Ингушский интеллигент Идрис Базоркин. Тридцатилетие осетинского святилища в Абхазии

Мастер пера

image

Роман стал для многих читателей первым учителем истории ингушского народа, представленной им ярко, образно и впечатляюще, пробуждая в каждом представителе ингушского народа чувство гордости и патриотизма. Его разбирали по страничкам, люди делились своими впечатлениями, дискуссировали по поводу того или иного поступка героев, которые прочно вошли в нашу жизнь, выйдя за рамки литературного произведения. Огромным, возвышающимся над всеми, умным, рассудительным и непревзойдённым стал и автор романа Идрис Базоркин, который посредством романа после долгих лет депортации и забвения дал людям надежду на счастливое будущее.

Запев романа

Конечно же, отдельного внимания заслуживает запев романа. Его по праву можно ставить в ранг отдельного произведения, глубокого по смыслу и по многозначности повествования, где лаконично и широко охвачена жизнь народа, с её трагическим и героическим прошлым, наполненным глубоким смыслом и содержанием.

Запев знакомит нас с эстетическими представлениями народа, историческим наследием предков, которое нашло своё отражение в трудах Страбона, Плиния и Моисея Хоренского, пишет автор. А как великолепно и образно раскрывает писатель величественную панораму Кавказа, заставляя волноваться любого, кто приступает к чтению этого произведения: «Снежные вершины и громады скал, от сотворения мира в хаосе поднявшиеся к небу, дремучие леса, кипящие потоки шумных рек, луга, охваченные радугой цветенья и ароматом трав».

В Запеве показаны и религиозные воззрения ингушей. Здесь же идеализируется и дружное сосуществование народов, живших в «стране былин по имени — Кавказ». Заканчивается запев верой в светлое будущее. Оно в национальном характере народа, в жизнеутверждающем начале отношения к жизни: радостное восприятие настоящего, пронизанное чувством торжества и оптимизма, с вытекающими отсюда назиданиями в форме афоризма: «Кто пристально глядит, тот видит очень много. Кто слушает, с тем время говорит».

Роман вышел в 1968 году, когда ещё теплилась в душах доверчивых горцев вера в то, что справедливость по отношении к ним будет окончательно восстановлена. Оптимизм же автора в Запеве был вызван стремлением поддержать веру народа в его счастливое будущее, прошедшего через тяжёлые испытания судьбы, будучи изгнанного из своих родных очагов в годы сталинских репрессий, и с большой надеждой взирающего на своё будущее. Но мечта нескольких тысяч семей вернуться к своим родным очагам, в Пригородный район, так и оставалась мечтой.

Народное признание и слава

В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, мысли о возвышенном. У ингушского народа это имя — Идрис Базоркин.

Власть не могла простить писателю всенародного признания и славы. Его произведения перестали выходить в свет, его отказывались печатать и приглашать на различные официальные мероприятия. Заканчивается такое отношение к писателю тем, что он в 1984 году в знак протеста отправляет в Политбюро ЦК КПСС свой партбилет.

Наступила новая эпоха, эпоха перестройки, обещающая перемены в жизни ингушского народа. Но они, как оказалось, не сулили нам ничего светлого.

Осенью 1992 года трагические события в Пригородном районе привели к изгнанию ингушского народа из родных мест проживания, в результате чего тысячи семей лишились имущества, многие потеряли своих родных и близких, многие до сих пор числятся без вести пропавшими. В те дни, в числе тысяч других ингушей, оказавшихся в заложниках, был и 82-летний Идрис Базоркин. Его квартира в центре Владикавказа была разграблена, личный архив, в том числе и рукописи неизданных книг, так и не был найден. Сам Идрис Базоркин под давлением общественности был освобождён через несколько дней. Но он так и не смог оправиться от очередного горя, постигшего его народ. После случившегося народный писатель потерял смысл жизни. Незадолго до смерти он просто перестал разговаривать. Ушёл через полгода, спокойно, тихо 31 мая 1993 года, унеся с собою в вечность боль за судьбу ингушского народа.

Похороны великого ингушского писателя состоялись 1 июня. В Насыр-Корте, где сейчас расположен стадион «Динамо», прошёл траурный митинг. Люди собрались, чтобы проститься с народным писателем, человеком, отдавшим всю свою жизнь служению народу. Выступающие один за другим говорили о заслугах писателя, о великой утрате, которую понёс ингушский народ, ингушская культура и всё российское писательское сообщество. После этого вертолёт, который уже ждал своего вылета, вместе с телом писателя и самыми близкими и дорогими ему людьми взметнулся в небо, унося с собой в горы символ целой эпохи. По земле траурную процессию не пропустили, ибо дорога лежала через Владикавказ, откуда полгода назад был изгнан патриарх ингушской литературы.

Похоронили Идриса Базоркина в родовом ауле Эгикал, где жили, трудились, любили и страдали герои его романа «Из тьмы веков».

Идрис Базоркин был глубоко народным писателем, потому как писал он душой народа. Он не поступался совестью и честью ни в жизни, ни в своих произведениях. Как никому другому, ему по заслугам дали в 1991 году орден Дружбы народов.

Наследие писателя

Сегодня мы обладатели великого наследия писателя, а это более 100 литературных произведений, среди которых главное место занимает непревзойдённый роман-эпопея «Из тьмы веков». Издан шеститомник трудов Идриса Базоркина, «Воспоминания об отце» дочери Азы Базоркиной. Роман «Из тьмы веков» остаётся востребованным и актуальным. Он стал частью нашей жизни, герои романа стали одними из нас, о которых мы говорим не как о художественных образах, а как об исторических личностях. Это уже говорит о величии и значимости писательского таланта.

В честь романа установлена четырёхметровая стела в Назрани, которую венчает раскрытая книга «Из тьмы веков». По роману на ингушских сценах ставятся лучшие спектакли. Именем Идриса нарекли не одно поколение мальчишек. В его честь названы улицы, его имя носит главный проспект года Назрани, именем Идриса Базоркина назван Ингушский государственный драматический театр.

Имя ингушского классика увековечено и в Болгарии. Его бюст, автором которого является скульптор Ибрагим Полонкоев, установлен наряду с именами выдающихся русских поэтов и писателей, таких как Лев Толстой, Александр Пушкин, а также писателями других национальностей и народов, создававших свои произведения на кириллице.

Добавить комментарий

15.06.2020 15:57 Примерное время чтения: 3 минуты 2970 Сюжет На одном языке image Бюст Идриса Базоркина установлен в Болгарии. Ингушский государственный драматический театр имени Идриса Базоркина Статья по теме Ожившие легенды Ингушетии. Древние башни стали декорациями для спектаклей Идрис Муртузович родился в 1910 году в родовом селе Базоркино (сейчас – село Чермен в РСО-Алания). Это село было основано предком писателя Мочхо Базоркиным, братом одного из первых ингушей-генералов царской армии Бунухо. Отец писателя Муртуз также был офицером, а мать Гретта – дочерью швейцарского инженера, работавшего во Владикавказе.

«Дедушка ещё в детстве был полиглотом: говорил на русском, ингушском, французском, польском, – рассказал внук писателя, драматург Микаэл Базоркин. – К сожалению, он рано осиротел: его отец не принял советскую власть и эмигрировал в Персию, а мать скончалась в 1923 году. Дед окончил медресе в родном селе и поступил в Ингушский педагогический техникум, где ему довелось учиться у известного профессора-лингвиста Михаила Немировского».

Преподаватели прочили Идрису Базоркину будущее языковеда, но он выбрал литературное творчество. Ещё в студенчестве он писал стихи для журнала «Красные ростки», а позже опубликовал несколько пьес и рассказов. В 1934 году его приняли в Союз писателей СССР. 

Народный певец Карачая. Как жил и о чём писал поэт Исмаил Семёнов

Главный роман

23 февраля 1944 года ингушей отправили в ссылку в Среднюю Азию. Идрис Базоркин попал в Киргизию, где работал администратором во Фрунзенском театре оперы и балета. В ссылке он начал собирать материал для романа «Из тьмы веков». Изначально он планировал написать трилогию: в первой книге собирался описать события, происходившие до революции 1917 года, во второй – от революции до Великой Отечественной войны, а в третьей – о судьбе героев во время войны и депортации, а также их возвращение на родину. 

Статья по теме Вывозил земляков на «Победе». О возвращении ингушей из ссылки снимут фильм Первый том вышел в свет 1968 году. 

«Все детали ингушского быта, описанные дедушкой, подлинные, – рассказал Микаэл Базоркин.  – Он беседовал со стариками, которые помнили те времена и рассказы своих предков, изучал место действия романа – горный аул Эгикал в Джейрахском районе, откуда происходят предки Базоркиных – Газдиевы. У всех персонажей романа были реальные прототипы, а образ главного героя Калоя  составлен из биографий двух человек».

Публикацию второй и третьей книг автор отложил до лучших времён, поскольку опасался советской цензуры, а потом, во время осетино-ингушского конфликта в 1992 году, рукописи пропали, их судьба до сих пор неизвестна.

Вдохновляет режиссёров и хореографов

Идрис Базоркин умер 31 мая 1993 года в Грозном, завещав потомкам похоронить его в Экигале. Те исполнили последнюю волю. Сейчас почти в каждом населённом пункте Ингушетии есть улица Базоркина. Его имя носят учреждения культуры, по его произведениям ставят спектакли и даже танцы, а на роман «Из тьмы веков» ссылаются как на исторический источник.

«Мы были очень близки с дедушкой, я даже называл его отцом, потому что родного папу не помню, – рассказал Микаэл Базоркин. – Дедушка привил мне любовь к народу и родине. Он разговаривал со мной, ребёнком, на равных, слушал мои рассказы о школьных делах так, будто они чрезвычайно интересны и важны, и всегда давал какой-нибудь полезный совет. Дедушка сформировал мой характер и личность и, можно сказать, до сих пор мне помогает. Когда я не знаю, как поступить, я прихожу на его могилу и рассказываю о своих поступках и мыслях, пытаясь понять, что он посоветовал бы мне, как отреагировал бы».

Танцы из тьмы веков. Ингушский ансамбль хранит традиции предков

Следующий материал

Родился 15 июня 1910 года в селении Базоркино бывшего Назрановского округа в семье военного. С четырех лет лишившись отца, жил с матерью и старшим братом, занимавшимися сельским хозяйством. Первоначальное образование получил в младшем подготовительном классе гимназии в городе Владикавказе (теперь – Орджоникидзе), но гражданская война прервала учебу: в 1919 году деникинцы сожгли родное село и дом, разграбили имущество. После этого учился в хужери родного села – религиозном учебном заведении средневекового типа. События из жизни этих лет легли потом в основу одного из первых рассказов Базоркина («Бо-аньгь»). Но этот период учебы продлился недолго. В 1923 году умерла мать, и брат, поступив работать на завод, переезжает жить в город Орджоникидзе. Здесь в 1924 году Базоркин начинает учебу на подготовительном отделении Ингушского педагогического техникума, где и был принят в первый ингушский пионерский отряд. В 1926 году вступил в комсомол, был членом бюро комсомольской организации. Здесь же, обучаясь в техникуме, в 1927 году начал писать стихи, большинство из которых помещались в стенгазете или рукописном журнале «Красные ростки», организованном преподавателями Викторией Константиновной Абрамовой и Темботом Дордагановичем Бековым.

B 1928 году на 2-м курсе педагогического техникума учащиеся изучали «Шинель» Н. В. Гоголя. Было дано задание описать подобный случай из жизни. И. Базоркин создал свой первый рассказ под названием «Несчастье», который по рекомендации дирекции техникума появился в газете «Сердало».

В 1930 году, окончив педагогический техникум, он поступил на впервые организованное в этом году общественно-литературное отделение 2-го Северокавказского педагогического института.

В 1932 году, еще будучи студентом, совместно с М. Шадиевым написал учебник для 1 класса «Юный пионер», преподавал на различных учебных курсах.

В 1933 году с Амалитом Ахриевым и Ахметом Озиевым написал букварь для сельских школ. В этом же году окончил институт и работал учителем в школе селения Редант, а затем и преподавателем Ингушского педагогического техникума.

В 1934 году выпустил первый сборник стихов и рассказов «Назманч».

В этом же году Базоркин как делегат от Чечено-Ингушской организации участвовал в работе I Всесоюзного съезда советских писателей. С 1934 года он член Союза писателей.

1934 и 1935 годы вместе с Чечено-Ингушской театральной студией провел в театре имени Шота Руставели в Тбилиси. В те же годы начал работу над своей первой пьесой «На заре». Сразу по возвращении в город Орджоникидзе читал ее коллективу Осетинского государственного драматического театра, который взялся работать над ней и в 1938 году осуществил ее постановку на сцене своего театра. Кстати, она явилась первой многоактной пьесой ингушского писателя, написанной об ингушах и поставленной профессиональным театром. К тому же это была не только первая героическая драма из жизни ингушского народа, но и первая пьеса чечено-ингушского драматурга, поставленная в переводе на языки братских народов СССР, В том же 1938 году И. Базоркин был приглашен на должность заведующего литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра в город Грозный. Здесь начал работать над семейно-бытовой драмой «Тамара», в основу которой легли достоверные факты, имевшие место в одном из селений республики и рассказанные одной из горянок, которая училась на курсах. Первый вариант пьесы был закончен уже в 1938 году, но писатель продолжал работать над ней. Эта пьеса была поставлена 10 апреля 1941 года и с тех пор не сходит со сцены.. Успех этой пьесы и ее жизненность определяются не только тем, что в ней впервые в чечено-ингушской драматургии так остро поднимались вопросы классовых взаимоотношений людей села периода 20-30-х годов и проблемы борьбы с пережитками прошлого, которые ставили женщину-горянку в тяжелые условия, но и тем гуманистическим пафосом, которым она пронизана.

Началась Великая Отечественная война. Пятого августа бригада Чечено-Ингушского государственного драматического театра выехала в районы республики, имея в своем репертуаре только что написанную писателем одноактную пьесу «В эти дни», в которой драматург страстно призывал народ сплотиться воедино, мобилизовать все силы на отпор врагу.

В октябре этого же года драматург написал другую одноактную пьесу из трех картин под названием «Капитан Ибрагимов, или Мой ответ» – о героических делах одного из воинов-земляков. В самый тяжелый для нашей армии момент в ней предвещался неминуемый перелом в ходе войны, который должен был наступить, предвиделась неизбежность приказа о контрнаступлении. Этой мыслью жил тогда весь советский народ, а потому, когда 6 ноября 1941 года после торжественного собрания, посвященного Великой Октябрьской социалистической революции, в республиканском русском театре имени М. Ю. Лермонтова зрители увидели постановку этой пьесы и услышали в ней слова приказа о контрнаступлении, они встретили их с большим воодушевлением.

В середине 1942 года писатель закончил многоактную пьесу «Рождение ненависти», тема которой была подсказана автору многочисленными примерами патриотических поступков простых советский людей. Благодаря своей идейной направленности и актуальности и эта пьеса драматурга имела большой общественный резонанс. Больше того, она и до сего времени остается одним из самых значительных произведений чечено-ингушской литературы о периоде Великой Отечественной войны. А образ капитана Ибрагимова, вобравшего в себя лучшие черты многих героев-патриотов чеченцев и ингушей, отдавших свою жизнь за честь и свободу нашей родины, является одним из лучших и значительных образов литературы тех лет.

В эти же годы И. Базоркин написал ряд очерков, рассказов и публицистических статей о зверствах и насилиях фашистов в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Все эти материалы публиковались в газетах «Грозненский рабочий», «Сердало» и «Ленинский путь», звучали по радио. Часть из них в 1943 году вошла в книги «В бой», «Не простим».

И не случайно знакомившийся с работой писателей республики один из известных советских прозаиков П. Павленко в 1942 году писал: «Стихи чечено-ингушских поэтов звучали по радио ежедневно. Имена Яндиева и Базоркина появлялись по радио, в печати и в устных выступлениях так часто, что, казалось, они работали без отдыха. Как ни расценивать качество этих произведений, создаваемых почти мгновенно, в расчете на нужды одного- двух – трех дней, придется признать, что их влияние было тогда велико, их роль была чрезвычайно значительна, а качество измерялось в те дни, главным образом, современностью и остротою лозунга, призыва».

За активную работу в области развития литературы в дни Великой Отечественной войны Указом от 30 июня 1943 года И. Базоркин награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

После 1944 года писатель работал в системе управления искусств Киргизской ССР и в Киргизском театре оперы и балета.

В 1949 году написал пьесу «Операция», за которую на республиканском конкурсе в Киргизии получил поощрительную премию. Напечатана же она была только восемь лет спустя в журнале «Литературный Киргизстан». В 1957 году писатель возвратился в город Грозный. В июне этого года написал первую в ингушской литературе современную сказку для детей «Куни». В октябре составил первый репертуарный сборник для кружков художественной самодеятельности на ингушском языке, написал биографический очерк «Путь артиста».

С 1958 года И. Базоркин переходит к созданию более крупных произведений. В этом же году по материалам гражданской войны в Ингушетии он пишет историческую повесть «Призыв», в основу которой положил события, происшедшие в начале 1918 года в городе Владикавказе.

Значительны заслуги писателя И. Базоркина и в развитии кинодраматургии. В июне 1958 года он первым в чечено-ингушской литературе написал киносценарий «Труд и розы», по которому азербайджанской киностудией был снят фильм «Я буду танцевать». За эту работу в 1963 году был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР. В 1966 году Базоркиным написан новый киносценарий и пьеса под названием «Дороги любви» – о тружениках села.

Недавно он закончил работу над первой книгой романа об историческом прошлом своего народа «Из тьмы веков». Много у него и новых творческих замыслов.

В настоящее время писатель принимает самое активное участие в жизни писательской организации республики.

Несколько лет подряд был секретарем партийной организации Союза писателей ЧИАССР, а сейчас – член правления.

Член КПСС с 1944 года.

Член ССП с 1934 года.

Произведения И. М. Базоркина

на ингушском языке

  • Сатоссаш. ГIалгIайче. 1919-rIa шу. 7 суртах латта драма Шолжа-гIала, НохчгIалгIпачхьалкхиздат,» 193.9.
  • Сатоссучу хенахь. ГIалгIайчохь 1919-чу шарахь. Драма  суртехь. Соьлжа-гIала, НохчгIалгIпачхьалкхиздат, 1940.
  • Куни. Берашта дола дувцар-фаьлг. Грозный, Нохч-ПадгIай книжни издательство; 1958.
  • ТIахьехам. Повесть. Грозный, Нохч-Палг1ай книжни издательство, 1958.
  • Сочииеней гуллам. Т. I. Драмаш. Дешхьалхе О. Мальсагова. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1960.
  • Сочиненей гуллам. Т II. Повесташи, дувцараши, очеркаши. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1961.

на русском языке

  • Назманч. Стихи и рассказы. Вступительная статья О. Мальсагова. Орджоникидзе, изд-во «Сордало», 1934.
  • Кремневый пистолет. Рассказ. Грозный, Чечинггосиздат, 1940.
  • В бой. Очерки. Грозный, Чечинггосиздат, 1943.
  • Не простим. Рассказ и очерки. Грозный, Чечинггосиздат, 1943.
  • Куни. Рассказ-сказка. Для младшего школьного возраста. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1958.
  • Путь артиста. Очерк. О танцовщике М. А. Эсамбаеве. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1958.
  • Путь артиста. Очерк. Издание второе. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1958.
  • Призыв. Избранное. Вступительная статья В. Харчевникова. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1962.
  • Кунн и кот. Рассказ. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1964.
  • Призыв. Избранное. Вступительная статья В. Харчевникова. Издание второе. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965.
  • Дороги любви. Повести. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1966.
  • Из тьмы веков. Роман. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1968.

О творчестве И. М. Базоркина

на ингушском языке

  • Мальсагов О. А. Базоркина говзаме йоазош. «Сердало», 1961, 21 сентябрь.
  • Мальсагов О. А. Базоркина Муртаза Идриса говзаме йоазош. В кн. «Турпала тIом», Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1962.
  • Паров С. «Тамара» – Наьсарен халкъа театра сцена тIа. «Сердало», 1966, 10 февраля.
  • Яблокова Г. И. Безама наькъаш. «Лоаман Iyfipe», 1968, № 1.
  • Костоев А. ПалгIай кхалсага сий (Базоркин Идриса «Тамара» яхача пьесах). «Лоаман Iуйре», 1968, № 2.

на русском языке

  • Кречетова Е. «Тамара». (Спектакль в Чечено-Ингушском театре). – «Грозненский рабочий», 1942, 25 апреля.
  • Кречетова Е. «Рождение ненависти». (Новая пьеса И. Базоркина). – «Грозненский рабочий», 1942, 2 августа.
  • Павленко П. На Северном Кавказе. – «Литература и искусство», 1943, 12 июня. (О И. Базоркине и Дж. Яндиеве).
  • Магоматов А. «Тамара». – «Грозненский рабочий», 1960, 22 июня.
  • Мальсагов О. А. Творчество И. М. Базоркина. – Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 3. вып. 3. Литературоведение. Грозный, 1962.
  • Емельянов А. Солнце в каждом доме. – «Литературная Россия», 1963, 5 апреля.
  • Полонская Е. Мысль, чувство, поэзия… – «Грозненский рабочий», 1963, 14 июня.
  • Чеботарева В., Чентиева М. «Призыв». – Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 4, вып. 3. Вопросы чечено-ингушской литературы. Грозный, 1964. Полонская Е. Слово к современникам. Заметки о романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков». – «Грозненский рабочий», 1968, 6 ноября.
  • Кандиев Б. Перо талантливого писателя. – «Комсомольское племя», 1968, 16 ноября.

Из книги А. У. Мальсагова и Х. В. Туркаева «Писатели советской Чечено-Ингушетии». 1969 г.

Идрис Муртузович Базоркин (ингуш. Базоркин Идрис Муртуза воI; 15 июня 1910, село Базоркино, Назрановский округ, Терская область — 31 мая 1993, Назрань, Ингушетия) — ингушский советский писатель, поэт и драматург. Родился 15 июня 1910 года в селении Базоркино бывшего Назрановского округа в семье военного. С четырех лет лишившись отца, жил с матерью и старшим братом, занимавшимися сельским хозяйством. Первоначальное образование получил в младшем подготовительном классе гимназии в городе Владикавказе (теперь – Орджоникидзе), но гражданская война прервала учебу: в 1919 году деникинцы сожгли родное село и дом, разграбили имущество. После этого учился в хужери родного села – религиозном учебном заведении средневекового типа. События из жизни этих лет легли потом в основу одного из первых рассказов Базоркина («Бо-аньгь»). Но этот период учебы продлился недолго. В 1923 году умерла мать, и брат, поступив работать на завод, переезжает жить в город Орджоникидзе. Здесь в 1924 году Базоркин начинает учебу на подготовительном отделении Ингушского педагогического техникума, где и был принят в первый ингушский пионерский отряд. В 1926 году вступил в комсомол, был членом бюро комсомольской организации. Здесь же, обучаясь в техникуме, в 1927 году начал писать стихи, большинство из которых помещались в стенгазете или рукописном журнале «Красные ростки», организованном преподавателями Викторией Константиновной Абрамовой и Темботом Дордагановичем Бековым.

B 1928 году на 2-м курсе педагогического техникума учащиеся изучали «Шинель» Н. В. Гоголя. Было дано задание описать подобный случай из жизни. И. Базоркин создал свой первый рассказ под названием «Несчастье», который по рекомендации дирекции техникума появился в газете «Сердало».

В 1930 году, окончив педагогический техникум, он поступил на впервые организованное в этом году общественно-литературное отделение 2-го Северокавказского педагогического института.

В 1932 году, еще будучи студентом, совместно с М. Шадиевым написал учебник для 1 класса «Юный пионер», преподавал на различных учебных курсах.

В 1933 году с Амалитом Ахриевым и Ахметом Озиевым написал букварь для сельских школ. В этом же году окончил институт и работал учителем в школе селения Редант, а затем и преподавателем Ингушского педагогического техникума.

В 1934 году выпустил первый сборник стихов и рассказов «Назманч».

В этом же году Базоркин как делегат от Чечено-Ингушской организации участвовал в работе I Всесоюзного съезда советских писателей. С 1934 года он член Союза писателей.

1934 и 1935 годы вместе с Чечено-Ингушской театральной студией провел в театре имени Шота Руставели в Тбилиси. В те же годы начал работу над своей первой пьесой «На заре». Сразу по возвращении в город Орджоникидзе читал ее коллективу Осетинского государственного драматического театра, который взялся работать над ней и в 1938 году осуществил ее постановку на сцене своего театра. Кстати, она явилась первой многоактной пьесой ингушского писателя, написанной об ингушах и поставленной профессиональным театром. К тому же это была не только первая героическая драма из жизни ингушского народа, но и первая пьеса чечено-ингушского драматурга, поставленная в переводе на языки братских народов СССР, В том же 1938 году И. Базоркин был приглашен на должность заведующего литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра в город Грозный. Здесь начал работать над семейно-бытовой драмой «Тамара», в основу которой легли достоверные факты, имевшие место в одном из селений республики и рассказанные одной из горянок, которая училась на курсах. Первый вариант пьесы был закончен уже в 1938 году, но писатель продолжал работать над ней. Эта пьеса была поставлена 10 апреля 1941 года и с тех пор не сходит со сцены.. Успех этой пьесы и ее жизненность определяются не только тем, что в ней впервые в чечено-ингушской драматургии так остро поднимались вопросы классовых взаимоотношений людей села периода 20-30-х годов и проблемы борьбы с пережитками прошлого, которые ставили женщину-горянку в тяжелые условия, но и тем гуманистическим пафосом, которым она пронизана.

Началась Великая Отечественная война. Пятого августа бригада Чечено-Ингушского государственного драматического театра выехала в районы республики, имея в своем репертуаре только что написанную писателем одноактную пьесу «В эти дни», в которой драматург страстно призывал народ сплотиться воедино, мобилизовать все силы на отпор врагу.

В октябре этого же года драматург написал другую одноактную пьесу из трех картин под названием «Капитан Ибрагимов, или Мой ответ» – о героических делах одного из воинов-земляков. В самый тяжелый для нашей армии момент в ней предвещался неминуемый перелом в ходе войны, который должен был наступить, предвиделась неизбежность приказа о контрнаступлении. Этой мыслью жил тогда весь советский народ, а потому, когда 6 ноября 1941 года после торжественного собрания, посвященного Великой Октябрьской социалистической революции, в республиканском русском театре имени М. Ю. Лермонтова зрители увидели постановку этой пьесы и услышали в ней слова приказа о контрнаступлении, они встретили их с большим воодушевлением.

В середине 1942 года писатель закончил многоактную пьесу «Рождение ненависти», тема которой была подсказана автору многочисленными примерами патриотических поступков простых советский людей. Благодаря своей идейной направленности и актуальности и эта пьеса драматурга имела большой общественный резонанс. Больше того, она и до сего времени остается одним из самых значительных произведений чечено-ингушской литературы о периоде Великой Отечественной войны. А образ капитана Ибрагимова, вобравшего в себя лучшие черты многих героев-патриотов чеченцев и ингушей, отдавших свою жизнь за честь и свободу нашей родины, является одним из лучших и значительных образов литературы тех лет.

В эти же годы И. Базоркин написал ряд очерков, рассказов и публицистических статей о зверствах и насилиях фашистов в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Все эти материалы публиковались в газетах «Грозненский рабочий», «Сердало» и «Ленинский путь», звучали по радио. Часть из них в 1943 году вошла в книги «В бой», «Не простим».

И не случайно знакомившийся с работой писателей республики один из известных советских прозаиков П. Павленко в 1942 году писал: «Стихи чечено-ингушских поэтов звучали по радио ежедневно. Имена Яндиева и Базоркина появлялись по радио, в печати и в устных выступлениях так часто, что, казалось, они работали без отдыха. Как ни расценивать качество этих произведений, создаваемых почти мгновенно, в расчете на нужды одного- двух – трех дней, придется признать, что их влияние было тогда велико, их роль была чрезвычайно значительна, а качество измерялось в те дни, главным образом, современностью и остротою лозунга, призыва».

За активную работу в области развития литературы в дни Великой Отечественной войны Указом от 30 июня 1943 года И. Базоркин награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

После 1944 года писатель работал в системе управления искусств Киргизской ССР и в Киргизском театре оперы и балета.

В 1949 году написал пьесу «Операция», за которую на республиканском конкурсе в Киргизии получил поощрительную премию. Напечатана же она была только восемь лет спустя в журнале «Литературный Киргизстан». В 1957 году писатель возвратился в город Грозный. В июне этого года написал первую в ингушской литературе современную сказку для детей «Куни». В октябре составил первый репертуарный сборник для кружков художественной самодеятельности на ингушском языке, написал биографический очерк «Путь артиста».

С 1958 года И. Базоркин переходит к созданию более крупных произведений. В этом же году по материалам гражданской войны в Ингушетии он пишет историческую повесть «Призыв», в основу которой положил события, происшедшие в начале 1918 года в городе Владикавказе.

Значительны заслуги писателя И. Базоркина и в развитии кинодраматургии. В июне 1958 года он первым в чечено-ингушской литературе написал киносценарий «Труд и розы», по которому азербайджанской киностудией был снят фильм «Я буду танцевать». За эту работу в 1963 году был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР. В 1966 году Базоркиным написан новый киносценарий и пьеса под названием «Дороги любви» – о тружениках села.

Недавно он закончил работу над первой книгой романа об историческом прошлом своего народа «Из тьмы веков». Много у него и новых творческих замыслов.

В настоящее время писатель принимает самое активное участие в жизни писательской организации республики.

Несколько лет подряд был секретарем партийной организации Союза писателей ЧИАССР, а сейчас – член правления.

Член КПСС с 1944 года.

Член ССП с 1934 года.

Произведения И. М. Базоркина

на ингушском языке

Сатоссаш. ГIалгIайче. 1919-rIa шу. 7 суртах латта драма Шолжа-гIала, НохчгIалгIпачхьалкхиздат,» 193.9. Сатоссучу хенахь. ГIалгIайчохь 1919-чу шарахь. Драма суртехь. Соьлжа-гIала, НохчгIалгIпачхьалкхиздат, 1940. Куни. Берашта дола дувцар-фаьлг. Грозный, Нохч-ПадгIай книжни издательство; 1958. ТIахьехам. Повесть. Грозный, Нохч-Палг1ай книжни издательство, 1958. Сочиненей гуллам. Т. I. Драмаш. Дешхьалхе О. Мальсагова. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1960. Сочиненей гуллам. Т II. Повесташи, дувцараши, очеркаши. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1961. на русском языке

Назманч. Стихи и рассказы. Вступительная статья О. Мальсагова. Орджоникидзе, изд-во «Сордало», 1934. Кремневый пистолет. Рассказ. Грозный, Чечинггосиздат, 1940. В бой. Очерки. Грозный, Чечинггосиздат, 1943. Не простим. Рассказ и очерки. Грозный, Чечинггосиздат, 1943. Куни. Рассказ-сказка. Для младшего школьного возраста. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1958. Путь артиста. Очерк. О танцовщике М. А. Эсамбаеве. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1958. Путь артиста. Очерк. Издание второе. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1958. Призыв. Избранное. Вступительная статья В. Харчевникова. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1962. Кунн и кот. Рассказ. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1964. Призыв. Избранное. Вступительная статья В. Харчевникова. Издание второе. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965. Дороги любви. Повести. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1966. Из тьмы веков. Роман. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1968.

Идрис Базоркин
Байсаранаькъан Идрис
Дата рождения 29 (15) июня 1910(1910-06-15)
Место рождения с. Базоркино, Назрановский округ, Терская область, Российская империя
Дата смерти 31 мая 1993(1993-05-31) (82 года)
Место смерти Назрань, Ингушетия, Россия
Гражданство image СССРimage Россия
Род деятельности прозаик, поэт, драматург
Язык произведений ингушский, русский
Награды image

Идрис Муртузович Базоркин (ингуш. Байсаранаькъан Муртаза Идрис[1]; 15 июня 1910, село Базоркино, Назрановский округ, Терская область — 31 мая 1993, Назрань, Ингушетия) — ингушский советский писатель, поэт и драматург, общественный деятель.

Биография и творческая деятельность

Родился в родовом селе Базоркиных, так же известном как «Мочкий-Юрт», которое было основано братом деда писателя — Мочко Базоркиным (ныне — село Чермен Пригородного района Северной Осетии).

Фамилия Базоркиных принадлежит к роду Газдиевых из селения Эгикхал в горной Ингушетии. Дед писателя, брат основателя села Базоркино — Бунухо, был одним из первых ингушей-генералов царской армии. Он воспитал шестерых сыновей, которые, получив хорошее по тем временам образование, стали впоследствии представителями ингушской интеллигенции. Отец писателя, Муртуз-Али — третий сын генерала Бунухо Базоркина, был офицером царской армии. Не желая присягать новому режиму, в годы Гражданской войны он эмигрировал в Персию, где и умер в 1924 году; в результате чего будущий литератор остался круглым сиротой. Мать писателя, Гретта, дочь швейцарцского инженера Луи де-Ратце (Louis de Ratzé), работавшего во Владикавказе, привила Идрису основы русской и западно-европейской культур. Она умерла в 1923 году во Владикавказе, не решившись на эмиграцию вместе с мужем. Сначала Идрис учился в подготовительном классе гимназии во Владикавказе, но в связи с послереволюционными беспорядками, вынужден был продолжить дальнейшую учёбу в медресе своего родного села.

В 1924 году Базоркин поступает на подготовительное отделение Ингушского педагогического техникума во Владикавказе. Учась в техникуме, Идрис впервые стал пробоваться в литературе — писать стихи для рукописного журнала «Красные ростки».

Одним из преподавателей Идриса Базоркина был профессор-лингвист Немировский Михаил Яковлевич. Он предложил студенту стать его учеником и наследником. Для этого Идрису нужно было оставить мысли о будущей литературной деятельности и целиком посвятить себя языкознанию. Но будущий писатель отказался, так как уже тогда всерьез собирался связать свою жизнь с литературой. В 1930 году, после окончания педагогического техникума Базоркин поступает на общественно-литературное отделение Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе. В эти годы Идрис пишет рассказы, пьесы, стихи и статьи. В 1932 году Базоркин в соавторстве с Мухарбеком Шадиевым издает учебник ингушского языка для 1 класса сельских школ. Рисунки к изданию были сделаны также Базоркиным. В 1932—1934 гг. Идрис совмещает учёбу во Владикавказе с работой учителем в селах горной Ингушетии. В 1934 году в Ингушском национальном издательстве «Сердало» («Свет») во Владикавказе (Орджоникидзе) выходит сборник стихов и рассказов Базоркина «Назманч» («Певец»). В том же году Базоркина принимают в только что образованный Союз писателей СССР[2].

В 1934—1935 годах в городе Грозном начинает работу Чечено-Ингушская театральная студия, вместе с членами которой Базоркин проходит стажировку в Тбилисском государственном театре имени Шота Руставели. В 1935—1938 годы литератор работает завучем педагогического рабфака в Орджоникидзе.

В 1937 году из-под пера Базоркина выходит первая в ингушской литературе многоактная пьеса «На заре», в которой рассказывается о борьбе с белогвардейцами на Северном Кавказе в 1919 году. В 1938 году она, в переводе на осетинский язык А. Токаева, ставится в Северо-Осетинском государственном театре.

В 1938 году, уже после слияния Ингушетии с Чечней (1934 год), Базоркин, как и практически все представители ингушской интеллигенции, перебирается из Орджоникидзе, бывшего в то время центром и Ингушетии и Северной Осетии, в город Грозный. Там он работает заведующим литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра. С началом Великой Отечественной войны главной темой творчества Базоркина становится тема борьбы против фашизма и победы над врагом. В 1943 году писатель решает перейти исключительно на литературную работу.

23 февраля 1944 года ингуши были депортированы в Северный Казахстан и Среднюю Азию (см. Депортация чеченцев и ингушей). Таким образом писатель попал в Киргизию. Работал администратором во Фрунзенском театре оперы и балета. Писать и печататься сосланным литераторам в то время было запрещено, поэтому Базоркин занимается сбором материала для своих произведений, надеясь на дальнейшую реабилитацию.

В 1956 году, во главе группы представителей чеченской и ингушской интеллигенции писатель прибыл в Москву для встречи с руководителями государства, в результате чего находит решение вопрос о реабилитации репрессированных народов. В 1957 году Идрис возвращается в Грозный. В 1958 году он пишет первую в ингушской литературе приключенческую повесть «Призыв». В её основу легли реальные события времен Гражданской войны в городе Владикавказе в начале 1918 года: горстка ингушей из расформированной «Дикой дивизии» в доме Симонова в центре Владикавказа охраняет военное имущество своего полка от наступающих сил белогвардейцев. Только прибывший на подмогу отряд героя Гражданской войны Хизира Орцханова спасает их от гибели в полузатопленном подвале. Также рассказывается о Хамиде Котиеве, как он 14-летним подростком вместе со старшими братьями Даудом и Ахметом ожесточенно сражался с врагами.

Во время работы во Фрунзенском театре оперы и балета Идрис наблюдал становление будущего известного хореографа Махмуда Эсамбаева. Биография Эсамбаева легла в основу очерка Базоркина «Труд и розы», который в свою очередь послужил основой сценария к фильму «Я буду танцевать!». Фильм был снят в 1963 году на студии «Азербайджанфильм» , Махмуд Эсамбаев сыграл в нём роль самого себя; кроме него в фильме сыграли известные артисты Владимир Тхапсаев, Лейла Абашидзе и др.

В 1960 году выходит двухтомное избранное собрание сочинений Идриса Базоркина на ингушском языке (произведения, написанные Базоркиным на русском языке и вошедшие в двухтомник, были переведены на ингушский язык самим автором); в 1963 году выходит его однотомник на русском языке.

Создание романа «Из тьмы веков»

В своей записной книжке Базоркин пишет:

«15 февраля 1963 года, закончив все со своим литературным „прошлым“, издав два тома на ингушском языке, один — на русском, и завершив дело с созданием фильма — приступил к систематизации накопленного для романа материала».

Уединившись на казённой даче в Джейрахском ущелье, Базоркин начинает писать роман-эпопею «Из тьмы веков», который стал делом жизни писателя.

Во время выхода романа в свет в 1968 году Базоркин переезжает на постоянное место жительства в Орджоникидзе.

Возникло мнение о романе «Из тьмы веков», как об энциклопедии жизни ингушского народа, хотя автор отказывается от такого определения:

«Книга эта — не энциклопедия жизни ингушского народа за минувшее столетие. В ней пойдет речь о становлении личности, о борьбе характеров в условиях значительных исторических событий…

…Это заставило меня думать, что я должен всем этим поделиться с современниками и теми писателями, которые будут узнавать нас уже издалека».

Действие романа начинается с 60-х годов XIX века, и в первых пяти главах не выходит за пределы горной Ингушетии. В 6 — 9 главах действия выходят за пределы Ингушетии и разворачиваются на широком поле: Владикавказ, Петроград, Пруссия и т. д. Хотя в романе исторических лиц немного (абрек Зелимхан, Мусса Кундухов, Георгий Цаголов, Сергей Киров и ещё несколько), «Из тьмы веков» воспринимается как исторический роман. Базоркин в характерном ему стиле подробно описывает быт, нрав, обычаи, ритуалы того периода, когда ингушский народ в своем большинстве ещё придерживался язычества. Характерны в этом контексте образы жреца Эльмурзы и муллы Хасан-Хаджи. Многие критики в описании языческих обрядов видели восхищение ими автора, чуть ли не их идеализацию. Другие объясняли это стремлением автора к достоверности в изображении этих событий. Центральная фигура романа — Калой. Через отношение к нему и его отношение к другим выявляется значимость большинства персонажей романа, показывается их характер.

Роман, как и большинство других произведений автора, написан на русском языке, поэтому вопрос об отнесении этого произведения Базоркина к ингушской литературе, а не советской, до сих пор является дискуссионным. Восторженные отклики о романе писали такие критики как Нафи Джусойты, Аза Хадарцева, Удзият Далгат, Григорий Ломидзе и др.

В конце 1972 года Базоркин инициировал коллективное письмо в ЦК КПСС, в котором поставил вопрос о возвращении Пригородного района Северной Осетии под юрисдикцию Чечено-Ингушской АССР. В январе 1973 года в городе Грозном был организован митинг ингушей в поддержку этого ходатайства. Организаторов митинга и вместе с ними Идриса Базоркина обвинили в национализме, Базоркин был исключен из рядов КПСС, его книги изъяты из библиотек, а имя вычеркнуто из учебников и хрестоматий.

Судьба продолжения романа

Писатель планировал написать продолжение романа. По его замыслу роман-эпопея должен был состоять из трех книг: первая — «Из тьмы веков» — заканчивается 1918 годом; вторая, под условным названием «Обитатели башен», должна была закончиться на событиях 1941 года, а третья — «Тайна замка Ольгетты» — до 1958 года, когда ингуши возвращаются из ссылки.

Ко второй и третьей книгам уже были готовы заготовки, очерчены основные сюжетные линии, написаны характеристики и некоторые диалоги. Две главы второй книги романа писатель напечатал в 1982 году в газете «Грозненский рабочий», под названием «Великое горение». Одним из сюжетов этих глав является диалог Владимира Ленина и Магомеда Яндарова, который направлялся на Северный Кавказ в качестве Чрезвычайного комиссара Юга России (позже его сменил Г. К. Орджоникидзе). Для изображения образа вождя революции необходимо было получить особое разрешение партийного руководства. Встреча Ленина с Яндаровым не была зафиксирована документально, хотя Базоркин логически предполагал, что она имела место. Таким образом, партийно-пропагандистская проверка тормозила работу над продолжением романа. История с первыми главами из продолжения романа дала понять писателю, что дальнейшая работа над ним будет сопряжена с ещё большей цензурой: ведь ему предстояло освещать запрещенные страницы истории Гражданской войны, коллективизации, депортации народов в годы ВОВ. Поэтому автор решил не писать продолжение романа до лучших времен.

Последние годы и смерть

Во время осетино-ингушского этнического конфликта в Пригородном районе Северной Осетии и во Владикавказе в октябре-ноябре 1992 года, писатель был вывезен в заложники представителями северо-осетинских бандформирований[3], а личное имущество, в том числе рукопись продолжения романа-эпопеи, было вывезено неустановленными лицами. Со слов соседей известно, что четыре человека в гражданской одежде, в сопровождении взвода (12 человек) полностью экипированных вооруженных бойцов, прибывших к дому, где проживал Идрис Базоркин, на легковой машине и военном микроавтобусе УАЗ, вынесли и увезли из квартиры писателя несколько больших картонных коробок, набитых бумагами. Судьба рукописей до сих пор неизвестна.

В ноябре 1992 года, сразу после завершения вооружённой фазы конфликта, писатель был вывезен в Ингушетию, где и умер 31 мая 1993 года. Похоронен в родовом селении Эгикал.

Награды

  • орден Дружбы народов (15.08.1991)[4]

Примечания

  1. ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова - Кхоллама никъ (неопр.). Дата обращения: 4 июня 2021. Архивировано 4 июня 2021 года.
  2. Базоркин Идрис Муртузович (неопр.). www.groznycity.ru. Дата обращения: 11 января 2022. Архивировано 11 января 2022 года.
  3. Газета «Сердало», № 214, 2 апреля 2008, Назрань 2008
  4. «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР», № 34 за 1991 год, ст. 976

Литература

  • Патиев Я. С. Базоркинская энциклопедия. — Ростов н/Д.: Южный издательский дом, 2017. — С. 259.
  • Муса Гешаев. Знаменитые ингуши. — Турин: STIG, 2003. — Т. 1. — С. 76—78. — 620 с. — 2000 экз.

image Эта страница в последний раз была отредактирована 16 августа 2022 в 16:17.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий