Художник С.В. Герасимов – мастер помпезного соцреализма или тонкий лиричный пейзажист?

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Сергей Васильевич Герасимов (Sergey Vasilyevich Gerasimov; родился 14 сентября 1885 года — умер 20 апреля 1964 года) был прославленным советским художником XX века, профессором, академиком и педагогом. Творчество Сергея Герасимова посмертно отмечено самой высокой наградой СССР — Ленинской премией. Его картины иллюстрируют развитие соцреализма в изобразительном искусстве, а живописная манера воплощает лучшие образцы импрессионизма.

image

Сергей Герасимов был деканом факультета живописи ВХУТЕМАСа (в настоящее время МГАХИ имени В. И. Сурикова), трудился на посту первого секретаря Союза художников СССР, проявил себя как талантливый организатор и блестящий преподаватель. Из-под его кисти выходили разноплановые произведения, от суровой революционной пропаганды до лирических пейзажей. Современники высоко ценили его талант, присвоив звание Народного художника.

Биография Сергея Васильевича Герасимова

Сергей Васильевич Герасимов появился на свет 14 сентября 1885 года, в древнем городке Можайск на западе Московской области. Его отец был крестьянином, занимался кожевенным делом, обладал художественным вкусом, поддерживал детей в их стремлении заниматься живописью.

Сергей Герасимов с юных лет отличался целеустремлённым характером. Закончив сельскую школу, он в 16-летнем возрасте переехал в столицу и в 1901 году поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. Следующим этапом стало московское Училище живописи, куда юноша попал в 1907 году. Его учителями стали знаменитые живописцы реалистического направления: Константин Коровин, Сергей Иванов, Абрам Архипов.

Педагогический дар Сергея Васильевича Герасимова проявился рано. С 1912 года он давал уроки в школе И. Д. Сытина, показав себя хорошим учителем и организатором.

image

С началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.) художника призвали в армию, откуда он демобилизовался лишь после Октябрьского переворота 1917 года. Революционные события Герасимов воспринял с энтузиазмом, посвятив себя развитию нового социалистического искусства. Он заведовал школой печатного дела, участвовал в подготовке Москвы к праздничным мероприятиям, рисовал агитационные плакаты.

До конца своей жизни Сергей Васильевич много времени отдавал педагогической деятельности. Он работал в Высшей школе художественного мастерства, полиграфическом институте. С 1926 года стал членом Общества московских художников, с 1937 — преподавателем в институте им. В. И. Сурикова.

Во время Великой Отечественной войны Сергей Герасимов был эвакуирован в Самарканд, где с 1941 по 1943 годы написал серию картин маслом и акварелей, посвящённых своему путешествию вглубь страны и древнему южному городу.

В послевоенные годы Сергей Васильевич Герасимов, как убеждённый член Коммунистической партии, получил возможность ездить за границу. Он путешествовал по Европе, знакомясь с работами знаменитых зарубежных живописцев.

За свою жизнь мастер соцреализма написал множество удивительно прозрачных, лёгких пейзажей, жанровых рисунков. Он работал над книжной графикой, усовершенствовал литографический станок, проиллюстрировал классические произведения М. Горького, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина.

Именитый художник умер в 1964 году, 20 апреля, в возрасте 79 лет. Сергея Герасимова с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище. Его обширное творческое наследие современные ценители могут увидеть в Третьяковке, музеях Санкт-Петербурга, Красноярска, Таганрога, Киева и многих других городов.

Самые известные картины Сергея Васильевича Герасимова

Картины Сергея Васильевича Герасимова отличаются реализмом, взывают к чувствам зрителей, лёгкой смазанностью контуров создавая ауру сопричастности. К наиболее известными и характерным его произведениям относятся:

  • «Привал на Кавказе» (дата создания неизвестна) — окунает зрителя в душную атмосферу тяжёлого перехода через горы. Предположительно создана под впечатлением периода Первой мировой войны.
  • «Колхозный праздник» (1937) — представляет собой красочную жанровую сценку обновлённого советского села в момент совместного празднования его жителей, под открытым небом, за общим столом.
  • «Самарканд» (1942) — одна из многочисленных зарисовок города, в котором мастеру пришлось проживать во время эвакуации.
  • «Мать партизана» (1943-1950) — хрестоматийная работа, прославляющая подвиг простого народа во время фашистской оккупации. Самая известная в СССР работа живописца.
  • Акварель «Иллюстрация к роману М. Горького “Дело Артамоновых”» (1947) — одна из многочисленных иллюстраций, созданных к классическому произведению Максима Горького.
  • «Можайский пейзаж. Весна» (1950-1960) — посвящён малой родине автора. К теме древнего городка и его окрестностям он возвращался в течение всей жизни.

Сергей Васильевич Герасимов внёс огромный вклад в развитие советской живописной школы. Побывав на сайте Very Important Lot, можно узнать больше об импрессионизме и иных направлениях мирового искусства. На аукционах портала регулярно появляются шедевры антиквариата, которые станут гордостью любой коллекции. Здесь также можно недорого купить картины и рисунки известных мастеров и познакомиться с работами современных художников различных стилей и жанров.

Герасимов Сергей Васильевич (1885 – 1964)

Сергей Васильевич Герасимов – выдающийся русский и советский живописец, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин, мастер книжной иллюстрации, портретист, педагог. Доктор искусствоведения, профессор, директор МГХИ им. В. И. Сурикова в 1943—1948 годах, первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958—1964 годах. Иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова.

Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были А. Е. Архипов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, от которых он унаследовал лучшие традиции русского реалистического искусства.

Одни, из наиболее известных произведений художника: «Мать партизана», «Колхозный праздник», «Туча», «Ранняя весна», «Лед прошел».

Сергей Герасимов. Мать партизана.

Сергей Герасимов родился 14 сентября 1885 года в Можайске (ныне Московская область) в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей.

В 1901 году Герасимов приехал в Москву и поступил на декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища, которое окончил в 1907. Окончив Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Сергей Иванов, Константин Коровин, Валентин Серов и Леонид Пастернак.

В ранний период творчества Герасимов предпочитал работать акварелью, писал пейзажи, сценки из народного быта, портреты. С молодых лет художник преподавал: его педагогическая деятельность началась в 1912 году, в художественной школе типографии Товарищества И. Д. Сытина и продолжалась вплоть до 1914 года, когда Герасимова призвали в армию.

Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны.

После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии. Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам. С 1918 года художник вернулся к педагогической деятельности, преподавал в Государственной школе печатного дела, затем во ВХУТЕМАСе, Московском полиграфическом институте. В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 — в Ассоциацию художников революции.

В 1937 году Герасимова пригласили преподавать в МГХИ им. В. И. Сурикова, который художник возглавил в годы войны. В 1948 году его сместили с поста директора, обвинив в излишней либеральности. Впрочем, через два года Герасимов вернулся к активной педагогической деятельности и до преклонных лет проработал в Московском высшем художественно-промышленном училище.

Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва — Самарканд — Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького.

Умер Герасимов в Москве 20 апреля 1964. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сергей Герасимов. Привал на Кавказе.

Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великолепный мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советским пейзажистом. Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник Павел Корин:

«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа – первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, – очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А. С. Пушкина (Капитанская дочка) Н. А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А. Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Художник в своих акварелях тонко передает дух давно ушедшего времени, а его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации.

Сергей Герасимов. Лед прошел.

Сегодня картины Сергея Герасимова находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова, Государственном музее русского искусства в Киеве и во многих других музеях.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Он не был келейным художником, живущим только в мире своих образов, и активно участвовал в жизни своей страны. С. В.Герасимов долгое время руководил Союзом художников СССР, а значит, участвовал в осуществлении руководящей роли коммунистической партии в области изобразительного искусства. О нём вспоминают как об умелом администраторе с репутацией умеренного либерала, он был внимательным и умелым преподавателем, оставившим множество учеников. Но главное его наследие – картины, акварели и графика, отмеченные печатью огромного таланта и тонко чувствующей души.

Малая родина

В 1885 году в подмосковном Можайске в небогатой семье родился Сергей Васильевич Герасимов. Биография художника гласит, что жизнь его была связана с этими местами очень долгое время. Впоследствии, уже занимая ответственные должности в Москве, он приезжал в свой можайский дом, где находилась небольшая мастерская, и использовал любую возможность, чтобы писать картины, пытаясь выразить в пейзажах неяркую красоту окрестностей.

Сын кустаря–кожевника, он сумел получить прекрасное образование, окончив два ведущих столичных художественных училища: Строгановское художественно–промышленное и Училище живописи, ваяния и зодчества. Повезло ему и с преподавателями, среди которых были Константин Коровин и Сергей Иванов. Кроме виртуозной живописной техники работы масляными красками, Сергей Васильевич овладел акварелью, литографией, офортом и другими видами графики, что расширяло его творческие возможности.

Поиск стиля

Октябрьскую революцию он встретил состоявшимся мастером. С. В. Герасимов был известен работами, созданными в различном материале и в разнообразных жанрах: «У телеги» (1906), «Свадебные в трактире» (1909), «Портрет И. Д. Сытина» (1912), «На Севере» (1913). Жанровые сценки, портреты и особенно пейзажи того времени наполнены тонким поэтическим чувством, выраженным в свободной живописной манере, близкой к импрессионизму.

Поиски новых форм в живописи, которыми ознаменовалось начало XX века, не могли пройти мимо молодого, но очень образованного Герасимова. Впоследствии художник пройдет период увлечения Сезанном и ранними кубистами («Фронтовик» (1926)). Было время, когда ему казались близкими примитивисты. Но мнение большого числа критиков, относящих Герасимова к выдающимся мастерам русского импрессионизма, кажется наиболее оправданным. Даже механическое причисление его к основоположникам социалистического реализма в живописи больше связано с его высоким положением в официальной иерархии.

Новые времена

После большого перерыва, вызванного Первой мировой войной и трудностями революционного времени, С. В. Герасимов включается в активную художественную жизнь молодой страны. Он участвует в работе таких творческих объединений, как «Маковец», «Общество московских художников» и Ассоциация художников революционной России (АХРР), что стала предтечей Союза Художников СССР.

Он пытается освоить революционно-пропагандистский жанр: «Клятва сибирских партизан» (1933), «В. И. Ленин на Втором съезде Советов среди делегатов–крестьян» (1931), «Колхозный праздник» (1937). С. В. Герасимов успешно работал в жанре иллюстрации, создав графические листы к «Делу Артамоновых», «Капитанской дочке», к Некрасову, Толстому, драмам Островского, к другим классическим и современным ему книгам. Его акварели, в которых угадывались приёмы работы пастозными, масляными красками, признавались новаторскими многими отечественными и зарубежными ценителями. Но любимым жанром оставался пейзаж.

Певец средней полосы

Художник много путешествовал. Сергей Васильевич Герасимов, биография которого содержит сведения о турне по европейским странам, оставил серию виртуозных натурных этюдов, сделанных в Италии, Франции, на Кавказе. Во время Великой Отечественной войны он попал в эвакуацию в Среднюю Азию. Там на его картинах «поселился» жаркий восточный колорит, с яркими красками и ослепляющим светом. Но был край, куда его всегда тянуло, куда он всегда возвращался – Подмосковье, родной Можайск.

В небольших этюдах, изображающих окрестности его родного городка, и в более проработанных полотнах талант мастера особенно гармоничен. Сергей Герасимов – русский художник, продолжавший традиции Левитана, Васильева, Куинджи. Главное в его пейзажных картинах – «Зима» (1939), «Плотина» (1929), «Весенний разлив» (1935), серия видов Можайска (1940–1950) и многих других – удивительное эмоциональное содержание, гармония и свежесть колорита, виртуозное живописное мастерство.

1943 год, «Мать партизана»

Его творчество по-настоящему многогранно. Мастер тонких поэтических нюансов, художник Сергей Герасимов в годы войны создаёт полотно, ставшее символом стойкости народа, проявленной в противостоянии грозному и жестокому врагу.

Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина говорила иностранным зрителям о русском характере больше, чем тома идеологически выдержанной литературы. Она многое объясняла, повествуя о причинах непобедимости нашего народа. Что побудило Герасимова к написанию этой картины? Видеть здесь только стремление соответствовать идеологическим критериям – неверно. «Мать партизана» – произведение истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы, его воспитавших.

Сергей Герасимов, художник. Краткая биография

Известный советский художник Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей.

Уже став маститым художником, Герасимов писал о своих детских годах: «Как ни странно, но вспоминаю, что среди нужды, забот, хлопот в семье была какая-то атмосфера интереса к искусству; видимо, она исходила от отца, человека начитанного, хотя учившегося у дьячка всего три-четыре месяца. В семье выписывалась Нива, она не сходила со стола в осенние и зимние вечера. Все сидели за большой лампой, кто работал, кто готовил уроки, кто рисовал. Мы все, нас было четыре брата, рисовали. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянных ящичках почти никогда не переводились».

Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев

К. А. Коровина

,

С. В. Иванова

,

В. А. Серова

и

А. Е. Архипова

. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника первой степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он пробует силы и в преподавании, ведет занятия в художественной школе при типографии

И. Д. Сытина

.

Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Об этом периоде своей жизни он позднее вспоминал: «Для более широкого ознакомления с жизнью русского крестьянина я ездил несколько раз в Новгород, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир, по деревням Вологодской и Архангельской губерний». Результатом поездок стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен. Но творческие планы пришлось отложить на неопределенное время, началась Первая мировая война.

В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь. Теперь от кистей и красок его отрывали только заботы о хлебе насущном, так как живописью в тот период прокормиться было практически невозможно. Герасимов писал лозунги и плакаты, оформлял митинги и массовые мероприятия. А «для души» писал небольшие картины, пейзажи и портреты.

Работы Герасимова начинают появляться на выставках. Вместе с коллегами по творчеству он ищет новые пути в искусстве, участвует в художественных объединениях «Московский салон», «Мир искусства», «Маковец», но от реалистической живописи отказываться не спешит. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками: «Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки».

Художника интересует не только живопись, он пробует свои силы в рисунке, гравюре, литографии. Как и в довоенный период, продолжает преподавать, ведет занятия в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии и Вхутемасе. В 1931 году получает звание профессора. На выставках появляются его крупные полотна, идеологически выдержанные в духе времени: «Клятва сибирских партизан», «

В. И. Ленин

на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян», «Колхозный праздник». Событием в художественной жизни эти работы не стали, чувствовалось, что создавались они без вдохновения. Но и не писать подобных полотен он, наверное, не мог, так как уже в начале 30-х годов прочно вошел в обойму обласканных властью мастеров, от которых ждали именно таких соцреалистических работ.

Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана». На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью.

Так уж сложилось, что эпические полотна Герасимова как-то затеняли его пейзажи, отодвигая их на второй план. А ведь он был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Но от академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.

Время расставило все по своим местам. Из крупных полотен, если и вспоминают, причем вполне заслуженно, только «Мать партизана», а вот пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью. Кстати, именно поэтичность пейзажей мастера всегда отмечали коллеги по творчеству. Так, художник П.Д. Корин писал о Герасимове: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Кстати, и власть вынуждена была признать Герасимова как мастера пейзажа. В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен. Среди них только одно, «За власть Советов», героико-эпической направленности, остальные же все пейзажи: «Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер», «Пейзаж с рекой», «Снег сошел».

Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе

А. С. Пушкина

(Капитанская дочка)

Н. А. Некрасова

(Кому на Руси жить хорошо),

А. Н. Островского

(Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Художник в своих акварелях тонко передает дух давно ушедшего времени, словно сам был свидетелем тех событий. Его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации. Статья опубликована в выпуске 26.09.2009 Обновлено 26.09.2009 Энциклопедия А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я D E L M P R T Герасимов Сергей Васильевич выдающийся русский живописец

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) – выдающийся русский живописец, график, автор лирических пейзажей, натюрмортов, жанровых картин и портретов. Герасимов занимался книжной иллюстрацией, был мастером рисунка. Сергей Васильевич стал заслуженным педагогом, воспитал плеяду талантливых живописцев. С. Герасимов был членом объединений «Маковец», «Общества московских художников» и АХРР.

С. В. Герасимов родился в 1885 году в Можайске в крестьянской семье. В 1901–1907 годах учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище, а в 1907–1912 годах в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были замечательные мастера живописи – С.В. Иванов и К.А. Коровин. С. Герасимов жил и работал в Москве, очень часто приезжал в родной горд Можайск, где в 1915 году построил себе мастерскую.

В раннем творчестве Сергей Васильевич увлекался акварелью, добился в этой технике виртуозности мастерства, точности рисунка, лёгкости и прозрачности мазков, любил её изысканную цветовую гамму во всём богатстве градаций. Он писал пейзажи, отличающиеся выразительностью лирического мотива и целостностью замысла. Работы 1910-х годов отличаются характерным творческим почерком, наблюдательностью и убедительностью сюжета: «У телеги», 1906; «Свадебные в трактире», 1909; «На Севере», 1913. В историю русского и советского искусства Герасимов вошёл как талантливый живописец с яркой, фактурной манерой письма. В его творчестве соединились традиции русской школы живописи и новаторство разработанных им художественных приёмов. Он был мастером пейзажа, воспевший в своих работах красоту русской природы: «Зима», 1939; «Весенний пейзаж», 1930-е; «Поля», 1930-е; «Пейзаж с церковью», 1940; «Пейзаж с башней. Начало весны» 1940; «Лед прошёл», 1945; «Вечерний пейзаж», 1940; «Улица в Кисловодске», 1939; «Весеннее утро», 1953; «Пейзаж с повозкой», 1950-е; «Сирень в цвету», 1953. В работах искренне и правдиво выражен эстетический идеал времени, в котором жил художник.

С. Герасимов обращался к темам народного быта и русской провинции, показав жизнь крестьян в контрастах праздников и тяжёлых будней. Работы художника отличались единством художественного замысла и оригинальностью изобразительного языка. Его кисть всегда динамична и свободна, а её удары точны и выразительны. Мастер стремился показать изменчивость натуры, правдиво передать самые хрупкие и мимолётные состояния природы. Он использует всё богатство палитры, достигая тонкой гармонии в сочетании теплых и холодных тонов. В зависимости от художественной задачи и замысла работы наполняются яркими созвучиями, как, например, крымские виды, или остаются почти монохромными, как в серии можайских пейзажей. Импрессионистическая манера письма придаёт непосредственность и живость любому пейзажному мотиву. Этюдность работ и свежесть палитры, мастерски переданная атмосфера окружающей среды подчеркивают яркий талант С. Герасимава, смелость его творческого опыта и нераздельную связь с традициями А.К. Саврасова, И.И. Левитана, К.А. Коровина.

Сергей Герасимов создал великолепную галерею своих современников. Это, прежде всего, образы русских крестьян, портреты его жены, друзей, автопортреты. Он всегда точно улавливал характер модели, блестяще передавал внешнее сходство и раскрывал тонкие грани души портретируемого. Самые известные из них: «Фронтовик», «Колхозный сторож», «Портрет жены», «Шура. Портрет племянницы», «Портрет молодой Казачки». Герасимов был мастером группового жанрового портрета, в котором монументальность общего композиционного замысла не мешала автору дать яркую характеристику каждого персонажа.

{advt}

В 1920-1930 годы он создаёт несколько картин на тему жизни сельских тружеников. Работа «Приезд коммунистов в деревню» 1927 года блестяще передаёт настроение того времени. Здесь замечательно подчеркнута динамичность развития сюжета. Такой, на первый взгляд, незначительный эпизод приобретает значительность и эмоциональную остроту. Для художников 30-х годов, да и для любого человека советской эпохи острота моментов противоречивой действительности выносилась на первый план. Исторический период основательного переустройства крестьянского мировоззрения обрёл в лице Герасимова своего профессионального повествователя. Сочувствие к народной судьбе выливается у художника в несколько эпических тем историко-революционного жанра. В его картине «Клятва партизан», написанной в 1932 году, чувствуется глубинный драматизм момента – сцена прощания партизан с павшим в бою товарищем. Раскрытию сюжета, как всегда у автора, помогает цветовая гамма, построенная на контрастном сочетании тонов. Одно из знаменитых произведений бытового жанра С. Герасимова, отличающееся цельностью замысла и образной выразительностью стала работа «На Волхове. Рыбаки» 1928-1930 годов. По своей значительности картина стоит в ряду лучших произведений русских художников реалистической живописи, таких как «Над вечным покоем» И. И. Левитана. Картина «Колхозный праздник», написанная в 1937 году, отвечала идеологии социалистической эпохи. Ярко и убедительно художник передаёт торжество – чествование героини сельского труда.

Во время войны С. Герасимов находился в эвакуации в Самарканде, много работал, писал пейзажи, делал графические серии. Пожалуй, самой значительной и известной картиной военного периода является «Мать партизана». В этом произведении художник создал неповторимый образ русской крестьянки, матери героя. Эта тема способствовала подъёму национального самосознания в борьбе с фашизмом.

После войны Сергей Васильевич вновь приходит к темам пейзажа и портрета. Работы наполнены глубоким смыслом переживаний художника последствий войны и разрушений. Некоторые из произведений, например, новгородские пейзажи, поражают своей документальностью сюжета. К лирическому характеру добавляется глубокий философский смысл. Красота родной природы выражена в очаровании обыденного мотива и сдержанной цветовой гамме, передающей пронзительно эмоциональное состояние автора. Историческая тема, так популярная в послевоенный период, не остаётся без внимания С. Герасимова. Он работает над сюжетом, посвященном восстанию Пугачёва. Образ народного героя настолько захватил художника, что к этой теме он возвращался несколько раз.

Художественное наследие Сергея Герасимова велико, его картины являются ярким образцом реалистического искусства, отразившего настроение советской эпохи. Его живопись была примером для подражания, он воспитал плеяду талантливых учеников, которые сохранили в своём творчестве традиции русского искусства. Работы Герасимова находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий