Исполнилось 110 лет со дня рождения великого русского песенника Бориса Мокроусова

Биография

Борис Мокроусов – советский композитор, авторству которого принадлежит музыка к кинофильмам «Неуловимые мстители», «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданым» и др. Получил Сталинскую премию и звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР».

Борис Мокроусов стал создателем памятных примеров советской песни. В его творчестве встречаются примеры песен-сказок и песен-баллад. Композитор был востребован при жизни, часто получал приглашения о сотрудничестве с деятелями театра и кинематографа, дружил с поэтами-песенниками. Его биография полна интересных фактов.

Детство и юность

Борис Мокроусов родился 27 февраля 1909 года неподалеку от Нижнего Новгорода, в районе Канавино. Родители мальчика были рабочими. Отец трудился на железной дороге. Боря был старшим ребенком, поэтому ему часто доверяли присматривать за младшими братьями и сестрами. Выполняя домашние обязанности, мальчик прилежно учился и с юности демонстрировал творческие задатки. Школьный педагог отмечал, что он хорошо рисует, но сердцем юноши владела музыка.

Революция, отгремевшая в стране, позволила многим людям получить от жизни то, о чем их предки не могли и мечтать. Боря стал участником школьного домрово-балалаечного оркестра и по слуху научился играть на балалайке, гитаре и мандолине.

В это время в стране создавались рабочие клубы, пропагандировалась приверженность культуре и искусству, и в Нижнем Новгороде появился клуб железнодорожников. В нем в 13 лет Борис услышал, как звучит рояль. Подросток освоил на слух и этот музыкальный инструмент. Он стал подбирать мелодии и придумывать собственные ритмы. Спустя 2 года Боря получил должность тапера в клубе.

Совмещая работу с учебой, юноша освоил нотную грамоту, а навыки в практике развил благодаря возможности озвучивать немое кино. Так он научился импровизации и шлифовал технику. Публика была довольна игрой Бориса. К этому моменту он овладел профессией электромонтера и успевал подрабатывать, помогая семье и родителям материально.

В 16 лет молодой человек поступил в Нижегородский музыкальный техникум. Его талант разглядели не сразу. На Бориса обратила внимание Нина Николаевна Полуэктова, и только ее заинтересованность позволила Мокроусову начать обучение. Он упорно занимался, задерживался в техникуме допоздна, совершенствуя игру на фортепиано, и не упускал возможности учиться новому.

В 1920-е годы в стране стали открывать рабочие факультеты при вузах. Молодые рабочие без специального образования могли обучаться там. Так Мокроусов стал студентом рабфака Московской консерватории.

Борис Мокроусов был упорным учеником. Через год его перевели на композиторский факультет. В этот период появились на свет произведения «Пионерская сюита», «Симфоническая поэма», «Соната для фортепиано» и другие. Борис работал над музыкой к балету «Блоха» и «Антифашистской симфонией». Последняя стала дипломной работой студента. Мокроусов выпустился из консерватории в 1936 году и продолжил занятие творчеством.

Музыка

Выступление хора им. Пятницкого, услышанное Мокроусовым, поразило его. Он оказался зрителем постановки «У околицы». Театральное мероприятие изобиловало традиционными национальными элементами: нарядами, частушками, обрядовостью. Мокроусов, питавший любовь ко всему исконно русскому, проникся идеей фольклора, и это определило ход его творческой биографии.

Аркадий Райкин – «Песня влюблённого пожарного»

В 1930-е годы одним из популярных вокальных жанров музыки была песня. Мокроусов писал пионерские и комсомольские композиции, будучи студентом. Его работы были обычными для той эпохи, и произведения часто звучали на радио, но не оставались в памяти публики. В 1936-1937 годах Борису удалось поучаствовать в создании сборника советской песни, организованном Исааком Дунаевским. Тогда он написал первое произведение, которое запомнилось слушателям, песню «Милый мой живет в Казани».

Годом позже свет увидела опера «Чапай». Она имела несколько редакций, а автор часто возвращался к этому материалу, внося правки. Оперу ставили на театральных сценах разных городов, и она была узнаваемой.

Людмила Гурченко – «Заветный камень»

Во время войны Борис Мокроусов служил на Черноморском флоте, но о музыке не забывал. В 1942 году он написал «Песню защитников Москвы», а спустя год – «Заветный камень», который стал гимном сопротивления фашистам. В 1948 году композитору вручили Сталинскую премию за песни «Одинокая гармонь», «Песня о родной земле», «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки». Награда была выдана в материальном эквиваленте. Вместе с приятелями и малознакомыми людьми музыкант прокутил премию в кабаке у Дома творчества композиторов.

1940-1950 годы стали пиком востребованности для Мокроусова. Он написал песни «Сормовская лирическая», «Осенние листья», «Мы с тобою не дружили». Мелодии его сочинений знала наизусть вся страна, а самые популярные певцы боролись за возможность исполнить их. Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес озвучивали на сцене произведения Бориса Мокроусова. Знали их и за рубежом. Во Франции певцом поэзии советского автора стал Ив Монтан.

Валентина Толкунова – «Одинокая гармонь»

Композитор писал на гражданские темы, о войне, любви и природе. Критики называли его “Сергеем Есениным в музыке”. Лирики были схожи в любви к родине и русскому человеку. В произведения композитор вкладывал душу, и его песни получались благородными, честными и приятными для слуха.

Пробуя себя в разных жанрах, Мокроусов обращался к операм и симфониям, работая с крупноформатными произведениями, но основное внимание уделял песне. Последней его работой стала композиция, которую использовали в качестве саундтрека к фильму «Неуловимые мстители».

ВИА «Песняры» – «Вологда»

Режиссер картины Эдмонд Кеосаян восторгался талантом Мокроусова. После смерти композитора популярность обрела и песня «Вологда», сочиненная им после войны, но не замеченная публикой. Композиция стала хитом после того, как ее исполнил со сцены в 1976 году ансамбль «Песняры».

Мелодии, придуманные Борисом Мокроусовым, звучали в кино и на подмостках театров. Сочинения композитора использовали для постановок «Стряпуха», «Сотворение мира», «Человек с именем», «Где эта улица, где этот дом» и других.

Личная жизнь

Борис Мокроусов близко дружил с поэтами-песенниками, среди которых Алексей Фатьянов. Творческий дуэт создал около 30 композиций.

Мокроусов был щедрым и открытым человеком, но о личной жизни не распространялся. Главным его делом была музыка, поэтому о жене и детях композитор не рассказывал, а внуки и правнуки сегодня не столь знамениты, чтобы давать интервью СМИ. Известно, что Борис был женат дважды. Первую жену звали Эллен Гальпер, а второй стала Марьяна Мокроусова.

В Интернете сегодня опубликованы фото, на которых Борис Мокроусов изображен с супругой Марьяной и первенцем Анатолием. Позднее в семье появился второй сын Максим. Воспитывать мальчиков помогала сестра композитора Александра Мокроусова.

Смерть

Борис Мокроусов скончался 27 марта 1968-го. Причиной смерти стало сердечное заболевание. В последние годы композитор часто плохо себя чувствовал, редко работал и мечтал о создании крупного произведения.

image
Могила Бориса Мокроусова / Википедия

Последние дни жизни он провел в больнице. Кончина автора совпала со смертью Юрия Гагарина и Владимира Серегина, разбившихся в авиакатастрофе. Поэтому трагическое событие осталось незамеченным. Композитора похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Музыкальные произведения

  • 1931 – «Симфоническая сюита»
  • 1932 – «Пионерская сюита»
  • 1934 – Струнный квартет
  • 1937 – «Ты с нами, Серго!»
  • 1944 – былина «Илья Муромец и Идолище поганое»
  • 1951 – «Поддубенские частушки»
  • 1956 – «Это вам, романтики»

Музыка к кинофильмам:

  • 1953 – «Свадьба с приданым»
  • 1956 – «Весна на Заречной улице»
  • 1957 – «Наши соседи»
  • 1957 – «Координаты неизвестны»
  • 1959 – «Особый подход»
  • 1965 – «Стряпуха»
  • 1966 – «Неуловимые мстители»

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

МОКРОУСОВ БОРИС

МОКРОУСОВ БОРИС (композитор: «Одинокая гармонь», «Вологда» и др.; автор музыки к фильмам: «Свадьба с приданым», «Весна на Заречной улице», «Неуловимые мстители» и др.; скончался 27 марта 1968 года на 59-м году жизни).

Мокроусов скончался внезапно от разрыва сердца в самый разгар работы над продолжением фильма о приключениях «неуловимых мстителей». Умер он в «неудачное» время: 27 марта 1968 года вся страна застыла в трауре, прощаясь с погибшими в авиакатастрофе Гагариным и Серегиным. На их фоне смерть популярного композитора осталась практически незамеченной. Как вспоминал режиссер «Неуловимых мстителей» Эдмонд Кеосаян: «Гроб… и некому поднять… Поднимали мы его со своими „неуловимыми“, четверо пацанов 14–15-летних и я, человек немного постарше и посильнее…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Даты жизни:

Трудно найти человека в нашей стране, который не знал бы лирических песен композитора Б. Мокроусова. В городском саду, на деревенской околице или на рабочей окраине всегда можно услышать его простые душевные песни. В них поется про широкие просторы Волги, про доблесть севастопольского матроса, про одинокую гармонь, мешающую спать деревенским девчатам, про синие глаза любимой…

Борис Мокроусов родился 27 февраля 1909 года в городе Нижнем Новгороде, в семье железнодорожника. Годы раннего детства он провел в деревне Красная Горка, расположенной недалеко от реки Оки. Возле Красной Горки были торфяные разработки, на которых трудился пришлый люд из разных областей Поволжья. Здесь постоянно звучали песни, частушки, веселые волжские припевки, заливалась гармоника, звенели балалайки. Маленький Борис жадно впитывал эту разнообразную народную музыку, которая на всю жизнь запечатлелась в его памяти.

В школьные годы будущий композитор жил в городе Канавино, в районе Нижнего. Вместе со своими сверстниками он часто посещал железнодорожный клуб «Спартак». В этом рабочем клубе обнаружились музыкальные способности мальчика: он выучился играть на мандолине, гитаре, балалайке и вскоре стал руководителем школьного струнного оркестра. Слух у него был отличный, и, научившись играть по слуху на рояле, он в 13—14 лет уже бойко импровизировал музыку для сопровождения немых кинофильмов. С улыбкой вспоминает сейчас Борис Андреевич свою трудную, но увлекательную работу в качестве киноиллюстратора: за три рубля он должен был в воскресный день проиллюстрировать 10—12 киносеансов. Под его музыку бешено мчались бесстрашные ковбои, ослепительный Гарри Пиль — знаменитый «король экрана» — совершал самые немыслимые кинематографические трюки. Работа в кино в известной мере обогатила музыкальную фантазию талантливого подростка, подготовив его к будущей композиторской деятельности.

Уже в стенах консерватории ярко проявились многообразные творческие способности Мокроусова. В консерватории он написал Симфонию с хором, Струнный квартет, Концерт для тромбона с оркестром, две оркестровые сюиты, начал работать над оперой «Чапаев». Первые песни Мокроусова были посвящены теме революционной борьбы трудящихся Запада: это «Песня зарубежного комсомола» (слова Е. Абросимова) и песня-плакат «Стальные роты» (слова Луис де Тапиа) — о героизме испанских республиканцев. В этих еще незрелых произведениях молодой композитор подражал общепринятому в то время стилю западных рабочих песен. Но вот в чудесной шуточной песенке «Милый мой живет в Казани» (слова В. Соловьева), которую Мокроусов написал в 1938 году в честь открытия канала Москва — Волга, выявились уже вполне своеобразные черты его музыкальной индивидуальности. В мелодии этой песни нетрудно было уловить живые отзвуки лукавых и чуть иронических волжских лирических припевок. Так постепенно расцветало большое и свежее дарование русского песенника, умеющего петь в унисон с широчайшими кругами простых людей своей Родины.

Баллада «Заветный камень» по праву вошла в фонд советской песенной классики. Композитор сумел показать в ней героизм, красоту души русских моряков, суровую романтику моря. Мокроусов в этой песне умело развил и обновил традиции старых матросских песен.

В том же 1942 году, вскоре после разгрома фашистских полчищ под Москвой, Мокроусов сочинил на слова поэта Алексея Суркова широко известную «Песню защитников Москвы». Она впервые прозвучала в документальном кинофильме, запечатлевшем первые радостные победы Советской Армии на полях Подмосковья. В этом чеканном и строгом марше было много общего с лучшими военными песнями 30-х годов. Песня полюбилась на фронте. Ее запели воины Советской Армии, сражавшиеся за независимость своей Родины. Подобно песне «Священная война» композитора А. В. Александрова, это произведение заключало в себе горячее стремление остановить и отбросить ненавистных захватчиков:

Много еще хороших песен написал Борис Мокроусов в годы Великой Отечественной войны. Трудные времена пережил он в Ленинграде, куда его командировали вместе с композитором Н. Будашкиным. В голодную и холодную блокадную зиму 1943 года им была создана музыка к пьесе «У стен Ленинграда», от которой сохранилась трогательная матросская песня «Море шумит» (слова В. Балашова и Вл. Карпова), написанная в характере непритязательного бытового вальса. Уже к концу войны была сочинена на слова А. Софронова прекрасная песня-хор «Ходят соколы» — о наших героях-летчиках, а также баллада для баса «Возвращение» (слова Л. Ошанина), рассказывающая о тревожных думах деревенской матери, ожидающей «сына-фронтовика; эту балладу. Мокроусов посвятил памяти своего брата Анатолия.

В послевоенные годы Борис Мокроусов завоевывает славу одного из самых популярных и любимых песенных авторов. Наибольшую известность приобрели его песни лирико-бытового характера — о любви и дружбе, о родной русской природе. Редко кому из композиторов удалось так чутко, с такой мягкой душевностью передать прелесть деревенской лирики поэта Михаила Исаковского, как это сумел сделать Мокроусов в песне «Одинокая гармонь». В задумчивой трехдольной мелодии, близкой к русскому бытовому романсу, живое трепетное чувство словно передается «от сердца к сердцу». В мягких, как бы тающих в ночном воздухе гармошечных переборах, в неторопливом, чуть грустном распеве запечатлено чистое молодое чувство, романтическая мечта. С удивительным мастерством композитор передал в музыке берущие за душу сердечные восклицания поэта:

Песня «Одинокая гармонь» открыла новую страничку в советской песенной лирике: при всей внешней простоте в ней почувствовалась тонкость и деликатность чувств, душевная красота нашей молодежи…

За «Одинокой гармонью» последовали новые лирические песни Мокроусова. Одни были игривые, улыбчивые, как «По мосткам тесовым» (слова А. Фатьянова) или «Песенка влюбленного пожарника» (слова С. Смирнова); другие — грустные, чувствительные, как «Осенние листья» (слова М. Лисянского); третьи были выдержаны в характере лирических частушек-страданий, как «Наговоры» (слова А. Фатьянова). Во всех рабочих пригородах нашей страны молодежь пела «Сормовскую лирическую» Мокроусова, написанную на слова Е. Долматовского, или его песни из фильма «Весна на Заречной улице». В них по-новому зазвучали традиционные мотивы русской «фабричной лирики».

И однако же было бы неверно ограничивать послевоенное творчество Мокроусова только областью чистой лирики. Много внимания уделяет он и высокой гражданской тематике. Очень хороши его патриотические песни-хоры о России, о Волге, о безбрежных просторах Родины. В них покоряет свобода и ширь мелодического дыхания, естественная связь с русской протяжной песенностью. Но при всей традиционности широких русских мелодий в этих песнях почти всегда можно обнаружить характерные изгибы мелодии или неожиданные ритмические обороты, свойственные индивидуальной творческой манере Мокроусова. Таковы и «Песня о родной земле» (слова О. Фадеевой), и «Песня о Волге» (слова С. Острового), и величавая песня «Широка ты, родная Россия» (слова А. Чуркина), удостоенная премии на Всероссийском конкурсе на лучшую хоровую и массовую песню о Советской России.

В послевоенные годы не прекращается живая творческая связь Мокроусова с родной Советской Армией, которой он так обязан как художник и гражданин. Неоднократно выезжал он для выступлений перед воинами в военные лагеря. Постоянно участвовал в конкурсах на лучшую оборонную песню. Премиями были отмечены его песни «Шли два друга» (слова А. Фатьянова), «Жди солдата» (слова С. Острового), «Два солдата» (слова Н. Глейзарова) и др. Много лет дружит композитор с Краснознаменным имени А.В. Александрова ансамблем песни и пляски Советской Армии. В содружестве с этим замечательным хоровым коллективом рождаются лучшие его оборонные песни, здесь они получают свое «боевое крещение». Так возникла одна из новых песен Мокроусова «Рассказ Власова Петра» (слова С. Васильева), представляющая собой целую игровую картинку в духе оперной сцены. В ней изображается бывалый советский воин, рассказывающий молодому пополнению о боевых делах Великой Отечественной войны. В армии очень полюбились походные песни Мокроусова, особенно «Жди солдата», привлекающая своим сердечным и благородным напевом. Эта песня согревает сердца солдат, возвышает их чувства, украшает и облегчает трудные дальние походы…

Лучшие песни Бориса Мокроусова глубоко и прочно вошли в быт армии и народа. Советские люди полюбили их за ясность и безыскусность формы, за неподдельную душевность и русскую национальную самобытность. Эти песни стали подлинно народными, запечатлев думы и настроения простых русских людей советской эпохи.

Литература о Б.А. Мокроусове:

  • Смыслова, Д. “Везде от нас ждали новой песни” [Текст] / Д. Смыслова // Красный Сормович. – 2016. – 18-24 марта (№ 10). – С. 9. – (Культура. Из истории нижегородского кино”).
  • Каржин, А. Незабытая мелодия : повествование о Борисе Мокроусове // Нижний Новгород. – 1998. – № 8. – С. 171-181. – Окончание. Нач. в № 1, 5.

Толкование

Мокроусов, Борис Андреевич
Борис Андреевич Мокроусов
image
Основная информация
Дата рождения

14 (27) февраля 1909(1909-02-27)

Место рождения

Канавино (сейчас в черте Нижнего Новгорода), Российская империя

Дата смерти

27 марта 1968(1968-03-27) (59 лет)

Место смерти

Москва, СССР

Страна

 СССР

Профессии

композитор

Награды

Борис Андреевич Мокроусов — советский композитор.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1948) за песни «Заветный камень», «Одинокая гармонь», «Песня о родной земле» и «Хороши весной в саду цветочки» . Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962 год).

Биография

Родился на окраине Нижнего Новгорода в посёлке Канавино. Играть научился в школьной самодеятельности, освоив балалайку, мандолину, гитару, а в 13 лет самостоятельно по слуху и фортепиано. Сочинять мелодии начал еще школьником. С 1924 г. подрабатывал тапёром в клубе железнодорожников. Учился в Нижегородском техникуме (1925-1929), на рабфаке Московской консерватории, а затем поступил на её композиторский факультет, который окончил в 1936 году.

Могила Бориса Андреевича на Новодевичьем кладбище Москвы

Б. А. Мокроусов — автор оперы «Чапаев» и популярной оперетты «Роза ветров» (1947), музыки к спектаклю и фильму «Свадьба с приданым», а также фильмам:

  • «Весна на Заречной улице»
  • «Где эта улица, где этот дом?»
  • «Неуловимые мстители»

и др.

Кроме перечисленных выше, он написал такие популярные песни, как:

  • «Заветный камень»
  • «Вологда»
  • «Вьётся вдаль тропа лесная»
  • «Когда поёт далёкий друг» (об Иве Монтане)
  • «Костры горят далекие»
  • «Милый мой живет в Казани»
  • «Море шумит»
  • «На крылечке твоём» («Свадьба с приданым»)
  • «Песенка фронтовых шоферов»
  • «Песня защитников Москвы»
  • «Сормовская лирическая»
  • «Осенние листья»

В области инструментальной музыки Мокроусов написал концерт для тромбона с оркестром, “Антифашистскую симфонию”, пьесы для фортепиано и др.

Память

25 апреля 2005 года на площади звезд у ГЦКЗ «Россия» состоялась закладка звезды Бориса Мокроусова[1].

мемориальная доска Б.А.Мокроусову по адресу Котельническая набережная, дом 1/15

См. также

Смотреть что такое “Мокроусов, Борис Андреевич” в других словарях:

  • МОКРОУСОВ Борис Андреевич — (1909 68) российский композитор. Опера Чапаев (2 редакция 1942; 3 редакция 1961), оперетта Роза ветров (1947), песни (св. 60), в т. ч. Заветный камень , Одинокая гармонь . Государственная премия СССР (1948) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мокроусов Борис Андреевич — [14(27).2.1909, Нижний Новгород, ныне Горький, 27.3.1968, Москва], советский композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962). В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. Автор оперы «Чапаев»… …   Большая советская энциклопедия

  • МОКРОУСОВ Борис Андреевич — (27.02.1909 1968), композитор. Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962). Автор опер («Чапаев»  1940), оперетт («Роза ветров»  1947), песен («Заветный камень», «Одинокая гармонь»). В кино с 1953 (первая работа «Свадьба с приданным»,… …   Энциклопедия кино

  • Мокроусов, Борис Андреевич — МОКРОУСОВ Борис Андреевич (1909 1968), композитор. Автор популярных советских песен (свыше 60), в том числе “Заветный камень” (1944), “Одинокая гармонь” (1947). Опера “Чапаев” (2 я редакция 1942, 3 я редакция 1961), оперетта “Роза ветров” (1947) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мокроусов Борис Андреевич — (1909 1968), композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962). Ученик Н. Я. Мясковского. Опера «Чапаев» (2 я ред., 1942; 3 я ред., 1961), оперетта «Роза ветров» (1947), песни (свыше 60), в том числе «Заветный камень», «Одинокая… …   Энциклопедический словарь

  • Мокроусов, Борис Андреевич — род. 27 февр. 1909 в Нижнем Новгороде, ум. 27 марта 1968 в Москве. Композитор, Засл. деят. иск. Чуваш. АССР (1962). В 1936 окончил Моск. конс. по кл. композиции Н. Я. Мясковского (ранее учился у B. А. Белого, Г. И. Литинского, А. Н. Александрова) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мокроусов Борис Андреевич — (1909, Нижний Новгород — 1968, Москва), композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962). Окончил (1936). Популярность завоевали песни Мокроусова, в том числе «Заветный камень», «Одинокая гармонь». В 1942 написана «Песня… …   Москва (энциклопедия)

  • МОКРОУСОВ — Борис Андреевич (1909 1968), композитор. Автор популярных советских песен (свыше 60), в том числе Заветный камень (1944), Одинокая гармонь (1947). Опера Чапаев (2 я редакция 1942, 3 я редакция 1961), оперетта Роза ветров (1947), музыка к… …   Современная энциклопедия

  • МОКРОУСОВ — Борис Андреевич (1909 68), композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962). Ученик Н.Я. Мясковского. Популярны его песни (св. 60), в т. ч. Заветный камень , Одинокая гармонь . Опера Чапаев (2 я редакция, 1942, 3 я редакция, I960,… …   Русская история

  • Мокроусов — Мокроусов  русская фамилия. Известные носители: Мокроусов, Алексей Васильевич (1887 1959) командующий партизанским движением в Крыму во время Великой Отечественной войны. Мокроусов, Борис Андреевич (1909 1968) советский композитор.… …   Википедия

27.02.2019 00:08 Примерное время чтения: 6 минут 6377 image Борис Андреевич Мокроусов во время работы. 1955 г. / Михаил Озерский / РИА Новости

Его песни исполняли Сергей Лемешев, Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Георг Отс, Аркадий Райкин и даже Ив Монтан. Знаменитый шансонье и актер выбрал две песни Мокроусова, к тому времени уже популярные в СССР. Первая «Далекий друг» — «Ami lointen» — была известна советскому зрителю в исполнении Марка Бернеса. Вторая — мелодия песни «Одинокая гармонь» — стала хитом Монтана «Joli mai» — «Прекрасный май» и звучала в аранжировке Мишеля Леграна. С Мокроусовым именно так чаще всего и работали: сначала он создавал музыку, а потом поэт писал стихи к ней. В то время обычно было наоборот. Но в случае с мелодиями Бориса Мокроусова именно музыка задавала тон.

image Статья по теме «Художнику нужна похвала». Секреты мастерства Максима Дунаевского Композитор много сотрудничал с самыми популярными советскими поэтами-песенниками: Исаковским, Долматовским, Лисянским, Лабковским, Глейзаровым, много чудесных произведений написано с большим другом мастера Алексеем Фатьяновым. Все работы Мокроусова пронизаны таким лиризмом, что его смело можно назвать Есениным от музыки. По словам Марка Лисянского, так называл себя и он сам: «Он мне всегда представлялся Сергеем Есениным в музыке». Благодаря искренности и непосредственности мотивов некоторые его песни со временем и вовсе стали считать народными. Многие никогда не забудут мелодии из фильмов «Свадьба с приданым», «Весна на Заречной улице», «Наши соседи», «Особый подход», «Неуловимые мстители». «Помню, отец говорил, что композитор Мокроусов писал музыку с такой душой, что наворачивались слезы… Также папа считал песню „Заветный камень“ Мокроусова о Великой Отечественной лучшим музыкальным произведением о войне», — рассказывал «АиФ» композитор Максим Дунаевский.

image Статья по теме Больше, чем «Зонтики». Чем запомнился композитор Мишель Легран? Мокроусов писал не только для кино или эстрады. Даже музыка, написанная для спектаклей, становилась популярной: «Ее можно было услышать в любом концерте, по радио, в автобусе, на улице, в поезде». Вышло иначе только с легендарной «Вологдой». Её народ полюбил лишь спустя два десятка лет. Написанная в 1956 году, тогда она прошла незамеченной, хотя её и исполняли прекрасные певцы Владимир Нечаев, Алексей Усманов. Популярность пришла лишь в 1970-е годы, когда «Вологда» попала в репертуар «Песняров». Как рассказывал участник ВИА Владимир Николаев, после первого исполнения «Вологды» в 1976 году на вечере в честь автора слов песни Михаила Матусовского грохнули такие аплодисменты, что «организаторы концерта даже растерялись». Овации не смолкают, публика кричит «браво, «бис». «И все это безобразие — в прямом эфире! Микрофоны не выключишь, телекамеры не отключишь… Поступила команда: „Пойте еще раз“. Мы спели. А публика не унимается!». Сам Матусовский объяснение нашел в подходящей обработке композиции: «После того, как Владимир Мулявин „поколдовал“ над песней, сделал инструментовку, где-то что-то „тронул“, она заискрилась, зазвенела, заулыбалась. „Песняры“ открыли в ней всю неповторимость мокроусовского дарования. И произошло её второе рождение».

Борис

Статья по теме Музыка эпохи. Как Шостакович написал свои самые известные симфонии прожил всего 59 лет. Его не стало 27 марта 1968 года, так вышло, что в тот же день погиб Юрий Гагарин, и страна скорбела о нем, а смерти композитора не заметила. Поговаривали, что так рано Мокроусов ушёл из-за тяги к спиртному. Мол, какой русский не любит погулять… Вспоминали, как Борис Андреевич чуть ли не за два дня прогулял Сталинскую премию (по тем временам огромные деньги). Получил он ее в 1948-м, что называется, по совокупности: за «Одинокую гармонь» и другие песни. Запросто мог бы купить машину или дачу, или вложиться в квартирный кооператив. А он… обустроился в какой-то деревенской забегаловке неподалёку от Дома творчества композиторов и угощал всех заходящих туда. И с каждым угощался сам.

«Когда я вспоминаю о Борисе Андреевиче Мокроусове, великом русском песеннике (я не преувеличиваю — великом!), перед глазами встаёт картина… — рассказывал режиссёр „Неуловимых“ Эдмонд Кеосаян. — Гроб… И некому поднять… Поднимали мы его со своими „неуловимыми“ — четверо пацанов 14-15-летних и я… Нет, не так должно было проводить в последний путь Бориса Андреевича Мокроусoва. Не так!».

Смотрите также:

  • Маршал песни Соловьев-Седой. Как сын дворника музыкой прославил свою страну →
  • Из России с любовью. Как наш хит в Британии «Битлз» победил →
  • Голос с Брайтон-Бич. Чем запомнился Вилли Токарев →

Композитор Эдуард Артемьев: «Страдание не заложено в нас» Триумф дилетанта. Римский-Корсаков задал формат мировой музыки XX века Эра Хренникова. Как глава Союза композиторов сумел спасти репутацию СССР «Он для меня — полубог». Последняя любовь Никиты Богословского Дважды воскресший. Война, тюрьма и любовь Михаила Танича

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий