​Грабарь Игорь Эммануилович – известный русский художник, искусствовед, реставратор — Общенет

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Игорь Эммануилович Грабарь (Igor Emmanuilovich Grabar; родился 25 марта 1871 г. — умер 16 мая 1960 г.) — знаменитый русский и советский живописец первой половины XX века. Творчество Игоря Грабаря относится к традициям русского импрессионизма и постимпрессионизма. Среди картин этого автора много портретов и натюрмортов, но особенно известны его оригинальные зимние пейзажи. Также художник прославился как блестящий реставратор, искусствовед, просветитель и реформатор Третьяковской галереи.

image

Биография Игоря Грабаря

Игорь Грабарь появился на свет в Будапеште 25 марта 1871 года. Его родители были славянофилами и вели активную общественную деятельность. Политическое преследование вынудило их переехать в Россию. Девятилетний сын стал учеником гимназии в провинциальном городке Егорьевске, куда устроился учителем его отец. В гимназии, увлеченный рисованием мальчик, получил первые уроки живописи. В 1981 году он продолжил обучение в лицее цесаревича Николая в Москве, где жил в положении бедного стипендиата среди обеспеченных детей. Справиться с непростым периодом помогло все то же рисование, которому будущий художник посвящал каждую минуту свободного времени.

image

Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и стал учиться на юриста в петербургском университет. Несмотря на скуку, он окончил этот факультет в срок, а во время учебы подрабатывал иллюстратором в журнале «Нива» и писал отзывы о художественных выставках. Твердо решив стать профессиональным живописцем, в 1894 году он начал учебу в Императорской Академии, где занимался у Ильи Репина.

Академическое образование в тот период разочаровывало молодых художников, поэтому через два года Грабарь уехал в Мюнхен, чтобы заниматься в частной школе Антона Ажбе (Anton Azbe) и пройти курсы архитектора. Компанию ему составили двое однокурсников — Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Довольно быстро Игорь Грабарь продемонстрировал настолько выдающиеся успехи, что стал сначала помощником, а потом и равноправным партнером Ажбе. Но в 1901 году он решил вернуться в Россию.

Сразу после возвращения живописец начал активно выставляться с мирискусниками и другими объединениями. Его работы тепло встречались критиками и быстро находили покупателей. Вскоре пришла и международная известность. Период с 1903 по 1907 гг. считается самым плодотворным в творчестве этого художника. Именно тогда были созданы многие из самых известных его работ.

В дальнейшем в живописи наступил спад, поскольку Грабарь переключился на редакторскую и просветительскую деятельность. Он принял участие в создании многотомной «Истории русского искусства», где опубликовал ценные сведения о старинной русской архитектуре. С 1913 по 1925 год он руководил Третьяковской галереей, которую существенно преобразовал. При нем были расширены залы, выставлявшиеся ранее бессистемно картины развесили по монографическому и историческому принципу, был составлен каталог с подробным описанием тысяч экспонатов, отреставрированы и атрибутированы многочисленные шедевры.

После революции Игорь Грабарь получил несколько ответственных должностей, в частности, распределял национализированные произведения изобразительного искусства. В период сталинских репрессий он покинул все посты и ушел на пенсию, вернувшись к живописи. В военные и послевоенные годы художник вновь оказался востребованным: оценивал потери музеев в результате военных действий, реставрировал икону Андрея Рублева «Троица», редактировал «Историю русского искусства».

Поздние годы жизни живописец провел на даче в Абрамцево. Умер он 16 мая 1960 года в возрасте 89 лет. Игорь Грабарь был счастливо женат на Валентине Мещериной, умершей годом ранее. Их дети, Ольга и Мстислав, выбрали далекие от искусства профессии биохимика и математика.

Самые известные картины Игоря Грабаря

Картины Игоря Грабаря отличаются яркостью красок и особой техникой исполнения, близкой к пуантилизму. Больше всего он любил писать зимние пейзажи, а летом часто обращался к натюрмортам с цветами и фруктами. Вот несколько самых известных произведений этого автора:

  • «Февральская лазурь» (1904). Сам художник называл эту картину главной в своем творчестве. Она стала новым словом в русской пейзажной живописи после Исаака Левитана.
  • «Мартовский снег» (1904). Девушка с коромыслом, ставшая смысловым центром картины, появилась на ней случайно. Автор изначально писал лишь пейзаж, но увидел эту девушку, попросил ее задержаться на десять минут и включил в композицию.
  • «Яблоки» (1905). В этой работе, как и в других натюрмортах Грабаря, чувствуется влияние французских импрессионистов. Художник использовал всего четыре цвета, но смог составить из них широкую палитру.
  • «Светлана» (1933). Портрет был написан за один день и стал очень популярным. Кто изображен на нем — неизвестно. Долго ходили слухи, что героиня — дочь Сталина, но это маловероятно.
  • «Иней. Восход солнца» (1941). Снег и иней привлекали художника в течение всей жизни, что подтверждается этим поздним пейзажем. Игоря Грабаря по праву называют певцом русской зимы.

Произведения русских и зарубежных мастеров удобно приобретать на международных аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot. Онлайн-платформа предлагает приобрести шедевры антиквариата для своей коллекции или в подарок. Также здесь можно приобщиться к творчеству талантливых современных художников. Любители искусства имеют возможность недорого купить картину, рисунок или скульптуру напрямую у автора.

Игорь Эммануилович Грабарь Конечно, при упоминании имени художника Игоря Грабаря мы в первую очередь вспоминаем его картину из Третьяковки «Хризантемы», которые хочется потрогать, и удивительный, разный, невозможный, прекрасный снег, написанный им в сотнях (!) полотен.

«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал художник, изобразивший роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца. Стремясь передать изменчивую игру освещения, Грабарь использовал густые, рельефные неоимпрессионистические мазки.

Жёлтые мохнатые шары хризантем прекрасны, но сильно впечатляет и гранёный стакан на первом плане, состоящий, при ближайшем рассмотрении, из мельчайших пушистых мазков разных цветов, формирующих перламутровые грани – иллюзию, субстанцию стекла. Вблизи эта рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. Это и называется импрессионизмом.

И. Грабарь. Хризантемы. 1905 г. ГТГ

Грабарь не раз использовал технику исчезающих граней стакана в натюрмортах, например, в картине «Неприбранный стол» (1907). Но пустой гранёный стакан в «Хризантемах» остается для многих непревзойдённым шедевром передачи эффекта прозрачного стекла.

И. Грабарь. Хризантемы, 1905 г. (фрагмент)

Вблизи эта рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней

И.Э. Грабарь служил искусству как живописец и историк искусства, художественный критик, архитектор и реставратор, педагог и музейщик. Его творческий путь как художника составил более шести десятилетий. Почетное звание Заслуженного деятеля искусств, учреждённое в СССР в 1928-м г., первым получил именно Грабарь.

26 марта (13 по ст.ст.) исполняется 150 лет со дня рождения этого выдающегося мастера.

Русин по национальности, Игорь Грабарь родился в 1871-м г. в Австро-Венгрии, в Будапеште. Когда ему было 5 лет, семья из-за русофильских взглядов отца, юриста и депутата венгерского парламента, была вынуждена эмигрировать в Россию. В Егорьевске Рязанской губернии отец будущего художника Эммануил Грабарь стал учителем местной гимназии.

После окончания гимназии Игорь учился в московском лицее, мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал выставки и Третьяковскую галерею.

Осенью 1889 г., крайне стеснённый в средствах, Грабарь поступил в Санкт-Петербургский университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. Одарённый 18-летний юноша зарабатывал в этот период на жизнь в журналах – сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для популярного журнала «Нива», составлял биографии художников-классиков.

В Академии Художеств он оказался учеником в мастерской у И. Е. Репина, учился также у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни.

Соскучившийся по Родине художник был ошеломлён красотой русской зимы и в Подмосковье написал наиболее известные свои полотна

Летом 1895 г. на каникулах Грабарь осуществил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его потрясли мастера эпохи Возрождения, а в Париже – импрессионисты и постимпрессионисты. Грабарь до 1900 г. ездил по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования». Побывал в США, Египте и Турции.

По возвращении в Россию соскучившийся по Родине художник был ошеломлён красотой русской зимы и в Подмосковье написал наиболее известные свои полотна: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др. Он учитывал достижения французов, однако старался писать «по-русски», учитывая «вещественность и реальность».

И. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903 г.

«Февральскую лазурь», которую автор назвал самым значительным своим произведением, теперь хранящуюся в Минске, считают величественным портретом берёзы, на которую автор глядит восхищённо, снизу вверх (низкая точка зрения относительно линии горизонта открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета), из глубокой траншеи в снегу, которую он сам вырыл и в которой работал, невзирая на морозы, переполненный радостью.

И. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г.

Вот как вспоминал художник:

В этих полотнах Грабарю удалось создать обобщённый образ русской природы

«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

В один сеанс мастер набросал этюд будущего произведения, а потом писал берёзы в лазури две недели, стараясь передать лучезарное настроение природы в ожидании весеннего пробуждения.

«Мартовский снег» – «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре» – художник тоже написал на пленэре, «с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». Согласимся: в этих полотнах Грабарю удалось создать новый, после русских пейзажистов XIX в., обобщённый образ русской природы.

И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. ГТГ

В наследии живописца есть немало работ, где изображены и другие времена года, однако он утверждал, что ни весенний, ни летний, ни даже осенний пейзажи не вызывали в его воображении такого живописного задора и вдохновения, как зимний.

И. Грабарь. Цветы и фрукты на рояле. 1904 г. ГРМ

В 1905–1908 гг. зимняя тема вылилась у Грабаря в попытки передать «неуловимое» – изображение инея в разное время дня.

«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».

Грабарь создал более сотни работ, посвящённых зимнему убранству деревьев, составивших сюиту «День инея».

И. Грабарь. Зимнее утро. 1907 г.

1910–1923 гг. художник называл периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он осуществил издание первой «Истории русского искусства» в 6 томах (1909–1916), написал для неё важнейшие разделы, выпустил монографии о художниках Серове и Левитане.

С 1913 г. в течение 12 лет Грабарь возглавлял Государственную Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы, перестраивая экспозицию. После революции он многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. Многим известно о его тесном сотрудничестве со знаменитым подвижником отечественной реставрации Петром Барановским.

После революции он многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения

Как реставратор, ценитель и спаситель русских древностей, Игорь Грабарь призывал:

«Берегите свои памятники, новгородцы, псковичи, владимировцы, суздальцы, ростовцы и вы все, счастливые потомки великих народных строителей, сумевшие сберечь эти несравненные создания до наших дней. Берегите их, ибо, когда к нам будут ездить так же, как сейчас ездят в Италию, а это время не за горами, они явятся источниками вашего благополучия и наполнят ваше сердце гордостью».

И. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914 г.

В 1918-м г. по инициативе Грабаря были созданы Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые сегодня носят его имя. По признанию Игоря Эммануиловича, он согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Грабарь стремился сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам учёных – химиков, физиков и микробиологов. Именно благодаря такому подходу удалось спасти немало из художественного наследия русских живописцев. Здесь были открыты и спасены также многие произведения древнерусского искусства XI–XIV вв. – иконы, монументальные росписи – и заложены фундаментальные основы его научной истории.

И. Грабарь. Сийский монастырь. 1920 г.

В более поздние годы художник заведовал Музеем-усадьбой «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова.

И. Грабарь. Разъяснивается. 1928 г. ГРМ

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь много занимался живописью и особенно портретом. Он изображал своих близких, учёных и музыкантов. Лучшими работами художник считал «Портрет матери» (1924), «Светлану» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина» (1935). Широко известны два автопортрета художника – «Автопортрет с палитрой» (1934) и «Автопортрет в шубе» (1947). Грабарь оставил немало портретов деятелей советской культуры.

И. Грабарь. Портрет К.И. Чуковского. 1935 г.

И. Грабарь. Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир». 1941 г.

Вновь и вновь мастер обращался к зимним мотивам, к не отпускавшей его теме инея: «Роскошный иней» и «День инея» (обе – 1941), «Иней» (1952), «Иней при восходе солнца» (1955). В Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева автору этих строк запомнилась картина «Иней. Солнце поднимается. 1941 г.»

И. Грабарь. Иней. Солнце поднимается. 1941 г.

И. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. 1941 г.

Работа Грабаря «Берёзовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последним приношением художника природе Подмосковья, любимому образу – русской берёзе.

И. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940 г. ГТГ

Игорь Грабарь сыграл огромную роль в распространении в России научных принципов искусствознания

Специалисты утверждают, что Игорь Грабарь сыграл огромную роль в распространении в России научных принципов искусствознания, окончательно оформившихся в советское время, и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в плотной связи с общим развитием национальной культуры.

Кончина застала народного художника СССР, действительного члена Академий Наук и Художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР 16 мая 1960 г. за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства».

«Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», – сказал о нем С. В. Герасимов.

12:00 25.03.2011 © РИА Новости / В. Малышев Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

Художник, историк искусства и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 (13) марта 1871 г. в Будапеште (Венгрия) в семье Эммануила Ивановича и Ольги Адольфовны Грабарь. Его мать и дед по матери Адольф Иванович Добрянский принадлежали к европейскому славянофильскому движению, отец был видным общественным деятелем, депутатом Будапештского парламента.

Отец Игоря Грабаря переселился в Россию в 1876 г. под фамилией Храбров (этой фамилией художник подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е гг.).

В 1890 г. Игорь Грабарь с матерью переехали в Россию – в Егорьевск Рязанской области, где в местной гимназии преподавал его отец.

В 1882 г. Грабарь поступил в московский лицей цесаревича Николая. Во время обучения в лицее он познакомился с несколькими художниками, в том числе с Василием Поленовым. В это же время он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств.

В 1889 г. Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он начал слушать лекции на историко-филологическом факультете. В годы учебы в университете он подрабатывал написанием юмористических рассказов, сотрудничал с журналом “Нива” (делал иллюстрации, писал биографии художников, обзоры выставок и проч.).

На первом курсе написал свой первый значительный этюд (“Крыша со снегом”).

С 1892 г. он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, у которого учились Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель и Валентин Серов.

В 1893 г. окончил университет, в 1894 г. поступил в Академию художеств, с 1895 г. начал заниматься в мастерской Ильи Репина.

В 1896 г. Игорь Грабарь уехал в Европу. В Мюнхене он поступил в студию Антона Ашбе. В 1898 г. они создали совместную школу. В этом же году начал выходить журнал “Мир искусства”, издательством которого занимался Сергей Дягилев, и Грабарь прекратил свое сотрудничество с “Нивой” и перешел туда.

К мюнхенскому периоду творчества относятся такие работы художника, как “Дама с собакой” (1899) и “Дама у пианино” (1899).

В 1901 г. Игорь Грабарь вернулся в Россию. Он поселился в Санкт-Петербурге, продолжил свое сотрудничество с “Миром искусства” и занялся живописью. В 1902 г. он выставил несколько своих работ в “Пассаже” на Невском проспекте, однако критики отнеслись к ним неодобрительно.

В 1903 г. переехал в Москву. С этого времени неоднократно принимал участие в художественных выставках в России и за рубежом, где его работы имели успех.

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным. Он по нескольку раз в год приезжал в усадьбу Мещериных Дугино, где написал несколько ставших впоследствии известными работ: “Февральская лазурь” (1904), “Иней” (1905), “Неприбранный стол” (1907), “Дельфиниумы” (1908) и многие другие.

В 1907-1908 гг. Игорь Грабарь собирал архивные материалы и писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре для журнала “Старые годы”, почти не занимаясь живописью. В это же время он начал сотрудничать с издателем Иосифом Кнебелем, занявшись подготовкой многотомной “Истории русского искусства” (издавалась с 1910 по 1916 гг.), в которой он был автором нескольких ключевых разделов.

В рамках этого сотрудничества также была издана серия монографий о крупнейших мастерах русского искусства, для которой Грабарь написал книги об Исааке Левитане (в соавторстве с Сергеем Глаголем, 1913) и Валентине Серове (1914).

В 1913 г. занял пост директора Третьяковской галереи и стал ее попечителем.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру – и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты (“Портрет К. И. Чуковского”, “Портрет композитора С. С. Прокофьева”, “Портрет академика Н. Д. Зелинского” и др.), пейзажи (“Последний снег” и др.), официальные полотна (“В.И.Ленин у прямого провода”, “Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина”). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил “трофейные бригады”, отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских, принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.).

В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Он умер в Москве 16 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей – Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

Толкование

Грабарь И. Э.
Игорь Грабарь
Имя при рождении:

Игорь Эммануилович Грабарь

Дата рождения:

25 марта 1871

Место рождения:

Будапешт, Австро-Венгрия

Дата смерти:

16 мая 1960 (89 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

Российская империя СССР

Запись на родоводе:

218402

© Работы этого автора несвободны

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871—1960) — русский и советский художник, выдающийся искусствовед, просветитель, музейный деятель.

Биография

Художник родился 25 марта 1871 года в Будапеште, в семье Э. И. Грабаря, русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева.[1] Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. Игорь Грабарь учился сперва в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он закончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Выставки

С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 г. и др.

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 г. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.

Кроме того, Грабарь с 1918 по 1930 г. руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 г. работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны, набитые произведениями искусства.

Лауреат Сталинской премии (1941) за двухтомную монографию «Репин» (1937). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1956).

Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Галерея

Пейзажи и натюрморты

«Баллюстрада»

  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

Библиография

  • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964.
  • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.

Ссылки

Смотреть что такое “Грабарь И. Э.” в других словарях:

  • Грабарь — Грабарь  фамилия восточнославянской народности русины. Известные носители: Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 1960)  российский и советский художник, искусствовед, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь, Владимир Эммануилович… …   Википедия

  • ГРАБАРЬ — Владимир Эммануилович (1865 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права …   Современная энциклопедия

  • ГРАБАРЬ — ГРАБАРЬ, грабаря, муж. (обл.). Землекоп. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ГРАБАРЬ — муж., нем., зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ГРАБАРЬ — Игорь Эммануилович (1871 1960), живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1934), действительный член АХ СССР (1974). Член объединения Мир искусства . Писал жизнерадостные, пронизанные светом импрессионистические… …   Русская история

  • грабарь — сущ., кол во синонимов: 2 • землекоп (5) • экскаватор (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Грабарь В. — Владимир Эммануилович Грабарь (10 (22) января 1865, Вена  26 ноября 1956, Москва)  российский и советский юрист. Брат художника Игоря Грабаря, муж филолога и переводчицы Марии Грабарь Пассек. Владимир Эммануилович Грабарь входит в число… …   Википедия

  • Грабарь В. Э. — Владимир Эммануилович Грабарь (10 (22) января 1865, Вена  26 ноября 1956, Москва)  российский и советский юрист. Брат художника Игоря Грабаря, муж филолога и переводчицы Марии Грабарь Пассек. Владимир Эммануилович Грабарь входит в число… …   Википедия

  • Грабарь И. — Игорь Грабарь Имя при рождении: Игорь Эммануилович Грабарь Дата рождения: 25 марта 1871 Место рождения …   Википедия

  • Грабарь — I Грабарь         Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет… …   Большая советская энциклопедия

русский художник и искусствовед 25 марта 1871 151 год назад  —  16 мая 1960 62 года назад

Игорь Грабарь (фрагмент автопортрета, 1934) Игорь Грабарь (фрагмент автопортрета, 1934)

Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей.

Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов.

В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.

«Февральская лазурь» «Февральская лазурь» Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).

В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).

«Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были образованы Центральные реставрационные мастерские (сегодня они носят его имя).

Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину. Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).

До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.

Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий