сказал, что меня возьмет, а Соня пусть подрастёт. Но она вцепилась ему в брюки и в слезах стала уговаривать ее тоже принять. Появление рояля «Слесарь» обернулось для нас настоящим радостным потрясением». 

«Девочка должна креститься»

В военные годы бушевал тиф, и однажды Соню забрали в больницу с подозрением на эту инфекцию. У нее началась горячка, а затем наступило состояние, похожее на прострацию. Это продолжалось несколько месяцев, и медики разводили руками. А потом соседка заказала в храме молебен за ее здравие. Батюшка поставил условие: позже девочка должна креститься. Соню выписали уже буквально через несколько дней. Более того, она словно родилась заново. Она переросла свою необщительность, в ней проявились упорство, волевые качества, появились спортивные достижения – девочка получила третий разряд по спортивной гимнастике. И тогда, и позже она придерживалась жесткого распорядка дня, причем режим обязательно включал физкультуру.

В 1970 году Сания Губайдулина действительно крестилась, приняв имя София, а ее крестной стала известная пианистка Мария Юдина. Она, как и Губайдулина, считала, что музыка может возводить человека в Богу.

В подростковом возрасте родились первые сочинения композитора – «Полька» и вариации на популярный татарский танец«Апипа».

В подростковые году родилось первое произведение композитора – «Полька». В основе лежали танцевальные европейские мотивы, но были там и необычные находки, и смелые хроматические ходы.

София Губайдулина с профессором Г. Коганом в Казанской консерватории Фото: Центр современной музыки Софии Губайдулиной

«Маугли» и «Чучело»

Губайдулина училась в Казанской консерватории. Большое влияние на нее оказал известный татарский композитор Салих Сайдашев – его музыка, умеющая погрузить в магию. Он не был ее преподавателем, но София знала наизусть чуть ли не все его произведения. Бывшая жена и ребенок Сайдашева жили по соседству с Губайдулиными, и они часто пересекались с Софией. Это он ей сказал: «Ты пишешь не ту музыку, которая свойственна тебе. С твоим кругозором надо уезжать в Москву». Чуть ли не насильно отправил ее из Казани в другую музыкальную среду.

Народный музыкант. Как Салиха Сайдашева отлучали от творчества

На нее произвели впечатление концерты симфонического оркестра BBC под управлением Пьера Булеза в 1964 году. Произведения советских композиторов были очень предметны и реальны, а западные авангардисты показывали новые приемы игры, а музыка была наполнены созвучиями и красками, не типичными для искусства соцреализма. Например, начинали концерт с тишины, затем играли не на струнах, а водили смычками по воздуху. Тишина звучала! Это производило ошеломительный эффект.

Ее однокурсник Тихон Хренников, входивший в когорту официальных композиторов СССР, говорил ей: «Соня, пиши, как все мы пишем. Будешь как сыр в масле кататься». Она ему отвечала: «Я так не могу».

И действительно, в Московской консерватории ее индивидуальный музыкальный язык начал проявляться в полную силу. Сочинения Губайдулиной слишком отличались от принятых. Тихон Хренников, входивший в когорту официальных композиторов СССР, говорил ей: «Соня, пиши, как все мы пишем. Будешь как сыр в масле кататься». Она ему отвечала: «Я так не могу». И жила в коммуналке чуть ли не впроголодь. Неустроенность повлекла большую жертву с ее стороны: Губайдулина вынуждена была отправить дочь Надежду, родившуюся в 1959 году в браке с поэтом Марком Ляндо, на попечение бабушки и дедушки в Казань. Она очень переживала, и и принесение в жертву чего-то важного ради миссии стало одной из острых тем в ее творчестве.

Отдушиной были работа над музыкой к кино и мультфильмам – «Маугли» (1971), «Чучело» (1984). Она творила и в экспериментальной студии электронной музыки.

На съезде Союза композиторов СССР в 1979 году Губайдуллина подверглась публичному осуждению, и в числе семи композиторов попала в «чёрный список» запрещенных авторов. Четверо из них к 1991 году уехали из страны.

Мировое признание пришло к ней в 1981 году после исполнения скрипичного концерта Offertorium («Жертвоприношение») Гидоном Кремером в Вене и симфонии «Слышу — умолкло» в 1986 году. После этого она стала выезжать за рубеж, и ее имя стало «греметь». Появились именитые музыканты, желающие исполнять ее сочинения. Но триумфы были где-то далеко, а реальность – неустроенный быт – обступала. Чтобы писать музыку, София уходила в парк. На «чудаковатую» женщину в парке не раз нападали, а однажды в лифте ее принялись душить. Один из композиторов опальной семёрки, близкий друг Виктор Суслин пригласил ее в Германию, где она получила музыкальный грант и поселилась в маленькой тихой деревеньке под Гамбургом. Это дало ей возможность полностью сосредоточиться на творчестве.

София Губайдулина в НИИ Прометей. Казань. 1989 год Фото: Центр современной музыки Софии Губайдулиной

Восток и Запад

Сегодня Губайдулина – лауреат почти всех престижных музыкальных наград мира, в том числе аналога Нобелевской премии –шведской Королевской музыкальной премии. За рубежом ее влияние намного больше, чем на родине, и может быть, это ее миссия – принести русскую духовность на Запад? Ей особенно хорошо удается соединять Восток и Запад в музыке, ведь она своим происхождением несет в себе два начала. 

Статья по теме Король свинга. Как оркестр Олега Лундстрема растрогал НКВД

«Столица Татарстана – родина Софии Асгатовны, и к этому городу у нее очень теплое отношение. Она стремится, чтобы Казань первой услышала ее новые произведения, – говорит Шамиль Монасыпов. – Как-то мы с казанскими коллегами хотели исполнить одно ее сочинение. На нотах была её пометка – исполнять пластиковыми шариками. Мы недоумевали – какими такими шариками? Она в ответ прислала попрыгунчики, которыми играют дети. При своей известности и занятости не поленилась организовать пересылку. А шарики, прыгая по струнам, и в самом деле извлекали совершенно невероятные, неземные звуки. Удивительный человек!»

«Дружба с Софией Губайдулиной позволяет мне сказать, что она пример бескомпромиссности и честности. Ясность и точность ее суждений требуют от собеседника величайшей собранности, – говорит виолончелист, народный артист России Владимир Тонха. – Одна из загадок магнетизма губайдулинской музыки заключается в особом отношении к звуковой материи. Звук сам по себе – её страсть. Именно этим я могу объяснить её многочисленные находки в области звукотворчества, обогатившим тембровую палитру самых различных инструментов. Неслучаен её громадный интерес (а точнее, страсть) к инструментам разных эпох и народов, богатейшей коллекцией которых она обладает, и которые хранят в себе тысячелетние тайны звука».

В Казани стартует фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной На высокой ноте. Рашид Калимуллин о живой музыке и прямоугольной скрипке Народный музыкант. Как Салиха Сайдашева отлучали от творчества Главный композитор: 100 лет со дня рождения Тихона Хренникова

Толкование

Губайдулина, София Асгатовна
София Губайдулина
Основная информация
Полное имя

София Асгатовна Губайдулина

Дата рождения

24 октября 1931(1931-10-24) (81 год)

Место рождения

Чистополь, Татарская АССР, СССР

Страна

 СССР  Россия

Профессии

композитор, кинокомпозитор

Награды

Софи́я Асгатовна Губайду́лина (24 октября 1931, Чистополь, Татарская АССР) — российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов.

Биография

София Губайдулина родилась в городе Чистополь, Татарской АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой[1]. В 1932 году семья переехала в Казань.

В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка[2]. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём».

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992[3]), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной[4]. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани.

В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почетным гражданином Казани.

Оценка творчества

Губайдулина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. Её творчество — стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софии Губайдулиной

В 2011 году с личным патронажем и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «CONCORDIA», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский.

Международный конкурс пианистов имени Софии Губайдулиной

В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.

Центр современной музыки

Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы.

Избранные сочинения

  • Фацелия, вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957)
  • Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)
  • Ночь в Мемфисе, кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968)
  • Рубайят, кантата на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1969)
  • De profundis (Из глубины), пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом
  • Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)
  • Offertorium (Жертвоприношение), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986)
  • Et exspecto (В ожидании), соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986)
  • Слышу… Умолкло…, симфония в 12 частях под названием (1986)
  • Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990
  • Из Часослова, кантата на стихи Райнера Марии Рильке, (1991)
  • Теперь всегда снега, кантата на стихи Геннадия Айги (1993)
  • Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)
  • Симфония Фигуры времени (1994)
  • Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996).
  • Ночная песнь рыбы, концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету
  • Кватернион для четырёх виолончелей (1996)
  • Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000).
  • Пасха по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, (2001).
  • «In Tempus Praesens», Второй концерт для скрипки с оркестром, (2007).

Награды и признание

  • Премия князя Монако (1987),
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989),
  • Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990)[5],
  • премия имени Кусевицких, США (1990, 1994),
  • премия Франко Аббиато, Италия (1991),
  • премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992),
  • Государственная премия России (1992),
  • премия имени Людвига Шпора, Германия (1995),
  • Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998),
  • член ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») ФРГ (1999),
  • премия фонда “Библия и культура”, Германия (1999),
  • музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999),
  • Большой Крест ордена «Pour le Mérite»(«За заслуги») ФРГ (2002),
  • медаль Гёте, Германия (2001),
  • премия „Silenzio“, Москва (2001),
  • «Polar Music Prize» (Премия Polar Music), Стокгольм (2002),
  • «Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»», Германия (2002),
  • «Living Composer», Франция (2003),
  • премия «Триумф» (2006),
  • Почётная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников “Соотечественник года – 2007»,
  • Почётный доктор Йельского университета (2009),
  • Почётный доктор Чикагского университета (2011),
  • Почётный гражданин Казани (2011)

Цитаты

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4).

Библиография

  • Холопова В. Н., Рестаньо Э. София Губайдулина. — М., 1996. (на ит. яз. — Турин, 1991).
  • Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. — М., 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001).
  • Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М., 2001.
  • Кудряшов А. Ю. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» С. Губайдулиной // Проблемы музыкознания. Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.-сост.: В. Г. Карцовник. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — С. 179—192.
  • Петров В. О. «Сад радости и печали» Софии Губайдулиной (о концепции сочинения) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып 9: сентябрь — декабрь 2010. — Астрахань: Новая линия, 2010. — С. 28-30.
  • M. Kurtz. Sofia Gubaidulina. — Stuttgart, 2001.

Примечания

  1. Биография.ру | Biografija.ru | Г | Губайдулина Софья (София) Азгатовна
  2. Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. — Издат «Аркаим», 2003. — С. 40.
  3. Западные источники ошибочно дают другую дату (третьего) замужества Губайдулиной. См. [1].
  4. См. об этом книгу В. Ценовой «Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной». — Москва, 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001), глава II.
  5. Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. — С. 215

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Губайдулина, София Асгатовна” в других словарях:

  • ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна — (р. 1931) российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в т. ч. нетрадиционный состав инструментов. Кантаты Ночь в Мемфисе (1968), Посвящение Марине Цветаевой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна — (р. 24 октября 1931), российский композитор; заслуженный деятель искусств РФ (1990); лауреат Государственной премии РФ (1992); лауреат Императорской премии Японии (1998, присуждается Японской ассоциацией искусств). Автор концептуальных кантат… …   Энциклопедия кино

  • Губайдулина, София Асгатовна — ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (родилась в 1931), российский композитор. В творчестве, синтезирующем музыкальные традиции “Запада” и “Востока”, использует современные средства выразительности, в том числе тембровой (нетрадиционные инструментальные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Губайдулина София Асгатовна — (р. 1931), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в том числе тембровой, в нетрадиционных составах инструментов. Кантаты «Ночь в Мемфисе» (1968), «Посвящение Марине… …   Энциклопедический словарь

  • Губайдулина София Асгатовна — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна — ( р. 24 X 1931, Чистополь) В тот час, душа, верши Миры, где хочешь Царить, чертог души, Душа, верши. М. Цветаева С. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая… …   Музыкальный словарь

  • Губайдулина, Софья Асгатовна — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • Губайдулина Софья Асгатовна — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • Губайдулина, София — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • Губайдулина София — София Губайдулина, Сортавала, 1981 София Асгатовна Губайдулина (р. 24 октября 1931 г., Чистополь, Татарская АССР)  российский композитор, с 1991 живёт в Германии. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

Sofia Gubaidulina

Дата рождения 24.10.1931 Профессия композитор Страна Россия, СССР

image

С. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука — характера его тембра, исполнительского приема.

Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, — синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к «авангардизму», ни к «минимализму», ни к «новой фольклорной волне» или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем.

Губайдулина — автор многих десятков сочинений в разных жанрах. Через все ее творчество проходят вокальные опусы: ранняя «Фацелия» по поэме М. Пришвина (1956); кантаты «Ночь в Мемфисе» (1968) и «Рубайят» (1969) на ст. восточных поэтов; оратория «Laudatio pacis» (на ст. Я. Коменского, в соавт. с М. Копелентом и П. X. Дитрихом — 1975); «Perception» для солистов и ансамбля струнных (1983); «Посвящение Марине Цветаевой» для хора a cappella (1984) и др.

Наиболее обширна группа камерных сочинений: Соната для фортепиано (1965); Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965); «Concordanza» для ансамбля инструментов (1971); 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987); «Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского» (1972); «Detto-II» для виолончели и 13 инструментов (1972); Десять этюдов (прелюдий) для виолончели solo (1974); Концерт для фагота и низких струнных (1975); «Светлое и темное» для органа (1976); «Detto-I» — Соната для органа и ударных (1978); «De prolundis» для баяна (1978), «Юбиляция» для четырех ударников (1979), «In croce» для виолончели и органа (1979); «В начале был ритм» для 7 ударников (1984); «Quasi hoketus» для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.

К области симфонических произведений Губайдулиной относятся «Ступени» для оркестра (1972); «Час души» для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на ст. Марины Цветаевой (1976); Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976); концерты для фортепиано (1978) и скрипки с оркестром (1980); Симфония «Stimmen… Verftummen…» («Слышу… Умолкло…» — 1986) и др. Одно сочинение — чисто электронное, «Vivente — non vivante» (1970). Значительна музыка Губайдулиной для кино: «Маугли», «Балаган» (мультфильмы), «Вертикаль», «Кафедра», «Смерч», «Чучело» и др. Губайдулина в 1954 г. окончила Казанскую консерваторию как пианистка (у Г. Когана), занималась факультативно по композиции у А. Лемана. Как композитор окончила Московскую консерваторию (1959, у Н. Пейко) и аспирантуру (1963, у В. Шебалина). Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.

Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период «застоя», и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: «Запад открывает гений Софии Губайдулиной».

Среди исполнителей музыки Губайдулиной — известнейшие музыканты: дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липс, ударник М. Пекарский и др.

Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, — «Ночь в Мемфисе» (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и «Рубайят» (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения. В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения.

В 70-е гг., не увлекшись ни стилем «новой простоты», широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), — Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый «театральный» диалог «героя» (солирующего фагота) и «толпы» (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания: навязывание «толпой» своей позиции «герою» – внутренняя борьба «героя» — его «уступки толпе» и моральное фиаско главного «персонажа».

«Час души» для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал; итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, «атлантские» стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар: «Светлое и темное» для органа, «Vivente — non vivente». («Живое — неживое») для электронного синтезатора, «In croce» («Крест накрест») для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами). В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную «восточную» тему, и усиливает внимание к вокальной музыке.

Утонченным восточным колоритом наделяется ею «Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы. В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра.

Концерт для скрипки с оркестром, названный автором «Offertorium», музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из «Музыкального приношения» И. С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте «рукотворной» игры pizzicato и «нерукотворной» игры смычком, чему также придано символическое значение.

Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает «Perception» («Восприятие») для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов: чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 «Взгляд», № 2 «Мы», № 9 «Я», № 10 «Я и Ты»), приходит к своей кульминации в № 12 «Смерть Монти». Эта наиболее драматическая часть — баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 «Голоса» служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала — «Stimmen… Verstummen…» («Голоса… Умолкло…») послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи «Perception».

Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты «Ночь в Мемфисе»: «Свершай дела свои на земле по велению своего сердца».

В. Холопова

реклама

вам может быть интересно

Тито Гобби Певцы Иван Семёнович Козловский Певцы

Публикации

«Конкордия» — фестиваль премьер 29.11.2018 в 23:41 В Казани завершился фестиваль «Конкордия» 09.12.2015 в 19:08 Интервью с Сергеем Скрипкой 03.09.2014 в 21:39 Люцернский фестиваль — 2012 и его этуали 07.10.2012 в 12:46 Завершился Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль 02.10.2008 в 19:35 София Губайдулина: «Вдохновение приходит, как только исчезает озабоченность» 08.02.2007 в 17:19 Музыка Софии Губайдулиной в Америке 24.07.2003 в 13:34 Фестиваль Софии Губайдулиной 06.03.2003 в 14:59

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий