Как патриарху Филарету удалось получить титул «Великий Государь» и возвести на престол своего сына

Филарет Романов – выдающаяся личность. Этому человеку довелось сыграть сразу несколько ролей и пройти путь от царедворца, сугубо мирского деятеля, до патриарха – представителя высшей духовной власти. Патриарх Филарет испытал на своем веку и головокружительные взлеты, и страшные падения – чего только за годы жизни не случалось с ним! В конечном итоге его деятельность в качестве высшего духовного лица на Руси принесла немалую пользу государству, только-только начавшему приходить в себя после страшных лет Смуты.

image

Филарет в миру

Будущий патриарх московский Федор Никитич Романов родился в 1553 году. Из биографии его мы узнаем: этот человек был знатного рода, не из простых, и с малых лет подвизался при дворе, следовательно, прекрасно разбирался во всех тонкостях закулисных игр и придворных интриг. Звали молодого человека в то время Федор, он приходился племянником супруге Ивана Грозного Анастасии и двоюродным братом царю Федору Иоанновичу.

Федор, будучи боярином, занимал важные посты и активно участвовал в государственной деятельности. Он был наместником нижегородским. В качестве псковского наместника нередко бывал командирован царем выполнять исключительно важные поручения – так, он вел переговоры с послом императора австрийского. Доверяло Федору правительство!

Когда началась борьба за престол, Федор Романов был одним из вполне реальных претендентов на царский престол. Он подходил и по знаниям (в детстве и юности родители уделили его образованию немало внимания, обучили даже латыни), и по опытности в ведении государственных дел, и по родственным связям. Однако битву за престол выиграл Борис Годунов.

Годунов, очевидно, опасаясь Федора как возможного соперника, сослал его вместе с семейством в Антониево-Сийский монастырь, где насильно постриг в монахи под именем Филарета. Жена его, которую звали в миру Ксенией, также стала монахиней. Она получила новое имя Марфа. Марфа была под стать своему мужу – согласно сохранившимся сведениям, обладала удивительной силой и твердостью духа. Немного забегая вперед, отметим, что, когда бояре явились приглашать сына Романовых Михаила на царство в Ипатьевский монастырь, они испрашивали разрешения именно у Марфы. И она далеко не сразу дала свое согласие.

С момента пострижения в судьбе Федора-Филарета начинается новый виток.

Смута

В событиях Смуты участие будущего патриарха было весьма активным, причем не всегда по доброй воле.

Поначалу к власти пришел Лжедмитрий Первый. Борис Годунов скончался, Федора убили, Лжедмитрий сел на трон, но трон под ним, фигурально выражаясь, шатался. Чтобы хоть как-то укрепить свое положение в Смутное время, Лжедмитрий попытался опереться на тех, кто во времена Годунова пребывал в опале. Одной из таких личностей был Филарет.

image

Лжедмитрий освобождает содержавшегося под надзором в монастыре Филарета и назначает его митрополитом Ростовским.

Власть бывшего расстриги Гришки Отрепьева продержалась недолго. После бесславной и страшной смерти царя-самозванца на политической арене появляется Лжедмитрий Второй. Филарет становится патриархом. Но вот второй самозванец тоже погибает.

Филарет участвовал в событиях, нашедших отражение во всех учебниках истории. Он принял сторону тех представителей боярской верхушки, которые полагали, что можно посадить на российский трон иностранца. Вероятно, таким образом они пытались удержать собственные позиции у верхов власти. Филарет вначале поддержал такую точку зрения, но затем узнал, что намеченный на роль русского государя польский королевич Сигизмунд III останется католиком. Если следовать логике хронистов того времени, получается, будто Филарет был не против царя-поляка, лишь бы тот сменил веру на православную. Скорее всего, это был просто ловкий ход со стороны Филарета: вряд ли он всерьез дал свое согласие на фактическое подчинение Российского государства полякам, от посягательств которых только удалось избавиться.

Итогом решительного отказа Филарета подписать документ о поддержке польского претендента на российский престол стало пленение митрополита.

В плену государственный деятель пробыл до 1619 года. В Россию ему удалось вернуться через 6 лет после избрания на царство его сына Михаила.

После Смуты

Влияние отца на Романова-младшего было очень велико. По сути, Филарет стал соправителем молодого царя. После возвращения в Россию он стал патриархом. Деятельность Филарета в этой роли имела важные последствия не только для церковной, но и для светской власти. По сути, патриарх в душе своей оставался государственным деятелем, а не духовным пастырем, поэтому его труды лежали не только в плоскости церковных реформ (хотя и это имело место).

В качестве церковного реформатора Филарет предпринял следующее: создал особое сословие патриарших дворян и детей, получавших за свою службу оклады. Помимо этого, Филарет создал свою особую Патриаршую область, сделавшуюся государством в государстве. Здесь существовало свое управление, свои суды, и лишь уголовными делами ведал гражданский суд.

После прихода к власти Филарета, по его инициативе возобновила свою работу типография в Москве. Действовали в ней 7 печатных станков, мастера-печатники знали греческий. Со всей Руси свозили к ним древние книги, чтобы они могли, сверившись с содержанием старинных источников, издать новые требники и другую церковную литературу.

Филарет ратовал за грамотность. Одним из главных итогов его деятельности стала активизация книгопечатания и увеличение интереса к литературе, пусть и религиозного содержания (светской литературы как таковой не существовало).

Второй сферой приложения управленческого таланта Филарета стало участие в управлении государством. Когда юный Михаил Романов волею судьбы оказался на троне, у него не было ни опыта, ни навыков, ни решимости, необходимых для того, чтобы реанимировать страну после тяжких лет безвластия. В сущности, на это и рассчитывали бояре – они желали по-прежнему держать власть в своих руках, что им отчасти удавалось первые 6 лет. По возвращении ко двору Филарета все изменилось: он твердой рукой принял бразды правления, помогая сыну. Фактически в России было 2 царя: отец и сын Романовы. Оба принимали иностранных послов, издавали и подписывали указы, рассматривали челобитные.

Филарет инициировал проведение переписи населения, причем эта работа была проделана таким образом, что в переписи отражалось фактическое наличие людей. Это имело важное значение для государства, так как позволяло пересмотреть налоговую политику и несколько больше собрать денег с «живых душ».

Филарет инициировал проведение земских Соборов, на которых учитывалось мнение всех слоев населения, а не только верхушки боярства. Таким образом, отец Михаила укреплял самодержавную власть, ослабляя слишком возвысившихся бояр и опираясь на дворян и посадских людей.

Филарет прожил до 1632 года, все это время продолжая заниматься реорганизацией церковного устройства и внутренними реформами, касающимися мирских дел.

Супруга Филарета, в монашестве Марфа, после воцарения Михаила (в живых осталось двое из шести ее детей, Михаил и Татьяна, остальные 4 умерли во младенчестве) весь остаток жизни провела при дворе, занимаясь хозяйственными делами и обустраивая внутреннюю жизнь царского двора. Она скончалась чуть раньше мужа – в 1631 году.

Российское государство сумело в довольно короткие сроки прийти в себя и оправиться от последствий Смуты во многом благодаря деятельности Федора-Филарета, отдавшего много сил укреплению самодержавной власти и утверждению авторитета царя в противовес боярской верхушке. Если бы не появление такой яркой личности на исторической арене, кто знает, удалось ли справиться Михаилу Романову с тяжелым бременем государственной власти, упавшей на его плечи, когда ему едва минуло 16 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=EQu1u1dvqBs

Содержание:

Патриарх Филарет – не самая известная историческая личность. Но его влияние на ход истории Российского государства и мира сложно недооценить.В 

Он, один из тех, благодаря кому закончилось Смутное время, а на русском престоле воцарился Михаил Романов. В 

В 

↑ Годы жизни Филарета

В  Годы жизни патриарха Филарета 1553-1632

↑ В Годы патриаршества Филарета

В  Филарет был патриархом сВ  1619по 1632 год

↑ В Филарет биография кратко

В  В миру патриарх Филарет носил имя Федор Никитич Романов. Родился он в 1553 году, и приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, который был сыном великого Ивана Грозного.

В  Федор Никитич был представителем, как бы сказали сейчас – золотой молодежи. Знатный человек,В  с интересной родословной. Он был сыном Никиты Захарьина-Юрьева, авторитетного боярина, приходился племянником царице Анастасии. Царица Анастасия же была женой Ивана Грозного.

В  В сознательном возрасте, молодой человек посветил себя государевой службе. Был воеводой в нескольких полках, наместником государя во Пскове, участвовал в дипломатической деятельности.В  Принимал деятельное участие в переговорах с послами Германии.

Шли годы, в русском государстве начиналась Смутное время.В  Сын Ивана Грозного, Федор Иоанович умер. Предстояла борьба за престол.В  Федор, был одним из фаворитов, но битву выиграл Борис Годунов.

Новый царь, рассматривал претендентов на престол, как личных врагов. Федор вместе с семейством попал в опалу, был сослан. В ссылке, его и жену Ксению, насильно постригли в монахи. Теперь Федор стал Филаретом, а Ксения –Марфой.

Смута была в разгаре. В российской истории, во всей красе появляется Лжедмитрий I. Самозванцу нужно себя как то сделать легитимней. Он захватывает Антониево-Сийский монастырь, и освобождает Филарета и Марфу. При Лжедмитрий I, Филарет становится митрополитом Ростовским.

При правлении Василия Шуйского сан удается сохранить.В  Смутное время выходит на финишную прямую, и на сцене появляется Лжедмитрий II.В  Новый самозванец обосновался в Тушинском лагере. Без родственника, объяснить свое появление ему было трудно. Филарет захвачен в плен, и прибывает в лагерь самозванца. Здесь его нарекают патриархов. В его власти все территории, которые контролируют войска самозванца.

В 1610 году патриотические силы отбили Филарета из рук самозванца. Сам патриарх не настаивал на своем сане,В  а освободившим его воинам заявил, что был наречен патриархом, против своей воли.

Через год отправил в составе посольства к Сигизмунду III. Посольство вело переговоры с королем Речи Посполитой, о будущем русского государства. Филарет был среди тех, кто был не против, что бы на московский престол взошел сын Сигизмунда – королевич Владислав. Но выдвигал условие, королевич должен был принять православие.В  Поляки же партнерами были ненадежными. Ко встрече подготовили свой вариант договора. И когда Филарет отказался ставить свою подпись на документе, его арестовали.

В 

В 

↑ Патриарх Филарет документальный фильм

В 

В 

↑ Филарет после Смутного времени

Смутное время в русской истории закончилось в 1613 году, когда был созван Земский Собор. Итогом Земского собора стало начало правящей династии Романовых. Новым царем русского государства стал Михаил Федорович Романов. Михаил был сыном Филарета. Очень тепло и трепетно относился к отцу, он был для монарха самым большим авторитетом.

Вызволить отца из плена долгие годы не представлялось возможным. Поляки специально тянули переговоры, понимая, что без отца Михаилу будет очень тяжело справится, с внутренними и внешними врагами государства.

В Россию Филарет вернулся только в 1619 году. Русские и поляки обменялись пленными. Среди возвращенцев на Родину был и Филарет. Для русских людей, Филарет, стал примером мужественности, стойкости. Ведь он с честью перенес ужасы польского плена, не сломался и остался верен своим нравственным, моральным и этическим идеалам, не придал православной веры и Отечества.

После возвращения в Россию митрополиты Филарету, нарекли в Патриархи.

↑ Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

Много времени и сил Патриарх тратил на книгопечатание. Просвещение он считал своей большой задачей.В  Под его началом возобновила работу Московская типография. Патриарх, сам лично следил за правильностью текстов, исправлял ошибки, пресекал искажения и вольнодумства. Книги распространялись по цене себестоимости,В  для того, что бы быть более доступным для населения.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

↑ Церковные реформы Патриарха Филарета

Во время патриаршества Филарета был сформирован новый класс людей – патриарших дворян и детей. Люди получали за службу пометные оклады. Кроме того, патриарху было дано право заниматься, судом духовенства и крестьянского населения, кроме случаев воровства и разбоя. При Филарете сложилась патриаршая область, которая пресдтавляла из себя государство в государстве.

Была проведена полная опись церковного имущества, произошел пересмотр жалованных грамот.В 

↑ Интересные факты

В 

  • В 1625 году Персидский царь, подарил русскому патриарху часть Господней ризы
  • Православная святыня долгое время хранилась в Успенском соборе. В настоящее время находится в Храме Христа Спасителя.
  • У Патриарха было шесть детей. Пять сыновей и дочь
  • Незадолго до смерти назначил приемника архиепископа Псковского Иоасафа
  • Филарет погребен в Успенском Соборе, в Москве
  • Был инициатором созывов Земских соборов

↑ Итоги

Патриарх Филарет оставил огромный след в истории русского государства,В  в его восстановлении после разорительного Смутного времени. Именно Филарет, вместе с сыном Михаилом, заложили фундамент, той русской державы, которая вскоре стала Империей, с которой считались все европейские страны.

Содержание статьи

Филарет патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев) – политический и церковный деятель времен Смуты, племянник московской царицы Анастасии Романовой, двоюродный брат последнего московского Калитича Федора Иоанновича, отец Михаила Федоровича Романова. Согласно официальной биографии – фактический правитель Московского государства и глава Русской православной церкви с 1619 по 1633 год.

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)

Происхождение Филарета

Историки считают, что первые представители семьи Романовых прибыли в Москву в начале XIV века либо «из Немец» (Пруссии), либо из Новгорода Великого, либо из Костромы. Фамилия рода неоднократно изменялась согласно существовавшей традиции давать боярам и детям боярским личные прозвища или именовать их «по отцу».  Геральдическое древо патриарха Московского выглядит следующим образом.

Андрей Кобыла — Первый достоверно известный предок Романовых, служивший московскому князю Симеону Гордому, сватавший за него тверскую княжну Марию Александровну. По Русскому гербовнику 1797 года род «восходит» к легендарному прусскому королю Видевуту. Отец Андрея Гланда Камбилла прибыл в Новгород Великий во времена княжения там Александра Невского, спасаясь от рыцарей Тевтонского ордена. Он принял православное крещение с именем Иван (или Александр), а его сын получил прозвище «Кобыла» (легенда оспаривалась многими видными историками, но факт жизни и службы предков Романовых в Новгороде ни кем из них не отрицался)
Федор Кошка — Младший сын Андрея, боярин, служивший великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому как дипломат и воевода (управлял Москвой во время отъездов князя), возможно, воспитатель Василия Дмитриевича, пользовавшийся его доверием.
Иван Федорович Кошкин — Один из сыновей Федора, «ближник» Василия I, его советник и казначей
Захарий Иванович Кошкин — Младший сын Ивана, московский боярин, возможно, участник последней княжеской усобицы во время правления Василия II Темного.
Юрий Захарьевич Кошкин — Воевода Ивана III, член Боярской Думы; при нем фамилия семьи меняется из-за необходимости противопоставить ее другим представителям рода Кошкиных
Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев + Иулиана Ивановна — Боярин, член Боярской Думы, окольничий при Василии III;  его родной брат Михаил был, согласно завещанию великого князя, членом регентского совета при малолетнем Иване IV и его матери Елене Глинской
Анастасия Романова — Первая жена Ивана IV Грозного Никита Романович + Евдокия Александровна Горбатая — Окольничий, боярин, дипломат, воевода своего шурина Ивана IV. Участник Ливонской войны, защитник южных рубежей Московского царства от ногайцев и крымцев. Член регентского совета при Федора Иоанновиче
Федор Иванович (последний московский царь из династии Калиты) Федор Никитич Романов

Историки связывают возвышение рода не только с браком Анастасии и Ивана IV, но и с женитьбой Никиты Романовича, отца Филарета, на дочери боярина А. Б. Горбатого-Шуйского (Суздальского) Евдокии Александровне. Горбатые-Шуйские «восходили» по прямой мужской линии к суздальским Рюриковичам, потомкам Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского. Этот факт, а также близкое родство с последним царем из династии московских Рюриковичей Федором Иоанновичем, дали Романовым право претендовать на московский престол в 1613 году.

Интересно. Андрей Кобыла был родоначальником не только Романовых, но и Шуйских. Таким образом, царь В. Шуйский и царь М. Романов приходились друг другу дальним родственникам.

Начало службы

Федор Романович родился между 1553-1554 годом.

Интересно. Год рождения Федора Никитича точно неизвестен. Поэтому до сих пор ведутся споры о том, кто была его мать. Есть версия, что он был рожден от В. И. Ховриной, первой жены его отца. Но Романовым было выгодно считать своей прародительницей Евдокию Александровну, так как таким образом они связывали себя с Рюриковичами.

Федор получил хорошее образование, слыл эрудитом, великолепным наездником и щеголем. Служить он начал при Федоре Иоанновиче в качестве дипломата: ездил в Литву и был принят Л. Сапегой. В 1585 году, сразу после смерти отца, он получил чин боярина и стал нижегородским, а потом псковским наместником. В конце царствования своего двоюродного брата Федор Никитич был главным дворовым воеводой, переговорщиком с иностранными послами и считался одним из руководителей ближней царской думы.

В 1585 году Федор Никитич женился на дворянке Ксении Ивановне Шестовой, которая была родом из Костромы. Возможно, ее семья была связана с ярославским Рюриковичами, но этот факт до сих пор не доказан. До 1599 года у супругов родилось шестеро детей, но выжило только двое: Татьяна и Михаил.

Насильственное пострижение и ссылка в монастырь

В 1584 году отец Федора Никита Романович сильно заболел. Понимая, что его ждет смерть, он заставил Б. Годунова поклясться, что его дети будут в безопасности. Борис Федорович клятву дал, но уже тогда он понимал, что, скорее всего, Романовы, как ближайшие родственники царя, станут его соперниками.

Интересно. В последующие годы Романовы и Годуновы укрепили свою связь: сестра Федора Никитича Ирина вышла замуж за родственника Бориса Федоровича И. И. Годунова. Но это не спасло Романовых от опалы. А вот Ивана Ивановича спасло: он был помилован Лжедмитрием I именно из-за родства с Федором Никитичем.

После смерти Федора Иоанновича многие считали Феодора Никитича законным преемником престола. По Москве ходили слухи, что перед смертью последний Калитич прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов ссылался на народное избрание и дал Романову клятву, что он будет участвовать в государственном управлении. Были ли у самого Феодора Никитича планы на воцарение, неизвестно, но, как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Годунова.

В 1600 году почти все Романовы подверглись опале. Новый царь боялся возможного политического соперничества. По навету Борисом Годуновым в 1601 году был арестован и Федор Никитич. Он был отправлен в Сийский мужской монастырь, где был пострижен в монахи и получил имя Филарет. Ксения Ивановна также была арестована и сослана в Заонежье на Толвуйский погост. Там она также была насильно пострижена в монахини и получила имя Марфа. Михаила и Татьяну тайно вывела из Москвы их тетка М. Н. Черкасская и они оказались в селе Клин близ Юрьева (Белоозерский край).

Интересно. Насильственное пострижение Филарета было не случайным: принявший постриг не мог претендовать на престол. Именно это и нужно было Б. Годунову.

Епископ Ростовский и «тушинский патриарх»

В 1605 году Филарет был возвращен из ссылки, принят Лжедмитрием I как родственник и назначен митрополитом Ростовским. Впрочем, в Ростове он бывал редко, предпочитая жить в Москве. Свой пост он сохранил и при В. Шуйском, который использовал своего дальнего родственникам как дипломата и переговорщика с тушинцами, а также воспользовался его услугами при пересмотре угличского дела.

В 1608 году Лжедмитрий II фактически пленил Филарета (его схватили прямо в ростовской церкви солдаты, посланные Л. Сапегой) и сделал его «нареченным патриархом», как бы подчеркивая свое «родство» с ним. Филарет хорошо играл свою роль в тушинском лагере, но сам всегда считал себя пленником и патриарший сан не принял, тем более, что еще был жив патриарх Гермоген, который всегда хорошо отзывался о ростовском митрополите.

Великое посольство 1611 года и плен

В 1610 году Филарет был освобожден из тушинского плена и отправлен гетманом С. Жолкевским к Сигизмунду III (так называемое Великое посольство 1611 года; всего к польскому королю под Смоленск «отъехало» сто двадцать человек). С Филаретом отправились такие известные люди, как:

  • князь В. В. Голицын;
  • князь Д. И. Мезецкой;
  • Авраамий Палицын и другие.

Послы должны были договориться об условиях воцарения в Москве королевича Владислава, сына Сигизмунда. Филарет был не против его кандидатуры, но настаивал на переходе королевича в православие. Так как этот переход был неприемлем, договор был составлен без этого пункта, и Филарет отказался подписать его. После этого он был арестован и отправлен в Польшу. В Варшаве его содержали в доме Л. Сапеги вместе со смоленским воеводой М. Б. Шеиным, с которым они крепко подружились.

Филарет находился в польском плену во время освобождения Москвы от поляков, во время работы Земского собора, во время избрания его сына Михаила новым русским царем. Во время работы Земского собора 1613 года казаки, вероятно послушав кого-то из бояр, выдвинули предложение сделать новым царем Федора Никитича Романова, а потом заменили его кандидатуру на его же сына. Именно казачество, пригрозившее боярам новой Смутой в случае избрания иностранца или затягивания процесса выборов, сыграло решающую роль в избрании Михаила Романова. Недаром польский полководец Л. Сапега, рассказывая Филарету о восшествии его сына на престол, упомянул: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы».

Интересно. Когда посол Желябужский, посланный Михаилом Федоровичем, встретился с Филаретом в Польше, последний упрекнул земство в том, что его сын был выбран на царство без его согласия.

Патриарх Московский

По условиям Деулинского перемирия 1618 года военнопленных возвращали в свои государства 1 марта 1619 года. Удалось добиться возвращения митрополита Филарета, воеводы М. Б. Шеина, князя В. В. Голицына и дьяка Т. Луговского, хотя Польша оттягивала передачу этих заложников до июня, желая сохранить рычаг влияния на Москву. Под Вязьмой, где должен был состояться обмен военнопленными, А. Гансевский, говоря о том, что с поляками в Москве плохо обращались и из-за этого передача митрополита Филарета невозможна, хотел «выторговать» дополнительные территории, но бояре-послы ответили ему категорическим отказом, ссылаясь на приказ царя. Их непоколебимость поставила польского посланника в тупик, и он вынужден был передать Филарета Романова Москве. Будущего патриарха обменяли на польского полковника Струся.

Филарет прибыл в столицу 14 июня, а 24-го был интернирован как патриарх Московский Феофаном III, патриархом Иерусалима.

Политическая деятельность

После возвращения из польского плена в 1619 году и вплоть до своей смерти патриарх был соправителем своего сына и фактически руководил внутренней и внешней политикой государства. Именно «Великому государю Филарету Никитичу» пришлось заниматься восстановлением разоренного Смутой государства. Он созвал Земский Собор, на котором был поставлен принципиальный вопрос: «чем Московскому государству полниться и устроить так…чтобы пришло все в достоинство».

За годы фактического двоевластия Филарет развил бурную деятельность. Если кратко, то он:

  • укрепил центральную власть, назначая «на места» воевод и старост;
  • учредил особую канцелярию для рассмотрения жалоб и челобитных от простых людей;
  • инициировал реорганизацию русской армии по европейскому образцу;
  • покровительствовал развитию торговли и промышленного производства.

При Филарете начала издаваться первая русская газета «Вестовые письма», получила развитие светская живопись, в Москве появилась Немецкая слобода, где жили иностранные специалисты, привлеченные на русскую службу.

Церковные реформы

Сразу после возвращения патриарх инициировал созыв двух Церковных Соборов:

  • 1619 год – были оправданы «справщики» церковных текстов, ранее обвиненные в ереси, в том числе и настоятель Троице-Сергиевой Лавры Дионисий;
  • 1620 год – было установлено правило «вводить» в православие иноверцев только через крещение, а не миропомазание (в этом вопросе Филарет поддержал умершего патриарха Гермогена, который настаивал только на крещении католиков).

В следующие года Филарет занимался устройством Патриаршего Двора и Патриаршей области, церковными реформами. Он

  • провел полную опись движимого и недвижимого церковного имущества;
  • разобрал жалованные грамоты монастырям и провел учет земельных вкладов, приведя в порядок церковное землевладение;
  • учредил Приказы (по примеру государственных), ведавшие всеми вопросами церковной жизни;
  • создал новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады;
  • получил право суда над духовным и светским населением патриарших земель;
  • учредил несколько новых епархий в Сибири;
  • инициировал канонизации нескольких святых;
  • возобновил дипломатические отношения с греческой и другими восточными православными церквами

Патриаршество при Филарете стало полностью автономным институтом, но, при этом, очень влиятельным.

Интересно. При патриархе Филарете русские земли обрели важную христианскую реликвию – ризу Господню. Ее преподнес в дар персидский шах Аббас I.

Книгопечатание

Патриарх возродил московское книгопечатание, восстановив Московскую Типографию, которая была открыта еще Иваном Грозным. В ней печатались в основном церковные тексты, отредактированные и исправленные специальными комиссиями, но и их было много. Книги по себестоимости или бесплатно распространялись по церквам и монастырям.

Забота об образовании

Филарет был очень образованным человеком, знал несколько языков, включая английский и латынь. Известно, что им была разработана «тайнопись», т. е. шифр, для дипломатических бумаг. Понятно, что он, несмотря на строгое отношение к мирской жизни (запретил кулачные бои, «развратные скопища», четверобрачия, некоторые языческие обряды, такие как кликания коляды, овсеню), заботился о распространении образования, о «насаждении» школ. Филарет призывал к учреждению училищ при архиерейских домах, основал в Чудовом монастыре греко-латинское училище. В 1632 году приехавший посланец александрийского патриарха Иосиф был оставлен патриархом в Москве для устройства греческой школы.

Главные заслуги Филарета

Патриарх Филарет умер 1 октября 1633 года на восьмидесятом году жизни. Он сыграл важную роль в восстановлении политического, экономического и социального порядка в Московском государстве после Смуты. Также он укрепил институт патриаршества, фактически «подготовив почву» для дальнейших, никонианских событий.

Историография.

  1. Костомаров Н. И. Филарет Никитич Романов, 1912 год.
  2. Морозова Л. Е. Смута начала ХVІІ века глазами современников, 2000 год.
  3. Морозова Л. Е. Смута: ее герои, участники, жертвы, 2004 год.
  4. Солодкин Я. Г. Филарет (в миру Федор Никитич Романов-Юрьев), 2004 год.

Редактировать

Биография

около 1554 года — 12 (22) октября 1633 года Добавить фотографию Патриарх Московский (1619-1633). Отец царя Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых на российском престоле. Патриарх Филарет (в миру – Федор Никитич Романов) родился около 1554 года. Предполагают, что он был сыном боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (ок. 1522-1586) от второго брака. По материнской линии он являлся двоюродным братом царя Федора I Ивановича (1557-1598). В детстве Ф. Н. Романов получил хорошее образование, научился латинскому языку. В 1586 года он упоминался в документах как боярин и наместник нижегородский, в 1590 году участвовал в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593-1594 годах состоял наместником псковским и в этом качестве вел переговоры с послом австрийского императора Рудольфа II П. Н. Варкочем. В 1596 году Ф. Н. Романов ходил «по татарским вестем» в Алексин с полком правой руки 2-м воеводой. Дошедшие до современных исследователей местнические дела 1590-х годов подтверждают влиятельное положение, которое он занимал в это время среди московского боярства. После кончины без наследников царя Федора I Ивановича в 1598 году Ф. Н. Романов рассматривался в качестве одного из вероятных претендентов на престол. Избранный на царство Борис Годунов небезосновательно видел в нем одного из своих соперников. В конце 1600 или начале 1601 года по приказу царя Ф. Н. Романов был арестован и сослан в Антониев-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи под именем Филарета. В 1605 году, с воцарением Лжедмитрия I, Филарет был возвращен из ссылки и получил сан митрополита Ростовского. В мае 1606 года он принял участие в свержении самозванца. 11 (21) октября 1608 года митрополит Филарет был захвачен при взятии Ростова тушинскими отрядами Лжедмитрия II и, после различных поруганий, с бесчестием отправлен в Тушинский лагерь под Москвой. Однако второй самозванец, по своему мнимому родству с Филаретом, провозгласил его патриархом в противовес законному первоиерарху Гермогену. В ходе пребывания в стане второго самозванца занимал выжидательную позицию. В мае 1610 года Филарет вернулся в Москву. В июле того же года он принял участие в свержении царя Василия IV Шуйского, примкнул к партии сторонников избрания на русский престол представителя иностранной династии. Филарет участвовал в выработке политики «Семибоярщины» и в заключении 17 (27) августа 1610 года договора с польским гетманом Станиславом Жолкевским о признании русским царем сына польского короля Сигизмунда III Вазы – королевича Владислава. В сентябре 1610 года Филарет возглавил «великое посольство» под осажденный польскими войсками Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров Филарет отказался санкционировать условия договора, в результате чего был арестован и отправлен в апреле 1611 года в Польшу. Находился в плену до середины 1619 года. Во время пребывания Филарета в плену его шестнадцатилетний сын Михаил Федорович был избран Земским на русский престол (1613). В июле 1619 года Филарет вернулся в Москву и сразу же был поставлен патриархом. Со времени возвращения из плена и до конца жизни патриарх Филарет был фактическим правителем России: ему, как и царю Михаилу Федоровичу, писались челобитные, бояре делали доклады, обоими одинаково принимались иностранные послы, многие указы и грамоты издавались от имени не только царя, но и патриарха. Он поднял авторитет церкви, укрепил основы самодержавия, создав послушный своей воле бюрократический аппарат. Патриархом Филаретом был осуществлен ряд экономических и политических реформ, преследовавших цель дальнейшей стабилизации внутреннего положение страны. Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Филарет, за отсутствием богословского образования, переходил границы необходимости. Патриарх Филарет скончался в Москве 12 (22) октября 1633 года. Он погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Город Москва Проживал в Москве в годы придворной службы (до 1600 или 1601 года), приезжал в город в годы Смутного времени. В 1608-1610 годах находился в Тушинском лагере Лжедмитрия II (ныне в черте города). Проживал в Москве в годы своего патриаршества. Скончался в Москве 12 (22) октября 1633 года, погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Тульская область, Алексинский район, город Алексин В 1596 году Ф. Н. Романов ходил «по татарским вестем» в Алексин с полком правой руки 2-м воеводой. Ярославская область, Ростовский район, город Ростов В 1605-1608 годах был митрополитом Ростовским. В октябре 1608 года был захвачен при взятии Ростова отрядами Лжедмитрия II и вывезен в село Тушино (ныне в черте города Москвы). Смоленская область, город Смоленск С сентября 1610 по апрель 1611 года возглавлял «великое посольство» к польскому королю Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск. В апреле 1611 года был арестован и вывезен в Польшу. Ярославская область, Угличский район, город Углич По поручению царя Василия IV Шуйского в 1606 году ездил в Углич для открытия мощей царевича Дмитрия Ивановича. Калужская область, Боровский район, город Боровск В 1630 году посещал Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Московская область, Раменский район, город Раменское Владелец села Новое Рождественно вместе с прилегающими землями с 1619 года до свой смерти в 1633 году.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий