Художник Венецианов биография

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 23.08.2020

Алексей Гаврилович Венецианов (Alexey Gavrilovich Venetsianov; родился 18 февраля 1780 года — умер 16 декабря 1847 года) считается основателем отечественной художественной школы. До него живописцы подражали западным традициям, даже если на их картинах появлялись фигуры в национальной одежде. Алексей Венецианов первым стал изображать исконно русские сюжеты, далекие от академизма — сцены деревенской жизни, крестьян и реалистичный пейзаж. Затем его идеи продолжили ученики и последователи.

image

Алексей Венецианов интересен даже тем, кто мало интересуется искусством. Картины этого мастера дают возможность увидеть повседневную жизнь России более чем двухвековой давности. На его работах запечатлены простые лица крестьян, сельский труд, быт помещиков и портреты известных людей того времени, например, Николая Карамзина и Василия Гоголя.

image

Биография Алексея Венецианова

Алексей Венецианов появился на свет 18 февраля 1780 года в купеческой семье, несколькими десятилетиями ранее переселившейся в Россию из Греции. Отец художника занимался продажей смородины, луковиц тюльпанов и произведений искусства. Свидетельств о детстве будущего художника практически не осталось. Известно лишь, что он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и нашел возможность у кого-то учиться: написанные в юношеском возрасте произведения уже свидетельствуют о серьезной подготовке. Не исключено, что уроки талантливому мальчику давал Федор Рокотов, живший на той же улице.

В 1807 году Венецианов поступает на государственную службу и одновременно становится учеником Владимира Боровиковского. Еще через несколько лет он получает звание академика — как раз накануне вторжения Наполеона. После войны художник женится на обедневшей дворянке, а в 1819 году, оставив службу, переезжает в деревню и полностью посвящает себя искусству. Именно с этого момента он отдаляется от Академии художеств и становится тем Венециановым, которого мы помним и в XXI веке.

После войны с Наполеоном русское искусство обращает внимание на простой народ, который сумел одолеть захватчиков. Этот интерес в итоге развивается в сентиментализм, воспевающий и поэтизирующий простые радости сельской жизни. Тема крестьянства становится одной из главных в творчестве Венецианова. Он не только писал крестьянских девушек и детей, но и открыл художественную школу для одаренных мальчиков. Вместо копирования образцов, как в Академии, дети учились рисовать с натуры и даже работать на пленэре, что было невиданным новшеством для того времени. Некоторых из учеников Венецианов выкупал из крепостничества.

На школу и заботу о талантливых учениках уходили все средства мастера. В итоге он совсем обеднел, его имение было заложено, а две дочери художника остались бесприданницами и не смогли выйти замуж. Умер Венецианов по трагической случайности. 16 декабря 1847 года он повез в Тверь эскизы икон для церкви. В дороге лошади понесли, и художник выпал из саней, запутавшись в вожжах.

Самые известные картины Алексея Венецианова

Многие, услышав о Венецианове, сразу вспоминают образ молодой крестьянки, идущей с лошадьми по полю. Это картина «На пашне. Весна», входящая в цикл о временах года. Несмотря на реалистичный контекст, она выглядит как вневременное изображение вечности, а крестьянский труд здесь приобретает сакральное значение. За эту работу Венецианова сравнивают с французским живописцем Жаном-Франсуа Милле (Jean-François Millet). Известны еще две картины из этого цикла, а зимняя сцена считается утерянной.

Еще один шедевр Венецианова — картина «Гумно». Именно с нее начинается самобытный этап в творчестве мастера. Чтобы изобразить этот интерьер с искусно выстроенной перспективой и наполнить его светом, художник приказал выпилить переднюю стенку гумна. Изнурительная работа над шедевром стала причиной болезни, зато его приобрел сам император.

Картина «Жнецы» изображает мать и сына, которые любуются севшими на руку женщины бабочками. Венецианов подсмотрел эту сцену в жизни, после чего попросил работников позировать ему. Произведение воспевает красоту этого мира, которую чувствуют даже неграмотные крестьяне. Был написан и отдельный портрет мальчика — «Захарка».

Живопись старых мастеров дает нам возможность заглянуть в давно ушедшую эпоху и понять, чем ее представители были похожими на нас, а чем отличались. Если вы хотите приобрести старинную картину, выбирайте ее на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно купить произведения искусства отечественных и зарубежных художников.

Алексей Венецианов, один из выдающихся русских художников своего времени, трагически погиб в декабре 1847 года. В сопровождении двух своих крепостных, один из которых выполнял обязанности кучера, художник выехал из своего имения. Путь его лежал в Тверь – там Венецианов собирался показать эскизы оформления храма заказчику. Но по пути случилось несчастье: возок опрокинулся. Художник попытался перехватить вожжи у кучера, запутался в них, и в результате его протащило по всем сугробам, по кочкам и ухабам. Трагическая смерть.

Автопортрет, 1811 г., Государственная Третьяковская галерея

1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим»Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.  

Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера.  В 1820-1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее – там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине – снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре.

                                                                                                   Гумно.ГРМ Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею было положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы  такие вещи, как «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы» и другие работы.

                                                                                                           Жница

                                                                                              Утро помещицы, 1823г,ГРМ

 автору удается найти что-то неповторимое, необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам, запечатлеть мгновения жизни  в вечном потоке жизни. 

                                                                                             На пашне. Весна. ГТГ

                                                                                            На жатве. Лето. Середина 1820-х, 

ГТГ

Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины  Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», – писал журнал «Отечественные записки».

                                                                                   Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками».                               Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ

Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова                                             Захарка, 1825, ГТГ

                                                                                        Спящий пастушок. 1823-1826,ГРМ картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного   Саврасова и Левитана.  Жнецы. Вторая половина 1820-х,ГРМ

                                                                                            Купальщицы. 1829, ГРМ

«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию  В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей  Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того,  В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин – «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, яркость и декоративность по сравнению с прежними вещами.

                                                                                       Гадание на картах. 1842. ГРМ

                                                                                             Крестьянка за вышивкой

                                                                                                Девушка в платке. ГРМ

                                       Вот-те и батькин обед. 1824, ГТГ  

                                                    Девушка с крынкой  

                  Крестьянская девушка с серпом во ржи. ГРМ

                                Мальчик одевающий лапти.

Интересны искания художника в жанре портрета, в котором  он стремится , через  физическое  сходство с моделью, открыть  человеческое обаяние, внутреннее благородство, задушевность  и красоту души.                                          Портрет Фонвизина Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка II. А. Чичерина.  Портрет Марфы Афанасьевны Венециановой, урожденной Азарьевой 1780-1831, жены художника.ГРМ                                     Портрет В.П. Кочубея Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно.  Прошли десятки лет, но  талант неповторимого  русского живописца, воплотившего жизнь простого народа в своих полотнах, завоевал  множество почитателей как на родине, так и за рубежом.Его   имя  достойно вошло в сокровищницу русского  искусства. http://bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm” rel=”nofollow”>http://bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/164/Venetsianov__Alex…” rel=”nofollow”>http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/164/Venetsianov__Alex… http://artyx.ru/artyx/books/item/f00/s00/z0000006/st029.shtm…” rel=”nofollow”>http://artyx.ru/artyx/books/item/f00/s00/z0000006/st029.shtm…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться Содержание

Алексей Гаврилович Венецианов, художник, родился в далеком 1780г., 18 февраля. Маленький Алеша начал рисовать, едва взяв в руки карандаш. Его отцу – купцу второй гильдии – совсем не нравилось подобное занятие сына. Даже в московском частном пансионе, где мальчик учился в 1790-е годы, его часто ругали и наказывали за рисование. Однако Венецианов не успокаивался: он продолжал осваивать технику пастель и мечтал нарисовать самого красивого человека на свете. В детстве для каждого таким человеком является мама. Маленький Алексей тоже так думал, поэтому на первом своем большом портрете в 1801г. нарисовал именно ее. «Портрет матери» стал своеобразной визитной карточкой для художника: все заметили в этой работе стремление автора передать не только внешние свойства человека, но и его внутренний мир.

Путь в академики

В 1802 году А.Г. Венецианов приехал в Петербург, стал писать картины на заказ. В 1807 году его приняли на службу в канцелярию директора почт. В свободное время художник изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 году Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур», но издание было уничтожено цензурой. В 1811 году Алексей Гаврилович нарисовал портрет доброго и милого учителя с его воспитанниками («Портрет Головачевского») и представил его в Академию художеств вместе с автопортретом. Эти работы всем очень понравились, Венецианову присвоили звание академика, а сам художник решил, что красота прячется в доброте. В отечественную войну 1812 года Венецианов был в числе авторов летучих листков: народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства.

В поисках красоты

«Может быть, красота человека это его ум и образованность?», – размышлял художник, рисуя портрет М.А. Фонвизина. Вдыхая жизнь в портреты бравых офицеров в нарядных мундирах, он думал, что самое главное в человеке – это его храбрость и служба родине. Заканчивая портреты знатных дам, художник размышлял о том, что прекрасное лицо и пышные наряды тоже показывают красоту человека. Однажды в ясный день Алексей Венецианов встретил на улице Петербурга простую крестьянскую девушку, которая в мимолетном разговоре сказала: «Поезжайте в деревню, там истинную красоту найдете». В 1819 году живописец в середине своего жизненного и творческого пути нашел в себе силы оставить службу и с женой, в браке с которой был с 1815 года, поехать жить в деревню. «Ты же любишь красивые лица рисовать, а тяжелая работа делает людей грубыми. Ты не найдешь в деревне героев для своих портретов», – заметила жена.

Деревенская» живопись

Семья Венецианова с двумя дочерями приехала в Сафонково весной. Это горячее время посевной: все в поле работали, даже крестьянки с утра до вечера землю пахали, рожь сеяли, и маленькие дети тут же играли, неподалеку («На пашне. Весна»). Первые дни А.Г. Венецианов присматривался к деревенской жизни. Крестьяне вставали вместе с солнышком и работали до темноты («Встреча у колодца»). Крестьянские дети тоже не бездельничали, поднимались рано утром вместе со всеми, обували лапти и целый день работали наравне с взрослыми («Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Крестьянские дети в поле»). На сон не хватало времени. Особенно трудно пастушкам приходилось: им раньше всех вставать нужно было. Хорошо, если удавалось часок днем в поле поспать, пока коровы паслись («Спящий пастушок»). Конечно, часто дети убегали и забывали о своих обязанностях. Вот один заигрался и опрокинул горшок с отцовским обедом: сидит и думает о суровом родительском наказании («Вот-те и батькин обед!»).

Создание художественной школы

Однажды А.Г. Венецианов познакомился с мальчиком, позвал в гости, стал рисовать его портрет («Захарка»). «Да ты, дядя, колдун: как живого меня поместил на картинку», – удивился малец. Венецианов давно мечтал о месте преподавателя в Академии художеств. Ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. Художник предложил мальчику научиться рисовать. Захар пришел в восторг от такой идеи, и Алексей Гаврилович решился на собственные средства открыть школу рисования для деревенских детишек. Ребята бежали к нему в любую свободную минуту. Он старался передать ученикам способность видеть красоту: пшеница созрела, все поля, словно золотые, женщины собирают и хранят эти дары земли («На жатве. Лето»). В труде людей всегда таится много красоты, нужно только ее увидеть.

Официальное признание

«Наверное, богатым людям не нравится, что вы простых людей рисуете?», – как-то спросил его Захарка. «Многим не нравится, но я все же решил подарить свою работу «Чистка свеклы» самому царю», – ответил А.Г. Венецианов. «Это бесценный подарок, он рассказывает о труде народа, – сказал царь и повесил картину в своем дворце в бриллиантовой комнате. Александр I обратил внимание и на картину «Гумно», даже пожаловал за нее художнику три тысячи рублей. Венецианов был талантливым педагогом: за двадцать лет в своей школе он научил рисовать многих своих учеников, сумевших передать непосредственное и чистое чувство художников в пейзажах, натюрмортах, жанровых сценах. Картины Алексея Гавриловича Венецианова открывают мир трепетных человеческих чувств, заставляют зрителя сопереживать его героям.

Последняя картина

В последний год жизни А.Г. Венецианов работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Выполнив эскиз иконы Святого Макария, 16 декабря 1847 года он поехал в Тверь по обледенелой дороге. Этот путь оказался последним.

Список известных картин:

  • Портрет матери, А. Л. Венециановой 1801;
  • Гумно 1822–1823;
  • Крестьянский мальчик, надевающий лапти Между 1823 и 1826;
  • «Вот-те и батькин обед!» 1824;
  • Захарка 1825;
  • На пашне. Весна – Первая половина 1820-х.

Смотрите также:

История шедевра: “На пашне Весна” картина Венецианова

Борис Кустодиев – живописец образов руси

Жизнь и творческий путь Н.П.Богданова-Бельского

Алексей Гаврилович Венецианов был учеником знаменитого художника Боровиковского. Самой точной характеристикой для Венецианова, наверное, будет фраза Карамзина:

«Таланту русскому всего ближе и любезнее прославлять русское».

Алексея Гавриловича, когда он обучался у Боровиковского, очень изумил портрет императрицы Екатерины II, вернее, та простота и в то же время такая очаровательная естественность, с которой он был написан. В последующем Венецианов сам старался передать на полотне людей, как можно более натурально, при занятии их привычными делами. Стоит отметить, что ему это хорошо удавалось. Художник даже выработает со временем своё личное правило в живописи:

«Ничего не писать иначе, как в натуре является».

Он писал крестьянских девушек Тверской губернии, находя их достаточно красивыми для создания живописного полотна. «Я не воспитанник академии», – говорил о себе художник. Венецианов 12 лет отдал тому, чтобы перерисовывать картины, находящиеся в Эрмитаже. К 30 годам художник получил звание академика от Императорской Академии художеств.

Через несколько лет после получения этого почетного звания Алексей Гаврилович купит имение под Тверью и уйдет со службы в столице. Вся семья Венециановых переберётся в небольшие владения на природе, и художник наконец посвятит себя искусству, к которому так стремился. Там он начнет писать крестьян с натуры.

«Тихие скромные картинки» – называл Алексей Гаврилович своё творчество.

Один из современников художника написал о нем в журнале следующую заметку:

«Наконец-то мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, близкого нашему сердцу».

image

Как появляются на свет художники

Семья Венециановых происходит родом из Греции, правда, там  прародители художника носили фамилию Михапуло-Проко. Родственники Алексея Гавриловича переехали в Россию в 1730-х годах. На новом месте жительства Михапуло-Проко получили наименование Венециано, которое в дальнейшем преобразовалось в русскую фамилию Венециановы.

К моменту рождения сына Алексея, 7 февраля 1780 года, его отец Гаврила Юрьевич стал уже купцом 2-й гильдии. Мать мальчика Анна Лукинична Калинина была дочерью известного московского купца. Проживала семья Венециановых в старой столице – Москве. Связь с живописью у мальчика установилась уже в детстве, ведь его отец торговал, помимо саженцев смородины и луковиц тюльпанов, ещё и картинами.

image

Образование маленький Алексей получал в Московском пансионе, а живописи сначала обучался самостоятельно, а впоследствии стал учеником Боровиковского. В юности Венецианов написал несколько портретов, первым из них стал портрет матери.

После окончания пансиона Алексей поступил на работу чиновником в Чертежное управление, а в 1807 году был переведен в столицу, где стал помощником землемера. Свое увлечение живописью Венецианов не бросал, посвящая ему свободное время. В то же время молодой человек стал ходить в Эрмитаж и срисовывать выставленные там картины. Тогда же его учителем стал Боровиковский – известный портретист.

image

Путь живописца

Работа чиновником не доставляла творческому человеку душевного удовлетворения, он хотел стать художником. В 1811 году Венецианов написал портрет художника Кирилла Ивановича Головачевского, за который ему присвоили звание академика. Когда началась война 1812 года, Алексей Гаврилович стал рисовать карикатуры на французов и русских дворян, которые питали симпатии к Наполеону и всему французскому. Венецианов становился известным в столице живописцем и стал выполнять картины на заказ.

В 1815 году Алексей Гаврилович женился. Его избранницей стала Марфа Азарьева, в союзе с которой родилось две дочери – Александра и Фелицата. Желая больше времени уделять живописи, Венецианов купил небольшое имение в Тверской губернии в деревне Сафонково, куда в 1819 году переехала вся семья. Там в мирной и спокойной обстановке, на природе художник писал свои картины – пейзажи, портреты крестьян. В создании картин «Утро помещицы» и «На пашне. Весна» Венецианову помогала жена, она позировала для этих полотен.

Алексей Гаврилович стал автором серии портретов известных политических деятелей. Художник также написал портреты многих своих современников, например, Карамзина, Гоголя, Фонвизина и других. Тем не менее, известность в большей степени получили его картины на крестьянскую тематику: «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка», «Проводы рекрута» и много других прекрасных полотен.

image

Самобытный и незабытый

У Венецианова было в живописи своё видение, своя методика, которую сам же он и разработал. В Сафонково художник принимал малообеспеченных юношей на обучение.

«Чтобы более утвердиться на избранном пути начал брать я к себе на своем содержании бедных мальчиков и обучать их живописи» – так сам Алексей Гаврилович говорит о своей благотворительной кампании.

Летом они рисовали живописные местные пейзажи, а зимой мастер возил своих подопечных в столицу, где они жили у него на квартире. В своей мастерской Венецианов обучал молодых людей методике, которая расходилась с устоявшимися правилами Академии художеств.

«На твердом основании перспективы и подробнейшим вниманием к натуре» – говорил Алексей Гаврилович про свою программу обучения.

image

Венецианов считал, что «умеющий копировать не всегда научается создавать собственное». А ведь методика обучения в Академии художеств была основана на длительном копировании творений античных скульпторов и итальянских живописцев.

У Венецианова было своё видение, как нужно развивать талант в искусстве. Думаю, он был прав, что создал и придерживался своей методики. Ведь именно из индивидуального подхода, рождаются затем шедевры в любом виде искусства. Он считал хорошим тренировочным моментом – нарисовать красивый интерьер.

«Писание внутренностей – хорошее упражнение для учеников, ибо дает возможность воспроизвести разные натюрморты и живую натуру в естественной взаимосвязи», – как говорил сам учитель.

Венецианов любил рисовать лица, поэтому многие из его работ – это портреты, а другие картины – это люди, находящиеся в процессе работы. Рисуя постановочные сценки с участием позировавших моделей, подопечные Венецианова не только совершенствовали своё умение живописцев, но и обучались портретному мастерству. О художественной школе Алексея Гавриловича говорили в столице, писали в петербургских газетах:

«Усердие господина Венецианова к образованию молодых художников беспримерно, он не щадит трудов, и при том служит общей пользе бескорыстно – черта редкая в человеке, который живет трудами».

image

Этот самобытный человек, усердно помогающий другим, даже заложил своё имение, чтобы его школа существовала, и бедные юноши могли получить художественное образование и раскрыть свой талант. Тем не менее, некоторые ученики покидали старого учителя в надежде стать более известными, отучившись в Академии художеств или у более именитых и известных живописцев, например, Карла Брюллова. Покинув школу Венецианова и потеряв тем самым свою самобытность, юные живописцы становились лишь тенью своих учителей с гремящим именем или губили свой талант вовсе, меняя свой индивидуальный стиль на подражание.

«Таланты тогда развиваются, когда они ведутся по тем путям, к которым их природа назначила»,- говорил Венецианов.

Несмотря на талантливый подход к образовательному процессу и действенность обучения в школе Венецианова, Академия художеств данную систему и методику не признавала, её члены не хотели дать художнику звание профессора. В то же время император признавал талант Алексея Гавриловича, назначив ему денежное довольствие и звание императорского живописца. Венецианов был человеком талантливым и добрым. Для одного из своих учеников – Федора Славянского, который был крепостным, он добился свободы и даже хотел дать свою фамилию.

image

Жизнь этого человека, не устававшего помогать другим, оборвалась зимой 1847 года, когда он 4 декабря повез эскизы церковных образов в Тверь. На скользкой дороге кибитка, в которой ехал художник, перевернулась. Хочется процитировать слова одного из современников Алексея Гавриловича:

«Венецианов – при сем имени, равно любезном и живописи, и благотворению, благословение сему достойному уважения художнику невольно вырывается из сердца».

На обложке: Сергей Константинович Зарянко «Портрет художника А.Г. Венецианова», 1830-е годы. Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий