Как сложилась жизнь искреннего Михаила Глузского, и как выглядела его жена

image Друзья-товарищи Киноповесть 1959 76 мин Госфильмофонд России image Здесь твой фронт Драма, военный 1983 74 мин Госфильмофонд России Острова. Михаил Глузский Документальное 2008 39 мин Степь Драма 1977 137 мин Попрыгунья Мелодрама 1955 85 мин Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Комедия 1966 82 мин Последняя жертва Драма 1975 99 мин В огне брода нет Драма 1968 90 мин Бег Драма 1970 196 мин Цена Драма 1969 108 мин Монолог Драма 1972 95 мин

Спектакли

Тропинины Драма 1981 165 мин

Биография

Михаил Глузский – актер театра и кино, народный артист. Ярким талантом покорил советскую публику, снявшись в 150 картинах. Помимо работы в кадре, актер пользовался популярностью и как мастер озвучивания. Увлекался чтением поэзии, выпустил два актерских курса во ВГИКе.

Народный артист СССР, актер театра и кино Михаил Глузский родился 21 ноября 1918 года в Киеве. Его отец – крестьянин, убежденный революционер Андрей Михайлович, который позднее стал журналистом и поэтом. В Киев отец переехал в 1917 году, построил дом, посадил фруктовый сад. Отца не стало, когда Михаилу было четыре года.

Актер Михаил Глузский

В 1922 году Глузские переехали в Москву и жили в коммунальной квартире. А вскоре мать Михаила, Ефросинья Кондратьевна, во второй раз вышла замуж и переехала к мужу в Баку. Там Михаил и пошел в школу. В Москву они вернулись, когда Мише было 11 лет. Мать работала продавцом в отделе игрушек ЦУМа, а сын сидел под прилавком, потому что оставить его было не с кем.

Михаил Глузский рос задирой, дрался, бил уличные фонари и даже попал на учет в милицию. Его шалости могли закончиться плохо, но в их доме открылся кружок самодеятельности. Глузский однажды заглянул туда из любопытства и так увлекся, что решил стать артистом. В кружке он занимался несколько лет.

Михаил Глузский в молодости

В школе он быстро стал первым модником, не реагировал на замечания преподавателей. Но терпение администрации было небезграничным – когда Михаил явился в знак протеста в школу с блестящими от репейного масла волосами, его отчислили. Такого поворота он не ожидал и попросил прощения – простили. После школы Михаил работал электромонтером в ЦУМе и учился в вечерней школе рабочей молодежи. Его попытки поступить в театральные школы были безуспешными. В 1936 году он узнал, что при «Мосфильме» открылась актерская школа – решил поступать туда. Его приняли, но несколько раз чуть не отчислили. Как говорил Глузский, он был антиобщественным – не комсомольцем, не членом партии и даже не пионером.

В 1940 году он окончил актерскую школу и пошел служить в армию, а когда началась война, участвовал в фронтовой бригаде.

Театр

После войны, в 1946 году, Михаил Глузский пришел работать в Театр-студию киноактера и оставался ему верен почти 40 лет. На его сцене он блистательно сыграл Карандышева в «Бесприданнице», Шуру Зайцева в «Старых друзьях», Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче» и много других ролей.

Михаил Глузский в спектакле “Чайка”

Иногда Глузского приглашали в спектакли Театра «Современник» и Театра Ермолаевой.

В 1995 году актер перешел работать в Театр «Школа современной пьесы». Здесь он был задействован в спектаклях «Чайка», «Уходил старик от старухи» и других ярких постановках. В этом театре он проработал 7 лет, до самой смерти.

Фильмы

Карьера киноактера начиналась с маленьких ролей в картинах «Минин и Пожарский» и «Девушка с характером», которые вышли на экран в 1939 году. В следующем году были еще две небольшие роли, благодаря которым Михаила Глузского приняли в штат «Мосфильма».

Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»

В 50-е режиссеры предлагали ему в основном отрицательных героев. В приключенческой ленте «Тайна двух океанов» Глузский был убедителен в роли шпиона Ивашева, а в «Тихом Доне» он блистательно сыграл есаула Калмыкова. Как позднее рассказывал актер в одном интервью, Калмыкова он воспринимал как цельную личность, верную своим идеалам.

После «Тихого Дона» Глузский не сидел без работы. «Монолог», «Последняя жертва», «Миссия в Кабуле» и еще десятки разноплановых ролей – в каждой артист был убедителен. В общей сложности Михаил Глузский сыграл больше 150 ролей. Широко известны работы Михаила Андреевича в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл администратора гостиницы, в приключенческой ленте «Последний дюйм», в котором рассказывалось о случае в североафриканской Акульей бухте. Убежденного большевика Фокича актер сыграл в драме Глеба Панфилова «В огне брода нет».

Михаил Глузский в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Среди фильмов, снискавших популярность, в репертуаре Глузского числятся «Живые и мертвые», «Пламя», «Десять негритят», «Тасс уполномочен заявить». Партнерами артиста становились Кирилл Лавров, Марина Неелова, Маргарита Терехова, Ольга Машная и другие.

В фильме Николая Губенко «Пришел солдат с фронта» актер воплотил на экране героя с сильным характером. Потеряв в боях руку, солдат возвращается домой, где его ждет более ужасная весть – супруга умерла, оставив дочь сиротой. Герой Глузского находит силы не только воспитать девочку, но и помочь родному селу восстановиться. К военной тематике относятся также фильмы с участием Михаила Глузского «На войне как на войне», «Освобождение». В военной драме «Украденный поезд» артист воплотил на экране образ офицера немецкой армии.

Михаил Глузский в фильме «Тасс уполномочен заявить»

В биографии Михаила Глузского было много наград, призов и премий. Он являлся кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством». В 1997 году удостоился премии «Ника» за работу в фильме «Мужчина для молодой женщины», а через два года стал лауреатом премии в категории «Честь и достоинство». В новом веке актер появился в проектах «Бременские музыканты и Со», «Дальнобойщики», «На полпути в Париж». Последней работой в фильмографии актера стала его роль в юмористическом киножурнале «Ералаш».

Личная жизнь

Будущую жену Екатерину Перегудову актер впервые увидел в апреле 1949 года. Михаил пришел на спектакль студентов ГИТИСа и увидел симпатичную девушку в зале.

Катя училась на факультете театроведения и была замужем за однокурсником. Но Михаила это не смутило – он сказал, что она станет его женой. В это же время Михаил пережил личную трагедию: у актера умерла мама. На похоронах самого родного человека молодой человек, по его словам, почувствовал, что мама как будто передала его Екатерине.

Михаил Глузский с женой

А вскоре артист уехал на три года работать в Германию. За это время Екатерина развелась с мужем, а Михаил после возвращения переехал из коммуналки, в которой жил вместе с членами семьи сестры Люды, в коммуналку жены. Вскоре у Михаила и Екатерины родился сын Андрей, позднее – дочь Мария. Когда первенец появился на свет, Екатерина была еще юридически замужем за первым мужем, и тот неожиданно начал строить козни молодой чете. На суде он признал Андрея своим сыном, чем немало удивил Екатерину. Но после развода ситуация разрешилась.

Личная жизнь артиста сложилась счастливо. Брак Глузского и Перегудовой длился почти 50 лет. Екатерина Павловна также, как и супруг, состоялась на профессиональном поприще. Проработав первое время в издательстве, она устроилась в государственный институт искусствознания и посвятила жизнь изучению наследия Всеволода Мейерхольда. Несмотря на финансовые трудности, которые долго испытывали Глузские, дом всегда был полон гостей. На кухне читали запрещенных тогда цензурой Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Николая Гумилева, вели беседы о судьбах отечества.

Михаил Глузский с семьей

Дети подарили любящим родителям четверых внуков – Михаила, Александра, Елизавету и Ксению. Позднее дочь Глузского дала развернутое интервью журналу «Караван» о жизни семьи и предоставила множество фото из семейного архива Глузских.

Смерть

В апреле 2001 года Михаил и Екатерина побывали в гостях у друзей в Америке, а в мае у него резко поднялась температура под 40. 13 мая Михаил Глузский должен был играть в спектакле «Чайка» и решил, что выйдет на сцену. Свое решение он мотивировал тем, что в театр придут зрители, настроенные на встречу с ним.

Михаил Глузский

У актера хватило сил отыграть спектакль, но из театра его увезли в больницу. На следующий день ему ампутировали ногу. Но болезнь прогрессировала – у Михаила Глузского отказали легкие, актера подключили к аппарату искусственного дыхания. Две недели он находится в тяжелом состоянии, а к концу месяца состояние Глузского улучшилось. Улучшение было временным – 15 июня 2001 года актер скончался от сердечного приступа.

Михаила Глузского похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Могила Михаила и Андрея Глузских и Екатерины Перегудовой

Екатерина Перегудова пережила мужа всего на два года. В 2011 году скончался 60-летний сын актера Андрей. Могилы родных расположились рядом с местом погребения Михаила Андреевича.

Биографии и интересным фактам из жизни Михаила Глузского был посвящен выпуск передачи «Как уходили кумиры», которая вышла на экраны в 2006 году. На четыре года раньше Леонид Филатов выпустил передачу «Чтобы помнили», посвященную артисту.

Фильмография

  • 1939 — «Девушка с характером»
  • 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
  • 1957—1958 — «Тихий Дон»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1967 — «В огне брода нет»
  • 1971 — «Освобождение»
  • 1971 — «Пришел солдат с фронта»
  • 1972 — «Монолог»
  • 1976 — «Красное и черное»
  • 1978 — «Соль земли»
  • 1980 — «Юность Петра»
  • 1984 — «ТАСС уполномочен заявить…»
  • 1987 — «Десять негритят»
  • 1989 — «Вход в лабиринт»
  • 1996 — «Мужчина для молодой женщины»

Биография Михаила Глузского

Михаил Андреевич Глузский – выдающийся советский актер, мастер художественного слова, театральный педагог и общественный деятель. В творческой копилке мастера около двухсот ролей самых различных жанров: от шпионов, бандитов и белогвардейцев до священников, академиков и пьяниц. На фото: Михаил Андреевич Глузский

Детство и юношеские годы

Михаил родился в Киеве на Шулявке, по тем временам самом бедном и неблагополучном районе украинской столицы. До этого его семья проживала в Санкт-Петербурге, но после революции вынуждена была сменить место жительства из-за политических взглядов отца: Андрей Михайлович Гмырев, поэт и журналист, был убежденным эсером и не принял ни Февральскую революцию, ни последовавшую за ней Октябрьскую. Михаил Глузский родился в Киеве на ШулявкеВ Питере оставаться было опасно, поэтому он с женой Ефросиньей Кондратьевной Глузской и старшей дочерью Людмилой перебрался в Киев, куда в то время съехалось множество его соратников. В районе Караваевых дач он приобрел небольшой домик, разбил вокруг него фруктовый сад, а осенью 1918 года на свет появился маленький Миша. В 1922 году глава семьи умер от тифа, и Ефросинья Кондратьевна с двумя детьми на руках переехала в Москву. Там она устроилась на работу, получила комнату в коммуналке и снова вышла замуж. «Тянуть» двоих детей было сложно, к тому же Миша часто болел, поэтому мать отправила его к родственникам второго мужа в Баку. Но им не удалось найти с парнишкой общий язык, он не слушался, озорничал, поэтому был определен в интернат, расположенный в двадцати километрах от столицы Азербайджана. Десятилетний Миша оттуда благополучно сбежал и самостоятельно добрался на товарном поезде обратно в Баку. Родственникам ничего не оставалось, как отправить его обратно в Москву. Михаил Глузский в детствеМать в то время уже развелась со вторым мужем и работала продавцом в детском отделе ЦУМа. Мишу оставлять одного дома было рискованно, поэтому после школы он приходил к ней на работу и до вечера сидел под прилавком. Затем у мальчика появились дворовые друзья-приятели, с которыми он слонялся по улицам, бил фонари и задирался к прохожим. Окончательно не скатиться по наклонной дорожке парню помог драмкружок при Мосторге, в который он записался из простого любопытства. После седьмого класса Михаил ушел из школы и пошел в ученики к слесарю в мастерские НАТИ. Затем устроился электромонтером в ЦУМ, а по вечерам посещал занятия в школе рабочей молодежи. Театр по-прежнему занимал важное место в его жизни, к тому же в молодости Глузский был пижоном, ярко одевался и любил привлекать к себе внимание неординарным поведением. Семья Михаила ГлузскогоВ 1927 году в Москве открылся первый театр рабочей молодежи (ТРАМ), который стал настоящей кузницей актерских кадров. В нем ставили спектакли выдающиеся мхатовцы И. Судаков, В. Станицын, Н. Баталов, Н. Хмелев; в 1931 году коллектив получил статус профессионального театра, а в 1938 году ему было присвоено имя Ленинского комсомола. ТРАМ стал для Михаила первой профессиональной ступенькой в его творческой карьере – поднабравшись сценического опыта, паренек решился поступать в театральное училище. Но все его попытки оказались безрезультатными, и только счастливый случай помог Глузскому реализовать свою мечту. Михаил Глузский в молодостиВ 1936 году при «Мосфильме» открылась актерская школа, прием уже был окончен, но неожиданно освободились два места, одно из которых и досталось нашему герою. Школа была организована на базе ВГИКа, преподавали в ней такие выдающиеся деятели советского киноискусства как Н.С. Плотников, В.П. Баталов, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, Б.В. Барнет и многие другие. Уже на втором курсе Глузского стали приглашать на съемки в массовке и зачислили в штат «Мосфильма», а в 1938 году он сыграл свою первую небольшую роль в исторической драме Григория Рошаля «Семья Оппенгейм». За ней последовал эпизод в комедийной ленте «Девушка с характером» (1939) и небольшая роль в исторической ленте «Минин и Пожарский» (1939). Михаил Глузский в фильме «Семья Оппенгейм» (на фото слева)В 1940 году Михаил окончил Школу киноактера и был призван в ряды Вооруженных Сил. Службу проходил при Центральном театре Советской Армии, во время войны выступал на передовой в составе фронтовых творческих бригад. В боевых действиях ему участвовать не довелось, но под обстрелы и бомбежки актер попадал неоднократно и на собственном опыте прочувствовал все тяготы и лишения военного лихолетья.

Театральная карьера

В 1946 Глузского пригласили в труппу Театра-студии киноактера, которому он отдал сорок лет жизни. Параллельно участвовал в постановках «Современника» и Театра имени Ермоловой, а в 1949-50 был актером Драматического театра, организованного для Группы советских войск в Германии. В 1995 году основатель и худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз пригласил Глузского на главную роль в спектакле «Уходил старик от старухи». На его кандидатуре настояла прима театра Мария Миронова, которая лично подыскивала себе партнера для этой постановки. Спектакль стал настоящим событием в жизни театральной Москвы, билеты на него разлетались как горячие пирожки. Михаил Глузский и Мария Миронова в спектакле «Уходил старик от старухи»Михаил Андреевич также участвовал в постановках «Антигона в Нью-Йорке» и акунинской «Чайке», несмотря на преклонный возраст, много ездил с театром на гастроли и крепко сдружился с коллегами по сцене Владимиром Стекловым и Евгением Дворжецким. Но все же Глузский больше известен широкой публике своими ролями в кино, которых в его фильмографии насчитывается около двух сотен. Раскрывая тайны звезд. Михаил Глузский

Карьера в кино, просветительская деятельность

Так сложилось, что в начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Это случилось благодаря выходу на экраны приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил Андреевич мастерски перевоплотился в хитрого и коварного вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта. Михаил Глузский в фильме «Тайна двух океанов» Следующей яркой работой стала роль есаула Калмыкова в трехсерийной экранизации шолоховского «Тихого Дона», которая принесла актеру всесоюзную известность. Актеру мастерски удалось передать зрителям всю трагедию судьбы своего персонажа, который сумел до конца сохранить верность воинской присяге и не посрамил честь русского офицера. Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон» Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах, пусть даже в совсем небольших эпизодах. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное» (1976), где актерский талант Михаила Андреевича заиграл совершенно новыми гранями. Михаил Глузский в фильме «Красное и черное» Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты. Михаил Глузский в комедии «Кавказская пленница» Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эту картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова). Михаил Глузский в фильме «Монолог» Выдающиеся роли Михаила Андреевича можно перечислять еще долго – он никогда не отказывался от работы, даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке. Мало кто знает, что Глузский – мастер художественного слова, великолепный чтец и декламатор. Он много лет работал на радио и телевидении, дублировал иностранные фильмы, озвучивал мультфильмыи даже снимался в «Ералаше». Михаил Глузский в Ералаше Творческую деятельность Глузский успешно совмещал с общественной и преподавательской – выпустил два курса ВГИКа, руководил Комиссией ветеранов кино, в 1986-91 годах был секретарем правления Союза кинематографистов СССР. За неоценимый вклад в отечественную культуру Михаил Андреевич был удостоен звания Народного артиста СССР и награжден высокими правительственными наградами. «Звезды советского экрана»: Михаил Глузский

Личная жизнь Михаила Глузского

В молодости Глузский имел репутацию трудоголика и холостяка со стажем – все свое время он посвящал работе, в громких любовных историях замечен не был. Однажды на одном из студенческих вечеров в ГИТИСе 32-летний Михаил увидел молодую студентку Катю Перегудову, которая произвела на него сильное впечатление. Он стал искать с ней встречи и при первом же удобном случае напросился в гости к общим друзьям, узнав, что девушка там тоже будет. Михаил Глузский – выдающийся советский актер Катя пришла не одна, а с мужем, но это не остановило влюбленного Глузского. Он предложил Перегудовой сходить в магазин, и они несколько часов гуляли по вечерней Москве, забыв обо всем на свете. Буквально на следующий день Михаил должен был уезжать в Германию, где его ждала работа в театре Группы советских войск. Михаил Глузский и его жена Екатерина Перегудова Долгожданная командировка стала для артиста настоящей пыткой – он забрасывал любимую письмами с признаниями в любви и в итоге уговорил ее уйти от мужа. Через год, прервав контракт, Глузский вернулся в Москву и сделал Кате предложение. Перегудова ушла от мужа, но тот еще долго не соглашался на развод, и только рождение сына Андрея (1951) поставило окончательную точку в отношениях с бывшим супругом. Спустя несколько лет у супругов родилась дочь Маша. В ту пору у Михаила Андреевича не было хороших ролей, и иногда, по его словам, он приносил с работы домой только «моральное удовлетворение». Со временем финансовая ситуация выправилась, актер выхлопотал кооперативную квартиру и смог обеспечить семье достойный уровень жизни. Михаил Глузский с дочерью Марией (слева) и женой Екатериной (справа) Супруги прожили душа в душу почти пятьдесят лет, воспитали четверых внуков. На похоронах Глузского Екатерина Павлова пообещала детям, что побудет с ними еще два года и уйдет вслед за своим любимым Мишей. Так и случилось – в 2003 году Перегудова скончалась, а в 2011 не стало старшего сына Андрея.

Последние годы жизни и смерть

В 1999 году в автомобильной аварии погиб Евгений Дворжецкий – близкий друг Глузского и его коллега по сцене. Эта трагедия серьезно подкосила здоровье уже немолодого артиста, у него начались проблемы с сердцем и сосудами, давала о себе знать старая травма ноги, полученная еще в молодости. Тем не менее, Михаил Андреевич продолжал сниматься в кино и выходить на сцену театра, а свой последний спектакль отыграл за месяц до кончины. Чтобы помнили…Михаил Глузский Режиссер Иосиф Райхельгауз пытался подыскать Глузскому замену в спектакле «Чайка», но актер настоял, что сам выйдет на сцену. За неделю до этого он попал в больницу с высокой температурой, но все же нашел в себе силы, чтобы 13 мая 2001 года выйти на сцену. Зрители даже не заметили, что Глузский тяжело болен – в финале он со всеми остальными артистами вышел на поклон, а через несколько часов оказался в реанимации. В ту же ночь Михаилу Андреевичу ампутировали ногу, затем у него отказали легкие и выкарабкаться он уже не смог. Могила Михаила Глузского Глузский умер от сердечного приступа 15 июня 2001 года, похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с любимой женой Екатериной Перегудовой и сыном Андреем.

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Биографии

10:31 21.11.2013 (обновлено: 17:47 01.03.2020) О лучших ролях Михаила Глузского читайте в материале проекта Weekend

В 1938 году Глузский дебютировал в кино, снимался в небольших ролях: гимназист в картине Григория Рошаля “Семья Оппенгейм” (1938), пограничник в комедии “Девушка с характером” (1939), дворовый в историческом фильме “Минин и Пожарский” (1939), Абдурахман в исторической драме “Салават Юлаев” (1940).

В 1940 году окончил школу киноактера при киностудии “Мосфильм” и был зачислен в штатную труппу “Мосфильма”.

В 1940 году Михаил Глузский был призван в армию, служил в Центральном театре Советской армии. Во время Великой Отечественной войны в составе концертных бригад выступал во фронтовых частях.

С 1946 года по 1995 год работал в Театре-студии киноактера. На сцене этого театра играл в спектаклях “Бесприданница” (Карандышев), “Старые друзья” (Шура Зайцев), “Остров мира” (мистер Бааба), “Иван Васильевич” (Жорж Милославский), “Бесы” (Верховенский-старший) и многих других.

Одновременно до 1950 года Глузский работал в Драматическом театре Советской военной администрации в Германии, был занят в театре “Современник” и в театре имени Ермоловой.

В 1950-е годы режиссеры часто приглашали Глузского играть отрицательных персонажей. Широкую известность принесли ему роли шпиона Ивашева в приключенческо-фантастическом фильме Константина Пипинашвили “Тайна двух океанов” (1956) и есаула Калмыкова в эпопее Сергея Герасимова “Тихий Дон” (1957-1958).

На счету Михаила Глузского более 150 киноролей: Буркин (“Попрыгунья”, 1955), Тимофеев (“Дожди”, 1958), Клячко (“Люди и звери”, 1961), администратор гостиницы (“Кавказская пленница”, 1967), Фокич (“В огне брода нет”, 1968), Дей (“На войне как на войне”, 1969), штабс-капитан (“Бег”, 1970), Гари (“Миссия в Кабуле”, 1970), Меньшиков (“Пришел солдат с фронта”, 1971), Брыкин (“Ехали в трамвае Ильф и Петров”, 1971), аббат Перар (“Красное и черное”, 1975), шут Балакирев (“Как царь Петр арапа женил”, 1975), Прибытков (“Последняя жертва”, 1975), Варламов (“Степь”, 1977), полковник Зарубин (“Золотая мина”, 1978), Пантелеев (“Остановился поезд”, 1981), генерал Федоров (“ТАСС уполномочен заявить”, 1982), Левий (“И на камнях растут деревья”, 1984), дядя Яков (“Жизнь Клима Самгина”, 1985), генерал Макартур (“10 негритят”, 1987) и многие другие.

© Предоставлено пресс-службой РАМТа

Актер много работал на радио и телевидении, участвовал в дубляже зарубежных фильмов. Голосом Глузского говорят Луи де Фюнес в фильмах “Жандарм и инопланетяне”, “Жандарм в Нью-Йорке” и “Маленький купальщик”, Бурвиль в фильме “Веские доказательства”, мафиозо Розарио Агро в фильме “Невероятные приключения итальянцев в России”.

Михаил Глузский стал первым исполнителем цикла стихов поэта Николая Заболоцкого.

С 1994 года до кончины Глузский работал в театре “Школа современной пьесы”, играл в спектаклях “Уходил старик от старухи”, “Антигона в Нью-Йорке”, “Чайка”.

Среди его последних киноработ — фильмы “Умирать не страшно” (1994), “Мужчина для молодой женщины” (1997, премия “Ника”), “Мытарь” (1998), “Бременские музыканты и Cо.” (2000), “На полпути в Париж” (2001), сериал “Дальнобойщики” (2001).

Михаил Глузский работал секретарем правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами.

© РИА Новости Перейти в фотобанк

Глузский — народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973, за участие в фильме “Пришел солдат с фронта”).

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1989), ордена “За заслуги перед Отечеством III степени” (1998).

Награжден Серебряной медалью им. А. П. Довженко (1975).

Лауреат премии “Ника” в номинации “Мужская роль второго плана” (1997) и в номинации “За честь и достоинство” (1998), премии “Кумир” в категории “За высокое служение актерскому искусству” (1998). Награжден призом “За выдающийся вклад в профессию” Международного актерского фестиваля “Созвездие” (1999), призом “Живая легенда российского кино” кинофестиваля “Виват кино России” (1999).

В 2002 году актер Леонид Филатов подготовил о Михаиле Глузском передачу из цикла “Чтобы помнили”.

В 2008 году театр “Школа современной пьесы” посвятил 90-летию актера спектакль “Борис Акунин. Чайка”.

Михаил Глузский был женат на Екатерине Павловне Перегудовой (1926–2003). Екатерина Перегудова была театроведом, выпускницей ГИТИСа, работала старшим научным сотрудником Государственного института искусствознания (ранее Институт истории искусств).

Сын — Андрей Глузский (1951–2011). Выпускник школы-студии МХАТ, работал в Театре киноактера. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище рядом с родителями.

Дочь — Мария Федотова (Глузская), родилась в 1954 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Михаил Глузский
image
Имя при рождении Михаил Андреевич Глузский
Дата рождения 20 ноября 1918(1918-11-20)
Место рождения
Профессия актёр, театральный педагог, чтец
Карьера 1939 — 2001
Награды
image
image image image image
image image
IMDb ID 0323311

Михаи́л Андре́евич Глу́зский (20 ноября 1918, Киев — 15 июня 2001, Москва) — советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, мастер художественного слова (чтец), театральный педагог; народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1973).

Биография

Родился 20 ноября 1918 года (согласно записи в метрической книге — 7 ноября по юлианскому календарю[2][3]) в Киеве в семье поэта и журналиста Андрея Михайловича Гмырёва, переселившегося в Киев из Петрограда в середине 1917 года, и Ефросиньи Кондратьевны Глузской[4]. Отец актёра построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад со множеством фруктовых деревьев. В 1922 году после смерти отца семья переехала в Москву. В школу будущий знаменитый актёр пошёл в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926—1928). В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтёром в Центральном универмаге Мосторга (1933—1936). Окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, участвовал в художественной самодеятельности при клубе Мосторга под руководством актёров МХАТ-2 Б. Васильева, К. Ратомского, А. Потоцкого, играл в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ).

В 1936—1940 годах учился в Школе киноактёров при киностудии «Мосфильм», в июле—октябре 1940 года — актёр киностудии. В 1938 году дебютировал в кино в фильме «Семья Оппенгейм».

В 1940 году был призван в армию, проходил службу в команде при Центральном театре Красной армии. В годы войны участвовал во фронтовых бригадах.

В 1946—1995 годах — актёр Театра-студии киноактёра.

В 1949—1950 годах — актёр Драматического театра Группы советских войск в Германии.

Работал по приглашениям в театре «Современник», в Драматическом театре им. М. Ермоловой в Москве.

Михаил Глузский в роли Тарапаты в фильме «Повесть о „Неистовом“» (1947)

Режиссёры охотно звали его сниматься в кино, но в основном на небольшие роли. Снялся более чем в 150 кинофильмах, в том числе: «Повесть о настоящем человеке», «Тайна двух океанов», «Тихий Дон», «Кавказская пленница», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Золотая мина», «ТАСС уполномочен заявить…» и многие другие.

Одним из лучших образов актёра в кинематографе стала роль академика Сретенского в фильме И. Авербаха «Монолог» (1972), , где устами актёра пожилой высокоостепенённый учёный, сделавший блестящую научную карьеру, с пронзительно исповедальной интонацией рассказывает о скрытой от друзей и коллег драме одинокой жизни, в осеннем сквере встречает призрак своей несостоявшейся юношеской любви, а наяву переживает непростые, отягощённые бытовыми неурядицами отношения с непутёвой дочерью (М. Терехова) и зятем, а также с обретающей первый романтический опыт внучкой (М. Неёлова). Стандартная фраза «фильм о смысле жизни» как нельзя более применима к этой картине, отмечала в 1973 году в журнале «Советский экран» киновед Наталья Басина[5][6][7].

Работал на радио и телевидении, его голосом говорят многие персонажи дублированных иностранных фильмов. Первым стал исполнять стихи российского поэта Н. А. Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.

В 1986—1991 годах — секретарь правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в СК СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооружёнными Силами СССР. Последняя общественная работа — руководство комиссией ветеранов кино и Военно-шефской комиссией Москвы.

В 1989—1996 годах преподавал на кафедре актёрского мастерства во ВГИКе (с 1994 — профессор). В 1987—1998 годах руководил двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа и выпустил два курса (таджикский и русский).

Могила на Ваганьковском кладбище Москвы

С 1995 года — актёр театра «Школа современной пьесы», где играл в спектаклях «Уходил старик от старухи» Семёна Злотникова, «Антигона в Нью-Йорке» Януша Гловацкого, «Чайка» А. П. Чехова.

Последняя его роль на телеэкранах была в сериале «Дальнобойщики», в 14 серии, которая вышла уже после смерти актёра.

13 мая 2001 года последний раз вышел на сцену театра в спектакле «Чайка», в роли Сорина. Его посадили на инвалидную коляску (по сценографии спектакля персонаж всё действие проводит в ней). Сразу же после спектакля актёра отвезли в больницу. В ту же ночь ему ампутировали ногу.

Скончался 15 июня 2001 года на 83-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 12А).

Семья

Жена — Екатерина Павловна Перегудова (1927—2003), театровед, выпускница ГИТИСа, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, падчерица А. К. Дживелегова.

  • Сын — Андрей Михайлович Глузский (1951—2011). Окончил художественное отделение школы-студии МХАТ, работал в художественно-постановочной части театра-студии Киноактёра. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище рядом с родителями.
    • Внук — Михаил
    • Внучка — Елизавета Андреевна Глузская-Новикова (род. 14.08.1985), автор кулинарных книг, телеведущая, фудблогер.
  • Дочь — Мария Михайловна Глузская (род. 30.06.1954, в замужестве Федотова). Лингвист-переводчик. Замужем за российским правозащитником Михаилом Федотовым.
    • Внук — Александр Михайлович Федотов (род. 20.08.1979), юрист.
    • Внучка — Ксения Викторовна Федотова (род. 27.01.1977), юрист.

Награды и звания

Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
  • Юлий Райзман (1988)
  • Леонид Трауберг (1989)
  • Евгений Габрилович (1990)
  • Николай Крючков (1991)
  • Малик Каюмов (1992)
  • Иосиф Хейфиц (1993)
  • Григорий Чухрай (1994)
  • Тамара Макарова (1995)
  • Валерий Фрид (1996)
  • Георгий Жжёнов (1997)
  • Марина Ладынина (1998)
  • Михаил Глузский (1999)
  • Михаил Швейцер (2000)
  • Вячеслав Тихонов (2001)
  • Алексей Баталов (2002)
  • Борис Васильев (2003)
  • Пётр Тодоровский (2004)
  • Нонна Мордюкова (2005)
  • Марлен Хуциев (2006)
  • Эльдар Рязанов (2007)
  • Георгий Данелия (2008)
  • Алексей Герман-ст. (2009)
  • Людмила Гурченко (2010)
  • Сергей Юрский (2011)
  • Олег Басилашвили (2012)
  • Инна Чурикова / Глеб Панфилов (2013)
  • Владимир Зельдин (2014)
  • Лия Ахеджакова (2015)
  • Алиса Фрейндлих (2016)
  • Александр Сокуров (2017)
  • Владимир Этуш (2018)
  • Отар Иоселиани (2019)
  • Рустам Ибрагимбеков (2021)1

1 Был объявлен лауреатом в 2020 году, однако церемония вручения из-за пандемии коронавируса была отменена.    

Премия «Ника» за лучшую роль второго плана
  • Ирина Купченко (1988)
  • Раиса Недашковская (1989)
  • Нина Русланова (1990)
  • Светлана Крючкова (1991)
  • Лия Ахеджакова (1992)
  • Елена Яковлева (1993)
  • Владимир Ильин (1994)
  • Алиса Фрейндлих (1995)
  • Александр Балуев (1996)
  • Михаил Глузский (1997)
  • Зураб Кипшидзе (1998)
  • Максим Суханов (1999)
  • Леонид Ярмольник (2000)
  • Сергей Гармаш (2001)

Эта страница в последний раз была отредактирована 31 июля 2022 в 12:58.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий