Художник константин васильев биография. Константин алексеевич васильев советский художник

image Персона Годы жизни: 03 сентября 1942 — 29 октября 1976 Страна рождения: СССР Сфера деятельности: Художник

Признание и слава пришли к Константину Васильеву уже после смерти: в 1980-х о нем стали писать, как о художнике, который раскрыл «глубину и силу чувств своего народа». С детства он интересовался русскими и скандинавскими сказками и былинами, любил классическую музыку и историю родной страны. Все его увлечения отразились в картинах — батальной живописи, портретах, пейзажах и многочисленных иллюстрациях.

«Всем прочим делам и увлечениям предпочитал посещение Третьяковки»

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. В то время город был оккупирован немецкой армией. Отец мальчика, Алексей Васильев, ушел в партизанский отряд, а мать — Клавдия Шишкина — не успела эвакуироваться. Несколько месяцев она оставалась с ребенком одна. До войны родители Константина Васильева работали на одном из крупных заводов города, а в 1943 году, после осовбождения Майкопа, Алексею Васильеву доверили его восстановление.

После окончания войны семья переехала в Краснодар. Там Константин Васильев пошел в детский сад при станкостроительном заводе, где его отец работал начальником производства. Жить Васильевым пришлось прямо в цехе — город был разрушен, квартир для работников не хватало. В 1946 году в семье появился второй ребенок — дочь Валентина. Отец решил, что детям вредно расти на заводе. Он написал прошение в министерство промышленности с просьбой перевести его в другой город, и вскоре семья переехала в поселок Васильево под Казанью. Мальчик много болел — родители часто возили его в санатории и оставляли у дедушки, Пармена Шишкину, чтобы он проводил больше времени на природе.

С детства Константин Васильев много читал. Он обожал сказки и былины, а более всего любил «Сказание о трех богатырях». Много времени Васильев уделял рисованию. Работы мальчика выделяли заметили еще в детском саду, а в школе он уже умел точно копировать картины известных художников. Родители решили, что такие способности надо развивать, однако в поселке Васильево не было художественной школы. Тогда они собрали лучшие рисунки сына и отправили их в Москву, в интернат при Московском художественном институте имени Василия Сурикова. И вскоре Константина Васильева зачислили в школу. В интернате он учился блестяще. Часто ходил в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, коллекционировал репродукции, интересовался творчеством старых мастеров.

Вскоре начинающего художника начала тяготить учеба. От воспитанников в ней требовали строгого соответствия академическому стилю, а Васильев увлекся сюрреализмом и абстракционизмом. В 1957 году он перевелся в Казанское художественное училище. Здесь Константин Васильев много экспериментировал, искал свою манеру творчества. Он часто получал премии на художественных конкурсах, которые проводились в училище. Иногда Васильев подрабатывал — рисовал шаржи для казанского сатирического журнала «Чаян».

Первые художественные опыты: сюрреализм

В 1961 году Константин Васильев с отличием закончил училище. Его дипломной работой стали эскизы декораций к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Островского. По распределению Константина Васильева отправили работать декоратором народного театра в небольшой город Мензелинск в Татарстане. Там художник задержался ненадолго: в театре сообщили, что декоратор у них уже есть. Васильев уехал в Казань. Какое-то время он работал в местном художественном фонде, принял участие в выставке «Художники-сатирики Казани», а затем вернулся в поселок Васильево и устроился преподавателем рисования в школу.

В ранних картинах Васильева, среди которых «Струна», «Абстрактные композиции» и «Вознесение», чувствовалось влияние сюрреалистов Сальвадора Дали и Ива Танги, абстракционистов Василия Кандинского и Джексона Поллока. Большим увлечением Константина Васильева была классическая музыка — он любил Дмитрия Шостаковича, Александра Скрябина, Петра Чайковского. Особенно нравился Васильеву цикл опер немецкого композитора Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов». В 1961–1963 годах в футуристической манере художник изобразил портреты своих любимых музыкантов. Создавал Васильев и пейзажи. На картины «Осень» и «Лесная готика» его вдохновляла живописная природа Татарстана. В середине 1960-х годов Константина Васильева перестал интересовать сюрреализм, и он перешел к реалистической манере творчества.

Картины «Константина Великоросса»

Васильев долго не мог найти свой особый стиль. Он писал: «Все, что я рисовал, было совершеннейшей чушью, последнюю картину я уничтожил и беру абсолютно другой курс». В 1960-х годах художник много экспериментировал — обращался к разным направлениям и жанрам. В 1969 году Константин Васильев написал картину «Северный орел». У произведения интересная история. Однажды друг художника Олег Шорников рассказал ему, что видел в лесу большого орла, который сидел на поваленном дереве и чистил перья. Шорников описал особый пронзительный взгляд орла, когда она заметила человека.

image Константин Васильев. Северный орел. Музей Константина Васильева, Казань

Картину отнесли к новому для творчества художника направлению живописи — символическому реализму. В том же 1969 году Васильев начал подписывать свои работы как «Константин Великоросс».

Вдохновение для новых картин Васильев нашел в литературе. Художник с детства сохранил любовь к сказкам и народному эпосу. Его интересовали русские былины и предания, скандинавские, древнеисландские и древнегерманские мифы и саги. В начале 1970-х годов он создал цикл «Русь былинная», в который вошли картины «Илья Муромец и голь кабацкая», «Бой со змеем», «Русский витязь» и другие. Проиллюстрировал Васильев и памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Он изобразил главных героев эпоса, в том числе самого князя Игоря. Также художник нарисовал иллюстрации к операм Вагнера, которые часто слушал. Так появились картины «Валькирия над сражённым Зигфридом», «Заклинание огня», «Карлик Нибелунг Альберлих» и многочисленные графические эскизы к музыкальному циклу. Героями картин Васильева часто становились богатыри и воины, в произведениях он изображал сражения или битвы.

Батальную тему Константин Васильев продолжил в серии полотен, посвященных Второй мировой войне. Работа «Парад 41-го» поразила искусствоведов необычным ракурсом. Васильев решил изобразить вид на парад 7 ноября 1941 года на Красной площади с храма Василия Блаженного. Так художник сделал акцент на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Мы видим ритмические серо-стальные колонны солдат и невольно чувствуем драматичную атмосферу происходящего. В то же время фигуры русских граждан Минина и Пожарского, изображенные в античных тогах, сразу дают нам другой мощный духовный план — бесконечности, неистребимости народа, вызывая исторические ассоциации с нашими пращурами. <…> Удивительно, что мы, зная победоносный конец войны, переживаем в этой картине напряженность ее начала.

В цикл работ помимо полотна «Парад 41-го» вошел парадный портрет маршала Георгия Жукова, картины «Нашествие», «Тоска по Родине» и «Прощание славянки». На создание последних двух произведений его вдохновили старые русские марши.

Символизм Константина Васильева особенно проявляется в его последних работах. Одним из любимых образов художника с юных лет была свеча. Он появился на картинах — «Ожидание» и «Человек с филином», которые Васильев написал в 1976 году. Герои полотен держат в руках горящие свечи, а у ног старца на картине «Человек с филином» находится свиток, на котором написано «Константин Великоросс».

Творческий путь художника прервался трагически и неожиданно: 29 октября 1976 года на железнодорожном переезде Васильева и его друга сбил поезд. Похоронили художника в поселке Васильево в березовом лесу, где он любил гулять при жизни.

Всесоюзные слава и признание пришли к Константину Васильеву уже после смерти. В 1980-х и 1990-х годах состоялись выставки в СССР и зарубежных странах, в 1996 году был открыт музей художника в поселке Васильево, а в 1998 году — Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве.

Интересные факты:

1) В детстве любимым художником Константина Васильева был Виктор Васнецов. Васильев увидел картину «Три богатыря» в сборнике детских сказок, впечатлился, решил скопировать ее и подарить свой рисунок отцу на день рождения. Работа понравилась родственникам начинающего художника — они отметили необыкновенное сходство персонажей в репродукции и зарисовке Васильева.

2) Многие ученические работы Константина Васильева, которые он создавал во время учебы в школе-интернате при Московском художественном институте имени Василия Сурикова, не сохранились. Одна картина осталась у его сокурсника Николая Чаругина. Васильев создал натюрморт с гипсовой головой, а затем случайно пролил на него клей и выбросил работу. Чаругин картину подобрал и сохранил.

3) Константин Васильев очень любил книги Федора Достоевского. Еще в интернате у него появилась идея нарисовать иллюстрации к его произведениям. К творчеству писателя он обращался на протяжении всей жизни, а в 1973 году даже написал портрет Достоевского.

4) Константин Васильев очень внимательно относился ко всем своим картинам — часто переделывал фоны, добавлял детали, рисовал много эскизов. В живописи его привлекала почти математическая точность.

Незадолго до смерти он хотел внести изменения в картину «Прощание славянки» и положил картину на отмывку. Полотно извлекли из воды только после смерти Васильева, и оно оказалось сильно повреждено.

Константин Васильев. У чужого окна. Музей Константина Васильева, Казань

5) Константин Васильев никогда не был женат и даже говорил, что его единственная спутница на всю жизнь — живопись. Напоминанием о юношеской влюбленности в Людмилу Чугунову остались ранние работы художника. Портрет его второй подруги Елены Асеевой часто экспонируют на выставках Васильева.

6) В поселке Васильево Константин Васильев работал не только учителем в школе, но и художником-оформителем на местных предприятиях, в том числе на Васильевском стекольном заводе. Он рисовал агитки, плакаты, оформлял лозунги. Должности художника на заводе не было, поэтому его записали слесарем второго разряда.

7) На Васильева сильно повлияла смерть его младшей сестры Людмилы в 1967 году. Девушка училась в 10 классе, когда внезапно тяжело заболела. Она попросила брата нарисовать для нее иллюстрации к былине о Дунае Ивановиче. Для сестры художник создал два больших полотна и несколько эскизов.

8) Константин Васильев задумывал, но не успел воплотить серию «Великие женщины России». В цикл должны были войти портреты выдающихся героинь русской истории — от княгини Ольги до космонавта Валентины Терешковой.

Биография

Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.

Художник Константин Васильев

Биография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет. Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.

Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.

Константин Васильев в молодости

По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.

«Ответственный» за переезд отец – заядлый охотник и рыбак – влюбился в эти места и решил обосноваться с семьей именно здесь. До сооружения Куйбышевского водохранилища здесь текла полноводная Волга, обрамленная крутыми берегами, спрятанная поутру от глаз сизыми туманами. Одна из картин художника – «Над Волгой» – вдохновлена поэзией этого края.

Картина Константина Васильева «Над Волгой»

С детства Костя избегал шумных игр со сверстниками, предпочитая тихую рыбалку с отцом, изучение литературы и истории живописи с матерью. Талант к рисованию обнаружился рано. Будучи дошкольником, изображал окружающую обстановку, позже ловко копировал шедевры других авторов. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» – первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами, а «Витязь на распутье» – вторая.

По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в «Комсомольской правде» опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный, но мальчик сдал все экзамены на пятерки и, получив место, в 12 лет переехал в Москву.

Константин Васильев

Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.

Юный Васильев проводил часы в «Третьяковке». Здесь же впервые вживую увидел «Богатырей», поразивших его в раннем детстве. Изучал собранные в залах произведения искусства, искал форму творческого самовыражения. В 15 лет написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора.

Автопортрет Константина Васильева

Спустя 2 года Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой – увлечение юноши абстракционизмом и сюрреализмом, бывших в СССР не в чести. Образование закончил в 1961 году. Получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет. Выпускная работа – эскизы оформления сцены к пьесе-сказке «Снегурочка» Александра Островского – не сохранилась.

Живопись

Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.

Картина Константина Васильева «Струна»

В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову Пикассо и Дали, постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».

«Единственное, чем интересен сюрреализм,- говорил Константин Алексеевич,- это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства».

Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от Людвига ван Бетховена до Дмитрия Шостаковича.

Картины Константина Васильева «Лесная готика» и «Осень»

К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.

Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».

Картина Константина Васильева «Валькирия над сраженным воином»

Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.

С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.

Картины Константина Васильева «Человек с филином» и «Святовит»

В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».

Личная жизнь

О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.

Портрет Константина Васильева

Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.

По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».

Смерть

Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.

Могила Константина Васильева

Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия. Похоронен художник в родном поселке Васильево.

Картины

  • 1961 – «Шостакович»
  • 1963 – «Струна»
  • 1967 – «Лебеди»
  • 1969 – «Северный орёл»
  • 1969 – «Святовит»
  • 1971 – «Валькирия над сраженным воином»
  • 1973 – «У колодца»
  • 1973 – «Лесная готика»
  • 1974 – «Илья Муромец и голь кабацкая»
  • 1976 – «Ожидание»
  • 1976 – «Человек с филином»

К. Васильев

Творческая биография художника Константина Васильева

18 августа 1942 года в город Майкоп Краснодарского края вошли немецко-фашистские захватчики, а через две недели  3 сентября 1942 года в оккупированном немцами городе родился мальчик. Его отец, Алексей Алексеевич перед этим ушёл в партизаны, а когда через полгода немцев выбили из Майкопа, отец вернулся и назвал сына Константином. Это был будущий художник Константин Васильев.

Поскольку город Майкоп после бомбёжек был в руинах, семья Васильевых переехала в Казань, а затем и в посёлок Васильево под Казанью, где Константин Васильев прожил всю свою жизнь, кроме годов учёбы в Москве и Казани.

1952–1958 годы. Период раннего творчества Васильева. Уже в детских работах Кости можно увидеть творческий потенциал будущего художника. Пейзажные мотивы, интересовавшие в то время мальчика, найдут своё продолжение в позднем творчестве Васильева. Рисунки отца, матери, кошки, собаки, птиц – всё давалось ему легко и радостно. Родители послали рисунки Кости в Москву и его сразу приняли в Московскую художественную школу при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР.

1953- 1957 годы. Учёба в Московской художественной школе, которая находилась в Лаврушенском переулке, напротив Третьяковской галереи. В пятнадцать лет Константина захватывает искусство эпохи Возрождения и он пишет свой первый карандашный автопортрет в стиле Дюрера. Детский период Васильева проходил от рисования акварелью и карандашом до небольших масляных картин: натюрмортов и этюдов, посвящённых живой и мёртвой природе.

Но тут наступила послесталинская оттепель, в результате чего открылся доступ к западному модернистскому искусству, которое увлекло нашего юного художника. Это испугало учителей московской школы и 15-летнему Константину пришлось покинуть Москву и вернуться в Казань.

1957-1961 годы. Учёба в Казанском художественном училище на педагогическом и, затем, на театрально-декорационном отделении. По окончании – диплом с отличием за декорации к музыкальной драме Островского на музыку Чайковского «Снегурочка». Но параллельно с обязательным тогда в училище рисованием в стиле социалистического реализма, Константин втайне от своих педагогов дома рисует сюрреалистические и абстрактные картины, в основном на больших листах бумаги и ватмане цветными карандашами, гуашью и цветной тушью. Так начинается длительный и плодотворный период формалистических экспериментов в творчестве К. Васильева.

                       

1961–1965 годы. Не имея перед глазами никаких образцов западного модернистского искусства (они фактически были ещё под запретом, хотя и критиковались в газетах) Васильев в необычном, придуманном им самим стиле, создаёт «Серую композицию № 1» (по Достоевскому) и «Квартет» (по Шостаковичу), в которых можно увидеть попытку передачи тревожного состояния внутреннего мира художника.

В 1961 году внезапно умирает его отец Алексей Алексеевич. Потеря близкого человека становится для Васильева трагедией; боль утраты, одиночество, воля судьбы — вот основные темы  его формалистических картин того времени.

Затем в творчестве Константина Васильева ясно обозначился не менее трагический «розово-голубой» сюрреалистический период. Кроме одной масляной картины «Слёзы», свои работы он рисовал в основном двухцветным сине-красным и простым карандашом на листах ватмана большого размера, часто на обороте чертежей своих друзей, учащихся авиационного института или на обороте карты Советского Союза (бумага, кисти, краски – всего этого не хватало, и негде было взять). Яркие произведения этого периода: «Струна», «Колизей», «Аргонавты», «Атомный взрыв», «Лунная лошадь», «Искушение Святого Антония», «Голгофа». Лейтмотив этих картин — философские рассуждения о смысле жизни и смерти, о смысле творчества, о неизбежной гибели прекрасного. 

В это же время художник слушает много классической и современной серьёзной музыки и создаёт в необычном для того времени стиле серию графических портретов известных композиторов, а также писателей Достоевского, Пушкина, художника Пикассо, режиссёра Рома, актёра Михоэлса, пианиста Рубинштейна и некоторых политиков. Особенностью этих работ стала удачная передача не просто внешнего сходства, но и характера личности и творчества портретируемых.

В 1965 году Васильев знакомиться с приехавшим в Казань Д. Д. Шостаковичем, пишет его графический портрет и дарит ему. Портрет поразил композитора глубоким проникновением в сущность его творчества. Позже он просил передать художнику благодарность письмом в Союз композиторов Татарии.

В те же годы создаётся серия рисунков, посвящённых любимой девушке Люде Чугуновой. Эти цветные и чёрно-белые карандашные работы — творческий эксперимент Васильева опять же в новом своеобразном художественном стиле. Черпая вдохновение в красоте возлюбленной, Константин создаёт её разнообразные элегантные портреты и сюжетные рисунки: «Музыка ресниц», «Грусть королевы», «Свидание», «Скрипка губ», «Танец» и др. Были рисунки и других девушек.

В 1962 году Васильев увлекается творчеством Б. Пастернака. Большой интерес к лирической поэзии в этот период связан, конечно, с влюблённостью художника. Константин специально переписывает понравившиеся ему стихи Пастернака, делает к стихам свои иллюстрации и дарит любимой.

И под конец своего формалистического периода К. Васильев увлёкся абстрактным экспрессионизмом. Его любимыми художниками этого направления были тогда американцы Джексон Поллок и Роберт Мотервелл. В манере последнего Константин и создал 25 абстрактных картин, но большинство потом уничтожил. Оставшиеся 6 картин можно увидеть в Казанской картинной галерее К. Васильева. 3 картины он потом повторил в масле.

Обращаясь к глубинам подсознания и пытаясь выразить свои потаённые чувства, Константин Васильев рисует плавными, но быстрыми интуитивными движениями кисти с тушью или гуашью, пытаясь поймать какую-то небывалую форму, найти неведомую линию, выразить своё внутреннее состояние, настрой. Это был «чёрно-белый» период в творчестве Константина Васильева.

 1964 год. Короткий творческий этап, который можно условно назвать «христианским периодом». В это время Васильев, размышляя о христианской вере, создал несколько работ в реалистической и близкой к сюрреалистической манерах: «Адам и Ева», «Распятие», «Андрей Первозванный», а также скопировал картину Джотто «Поцелуй Иуды» и икону Владимирской Богоматери XII века. Большую часть этих картин он уничтожил, так как не почувствовал в себе дара истинного иконописца, а работать без души не хотел.

          

Конец 1964 — середина 1966 года. Время творческого кризиса художника. Перепробовав множество стилей и методов, Васильев понял, что так и не смог приблизиться к истине и найти свой путь в искусстве. Поэтому на время он отказался от рисования и живописи. Стал пробовать себя в другом: делал абстрактные скульптуры, сочинял конкретную музыку на магнитофоне. Но и эти занятия не приносили ему удовлетворения. Тогда он стал перечитывать классическую русскую литературу, слушать русскую народную и классическую музыку, ещё раз прошёл всю историю русской живописи и, наконец, понял величие созданной до него русской культуры по сравнению с тем современным западным формотворчеством, которым он сам столько времени занимался. Это было преображение души и, в то же время, возвращение к истокам.

 1966-1969 годы. Рождение нового творческого метода Васильева, который условно можно назвать символическим реализмом. Первыми работами в этом направлении становятся «Волга» и «Озеро», затем  «Дуб», сначала небольшого размера, а потом, когда пришло осознание, что наконец-то он  нашёл своё – большие, настоящие, насколько хватит холста, картины. Художник выходит из заточения в своём внутреннем мире, из своего одиночества и обращает свой взор на природу, на других людей, на прекрасный и яростный мир.

И с этих пор основной темой картин Васильева становится гармония человека и природной стихии, красота души отдельных людей, величие подвига героев, но часто и их трагическая судьба.

Жемчужиной этого периода можно считать большое полотно «Северный орёл» (1969), которое позже стало центральной картиной триптиха «Северная Русь» с «Волгой» и «Озером» по краям. В это же время написаны «Портрет сестры Людмилы» и «Портрет лейтенанта Пронина», друга художника.

1967–1974 годы. Васильев углублённо интересуется историей. В этот «былинно-исторический период» своего творчества Васильев обращается также к мифам и былинам русского народа, слушает уникальные записи распевов былин сказителями русского севера и создаёт такие работы, как «Дунай Иванович», «Настасья Микулишна», «Сварог» и ещё 20 картин маслом и гуашью на темы русских былин.

В эти же годы К. Васильев увлекается мифологией северных народов: скандинавскими, исландскими сагами, северогерманскими мифами, музыкой Р. Вагнера и философией Ф. Ницше. Под впечатлением музыки и текста тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» Константин Алексеевич пишет картины «Полёт Валькирии», «Гибель Викинга», «Вотан», «Валькирия» и другие живописные и графические работы на эту тему. Также в 1968 году Константин работает над своим вторым автопортретом, на фоне Марса (первый был карандашный автопортрет в 15 лет), на котором символически изображает себя борцом за право иметь своё мнение и писать картины так, как подсказывает ему душа, а не критики от искусства, обвиняющие его то в одном, то в другом.

С 1968 года начался также период чисто реалистических пейзажей, таких как «Дуб», «Сумерки», «Облако», «Лесная чаща», «Река Илеть», «Осень», «Лесная готика» и другие. Природа вдохновляет художника как самостоятельный прекрасный мир, как вечная стихия, сопровождающая человека и поднимающая его дух своей жизнеутверждающей красотой и способностью к самовозрождению. Одновременно продолжают создаваться и философские пейзажи с участием человека: «Свияжск», «Лебеди», «Север», «Русалка». Своими реалистическими картинами К. Васильев ещё раз показывает, что реализм как стиль неисчерпаем, что настоящий художник каждый раз находит новое дыхание реализма. И многочисленные посетители выставок К. Васильева подтверждают нужность таких картин для просветления души.

1970 год. Васильев пишет свой третий автопортрет, в строгом костюме с  галстуком. Такой образ отчасти соответствовал его внутреннему состоянию, хотя в жизни ему редко приходилось быть «при параде».

 1972–1976 годы. Константин Васильев был патриотом своей Родины, и он не мог не коснуться в своём творчестве темы Великой Отечественной войны, на которой воевал его отец и которую он лично пережил, хоть и в младенческом возрасте. Художник пишет целую серию военных картин: «Нашествие», «Парад 41-го года», «Прощание Славянки», «Тоска по Родине», «Маршал Жуков» и другие. Достаточно только взглянуть на эти картины, чтобы сразу почувствовать весь драматизм событий военных лет на каждой из этих картин и величие подвига нашего народа. Как нестандартно и глубоко художник это показал.

В те же годы К. Васильев пишет и картины на героические темы из русской истории: «Князь Игорь», «Ярославна», «Евпраксия с сыном», а также делает серию женских образов: «Портрет Т. Силкиной», «Портрет С.Тарасовой», «Портрет Л. Асеевой», «Портрет Л. Гавриловой», одних по заказу, других по вдохновению.

1975 год. «Астрономический» период в творчестве Константина Васильева. Проработав некоторое время в обсерватории казанского университета, художник написал несколько картин по мотивам старинного астрологического атласа Яна Гевелия: «Созвездие», «Звёздное небо», «Над костром», «Обсерватория» и, возможно, портреты астрономов.

1975–1976 годы. Васильев всё больше обращается к личности человека и пишет «духовные картины и портреты»: «Ожидание» – 4 варианта картины, «Достоевский» 2 варианта, «Жница», свой последний автопортрет. Здесь впервые на картинах появляется свеча или светоч (термин Васильева) — символ горения души, горения не яркого, но долгого и устойчивого, ведущего человека по жизни.

Последний период творчества Константина Алексеевича Васильева можно назвать символическим реализмом (хотя были написаны и чисто реалистические картины). В нём художник реализует различные аспекты мифа «северного символиста», как Васильева однажды назвали. Картины «У колодца» – 4 варианта картины (2 варианта на фоне ворот, варианты у окна и с часовней), «Рождение Дуная» (последний вариант), «Над Волгой» (Свияжск 2»), «Сокол» («Горят пожары»), «Отечество», «Человек с филином», «Битва» и четвёртый, последний автопортрет, где художник предстаёт как всевидящий и всё понимающий пророк. А на последней картине «Человек с филином» показан грядущий человек (может быть сверхчеловек), который обладает светочем правды, и с этим огнём человек-спаситель приведёт нас к светлому будущему. Но сам художник не доживёт до этого времени. Он сгорит, как сгорает внизу картины небольшой дубок с именем «Константин Великоросс» (псевдоним художника).

29 октября 1976 года. Дата трагической гибели Константина Васильева. Он и его товарищ были сбиты поездом недалеко от Казани на станции «Лагерная».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий