Классик татарской музыки: 110 лет со дня рождения Назиба Жиганова – Музыкальное обозрение

image

Назиб Гаязович Жиганов (1911—1988) ― татарский советский композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР . Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени  и Государственной премии СССР .

Автор 16 симфоний, 8 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной, вокальной, инструментальной и программной музыки.

Родился 2 января 1911 года в татарской семье. Уральск (административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Отец- Гаязетдин Садыржиган происходил из села Сабачай (Собачий Остров) Симбирской губернии, в настоящее время это село Сафажай (Красная Горка)Нижегородской области. Мать – Газиза Губайдулла кызы (Назырова) происходила из Чистопольского уезда Казанской губернии. (А.Г. Егоров, внук композитора).

Музыке начал обучаться ещё в Уральске, в детском доме. Его первой учительницей была выпускница Санкт-Петербургской консерватории Светчина (фамилия дается по его воспоминаниям).

В Казани брал уроки у Н. А. Шевалиной. В 1929 году поступал в Восточный музыкальный техникум (с 1904 и с 1936 — Казанское музыкальное училище), но неудачно.

Занимался с преподавателями техникума — по классу фортепиано учился у М. А. Пятницкой, по классу виолончели — у Р. Л. Полякова. В 1931 году, по совету композитора А. С. Ключарёва поехал в Москву, где поступил в Областной музыкальный техникум (ныне Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского), который окончил в 1935 году, затем — на третий курс консерватории, где учился в классе композиции Г. И. Литинского.

В 1937 году при открытии Государственной филармонии Татарской АССР была исполнена его Первая симфония, первое татарское сочинение в этом жанре. Окончив консерваторию в 1938 году, вернулся в Казань.

В 1943 году был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета (ныне — имени М. Джалиля), на открытии которого в 1939 году исполнялось дипломное сочинение композитора — опера «Качкын».

В 1944 году обратился с предложением в Совет Министров Татарской АССР создать в Казани консерваторию. Распоряжением Совнаркома СССР от 13 апреля 1945 года была создана Казанская государственная консерватория республиканского (РСФСР) подчинения.

В июне 1945 года был назначен её директором (преподавал оркестровку, с 1953 года ― профессор). Бессменно руководил консерваторией как ректор более 40 лет до конца жизни.

С 1939 по 1977 год возглавлял Союз композиторов Татарской АССР. Делегат первого съезда Союза композиторов СССР (1948), на котором избран членом его правления.

В 1957 году на втором съезде избран секретарем правления. Бессменно занимал этот пост с 1962 по 1988 год.

В 1960 году избран членом правления Союза композиторов РСФСР.

С 1952 года входил в состав Республиканского Комитета борьбы за мир,

с 1958 — член Комитета по Государственным премиям Татарской АССР имени Г. Тукая.

С 1961 по 1988 год — член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР.

Депутат Верховного Совета Татарской АССР 8-9 созывов, Верховного Совета РСФСР 2-54 созывов, Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966—1970). Член ВКП(б) с 1944 года.

Назиб Гаязович Жиганов — один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Практически все ныне функционирующие учреждения и организации музыкальной культуры Татарстана (Казанская консерватория (ныне академия),

Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Государственный симфонический оркестр Татарстана, Союз композиторов республики, средняя специальная музыкальная школа (ныне лицей при консерватории) создавались при его непосредственном участии.

Автор 8 опер, 3 балетов, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.

Aвтор статей по актуальным вопросам советского музыкального творчества.

Основные произведения: Оперы «Качкын» («Беглец»; 1939) «Ирек» («Свобода»; 1940) «Алтынчеч» («Златовласка»; 1941) «Поэт» (1947) «Ильдар» (1942, 2-я ред. ― «Дорога победы», 1954) «Тюляк» (1945, 2-я ред.- «Тюляк и Су-Слу», 1967) «Намус» («Честь», 1950) «Джалиль» (1957) Балеты «Фатых» (1943) «Зюгра» (1946) «Две легенды» («Зюгра и Нжери»; 1970) Для оркестра Симфония № 1 (1973) Симфония № 2 «Сабантуй» (1968) Симфония № 3 «Лирическая» (1971) Симфония № 4 (1973) Симфония № 5 (1974) Симфония № 6 (1975) Симфония № 7 (1976) Симфония № 8 (1977) Симфония № 9 (1978) Симфония № 10 (1979) Симфония № 11 (1980) Симфония № 12 (1981) Симфония № 13 (1982) Симфония № 14 (1983) Симфония № 15 (1984) Симфония № 16 (1985) Симфоническая поэма «Кырлай» (1946) Сюита на татарские темы (1949) Симфонические новеллы (1964) Симфонические песни (1965) Увертюра-поэма «Нафиса» (1952) Вокально-симфонические Кантата «Республика моя» (1960) Кантата «Здравствуй, Москва!» (1980) Для фортепиано Сонатина (1935) Сюита в 5 частях (1963) Цикл «Зарисовки» (1975) «Пять пьес для фортепиано» «Альбом фортепианных пьес для детей» «Матюшинские эскизы» «12 зарисовок» и др. Другое Песни (в том числе «Вновь запахло сиренью» (слова А. Ерикеева, 1956), «Всегда так» (слова С. Хакима), «Родной земле» (слова 3. Нури), «Народу русскому привет» (слова А. Ерикееза), «С Лениным сердце говорит» (слова С. Хаиша), «В этом партийность моя» (слова А. Акдрицою), «Ожидание» (слова Б. Старчикова, 1964), «Живут на свете сказки» (слова М. Тазетдинова, 1966), цикл «Я пою, чтоб мир был светел»), романсы, обработки народных песен — всего около 100, музыка к кинофильму «Советская Татария»

Награды и достижения:

(1911–1988)

imageОсновоположник Союза композиторов Татарии (ныне Союз композиторов Республики Татарстан), первый ректор Казанской консерватории, первый татарский композитор, чьи произведения поставил Большой театр – это лишь малая часть того, что можно сказать о Назибе Гаязовиче Жиганове.

Жизнь композитора никогда не была легкой – уже в детстве он столкнулся с суровыми испытаниями. Уроженец казахского города Уральска, сын рабочего, он рано стал сиротой и оказался в детдоме. Об этом периоде своей жизни Назиб Гаязович впоследствии поведал в нескольких автобиографических рассказах – ведь он был наделен не только музыкальным, но и литературным талантом. Эти миниатюры позволяют составить представление о том, в каких условиях жили детдомовцы – голод, материальная неустроенность, но даже при таких обстоятельствах находилось место для прекрасного. Детдом посещала пожилая женщина по фамилии Светчина (ее имени и отчества композитор не запомнил), которая играла для детей на рояле музыку, о которой Назиб прежде не имел представления – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и других композиторов-классиков, а желающих обучала фортепианной игре. Именно она стала первой учительницей Жиганова.

В 1928 г. семнадцатилетний Назиб Жиганов отправился в Казань, где жила его сестра Фаиза. Казань поразила его – он ходил по городу, с интересом рассматривая большие здания, увлекла его и культурная жизнь города. Юноша посещал концерты, но особым событием стал для него визит в театр. В Казань прибыла на гастроли труппа Большого театра, и Жиганов первый раз в жизни посмотрел оперу – это была вердиевская «Аида». Спектакль произвел на Жиганова столь ошеломляющее впечатление, что он не смог досмотреть его до конца, но именно в этот вечер у него возникло желание создать собственную оперу. Он попытался поступить в музыкальный техникум, но, не имея должной подготовки, провалился на вступительном экзамене. Тем не менее, его одаренность была замечена членом приемной комиссии Ниной Александровной Шевалиной, и она начала частным образом обучать Жиганова. Благодаря ее урокам он смог поступить в следующем году.

В музыкальном техникуме Жиганов обучался игре на фортепиано, виолончели, фаготе, но композиторского факультета там не было, и в 1930 г. он отправился в Москву, где поступил в столичный музыкальный техникум. В этом учебном заведении, а позднее – в консерватории, куда он был принят после окончания техникума сразу на третий курс, его наставником был Генрих Ильич Литинский, о котором Жиганов вспоминал с большой теплотой – как об очень эрудированном и высококультурном человеке, который старался не навязать ученикам свое мнение, а развить их творческую индивидуальность. Литинский считал Жиганова одним из самых талантливых студентов.

За год до окончания консерватории произошло знаменательное событие – не только в жизни Жиганова, но и в истории татарской музыки: в Казани открылась Государственная филармония Татарской АССР, и на ее открытии исполнялась Симфония № 1 Жиганова. Это была не только первая симфония Назиба Гаязовича, но и первая симфония, созданная татарским композитором.

Композитор окончил консерваторский курс в 1938 г., его дипломной работой стала опера «Качкын», повествующая о восстании Емельяна Пугачева. Он возвратился в Казань, где в 1939 г. открылся оперный театр, и первым спектаклем, поставленным в нем, стала опера «Качкын».

Жизнь в Казани была нелегкой – настолько, что композитор не сразу решился привезти туда жену и дочь, оставив их в Москве. По воспоминаниям Назиба Гаязовича, жить в Казани тогда означало «питаться воздухом и прикусывать волжской водой», но материальная неустроенность не помешала ни творчеству, ни общественной деятельности. По поручению Комитета по делам искусств РСФСР Жиганов организовал Союз композиторов Татарии. Композитор много работал: в 1940 г. завершил оперу «Ирек», в 1941 г. – оперу «Алтынчеч» по поэме Мусы Джалиля, в 1942 г. – оперу «Ильдар». В 1943 г. Жиганов возглавил оперный театр, а в 1945 г. по его инициативе в Казани была создана консерватория, и в том же году была завершена опера «Тюляк».

Истинный пример гражданского мужества явил Назиб Гаязович после войны: в то время, когда татарский поэт Муса Джалиль официально считался предателем, композитор написал о нем оперу «Поэт». На произведение обрушилась волна несправедливой критики, оно вскоре после премьеры было изъято из репертуара. В 1956 г., когда миру были явлена «Моабитская тетрадь», и Джалиль был реабилитирован, Жиганов создал новую оперу – «Джалиль», впервые поставленную в 1957 г.

В последующие годы композитор не только создавал симфонии и другие оркестровые сочинения, романсы, камерно-инструментальные произведения, но и занимал различные ответственные должности, благодаря чему побывал во многих странах. Особое впечатление произвел на него Китай, и по мотивам китайской легенды о Желтом аисте он создал Симфонические новеллы. Композитор вернулся к этому сюжету годы спустя и приступил к работе над балетом «Желтый аист». Назиб Жиганов ушел из жизни в 1988 г., не завершив это произведение – его закончил ученик композитора Леонид Зиновьевич Лобовский.

Копирование запрещено.

Толкование

Жиганов, Назиб Гаязович
Назиб Жиганов Нәҗип Җиһанов
Основная информация
Полное имя

Назиб Гаязович Жиганов

Дата рождения

2 (15) января 1911(1911-01-15)

Место рождения

Уральск, Российская империя

Дата смерти

2 июня 1988(1988-06-02) (77 лет)

Место смерти

Уфа, БАССР, РСФСР, СССР

Страна

 СССР

Профессии

композитор, педагог

Награды

Нази́б Гая́зович Жига́нов (тат. Нәҗип Гаяз улы Җиһанов, Nəcip Ğayaz uğlı Cihanov) (1911—1988) ― татарский советский композитор, педагог. Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1948, 1950) и Государственной премии СССР (1970). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Родился 2 (15) января 1911 года в городе Уральске, (ныне — административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан).

Рано осиротел, воспитывался в детском доме. В 1928 году приехал в Казань, где жила его сестра Фаиза, с намерением поступить в музыкальный техникум. Музыке начал обучаться еще в Уральске, в детском доме. Его первой учительницей была выпускница Санкт-Петербургской консерватории Светчина (фамилия дается по его воспоминаниям). В Казани брал уроки у Н. А. Шевалиной. В 1929 году поступил в Восточный музыкальный техникум (с 1904 года — Казанское музыкальное училище). По классу фортепиано учился у М. А. Пятницкой, по классу виолончели — у Р. Л. Полякова. В 1931 году, завершив два курса обучения в техникуме, по совету композитора А. С. Ключарёва поехал в Москву, где поступил в музыкальный техникум при МГК имени П. И. Чайковского (окончил в 1935 году), затем — на третий курс консерватории, где учился в классе композиции Г. И. Литинского. В 1937 году при открытии Государственной филармонии ТАССР была исполнена его Первая симфония, первое татарское сочинение в этом жанре. Окончив консерваторию в 1938 году, Жиганов вернулся в Казань. В 1943 году был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, на открытии которого в 1939 году исполнялось дипломное сочинение композитора — опера «Качкын».

В 1944 году Жиганов обратился с предложением в Совет Министров Татарской АССР создать в Казани консерваторию. Распоряжением Совнаркома СССР от 13 апреля 1945 года была создана Казанская государственная консерватория республиканского (РСФСР) подчинения. В июне 1945 года Жиганов был назначен ее директором (преподавал оркестровку, с 1953 года ― профессор). Он бессменно руководил консерваторией как ректор более 40 лет, до скоропостижной кончины 2 июня 1988 года в Уфе, после концертного исполнения новой редакции оперы «Джалиль».

С 1939 по 1977 год Жиганов возглавлял СК Татарской АССР. Делегат первого съезда СК СССР (1948), на котором избран членом его правления. В 1957 году на втором съезде избран секретарем правления. Бессменно занимал этот пост с 1962 по 1988 год. В 1960 году избран членом правления СК РСФСР. С 1961 по 1988 год — член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР 2-6 созывов, ВС СССР 7-го созыва (1966—1970).

Жиганов — один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Практически все ныне функционирующие учреждения и организации музыкальной культуры Татарстана (Казанская консерватория (ныне академия), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля, Государственный симфонический оркестр, Союз композиторов республики, средняя специальная музыкальная школа (ныне лицей при консерватории) создавались при его непосредственном участии. Автор 8 опер, 3 балетов, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.

Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Память

В 2001 году Казанской государственной консерватории присвоено имя Жиганова (приказ министра культуры Российской Федерации от 12 января, указ Президента РТ от 2 марта). В 2001 году в доме, где последние 18 лет жил композитор, стараниями его вдовы — Нины Жигановой при содействии Президента Татарстана Минтимера Шаймиева открыт мемориальный музей-квартира Назиба Жиганова. В июне 2006 года на доме установлена мемориальная доска. В гимназии № 93 Советского р-на г. Казани есть музей Н. Г. Жиганова.

Основные произведения

Смотреть что такое “Жиганов, Назиб Гаязович” в других словарях:

  • Жиганов Назиб Гаязович — [р. 2(15).1.1911, Уральск], советский композитор, народный артист СССР (1957). Член КПСС с 1944. В 1938 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского. С 1945 ректор и преподаватель, с 1953 профессор Казанской… …   Большая советская энциклопедия

  • ЖИГАНОВ Назиб Гаязович — (1911 88) татарский композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы Золотоволосая (1941), Джалиль (1957), балеты, 16 симфоний, в т. ч. Сабантуй (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Жиганов Назиб Гаязович — (1911 1988), композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы «Золотоволосая» (1941), «Джалиль» (1957), балеты, 16 симфоний (1937 85), в том числе «Сабантуй» (1968) и др. Профессор Казанской консерватории… …   Энциклопедический словарь

  • Жиганов, Назиб Гаязович — род. 2 (15) янв. 1911 в Уральске. Композитор. Нар. арт. СССР (1957). В 1931 окончил Казанский муз. техникум по кл. ф п., в 1935 Моск. обл. муз. техникум им А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов по кл. композиции Г. И. Литинского, в 1938 по его кл. Моск.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Жиганов Назиб Гаязович — Назиб Гаязович Жиганов (тат. Nəcip Ğayaz uğlı Cihanov, Нәҗип Гаяз улы Җиһанов; (2 (15) января 1911, Уральск ― 2 июня 1988, Казань) ― татарский советский композитор, Народный артист СССР (1957). Рано осиротел, воспитывался в детском доме.… …   Википедия

  • ЖИГАНОВ Назиб Гаязович — ( 15 I 1911, Уральск 2 VI 1988, Казань) Песни, в душе я взрастил ваши всходы… Эту строку из Моабитской тетради Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам… …   Музыкальный словарь

  • Назиб Гаязович Жиганов — (тат. Nəcip Ğayaz uğlı Cihanov, Нәҗип Гаяз улы Җиһанов; (2 (15) января 1911, Уральск ― 2 июня 1988, Казань) ― татарский советский композитор, Народный артист СССР (1957). Рано осиротел, воспитывался в детском доме. Самостоятельно по слуху… …   Википедия

  • Жиганов, Назиб — Назиб Гаязович Жиганов (тат. Nəcip Ğayaz uğlı Cihanov, Нәҗип Гаяз улы Җиһанов; (2 (15) января 1911, Уральск ― 2 июня 1988, Казань) ― татарский советский композитор, Народный артист СССР (1957). Рано осиротел, воспитывался в детском доме.… …   Википедия

  • ЖИГАНОВ — Назиб Гаязович (1911 1988), композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы Золотоволосая (1941), Джалиль (1957), балеты, 16 симфоний (1937 1985), в т.ч. Сабантуй (1968), и др. Профессор Казанской… …   Русская история

  • Жиганов — Жиганов  русская и татарская фамилии. Русский вариант, по видимому, образован от слова «жиган» (арго «опытный вор»), а татарский  от личного имени Җиһан. Русский Жиганов  это все равно, что немецкий Кальяр (чаще Бергман),… …   Википедия

Жига́нов Назиб Гаязович (2 (15) января 1911 года, Уральск — 2 июня 1988, Уфа (Казань) — татарский советский композитор, музакальный педагог. Народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Автор восьми опер, трех балетов, 16 симфоний, в т. ч. «Сабантуй» (1968), многих симфоний и камерных сочинений. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1948, 1950). Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1970). Редактировать

Биография и творчество

Назиб Жиганов родился 2 (15) января 1911 года в г. Уральске (в настоящее время — административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Рано оставшись без родителей, воспитывался в детском доме, там же и начал заниматься музыкой. С 1928 году переехал жить в Казань. В 1945 году по инициативе Жиганова и при поддержке Совета Министров Татарской АССР в Казани была создана Казанская государственная консерватория республиканского (РСФСР) подчинения. Жиганов был назначен ее директором в июне 1945 года и был ее бессменным руководителм более 40 лет, до своей кончины 2 июня 1988 года. Жиганов является основоположником профессионального татарского музыкального искусства. При его непосредственном и действенном участии были созданы и открыты почти все учреждения и организации музыкальной культуры Татарстана:

  • Казанская государственная консерватория (в настоящее время академия)
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля
  • Государственный симфонический оркестр
  • Союз композиторов республики
  • средняя специальная музыкальная школа (в настоящее время лицей при консерватории)

Скоропостижно умер 2 июня 1988 года. Редактировать

Основные произведения композитора

Оперы Балеты Для оркестра
Все оперы поставлены в Татарском государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля)

Кроме того, композитором написана кантата «Республика моя» (1960) и фортепианные пьесы, в том числе сборники «Пять пьес для фортепиано», «Альбом фортепианных пьес для детей», «Матюшинские эскизы», «12 зарисовок» и др. Назибовым за годы его творчества было написано около 100 песен и романсов, обработано большое количество народных песен.. Редактировать

Награды и звания и премии

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1981)
  • два ордена Ленина (1950, 1981)
  • орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • два ордена «Знак Почёта» (1945, 1961)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)

Звания

  • Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1939)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
  • Народный артист СССР (1957)
  • Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1961)

Премии

  • Сталинская премия второй степени (1948) — за оперу «Алтынчач» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за «Сюиту на татарские темы» для симфонического оркестра
  • Государственная премия СССР (1970) — за симфонию «Сабантуй» (1968)
  • Государственная премия ТАССР имени Габдуллы Тукая — за оперу «Джалиль»(1958)

Статья находится в рубриках

Nazib Zhiganov

Дата рождения 15.01.1911 Дата смерти 02.06.1988 Профессия композитор Страна СССР

Песни, в душе я взрастил ваши всходы…

image

Эту строку из «Моабитской тетради» Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество — 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, сборники фортепианных пьес, песни, романсы.

Жиганов родился в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он провел несколько лет в детских домах. Живой и энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими незаурядными музыкальными способностями. Влечение к серьезной учебе приводит его в Казань, где в 1928 г. он был принят в Казанский музыкальный техникум. Осенью 1931 г. Жиганов становится учащимся Московского областного музыкального техникума (теперь музыкальное училище при Московской консерватории). Творческие успехи позволили Назибу по рекомендации Н. Мясковского в 1935 г. стать студентом сразу третьего курса Московской консерватории по классу своего прежнего учителя — профессора Г. Литинского. Завидной оказалась судьба крупных сочинений, созданных в консерваторские годы: в 1938 г. в первом симфоническом концерте, открывшем Татарскую государственную филармонию, была исполнена его Первая симфония, а 17 июня 1939 г. постановкой оперы «Качкын» («Беглец», либр. А. Файзи) открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины — а этой теме, кроме «Качкын», посвящены оперы «Ирек» («Свобода», 1940), «Ильдар» (1942), «Тюляк» (1945), «Намус» («Честь», 1950), — композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях — в историко-легендарной опере «Алтынчач» («Золотоволосая», 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.

Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Г. Тукая «Шурале»), драматическая увертюра «Нафиса», сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.

Творческое кредо, характерное для композиторского мышления Жиганова, было положено в основу деятельности Казанской консерватории, создание и руководство которой ему было поручено в 1945 г. Более 40 лет он возглавлял работу по воспитанию в ее питомцах высокого профессионализма.

На примере творчества Жиганова всеобъемлюще раскрываются результаты поистине революционного переворота в истории ранее отсталых пентатонических музыкальных культур национальных автономных республик Поволжья, Сибири и Урала. Лучшие страницы его творческого наследия, проникнутые жизнеутверждающим оптимизмом, по-народному яркой интонационной характерностью музыкального языка, заняли достойное место в сокровищнице татарской музыкальной классики.

Я. Гиршман

Сочинения:

оперы (даты постановок, все в Tатарском театpe оперы и балета) — Kачкын (Беглец, 1939), Ирек (Cвобода, 1940), Алтынчач (Золотоволосая, 1941), Поэт (1947), Ильдар (1942, 2-я ред. — Дорога победы, 1954), Tюляк (1945, 2-я ред. — Tюляк и Cусылу, 1967), Hамус (Честь, 1950), Джалиль (1957); балеты — Фатых (соч. 1943), Зюгра (1946), Две легенды (Зюгра и Hжери, 1970); кантата — Pеспублика моя (1960); для оркестра — 4 симфонии (1937; 2-я — Cабантуй, 1968; 3-я — Лирическая, 1971; 4-я, 1973), симфоническая поэма Kырлай (1946), Cюита на татарские народные темы (1949), Симфонические песни (1965), увертюра Hафиса (1952), Симфонические новеллы (1964), камерно-инструментальные, фортепианные, вокальные произведения; романсы, песни и др.

реклама

вам может быть интересно

Ландо Бартолини Певцы Антонио Сальери Композиторы

Произведения

Алтынчач (Жиганов) 21.07.2011 в 14:55 Джалиль (Жиганов) 12.01.2011 в 17:33

Публикации

Первый фестиваль «Мирас» имени Жиганова прошёл в Казани 16.03.2016 в 20:08

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий