Князь Олег («Вещий»), князь Новгородский, великий князь Киевский. Правил с 879 по 912 год

image
Ожиганов И., Вещий Олег (Прощание с конём)

Князь Олег Вещий — один из полулегендарных основателей древнерусского государства, чья биография во многом до сих пор является предметом споров среди историков, слишком много мифов за тысячелетие собралось вокруг этой фигуры и слишком мало достоверной информации сохранилось.

За время своего правления Олег смог расширить влияние дома Рюриковичей — объединил северный и южный центры расселения восточных славян, покорил несколько из проживающих поблизости от Киева племён, а также совершил успешный поход на столицу Византийской империи.

Происхождение

О родителях князя Олега ничего не известно. В летописях упоминается, что он был родственником или членом дружины князя Рюрика, призванного вместе с братьями Синеусом и Трувором в 862 году.

Согласно приводимой В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи [1]В. Н. Татщиев, «История Российская» кн 1, гл 4, Олег был шурином (т.е. братом жены) Рюрика и варягом.

Учитывая, что в летописях несколько раз упоминается, что во время княжения в Киеве Олега всегда окружали варяги, а с 882 года он установил Новгороду ежегодную дань в пользу варягов — он скорее всего и сам принадлежал к этому социальному классу.

Биография

Вещий Олег – исторический персонаж, о биографии которого известно немного. Исследователи черпают информацию о нем из летописей, записанных монахами, а также из «Повести временных лет» авторства летописца Нестора. Князь Новгородский захватил Смоленск, Любеч и Киев, сделав последний столицей Древнерусского государства. Он расширял границы родных земель, взаимодействуя с народностями и племенами, проживавшими на этих территориях. Правление князя Олега Новгородского положило начало существованию древнерусской державы.

Детство и юность

О детских годах и юности князя Олега сложно рассуждать, так как летописи имеют несколько трактовок его появления в ближнем кругу Рюрика. По одной из них, он приходился родственником князю и братом его супруге Ефанде. Об этом рассказывает «Повесть временных лет», а Иоакимовская летопись подтверждает факт.

image
Олег Вещий

По другой, князь был простым воеводой, пользовавшимся доверием правителя. Эту трактовку предлагает Новгородская первая летопись. Историки также рассказывают о скандинавской саге об Олде Орваре, освещающей факты правления Олега и доказывающей, что скандинавы знали Вещего Олега.

Правление

По преданию, прозвище было дано Олегу из-за волхвования. Будучи главой дружины и государства, он оказался одновременно монархом, жрецом и волхвом. С этим нюансом связаны легенды, окутывающие образ правителя.

Олег Вещий встречает волхвов

Сын князя Рюрика, Игорь, был ребенком, когда родитель оказался на смертном одре. Правитель решился на передачу власти Олегу. Предприимчивость, мудрость и воинский дух нового князя отмечали летописцы. Правление Вещего Олега началось с авантюры: идеи о получении полной власти над течением Днепра и захвате водного пути в Грецию. Требовалось покорить племена, проживавшие на этих территориях.

Археологи подтверждают, что к моменту прихода Олега к власти Новгорода как такового еще не существовало. Его место занимали три поселения, обобщенных Детинцем, городской крепостью, построенной в 9 веке. Рюрик и Олег были правителями не столько Новгорода, сколько Старгорода, как его называли. Рядом располагался крупный торговый центр, город Ладога, чья значимость постепенно уменьшалась в 859-862 годах из-за многочисленных войн и внедряемых пошлин. Города, о которых идет речь, остались неизвестными, но появившийся здесь Новгород оказался легендарным.

Князь Олег Вещий

Мужчина оказался человеком, сумевшим объединить Древнюю Русь. Князь первым нанес удар по Хазарскому каганату, притеснявшему родину, и начал сотрудничество с греками. После гибели Рюрика он стал правителем и на Севере. Новому властителю подчинились кривичи, ильмены и финно-угорские племена, в числе которых были чуди и веси. Смоленск и Любеч оказались под властью Вещего Олега.

Южный поход, предпринятый князем вдоль знаменитого торгового пути «Из варяг в греки», позволил к 882 году покорить Киев. Правители Аскольд и Дир хитростью были изгнаны, и вместе с Новгородом Киев стал подчиняться новому князю. Поэтому указанная дата историками освещается как момент создания Древнерусского государства, которым Олег правил с 882 по 912 годы.

Поход Олега Вещего в Царьград

Политика, проводимая князем, спровоцировала важные для державы события. Территориальное ядро, заложенное Олегом, признали племена, в числе которых: вятичи, поляне и северяне, радимичи, уличи и другие. Назначив собственных наместников, князь совершал ежегодные объезды, полюдье, ставшие прообразом налоговой службы и судебной системы.

Воюя с хазарами, Олег освободил восточнославянские земли от дани, которую на протяжении 2 веков передавали угнетателям. В 898 году к границам государства приблизились венгры, но князю удалось наладить мирные отношения с воинственно настроенными людьми и договориться о доверительном сосуществовании.

Олег Вещий прибивает щит к вратам Царьграда

В 907 году состоялся поход на Константинополь, который в некоторых источниках называют Царьградом. Результатом стал торговый договор, заключенный в 911 году. По нему русские купцы могли не платить пошлину за торговлю в Константинополе и в течение полугода бесплатно жили в монастыре Св. Мамонта, получая довольствие и ремонт судов за счет Византии. Между странами также существовал обоюдный мирный договор.

Любопытно, что упоминаний об описанном походе не встречается в источниках византийских авторов. Некоторые исследователи ставят под сомнение и заключенный договор, так как он стал результатом нескольких соглашений. Олег отправил послов для подтверждения мира, а те вернулись восвояси с дарами. Существует версия, что именно Византийский поход принес ему прозвище Вещий за предусмотрительность и расчетливость, а не за волхвование, как утверждает «Повесть временных лет».

Князь Олег Вещий и его конь

По данным некоторых документов, Олег выступал в Каспийских походах против персов. Исторические события того времени описаны смутно и отрывочно, поэтому восстановить их сложно. Но мнения ученых объединяют гипотезы и происшествия, связанные с именем князя Олега. Так, историк 13 века Ибн Исфандийар описывает набег русичей на персидский Абаскун. После поражения в этой схватке русская дружина одолела город в 909-910 годах, хотя гнев персов и месть вновь настигли захватчиков.

Арабский ученый Аль-Масуди свидетельствовал о том, что в 912 году правитель русов, не названный по имени, на 500 ладьях прошел из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. В своих описаниях Аль-Масуди упоминал персонажа, которого по сходству имен можно было бы сравнить с Олегом.

Личная жизнь

Будучи регентом при сыне Рюрика, Олег не передавал полномочия в руки Игоря вплоть до того момента, пока ему не исполнилось 35 лет. Делать подопечного наследником Олег не планировал. Хоть Игорь правил Киевом во времена похода наставника и его отсутствие, власть возвращалась к Олегу, который, возможно, хотел передать ее потомкам.

Олег Вещий

Личная жизнь сильного правителя, как и его происхождение, окутана тайной. Говорить о том, кем были его жена и дети, сложно, но по законам того времени дружинники не отнеслись бы с доверием и безропотностью к полководцу, не сильному в амурных делах. Воины не подчинились бы человеку, не подтвердившему авторитет по меркам той эпохи. А понятие мужественности тогда часто заключалось в полигамии.

Проведя большую часть жизни в завоевательных походах, Олег мог не заключить официального брака, но жены у него были. По версии некоторых летописей, он не оставил после себя детей. Зато моравские источники выделяют персонажа по прозвищу Варяг, бежавшего из Руси и имевшего отчество Олегович.

Волхв предсказывает Олегу Вещему смерть

В документах есть ссылка на то, что он был братом Ольги, супруги Игоря. Некоторые исследователи также предполагают, что Ольга могла быть дочерью Олега, так как версия ее появления на свет не прозрачна. Летопись 15 века и прикрепленный Пискаревский список напрямую подтверждает справедливость этого домысла. Запланированный брак Ольги и Игоря мог свидетельствовать о том, что Олег рассчитывал таким образом сплотить Русь.

Смерть

Предание, описанное в «Повести временных лет», имеет непосредственное отношение к биографии Олега и несет тягостную печать, с которой жил правитель. Волхв предсказал князю смерть от любимого коня. Изречение не имело веса для Олега до тех пор, пока конь не умер. Посмеиваясь над предвестием, князь решил посмотреть на останки животного. Вылезшая из черепа коня змея ужалила Вещего Олега. Ее укус стал причиной смерти правителя.

Смерть Олега Вещего

Легенда, которой воспользовался Александр Пушкин в «Песне о Вещем Олеге», является литературным приемом, свойственным произведениям средних веков. Так персоналия обретала больший вес в глазах читателей. Исландская сага, описывающая гибель викинга Орварда Одде, дублирует историю, но ее первоисточник остается неизвестным. Некоторые исследователи предполагают, что воспеваемый герой – Вещий Олег.

Олег принял смерть в 912 году, но ученые продолжают споры о его происхождении, биографии и гибели, приводя примеры все новых доказательств. Так, Новгородская летопись заявляет об иной версии кончины Олега. Повествование о нем заканчивается упоминанием о гибели «за морем». Возможно, речь идет о зарубежном походе Олега, который описывает в своих записях Аль-Масуди. Автор свидетельствовал о появлении русов в Керченском проливе.

Предполагаемый могильный холм Олега Вещего недалеко от Старой Ладоги

Есть вероятность, что разорение Азербайджана и дележ добычи с хазарами стали причиной конфликта. Единоверцы сплотились против русов и вступили в бой, разбив врагов и убив их полководца. Каспийский поход мог стать для Вещего Олега последним.

Память о великом князе хранится благодаря литературным произведениям, фильмам и портретам, созданным вдохновленными деятелями культуры и искусства.

Когда Олег занял Киев, то провозгласил его столицей Руси, объединявшей северные и южные территории. С этого, собственно, и было принято начинать историю государства, получившего историческое название Русская Земля. Хотя, всё-таки это был следующий этап после создания Русского княжества в Ладоге, а затем в Новгороде. То есть, Киев – это третья столица Руси.

Олега называли «Вещим», то есть, ясновидящим, знающим будущее. По словам русского историка С. М. Соловьева, в истории Олег остался собирателем племён, строителем городов и начинателем порядка.

Строитель государства

Главным делом Олег считал расширение границ государства на восток и запад от Днепра. Он активно строит города, чтобы удержать завоёванные земли и защитить их от набегов кочевников, а также начинает регулярный сбор дани с подвластных племен.

Осев в Киеве, Олег «нача города ставити».

Но самое значимое его деяние – это установление тесных контактов с Византией (Восточной Римской империей). В 907 году, оставив править в Киеве сына Рюрика – Игоря, Олег совершил свой знаменитый византийский поход, о котором подробно рассказано в историческом парке “Россия-Моя история”.

В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам. Договор с Византией – первый международный документ молодого государства.

В 912 году князь Олег погиб, якобы, от укуса змеи.

Место его захоронения точно не известно.

Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке “Россия-Моя история”. 

Поделиться с друзьями!

–>

Вещий Олег — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу Древнерусского государства, убив киевских князей Аскольда и Дира, после чего покорил и присоединил много славянских племён в Восточной Европе. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи “Повесть временных лет” приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

История

Приход к власти

Кем он был родом никто точно не знает. Есть несколько версий, по одной из них он был зятем князя Рюрика, по другой — его шурином. После смерти Рюрика в 879 году, Олег стал опекуном его сына Игоря, благодаря чему занял пост новгородского князя.

Объединение славянских земель

Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир.

Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: “Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь, а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь” — и тут же убил Аскольда и Дира. Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: “Да будет это мать городов русских”. Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883 г.), северян (884 г.), радимичей (885 г.). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть Временных Лет оставила текст обращения Олега к северянам: “Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.” К радимичам: “Кому дань даете?”. Те ответили “Козарам”. И говорит Олег: “Не давайте Козаромъ, но мне давайте”. “И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличями и тиверцами имъяше рать.”

Поход на Византию

Прощание Вещего Олега с конем, В. Васнецов.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: “И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу”. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт “слова византийского царя” к князю Игорю: “Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани”.

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило “многолетний” мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре великим князем русским. В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

После этого похода Олег был прозван Вещим за умение предвидеть ситуации в бою.

Новгородская версия биографии

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гварди, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге “другии сказывают, будто ушёл он за море…”

Олег и Игорь.

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого “Кембриджского документа”), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе “правителем Русии”, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи. Возможно, что в восточных сочинениях, описывающих походы в Закавказье, упоминается другая группа русов, не связанная с Киевом.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: “Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом. За этим царём следует из стран славян царь Турок”. Под “турками” традиционно понимают венгров. На этом основании территорию, которой владел Олег размещают и в Прикарпатье. В частности, с Олегом связывают Плиснеское городище.

Смерть

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. ПВЛ сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление “звезды великой на западе копейным образом”. По киевской версии (ПВЛ), его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл “за море”.

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: “Его ли мне бояться?” Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Историография

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI – XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, возможно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) “святой”, “обладающий даром исцеления”. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI – IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем “Helge” затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего — “святой” — противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя.

Галерея

Олег прибивает свой щит на врата Царграда. Олег над скелетом свего коня. Поход Олега на Византию. Олег Вещий ведёт войска к стенам Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи (начало XIII века). Поход на Царьград Вещего Олега. Рисунки XV века в Радзивилловской летописи. Военно-историческая миниатюра. Дружинники князя Олега. Ладьи Олега. Волхв делает пророчество о смерти Олега от его коня.

Источник

Древнерусское государство
Воины: Войско Древней Руси (IX – X века)Войско Древней Руси (X – XIII века)Войско Древней Руси (XIII – XV века)
Личности: Аскольд и Дир • Олег Вещий • Игорь Рюрикович • Княгиня Ольга • Святослав Игоревич • Ярополк Святославич • Владимир Святославич • Святополк Окаянный • Ярослав Мудрый • Изяслав ЯрославичВсеслав БрячиславичСвятослав ЯрославичВсеволод ЯрославичСвятополк ИзяславичВладимир МономахМстислав Великий
Оружие: ТопорБулаваКистень • Меч • Сабля • Скрамасакс • НожКопье • Сулица • Лук и стрелыЩит
Доспехи: Кольчуга • Железный шлем

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик. Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

image

Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.)

Всё о князе Олеге.

Князь Олег. Гравюра неизвестного художника.

Внутренняя политика. Даты.

Создание и укрепление государства Киевская Русь.

  • 882г. – поход на Киев, убийство правящих там князей Дира и Аскольда, объединение Киева и Новгорода, создание единого государства – Киевская Русь. «Да будет Киев матерью городов русских».
  • Объединение восточных племён. Подчинил племена  славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
  • Из-за контроля над северянами и радимичами вступил в конфликт с Хазарией и одержал победу, сохранив эти племена под влиянием Руси.
  • Принятие титула великого князя, признание его верховной власти остальными племенными князьями.
  • Киев стал центром Руси, через него проходили важнейшие торговые пути.
  • Собирал дань – полюдье, установил по всей территории общие налоги.
  • В города посадил своих посадников.
  • Вокруг Киева построил новые укрепления.
  • Обеспечивал безопасность южных границ, строил там города. «Нача города строити».

Внешняя политика.

Защита Киевской Руси от набегов соседей.

Урегулирование отношений с варягами, выплата им 300 гривен, после чего те перестали вмешиваться во внутренние дела Руси.

 Урегулирование отношений с венграми, создание русско-венгерского союза, направленного, в первую очередь, против Византии.

 Вел успешную борьбу с хазарами. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей. («Не дайте хазарам, а мне дайте.») Прекратил зависимость славян от хазар.

907 г., 911г. – возглавил два похода на   Византию, одержал победу (прикрепил «щит на вратах Царьграда»), Византия вынуждена платить дань Руси и предоставить льготы для русских купцов (беспошлинная торговля, могли жить месяц за счёт греков, получали месячину – месячное содержание в течение 6 месяцев и др.).

 

Значение правления Олеге.

  • Основатель государства по антинорманнской теории
  • Придал княжеской власти авторитет и престиж.
  • Объединил земли славян вдоль пути «из варяг в греки».
  • Сделал Киев столицей.
  • Подчинил ряд племён (древлян, славян, радимичей и др.)
  • Упрочил внешнеполитическое положение государства.
  • Совершал успешные походы на Византию
  • Подписал ПЕРВЫЙ международный договор.
  • Создал благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.
  • Упрочил внешнеполитическое положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

 

 ТЕРМИНЫ.

Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество– сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в. Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована  в  Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь – первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе , участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым – единица налогообложения с двора.

Закупы – крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества – глава княжества. Старший назывался великим, остальные – удельными.

Летописи – исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк – ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий – с крестьян.

Вервь- мир – община.

Переложное земледелие– способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие– выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» – водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского (Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов,  Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря , затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя ( вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи – смерды (крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор( ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды – свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел – доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм – ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству .Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки (барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары – кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы – феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория – государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже – широкий круг феодально-зависимых людей.

 

 

ЛИЧНОСТИ.

Кий, Щек, Хорив, Лыбедь – легендарные три брата и сестра, которые, по преданию, основали город Киев и назвали его в честь старшего брата.

Аскольд и Дир– легендарные князья, которые в конце IX века правили в Киеве. Были дружинниками Рюрика, отправленными им в поход на Царьград. Но они обосновались в Киеве. Подчинив полян, стали там править. В 860- они совершили первый поход на Византию (по другим источникам- в 866 г.) Были убиты Олегом в 882 г.

Лев VI Философ  – император Византии (886-912). Это был человек незаурядный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал проповеди, оракулы, под его именем известна «Тактика» — сочинение о воинском искусстве, и не случайно потомки дали Льву прозвище Философа или Мудрого. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, были изданы специальные постановления (например, «Книга эпарха» — 911 г.), регламентирующие сложные отношения между производителем и государством, создан новый свод законов — «Василики». 

Именно при Льве VI Византия заключила в 907 и 911 г. союз с Киевской Русью, договоры  о мире и торговле. Дипломатия империи тогда вообще переживала пору расцвета, ибо таким путем многие вопросы решались без вооруженных конфликтов — войны в тот период держава ромеев вела хотя и не без отдельных успехов, в целом неудачно.

 Это интересно.

Из биографии князя Олега.

  • Олег – Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Одна из точек зрения: Вещий Олег родился в 850 году на территории Западной Норвегии. Мальчик вырос в богатой семье бондов, и назван Оддом, затем получил прозвище Орвар: «Стрела». Его сестра Ефанда впоследствии вышла замуж за правителя варягов Рюрика. Благодаря этому Олег стал его главным полководцем. Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 годами.
  • Его называли Вещим, т.е. знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав «матерью городов русских».
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Его войско плыло на 2000 ладей по 40 воинов в каждой, а по берегу шла еще и конница. Византийский император приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
  • Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать. Кроме торговли, греки нанимали русских воинов к себе на службу. Вместе с купцами из Константинополя всякий раз приезжали на Русь христианские священники и проповедники. Все больше славян обращались в православную веру, но сам князь так и не принял христианство.
  • Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется «Песнь о вещем Олеге».

КАРТЫ.

image

Образование Руси.

image

Поход Олега на Византию. 907 г.

Князь Олег в искусстве – ЗДЕСЬ.

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий