Карл Роджерс Биография, теории, работы и вклады

Биография

Карл Рэнсом Роджерс стоял у истоков гуманистической психологии, рассматривал личность человека в контексте социальной среды. Клиент-центрированной терапии, применяемой во врачебной практике, были посвящены монографии и научно-исследовательские труды.

Детство и юность

Карл Рэнсом Роджерс родился в Америке в начале XX века, его биография началась в предместье крупнейшего из промышленных городов. Деревня Ок-Парк, расположенная неподалеку от Чикаго, появилась на карте в середине 1830-х годов.

Предки будущего психолога не имели недостатка в средствах и считались религиозной благовоспитанной семьей. Отец, инженер строительной фирмы, и мать, профессиональная домохозяйка, делали вид, что довольны окружающим миром и собой.

На самом деле в доме, где росли Роджерс, сестра и четверо братьев, царила напряженная атмосфера из-за строгости взрослых. Детям не разрешалось участвовать в увеселительных мероприятиях, поэтому у них не имелось знакомых и близких друзей.

Вынужденное одиночество Карл Рэнсом компенсировал чтением художественной литературы, это увлечение устраивало образованного главу семьи. Знакомясь с творчеством романистов и научно-популярными произведениями, мальчик налаживал контакты с воображаемыми людьми.

В начале 1910-х родители стали владельцами фермы, у младшего поколения после этого появилось много забот. Роджерс в 12-летнем возрасте начал помогать по хозяйству, его привлекали к выполнению сельскохозяйственных работ.

Учеба в государственной школе мало что изменила в жизни ребенка, в компании одноклассниц и одноклассников он всегда считался чужим. Мечты о социуме, в котором можно было бы самореализоваться, в этот период потускнели и вскоре рассеялись.

Несмотря на это, мальчик отлично знал общеобразовательные предметы, регулярно удостаивался лестных отзывов учителей. В трех разных учебных заведениях, располагавшихся вдали от дома, Карл Рэнсом в совершенстве освоил английский на материале книг и статей.

Летом подросток усердно работал на ферме, принадлежавшей родителям, в свободное время исследовал научные методы труда. Интерес представляла жизнь растений, насекомых, мелких животных, а также всего, что входило в понятие окружающей среды.

После окончания учебного заведения Роджерс и братья планировали заняться сельским хозяйством в фамильном имении семьи. В университете штата Висконсин, на факультете земледелия, юноша общался с преподавателями и сведущими в этом вопросе людьми.

На определенном этапе биографии он вспомнил о религиозном прошлом и присоединился к организации американских христиан. Прилежный студент посетил конференцию в столице Китайской Народной Республики, где начал формироваться основополагающий жизненный план.

Традиции азиатского государства изменили взгляды на общество, вернувшись на родину, Карл Рэнсом перевелся на исторический факультет. Параллельно он прослушал факультативный курс психологии, поглотившей все внимание в последующие десятки лет.

Новой ступенью образования стал колледж при Колумбийском университете. Там Роджерс заинтересовался работой с проблемными обездоленными детьми. Получив степень магистра и защитив докторскую диссертацию, американец окончательно вышел из-под власти семьи.

Личная жизнь

В Висконсинском университете Карл Рэнсом влюбился в соученицу Хелен Элиот, девушка, знакомая с детства, принесла счастье в личную жизнь. После того как она согласилась стать женой молодого человека, у него появилось чувство удовлетворения.

Обвенчавшись, новобрачные покинули территорию alma mater и обосновались в Нью-Йорке в обществе интеллигентных людей. Супруга сразу стала источником научного вдохновения для Роджерса, разрабатывавшего и представлявшего ряд блестящих идей.

Научная деятельность

На начальном этапе научной деятельности Карл Рэнсом работал штатным психологом в отделении, консультировавшем неблагополучных детей. Переехав в Рочестер, он стал директором Центра направляющей помощи и занялся написанием дебютных научных статей.

В конце 30-х появилась работа об особенностях клинического лечения ребенка с антиобщественным поведением, чуждым социальной среде. Успех публикации привел Карла Рэнсома на кафедру академической психологии, что позволило помогать людям, оказавшимся в страшной беде.

В качестве действующего профессора знаменитого Колумбийского университета Роджерс воспитывал аспирантов, разделявших научный подход. В 40-х годах преподаватель основ клинической психологии издал десяток популярных узкотематических работ.

В 1945-м американец возглавил консультативный центр в Чикаго, должность давала оригинальный экспериментальный материал. Он принял идеи я-концепции и теории мотивации, которым иностранные исследователи предсказывали полный провал.

Став единомышленником основателя гуманистической психологии, Роджерс ценил вклад в науку еврея Абрахама Маслоу. Он опубликовал ряд монографий по клиент-центрированной терапии и опросник по социальной адаптации в середине 50-х годов.

В центре работ уроженца Чикаго стоял вопрос становления личности, осознанности, понимания и взаимодействия со средой. Понятие «конгруэнтность» как равновесие опыта, эмпатии и коммуникации стало в современной науке новым.

Научными достижениями считались книги под названием «Свобода учиться», «Брак и его альтернативы» и сборники экзистенциальных статей. Феноменологическую теорию как новшество в психотерапии оценили коллеги и десятки заинтересованных людей.

Методы, предложенные американцем в рамках развиваемых направлений, принимались представителями профессии из десятков развитых стран. На основе библиографии уроженца пригорода Чикаго был разработан ряд успешных практически действующих программ.

Групповая психотерапия — распространенное явление современной науки, широко применялось Роджерсом в 1950-х годах. Правда, экспериментальное исследование коллективного сознания шизофреников было поначалу не принято в общественных и культурных кругах.

За вклад в развитие психологии, впоследствии оцененный по достоинству, Карл Рэнсом был удостоен ряда тематических премий и наград. На торжественных церемониях мало кто говорил о том, что на пути к славе ученый преодолел сотни преград.

Смерть

В середине 1980-х американец путешествовал по миру, читал лекции в столицах азиатских и европейских стран. Люди, перенимавшие практический опыт, приобретали книги с фотографиями, чтобы помогать пациентам освободиться от психических травм.

В феврале 1987 года СМИ сообщили о смерти ученого Карла Рэнсома Роджерса от неизбежных естественных причин. Новость, стоически принятая психологическим сообществом, опечалила сотни тысяч последователей.

Цитаты

  • «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные».
  • «Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты».
  • «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями».
  • «С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано?!»
  • «Ошибки могут быть и в теориях авторитетов».

Библиография

  • 1939 — «Клиническое лечение проблемного ребенка»
  • 1942 — «Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике»
  • 1949 — «Скоординированное исследование в психотерапии»
  • 1951 — «Клиенто-центрированная психотерапия»
  • 1957 — «Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности»
  • 1959 — «Гуманистическая психология. Теория и практика»
  • 1961 — «Становление личности. Взгляд на психотерапию»
  • 1969 — «Свобода учиться»
  • 1970 — «Групповая психотерапия»
  • 1980 — «Способ бытия»
  • 1967 — «Полноценно функционирующий человек»

Интересные факты

  • В юном возрасте Карл Рэнсом пытался выращивать редких ночных бабочек, читал энциклопедии и справочники, полностью погружаясь в предмет. Опыт, полученный в детстве, помог будущему психологу попасть в поле зрения журналистов и владельцев американских газет.
  • Роджерс, в зрелости ставший агностиком, защитил диссертацию по философии, посвятил много времени обучению нуждающихся детей. Тема жестокого обращения с представителями младшего поколения стала предметом научных исследований и публицистических статей.
  • В 50-х годах американец консультировал сложную пациентку, погружение в личностные проблемы чуть не спровоцировало нервный срыв. Психологу потребовалось 3 месяца на восстановление здоровья, после отпуска к нему вернулись былой оптимизм и позитив.
  • Клиент-центрированная терапия эффективно снимала напряжение, являлась ценным подспорьем в решении политических проблем. На семинарах, проведенных в закрытых государственных клиниках, Роджерс демонстрировал перспективы разработанных новых систем.

Карл Рэнсом Роджерс – психолог, лидер гуманистического направления психологии. Уникальность его методов заключалась в универсальности и широком спектре использования. Наряду с Абрахамом Маслоу разрабатывал «Я-концепцию» – это в психологии означает формирование личности в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Профессор активно работал над созданием и развитием личностно-ориентированной психотерапии. Признается одним из первых представителей гуманистической психологии.

Краткое описание метода работы

Особенность методологии, разработанной Роджерсом, в ее универсальности. Использовать ее можно как для групп, так и для индивидуальной работы, вне зависимости от таких факторов, как вид деятельности человека, религиозные взгляды. Помимо направленности воздействия, метод отличен тем, что может использоваться для урегулирования внутриличностных, межличностных и даже межгрупповых конфликтов. Третье направление уникальной терапии Роджерса – работа с широким спектром проблем клиентов. Это могут быть проблемы профессионального характера, сложности в любви и взаимоотношениях, иные психологические трудности. Особое внимание уделил Карл Роджерс браку и его альтернативам.

image

Особенная эффективность системы Роджерса проявилась во взаимодействии с детьми посредством игры. Успех имела также групповая терапия, суть которой заключается в помещении человека в искусственно созданную группу для наблюдения за его поведением.

Биография

Родился Роджерс 8 января 1902 года в штате Иллинойс, в чикагском предместье, которое носило название Оук-парк. Карл был средним ребенком, четвертым из шести. У него было четверо братьев и одна сестра. Семья Роджерсов жила в достатке, отец трудился инженером, смог достичь некоторых высот и финансово обеспечивал семью. В ранние годы Роджерс ни в чем не нуждался. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он вместе с семьей отправился жить на западную чикагскую ферму, где и провел юность.

image

Карл Рэнсом Роджер всегда отмечал, что вырос в благополучной семье, где родители всегда любили детей и отличались особой чувствительностью. Однако единственной проблемой была бескомпромиссная религиозная позиция родителей. Несмотря на то что к маме и папе дети испытывали любовь и искренние эмоции, с возрастом догматичная приверженность фундаменталистским взглядам стала обрастать множеством вопросов и непониманием со стороны отпрысков.

Школьные годы

У Карла Роджера не было хороших друзей, только братья и сестра. Поэтому мальчик много времени уделял чтению, предпочитая оставаться наедине с какой-нибудь приключенческой книгой. Любовь к чтению и жажда знаний заставляли Роджерса хвататься за любую литературу, будь то словарь, энциклопедия или обычный справочник. Несмотря на скучную юность, биография Карла Роджерса достаточно яркая и насыщенная.

Карл отмечал, что никогда не участвовал в школьной деятельности вне уроков. За весь период обучения он сменил порядка трех школ, в каждой из которых не задерживался более двух лет. Из-за жизни на ферме путь в школу был не близким, поэтому времени на участие во внеклассной деятельности совсем не оставалось. В школьные годы мальчик жил в так называемой социальной изоляции. Но это не мешало ребенку учиться на отлично. Выдающиеся результаты Роджер демонстрировал в английском языке и естественных науках.

Свободное время

Время, проведенное на каникулах, также не было захватывающим и интересным: каждое лето мальчик работал на ферме до седьмого пота, поэтому об общении с друзьями и речи не шло. Если верить биографии Карла Роджерса, именно благодаря этому у него возник небывалый интерес к изучению природы.

Чтобы совместить приятное с полезным, он, занимаясь выполнением поручений родителей по хозяйству, записывал свои наблюдения о растениях и животных. Это превращало работу до изнеможения в своего рода игру. Мальчик коллекционировал и выращивал определенный вид ночных бабочек и изучал о них все, что только можно было найти в то время 14-летнему ребенку.

Университетские годы

После окончания школы Карл твердо был уверен, что свяжет свою жизнь с сельским хозяйством и станет фермером. В 1919 году Роджерс отправился на обучение в Висконсинский университет, пошел по стопам родителей. При определении с профилем выбор пал на научное земледелие.

Со второго курса Роджерс с головой ушел в религию, был завсегдатаем конференций, проходящих под девизом: «Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения». В результате спустя некоторое время парень твердо решил готовиться к деятельности пастора.

Всемирная студенческая конференция

И только в 1922 году случилось то, что полностью изменило течение жизни Роджерса. В тот год в Пекине проходила конференция Всемирной студенческой христианской федерации. Роджерс вместе с девятью другими студентами был избран для поездки на данное мероприятие.

Практически полгода Карл провел за границей, где изучал не только религиозные, но и культурные отношения, которые фактически были противоположны устоявшимся традициям в его собственной семье. Длительное пребывание в восточной части земного шара перевернуло мир Роджерса с ног на голову. Его взгляды стали более лояльными и либеральными, а изученная информация поставила под сомнение божественность Иисуса. Можно сказать, что данная поездка освободила Карла от религиозных родительских «сетей».

Путешествие на Восток стало новым витком в жизни будущего психолога. Он возвратился в Висконсин и получил историческое образование в 1924 году. Роджерс прошел всего лишь один курс психологии (заочно).

Новая жизнь

Учеба подошла к концу, и Роджерс принял решение женится. Его невестой стала Хлен Элиот – однокурсница в Висконсине, которую Карл знал с самого детства. После обручения новоиспеченные муж и жена отправились в Нью-Йорк в либеральную объединенную теологическую семинарию. Жизнь в Нью-Йорке впечатлила Роджерса до глубины души, от отзывался о ней, как о возбуждающей и волнующей душу. Этот переезд был глотком свежего воздуха: Карл нашел новых друзей, проработал идеи и совершенно по-новому влюбился в жизнь, привычные вещи.

В семинарии он пришел к выводу, что у пастырей и психологов общая цель, которая заключается в помощи нуждающимся людям. Однако очарование религией постепенно растворялось, сменяясь разочарованием и скептицизмом. На последнем курсе Роджерс перевелся из теологической семинарии в Учительской колледж Колумбийского университета. Там он и получил образование в сфере психологии, как клинической, так и педагогической. Уже в 1928 году Роджерс стал магистром, а в 1931-м – доктором наук. Клиническая психология стала неотъемлемой частью его жизни.

Работа психологом

После получения степени доктора Карл приступил к работе психолога в Нью-Йорке, в обществе по предотвращению жестокости к детям. Фактически следующие 10 лет он занимался с неблагополучными детьми, разбираясь в их проблемах. Этот опыт серьезно повлиял на дальнейшее развитие биографии Карла Роджерса. Профессор стал директором Рочестерского центра помощи, но был на 100 % уверен, что эта должность должна принадлежать психиатру, а не психологу.

В 1939 году была выпущена в свет работа Роджера, которая носила название «Клиническое лечение проблемного ребенка». После публикации Карлу сразу же предложили перейти на работу в Университет Огайо профессором кафедры психологии.

Прошел всего год, и в 1940-м Роджерс отправился в Колумбийский университет, чтобы начать карьерный путь с нового листа. Это решение способствовало признанию заслуг ученого в области только развивающейся клинической психологии. Он успешно привлекал к работе талантливых сотрудников, публиковал работы, делился взглядами по поводу психотерапии. Уже в 1942 году Роджерс выпустил книгу «Консультирование и психотерапия», основанную на двухлетнем опыте работы. Помимо этого, разрабатывалась «я-концепция» (это в психологии система представлений индивида о самом себе, осознаваемая им часть личности, как указывалось выше). Разрабатывалась данная теория с широко известным в психологии человеком – А. Маслоу.

Профессорская деятельность

В 1945 году Роджерс вступил в должность профессора психологии и перешел в Чикагский университет, где по совместительству работал директором университетского центра консультаций. Высокое положение в университете предоставило шанс Роджерсу организовать консультативный центр для студентов последних курсов и аспирантов, где у них была возможность работать на равных с профессионалами.

К самому продуктивному периоду в жизни профессора можно причислить этап с 1945 по 1957 год. В то время он упорно трудился в Чикагском университете. Результаты проводимых исследований актуальны и по сей день. Логическим завершением бурного периода работы стал выпуск в 1951 году Карлом Роджерсом книги «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория».

Этот период был сложным для профессора. Работая с тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был почти на грани срыва, поэтому отправился в трехмесячный отпуск, чтобы прийти в себя. По возвращении домой Карл обратился за терапией к своему бывшему студенту. Тогда он отметил, что работа консультативного центра была небесполезной, ведь ученый вырастил настоящих профессионалов своего дела, на которых мог положиться. На этом биография Карла Роджерса не заканчивается.

Возвращение к работе

1957 год ознаменовался тем, что Роджерс вернулся в Университет Висконсина для работы в отделениях психологии и психиатрии. В этот период профессор активно углубился в изучение и лечение больных шизофренией. Исследования и работа проводились в Государственном психиатрическом госпитале. Но признания эти исследования не получили, так как в процессе Роджерс столкнулся с рядом проблем. Часть коллектива была категорически против его подхода.

Уже в 1964 году Карлу Роджерсу пришлось уволиться из Висконсинского университета и отправиться в Западный институт бихевиоральных наук, который располагался на просторах Калифорнии. Это была благотворительная организация, целью которой были гуманистические исследования межличностных отношений. Через четыре года Роджерс перешел в Центр по изучению человека, где работал до самой смерти.

Умер профессор 4 февраля 1987 года в возрасте 85 лет от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре. Внесенный Карлом Роджерсом вклад в психологию неоценим, а биография поистине впечатляющая.

Последние годы жизни

Перед смертью Роджерс активно ездил по миру с лекциями и семинарами, на которых наглядно демонстрировал принципы работы клиент-центрированной терапии. Профессор был удостоен множества наград, а его вклад в науку неоценим. Цитаты Карла Роджерса разлетелись по миру, но самым популярным стало следующее высказывание:

Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь.

К основным представителям гуманистической психологии следует также отнести Шарлотту Бюлер, К. Гольдштейна, Абрахама Маслоу, Гордона Олпорта.

Карл Рэнсом Роджерс – американский психолог, ставший известным, благодаря разработанной «Я –концепции».

В 

Разработки Роджерса уникальны тем, что подходят не только одной индивидуальной личности, но и могут быть применимы по отношению к целой группе людей (рабочий коллектив, группа подростков).

В 

Также в 1947 году он возглавил психологическую ассоциацию Америки. Фундаментальные работы Роджерса остаются актуальными и пользуются интересом со стороны молодых учёных в настоящее время.В 

В 

↑ Детство

В 

В семье Роджерсов было шестеро детей. Карл был четвёртым ребёнком, появившимся на свет в январе 1902 года. Местом рождения стал штат Иллинойс, Оук парк. Его отец был инженером, достаточно богатым и успешным человеком, поэтому семья не испытывала денежной нужды.

В 

В 12 лет семейство решило сменить место жительства, остановив свой выбор на Чикаго. Там и прошла юность будущего психолога. Отец был ярым протестантом, что сказалось на воспитании детей. Атмосфера детства, по воспоминаниям Карла, связывалась у членов семьи со строгостью и религиозными воззрениями отца.

В 

Несмотря на финансовую независимость, нельзя уверенно сказать, что семья была счастлива и дружна. Все испытывали некоторую зависимость. Родители любили и заботились о своих чадах, но, тем не менее, не желали отходить от религиозных принципов.

В 

↑ Интерес к знаниям

В 

Карл плохо сходился с ровесниками, поэтому друзей не имел. Всё свободное время он посвящал изучению литературы различного рода, читал всё, что попадалось под руку, включая энциклопедии и словари. Школьные годы также прошло в одиночестве. Мальчику приходилось тратить много времени на дорогу, поэтому общение с одноклассниками сводилось до минимума.

В 

Роджерс учился блестяще, особенно хорошо ему давались естественные науки и английский язык. В юношеские годы Карл много работал на ферме, что и стало следствием любви к природе. Он наблюдал за растениями, животными, письменно фиксируя сделанные выводы. Подросток читал много литературы, посвящённой сельскому хозяйству.

В 

↑ Зрелость

В 

Учась в колледже, в числе 10 студентов отправился на Восток. В Пекине проходила конференция “Всемирная студенческая христианская федерация”. После шестимесячного прибывания там, его взгляды на религию изменились.

В 

Вернувшись домой, Карл получил степень бакалавра по истории. Окончив университет, женился на Хелен Элиот и отправился в свадебное путешествие в Нью-Йорк. В городе ему понравилось. Он учился в семинарии, но на втором году перешел в Учительский колледж Колумбийского Университета.

В 

В 

↑ Теория личности, разработанная Роджерсом

В 

Данная теория создана в рамках Гуманистической теории и обладает всеми её характерными признаками. Основополагающей мыслью является концепция о том, что каждый человек стремится реализовать себя и раскрыть свои потенциальные возможности. «Я-концепция» предполагает восприятие человеком себя сквозь призму отношений и взаимодействий с миром.

В 

Концепция включает в себя не только оценку самого себя, но и представления о том, каким человек хотел бы себя видеть. Ключевым моментом в самореализации является внимание социума и его одобрение. Поэтому на пути к самосовершенствованию человек становится зависим от положительных и негативных оценок общества.

В 

Первостепенную роль в развитии индивидуума играют родители, так как они являются авторитетом. Если родные люди уважают ребёнка, как личность, и всячески поддерживают, то развитие будет происходить в соответствии с заложенным потенциалом. Если же встречаются противоречия и недопонимание (например, «Я не буду к тебе хорошо относиться, если ты будешь плохо себя вести»), то ребёнок станет искать поддержки в социуме, всячески стараясь привлечь внимание и получить одобрение.

В 

В зависимости от того, какое внимание человек получил от окружающих, Роджерс выделяет два типа личности:В 

  • полноценно функционирующая;В 
  • неприспособленная.

Первый тип характеризуется открытостью, доверием, позитивным мышлением. Второй, напротив, применяет защитные механизмы и не стремится пойти на контакт. Нарушение «Я-концепции» приводит к различным психическим расстройствам и не способствует гармоничному развитию личности.

В 

↑ Последние годы

В 

Последние 10 лет Карл Роджерс применял свои идеи в политических вопросах. Умер 4.02.1987 года.

В 

↑ Интересные факты

В 

  • В юношеские годы Роджерс хотел стать фермером.
  • После конференции в Пекине, посвящённой христианству, Роджерс усомнился в божественности Христа, тем самым став независимым от религиозных воззрений родителей.
  • В юности психолог занимался разведением ночных бабочек.
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

of your page –>

Годы жизни:1902 -1987 г.

Родина: Оук-Парк (США)

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (шт. Иллинойс) в многодетной, очень религиозной семье. Его отец – Уолтер Роджерс – был человеком строгих правил, считавшим главной жизненной добродетелью упорный труд. Сколотив солидный капитал, он решил вместе с семьей удалиться от городской жизни. «Дети подросли, пора их отсюда увозить!» — рассудил Роджерс-старший, и вскоре его большое семейство обосновалось на уединенной ферме, где не было места картам, танцам, алкоголю и прочим соблазнам, подстерегающим молодых людей в городе. Зато чего здесь было в изобилии – так это тяжелого сельскохозяйственного труда, которому целыми днями предавались Роджерсы и их шестеро детей.

Четвертый ребенок в этой многодетной семье – Карл – тоже трудился вместе со всеми на сельскохозяйственной ниве, но, при этом выделялся среди шумных братьев. Застенчивый, робкий, чувствительный, – он серьезно и обстоятельно изучал больших ночных бабочек «полимифус» и «цикропиа», выводя их из гусениц и наблюдая за коконами, запоем читал книги и в течение средней школы всего один или два раза сходил на свидание с девочкой. (Забегая вперед, скажем, что на ней он впоследствии и женился.)

Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят и телят, когда пришла пора определяться с профессией, Карл Роджерс остановил свой выбор на сельскохозяйственном колледже. Но, поучившись/помучившись там некоторое время, понял, что ошибся, и переквалифицировался из земледельцев в …историки.

На старших курсах исторического факультета произошло событие, сыгравшее важную роль в жизни Карла Роджерса. В числе прочих студентов, он был отправлен на международную конференцию в Китай. Шел 1922 год, всего несколько лет прошло с окончания первой Мировой войны, не все страсти еще улеглись, а в конференции принимали участие студенты из разных стран…:

«Я увидел, как люто ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды…»

Сделав это наблюдение, Роджерс больше не смог придерживаться жесткой религиозной веры своих родителей, о чем им и сообщил. Это был трудный разговор, за ним последовал еще более тяжелый разрыв. Но это было обретение свободы и независимости, освобождение от давления семьи.

9 стр., 4310 слов

Трактование смысла жизни человека

… раскрыто в рамках различных идей о смысле жизни. Смысл жизни является системообразующим понятием. Он определяет цель жизни. Благодаря смыслу жизни человек определяет, что для него важно, а что … Камю, Карл Ясперс, а также датский философ 19 века Сёрен Обю Кьеркегор, который считается основоположником данного философского направления. Основная мысль этих трудов такова: жизнь человека бессмысленна …

И еще одно важное событие произошло с Роджерсом в Поднебесной. Там он встретил девушку (ту самую, с которой познакомился еще во втором классе!) и понял, что хочет быть рядом с ней всю жизнь. После окончания учебы они поженились.

Следующее заведение, где обучался Карл Роджерс, было Теологической семинарией. Там он провел два года, но по религиозной стезе так и не пошел. Уже тогда он понимал, что главной целью его жизни станет помощь людям, но посчитал, что цель эта может быть достигнута и вне церкви: «Я почувствовал, что меня всегда будут интересовать проблемы смысла жизни и возможности ее реального улучшения для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где необходимо верить в какую-то точно определенную религиозную доктрину. Мои верования в то время уже сильно изменились и могли бы продолжать меняться. Мне казалось ужасным заставлять себя исповедовать веру только для того, чтобы сохранить профессию. Я хотел найти область, где бы я был уверен, что свобода моей мысли не будет ничем ограничена». И такой областью стала психология.

Получив психологическое образование, Роджерс работает в Институте по уходу за детьми в Нью-Йорке, затем поступает на место психолога в Отделе по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере. Он с головой погружается в проблемы малолетних преступников и детей из неблагополучных семей, пытаясь путем проб и ошибок найти выход в каждом непростом случае. Он экспериментирует, пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Между тем, коллеги Роджерса то и дело дают ему понять, что то, чем он занимается – не совсем психология, а он, Роджерс, не совсем психолог.

Желая узнать, чем же занимаются настоящие психологи, Роджерс отправился на заседание ученого общества. Он слушал доклады, которые все, как на подбор, касались вопросов научения у крыс и прочих лабораторных экспериментов с грызунами, и думал о том, что все это, действительно, не имеет абсолютно никакого отношения к тому, чем так хотел заниматься он – помогать людям…

Роджерс пошел своим путем, так и не примкнув ни к одной из психологических школ. Там, в Рочестере он начал вырабатывать собственную теорию, свой особый метод работы с пациентами. Он отошел от формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии в то время, создавая новый подход, центрированный на клиенте, на человеке… Вот лишь некоторые его положения:

До Роджерса психотерапевты работали с больными людьми, с пациентами. Роджерс же первым заменил понятие «пациент» на – «клиент». Сделано это было потому, что «пациент» звучит довольно пассивно, ведь это человек, которому нужна помощь, он полностью зависит от психотерапевта, следует его указаниям, мало полагаясь на себя.

Иное дело – клиент. Это человек, который просто нуждается в услуге. Он отнюдь не пассивен, напротив – он активно участвует в процессе психотерапии. Клиент не следует слепо за психотерапевтом, тот сам идет за ним, ведь клиент знает себя куда лучше, чем психотерапевт. Задача психотерапевта заключается лишь в том, чтобы быть рядом с клиентом, быть на его стороне, двигаться с его «скоростью», разделяя с ним все превратности его «внутреннего путешествия». Это взаимодействие между двумя людьми, между тем, у кого имеются психологические трудности и тем, кто помогает ему их разрешить не назовешь лечением, это глубоко личный человеческий контакт.

10 стр., 4691 слов

Стресс в жизни и деятельности человека

… и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основе своего исследования они составили шкалу («Шкала … задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не … стресса дал канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Он определил стресс как совокупность неспецифических защитных реакций …

Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь: его научные труды (16 книг и более 200 статей) получили широкое признание и были переведены на многие языки мира; он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, президентом Американской психологической ассоциации, обладателем звания Гуманист года (1964), самым влиятельным американским психологом (1982).

До конца своих дней Роджерс вел активную творческую жизнь и путешествовал по миру. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в Советском Союзе, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают те отечественные психологи, кому посчастливилось на них присутствовать.

Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии. Но он об этом так и не узнал…

___________________

http://www.inha.ru (автор статьи — Лилия Илюшина)

​​​​​​​ ​​​​​​​Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) – американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.

Самоактуализация

Карл Роджерс – один из авторов представления о самоактуализации. Самоактуализация по К.Роджерсу – это актуализация врожденной у человека тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тендеция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала – только создать соответствующие условия. Смотри →

Я-концепция

Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном “Я”, а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, “полностью функционирующей” личности — ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я.

Недирективная психотерапия

Видео: Карл Роджерс консультирует Глорию.

​​​​​​​Разработанная Роджерсом система психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента “внутреннего локуса оценки”, лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом.

Называть при этом метод Роджерса недирективным – едва ли верно. Читай “Мария Виллас — Боас Боуэн. Миф о недирективности: сеанс с Джилл” и слушай воспоминания Бориса Новодержкина, где он показывает использование Роджерсом директивных приемов в своей работе.

Клиент

Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Ибо пациент — это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу — психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент — это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Публикации

  • К.Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта М.: Прогресс, 1994

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий