Как крепостной из Усолья спроектировал и построил символ Санкт-Петербурга. Путь архитектора Воронихина

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

image

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы – В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи Троице-Сергиевой лавры в команде с другими московскими мастерами.

image

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель – Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. Казанский собор был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Чарльз Камерон. Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован орден Святой Анны и право на получение пенсии из государственной казны.

Горный институт

В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом – зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу – создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

Дворцы

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для росписи потолков. Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора – это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора – главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик – Денис Филиппов – остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора – Петр Плавов – известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.

28 (17) октября 1759 года родился Андрей Воронихин, архитектор, создатель Казанского собора.

Личное дело

Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814) родился в селе Новое Усолье Пермской губернии, в семье крепостных графа Александра Строганова. В детстве обучался живописи в иконописной мастерской. В 1777 году был отправлен для продолжения образования в Москву. Его наставниками были зодчие Василий Баженов и Матвей Казаков. Наряду с изучением архитектуры выполнял небольшие заказы по реставрации фресок, занимался росписью храмов, писал портреты.

После окончания учебы переехал в Санкт-Петербург, в распоряжение графа Строганова. Поселился в Строгановском дворце, был очень дружен с сыном графа Павлом, путешествовал с ним по России. В 1786 году получил «вольную». Тогда же Воронихин с Павлом Строгановым и учителем Павла французом Шарлем-Жильбером Роммом начали большое заграничное путешествие. Они подолгу жили в Германии, Швейцарии и Франции, где изучали архитектуру, механику и математику.

В 1790 году в связи с революцией во Франции молодые люди вернулись в Россию. Через три года Андрей Воронихин написал для Строганова-старшего акварели, за которые был принят в Академию художеств. Тогда же сделал первые шаги в качестве архитектора — спроектировал деревянную дачу Строганова, затем обустраивал его имение, подбирая также интерьеры и проектируя мебель.

В 1800 году выиграл конкурс на проект строительства Казанского собора в Петербурге. В том же году начал преподавать в Академии художеств, быстро дослужившись до профессора архитектуры. Во время работы над Казанским собором продолжал строить в Павловске, где создал ряд павильонов, мостов и хозяйственных построек. В 1806—1811 годах руководил возведением Горного института в Петербурге.

В 1801 году женился на англичанке, чертежнице Мэри Лонд (1770—1822), служившей гувернанткой в доме Строгановых. У супругов было шестеро сыновей. Пятеро из них прожили недолго, потомства после себя не оставили.

Воронихин скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года. Похоронен на самом престижном в Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Чем знаменит

Андрей Воронихин

Главное творение Воронихина — собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. Собор возводился с 1801 по 1811 годы. По случаю освящения храма Воронихину был присужден орден Св. Анны второй степени и назначена пенсия. Архитектор проектировал также дом Лавалей на Английской набережной, домовую церковь Голицыных на набережной Фонтанки и другие строения в Петербурге, Петергофе и Павловске. До наших дней в неизменном виде дошли лишь Казанский собор и здание Горного института. Неосуществленными остались его проекты храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора.

Воронихин был один из основоположников русского ампира — простого и строгого стиля, призванного возвеличить мощь и величие государства.

О чем надо знать

В конкурсе на проект Казанского собора участвовали такие крупные архитекторы того времени как Пьетро Гонзаго, Чарлз Камерон, Тома де Томон, Джакомо Кваренги, Николай Львов. Однако из всех проектов «утверждения удостоен план архитектора Воронихина». Конкурсом руководил не кто иной, как граф Александр Строганов. При этом в строительную комиссию Воронихин включен не был — ее членами могли быть только представители знатного рода.

Прямая речь:

— Андре, — обратилась старая княгиня Наталья Петровна Голицына к гостю, — не спешите покидать наши Палестины. Я хочу, чтобы вы осмотрели мою усадьбу. Мне она ужасно надоела. Вы будущая знаменитость, — да, да, я не шучу. Составьте мне проект новой усадьбы. Быть может, вскоре вы мне его и представите на усмотрение?..

— Скоро не могу, ваше сиятельство, — сказал Воронихин. — Я очень медленно работаю, а главное, прежде чем думать о проекте сооружения, обязан я осмотреть местность, где надлежит ему быть… И еще я должен знать желание владельцев: ради какой цели они намерены построить дом на лоне тихой деревенской природы? Будет ли это усадебный центр с управлением над множеством крестьянских душ, раскиданных в окрестностях, или же та усадьба будет только местом для веселого отдыха знатных особ?..

Из книги Константина Коничева «Повесть о Воронихине»

5 фактов об Андрее Воронихине

  • Ходили слухи о том, что Воронихин был внебрачным сыном Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой.
  • В 1789 году Андрей Воронихин, Павел Строганов и француз Шарль-Жильбер Ромм примкнули к Французской революции. Молодые люди по требованию Строганова-старшего вернулись в Россию, а Ромм, оставшийся на родине, стал одним из лидеров революционного движения, членом Конвента, автором нового французского календаря. Впоследствии был казнен на гильотине.
  • За основу проекта Казанского собора был взят собор Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини. В конструкциях купольного перекрытия архитектор впервые в России использовал чугун и сталь. Основное здание храма выполнено в форме латинского креста.
  • Воронихин придавал большое значение деталям интерьера — мебели, осветительным приборам, окнам, каменным и фарфоровым вазам, проекты которых увязывал с архитектурным замыслом.
  • На надгробии Воронихина изображен Казанский собор, увенчанный фигурой зодчего.

Материалы об Андрее Воронихине:

Статья об Андрее Воронихине в Википедии

Биография на Funeral-spb.ru

Биография на сайте «Прогулки по Петербургу»

Статьи о Воронихине на «Хроносе»

Константин Коничев «Повесть о Воронихине»

русский архитектор и живописец 28 октября 1759 263 года назад  —  5 марта 1814 208 лет назад

Андрей Никифорович Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин родился (17) 28 октября 1759 года на Урале, записан в семье крепостных графа А.С. Строганова.

Мальчиком 14-15 лет он обучался у крупнейших московских архитекторов В.Баженова и М.Казакова, которым он обязан своими первыми познаниями в архитектуре и живописи. В семье президента Академии художеств Строганова Воронихин получил домашнее образование. Он совершил несколько длительных поездок по России, делая зарисовки памятников русской архитектуры. В 1786 году, перед отъездом Воронихина в заграничное путешествие, Строганов освободил его от крепостной зависимости.

По возвращению из-за границы началась творческая пора жизни Воронихина. Первой большой его работой была внутренняя отделка построенного Растрелли дворца Строганова (1791). Из воронихинских интерьеров дворца выделяются картинная галерея, столовая, минеральный кабинет и вестибюль, в которых Воронихин мастерски использовал живопись и скульптуру. Удлиненное пространство картинной галереи зодчий расчленил колоннами, усилив этим глубину перспективы.

В 1797 году Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Черной речке в Петербурге. Звание архитектора Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петеpбуpге (Фото: Semen Lixodeev, Shutterstock) В особенности Воронихин прославился проектом и сооружением собора Казанской Божией Матери в Санкт-Петеpбуpге. Закладка собора состоялась в 1801 году, а окончен собор в 1811 году. По случаю освящения этого храма Воронихину были пожалованы орден Св. Анны второй степени, украшенный бриллиантами, и пенсия.

Из других его построек известны: дом государственного казначейства, здание горного института, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске… Воронихин сочинил также проект храма Христа Спасителя в Москве в византийском стиле, но, как известно, Высочайшего утверждения удостоился проект Витберга.

Умер Андрей Никифорович Воронихин (21 февраля) 5 марта 1814 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Андрей Никифорович Воронихин (17 [28] октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля [5 марта] 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А. С. Строганову. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова отпускную, став таким образом свободным.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы в 1811 году.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене
Памятная монета Банка России, посвящённая 250-летию со дня рождения А. Н. Воронихина. 2 рубля, серебро, 2006 год
Надгробие А. Н. Воронихина

Награды

  • 1 января 1811 года, в связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге, архитектор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • 26 сентября 1811 года, по случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец — Никифор Степанович Воронихин
  • Мать — Пелагея Ивановна
  • Племянник — Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор.

Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — 23 января 1822) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1807 — 21.02.1814 года — собственная дача — Каменноостровский проспект, 62 (дача была разобрана в 1980 году, а в 2006—2008 гг. на её месте построен современный жилой дом).

Примечания

  1. ↑ Воронихин Андрей Никифорович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. — Пермь: Пушка, 1994. — С. 194—196.
  3. ↑ Дворянские роды Российской империи.- Т.5.- Лос-Анджелес, 2008.- С.248

Литература

  • Аплаксин А. Казанский собор. — СПб., 1911;
  • Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. — Л.—М.: Гос. изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963.
  • Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971. — (Зодчие нашего города).
  • Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин. — М., 1937.
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 19—38. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
  • Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине / Художник Н. И. Васильев. — Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 308—527. — 100 000 экз.
  • Кузнецов С. О. Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца в кн.: Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. — СПб., 1995 и в кн.: Архитектура мира. Материалы конференции «Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры». / Ред.-сост. Н. Смолина. — М., 1996. — С. 44—51.
  • Кузнецов С. О. Новые материалы о творчестве Андрея Воронихина в первой половине 1790-х годов // Петербургские чтения 99. / Ред. коллегия под пред. Т. А. Славиной. — СПб., 1999. — С. 555—559.
  • Кузнецов С. О. Греческий сад графа Строганова // Русская галерея. — 2000. — № 1—2. — С. 74—77.
  • Кузнецов С. О. «Сочинить хорошенький кабинет». Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. — 2001. — № 2. — С. 66—71.
  • Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы // Наше наследие. — 2001. — № 59—60. — С. 34—45.
  • Кузнецов С. О. Строгановская дача: «Одиссея на Черной речке» // Наше наследие. — 2002. — № 61. — С. 15—20
  • Кузнецов С. О. Братцево // Наше наследие. — 2002. — № 61. — С. 39.
  • Кузнецов С. О. Казанский собор // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Том II. Девятнадцатый век. — Кн. 3-я. К.-Л. — СПб., 2004. — С. 36—38.
  • Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома // Реликвия. — 2005. — № 4. — С. 44—49.
  • Кузнецов С. О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2006. — 447 с. — ISBN 5-303-00293-4.
  • Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. — М.—СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2008. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-3471-4.
  • Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. — М.—СПб.: Центрполиграф, 2012. — 558 с. — ISBN 978-5-227-03730-5.
  • Кузнецов С. О. Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. — СПб.: Коло, 2012. — 304 с — ISBN 978-5-901841-94-5.
  • Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история. — СПб.: Коло, 2015. — 320 с. — ISBN 978-54462-0015-3.
  • Цалобанова В. А. Усадьба Марьино: два начала. 1811—2011. — СПб., 2011. — 53 с. — ISBN 978-5-904109-02-8.
  • Цалобанова В. А. Военная судьба первых владельцев усадьбы Марьино в рисунках и переписке отцов и детей 1805—1815 годов. // Художественный вестник. — СПб., 2015. — № 2. — С. 5—58. — ISBN 978-5-906649-26-3.
  • Цалобанова В. А. Братья Воронихины: две судьбы в истории русской культуры. // Художественный вестник. — СПб., 2017. — № 4 (юбилейный). — С. 5—56. — ISBN 978-5-85902-149-9.

image

Андрей Воронихин — фигура в истории отечественной архитектуре знаковая, без каких бы то ни было скидок эпохальная.

Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в селе Новое Усолье Пермской губернии, вотчине Строгановых, в семье крепостных. Поговаривали, что он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова и девицы-вогулки Марфы Чероевой, выданной позже замуж за служившего у барона дворецким Никифора Воронихина. Предположение это ничем не доказано, но, тем не менее, имеет место быть и неизменно озвучивается в материалах, посвященных судьбе архитектора.

Казанский собор

Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение. Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе.

Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.

image

По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu

Это интересно: Биография и факты: Театр и любовь Вивьен Ли

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А. С. Строганову. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова отпускную, став таким образом свободным.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

  • image
  • Надгробие А. Н. Воронихина

Дворец в Павловске

В начале 1803 года в центральном корпусе Павловского дворца в пламени пожара погибают роскошные интерьеры Виченцо Бренна, а императрица Мария Фёдоровна, помимо забот политического характера, свалившихся на неё со смертью мужа Павла I, получает новую головную боль – реставрационные работы. Впрочем, она мгновенно перепоручает заботы своему придворному зодчему Воронихину и назначает его главным архитектором Павловска. Удивляться выбору не приходится: годом ранее Воронихин работал над интерьерами в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны, а также над теми, что располагаются на втором этаже и смотрят на Дворцовую площадь.

Приступив к работам, Воронихин внёс изменения в отделку основных парадных помещений, эскизы для которых он нарисовал собственноручно, проявив свой талант ещё и в таком жанре, как рисование. Перекрытия в Греческом зале он украсил орнаментальной росписью «под купол», в залах Войны и Мира устроил кессонированные своды — художественные «углубления» в потолке. И, наконец, создал так называемый кабинет «Фонарик» — полуротонду со сферическим куполом, которая окнами выходила в благоухающий цветами садик.

Создавая интерьеры Павловского дворца, Воронихин сделал подробный план помещений, в котором расположил будущую мебель, драпировки и красивые детали в виде ламп, люстр и канделябров. Рассматривая наброски, нельзя не отметить, что архитектор был не просто великим зодчим, но и отличным художником, изящные изображения которого демонстрируют высокое мастерство.

image

Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года.  Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Награды

–>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий