Хомяков А.С. – русский писатель, поэт, философ, публицист – Литературный форум – Союз писателей

image
Алексей Степанович Хомяков. Фото: www.globallookpress.com

5 октября 1860 года умер великий апологет самобытности и мировой значимости Русского мира. Основатель славянофильского движения, богослов, философ, поэт, изобретатель, полиглот, знавший 32 языка, отец девяти детей Алексей Степанович Хомяков

Таинственен путь русских мыслителей, так же как таинственна и закрыта от людских празднолюбопытных взоров всякая глубокая душа человеческая. Очень сложно объяснить феномен возрастания духа людей сильных, волевых, глубоко верующих и не склонных к публичным рефлексиям своих настроений.

Почти все современники, кроме крайних его недоброжелателей, вспоминают об Алексее Степановиче Хомякове (1804-1860 гг.) как об очень приятном, энергичном и веселом человеке. Для некоторых это внешнее поведение было трудно соединимо с представлением о серьезности и глубине духовной жизни, и они обманывались, называя  Хомякова человеком, сугубо погруженным в бытовой мир деревенской барской жизни. По-видимому, Алексей Степанович допускал в свой внутренний мир очень немногих или даже вообще никого, а приоткрывался он лишь случайно, да и то лишь внимательным и деликатным людям.

image

Алексей Хомяков в молодости. Автопортрет. Фото: www.globallookpress.com

Существует рассказ Ю. Ф. Самарина (1819-1876 гг.) об одном виденном им собственными глазами случае из жизни Алексея Хомякова, в котором он невольно стал свидетелем проявления духовного мира знаменитого славянофила. Произошло это вскоре после смерти Екатерины Михайловны, жены Хомякова, в январе 1852 года.

Жизнь его раздвоилась, — пишет Самарин, — днем он работал, читал, говорил, занимался своими делами, отдавался каждому, кому до него было дело. Но когда наступала ночь и вокруг него все улегалось и умолкало, начиналась для него другая пора… Раз я жил у него в Ивановском. К нему съехалось несколько человек гостей, так что все комнаты были заняты, и он перенес мою постель к себе. После ужина, после долгих разговоров, оживленных и его неистощимою веселостию, мы улеглись, погасили свечи, и я заснул. Далеко за полночь проснулся от какого-то говора в комнате. Утренняя заря едва-едва освещала ее. Не шевелясь и не подавая голоса, я начал всматриваться и вслушиваться. Он стоял на коленях перед походной своей иконой, руки сложены крестом на подушке стула, голова покоилась на руках. До слуха моего доходили сдержанные рыдания. Это продолжалось до утра. Разумеется, я притворился спящим. На другой день он вышел к нам веселый, бодрый, с обычным своим добродушным смехом. От человека, всюду его сопровождавшего, я слышал, что это повторялось почти каждую ночь.

Исследователи, изучавшие жизнь и творчество А. С. Хомякова, конечно, если они способны к погружению в духовные составляющие крупных личностей, всегда писали о нем с нескрываемым удивлением. Его человеческая и писательская цельность удивляла не одно поколение пытавшихся понять процесс вызревания его гения. «Мы не знаем, — писал о Хомякове один из самых глубоких исследователей русской мысли, — как сложился его твердый духовный и умственный характер. Из того, что мы знаем о его молодых годах, сложение его мировоззрения мало объясняется. Создается впечатление, что Хомяков “родился”, а не “стал”» (Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 271).

Но это впечатление и у самого протоиерея Георгия Флоровского вскоре заменяется убеждением, что цельность духа у Хомякова — это результат его закаленности, прошедшей, быть может, через многие испытания и искушения, о которых история русской мысли просто не знает из-за отсутствия свидетельств. 

Родившись в родовитой московской дворянской семье 1 мая (по старому стилю) 1804 года, Алексей Хомяков рос мальчиком впечатлительным, увлекающимся, с пытливым к разнообразным знаниям умом. Мать Хомякова (урожденная Киреевская), женщина властная, энергичная, умная и глубоко верующая, вероятно, имела сильное влияние на формирование личности Алексея. Она смогла привить сыну религиозную настроенность и церковное мировоззрение, заметные в нем уже с самого раннего возраста. Всю свою жизнь А. С. Хомяков соблюдал все посты, не пропускал праздничные и воскресные богослужения.

А ведь его юность выпала на времена, быть может, самые вольнодумные, заквашенные на революционных масонских и декабристских мечтаниях.

Фото: Sasha_Ivv / Shutterstock.com

Существует несколько известных рассказов из его детства, частично раскрывающих черты характера Хомякова и указывающих на способность тогдашних русских дворянских семей давать не только утонченное светское образование, но и цельное христианское воспитание. Так, обучаясь латинскому языку у аббата Boivin и заметив опечатку в папской булле, которую они переводили на русский язык, маленький Алексей спросил аббата, как тот может считать папу непогрешимым, если римский понтифик делает орфографические ошибки.

Интересен и рассказ о том впечатлении, которое произвел на десятилетнего Хомякова и его старшего брата Санкт-Петербург, показавшийся братьям языческим городом, в котором от них потребуют переменить веру. Они поклялись друг другу лучше претерпеть мучения, чем изменить Православию.

Столь же характерна для пылкой натуры, повсюду ищущей правды, и попытка семнадцатилетнего Алексея бежать из дома в Грецию на помощь православным грекам, восставшим против турецкого владычества. Накопив немного денег, достав фальшивый паспорт и длинный нож, юноша пустился в этот далекий путь, но, к счастью для него, был пойман недалеко от Москвы.

В 1821 году последовала его первая публикация — части перевода «Германии» Тацита.

Далее Алексей Хомяков оканчивает математическое отделение Императорского Московского университета со степенью кандидата наук, и отец в 1822 году отдает его в Астраханский кирасирский полк. Весной 1823 года он переводится в лейб-гвардии Конный полк в Санкт-Петербург.

Здесь Хомяков сводит множества знакомств, в том числе и с будущими декабристами, вступая с ними в многочисленные споры, считая всякий военный бунт безнравственным. Он приводил декабристов в бешенство, доказывая им, что они выступают за установление в России тирании вооруженного меньшинства, а вовсе не за свободу.

В середине 1825 года сам Алексей Хомяков выпрашивает бессрочный отпуск и уезжает на два года в Европу, большую часть времени находясь в Париже. Затем участвует в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, где проявляет воинскую смелость и мужество.

В 1837 году умирает А. С. Пушкин, постепенно начинает ослабевать поэтический накал начала XIX столетия, приходит время философских размышлений. В преддверии знаменитых «сороковых годов» со статьи «О старом и новом» (1839 г.), по сути, начинается печатная проповедь славянофильского учения. Встает во весь свой гигантский рост вопрос о самобытности России, о ее дальнейшем онтологическом выборе пути развития.

А. С. Хомяков оптимистически утверждал этот новый путь. «Мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, — писал он в своем рассуждении “о старом и новом”, — занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории Церкви и законов ее — светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».

Сам А. С. Хомяков был удивительно разнообразным человеком. Его дочь Мария Алексеевна вспоминала о своем отце так:

А<лексей> С<тепанович> любил всякое состязание (соревнование) словесное, умственное или физическое; он любил и диалектику, споры и с друзьями, и с знакомыми, и с раскольниками на Святой (в Кремле), любил и охоту с борзыми как природное состязание, любил скачки и верховую езду, игру на биллиарде, и шахматы, и с деревенскими соседями в карты в длинные осенние вечера, и фехтование, и стрельбу в цель» (Отдел письменных источников Государственного Исторического Музея).

Он был столь многосторонен, что С. Т. Аксаков говорил о нем, что «из Хомякова можно выкроить десять человек, и каждый будет лучше его».

Во всем этом он был абсолютно неподражаем, обаятелен и запоминаем. Хорошо его знавшие люди вспоминали, что основными чертами его характера были простота и веселость.

В «Былом и думах» Герцен (идейный противник славянофильства) писал о Хомякове следующим образом:

Ум сильный, подвижной средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо переспорил всю свою жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал цитатами и остротами.

 (Герцен А. И. Былое и думы. Ч. II. гл. XXX).

Одной из главных тем размышлений А. С. Хомякова была тема Церкви, смысл которой идеально передает название одной из его работ — «Церковь — одна». Он очень тонко чувствовал отличность Православной Церкви от католичества и протестантства и много писал об этом. Веру он понимал как общее дело: «Ты понимаешь писание, во сколько творишь дела, угодные мудрости, в тебе живущей. Но мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь, — дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церкви, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость».

Фото: www.globallookpress.com

Церковный опыт, святоотеческая традиция были главным мерилом церковности в его трудах. Католическому авторитету он противополагает свободу, но свободу, основанную не на праве, а на обязанности и единомыслии с Церковью.

Особое место в его творчестве занимают «Записки по всемирной истории», в которых начала исторического развития устанавливаются в связи с религиозным чувством и религиозными идеями. В дальнейшем эту историософскую инициативу А. С. Хомякова развил и продолжил Л. А. Тихомиров в своем капитальном труде «Религиозно-философские основы истории».

Из учения о Церкви А. С. Хомяков выводит и свою антропологию, главным постулатом которой является утверждение не самодостаточности личности как таковой. «Отдельная личность, — утверждает А. С. Хомяков, — есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад» (Полное собрание сочинений. Т. I. С. 161). Он говорит о том, что в каждой личности борются два начала: свободы и необходимости. Исходя из такого понимания, он выделяет два типа личности: одни, в которых преобладает принцип свободы (иранский тип, как он называет); другие, в которых господствует принцип необходимости (кушитский). Окончательное раскрытие иранского типа личности он видит в христианстве.

Основой его гносеологии был постулат о том, что «истина недоступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью», причем любовью именно христианской и в Церкви. «Познание божественных истин, — пишет А. С. Хомяков, — дано взаимной любви христиан и не имеет другого блюстителя, кроме этой любви».

Таким образом, любой философский или историософский вопрос для А. С. Хомякова был неотъемлемо сопряжен с христианским учением. Это не было случайностью, поскольку сам А. С. Хомяков стремился к построению именно «христианской философии». Все, что он делал, он делал с убеждением, что поймут его только потомки. Так, еще в 1845 году в письме к Юрию Самарину он писал:

Мы должны знать, что никто из нас не доживет до жатвы, и что наш духовный и монашеский труд пашни, посева и полотья есть дело не только Русское, но и всемирное.

А позже тому же Самарину он напишет такие строки:

Мы передовые; а вот правило, которого в историях нет, но которое в истории несомненно: передовые люди не могут быть двигателями своей эпохи; они движут следующую, потому что современные им люди еще не готовы. Разве к старости иной счастливец доживет до начала проявления своей собственной, долго носимой мысли.

С осознанием невозможности увидеть плоды христианского возрождения во главе с православной Россией философ-славянофил умер 23 сентября 1860 года по старому стилю от холеры, от которой очень успешно лечил тысячи своих крестьян.

Подписывайтесь на канал “Царьград” в Яндекс.Дзен и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня. 13 мая 2019, 01:00

13 мая 1804 года родился Алексей Хомяков, основатель славянофильства

Личное дело

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) родился в Москве в старинной дворянской семье. Отец – Степан Александрович Хомяков, мать – Марья Алексеевна, урожденная Киреевская. Родители Хомякова постарались дать детям тщательное домашнее образование; особенное внимание обращено было на языки: Алексей в детстве изучил французский, немецкий, английский и латынь. Успехи в последней позволили ему в 15-летнем возрасте перевести очерк Тацита «Германия» (отрывок из перевода спустя 2 года был опубликован в «Трудах общества любителей российской словесности» при Московском университете).

Поступил в Московский университет. В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. Этому едва не помешало греческое восстание против турецкого ига 1821 года: Хомяков обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился было на помощь угнетенным. Юношу задержали возле Сухаревской заставы.  

Впрочем, с точными науками ему все равно оказалось не по пути: боевой дух оказался сильнее. В 1822 году Хомяков избрал – как оказалось, тоже временно – военную карьеру, определившись в Астраханский кирасирский полк. Через год перевелся в Петербург в конную гвардию. Именно на столичный период службы приходятся его первые стихотворные опыты.

В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», вызвавшую противоречивые отзывы; Александр Пушкин, в частности, находил в ней «очаровательную прелесть поэзии». Активно изучал немецкую классическую философию – Канта, Гегеля и Шеллинга по преимуществу.

Последним эпизодом военной карьеры Хомякова стала русско-турецкая война 1828–1829 годов. Именно она, по мнению исследователей, укрепила Хомякова в приверженности славянской идее: «Проезжая по местам, – вспоминал он, – куда еще не доходило русское войско, я был приветствуем болгарами, не только как вестник лучшего будущего, но как друг и брат».  По окончании войны он в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в свое имение, решив посвятить себя хозяйству.

Сельский быт увлек Хомякова – в отличие от многих русских литераторов, ему не надо было добывать хлеб насущный печатным словом. Хомяков всегда выступал за договорные, полюбовные отношения помещиков с крестьянами и сам небезуспешно стремился таковые установить (а с приходом к власти Александра II выступил за освобождение крестьян). Он занимался сахароварением и винокурением, изобрел ружье, превосходившее по дальнобойности современные аналоги, и сеялку, на которую получил английский патент. Увлекся охотой, хорошо разбирался в собаках, о которых даже написал статью.

Параллельно продолжаются историко-философские изыскания Хомякова. В 1839 году в компании единомышленников он прочитал статьь «О старом и новом», в которой были сформулированы основные положения славянофильства. По мнению исследователей, то был своего рода ответ на первое, самое знаменитое «Философическое письмо» Петра Чаадаева, опубликованное в 1836 году, в котором историческое прошлое России было подвергнуто резкой критике. В статье Хомяков поставил ключевые вопросы, ставшие основой для дальнейшей полемики с западниками:

«Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

В 1838 году он приступил к главному своему сочинению – «Запискам по всемирной истории». Опубликованы фрагменты работы (которую сам Хомяков называл «И.и.и.и.», а Николай Гоголь окрестил «Семирамидой», судя по всему, имея в виду ее «разветвленность») были уже после его смерти. Хотя она осталась незавершенной, исследователи указывают на наличие у автора четкого плана изложения и сформировавшейся системы взглядов – иначе было бы невозможно сгруппировать тот огромный массив фактов, которым оперировал Хомяков.  

История у Хомякова предстает в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных им по именам двух древних цивилизаций «иранской» и «кушитской». Первое из них является символом свободы духа, второе – «преобладания вещественной необходимости». Сам Хомяков признавал относительность данного деления, говоря, что история уже не знает «чистых племен и чистых религий». В то же время единственным народом, сохранившим до XIX века «иранский» культурный и религиозный тип, мыслитель считал русский народ.

С 1836 года Хомяков состоял в браке с сестрой поэта Николая Языкова Екатериной Михайловной. Она скончалась в 1852 году, оставив семерых детей. Самым известным отпрыском Хомякова стал Николай Алексеевич, один из основателей партии октябристов, первый председатель Государственной думы III созыва (1907–1910).

Алексей Хомяков заболел холерой, занимаясь лечением крестьян во время эпидемии. Скончался 5 октября 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне Липецкая область). Был похоронен в Даниловом монастыре рядом с Николаем Языковым и Николаем Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

А.С.Хомяков в мурмолке. Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова. Музей ИРЛИ

Основатель славянофильства – одного из первых оформившихся движений общественной мысли в России. Вывод, к которому Хомяков приходит в статье «О старом и новом»: «старую Русь надобно – угадать». По мнению философа, «лучшие инстинкты души русской, образованной и облагороженной христианством, воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться». «Теперь все прежние начала могут, должны развиваться и разовьются собственною своею неумирающею силою. Западным людям приходится все прежнее отстранять, как дурное, и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь», – такова была «рамочная» программа славянофилов, созданная Хомяковым. Всемирную задачу России Хомяков видел в том, чтобы освободить человечество от одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.

О чем надо знать

Единственно приемлемой формой правления для России Хомяков видел монархию; и социализм, и капитализм он считал следствием упадка Запада, который увлекся конкуренцией и пренебрег кооперацией. Философ выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате реформ Петра I – именно славянофилы первыми обратили внимание на крестьянство. Особое внимание они уделяли феномену общины, на которую Хомяков возлагал большие надежды – по его мнению, эта форма самоорганизации должна стать приемлемой не только для крестьян, но и для других социальных групп.

Примечательно, что несмотря на близость к официальной идеологии, славянофилы так и не смогли найти с властью общего языка. Николай Бердяев отмечал: «Славянофильство беспокоило, тревожило официальную власть, она не в силах была справиться с этим явлением, осмыслить его. Власть лучше понимала либералов и революционеров, знала, как нужно относиться к ним, как справиться с этим явным врагом. Но славянофилы выставляли лозунги “православие, самодержавие, народность”, слишком знакомые и близкие власти, и оставались ей чуждыми, далекими, непонятными».  

Прямая речь

О современном состоянии России:

О предназначении России:

О, вспомни свой удел высокой!

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему – и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

О своей матери и о воспитании вообще: «Она была благородным и чистым образчиком своего времени; и в силе ее характера было что-то, принадлежащее эпохе более крепкой и смелой, чем эпохи последовавшие. Что до меня касается, то знаю, что, восколько я могу быть полезен, ей обязан я и своим направлением, и своей неуклончивостью в этом направлении, хотя она этого и не думала. Счастлив тот, у кого была такая мать и наставница в детстве, а в то же время какой урок смирения дает такое убеждение! Как мало из того доброго, что есть в человеке, принадлежит ему? И мысли, по большей части, сборные, и направление мыслей, заимствованное от первоначального воспитания».

О Петре I: «Воля железная, ум необычайный, но обращенный только в одну сторону, человек, для которого мы не находим ни достаточно похвал, ни достаточно упреков, но о котором потомство вспомнит только с благодарностью».

О Западе: «Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою. Чем дальше они оглядываются, тем хуже и безнравственнее представляется им общество».

О недопустимости вооруженного восстания: «Что такое войско? Это – собрание людей, которых народ вооружил на свой счет: оно служит народу. Где же будет правда, если эти люди, в противоположность своему назначению, начнут распоряжаться народом по своему произволу».

О стихах и прозе: «Без притворного смирения я знаю про себя, что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью, то есть прозатор везде проглядывает и, следовательно, должен, наконец, задушить стихотворца».

О католиках и протестантах: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства».

Командир Хомякова Ф.В. Остен-Сакен о подчиненном: «Образование его было поразительно превосходно, и я во всю жизнь свою не встречал ничего подобного в юношеском возрасте. Какое возвышенное направление имела его поэзия! Он не увлекался направлением века в поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу православной Церкви и в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения… Он не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул позволение носить жестяные кирасы вместо железных полупудового весу, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами».

Александр Герцен о Хомякове-полемисте: «Хомяков был действительно опасный противник; закаленный бретер диалектики, он пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете – от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста. Возражения его, часто мнимые, всегда ослепляли и сбивали с толку».

Николай Бердяев о Хомякове-богослове: «Хомяков был первым светским богословом в православии, первым свободным богословом. В этом его неумирающее значение. Богословская сила Хомякова вытекала из твердости его природы, в основе которой лежал камень Церкви. Без Хомякова славянофильское мировоззрение не получило бы такой яркой церковной окраски, оно осталось бы религиозно расплывчатым и неопределенным. Если Хомяков и не был учителем Церкви, то, во всяком случае, был церковным учителем славянофилов. Среди славянофилов не было другого человека, церковно столь твердого, столь верного».

12 фактов об Алексее Хомякове

  • Отец Хомякова проиграл в карты более миллиона рублей; дела семьи поправились, только когда за них взялась мать
  • Обучаясь латыни, Хомяков однажды нашел ошибку в папской булле и поинтересовался у аббата-преподавателя, как он после этого может считать папу непогрешимым
  • Мать Хомякова взяла с сыновей клятву хранить целомудрие до свадьбы, пригрозив в противном случае лишить благословения
  • За мужество в боях во время русско-турецкой войны Хомяков был награжден орденом Святой Анны
  • Первые стихотворения Хомякова увидели свет в альманахе «Полярная звезда», хотя идеи декабризма не были ему близки
  • Хомяков в разной степени владел по одним данным двадцатью, по другим – тридцатью языками
  • Славяновил Хомяков в некоторых вопросах был англоманом – он считал, что умственной силой англичане обязаны верности старине, чему русским неплохо было бы у них поучиться
  • Хомяков переложил на русский повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» под названием «Светлое Воскресение»; действие было перенесено в Россию, а Рождество заменено Пасхой
  • Крестным отцом сына Хомякова Николая был Николай Гоголь
  • Хомяков был председателем Общества любителей Российской словесности при Московском университете
  • Хомяков был преданным адептом гомеопатии и даже на смертном одре отказался от другого лечения
  • Николай Бердяев посвятил Хомякову монографию и несколько статей

Материалы об Алексее Хомякове

Алексей Хомяков на Lib.ru

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков

Статья об Алексее Хомякове в Википедии

Русский биографический словарь. Алексей Степанович Хомяков

Алексей Хомяков. О старом и новом

Философия России

Русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. (1804-1860)

«Частное мышление может быть сильно и плодотворно только при сильном развитии мышления общего; мышление общее возможно только тогда, когда высшее знание и люди, выражающие его, связаны со всем остальным организмом общества узами свободной и разумной любви и когда умственные силы каждого отдельного лица оживляются круговращением умственных и нравственных соков в его народе»

А.С. Хомяков

(1804-1860)

Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве. Его отец – Степан Александрович Хомяков, мать – Марья Алексеевна, урождённая Киреевская.

Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году.

В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.

В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной.

В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории».

В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия.

Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

В.В. Зеньковский характеризует личность Хомякова следующим образом:

«Хомяков был чрезвычайно цельный, яркий и оригинальный человек с очень разносторонними дарованиями и интересами. Он был очень недурным поэтом, драматургом, не был лишен публицистического огонька. Не будучи «профессиональным» ученым, т. е. не будучи профессором, Хомяков был исключительно образованным, сведущим человеком с огромной эрудицией в самых различных областях. Как богослов, он был превосходно начитан в творениях Св. Отцов, в истории Церкви; как философ, он знал новейших мыслителей; как историк (оставивший свои интересные «Записки по всемирной истории» в трех томах), он был, можно сказать, универсально начитан. И в то же время Хомяков был сельским хозяином, с увлечением и толком занимавшимся хозяйством, вечно изобретал что-либо для хозяйства. По складу же своему и темпераменту он был «воин» — смелый, прямой, сильный.

Исключительное значение в жизни Хомякова имела его мать (урожденная Киреевская) — человек глубокой религиозности, твердой веры и духовной цельности. Та сила и твердость просветленной разумом веры, которая отличает Хомякова среди всех русских религиозных мыслителей (из которых редкий не прошел через период сомнений), связана с духовной атмосферой, в которой жил с детства Хомяков. От его юности сохранился интересный рассказ, одинаково свидетельствующий и о пылкости характера, иногда переходившей в задорливость, и об остроте наблюдательности. Он обучался латинскому языку у некоего аббата Boivin, с которым переводил на русский язык папскую буллу. Мальчик Хомяков заметил опечатку в булле и насмешливо спросил аббата, как он может считать папу непогрешимым, раз он делает ошибки в орфографии… Когда его с братом привезли в Петербург, то мальчикам показалось, что их привезли в языческий город, что здесь их заставят переменить веру, и они твердо решили скорее претерпеть мучения, но не подчиниться чужой вере… Эти мелкие эпизоды хорошо рисуют Хомякова с его воинственностью и бесстрашной готовностью защищать правду.

Хомяков строго соблюдал все посты, посещал в воскресные и праздничные дни все богослужения. Он не знал религиозных сомнений, но в его вере не было ни ханжества, ни сентиментальности, она горела всегда ровным, но ярким и сильным огнем. Для характеристики Хомякова приведем несколько отзывов о нем лиц, его близко знавших. Герцен, не очень доброжелательно относившийся к Хомякову, писал о нем: «ум сильный, подвижной средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо переспорил всю свою жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал цитатами и остротами», и дальше: «Хомяков, подобно средневековым рыцарям, караулившим храм Богородицы, спал вооруженным». Тут же Герцен называет его «бреттером диалектики»… Это отзыв человека, в общем недоброжелательного к Хомякову. А вот отзыв его друга, М. П. Погодина: «что была за натура, даровитая, любезная, своеобразная! Какой ум всеобъемлющий, какая живость, обилие в мыслях, которых у него в голове заключался, кажется, источник неиссякаемый! Сколько сведений, самых разнообразных, соединенных с необыкновенным даром слова, текшего из его уст живым потоком! Чего он не знал? Не было науки, в которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний, о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистами… И в то же время писал он проекты об освобождении крестьян, распределял границы американских республик, указывал дорогу судам, искавшим Франклина, анализировал до мельчайших подробностей сражения Наполеона, читал наизусть по целым страницам из Шекспира, Гёте или Байрона, излагал учение Эдды и буддийскую космогонию»…

Эта многосторонность знаний и интересов, как бы разбросанность ума, не пропускающего ни одной темы, хотя и не означали скольжения Хомякова по поверхности, но, конечно, мешали сосредоточенности ума. Надо добавить к этому, что Хомяков был первоклассным диалектиком, очень любил спорить и беседовать, при чем обнаруживал и необыкновенную память, и находчивость в диалектических схватках. Живые беседы целиком захватывали Хомякова, но писать он был не очень охоч. В особенности пострадали при этом его философские взгляды, которые он излагал лишь à propos. Наиболее систематичны его статьи, написанные уже в последние годы его жизни, — но сам Хомяков не привел в законченную систему свои взгляды. Была какая-то хаотичность в самой его цельности. Тем не менее, он был подлинным философом, как был и глубоким богословом, и нельзя не пожалеть, что столько сил ушло у Хомякова на вещи незначительные…».

Основные работы А.С.&nbspХомякова

  • «О современных явлениях в области философии» 
  • «Опыт катехизического изложения учения о Церкви»
  • «Церковь одна»
  • «Семирамида»
  • «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»

Список очерков о философе

  • Учение о Церкви
  • Исторический экскурс в учение о Церкви
  • Специфичность учения Хомякова
  • Критика католичества
  • Антропология. Ч. 1
  • Антропология. Ч. 2
  • Философия всецелого разума
  • Историософия. Ч. 1
  • Историософия. Ч. 2
  • Историософия. Ч. 3
  • Критика Чаадаева
  • О старом и новом
  • Русская беседа
  • Теория самодержавия
  • Учение об обществе
  • Мессианизм и миссионизм
  • Розанов и Хомяков
  • Киреевский и Хомяков
  • Соловьев и Хомяков
  • К сербам
  • О зодчестве
  • Письмо об Англии
  • Судьба славянофильства
  • Влияние Хомякова на философию

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Толкование

Хомяков, Алексей Степанович
Алексей Степанович Хомяков
image Автопортрет, 1842
Дата рождения:

1 (13) мая 1804(1804-05-13)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

23 сентября (5 октября) 1860(1860-10-05) (56 лет)

Место смерти:

село Ивановское, Данковский уезд, Рязанская губерния, Российская империя ныне Липецкая область

Направление:

славянофильство

Период:

XIX век

Значительные идеи:

соборность

Алексе́й Степа́нович Хомяко́в (1 мая (13 мая) 1804, Москва, Российская империя — 23 сентября (5 октября) 1860, село Ивановское, Данковский уезд, Рязанская губерния, Российская империя) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856 г.).

Биография

Алексей Хомяков родился в Москве, на Ордынке в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Весьма активно печатается (стихи, переводы). В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В 1825 году оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». В 1828—1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничает с различными журналами.

В 1836 году женится на сестре поэта Языкова, Екатерине Михайловне. В статье «О старом и новом» (1839) выдвигает основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посещает Германию.

С 1850 года особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства»[1]. Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I[2].

Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Сын Хомякова, Николай Хомяков — председатель III Государственной думы Российской империи.

image

Исторические взгляды А. С. Хомякова

Фундаментальный труд «Записки о всемирной истории» (Семирамида) остался незавершённым, однако сохранились журнальные статьи. Вещественный мир представлялся Хомякову лишь внешним выражением свободно творящего духа (Бога), а материальные факторы общественного развития — его внешними проявлениями. История — процесс постепенного проявления полноты духа в общественной жизни человечества. Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. Соответственно, история народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. Каждый народ обладал своей особой субстанцией, «началом».

В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом. Однако в своём развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».

Понимание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того или иного народа как постепенного проявления его «начала» имело два неоспоримых преимущества. Во-первых, подобный подход подразумевал стремление понять смысл истории народа. Во-вторых, заставлял обратить особое внимание на специфику народной жизни (именно славянофилы первыми обратили серьёзное внимание на такое фундаментальное явление русской действительности, как сельская община)[3].

Примечания

  1. История русской философии, Николай Лосский ISBN 978-0823680740 с. 87
  2. Биография на сайте «Хронос».
  3. Историография истории России до 1917 г. / под ред. М. Ю. Лачаевой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с. 270—271.

Библиография

  • Полное собрание сочинений в 2х томах с разбитием на страницы

    Полезное

    Смотреть что такое “Хомяков, Алексей Степанович” в других словарях:

    • Хомяков Алексей Степанович — Алексей Степанович Хомяков Дата и место рождения: 1804 Дата и место смерти: 1860 Школа/традиция …   Википедия

    • Хомяков, Алексей Степанович — сын Степана Александровича Хомякова и Марьи Aлексеевны, урожденной Киреевской, род. 1 мая 1804 г. в Москве, умер 23 сентября 1860 г. в селе Ивановском Донковского уезда, Рязанской губернии. И по отцу, и по матери Х. принадлежал к старинному… …   Большая биографическая энциклопедия

    • Хомяков Алексей Степанович — (1804 60), рус. философ, поэт и публицист, член кружка «любомудров», впоследствии один из вождей славянофильства (см. Славянофилы). В 1820 е гг. печатал свои произв. в «Моск. вестнике», в т.ч. стих. «Три стакана шампанского» (1828), из к рого Л.… …   Лермонтовская энциклопедия

    • Хомяков Алексей Степанович — [1(13).5.1804, Москва, ‒ 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее… …   Большая советская энциклопедия

    • ХОМЯКОВ Алексей Степанович — (1804 60) русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, член корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о соборности и др.) сочеталась у Хомякова с… …   Большой Энциклопедический словарь

    • Хомяков Алексей Степанович — Хомяков (Алексей Степанович) один из наиболее видных вождей славянофильства (см. XXX, 307). Родился в Москве 1 мая 1804 г. Отец Х., Степан Александрович (умер в 1836 г.), был слабовольный человек; член английского клуба и игрок, он проиграл более …   Биографический словарь

    • Хомяков, Алексей Степанович — ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 60), российский религиозный философ, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику (учение о “соборности” и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • Хомяков Алексей Степанович — (1804 1860), православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (статья «О старом и новом», 1839), член корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о… …   Энциклопедический словарь

    • ХОМЯКОВ Алексей Степанович — (1(13).05.1804, Москва 23.09(5.10). 1860, с. Ивановское Рязанской губ.)    философ, поэт, публицист. Родом из старинной дворянской семьи. В 1822 г. сдал экзамен при Московском ун те на степень кандидата математических наук, затем поступил на… …   Русская Философия. Энциклопедия

    • ХОМЯКОВ Алексей Степанович — (1804—60), русский поэт, публицист. Стихи филос. религ., ист. и публицистич. содержания, в т. ч. «России» (1854, распространялось в списках). Стихотв. трагедии «Ермак» (пост. 1827, опубл. 1832), «Димитрий Самозванец» (1833). Статьи, в т. ч.… …   Литературный энциклопедический словарь

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий