История Веры Араловой: что нужно знать о женщине, которая помогала создавать моду за «железным занавесом» вопреки дефициту и цензуре СССР

Вера Ипполитовна Аралова – модельер, график, живописец и сценограф, была членом Союза художников СССР, участвовала во многих выставках декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и скульптуры. Она была заслуженным художником РСФСР. Ее картины можно найти как в частных коллекциях, так и в некоторых музейных собраниях.

Биография

Аралова Вера Ипполитовна появилась на свет в 1911 году в Виннице. Она была дочерью разведчика, служившего в 1-й Конной армии под предводительством С. Буденного. Она практически ничего не помнила о том, как семья пережила сначала Первую мировую, революционные события 1917 года, а затем и Гражданскую войну. Предположительно ее родители перебрались из Винницы в Москву еще до этих трагических событий, да там и обосновались.

В раннем детстве у Веры обнаружили способность к рисованию, поэтому после окончания школы она уже твердо знала, чем будет заниматься. Девушка пошла учиться в Московский изобразительный техникум, где ее преподавателями стали такие известные художники, как Е. Н. Якуба и С. Ф. Николаев.

image

Начало трудовой деятельности

В 1930 году Вере Араловой предложили поработать на Московской киностудии в качестве театрального художника. Там она занималась оформлением спектаклей не только для театров столицы, но и для сцен Симферополя, Тулы и Калинина. Аралова также являлась автором эскизов костюмов и декораций к целому ряду известных постановок: «Месяц в деревне» Тургенева, «Правда – хорошо, а счастье – лучше» Островского, «Великий государь» Соловьева и других.

Работая в театре, девушка ни на миг не забывала и о живописи – она писала пейзажи, портреты, натюрморты, а также активно участвовала практически во всех художественных выставках.

image

Личная жизнь

В 1932 году из Соединенных Штатов в Советский Союз приехала некая молодежная труппа актеров, пожелавших создать здесь свой театр. В ее составе был и 22-летний парень по имени Ллойд Паттерсон – выпускник одного из американских театральных колледжей. У иностранцев так и не получилось осуществить свою мечту, и они вскоре уехали домой. Остался только Паттерсон, который был крайне восхищен небывалым энтузиазмом, царившим тогда в стране. Его пригласили на работу в качестве диктора иностранного радиовещания, находившегося в ведении Всесоюзного комитета по радиофикации.

Ллойд Паттерсон познакомился с Верой Араловой на одной из многочисленных театральных вечеринок. Они поженились, а через год у них появился первенец – очаровательный мальчик Джим, который вскоре станет настоящей звездой экрана, снявшись в фильме «Цирк» (1936), а впоследствии и известным советским поэтом. Брак Веры Араловой и Паттерсона оказался счастливым – в их семье появились на свет еще два мальчика.

Первые модели

Надо сказать, что семейная жизнь и трое детей не помешали Араловой заниматься тем, чем она хотела – написанием картин и театральными декорациями. Кроме того, она начала разрабатывать эскизы собственных моделей женской обуви. Учитывая специфику легкой промышленности Советского Союза, в массовое производство они конечно же не пошли. Однако обувь от Араловой пользовалась небывалым спросом у жен не только театральных деятелей, но и многочисленных московских чиновников. Что касается картин, то они довольно быстро раскупались советскими и иностранными знатоками живописи.

Когда началась война, вся семья за исключением Ллойда была эвакуирована в Сибирь. Паттерсон остался в Москве и во время одного из вражеских налетов на город получил тяжелую контузию, от которой вскоре и умер. Когда война закончилась, Вера Аралова возвратилась в Москву вместе с детьми. В 1948 году она становится ведущим художником-модельером Всесоюзного дома моделей.

Наша мода за рубежом

Как известно, во времена правления Сталина советских манекенщиц за границу не выпускали, потому что считали их шпионами. После смерти вождя, уже при Хрущеве, ненужная опека и жесткая цензура значительно сократилась, а отечественные манекенщицы сумели проникнуть за «железный занавес».

В числе первых девушек, выехавших на иностранный показ, была и Регина Колесникова. Эта 20-летняя красавица в 1956 году засветилась на одной из многочисленных богемных вечеринок. Вскоре она вышла замуж за Льва Збарского – самого престижного кавалера Москвы, сына знаменитого врача, бальзамировавшего тело самого Владимира Ильича Ленина.

Как известный модельер, Вера Аралова не могла не заметить такую девушку, как Регина. Она предложила ей работу манекенщицы. Вера со своими моделями принимала участие в Международном конкурсе одежды, проходившем в Варшаве, и получила там золотую медаль. Стоит отметить, что талант Араловой и эффектная внешность Збарской сумели вывести советскую моду на новый, более высокий уровень, но, к сожалению, ненадолго.

«Русские» сапожки

Известно, что в то время в Советском Союзе изготавливать красивую и изящную обувь попросту не умели. Да, она была очень прочной, но унылой и грубоватой. В середине 50-х годов в продаже стали появляться сапоги с высоким голенищем, но они были очень неудобными. Вера Аралова тоже хотела себе такую обувь, но ее несколько располневшие ноги никак не хотели в них входить, потому что мешал высокий подъем. Именно тогда пришла ей в голову гениальная мысль: а что, если вшить в сапоги молнию?!

В 1959 году произошло событие, повлиявшее на все мировое обувное производство. Дело в том, что Франция и СССР договорились о проведении в Париже недели «Русской моды». Советский модельер Вера Аралова решила сама повезти эту коллекцию в Париж. На показе Регина Збарская демонстрировала приталенную беличью шубку, а на ее ногах красовались кожаные красные сапожки на невысоком каблучке с причудливой аппликацией, с достаточно длинным голенищем и вшитой в него змейкой. Увиденное произвело небывалый фурор! Иностранцы сразу же назвали эту обувь «русскими» сапожками.

К сожалению, ни одна из советских фабрик так и не взялась за их пошив. Они были изготовлены в мастерских при Большом театре, а платила за них сама Аралова. Сразу же французские производители обуви наперебой стали обращаться к советским представителям с одной-единственной просьбой – продать образцы этих необычных сапожек, но им отказали в категорической форме. Дело в том, что в то время действовали такие законы, согласно которым вывозимые за границу вещи должны быть возвращены обратно. Новаторскую обувь советского модельера Веры Араловой привезли назад в СССР, отправили на склад и благополучно о ней забыли.

Интересные факты

Однако в Европе о ее чудо-сапожках помнили хорошо. Прошло менее года, как все фирмы, занимающиеся изготовлением обуви, начали их массовое производство. Тогда в Советском Союзе было не принято патентовать свои изобретения, поэтому европейцы предпочли быстро забыть о том, кому принадлежала эта идея. Через два года в СССР стали завозить импортную обувь, за которой выстраивались длинные очереди. Возникает резонный вопрос: а что же в это время делали отечественные фабрики?

Зимние сапожки на каблучке и со змейкой в СССР начали шить только спустя 15 лет, да и то после многолетнего давления со стороны советских модельеров и журналистов. В них можно было с легкостью узнать те самые «русские» сапожки модельера Веры Араловой. Биография этой талантливой женщины в дальнейшем складывалась уже не так удачно. Большинство из нас даже не догадываются, что родиной такой привычной для нас и удобной обуви была Москва.

Жизнь в эмиграции

Постепенно Веру Аралову, биография которой многие годы была неотрывно связана с модельным делом, стали все реже приглашать на модные показы. Теперь у нее оставалось больше времени на занятие живописью. Когда Советский Союз исчез с карты мира, на территории бывшей некогда великой страны воцарился политический и экономический хаос. Поэтому старший сын Араловой Джим решил уехать в Соединенные Штаты и перевезти свою мать в Вашингтон.

В Америке бывший модельер занялась продажей своих картин, однако вырученных за них средств катастрофически не хватало. Мать с сыном быстро поняли, что жить в Соединенных Штатах не намного лучше, чем на родине. Незадолго до своей кончины Аралова вернулась в Россию. Умерла она в 2001 году. Ее второй сын Том похоронил мать в Москве, на армянском кладбище. Ее могила находится рядом с могилой ее младшего сына – Ллойда, трагически погибшего в 1960 году в автомобильной аварии.

Казалось бы: молния в сапогах — такое простое и логичное решение, которое существовало попросту всегда. Но если изучить историю вопроса, то окажется, что добавить к женским сапожкам молнию для удобства придумали лишь в 50-е — причем идея принадлежала нашей соотечественнице. Красные сапожки с молнией, красиво облегающие женскую ногу, были придуманы художницей, модельером и редактором советского «Журнала Мод» Верой Ипполитовной Араловой. Рассказываем все, что нужно знать о женщине, которая помогала создавать моду за «железным занавесом» вопреки дефициту и цензуре — и подарила всему миру одно из самых гениальных фэшн-изобретений.

Введение

Отец, художник Алексей Александрович Васильев, по приезде из Киргизии в Москву поступил в  художественное училище памяти 1905 года. Прозанимавшись  под руководством  Евгения Якуба один год,  перевелся во ВХУТЕИН. Поразительный факт: один год учебы в училище и  большое количество друзей на всю жизнь. Из интернета: «(1930) Уже из первых двух выпусков можно отметить столь известные и слав­ные имена, как живописец Дмитрий Мочальский, художник-плакатист Виктор Иванов, лауреат Государс­твенных премий, сценограф Алек­сандр Васильев – все трое избраны в Академию художеств; живописцы Борис Попов и Вера Аралова-Пат­терсон, лауреат премии Дж. Неру; художники-декораторы Большого театра Тамара Дьякова и Владимир Зимин и другие.»  Практически все здесь указанные художники были друзьями  отца. Об Александре Васильеве мы уже говорили.  В данном сообщении представим хорошую знакомую и друга  А.В.  Веру Аралову. Вера Ипполитовна Аралова (1911 — 2001)

Вера Аралова — мама негритенка из фильма «Цирк» — шедевра советского киноискусства  режиссера Г. Александрова с Л. Орловой в главной роли. Сына звали Джим. Кадр из фильма «Цирк»

В 30-е годы в Москву из США приехал молодой афроамериканец Ллойд Паттерсон, выпускник художественного института. Из-за расовой нетерпимости в США ему было трудно найти работу. Его пристроили на всесоюзное радио. На одной из вечеринок он познакомился с  В.А. Вскоре они поженились, у них родилось трое сыновей.

Из биографии

Выпускница Московского художественного училища памяти 1905 года (1930).  Работала в области театральной декорации. Оформляла спектакли для театров Москвы и других городов. С 1948 года работала художником-модельером Общесоюзного Дома моделей. Являлась членом редколлегии единственного в стране профессионального издания — «Журнал мод». Была главным художником ОДМО. Автор статей о советской моде. Лауреат премии Дж. Неру. Вера Аралова за работой

Легендарный  художник-модельер

В 1956 году награждена золотой медалью на Международном конкурсе одежды в Варшаве. В 1959 году её идея продемонстрировать женские кожаные сапоги на молнии произвела фурор в Париже.  Модель высоких кожаных элегантных сапожек красного цвета, в которые была вшита молния (русские сапоги), не имела аналогов и произвела огромное впечатление на публику и организаторов выставки. Знаменитую советскую манекенщицу Регину Збарскую в Дом моделей на Кузнецком мосту также привела Вера Аралова. Збарская стала моделью номер один. В Париже ее называли не иначе, как «Красная королева». Регина Збарская в Париже в сапожках от Веры Араловой.

Знакомые и друзья Веры Араловой

Одной из её ближайших подруг была Лиля Брик.

Выдающийся театральный художник Александр Васильев (о нем мы писали, см. ссылку выше) — однокурсник и друг  Веры Араловой.   Он же отец Александра Васильева — известного историка моды, ведущего по ТВ «Модного приговора». Из Интернета:

Вера Аралова.    «Мои сыновья»

Из архива Алексея Васильева

Записки и письма от Веры Араловой. «Виделась с Кирой», «Ира шлет большой привет» — друзья-однокурсники по училищу: Кирилл Диденко и Ирина Вилковир. О них впереди.

Последний период

В 1980-е  Джим с матерью жили крайне бедно. Они принимают решение уехать к родственникам в США. Вере Араловой было уже за 80. А незадолго до смерти Вера Аралова возвращается в Москву. Умерла она 2001 году в возрасте 90 лет. Похоронена на армянском кладбище Москвы.

Работы

PS   К слову. Сегодня в России  День Военно-морского флота. Вера Аралова с сыном  Джимом

Существует стереотип, что в Советском Союзе модной одеждой считались только вещи импортного производства. Якобы отечественными куртками, пальто, платьями и обувью граждане СССР не восхищались. Да, за вещами иностранных брендов были большие очереди, спекулянты процветали. Однако советский дизайнер создала такую обувь, которая просто взорвала мир моды. Эти сапоги сегодня есть практически у всех современных женщин.

Валенки и туфли

Невероятно, до самого начала 1960-х годов женщины носили обувь, на которой не было молнии. Тогда были распространены ботильоны, называвшиеся ботинками и производившиеся как для демисезонного периода, так и для зимы. Летом женщины носили туфли.

Сапоги, выпускавшиеся в Советском Союзе, не могли порадовать широким ассортиментом и эстетичностью. Кирзовое голенище и низ из дубленой кожи не добавляли обуви красоты. Но ее качество было выше всяких похвал.

В суровые морозы женщины переобувались в валенки. В городах были популярны укороченные варианты. Нередко дамы ухитрялись надеть их сразу вместе с туфлями, чтобы на мероприятии быстро их сбросить и оказаться в красивой обуви.

Гениальная идея

В 1959 году в мире моды произошло знаковое событие: было принято решение о проведении недели русской моды во французской столице. Советским домом моды руководила талантливая художница Вера Аралова. Она сильно переживала, что же такого показать. Вера не разделяла оптимизма Хрущева относительно того, что рабочие блузки и юбки поразят зарубежных граждан.

Тогда она решила сшить шапки, накидки и пальто из меха и закончить роскошные образы павловопосадскими платками. А вот с обувью возникла проблема. Шуба из соболиного меха никак не сочеталась со скучными лодочками.

Но гениальность Араловой позволила решить вопрос оперативно. Она поняла, что манекенщицы должны пройти по подиуму в сапогах. Такого мир моды еще не лицезрел. В самые сжатые сроки были созданы эскизы изящных моделей сапожек. Причем они отличались одной важной деталью. В новых сапогах была молния. Она была добавлена в обувь для того, чтобы девушки-манекенщицы быстро снять их во время показа. Было решено сшить сапоги с молнией и на каблуках в швейной мастерской Большого театра.

Сапоги на молнии

Как и полагала Вера Аралова, одежда советских тружениц не была принята французами на ура. Но они были в абсолютном восторге от меховых вещей. Советские манекенщицы произвели фурор в изящных шубках, колоритных платках и необычных сапогах.

Вере Араловой поступило множество предложений о заключении контракта на производство новинки. Но в Советском Союзе не было практики регистрации патентов на подобные изобретения. Руководители делегации несерьезно отнеслись к этому, посчитав, что не стоит так утруждаться из-за каких-то сапожек.

Не прошло и шести месяцев, как в магазинах Европы появились демисезонные модели сапожек на молнии. Естественно, имя Веры Араловой нигде не фигурировало. Так вышло, что модельер из СССР безвозмездно подарила миру гениальную идею, которая принесла миллиарды бизнесу в сфере обувного производства.

Первый модельер Советского Союза – Вера Аралова

Жизнь и судьба Веры Ипполитовны Араловой в значительной степени является отражением судьбы советской моды. Несмотря на то, что мода у нас, не была запрещена, большого внимания ей никогда не уделялось, поскольку она считалась буржуазным пережитком.

Модельер Вера Аралова родилась в 1911 году в Виннице, однако семья там надолго не задержалась. Известно, что в период гражданской войны они уже жили в Москве, а отец Веры Араловой, Ипполит Аралов был военнослужащим красной армии.

С ранних лет Вера проявила большой интерес к живописи, поэтому сразу после окончания школы она прошла курс обучения в Московском Художественном Техникуме, где её учителями были такие мастера как: Е.Н. Якуба и С.Ф. Николаев.

Вера Аралова – театральный художник

Благодаря великолепной художественной школе, её жизненный дебют был достаточно удачным. Уже в 1930 году, будучи ещё совсем юной девушкой, она поступила на работу в московскую киностудию на должность театрального художника.

Сущность её работы там заключалась в создании эскизов для театральных костюмов. Она была привлечена к работе над костюмами для многих спектаклей русского классического репертуара и не только.

Будучи одним из ведущих художников киностудии она привлекалась и для выполнения заказов на изготовление театральных костюмов для провинциальных театров. Больших успехов добилась она и о живописи, со всею страстью отдаваясь этому виду творческой деятельности.

Замужем за американцем

Начало тридцатых годов стало поворотным моментом в личной жизни и профессиональной деятельности Веры Араловой. Несмотря на то, что тридцатые годы были очень непростым периодом в жизни нашего народа, популярность советского строя за границей росла, что выражалось в том, что в СССР приезжало очень много творческих людей со всего мира.

Одним из таких людей был американский актёр Ллойд Паттерсон, который, пленившись чарами Веры Араловой, стал её мужем и остался в Советском Союзе навсегда.

В браке с Паттерсоном у неё родилось трое сыновей, один из которых даже снимался в советском фильме «Цирк», где он играл того самого чёрного ребёнка, из-за которого героиня Любови Орловой натерпелась много горя в Америке и обрела истинное счастье только в советской стране.

Первые шаги Араловой в моделировании обуви

В этот период Вера Аралова, наряду с занятием живописью и созданием эскизов для театральных костюмов увлекается созданием модельной женской обуви, Она имела большой успех у московской богемы и жён партийных и советских функционеров. Однако в массовое производство эта обувь так и не поступила.

Причиной отказа от массового производства обуви разработанной Верой Ипполитовной Араловой стала плановая система организации производства в СССР. Для того чтобы внедрить их в производство, нужно было внести их пятилетний план.

Военный период

Война спутала все планы Веры и Ллойда. Им пришлось расстаться, как оказалось – навсегда. Аралова с детьми уехала в эвакуацию, а её муж, который в это время работал диктором на радио в отделе иновещания, остался в Москве. В результате контузии, от немецкой бомбардировки, он погиб.

Работа в доме моделей

Через несколько лет после окончания войны в жизни Веры Ипполитовны Араловой начался новый период, не менее продуктивный, чем предыдущий. Ей предложили работу ведущего художника во всесоюзном доме моделей.

Здесь, как и ранее, когда делала эскизы исторических костюмов для театральных постановок, она в полной мере проявила свои творческие способности. В частности она усовершенствовала модель женских сапог, массово выпускавшихся в то время в СССР.

Первые успехи русских модельеров в Париже

Суть её нововведения заключалась в том, что она разрезала голенище сапога и вставила в него молнию. В 1959 году в Париже была организована выставка русской моды, где сапоги Араловой произвели фурор. Компании, производившие обувь, сделали немало выгодных предложений советским представителям.

Однако наши чиновники оказались настолько костными, что не только отказались от всех выгодных предложений, но даже и не запатентовали идею сапог Араловой. Очень скоро все ведущие обувные компании всего мира начали производить такие сапоги, их массовое производство не было организовано только в Советском Союзе.

Последние годы жизни

После Перестройки и распада СССР Вера Аралова вместе с сыном Джимом, когда-то сыгравшим чёрного ребёнка персонажа Любови Орловой, уехала на постоянное место жительства в США. Однако жизнь её там не сложилась, поскольку она была уже немолода: её картины никто не покупал, и ей пришлось влачить там весьма жалкое существование.

Вскоре она вернулась в Россию, где и умерла в 2001 году. Она была похоронена на Армянском кладбище в Москве. На этом кладбище в 1960 году был похоронен младший сын Веры Ллойд Паттерсон, погибший в автомобильной катастрофе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий