Известный российский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович: биография, деятельность и интересные факты

Биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.

image
Михаил Лазарев

В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.

image
Портрет Михаила Лазарева

1813 год стал новым этапом биографии Михаила: мужчина был назначен командиром «Суворова» – фрегата, отбывающего в кругосветное путешествие. Финансирование осуществлялось средствами Российско-американской компании, которая хотела улучшить водное сообщение Санкт-Петербурга и Русской Америки. 9 октября 1813 года экспедиция была окончательно подготовлена, и судно вышло из порта Кронштадта.

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.

Плавание Михаила Лазарева на фрегате «Суворов» в 1813—1815 годах

В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь Суворова. К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.

Памятник Михаилу Лазареву в Сочи

Через 4 года Михаил Петрович был назначен командиром шлюпа «Мирный» – одного из двух кораблей, планировавших добраться до Антарктиды. Так как поиски командующего второго судна, «Востока», затянулись, управлять всей подготовкой путешествия Лазареву пришлось самостоятельно. В конечном счете в июне 1819 года «Восток» возглавил Фаддей Беллинсгаузен, а через месяц суда покинули порт и вышли в плавание, результатом которого стало не только открытие Антарктиды, но и доказательство ее досягаемости для мореплавателей.

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.

Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен

По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».

Открытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена

Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.

Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.

8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.

Бюст Михаила Лазарева в Севастополе

В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.

Адмирал Михаил Лазарев

Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.

Екатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила Лазарева

Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.

Памятник Михаилу Лазареву в Новороссийске

В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.

Портрет Михаила Лазарева. Художник Иван Айвазовский

Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Награды

  • Орден Святого Георгия 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 3-й степени
  • Орден Святого Владимира 2-й степени
  • Орден Святого Андрея Первозванного
  • Орден Святого Владимира 1-й степени
  • Орден Белого орла
  • Орден Святого Александра Невского
  • Командорский крест ордена Спасителя
  • Орден Бани
  • Орден Святого Людовика

–>Перейти к: навигация, поиск

Лазарев Михаил Петрович

Годы жизни 1788 – 1851
Место рождения Владимир, Российская империя
Гражданство Россия

Вершина карьеры Награды

  • Орден Святого Георгия 4 степени
  • Орден Святого Владимира 1 степени
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Белого орла (Российская империя)
  • Орден Бани
  • Военный орден Святого Людовика

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) – Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель, знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света – Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Биография

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция

Карта маршрута экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева вокруг Антарктиды

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

Командование Черноморским флотом

74-пушечный линейный корабль «Азов» — первый корабль, получивший Георгиевский флаг.

В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

Титульная страница «Атласа Черного моря».

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Усыпальница М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина. Владимирский собор.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины. 24 октября 2008 г. в Доме ученых Российской академии наук по инициативе военно-исторической секции прошел круглый стол на тему: «Адмирал Лазарев – активный строитель Черноморского флота. История и современность».

Ссылки

Главная / Статьи /Вы здесь Трофимов Антон • 11/14/2019

14 ноября 1788 года родился один самых знаменитых русских флотоводцев, открывший Антарктиду и воспитавший целую плеяду моряков

Трудно сказать, родилась ли мечта о море у среднего из троих братьев Лазаревых, Михаила, сама собой или была привита в отчем доме во Владимире. Известно точно, что в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге он был определен не один: вместе с ним туда же отправились учиться старший брат Андрей и младший, Алексей. Это было последнее, что успел сделать для своих детей отец Петр Лазарев, умерший в январе 1800 года. Дальнейшие хлопоты с оформлением и обучением братьев в Морском корпусе взял на себя друг семьи генерал-адъютант Христофор Ливен.

Очевидно, все-таки сильнее всех из братьев о море мечтал именно Михаил: острый ум подростка и живой интерес ко всему, что связано с военно-морской службой, его учителя отмечали с первых дней пребывания будущего адмирала в числе кадетов. Потому не удивляет, что в 1803 году он окончил Морской корпус третьим по успеваемости среди 32 своих товарищей, а после выпускной практики на корабле «Ярослав» в числе трех десятков лучших учеников отправился обучаться тонкостям морского дела в Великобританию.

Портрет адмирала Михаила Лазарева работы художника Георга фон Ботмана, 1873 год

Источник: commons.wikimedia.org

Это обучение Михаила Лазарева в британском флоте длилось пять лет, причем из них едва ли набралось бы два месяца, которые моряк провел на берегу, – он ходил на кораблях по Атлантике, Средиземному морю. Но это нисколько не смущало молодого человека: он проявил такое стремление стать настоящим морским офицером, что его первый офицерский чин 8 января 1806 года был получен не в русском флоте, а в английском! Впрочем, по возвращении домой Лазареву присвоили звание мичмана уже русского флота и направили служить на Балтику. Здесь молодой мичман получил и первое боевое крещение: во время Русско-шведской войны 1808-1809 годов он на корабле «Всеволод» участвовал в бою с двумя английскими линкорами, а в августе 1812 года, уже в чине лейтенанта на бриге «Феникс», — в высадке десанта и бомбардировке Данцига, которые позволили отвлечь силы Наполеона от Риги.

Три кругосветки Михаила Лазарева

Окончание Отечественной войны 1812 года знаменовало для лейтенанта Михаила Лазарева начало совершенно иного этапа его флотской карьеры — исследовательского. В 1813 году он получает под командование только что построенный фрегат Русско-американской компании «Суворов» и отправляется на нем во второе в истории русского флота кругосветное путешествие. Целью экспедиции Лазарева была Русская Америка. Покинувший кронштадтский рейд 9 октября 1813 года «Суворов» должен был доставить туда необходимые колонистам припасы, что и было сделано в ноябре 1814 года, а 15 июля 1816 года корабль вернулся в Кронштадт.

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике «Востока». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 г.

Источник: arctus.livejournal.com

Успех этого плавания предопределил новое назначение молодого способного офицера: он стал командиром шлюпа «Мирный», назначенного в первую русскую антарктическую экспедицию. Правда, до выхода в это плавание Михаилу Лазареву пришлось немало потрудиться, чтобы приспособить бывший ледоходный транспорт «Ладога» к плаванию в высоких южных широтах. Корабль оснастили двойной обшивкой и обитой медными листами подводной частью, а сосновые элементы конструкции и управления по требованию капитана заменили более крепкими дубовыми. 16 июля 1819 года «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» под командованием капитана II ранга Фаддея Беллинсгаузена вышел в историческое плавание, в ходе которого 26 января 1820 года и был открыт шестой континент — Антарктида. Домой оба корабля вернулись только 5 августа 1821 года, обойдя вокруг света, проведя сто дней во льдах, четырежды достигнув антарктических берегов и составив подробные карты ранее открытых мест. Кстати, этими картами моряки всего мира пользовались еще целое столетие.

Такое достижение не могло остаться невознагражденным. По итогам антарктической экспедиции лейтенант Михаил Лазарев был пожалован званием капитана II ранга, прыгнув через один флотский чин, что было редкостью. А через два года командир фрегата «Крейсер» кавторанг Лазарев ушел в свое третье кругосветное путешествие — и снова к берегам Русской Америки, которую нужно было обезопасить от активно действовавших контрабандистов. Вместе с «Крейсером» в 1822-1825 годах вокруг света обошел и шлюп «Ладога», которым командовал капитан-лейтенант Андрей Лазарев. Завершив труднейший поход и получив в награду звание капитана I ранга, Михаил Лазарев настоял на награждении всех без исключения членов своего экипажа — не только офицеров, но и матросов, что было исключительным случаем.

Портрет вице-адмирала Михаила Лазарева работы художника Ивана Айвазовского, 1839 год

Источник: artchive.ru

Впрочем, для самого Михаила Лазарева в таком отношении к матросам не было ничего исключительного. Пройдя жесткую школу британского флота и хорошо зная, как относятся к младшим чинам многие морские офицеры в России, Лазарев делал все, чтобы матросская служба под его командованием не была каторгой. Такое же отношение он прививал и своим ученикам — будущим флотоводцам Павлу Нахимову, Владимиру Истомину, Владимиру Корнилову, Евфимию Путятину. Уважительно обращаться с матросами Лазарев требовал ото всех офицеров, служивших под его началом, и чем выше он поднимался по карьерной лестнице, тем больше низших флотских чинов могли рассчитывать на его заступничество.

Хозяин Черного моря

Получив после возвращения из своего третьего кругосветного плавания под командование линейный корабль «Азов» и приведя его с архангельских верфей на Балтику, капитан I ранга Михаил Лазарев вскоре отправился в качестве начальника штаба русской эскадры в Средиземное море. Оно и стало местом сражения, которое принесло Лазареву самую громкую славу флотского командира: в Наваринском бою 8 октября 1827 года «Азов» уничтожил пять турецких кораблей, за что был удостоен высшей корабельной награды — кормового Георгиевского флага, а его командир был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя высокими иностранными орденами: греческим «Командорским крестом ордена Спасителя», английским – Бани и французским – Святого Людовика. После этого до 1832 года контр-адмирал Лазарев служил на Балтике, а затем был переведен на Черноморский флот, который и стал главным делом его жизни.

Линейный корабль «Азов» во время Наваринского сражения. Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Сражение при Наварине», 1848 год

Источник: commons.wikimedia.org

Прослужив год начальником штаба флота, Михаил Лазарев назначается его командующим (и останется на этом посту до самой смерти в 1851 году). За это время он успел не только добиться того, чтобы Черноморский флот был полностью укомплектован кораблями, офицерами и матросами, но и был перевооружен на новые артиллерийские системы. Кроме того, именно Михаил Лазарев сумел перестроить систему обучения черноморских офицеров, настояв на том, чтобы оно проходило в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этого флот по настоянию командующего обзавелся большим числом маломерных кораблей, которые основное время проводили в крейсерских походах к берегам Северного Кавказа, где шла война с войсками имама Шамиля. Это были не просто учебные плавания: черноморские корабли фактически блокировали побережье, не позволяя доставлять военные грузы сторонникам Шамиля, которых активно поддерживали Турция и Англия. А чтобы блокада была эффективной, Михаил Лазарев отдал приказ заложить несколько береговых баз для кораблей Черноморского флота, в том числе новый город — Новороссийск.

Стараниями Михаила Лазарева была организована двухлетняя гидрографическая экспедиция фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный», итогом которой стала первая черноморская лоция. Он же добился начала строительства первых пароходофрегатов для флота — «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса», а также выделения средств на строительство в Англии четырех пароходов — «Владимир», «Эльбрус», «Еникале» и «Тамань», надзирать за постройкой которых Лазарев в 1846 году отправил в Великобританию своего ближайшего помощника — капитана I ранга Владимира Корнилова. Наконец, именно контр-адмирал Михаил Лазарев инициировал постройку двух первых каменных батарей на южной и северной оконечностях Севастопольской бухты, добился постройки отдельного здания для Севастопольской морской библиотеки и благоустроил Графскую пристань, сделав ее такой, какой она остается и сегодня.

Портрет командующего Черноморским флотом адмирала Михаила Лазарева работы художника Роберта Шведе, 1844 год

Источник: commons.wikimedia.org

Собор, упокоивший своего создателя

Среди новых севастопольских построек был и храм Святого Равноапостольного князя Владимира: его командующий Черноморским флотом видел не просто как еще один собор, которых не хватало городу, но как главный военно-морской храм. И только скорая смерть от рака желудка не позволила адмиралу Михаилу Лазареву увидеть, как воплотится в жизнь его замысел. Но именно этот собор стал местом упокоения праха легендарного флотоводца.

Болезнь стала проявлять себя в середине 1840-х годов, но Лазарев до последнего сопротивлялся ей и не оставлял своего поста. Дошло до того, что император Николай I, узнавший об этом, лично выделил адмиралу 2000 рублей серебром на лечение, специально оговорив, что не требует вообще никакого отчета за эту сумму, предложил ему всерьез заняться своим здоровьем. На лечение Лазарев отправился в Европу в сопровождении своей жены, дочери, лейб-медика и помощника капитана I ранга Владимира Истомина, но успел доехать только до Австрии и 23 (11 по ст. ст.) апреля 1851 года умер в Вене. Там адмирал и был похоронен в церкви российского посольства, причем в последний путь его провожали с воинскими почестями под гром салюта из 36 пушечных выстрелов.

Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г.

Источник: commons.wikimedia.org

Позднее по просьбе вдовы Лазарева его прах, несмотря на то, что австрийские законы этого не допускали, был отправлен в Россию. 2 мая 1851 года гроб с останками адмирала погрузили на пароход «Силач» и доставили в устье Дуная, откуда его с почестями перенесли на пароход «Владимир», который пришел в Севастополь утром 5 мая. А на следующий день прах Михаила Лазарева упокоился в склепе в основании Владимирского собора. Позже собор стал главной усыпальницей знаменитых черноморских адмиралов — Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина.

Обложка: Капитан II ранга Михаил Лазарев с мичманами Павлом Нахимовым и Евфимием Путятиным на берегу Русской Америки во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер» в 1822-1825 годах. Источник: culture.ru

Смотрите также:

Владимирский собор: главная могила русских адмиралов

Павел Нахимов: женатый на морской службе адмирал

Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали

Как русские спасли турецкого султана

Баталист-пацифист: пять фактов из биографии Василия Верещагина

Геральдика Государственные,политические,социальные институты Первооткрыватели

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

image

Родился М. П. Лазарев в семье сенатора во Владимирской губернии 14 ноября 1788 года. По дворянским обычаям того времени в 1800 году отец определил его с братьями в Военно-Морской кадетский корпус.

Учеба в кадетском корпусе

Вряд ли в столь юном возрасте мальчишек Петр Гаврилович сумел точно определить их призвание, но сыновья учились примерно и старательно. В 1803 году по результатам экзаменов Михаил показал третий результат из тридцати двух учащихся. Впрочем, все братья добились значительных профессиональных успехов: Андрей закончил службу в звании вице-адмирала, Алексей – в звании контр-адмирала. Лазаревы верно служили царю и Отечеству. Но удивительнее всего сложилась биография адмирала Лазарева Михаила.

image

Начало карьеры

Михаил оказался талантливым моряком и в возрасте пятнадцати лет юного гардемарина откомандировали в Англию для продолжения учебы и прохождения стажировки в британском флоте.

Пять лет службы на судах Ее Величества пролетели стремительно. Плавания по Средиземному и Северному морям и Атлантическому океану, многочисленные стычки с пиратами закалили юношу и позволили приобрести необходимые навыки. Это была отличная школа для начинающего мореплавателя. В 1808 году Михаил Петрович Лазарев вернулся в Россию опытным моряком.

Служба на Балтийском флоте

С 1808 по 1813 годы Лазарев служил на Балтийском флоте сначала мичманом, потом лейтенантом. В это время Россия вела активные военные действия на фронтах русско-шведской войны 1808-1809 годов и Отечественной войны 1812 года. Будущий русский флотоводец получил начальный опыт морских сражений с опытным и хорошо вооруженным противником.

image

Первое кругосветное плавание

В 1813 году Русско-Американская промышленная компания обратилась в Российское военно-морское министерство с просьбой рекомендовать капитана для нового корабля “Суворов”. В те годы Аляска принадлежала России, суда компании совершали регулярные торговые рейсы в Петербург.

Молодой лейтенант был назначен командиром судна и совершил успешное плавание из Петербурга до Аляски и обратно. В этом рейсе совершено первое географическое открытие в биографии адмирала Лазарева Михаила Петровича.

В южной части Тихого океана, в районе островов Кука, в 300 километрах от острова Нассау экипаж “Суворова” обнаружил и исследовал группу островов, получивших название Атолл Суворова.

image

Поиски шестого континента

В двадцатые годы девятнадцатого века в России готовится новое кругосветное путешествие. По совету Крузенштерна руководителем экспедиции назначают авантюрного и грамотного офицера Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Его заместителем назначен не менее грамотный, но спокойный и рассудительный Михаил Петрович Лазарев. Цель экспедиции была обозначена, как “поиск шестого континента”. В те годы материк был не более чем легендой: в 1773 году знаменитый морской капитан Джеймс Кук безуспешно попытался приблизиться к нему, после чего заявил, что “Антарктида либо не существует, либо недостижима”.

В июне 1819 года из Кронштадта на поиски загадочного континента направились шлюпы “Мирный” и “Восток”. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял командование “Востоком”. В то время ему было сорок лет, а позади у него был почти тринадцатилетний опыт морских путешествий, в том числе и по северным морям.

image

Шлюпом “Мирный” командовал тридцатилетний мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. За его плечами было шестнадцать лет службы на кораблях британского и русского флотов. Немалый опыт он получил и в своем первом кругосветном путешествии.

Этому тандему блестящих русских морских офицеров суждено было открыть последний не обнаруженный к тому времени континент на планете.

Флагманом экспедиции был 600-тонный корвет “Восток”, 530-тонный шлюп “Мирный” был транспортным судном. Оба корабля были построены из сосны. Экипаж “Востока” состоял из ста семнадцати человек, семьдесят два члена экспедиции находились на борту “Мирного”.

image

Здравствуй, Антарктида!

16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена доказала, что Кук ошибался. Первым увидел покрытый льдом берег Антарктиды Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция вышла к материку в районе современного побережья Принцессы Марты. Второй раз моряки мельком увидели землю ледяного континента 21 января. Высадиться на материк не удалось из-за обрывистых ледяных скал, с которых в океан постоянно обрушивались ледяные глыбы.

image

Январь – разгар антарктического лета. За лето экспедиция исследовала прибрежный шельф Антарктиды. Суда обогнули континент, чтобы определить границы и координаты материка. Экспедиция несколько раз пересекала Южный полярный круг. К марту, при неуклонном постепенном снижении температуры и прибрежных вод, увеличивалось накопление льда у берегов Антарктиды, и плавание было сначала трудным, а затем стало просто невозможным. Корабли экспедиции направились в Австралию.

Это было второе кругосветное плавание в биографии адмирала Лазарева, на этот раз в антарктических водах. Исследования продолжились в Тихом океане. Экспедиция исследовала архипелаг Туамоту, на котором было открыто двадцать девять островов. Все они получили название в честь выдающихся государственных и военных деятелей Российской империи.

В сентябре 1820 года экспедиция вернулась к берегам Антарктиды и возобновила ее изучение. После этого были изучены Южные Шетландские острова.

Возвращение

Исследования были закончены в июле 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузен-Лазарева направилась в Кронштадт. За плечами героических моряков были 50 тысяч миль и 751 день пути. Проведены глубочайшие климатические и гидрографические изыскания, собраны уникальные коллекции, представляющие интерес для зоологии, этнографии и ботаники. Оба исследователя вели подробнейшие дневники, представленные в Адмиралтейство вместе различными схемами, чертежами и картами. Подробнейший отчет об экспедиции был опубликован в 1831 году.

По возвращении Лазарев получил звание лейтенанта-капитана и командование эсминцем “Крейсер”. На последнем путешественник Лазарев Михаил Петрович в третий раз совершил кругосветное плавание. В нем он собрал метеорологическую, биологическую и этнографическую информацию о Тихом и Атлантическом океанах. За эти исследования и открытия Лазарев Михаил Петрович был награжден орденом Святого Владимира.

Ратный подвиг

В 1826 году Лазарева назначили командовать эсминцем “Азов”. Год спустя он возглавил эскадру, отправленную в Средиземное море для борьбы с турецким флотом. Греция, которая была оккупирована Турцией, пыталась изгнать турок, а Россия, Великобритания и Франция направили свои флоты, чтобы помочь ей.

8 октября эскадра подошла к греческим берегам и отправила к турецкому командованию послов на переговоры в надежде на перемирие. Однако надежды оказались бесплодными: турки послов казнили и начали военные действия.

image

Наваринская битва

Наваринская битва 1827 года – одна из самых эпических страниц в истории российского флота и биографии адмирала Лазарева. Эсминец атаковали сразу пять вражеских кораблей. В первые минуты боя “Азов” серьезно повредил восьмидесятипушечный турецкий корабль, а затем уничтожил остальных атакующих один за другим, после чего бросился на поддержку союзников. В этом бою и командир, и экипаж проявили большое мужество. Англичане, ставшие свидетелями героизма экипажа “Азова” признали, что ни один британский корабль не сражался так даже в Трафальгарской битве.

К концу дня турки остались практически без флота. Основная заслуга в разгроме турецкого флота принадлежала русским морякам. “Азов” имел 153 пробоины в корпусе и потерял все мачты. В письме своему другу Лазарев признался: “Я понятия не имею, как я вышел живым”. За победу Михаил Петрович получил звание контр-адмирала. Экипаж “Азова” получил высшую военно-морскую награду Российской Империи – Георгиевское знамя. Награды Лазареву за этот бой вручили правительства Греции, Франции и Великобритании.

Последняя битва

Война продолжалась с 1828 по 1829 год. Лазарев командовал российской эскадрой, которая блокировала пролив Дарданеллы. После подписания мирного договора 1829 года эскадра вернулась Кронштадт, не заходя в иностранные порты.

Выше представлен портрет М.П. Лазарева работы Карла Брюллова.

В 1832 году Лазарев возглавил штаб Черноморского флота, а через год вынужден был воевать на той же стороне, что и турки. Оккупированный Египет восстал против Турции, и Николай I решил поддержать своего бывшего врага. Конечно, не безвозмездно, а в обмен на некоторые уступки с турецкой стороны С помощью Черноморской эскадры под командованием вице-адмирала Лазарева египетское восстание было подавлено. Российская империя получила двадцать лет мира с Турцией, открытие проливов Босфор и Дарданеллы для прохода российских военно-морских судов, запрет на проход в Черное море военным кораблям иностранных государств и контроль над кавказским регионом. Российская империя контролировала турецкие проливы вплоть до 1841 года.

После возвращения Михаилу Петровичу Лазареву присвоили звание адмирала и назначили главнокомандующим Черноморского флота. В этой должности он прослужил восемнадцать лет, исполняя также обязанности военного губернатора Севастополя и Николаева.

Главнокомандующий Черноморским флотом Лазарев М.П.

Михаил Лазарев принял командование Черноморским флотом в 1833 году после экстраординарной ранней карьеры, которая включала в себя три кругосветных плавания, открытие антарктического материка, бой под Наварино в должности командира флагмана объединенной русско-британской эскадры эсминца “Азов” и командование блокадой Дарданелл в войне 1828-1829 гг.

Он был безжалостным критиком всего, что считал устаревшим, и все усилия направил на модернизацию и перевооружение Черноморского флота.

Адмирал Лазарев провел многие реформы, которые превратили Россию во вторую морскую державу мира к 1830-м годам. Со времен службы в британском флоте в начале карьеры он сохранил близкие отношения с офицерами Королевского Военно-Морского Флота Британии, и был в курсе новейших веяний и разработок в кораблестроении и оснащении вооружением судов западных держав.

На фото: портрет М.П. Лазарева работы И. Айвазовского.

Адмирал стал истинным преобразователем российского флота. При нем он получил 40 парусных кораблей, было заказано 6 парофрегатов, построен первый железный пароход.

При адмирале Лазареве на Черноморском флоте был введен единый калибр для корабельных пушек, модернизирована береговая артиллерия. Принципиально изменил планы подготовки военных моряков, начал проводить учения в море, максимально приблизив их условия к боевым.

М. П. Лазарев организовал гидрографическую экспедицию по Черному морю, и в октябре 1842 года в России была издана первая лоция и «Атлас Черного и Азовского морей».

Адмирал Лазарев модернизировал не только флот, но и береговую инфраструктуру.

В Севастополе, Николаеве и Новороссийске были построены адмиралтейства и другие объекты жизнеобеспечения флота.

Черноморский флот России в те годы приблизился к самым высоким стандартам эффективности. Боеспособность флота и подготовка экипажей высоко оценивались информированными английскими и французскими наблюдателями.

Семья

В один из своих редких визитов в Петербург Михаил Петрович случайно встретил молодую дочь другого отставного лейтенанта – Екатерину фон дер Флитт. Знакомство сильно его поразило, и на следующий день Лазарев отправился к отцу девушки просить ее руки. Через несколько дней все было улажено и двое счастливо связали себя узами брака. У Екатерины Тимофеевны и Михаила Петровича было пятеро детей.

Умер Михаил Петрович Лазарев 23 (11) апреля 1851 г. в Вене. Прах адмирала доставлен на Родину и похоронен в Севастополе, в крипте Владимирского Морского собора.

Там же похоронены и его ученики: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий