Густав Климт – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

Биография

Густав Климт – австрийский живописец, признанный во всем мире мастер изображения женского тела. В свое время художник снискал скандальную славу произведениями, «пропитанными» неприкрытым эротизмом.

image
Художник Густав Климт

Для конца 18 и начала 19 века картины столь откровенного содержания казались слишком смелыми и шокировали ценителей искусства, привыкших к работам мастеров классической школы. Но эпатаж не стал преградой для славы, которой Климт был обласкан в избытке при жизни. Представители европейского модерна считают Климта основоположником направления. Сегодня картины мастера продаются за баснословные деньги.

Детство и юность

По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.

image
Густав Климт в молодости

Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.

Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.

Портрет Густава Климта. Художник Эгон Шиле

Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.

Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.

Живопись

В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции. В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест». Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.

Картина Густава Климта «Даная»

В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.

Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.

Картина Густава Климта «Поцелуй»

Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.

Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.

Картина Густава Климта «Три возраста женщины»

Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.

В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду». На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером». Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.

Картины Густава Климта «Надежда» (1903 г.) и «Надежда II» (1908 г.)

Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.

Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».

Картина Густава Климта «Дерево любви» («Древо жизни»)

Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».

Личная жизнь

О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей. Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги. Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.

Густав Климт

Справедливости ради необходимо сказать, что существовало и другое мнение: художника не интересовала плотская близость, он был сторонником платонических отношений. Но эта версия кажется сомнительной, когда биографы Климта говорят о постыдном, но очень распространенном в конце XIX — начале XX века заболевании, перенесенном художником. Сифилисом Густава наградила девица легкого поведения. Факт обыгран в художественной картине «Климт», премьера которой состоялась в 2006 году.

Густав Климт и Эмилия Флеге

Сколько бы женщин не побывало в постели Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Ее он просил позвать, когда умирал. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком и потомством.

Ценители творчества Климта подметили, что мастеру нравились два типа женщин, которые он рисовал всю жизнь. Это пышные рыжеволосые красавицы (такова «Даная») и брюнетки с тонкими чертами лица и фигурами мальчиков («Адель Блох-Бауэр»).

Смерть

Знаменитого австрийского живописца не стало в феврале 1918 года. Причиной смерти 55-летнего Климта стала пневмония, оказавшаяся смертельной после перенесенного инсульта.

Местом упокоения художника стало венское Хитцингское кладбище. Густав Климт оставил незаконченными десятки начатых картин.

Могила Густава Климта

Российские ценители живописи ар-нуво в октябре 2017 года получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Густава Климта. Выставка графических работ двух известных представителей модерна – Густава Климта и Эгона Шиле – состоялась в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Произведения

  • 1899-1907 – «Философия»
  • 1899-1907 – «Медицина»
  • 1899-1907 – «Юриспруденция»
  • 1901-1902 – «Золотые рыбки»
  • 1903 – «Березовая роща»
  • 1903 – «Надежда»
  • 1904-1907 – «Водяные змеи»
  • 1905 – «Три возраста женщины»
  • 1905-1909 – «Дерево любви»
  • 1906 – «Адель Блох-Бауэр»
  • 1907–08 – «Поцелуй»
  • 1907-1908 – «Даная»
  • 1912 – «Яблоня I»
  • 1913 – «Невинность»
  • 1917 – «Адам и Ева»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 16.08.2020

Густав Климт (Gustav Klimt; родился 14 июля 1862 — умер 6 февраля 1918 гг.) был великим художником-модернистом XIX-XX вв., основателем австрийского модерна, «мастером золотой кисти». Густав Климт и его полотна — такая же визитная карточка Австрии, как ее замки. Удивительные скрытые аллегории, таинственные и манящие улыбки героинь, роскошные орнаменты и, конечно, обилие позолоты — узнаваемые черты шедевров мастера. Путь Климта к успеху был непрост: заказчики не понимали и отвергали его работы, зрители были шокированы драматическим эротизмом его произведений.

Густав Климт всегда был новатором, перебиравшим идеи и направления как перчатки. Он легко усвоил приемы и идеи импрессионизма, экспериментировал с экспрессионизмом и кубизмом, создавал орнаментальные пейзажи и декоративные работы, писал портреты и аллегорические панно. И при этом ни на минуту не отказывался от права на свободу творчества, самовыражение, привнося в каждый жанр что-то свое.

Биография Густава Климта

Густав Климт появился на свет в самой середине лета — 14 июля 1862-го. Это событие произошло в Баумгартене, пригороде Вены. Младенец был вторым ребенком в семье Климт. Отец мальчика, Эрнст, трудился гравером, но не слишком преуспел в профессии. Мать, Анна, пыталась стать музыкантом, но, увы, безуспешно. Впрочем, возможно, благодаря их генам мир получил «Золотую Адель» и другие работы гения. Всего же в семье было семеро детей (трое мальчуганов и четыре девочки) и все они обнаружили недюжинные художественные способности.

Первые уроки рисования мальчик берет у отца. В 1876-м Густав Климт с блеском выдержал экзамены в художественную школу Вены, где годом позднее начал учиться и младший брат мастера, Эрнст (Ernst Klimt). Специализацией старшего брата стала архитектурная живопись, а образцом для подражания — творчество Ганса Макарта (Hans Makart).

Обучение продолжается до 1883-го. Еще числясь студентами, братья Климт и присоединившийся к ним Франц Матч (Franz von Matsch), составившие вместе великолепное художественное трио, приглашены расписывать павильон в Карловых Варах (тогда Карлсбад). Затем они украшают фресками и оформляют интерьеры провинциальных театров. После выпуска команда юных художников не распадается, как это бывает со студенческими братствами, а наоборот, сплачивается. Они вместе открывают художественную мастерскую в Вене.

Поначалу их приглашают только провинциальные городки, но потом ими заинтересовываются и в столице. Климтов и Матча в 1885-м зовут оформлять здание «Бургтеатра», а позднее — расписывать венский художественно-исторический музей. Художники неплохо заработали на этих заказах и в 1892 году решили расшириться, чтобы закрепить успех. Увы, конец года омрачается потерей — умирает Эрнст, а от трио остается всего лишь дуэт.

С учетом того, что годом ранее почил отец художника, все хлопоты о материальном положении семьи ложатся на плечи будущего модерниста. Помимо прочего, он берет на себя обязанность позаботиться о вдове брата, 28-летней Елене Флёгге, а также ее крошечной дочери. Младшей сестрой Елены и своячницей Густава была Эмилия — муза художника, его единственная любовь, пронесенная через всю жизнь.

С 1897-го начинается преображение Климта. Из солидного академического живописца он превращается в сотрясателя скреп и предводителя авангардистов. А по совместительству — в президента основанного им Сецессиона, в который вошли австрийские художники-бунтари.

В 1900 мастер заканчивает аллегорические картины для Венского университета («факультетский» цикл), которые подвергаются резкой критике. Эти картины окончательно «портят» репутацию живописца в глазах добропорядочной публики. Более с государственными заказами художник не связывается никогда.

Густав Климт умер в 1918-м, 6 февраля — он скончался от инсульта и воспаления легких. Его могила находится на самом известном из венских кладбищ — Хитцингском.

Самые известные картины Густава Климта

Визитными карточками модерниста Густава Климта стали его картины, относящиеся к «золотому периоду»:

  • «Юдифь и Олоферн», написанная в 1901 году, основана на ветхозаветной легенде. Прекрасная Юдифь спасла свой город от ассирийцев, напоив предводителей врага Олоферна и затем обезглавив его.
  • «Эмилия Флёгге» (1902) — портрет возлюбленной мастера. Портрет написан в период увлечения художника японской гравюрой, а потому имеет вертикальный формат. Говорят, Эмилии картина пришлась не по вкусу.
  • «Даная» (1907—1908 гг.) — известнейшее из полотен Климта. «Золотой» шедевр, гимн чувственности и эротизма, облаченный в мифологическую форму, вызвал шквал негодования и критики — картину сочли безнравственной.
  • Ослепительный «Поцелуй» (1907—1908 гг.) — картина, которая произвела фурор своим появлением. По сей день она считается одним из самых выразительных шедевров прошлого века.
  • «Три возраста женщины» (1905) — удивительная работа, при создании которой Густав Климт вдохновился одной из роденовских скульптур.
  • «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907) — та самая «Золотая Адель», чей образ известен всему миру. Экзотическая символика, плавное перетекание форм, сочетание реализма и абстракционизма… Говорят, Климт писал модель обнаженной, а «одежду» дописывал позднее.

Интересные факты из жизни

Картина «Юдифь и Олоферн» получилась настолько декадентской, что многие называли «Саломеей», намекая на другую библейскую притчу. В ней дочь Ирода потребовала и получила за свой танец голову христианского святого Иоанна Крестителя.

Несмотря на то, что Климт, как говорят, был счастливо влюблен, он так и не сочетался браком с Эмилией. Рассказывают, что последними его словами перед тем, как инсульт свалил художника, были: «Позовите Эмилию».

Хотели бы вы стать обладателем одного из модернистских шедевров? Тогда внимательно следите за аукционами антиквариата на Very Important Lot. И не забывайте присматриваться к работам современных художников, у которых вы можете купить картины напрямую без комиссии и недорого.

06 января 2020

Климт никогда не интересовался собой, как материалом для картин, поэтому он не оставил ни одного автопортрета.  Густав Климт был и остается загадочной фигурой – он редко раскрывал свой внутренний мир, о нем вспоминают как о человеке капризном и молчаливом.

Мы можем восхищаться поразительным натурализмом его ранних работ, но свои самые великие творения он создал в поздние годы, после долгого и продуманного творческого развития. Яркие, эротичные, эти беспрецедентные картины Густава Климта сегодня известны всему миру.

Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены 14 июля 1862 года. Он был вторым из семи детей – трех мальчиков и четырех девочек. Все три брата (Густав, Эрнст и Георг) рано проявили художественный талант.

Климт не оставил после себя никаких дневников или записок, которые проливали бы свет на его частную жизнь. Поэтому сведения о его жизни до 1876 года весьма туманны.  В период с 1862 по 1884 год семья часто переезжала, проживая не менее чем по пяти разным адресам, находясь всегда в поисках более дешевого жилья. Помимо финансовых трудностей, семья пережила много трагедий. В 1874 году младшая сестра Климта, Анна, умерла в возрасте пяти лет после продолжительной болезни. Вскоре после этого его сестра Клара пережила психическое расстройство, поддавшись религиозному пылу.

Его отец, Эрнст, был начинающим гравером по золоту, эмигрировавшим в Вену из Богемии, а мать, Анна, обладала музыкальным талантом, хотя так и не осуществила свою мечту стать профессиональным музыкантом. Возможно, генетически предрасположенный к искусству, Климт проявил заметный талант с раннего возраста, и в 14 лет оставил свою обычную школу, чтобы поступить в венское художественно-ремесленное училище на полную стипендию, что немаловажно, учитывая его молодость и относительную бедность, в которой он вырос. Это недавно основанное учебное заведение предлагало больший выбор предметов, чем в светской Академии Художеств. Братья Климт (Эрнст поступил туда же чуть позже) изучали технику мозаик и фресок, историю дизайна. Искусство декоративной живописи они изучали на занятиях профессора Фердинанда Лауфберга, а после его смерти – у Бергера.  Вплоть до 1883 года он специализировался на архитектурной живописи.

Обучение молодого художника также включало в себя тщательное изучение работ Тициана и Питера Пауля Рубенса. Климт имел доступ к богатому собранию живописи венского Музея изящных искусств. Особое внимание Климт уделял живописи испанца Диего Веласкеса, к которому он имел такое уважение, что живописец утверждал: «Есть только два художника: Веласкес и я».

Получая образование, Климт получил консервативную классическую подготовку, которую он с готовностью принял. Его ранним стремлением как художника было стать учителем рисования.

В конце 1970-х у Густава, Эрнста и их приятеля по училищу Франца Матча возникает желание создать художественную артель, чтобы не только совершенствовать свое мастерство, но и заработать денег. В это же время Климт получил заказ на серию картин для издательства от Мартина Герлиха под общим названием «Аллегории и символы». Привычный глазу неоклассический рисунок значительно отличается от его поздних картин.

Благодаря поддержке преподавателей, клиентура быстро расширилась. Уже в 1880 году художники оформляют интерьер венского дворца Sturany и расписывают полоток главного корпуса лечебницы в Карловых Варах.

В 1882 году Климт налаживает сотрудничество с архитекторами, которые специализировались на проектировании театров: Фельмером и Гельмером. К этому времени артель становится самой известной в Вене. Количество заказов растет, братья принимают решение оставить учебу.

Густав Климт

«Идиллия»

Холст, масло

49 х 73 см

1884

Поначалу мастерская получала заказы от провинциальных городов Австро-Венгрии, но скоро юными мастерами заинтересовалась и столица. Вена в те времена активно перестраивалась, стараясь стать вполне имперским городом. В центре столицы на расчищенных площадях разбили величественный бульвар Рингштрассе, вдоль которого возвели помпезные здания, в том числе и новое здание национального театра – Бургтеатра. В 1886 году Климтов и Матча привлекли к его оформлению. Через два года результатом были сцены из истории театра на тимпане фронтона и плафонах главных лестниц, показывающие увлечением Климта классицизмом.  Оформление городского театра принесло студии приз лично от австрийского императора.

Густав Климт

Театр в Таормине

Масло, штукатурка

750 х 400 см

Бургтеатр, Вена

1886-1888

Вскоре после этого Климт получает следующий заказ на театральную тему: его попросили написать публику во время представления в старом городском театре. В результате появился наглядный слепок венского общества конца 80-х годов XIX века. Небольшое полотно «Зал старого дворцового театра в Вене» (82 х 92 см) была выполнена матовыми красками, смешанными с водой, медом и камедью. Полагают, что художник сделал не менее 1,5 тысяч эскизов, прежде чем закончил картину. Каждый светский житель Вены мечтал поспать в число счастливцев, изображенных на картине.

В 1891 году брат Густава Эрнст женился на женщине по имени Элен Флёге, и в том же году он впервые написал портрет сестры Элен Эмилии. Эта первая встреча положила начало дружбой на всю жизнь.

Получив приличные деньги за выполнение заказов, в 1892 году Климты и Матч расширили мастерскую с целью преумножить общий успех. Но в конце этого года Эрнст Климт неожиданно скончался. К этому времени на плечах Густава Климта лежала забота о вдове-матери, а теперь легла еще забота о 28-летней вдове Эрнста, Елене Флёге, и его дочери.

С 1890-х годов в Вене отмечается расцвет авангардистского движения, лидером которого выступил писатель Артур Шницлер. В литературе, а позже в живописи началось движение в противоположную от натурализма сторону. Интеллектуалы начали приводить доводы в пользу суггестивного, символического искусства, которое может точно выразить глубины человеческой души. Климт влился в ряды авангардистов, на этом фоне его живопись стала видоизменяться.

В 1897 году 40 художников ушли из чопорной Академии художеств и основали собственную организацию – венский Сецессион.  Вместе с Климтом в группу входили Йозеф Гофман, Коломан Мозер и Йозеф Мария Ольбрих. Вошедшие в нее художники преследовали несколько целей:

  • организация выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле,
  • привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену,
  • популяризация работ членов группы путем издания журнала «Весна Священная» («Ver Sacrum»), получившего свое название от римской традиции, когда молодое поколение городских граждан было послано самостоятельно основывать новое поселение.

В 1894 году Матч и Климт получили заказ на роспись Большого зала Венского университета. Работа осложнилась из-за разногласий, возникших между бывшими друзьями. В конце концов каждый взялся за отдельные картины, а вскоре Матч покинул мастерскую. Споры двух живописцев были вызваны их художественными расхождениями: Матч оставался верен традиционной живописи, в то время как Климт напряженно искал новые пути.

Созданные росписи – «Философия», «Юриспруденция», «Медицина» вызвали споры. Любопытно, что творчество художника в Париже было принято тепло – он получил золотую медаль на Всемирной выставке. Однако, более восьмидесяти профессоров университета обратились в Министерство образования с письмом с обвинениями, требуя отозвать у Климта заказ. В нем говорилось о том, что художник «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм». Раздраженный художник вернул аванс, а работы оставил у себя. После они были проданы в частные руки. Все три картины были уничтожены, когда отступающие немецкие войска сожгли замок Иммендорф в мае 1945 года.

После скандала художник больше не имел связи с государством: художественная свобода оказалась дороже. От монументальных полотен он перешел к созданию небольших по формату аллегорических картин для частных собраний, часто создавал портреты, например, «портрет Эмилии Флёге» (1902). Художник обратился к технике «плоскостной» орнаментальной картины.

Климт запрашивал за свою работу большие деньги, поэтому часто его моделями были обеспеченные дамы, которым был приятен его чарующий стиль. Часто это были портреты в полный рост, во всей красе демонстрировавшие роскошный наряд.

Густав Климт

«Потрет Эмилии Флёге»

Холст, масло

178 х 80 см

Исторический музей, Вена

1902

Он получил заказ от богатого бельгийского промышленника Адольфа Стокле на оформление дома в Брюсселе, одного из самых грандиозных памятников эпохи модерна. «Фриз Стокле» по утверждению художника стал для него «поворотным пунктом» в его орнаментальной живописи. На этой мозаики изображены гибкие зеленые ветви, фигура молодой женщины, слившиеся в тесном объятии влюбленные.

Жанр пейзажа начал привлекать внимание художника в 1890-х. Он ежегодно проводил летние каникулы с семьей Флёге на берегу Аттерзе, создал там множество пейзажей. Эти полотна составляют единственный жанр, кроме фигурной живописи, который серьезно интересовал Климта. Почти четверть работ покрыты сложным, близким к орнаментальному, рисунком. Часто пейзажи выполнены в формате, необычном для этого жанра – квадрате.

Густав Климт

«Мальчезине на озере Гарда»

Холст, масло

110х 110 см

Уничтожена в 1945 году

1913

 «Даная» (Частное собрание, 1907-1908) – самая популярная из мифологических картин Климта. Даная – дочь аргосского царя Акрисия, жившая по воле отца в заточении. Мифологический сюжет стал лишь отправной точкой для полета фантазии: все детали, имеющие отношение к сюжету, удалены из картины.

Густав Климт

«Даная»

Холст, масло

Галерея Würthle, Вена

1907-1908

Один из самых выразительных образов в истории живописи ХХ века, «Поцелуй» был приобретен правительством Австро-Венгрии.  Ослепительно яркая и эмоциональная картина приобрела огромную известность сразу после своего появления. Отсутствие глубины пространства, игнорирование горизонта помогают Климту вывести интимную сцену за пределы реальности.

Густав Климт

«Поцелуй»

Холст, масло

180 х 180 см

Галерея Бельведер, Вена

1907-1908

Работая и отдыхая дома, Климт обычно носил сандалии и длинный халат без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько замкнутой, он был предан своему искусству, семье. Он избегал общества, посиделок в кафе, редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно приводила к нему покровителей, и он мог позволить себе быть очень избирательным. Его живописный метод был очень продуманным и кропотливым, требовал длительных сеансов.

Золотая фаза Густава Климта была его самой успешной в критическом и финансовом плане. Работа Климта с золотым листом показывает влияние византийского искусства и мозаик Венеции и Равенны, мест путешествий художника в то время. В десятилетие между 1898 и 1908 годами личный стиль Климта достиг своего полного созревания. За эти годы он создал несколько своих самых известных работ, которые в совокупности сейчас составляют его «золотую фазу», так называемую в значительной степени благодаря широкому использованию Климтом сусального золота. Среди этих картин – «Поле маков» (1907), «Поцелуй» (1907-08), а также портреты Афины Паллады (1898), Юдифи I (1901) и Адель Блох-Бауэр I (1903-07).

К 1910 году Климт уже отошел от своего золотого стиля. Одна из последних его картин в этом стиле – «Смерть и жизнь» (1908-1915). В 1911 году картина была показана на международной выставке в Риме, где заняла первое место. Однако художник остался недоволен работой, и в 1912 году он изменил фон с золотого на голубой.

Густав Климт

«Жизнь и смерть»

Холст, масло

180х200 см

Музей Леопольда, Вена

1908-1915

11 января 1918 года Климт перенес инсульт, парализовавший художника на правый бок. Прикованный к постели, он не имел возможности писать, ввиду чего впал в отчаяние и заболел пневмонией.  6 февраля он умер, став одной из самых известных жертв пандемии гриппа того года. Климт был одним из четырех великих венских художников, скончавшихся в тот год. Помимо него смерть настигла Отто Вагнера, Коломана Мозера и Эгона Шиле.

Климт создал очень личный стиль, и смысл многих его работ не может быть полностью расшифрован без знания его собственных личных отношений с изображенными и, вероятно, никогда не будет полностью понят из-за осторожной осмотрительности Климта в его личной жизни

Работа Климта оказала сильное влияние на картины Эгона Шиле, с которым он будет сотрудничать, чтобы основать Кунстхалле (зал искусств) в 1917 году, с целью попытаться удержать местных художников от поездки за границу. Так, «Кардинал и монахиня» (1912), несомненно, основано на «Поцелуе» Климта. Помимо Шиле среди художников, переосмысливших творчество Климта, – словацкий художник Рудольф Фила.

Эгон Шиле

«Кардинал и монахиня»

70 х 80.5 см

Музей Леопольда, Вена

1912

image
Густав Климт. Снимок 1914 года

Ранние работы

image
Шуберт за клавиром. 1896 год. Масло, холст. 150200 см. Утрачена в 1945 году
image
Зал старого дворцового театра в Вене. 1888 год. Гуашь, бумага. 91,2103 см. Музей Вены на Карлсплац (Вена, Австрия)

Работа «Золотые рыбки» (первоначальный вариант названия — «Моим критикам») была написана в ответ на острую негативную оценку факультетских картин. Откровенный ракурс рыжеволосой бестии на переднем плане говорит сам за себя. Такая смелость и свобода суждений требовали полной финансовой независимости. И Климт нашел отличный способ заручиться поддержкой влиятельных людей Вены. Он стал писать портреты их жен! Женские образы

image
Обеденный зал во дворце Стокле (Брюссель). Общий вид мозаики

Ранние портреты

Для художника зачастую важно не столько то, кого он изображал на полотнах, сколько сама возможность любоваться замечательными женскими образами. Все они написаны в своеобразной климтовской манере, основанной на смеси импрессионизма, орнаментального искусства и символизма. Более поздние образы уже совершенно другие.

Милую 13-летнюю девочку к Климту привел отец — краснодеревщик Герман Флёге (со временем разбогател и стал первым во всей империи фабрикантом курительных трубок). Видя способности дочери к рисованию, он решил отдать ее на обучение к художнику. Эмилия не стала заниматься живописью профессионально, но уроки тем не менее не прошли даром. Все сестры Флёге замечательно шили. Старшая Полина открыла школу для швей. Некоторое время там училась и Эмилия.

image
Портрет Эмилии Флёге в 17 лет. 1891 год.

Австрийское правительство пыталось спасти национальное достояние: велись переговоры с банками о займе денег на выкуп картины у Альтман, население собирало пожертвования. Однако все усилия были напрасны: сумма в 300 миллионов долларов (именно во столько были оценены пять картин Климта) оказалась слишком велика.

image
Любовь. 1895 год Масло, холст. 62,546,5 см. Музей истории искусств (Вена, Австрия)
image
Густав Климт с Эмилией Флёге в саду виллы «Олеандр» близ Аттерзее

Долгое время искусствоведы не обращали должного внимания на изображения окружностей, которыми украшено покрывало в правой части холста. Лишь спустя несколько десятилетий биологи идентифицировали их как пузырек бластоцисты (ранняя стадия эмбрионального развития млекопитающих). Вероятно, подобные знания Климт почерпнул из научных лекций, которые читал в своем доме муж Берты Цукеркандль (он был известным венгерско-австрийским анатомом).

Наследники Стокле пока не решили, что делать со зданием, поэтому для туристов, к сожалению, вход внутрь закрыт, во дворце уже много лет никто не живет.

image
Группа художников, основавших «Венский сецессион» (Климт сидит на троне).

Климту (хотя художник, как правило, не делал эскизов для пейзажей). Кроме того, был обнаружен ранее неизвестный снимок с выставки, проходившей в 1902 году в Доме сецессиона. На одной из стен отчетливо виден «Берег озера с березами».

Деревенский сад с подсолнухами. 1906 год. Масло, холст. 110110 см. Галерея Бельведер (Вена, Австрия)

Последние годы жизни. Поздние произведения Работы, созданные Климтом в период с 1910-1911 по 1917-1918 годы, можно отнести к поздним. В них прослеживаются черты, отличные от предыдущего «золотого» этапа творчества: исчезает обилие позолоты, а в образах появляется экспрессия, наблюдается сочетание символизма и экспрессионизма. С полотен исчезают таинственные и коварные обольстительницы. На смену им приходят ласковые и нежные женщины («Дама в черной шляпе»). Фигуры вытягиваются, их контуры выглядят более округло. Художник использует более яркую цветовую палитру, мазки становятся свободнее, а мелкий геометрический узор вытесняют цветочные мотивы в восточном стиле. «Мать с детьми» — одна из немногих поздних работ мастера, где присутствуют черты экспрессионизма. И мать, и ребенок, и младенец — все изображены с закрытыми глазами; кажется, будто они мирно спят. Однако на самом деле у Климта изображение сна всегда было приближено к смерти. На это намекают и достаточно темные тона картины. Хотя такой выбор цветовой гаммы может символизировать и бедственное положение семьи: нищету, скитания, лишения.

Картина «Девушка» — своеобразная история превращения юной красавицы в женщину. Главная героиня — молодая девушка. Она лежит, мечтательно закрыв глаза и раскинув руки — невинно и вместе с тем откровенно сексуально. Ее окружают полуобнаженные женщины, более опытные и искушенные.

«Младенец» на первый взгляд напоминает всего лишь фрагмент картины, а не самостоятельную работу. Это полотно Климт написал специально для выставки в Стокгольме, проходившей в 1917 году. Малыш, изображенный на нем, — словно царь. Не важно, что сейчас он такой крошечный (видна лишь голова, все остальное пространство занимает огромное лоскутное одеяло). Он царь, весь мир у его ног — Климт сознательно не помещает малыша в центр картины, а «поднимает» его наверх почти к самому краю.

Цветущая нива. 1909 год. Масло, холст. 110110 см. Музей искусств Карнеги (Питтсбург, США)

Густав Климт австрийский художник основоположник модерна

Афина Паллада. 1898 год. Масло, холст. 7575 см. Музей Вены на Карлсплац (Вена, Австрия)
Болото. 1900 год. Масло, холст. 8080 см. Частное собрание
Группа художников, основавших «Венский сецессион» (Климт сидит на троне).
Густав Климт с Эмилией Флёге в саду виллы «Олеандр» близ Аттерзее
Густав Климт. Снимок 1914 года
Деревенский сад с подсолнухами. 1906 год. Масло, холст. 110110 см. Галерея Бельведер (Вена, Австрия)
Дом сецессиона (Вена, Австрия)
Зал старого дворцового театра в Вене. 1888 год. Гуашь, бумага. 91,2103 см. Музей Вены на Карлсплац (Вена, Австрия)
Любовь. 1895 год Масло, холст. 62,546,5 см. Музей истории искусств (Вена, Австрия)
Музыка. 1895 год. Масло и золотая бронза, холст. 27,535,5 см. Новая пинакотека (Мюнхен, Германия)
Обеденный зал во дворце Стокле (Брюссель). Общий вид мозаики
Портрет Марии Хеннеберг. 1901–1902 годы.
Портрет Сони Книпс. 1898 год. Масло, холст. 141141 см. Галерея Бельведер (Вена, Австрия)
Портрет Хелены Климт. 1898 год. Масло, картон. 6040 см.
Портрет Эмилии Флёге в 17 лет. 1891 год.
Сосновый лес. 1901 год. Масло, холст. 9090 см. Частное собрание
Цветущая нива. 1909 год. Масло, холст. 110110 см. Музей искусств Карнеги (Питтсбург, США)
Церковь в Кассоне (Пейзаж с кипарисами). 1913 год. Масло, холст. 110110 см. Частное собрание
Шуберт за клавиром. 1896 год. Масло, холст. 150200 см. Утрачена в 1945 году
Яблоня I. 1912 год. Масло, холст. 110110 см. Частное собрание

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий