Грегор Мендель Биография и материалы

Биография

Грегор Мендель – ученый монах и набожный исследователь, выдающаяся личность, которой удалось, будучи аббатом, войти в историю «отцом» генетики. При жизни его труды не получили признания современников, но потомки начала ХХ века, исследовавшие вопросы наследственности, однозначно указали на биолога-августинца как предтечу всех помыслов в этой области.

Детство и юность

О ранних годах в биографии ученого известно мало. Родился 20 июля 1822 года в Хейнцендорфе, историческая область Силезия, территориально относившаяся к Австрийской империи (ныне – село Гинчице, Чехия). Часто в источниках указывают вместо дня рождения крещение будущего монаха – 22 июля, что ошибочно.

image
Портрет Грегора Менделя

Второй ребенок в крестьянской семье Антона и Розины, где также родились дочери Вероника и Терезия. Имел немецко-славянские корни. Земля, где жила семья, принадлежала роду Менделей свыше века. Сегодня отчий дом ученого превращен в музей.

Любовь к природе проявил в раннем возрасте. Увлеченно подрабатывал садовником, будучи мальчишкой, занимался пчеловодством. Рос слабым ребенком – на протяжении учебы часто пропускал месяцы занятий из-за болезней. Покончив с образованием в сельской школе, поступил в гимназию Троппау (ныне чешский город Опава), где проучился 6 классов.

image
Грегор Мендель

Затем на протяжении 3 лет изучал практическую и теоретическую философию и физику в институте Ольмюца (ныне чешский университет Палацкого в Оломоуце). Интересный факт, что в это же время факультет естественной истории и сельского хозяйства возглавил Иоганн Карл Нестлер, интересовавшийся исследованием наследственных признаков растений и животных, например, овец.

Мендель тяжело переносил финансовую несостоятельность, потому что не мог оплачивать образование. Чтобы брат учился дальше, Терезия отдала собственное приданое. Позже Грегор сполна вернул долг, оказав поддержку трем племянникам – сыновьям сестры. Двое из юношей под его протекторатом впоследствии стали докторами.

Бюст Грегора Менделя

В 1843-м Мендель решает постричься в монахи. В большей степени это решение продиктовано не набожностью фермерского сына, а тем, что духовные лица получали образование бесплатно. По его словам, монашеская жизнь избавила от «вечного беспокойства о средствах к существованию». После пострига в Августинском монастыре Святого Фомы в Брюнне (ныне чешский Брно) получил имя Грегор, Грегор Иоганн Мендель, и сразу же приступил к учебе в богословском институте. В 25 лет получил сан священника.

Наука

Мендель, естествоиспытатель и в то же время религиозный деятель, фигура неординарная. Пикантности ситуации добавляет то, что изучаемая им в будущем область дала начало новой научной дисциплине, раскладывающей теорию божественного замысла на геномы. Тяга Грегора к знаниям всепоглощающая. Непрестанно читал тома научной литературы, заменял педагогов на уроках в местной школе. Мужчина мечтал сдать экзамен на преподавателя, но провалился по геологии и биологии.

Грегор Мендель

В 1849-1851 годах преподавал студентам Зноймской гимназии языки и математику. Позже переехал в Вену, где до 1853-го сам обучался естественной истории в Венском университете под патронажем ботаника и одного из первых цитологов Франца Унгера и физике у знаменитого Кристиана Доплера.

По возвращении в Брюнне преподавал эти дисциплины в Высшей реальной школе, хоть и не был дипломированным специалистом. В 1856-м снова пытался сдать экзамены на педагога, но вновь не сдал биологию. В этом же году Мендель серьезно увлекается научными опытами с растениями, интерес к гибридизации которых проявил еще в Вене. На протяжении 7 лет, до 1863 года, Грегор экспериментировал с горохом в монастырском саду и в эти годы совершил открытия.

Бюст Грегора Менделя

Работы по гибридизации растений проводились задолго до Менделя, но лишь ему удалось вывести закономерности и структурировать основные тезисы работы, которыми генетики будут пользоваться вплоть до 70-х годов ХХ века.

В более чем 10 тыс. экспериментов участвовали свыше 20 разновидностей гороха, отличавшихся цветками и семенами. Титанический труд, учитывая, что каждую горошину нужно осматривать вручную. Для передачи в скрещенных формах лишь одного признака «сморщенный-гладкий» Грегор отсмотрел более 7 тыс. горошин, а таких признаков в работе было 7.

Полученные знания легли в основу учения о наследственности, на котором базируется генетика. В 1865-м опубликовал научный доклад «Опыты над растительными гибридами» в одном из томов Общества брюннских естествоиспытателей, где сформировал основные закономерности наследования, вошедшие в историю как законы Менделя.

Ботаник Грегор Мендель

Обобщенно полученные монахом сведения звучат так:

  • Гибриды первого поколения одинаковы и носят доминантный признак одного из родителей. Например, скрещивая горох с белыми и красными цветками, рождается потомство только с красными соцветиями.
  • Гибриды второго поколения расщепляются, то есть делятся на тех, кто получит доминантные признаки родителя, и тех, кто получил рецессивные не случайно, а в математически выраженном соотношении.
  • Оба признака встречаются в разных комбинациях и существуют обособленного, при этом гибрид с проявленным доминантным признаком может быть носителем рецессивных задатков и, наоборот, которые проявятся в следующих поколениях.
  • Мужские и женские гаметы объединяются случайно, а не в соответствии с задатками, которые они несут.

Грегор был уверен, что исследовательские достижения имели фундаментальное значения для развития науки, поэтому заказал десятки оттисков работы и разослал видным ботаникам того времени. Увы, современников публикация не заинтересовала. Только профессор университета в Мюнхене Карл фон Негели посоветовал проверить теорию на других видах.

Мендель совершил ряд экспериментов по скрещиванию на иных растениях и насекомых – любимых с детства пчелах. К сожалению, Грегора ждало разочарование. По стечению обстоятельств и выбранный им вид растения, и пчелы имели особенности процесса оплодотворения и могли размножаться партеногенезом – «девственным путем». Из-за этого данные, полученные на опытах с горохом, не подтвердились.

Его вклад в науку оценили гораздо позже – в начале ХХ века, когда в 1900 году ряд ученых независимо друг от друга озвучили постулаты, выведенные Менделем еще в предшествовавшем столетии. Этот год принято обозначать годом рождения науки генетики. Роль менделизма в ней велика.

Портрет Грегора Менделя

Советский генетик Борис Астауров описал научные поиски Грегора так:

Религия

Мендель принял монашеский постриг в 21 год по причинам, связанным в том числе с решением материальных затруднений и доступом к знаниям. Из-за ограничений, налагаемых избранным путем, принял целибат, и понятие личной жизни для него отсутствовало. В католической традиции духовные лица хранят обет безбрачия, поэтому жены у Менделя не было, равно как и детей.

Грегор Мендель в монастыре в Брунне в начале 1860-х годов

В 25 лет стал священником в Августинском монастыре Святого Фомы, который являлся культурным и научным центром региона. Аббат Кирилл Напп поощрял интерес своей братии к науке, монахи курировали образование школьников на окрестных территориях. Мендель также с удовольствием учил детей и был любимым педагогом. В монастырском саду он проводил ставшие знаменитыми опыты по гибридизации.

Памятник Грегору Менделю

В 1868-м, после смерти духовного наставника Наппа, Мендель занимает пост аббата Старобрненского (Августинского) монастыря. С этого же года масштабные научные поиски завершились, уступив место хлопотам о вверенном святом месте. Грегор занимался административной работой, вступил в полемику со светской властью за введение дополнительных налогов для религиозных учреждений. Пост занимал до конца жизни.

Смерть

Аббат Мендель скончался в 1884-м из-за хронического нефрита, в 61 год. На месте аббатства, которому служил почти 40 лет, позже открыли музей его имени. Могила находится в Брно. Ее венчает памятник со словами, принадлежавшими монаху:

«Мое время еще придет».

Библиография

  • 1866 – «Опыты над растительными гибридами»

22 Июля 1822 – 6 Января 1884 гг. (61 год) 4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 872.

Грегор Иоганн Мендель (1822–1884) – биолог, ботаник, открывший законы наследственности. Мендель – фигура выдающаяся и неординарная: будучи религиозным деятелем, он также был естествоиспытателем. Его исследования заложили основу для новой научной дисциплины – генетики.

Ранние годы

Иоганн Мендель появился на свет 20 июля 1822 года в небольшом австрийском городке Хейнцендорф в простой крестьянской семье. Помимо Иоганна, в семье подрастали ещё две дочери, Вероника и Терезия.

Любовь к природе проявилась у Иоганна в раннем возрасте. В свободное время он подрабатывал садовником, занимался пчеловодством. Иоганн рос болезненным ребёнком, и часто пропускал занятия в деревенской школе по причине болезней.

В 1840 году Мендель окончил 6 классов гимназии, после чего поступил в институт Ольмюца, где в течение 3 лет изучал физику и философию. Иоганн отчаянно стремился получить хорошее образование, но финансовое положение семьи не позволяло ему сделать это. В итоге молодой человек был вынужден постричься в монахи, чтобы не думать о хлебе насущном и иметь возможность учиться дальше. В 1843 году он стал монахом Августинского монастыря Святого Фомы, взяв имя Грегор.

Научная деятельность

В 1844–1848 гг. Мендель получал образование в Брюннском богословском институте. Кроме того, он самостоятельно изучил множество наук. В 25 лет Мендель стал священником, но не прекратил своих занятий.

Интересный факт: при сдаче экзамена на звание преподавателя, Иоганн провалил биологию и геологию. Мендель дважды пытался сдать злосчастный экзамен по биологии, но безуспешно. В итоге он остался по-прежнему монахом, став позже аббатом Августинского монастыря в Старе Брно.

Среди прочих наук Менделя более всего увлекала ботаника. В 1856 году его заинтересовали изменения признаков растений, и на протяжении последующих 6 лет он проводил опыты на горохе. В результате проделанной исследовательской работы им были сформулированы законы, которые в дальнейшем легли в основу учения о наследственности и стали известны в науке как законы Менделя.

Свой труд под названием «Опыт над растительными гибридами» Мендель рассылал в разные научные сообщества, но никто всерьёз им не заинтересовался. Последующие попытки по скрещиванию других видов растений и пчёл оказались безуспешными, так как механизмы оплодотворения имели свои особенности, о которых ещё не было известно науке.

Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, но по достоинству оно было оценено лишь в начале ХХ века. Полностью разочаровавшись в науке, Мендель сосредоточился на религии.

Религиозная деятельность

Иоганн Мендель выбрал путь священника не по душевному призванию. Не имея возможности платить за обучение, в 21 год он добровольно постригся в монахи, чтобы иметь возможность получать знания.

Менделю повезло — аббат Кирилл Напп всячески поощрял интерес священнослужителей в науке. Иоганн не только учился сам, но и с удовольствием работал педагогом в местной школе. Кроме того, в его распоряжении был монастырский сад, где он проводил свои опыты по гибридизации.

После смерти духовного наставника Наппа в 1868 году Мендель занял пост аббата Старобрненского (Августинского) монастыря. К тому времени он завершил свои научные поиски и с головой ушёл в религиозную деятельность. Если кратко, на новом посту он контролировал административную работу монастыря, вступил в диалог со светской властью, ратуя за введение дополнительных налогов для религиозных учреждений. Мендель занимал пост аббата до конца жизни.

Личная жизнь

При изучении краткой биографии Менделя стоит отметить, что ранний монашеский постриг не дал учёному возможность создать семью. Он дал обет безбрачия и ни разу не нарушил его: Мендель никогда не был женат и не имел детей.

Скончался Грегор Иоганн Мендель 6 января 1884 года. Причиной смерти стал обострение хронической формы нефрита.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Грегор Иоганн Мендель?

    Начать тест

20.07.2021

Этот человек был трагически не понят научными современниками, но через 30 лет оказалось, что он перевернул науку — открыл законы наследственности и предвосхитил появление генетики. Имя чешского монаха Грегора Менделя и сегодня не столь широко известно, как имена Ньютона, Эйнштейна, Коперника или Гаусса, а ведь его научные достижения не менее значимы. Вспоминаем о них сегодня, 20 июля, в день рождения Менделя.

Пчелы, облака и опыты на растениях

Именно эти три вещи больше всего интересовали монаха Грегора Менделя, аббата монастыря Святого Фомы в Брюнне, сегодняшнем Брно, а тогда части австрийской Моравии. Господин аббат не был известным богословом или оратором. За пределами монастыря он ходил в цивильном платье, интересовался наукой, преподавал в местной гимназии. Вообще был добрым человеком, любителем-гастрономом, играл в шахматы и угощал гостей грушами диковинных сортов.

Когда господина аббата не стало, о нем скорбели родственники, монахи и учителя. Никто не понял при жизни его экспериментов и открытий, никто не знал, что этот склонный к полноте человек в очках с цветком фуксии (!) на групповом фото монахов — гений, опередивший свое время.

Грегор Мендель (стоит второй справа) с другими монахами

Сегодня за его письмами и случайно уцелевшими листами из научного архива идет охота (монастырь с неосмотрительного разрешения племянников уничтожил после смерти все его бумаги). Тогда никто не мог и подумать, что Брно будут называть городом Менделя, августинский орден будет гордиться своим монахом, а монастырь Св. Фомы — настоятелем. И уж тем более никто не думал, что открытия этого скромного человека войдут в школьные учебники.

Вероника, Иоганн и Терезия

Так звали детей Антона Менделя, крестьянина из деревни Хейнцендорф (сегодня — Гинчице в Чехии). Семья была чешско-австрийского происхождения: мать, Розина, была из немецкой семьи, отец — чехом. В тех краях, Моравии, немецкие и чешские крестьянские семьи жили рядом и часто заключали браки.

Все Мендели учились в деревенской школе, а в семье Розины был даже школьный учитель — ее дядя. Сам Антон был отличным садовником — он ухаживал за барским садом и научил детей всему огородному делу: полоть сорняки, подвязывать и прививать яблони.

Мендели не жили богато, но и не бедствовали. Старшие дети, Вероника и Иоганн, 1822 года рождения, учились в школе; за учебу родители платили рожью, горохом, салом и яйцами. Первой учиться отдали Веронику: она будет хозяйкой, нужно было уметь считать деньги, читать молитвы и вести списки. В девять в школу пошел Иоганн. Сразу же местный учитель стал чаще заглядывать к Менделям и хвалить мальчика: прилежен, понимает с лета, непременно надо учить дальше.

Семья прислушалась — Антон отвез Ганса в городок Липник, где его приняли сразу в третий класс коллежской школы. Благодаря выдающимся успехам в учебе и рекомендациям в 12 лет Иоганн Мендель, «первый в классе», поступил в императорскую гимназию в Троппау. Мальчика приняли с пансионом за половину оплаты — и обязали родителей присылать масло и хлеб для сына.

Семье, чтобы оплачивать его учебу в гимназии, пришлось затянуть пояса. Иоганн не подводил родственников: был первым учеником, получал лучшие рекомендации.

В 16 лет он взял курс «для кандидатов в частные учителя» и мечтал об университете. Но случай изменил все: упавшее в лесу дерево покалечило отца, семья больше не могла платить за учебу. «Нижеподписавшийся, — напишет монах Грегор Мендель в автобиографии, — будучи тогда лишь 16 лет от роду, попал из-за этого в печальные обстоятельства, так как был принужден совершенно самостоятельно заботиться о собственном содержании…»

Он приложил все усилия, чтобы найти учеников, бегал по урокам. С трудом сводил концы с концами, недоедал, падал с ног, но гимназию окончил. Первого ученика, крестьянского сына Иоганна Менделя приняли в философские классы при Ольмюцком университете, после которых можно было претендовать на поступление в университет.

Денег у Ганса не было: если в Троппау его как учителя рекомендовали знакомые, то в Ольмюце он был один. «Отсутствовал на уроках по причине болезненного состояния» — написано в табеле посещаемости во второй год в Ольмюце: он свалился с ног и уехал к родителям в Хейнцендорф. Весь его мир рушился: заплатить за окончание учебы было нечем.

Иоганн и Терезия

И тогда Антон Мендель принял важное решение. Он продал свое хозяйство зятю, Алоису Штурму, мужу Вероники. Тот пообещал выплачивать Иоганну 10 флоринов в год. Младшая сестра, 12-летняя Терезия, отказалась от приданого в пользу старшего брата. Мендель-младший никогда не забудет ее жертвы и всю жизнь будет близок с Терезией и ее детьми, а вот к Веронике и ее детям будет относиться очень сдержанно. Благодаря этому Иоганн Мендель вернулся в Ольмюц.

Вид на Ольмюц

Особенно нравилась ему физика и ее преподаватель патер Фридрих Франц. В физическом классе ставили много опытов, Иоганн увлекся экспериментами, показывавшими давление атмосферы, начал придумывать опыты сам.

В гимназии серьезно учили литературе, Мендель писал стихи. Отрывок из стихотворения о Гутенберге сохранила Терезия.

Зачем был создан человек?

Зачем щепотке праха

Неисповедимо высокое существо

Вдохнуло жизнь?..

Вы — буквы, отпрыски моих исканий!

В Ольмюце Иоганну все-таки удалось набрать учеников и с помощью 10 флоринов Штурма оплатить учебу и окончить школу. Было понятно, что оплатить университет ему не под силу; нужно было изыскивать источник существования. И Мендель ушел в монастырь — в 1843 году он стал братом Грегором Менделем в августинском братстве Св. Фомы.

Помощь монастыря и внезапный провал

Был ли Мендель религиозен? Биографы его расходятся в оценке этого факта. Большинство склоняется к мысли, что Мендель решился на этот поступок из нужды, движимый страстью к науке, которую мог бы реализовать только в условиях монастырской жизни.

Августинцы были достаточно либеральным орденом. Монахам разрешалось жить в миру, в том числе и в крупных университетских городах. Конечно, приходилось отводить время на молитвы, исповеди, но работой считались преподавание и изучение наук. Монастырь Святого Фомы состоял из братьев на редкость интеллигентных, часто служивших Богу светскими специальностями: учителя, профессора, орденские священники.

В первый же год брат Грегор был зачислен в Брюннский богословский институт, где его ждали история Церкви, церковное право, библейская археология, древнееврейский, греческий, арабский, арамейский, халдейский, Ветхий и Новый заветы. По всем предметам он получил привычное для себя «превосходнейше». В 1848 году он получил приход и долю с десятины, стал служить мессы.

Вид на монастырь Святого Фомы

Он продолжал самообразование, выбрав в итоге естествознание. Собирал ботанические и минералогические коллекции, прослушал лекции по садоводству и виноградарству. Аббат понимал, что за монах Грегор Мендель, и, когда тому предложили должность преподавателя в гимназии в Цнайме, прелат его благословил, сложив с него обязанности духовника.

Правда, преподавать Менделю дали литературу и математику. Чтобы заниматься физикой, о которой мечтал Мендель, надо было сдать экзамены правительственной комиссии Имперского министерства просвещения. И тут случилось непредвиденное: блестящий ученик провалился.

Ему отказали в преподавании любимых предметов, но разрешили через год сдать повторный экзамен

Мендель вернулся в обитель и засел за учебники, много занимался садом — с 1850-го монастырский сад перешел в его полное управление. В 1851 году его пригласили для временного замещения профессорской должности в Цнаймское реальное училище. Мендель проработал там полгода, а в том же году аббат монастыря принял поистине судьбоносное решение — командировал каноника Менделя, обладающего «выдающимися умственными способностями и упорным прилежанием в изучении естественных наук», в Венский университет вольнослушателем.

Мендель выбрал лекции и занятия по физике, ботанике и зоологии с химией и практикум на кафедре математики — по логарифмированию и тригонометрии. После двух лет вольнослушателем попытался повторно сдать экзамены Императорской комиссии, но снова провалился. Поставив крест на дипломе, он вернулся в реальное училище Цнайма, где вел естествознание.

На сцену выходит горох

У себя в монастырской квартире Мендель устроил маленький зверинец: у него жили пойманные на прогулках лисенок и еж, серые и белые мыши. Правда, мышей ему скоро запретили держать.

Много работал в саду: выращивал ананасы, прививал яблони и груши, сажал цветы. История человечества изменилась в тот момент, когда весной 1854 года каноник посеял горох.

В тот момент ботаники считали, что под влиянием ухода за растениями у них могут появляться новые признаки, которые затем передадутся по наследству. Мендель решил изучить проблему изменчивости и наследственности.

«Происхождение видов» Дарвина, которое произвело фурор в науке, им было серьезно изучено. Но остались вопросы!

По Дарвину, вид меняется, когда накапливается много мелких изменений. Ряд ботаников пытались проверить эту теорию, скрещивая гвоздики — махровые и не махровые, разные сорта дынь.

Мендель выбрал для своих опытов садовый горох Pisum sativum — растение, почти не дающее помесей. Получать гибриды на горохе было нетрудно: вскрыть пинцетом несозревший цветок, оборвать тычинки, а потом нанести нужную пыльцу от другого сорта.

Горох посевной (Pisum sativum)

Сорта гороха отличаются неизменными признаками: окраска кожуры зрелых и незрелых зерен, форма горошин, длина оси стебля, расположение и окраска бутонов. Мендель использовал для опытов больше 30 сортов — и до опытов два года проверял чистоту каждого.

Работа выдалась долгой и продлилась восемь лет! Сотни опылений, скрещиваний, десять тысяч гибридов. На каждый Мендель заводил паспорта: когда родительские растения выращены, какие у них были горошины — желтые или зеленые, гладкие или морщинистые, какие цветы, окраска по краям, окраска в центре и т. д.

В 1865 году он прочитал доклад «Опыты над растительными гибридами», в котором была особенно выделена закономерность, с которой гибридные формы возвращались к родительским признакам. Особенно Мендель отметил, что детальных исследований и опытов, по результатам которых можно «посчитать число новых форм, получаемых от скрещивания в потомстве, распределить их по поколениям и установить их взаимное числовое отношение», еще не было.

Их и правда не было. Это был первый в истории масштабный опыт, который давал возможность учесть биологические соотношения количественно. Менделю пригодилось все: и физические опыты в гимназии, и садовые навыки, полученные в родительском доме, и эрудиция, и любовь к математике, и его необыкновенная интуиция ученого.

Менделевское один к трем

Мендель выделил у садового гороха семь признаков. Он скрещивал пары растений с четко различающимися контрастными признаками и каждый раз следил за судьбой всего одного признака — так, чтобы каждый опыт отвечал на один вопрос, «да» или «нет».

Он понял, что при скрещивании признаки растений не «сливаются» и не «разбавляются». В первом поколении гибридов признаки заимствуются у одного из родителей. У гибридов сортов, дававших желтые и зеленые горошины, зерна всегда желтые. Но в следующем поколении картина меняется. Во втором поколении гибридов проявляются признаки прародителей — возвращается «бабушкина» окраска цветов, кроме желтых, появляются зеленые зерна или морщинистые.

Из уничтоженного научного архива нам остался один лист с расчетами. На нем видно, что впервые в биологии для анализа закономерностей Мендель использовал математическое кодирование. Прописными буквами А, В, С, D, E, F, G обозначил «доминантные», вытесняющие признаки; малыми а, Ь, с, d, e, f, g — «рецессивные», подавляемые. Он понял и посчитал: второе поколение всегда содержит наряду с доминантными рецессивные признаки в отношении 3:1.

Через полвека масштабные эксперименты подтвердят точность его расчетов, но открытое им явление — единообразие признаков у первого поколения — это всеобщий менделевский закон.

Это был уникальный эксперимент и поразительно чистые расчеты. Но Мендель попал в один ряд с великими учеными, потому что осознал, что он открыл. Это было понимание дискретной наследственности. В пыльцевых клетках и яйцеклетках, сделал он вывод, образуются клетки, соответствующие формам, получаемым из комбинирования признаков, соединенных путем оплодотворения. Мендель назвал их «Anlagen» — задатки, носители информации о признаках. Из Anlagen в будущем появится генетика.

Эксперимент Менделя с горохом

Доклад, которого никто не понял

Сам Мендель считал свою работу особенной. Когда в 1865 году он делал доклад брюннскому Обществу естествоиспытателей, то надеялся на признание. Но все прошло в гробовом молчании: слушатели оторопели от статистики и новых терминов. Никто не задал ни одного вопроса.

После доклада ему дали забавное прозвище «наш ботанический математик», но поощрили публикацией в «Трудах» брюннского Общества естествоиспытателей конспекта его доклада. В 1866 году том «Трудов» попал в 120 библиотек университетов и обществ естествоиспытателей по всему миру. А сам Мендель заказал 40 оттисков: их он отправил тем ученым, в понимание которых он верил.

Ему ответил мюнхенский ботаник Негели. Он просил повторить результаты на другом растении — и по дьявольской случайности предложил ястребинку, растение, которое размножается не половым путем. Из-за этого результаты с горохом не подтвердились.

Менделя не услышали: он был провинциальным монахом, всего-навсего учителем биологии, не окончившим университет

В 1868 году Мендель стал настоятелем монастыря Св. Фомы. Разбогател, купил пони, посетил Рим, представился папе, заседал в банке и филантропических обществах. Отдал в гимназию племянников — сыновей Терезии. А еще вывел новый очень вкусный сорт гороха.

Грегор Мендель

Когда Мендель умер в 1884 году от болезни почек, оказалось, что он опубликовал 13 статей: четыре по биологии, девять по метеорологии. Но все только начиналось.

Спустя 30 лет и не только

В начале XX века сразу три биолога — Корренс, Де Фриз и Чермак — независимо друг от друга заново открыли выведенные Менделем законы наследования. Де Фриз назвал «пангенами» материальные единицы, ответственные за передачу признака. В своих трудах он сослался на статью Менделя «Опыты над растительными гибридами». Со времени публикации статьи Менделя прошло 35 лет.

Сегодня в школах по всему миру изучают менделевское расщепление и менделевские законы. Его называют отцом генетики и первооткрывателем законов наследственности. Просто возьмите учебник биологии и откройте его — в любой стране мира вы увидите картинку, на которой скрещивают разные сорта гороха (с желтыми и зелеными горошинами), на схеме обязательно объясняется, как именно наследуются признаки. Так что справедливость торжествует: иногда это бывает поздно для человека, но для человечества — всегда вовремя.

Читайте также

ИСТОРИИ

Девственник в снежном саване: почему Исаака Ньютона звали «последним из магов»

ИСТОРИИ

Человек в шапочке: история Карла Гаусса, крестьянского сына и короля математики

ИСТОРИИ

Холера, йогурт и Нобелевская премия: жизнь и судьба великого Ильи Мечникова

австрийский биолог, основоположник генетики 22 июля 1822 200 лет назад  —  6 января 1884 138 лет назад

Грегор Мендель

Грегор Иоганн Мендель (нем. Gregor Johann Mendel) родился 22 июля 1822 года в Хейнцендорфе (Австро-Венгрия, ныне Гинчице, Чехия). В 1843 году окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св. Фомы в Брюнне (Австрия, ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе.

В 1851–1853 годах Мендель был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868 года, когда стал настоятелем монастыря.

В 1856 году Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определенным признакам (например, по форме и окраске семян).

Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.

Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил опыты и до конца жизни занимался пчеловодством, садоводством и метеорологическими наблюдениями.

Умер Мендель в Брюнне (Австро-Венгрия) 6 января 1884 года.

ВконтактеОдноклассникиМой мир 01:15 20.07.2022 image © Фото : Public domain Читать ria.ru в Австрийский естествоиспытатель, основоположник учения о наследственности Грегор (Иоганн) Мендель (Johann Gregor Mendel) родился 20 июля 1822 года в Хейнцендорфе в Силезии (Австро-Венгерская монархия, ныне Гинчице – часть села Вражне, Чехия) в крестьянской семье среднего достатка. Крещен 22 июля. В 1840 году окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне город Опава, Чехия). Из-за ухудшения материального положения семьи с 16 лет Мендель занимался репетиторством. В 1843 году окончил философские классы при университете в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия). В октябре того же года Мендель поступил послушником в августинский монастырь св. Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия), получив религиозное имя Грегор. Служил помощником пастора. В 1844-1848 годах проходил курс обучения в Брюннском богословском институте. В 1847 году получил сан священника. С 1849 года по 1851 год преподавал математику и языки (греческий, латинский, немецкий) в гимназии, однако в 1850 году не прошел государственный экзамен на аттестацию учителя. В 1851-1853 годах был вольнослушателем Венского университета, где изучал математику, физику, химию, зоологию, ботанику, палеонтологию. Во время учебы он заинтересовался процессом гибридизации растений (разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями). С 1854 года по 1868 год преподавал физику и естественную историю в Высшей реальной школе в Брюнне. Мендель так и не получил преподавательского диплома, но ему разрешали заниматься обучением. В 1856 году он вновь попытался стать дипломированным педагогом, но не смог сдать экзамен по биологии. В 1868 году Мендель был избран настоятелем монастыря. С 1856 года он начал проводить в монастырском садике эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определенным признакам (например, по форме и окраске семян) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. До 1863 года он провел опыты по гибридизации 22 сортов гороха посевного (Pisum sativum). Количественный учет всех типов полученных гибридов, а также вариационно-статистический подход позволили Менделю впервые обосновать и сформулировать закономерности свободного расхождения и комбинирования наследственных факторов, получившие в дальнейшем название законов Менделя. Главное открытие ученого – установление дискретности (несмешиваемости) наследственных факторов при скрещиваниях. В 1865 году на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей Мендель доложил результаты своей работы, но ему не было задано ни одного вопроса. В 1866 году его статья Versucheüber Pflanzenhybriden (в русском переводе – “Опыты над растительными гибридами”, 1910) была опубликована в трудах этого общества, но не получила откликов. Мендель послал копию статьи Карлу Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но он усомнился в том, что выявленные на горохе законы имеют всеобщий характер и посоветовал повторить опыты на других видах. Мендель пытался подтвердить обнаруженные им закономерности на других растениях (например, на ястребинке, с которой работал Негели) и на пчелах, но полученные результаты противоречили обнаруженным на горохе закономерностям. Позднее было установлено, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчел имеют особенности, о которых ученому не было известно и которые он не мог учесть в своих опытах. Ученый также занимался садоводством, осуществляя прививки и скрещивания плодовых деревьев, гибридизацией мышей; вывел новый сорт фуксии. Кроме того, он исследовал метеорологические явления, вел наблюдения за солнечными пятнами, высотой почвенных вод. С 1862 года проводил ежедневные метеорологические наблюдения для Метеорологического института в Вене. В 1869 году Мендель стал вице-президентом Ассоциации естествоиспытателей в Брюнне. После избрания в 1868 году настоятелем монастыря он практически отошел от научных занятий, но до конца жизни занимался пчеловодством, вел метеорологические наблюдения. В 1883 году Мендель тяжело заболел. Он умер 6 января 1884 года в монастыре и был похоронен в гробнице августинцев на Центральном кладбище в Брно. Непонятая и забытая работа Менделя привлекла всеобщее внимание лишь в 1900 году, когда независимо друг от друга почти одновременно нидерландский ботаник Хуго Де Фриз, немецкий ботаник Карл Корренс и австрийский ученый Эрих Чермак-Зейзенегг провели собственные опыты и подтвердили результаты, полученные Менделем. Тем самым было положено начало новому направлению в биологии, названному в честь Менделя менделизмом, в результате развития которого появилась генетика. В 1936 году английский биолог Роналд Эйлмер Фишер пришел к выводу, что Мендель сначала интуитивно сформулировал свою концепцию и лишь затем спланировал серию многолетних опытов так, чтобы доказать озарившую его идею. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя. Имя Менделя носит чешская научная полярная станция на острове Джеймса Росса у берегов Антарктиды, строительство которой завершилось в 2006 году. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий