«Государство служит для того, чтобы мешать всякому прямому союзу людей между собою». Анархист Петр Кропоткин и его идея коммунистического индивидуализма

Главная / Статьи /Вы здесь Сухарников Евгений • 12/9/2017

image

9 декабря (по н. ст.) 1842 года родился князь Петр Алексеевич Кропоткин, чей род восходил корнями к Рюриковичам. Несмотря на известность в качестве одного из крупнейших теоретиков анархизма, он также был философом и ученым-энциклопедистом мирового масштаба.

Нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе. П. А. Кропоткин

Мучительный выбор

Во время многолетнего путешествия по Сибири Кропоткин сделал множество открытий и наблюдений в области географии, биологии, этнографии и других наук. Тогда же, пребывая в должности начальника, он убедился, что главная задача руководителя – не мешать знающим людям делать свою работу. Он стал первым европейцем, побывавшим в Маньчжурии. После долгих лет исследования восточных регионов России он перерисовал все карты Сибири. Ему благоволил сам император. Кропоткину предлагали возглавить отдел физической географии Императорского Русского географического общества, но он отказался. В начале 1870-х годов Кропоткин делает мучительный выбор: решает оставить науку ради революции, поскольку считает, что нельзя заниматься только наукой, пока вокруг страдает народ.

image

Заключение и побег

Сделав выбор, князь начинает вести странную жизнь. Утром он мог выступить с докладом на заседании Русского географического общества, днем пообедать в Зимнем дворце со старыми товарищами по Пажескому корпусу, а затем ехал на окраину столицы в невзрачный дом, переодевался крестьянином и шел в соседний дом, где рассказывал собравшимся о существовании Интернационала рабочих. В 1874 году, после сенсационного доклада в Русском географическом обществе о существовавшей в прошлом ледниковой эпохе, Кропоткина заключают в Петропавловскую крепость за политическую деятельность. Там он пишет фундаментальный труд «Исследования о ледниковом периоде», обосновывающий ледниковую теорию. В 1876 году Кропоткин становится единственным человеком в истории, совершившим побег из Петропавловки. Начинаются 40 лет жизни в эмиграции. В Швейцарии в возрасте 36 лет Кропоткин влюбляется и впоследствии женится на студентке-биологе Софье Григорьевне Ананьевой-Рабинович. Официальных браков Кропоткин не признавал, поэтому каждые три года вновь предлагал возлюбленной руку и сердце, и она всякий раз соглашалась.

Эмиграция и возвращение на Родину

В Женеве Кропоткин основал анархистскую газету. Постепенно он становится «опасным» не только в России, но и во всей Европе. Свои социальные и политические взгляды Кропоткин строит на собственных открытиях в области биологии. Полемизируя с социал-дарвинизмом, Кропоткин пишет работу «Взаимная помощь как фактор эволюции». Центральная мысль такова: в природе господствует вражда между видами и солидарность внутри видов, а выживают те виды, которые эту солидарность проявляют. Из этого князь сформулировал социальный вывод, сделав упор не на классовую борьбу (как марксисты), а на общечеловеческую солидарность. Далее был арест, заступничество Бернарда Шоу, Герберта Уэллса, Виктора Гюго и амнистия. После Февральской революции в России Керенский предложил Кропоткину любой министерский пост на выбор. Князь отказался, сказав, что считает ремесло чистильщика сапог более честным и полезным. С последствиями Октябрьской революции он не был согласен, критиковал власть и Ленина. Но большевики его не трогали, даже выдали охранную грамоту и предлагали материальную помощь, от последнего князь отказался. Петр Кропоткин умер в ночь на 8 февраля 1921 года в своем домике в Дмитрове. Хоронила «дедушку русской революции» вся Москва. Вдохновленный образом Петра Алексеевича ирландский писатель Оскар Уайльд написал сказку «Счастливый принц».

П.Н. Милюков м П.А. Кропоткин. 1917 год

История современной России Сфрагистика Н.С. Хрущев КПСС

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

19:02 08.02.2021 (обновлено: 11:11 13.07.2022) 6 декабря 2018, 07:30 День в истории. 6 декабря: Павел Бут потерпел поражение от поляковВ этот день в 1638 г. состоялась битва при Кумейках – решающее сражение между восставшими казаками под предводительством Павла Бута (Павлюка) и войсками Речи Посполитой. Повстанцы потерпели поражение, но до настоящей победы над казаками полякам было еще далеко.

21 марта 1874 Кропоткин сделал знаменитый доклад, положивший начало современным представлениям о ледниковой эпохе. А уже на следующий день его бросили в казематы Петропавловской крепости, где он изложил свою теорию в виде работы «Исследования о ледниковом периоде». Анализируя перемещение льдов Баренцева моря, молодой ученый точно предсказал существование еще не открытой Земли Франца-Иосифа. Однако, тюремные условия быстро убивали еще молодого князя, которому едва перевалило за тридцать. Петр Алексеевич заболел цингой, и сумел совершить дерзкий побег, перебравшись через Финляндию в Западную Европу — где посвятил себя продолжению исследований и революционной борьбе.

«Кропоткин был всегда завален работой: писал для разных учёных органов, переводил для наших ежемесячных журналов с иностранных языков, которых знал множество; но более всего времени отнимали у него, кроме издаваемого им французского листка, частые выступления на анархических собраниях. Он считался выдающимся оратором. Действительно, Кропоткин обладал всеми качествами, необходимыми для влияния на массы: привлекательной внешностью, страстностью, пламенностью, хорошим голосом и дикцией. По всесторонности развития он, несомненно, стоял значительно выше всех тогдашних последователей БакунинаРешительно все, как русские, так и иностранцы, относились к нему с большим уважением и симпатией» — вспоминал об этом впоследствии один из первых российских марксистов Лев Дейч.

В эмиграции он встретил свою жену — урожденную киевлянку Софью Ананьеву-Рабинович, которая также участвовала в народническом движении. Кропоткин заключил с ней специальный брачный договор, основанный на принципах полного равноправия, и продлевал его каждые три года — вплоть до своей смерти, отказываясь регистрировать семейные отношения в государственных органах или церкви. 

Популярность русского анархиста постепенно росла, приобретая общеевропейский масштаб. Республиканское французское правительство приговорило его к пятилетнему тюремному сроку за принадлежность к запрещенному Интернационалу — однако спустя год Кропоткина выпустили на свободу под давлением социалистических депутатов. Перебравшись в Лондон, он написал для Британской энциклопедии классические статьи о России, Сибири и истории казачества — упомянув и своих запорожских предков. А также подготовил фундаментальное исследование Великой французской революции, которое высоко оценил впоследствии Ленин.

Но главную славу Кропоткину принесли статьи и книги на политическую тематику. Его основные работы — «Государство и его роль в истории», «Записки революционера», «Современная наука и анархия», «Хлеб и воля», «Этика», «Речи бунтовщика» — послужили теоретическим базисом для сторонников разнообразных течений анархизма и безгосударственного социализма. Петр Алексеевич выступал за полный демонтаж государственных институций, ликвидацию властной иерархии и обобществление собственности. Он являлся сторонником коллективного горизонтального управления, кооперативной экономики, равного распределения материальных благ и ресурсов — призывая построить общество на основе солидарности и взаимной поддержки.

Нравственные акценты этой пропаганды оказывали большое влияние на его современников — достаточно сказать, что о работах Кропоткина восторженно отзывался из Москвы Лев Толстой. Однако представители российского марксизма последовательно критиковали своего анархистского товарища, отмечая прекраснодушную наивность его воззрений, которые явно не отвечали задачам организации угнетенных рабочих масс.

Философские штудии знаменитого исследователя естественных наук были далеки от научного подхода. Он уклонялся от сущностного анализа социально-экономических противоречий капиталистического общества, предпочитая обличать его многочисленные пороки, предлагая взамен утопический «социализм благих пожеланий». Кропоткин поверхностно отзывался о наследии Гегеля, разделяя позитивистские взгляды Герберта Спенсера и Огюста Конта. Несмотря на яркий пафос его работ, они по всем статьям уступали всеобъемлющему теоретическому базису «Капитала» — и в результате, к началу ХХ века анархизм проиграл марксизму в борьбе за сознание социалистической молодежи. Что и предопределило его политическое поражение во времена революции.

Еще одной причиной этого поражения стала оборонческая позиция революционера Кропоткина. С началом Первой мировой войны он неожиданно для многих выступил активным сторонником Антанты, оказавшись по одну сторону баррикад с преследовавшим его царским правительством. А это оттолкнуло многих социалистов, обесценив в их глазах этические конструкции своего наставника и кумира.

— Неужели вы хотите победы русскому царизму? — спрашивал у него будущий большевистский нарком Георгий Чичерин, во время эмоционального спора, описанного в мемуарах Давида Шуба.

— Что значит русскому царизму? — с раздражением воскликнул Кропоткин. — Речь идет не о судьбах русского царизма, а о судьбах человечества. Я прекрасно сознаю все язвы капиталистического общества и, кажется, сделал в своей жизни достаточно для их разоблачения. Но… Если германский империализм победит, путь к освобождению человечества от капиталистической скверны сильно удлинится. Поэтому я за победу Англии и Франции, несмотря на то, что их союзником сейчас является царизм». 

5 мая 2017, 11:59 Маркс на фабрике ПорошенкоМир празднует день рождения выдающегося философа, который стал персоной нон-грата на Украине

Радикальные российские революционеры — включая большинство анархистов — отвергали эту позицию, называя Кропоткина социал-шовинистом, который оправдывает чудовищные жертвы империалистического конфликта. Но зато о его взглядах с восхищением отзывались лидеры Временного правительства. Они восторженно встретили знаменитого эмигранта — когда он вернулся на родину после Февраля 1917 года, в возрасте 75 лет, захватив с собой собранные в скитаниях книги.

«На одном {митинге-концерте}… впервые появлялся перед петроградской публикой незлобивый «анархист», престарелый князь Кропоткин, только что прибывший из Англии. Добродушно-старческая, милая речь его, заключавшаяся в восхвалении дружного энтузиазма наших союзников, и в особенности англичан, порадовала многих, так как иные не представляли себе ранее «анархиста» иначе, как в образе зверином» — вспоминал либеральный адвокат Николай Карабчевский. В разгар июльского конфликта с большевиками Александр Керенский настойчиво предлагал Кропоткину любой министерский портфель на его собственный выбор. Противник государственной власти ответил ему отказом, однако все так же агитировал за продолжение войны, настраивая против себя революционных социалистов.

Впрочем, Ленин и Троцкий не стали преследовать патриарха — несмотря на его скептическое отношение к Октябрьской революции. Напротив, новая власть предложила Кропоткину кремлевскую квартиру, а нарком Луначарский уговаривал его супругу не отказываться от продуктового спецпайка. Однако анархист не шел на сотрудничество с Советами — хотя впоследствии ему все-таки пришлось обращаться за помощью, испытывая в последние дни большую нужду. Петр Алексеевич переехал из Москвы в провинциальный Дмитров, поселившись в небольшом доме знакомого графа, где сейчас расположен его музей. И пользовался охранной грамотой за личной подписью Ульянова-Ленина.

«Дано сие удостоверение… известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах…, где будет проживать Петр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие… представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более» — гласил текст этого документа.

До конца своих дней революционер оставался в центре политической жизни. Он встречался с Нестором Махно — хотя и не стал давать ему каких-то определенных напутствий. И продолжал полемику с вождем правящей партии большевиков, положительно оценивая тезисы ленинской работы «Государство и революция».

Эта дискуссия, которая однажды происходила в стенах Кремля, подробно описана в статье Бонч-Бруевича, выступавшего посредником в отношениях между Лениным и Кропоткиным. Теоретик анархизма критиковал большевиков за централизацию государственной власти, считая ее источником ошибок, перегибов, насилий и преступлений. А глава Совнаркома принимал эти обвинения, объясняя их реалиями сложившейся в стране ситуации. Однако настаивал на необходимости твердо придерживаться партийного курса.

«Мы против чиновников всегда и везде. Мы против бюрократов и бюрократизма, и это старьё мы должны вырвать с корнями, если оно гнездится в нашем новом строе, но ведь вы же прекрасно понимаете, Пётр Алексеевич, что людей переделывать очень трудно, что ведь, как говорил Маркс, самая неприступная крепость — это человеческий череп!

Мы принимаем все и всяческие меры для успеха в этой борьбе, да и сама жизнь заставляет, конечно, многому учиться. Наша некультурность, наша безграмотность, наша отсталость, конечно, дают о себе знать, но никто не может приписывать нам как партии, как государственной власти то, что делается неправильного в аппаратах этой власти, тем более там, в глубине страны, в отдалении от центров…

В белых перчатках не сделаешь революцию. Мы прекрасно знаем, что мы сделали и сделаем немало ошибок; всё, что можно исправить, исправляем, сознаемся в своих ошибках, часто — в прямой глупости. Вопреки всем ошибкам доведем нашу социалистическую революцию до победного конца. А вот вы помогите нам, сообщайте о всех неправильностях, которые вы замечаете, и будьте уверены, что каждый из нас отнесётся к ним самым внимательным образом… Нам не нужна борьба и атентаты отдельных лиц, и это давно пора понять анархистам. Только в массы, только через массы и с массами… Все остальные способы, и в том числе анархические, сданы историей в архив, и они никому не нужны, они никуда не годятся, никого не привлекают и только разлагают тех, кто так или иначе завлекается на этот старый, избитый путь» — передает ленинские слова Бонч-Бруевич.

Петр Кропоткин «тихо скончался» возрасте 78 лет — однако его кончина стала главной темой центральных газет, а Президиум Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов опубликовал заявления по поводу смерти «старого закалённого борца революционной России против самодержавия и власти буржуазии». В Дмитров отправили траурный поезд, который доставил тело для церемонии в Колонном зале Дома Союзов. По иронии судьбы, это положило начало многолетней советской традиции прощания с партийными лидерами первой величины. Церемония прощания проходила в течение двух дней — причем в почетном карауле стояли анархисты, которых под честное слово выпустили из тюрьмы на время похорон своего вождя. 

22 апреля 2020, 15:36 «Ленин на удаленке». 150 лет со дня рождения ИльичаГлобальный кризис капитализма усиливает интерес к наследию юбиляра

Впоследствии, после разгрома политического движения анархизма, большевики продолжали чествовать Петра Алексеевича Кропоткина — осознавая историческую роль потомка князей и гетманов, который стал принципиальным врагом государственного Левиафана. Ее понимают и в наши дни, когда книги знаменитого русско-украинского анархиста возвращают популярность у социалистической молодежи в Европе и США. Исключением остается лишь Украина, где переименовывают улицы, названные в честь знаменитого ученого и революционера. 

«Кто такой Кропоткин? Я почитал, он даже не был у нас в городе» — высказался на общественных слушаниях в Кропивницком-Кировограде один из местных националистов. После чего улицу оперативно декоммунизировали, присвоив ей имя погибшего в АТО патриота.

Остается надеяться, что будущие поколения украинцев вернут себе имя «незлобливого анархиста», который внес свой вклад в познание нашего мира. Хотя так и не сумел его изменить — чтобы реализовать мечты о всеобщем равенстве и свободе.

У Кропоткина было всё, чтобы не беспокоиться о собственном будущем и вести безбедную жизнь, вращаясь в придворных кругах. Однако князь, который с отличием окончил Пажеский корпус, обменял блестящие перспективы на борьбу за социальную справедливость. Умнейший человек своего времени, не признававший ни привилегий, ни власти, стремился к такому устройству обществу, где всё было бы построено лишь на доверии, коллективизме и взаимопомощи…

Где родился и какое получил образование Пётр Алексеевич Кропоткин?

Екатерина Николаевна Кропоткина — мать революционера./Фото: i.pinimg.comБудущий учёный и революционер родился 9 декабря 1842 года в московской семье, принадлежавшей к древнейшему княжескому роду Смоленских династии Рюриковичей. Отец Кропоткина – генерал-майор Алексей Петрович – имел во владении крепостных, в количестве свыше 1 200 душ. Мать – Екатерина Николаевна, была дочерью героя войны с Наполеоном генерала Николая Семёновича Сулимы. Она скончалась, когда маленькому Петру не исполнилось ещё и четырёх лет, но успела сохранить в памяти сына образ жизнерадостной и доброй женщины. С детства познавший мир крепостных крестьян, Пётр Алексеевич уже в юности остро ощущал негатив социальной несправедливости. Позже, в своих «Записках революционера» Кропоткин опишет случай, когда, будучи мальчиком, он, движимый состраданием, пытался поцеловать руку дворового, перенёсшего телесное наказание по приказу отца. Однако крестьянин отстранился от него со словами: «И ты таким будешь, когда вырастишь». На что ребёнок с порывом ответил: «Нет, нет! Никогда!». В 1853 году юный Пётр начал обучение в Первой московской гимназии. Получив через 4 года среднее образование, он был определён в Пажеский корпус – престижное военно-учебное заведение для воспитания отпрысков знатных фамилий. Несмотря на избранность контингента и закрытость придворной школы, в ней царило критическое отношение к властям и антикрепостнические настроения, которые учащийся Кропоткин полностью поддерживал.

Три образа жизни Кропоткина, первый арест и сенсационный побег

Пётр Кропоткин в 1864 г./Фото: news-ria.comБлестяще окончив в 1862 г. Пажеский корпус и отслужив непродолжительное время при дворе в качестве личного камер-пажа императора Александр II, Кропоткин «сбежал» в Забайкалье не в силах выносить, по его словам, «прозябание» в кругу «этих личностей». На новом месте, получив должность чиновника по особым поручениям и чин есаула, он с энтузиазмом занялся разработкой проекта тюремных реформ и преобразования городского самоуправления. Одновременно с этим он активно увлекался и исследовательской деятельностью, организуя для этого путешествия в Северную Манчжурию, Сибирь и Забайкалье. Через пять лет, поняв тщетность попыток воплотить реформаторские идеи в жизнь, Кропоткин подал в отставку и уехал в Петербург. Здесь в 24 года Пётр исполнил давнюю мечту – он стал студентом университета, совместив учёбу со службой в Статистическом комитете МВД. В 1872 году Кропоткин побывал за границей: кратковременная поездка в Швейцарию, где 29-летний Пётр познакомился с зарубежными революционными деятелями, помогла окончательно сформировать политические взгляды, сделав Кропоткина убеждённым сторонником анархического социализма. Наступил период «тройной» жизни Петра Алексеевича: он занимался агитацией на заводах, являясь членом народнического кружка «чайковцев», секретарствовал в отделении Русского географического общества и общался в силу происхождения с людьми из высшего общества. 22 марта 1874 г. Кропоткина арестовали за революционную активность и заключили в Петропавловскую крепость. Два года он находился в тюрьме перед тем, как в 1876 г. ему удалось сбежать из неё с помощью друзей. Произошло это по тем временам довольно дерзко: по состоянию здоровья арестанта перевели в Николаевский военный госпиталь, где он, находясь на прогулке, услышал условный сигнал скрипичной мелодии. Сбросив с себя арестантский халат, революционер выскочил за ворота и скрылся от полицейских, в ожидающей его на улице пролётке.

Чем занимался Пётр Кропоткин в эмиграции

Пётр Кропоткин на Лионском процессе, в результате которого он был приговорён к 5 годам тюрьмы. 1883 г./Фото: i.ytimg.comПосле побега Кропоткину пришлось покинуть Россию и долгие сорок лет провести в эмиграции. Впрочем, скучать ему там не пришлось благодаря активной революционной деятельности, которую он совмещал с написанием статей и переводами для научных обществ. Англия, Швейцария, Бельгия, Франция – Пётр Алексеевич объехал практически всю Европу, знакомясь с французскими социалистами, участвуя в съездах анархистов, и выступая в антиправительственных демонстрациях. В 1878 г. 36-летний Пётр женился на студентке Софье Ананьевой-Рабинович и переехал с женой в Женеву, где организовал издание газеты «Бунтарь». В 1882 г. Кропоткина обвинили в сопричастности к взрывам в Лионе и заключили в тюрьму, где он провёл 4 года, пока в январе 1886 года власть, под давлением общественных сил и части депутатов, не выпустила революционера на свободу. Покинув Францию, Кропоткин с семьёй переехал в Англию, где и прожил до 1917 года, сотрудничая с «Британской энциклопедией» и создавая статьи о географических особенностях России.

Возвращение в Россию «дедушки русской революции»

Пётр Алексеевич Кропоткин проездом в Хапаранде, Швеция, 1917 год./Фото: ic.pics.livejournal.comЧерез три месяца после Февральской революции, Пётр Алексеевич вернулся на родину и вскоре получил от Александра Керенского предложение стать членом Временного правительства. Кропоткин хоть и симпатизировал установившейся власти, однако отказался от всех сулимых ему должностей, высказавшись, что «ремесло чистильщика сапог более честное и полезное дело», чем любое кресло министра. Не согласился он и на пенсию от Временного правительства, предпочтя жить на собственные средства. Последующая Октябрьская революция, вызвала у Кропоткина двоякие чувства: с одной стороны, он приветствовал свержения буржуазного строя, с другой – ему не импонировал государственный социализм, так как он был сторонником свободного от власти общественного строя. Как провёл свои последние дни «старый закалённый борец революционной России против самодержавия и власти буржуазии»? Павел Милюков и Пётр Кропоткин — участники Государственного совещания. Москва, 1917 год./Фото: pbs.twimg.comПосле второй революции идеологу русского анархизма пришлось три раза менять квартиру, так как «буржуйские» дома, где он останавливался, конфисковались сменившейся властью. В конце концов, Пётр Алексеевич, имея охранное удостоверение с личной подписью Ленина, переехал в 1918 г. с супругой в подмосковный Дмитров. Несмотря на возраст, Кропоткин продолжал активно заниматься общественной деятельностью и работать над своими книгами. Умер революционер-анархист в 1921 году от воспаления лёгких, отказавшись даже во время болезни от предложенных властью привилегий – на сей раз в виде усиленного питания и спецпайка. Похоронили П. А. Кропоткина на Новодевичьем кладбище, после процедуры прощания в Колонном зале Дома союзов, которая продолжалась из-за стечения народа целых два дня. В своё время граф Лорис-Меликов прикладывал все силы, чтобы спасти Россию от революции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Указатели энциклопедии

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Энциклопедия Иркутской области

    Статьи готовящейся к изданию Энциклопедии публикуются в целях общественного рецензирования.

    Алфавитный указатель

    Все статьи Энциклопедии в алфавитном порядке в блоках по главным терминам. Глубина – две первые буквы.

    Географический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по признаку соотнесения с районами и города области.

    Тематический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по темам в соответствии с отраслями знания и жизни.

    Именной указатель

    Все биографические статьи о людях, отсортированные по рубрикам – даты, профессии, титулы и т.п.

    Указатель организаций

    Все статьи об организациях, отсортированные по отраслям деятельности и юридическому статусу..

    Stay

  • Новости и репортажи

    Ежедневно в лентах информационных служб отражаются многочисленные события в регионе. Наша задача связать новости с материалами энциклопедии. Следите за новостями по темам и регионам:

    Байкал

    Физическая география

    Геология

    Месторождения

    Природа. Экология

    Население и демография

    Народы вокруг Байкала. Этнография

    Адм.-территориальное деление

    Власть. Политика. Общество

    Экономика. Экономическая география

    Сельское хозяйство. Рыболовство

    Наука. Техника. Технологии.

    Образование

    Здравоохранение и медицина

    Религия и духовная жизнь

    Архитектура и градостроительство

    Культура

    Искусство

    История

    Масс-медиа

    Физкультура, спорт, туризм

    Повседневная жизнь и быт

    ЧП и преступность

    Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Иркутск | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов

    Районы: Аларский | Ангарский | Балаганский | Баяндаевский | Бодайбинский | Боханский | Братский | Жигаловский | Заларинский | Зиминский | Иркутский | Казачинско-Ленский | Катангский | Качугский | Киренский | Куйтунский | Мамско-Чуйский | Нижнеилимский | Нижнеудинский | Нукутский | Ольхонский | Осинский | Слюдянский | Тайшетский | Тулунский | Усольский | Усть-Илимский | Усть-Кутский | Усть-Удинский | Черемховский | Чунский | Шелеховский | Эхирит-Булагатский

    Крупные и соседние регионы: Иркутская область | Байкал | Усть-Ордынский бурятский округ | Бурятия | Якутия | Монголия |

    Stay

  • Спецпроекты Энциклопедии районов Новые статьи энциклопедии Изменения и дополнения Карта-справочник Иркутска Научная энциклопедия Словник Irkipedia english Карта-справочник Ангарска Атласы и карты Библиотека Медиатека Карта-справочник Шелехова Топонимика и ономастика Национальный мир Как искать? Карта-справочник Братска Stay
  • Карты
    Атлас азиатской России

    Уникальное дореволюционное издание 1914 года. Широкая панорама Сибири и Туркестана, разных сфер их самобытной жизни

    Атлас Байкала

    Итог многолетней работы российских учёных – атлас Байкала, изданный в 1993 году и до сих пор не потерявший актуальности.

    Байкальский регион

    Атлас иркутского академического Института географии: “Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона”.

    Все карты

    Около 600 карт области: физических, общественно-политических, геологических, исторических, климатических и многих других.

    Stay

  • О проекте

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Stay

  • Машина времени

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — русский теоретик анархизма, географ, историк, литератор.

Родился 27 ноября (9 декабря) 1842 в Москве. Князь, происходит из древнего рода Рюриковичей, отец — генерал-майор. Среднее образование получил в 1-й Московской гимназии, окончил с отличием Пажеский корпус (1862), был произведён в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, в Амурском казачьем войске, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири, в Маньчжурии, где занимается геологическими исследованиями; трудится в комиссиях — по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки, а также над составлением проекта городского самоуправления, но постепенно закоренелая система бюрократии на местах похоронила идею реформистского преобразования, что глубоко задело П. А. Кропоткина. В 1867 он уходит в отставку и поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1868 был избран членом Русского географического общества.

В 1872 Кропоткин встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Интернационала (реальным лидером которой был Михаил Бакунин). По возвращению в Россию активно занимается пропагандой, является одним из инициаторов «хождения в народ», состоит в кружке «чайковцы». В 1874 был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В Петропавловской крепости по личному распоряжению Александра II П. А. Кропоткину были предоставлены бумага и перо для написания работы «Исследования о ледниковом периоде», в которых позже он обосновал ледниковую теорию — одну из важнейших в науках о Земле. В 1876 бежал, покинул Россию и прожил в эмиграции более 40 лет. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. Во Франции осуждён на пять лет за проповедь анархизма. Три года провёл во французской тюрьме, но был амнистирован и уехал в Англию. Здесь он пишет большое количество работ, посвящённых теории анархизма и другим проблемам.

Файл:Kropotkin.jpg
Пётр Алексеевич Кропоткин

Вернулся в Россию в июне 1917, ответив отказом на предложение Керенского стать министром, заявив, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». П. А. Кропоткин был разочарован Февральской революцией, тягостное впечатление произвела и встреча с анархистами, грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу — принцип вседозволенности. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с Лениным. После Октябрьской Революции, которую он встретил в целом положительно (он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов), Кропоткин переезжает в подмосковный Дмитров, где несмотря на трудные условия жизни продолжает работу над новой книгой. Развитие ситуации, красный террор и диктатура партии большевиков заставляет его более критически отнестись к революции.

В своих философских воззрениях Кропоткин был последователем Огюста Конта и Герберта Спенсера. Критически относился к «метафизической» традиции. Упрекал в «схоластике» представителей немецкого классического идеализма, в первую очередь Гегеля. На смену «отвлечённому философствованию», считал Кропоткин, должен прийти «истинно научный метод». Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.

Умер Кропоткин в Дмитрове под Москвой 8 февраля 1921 года.

П. А. Кропоткин об анархизме и государстве

По мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом революции он видит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья».

Будучи пытливым учёным, талантливым историком, высокообразованным человеком П. А. Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу, и аргументировано показать его необходимость, для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.

Им была исследована взаимопомощь среди племен бушменов, готтентотов, эскимосов, выявляя её роль в создании таких форм человеческого общежития, как род и община; в период средневековья — цехи, гильдии, вольные города; в новое время — страховые общества, кооперативы, объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества).

«В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории (Государство и его роль в истории. Кропоткин П. А. Изд.1921.)»

По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себе не только существование власти над определенной частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населениями, так и отдельными членами общества.

П. А. Кропоткин смотрит на историю, как на две параллельные «враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская, традиция власти и традиция свободы, — и когда возникает вопрос о выборе, — мы пристаём к тому течению, которое ещё в XII веке привело людей к организации, основанной на свободном соглашении, на свободном почине личности, на вольной федерации тех, кто нуждается в ней. Пусть другие стараются удержаться за традиции канонического императорского Рима»! В обосновании этого он отмечает, что в XII—XVI веках Европа была покрыта множеством богатых городов, их ремесленники, учёные, зодчие производили чудеса искусства, открывали многое в различных областях знаний, их университеты закладывали основу науки, караваны, пересекая океаны, не только пополняли казну, но и возлагали новые знания на алтарь географии. Современное же искусство, по мнению П. А. Кропоткина, превосходит средневековое только в скорости, в динамике своего развития, а отнюдь не в качестве, и с этим нельзя не согласиться. Самый простой пример строительство, раньше строили на века, а теперь — технологии, материалы, а рушится спустя годы, так вот всё небезопасно и недолговечно.

Характерной чертой всех работ П. А. Кропоткина является придание единичной человеческой личности особого значения. Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, государство придёт к процветанию.

Народные массы всегда склонные к взаимопомощи, в рамках одной формации постоянно создаются, воспроизводятся и поддерживаются горизонтальные связи и соответствующие учреждения, основанные на координации и на согласовании интересов: род, обычное право, средневековый город, гильдию. История не представляет собой непрерывной линии развития, скорее неизбежную цикличность. Египет, Азия, берега Средиземноморья, Центральная Европа — поочередно пребывали ареной исторического развития, и каждый раз по одному и тому же сценарию. Всё начиналось с первобытного племени, затем перерастало в стадию сельской общины, далее следовал период вольных городов, а затем государство, во время которого развитие продолжалось недолго, а потом и вовсе замирало…

Например, Древняя Греция: первобытно-племенной период, медленная смена на общинный строй, период республиканских городов, сопровождавшийся расцветом, но «с Востока повеяло дыханием восточных деспотических традиций» и войны поспособствовали построению Великой Македонской империи Александра. «Водворилось государство, которое начало выжимать жизненные соки цивилизации пока не настала смерть» — писал П. А. Кропоткин, — и таких примеров бесчисленное множество, Египет, Ассирия, Персия, Палестина и т. д.

Обосновывая тенденции народных масс, П. А. Кропоткин говорит о крестьянах, сельской общине, где имеется тысяча общих интересов: хозяйственные, соседские; объединение с целью совместного орошения, осушения болот, пахотных работ и т. д. И соответственно, данные проблемы проще решать сообща. Аналогичная ситуация с гильдиями купцов, цехами ремесленников. Анархическая теория П. А. Кропоткина очень интересно критикует капитализм и поведение государства в таком состоянии экономики. Традиционно считают, что государство есть утверждение идеи высшей справедливости в обществе и, что капитализм привносит теорию невмешательства («laisser faire, laissez passer») — пусть делают, что хотят. Но в той же революционной Франции правительство позволяет нажиться за счет рабочих, попросту не вмешиваясь. Якобинский конвент: за стачку, за образование государства в государстве — смерть!

Из ситуации возникает неизбежная дилемма, как пишет П. А. Кропоткин: «Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно не было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».

Научная деятельность Кропоткина

Петр Кропоткин сделал выдающийся вклад в геологические и географические науки. Его деятельность началась с научных экспедиций в Сибири, позже он был секретарем Российского Географического общества.

Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений, и ввел термин вечная мерзлота. Доклад о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи он сделал 21 марта 1874 года, а на следующий день был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в Петропавловскую крепость. В тюрьме ему было позволено читать и работать, и там он подготовил еще несколько трудов.

Сочинения

Социально-политические

  • «Речи бунтовщика» 1885
  • «В русских и французских тюрьмах» 1887
  • «Хлеб и воля» 1892
  • «Поля, фабрики и мастерские» 1899
  • «Современная наука и анархизм» 1901
  • «Записки революционера» 1902
  • «Взаимная помощь как фактор эволюции» 1902
  • «Идеалы и действительность в русской литературе» 1905
  • «Великая французская революция 1789—1793» 1909
  • «Государство и его роль в истории» 1921
  • «Анархизм: его философия и идеал» (Перевод с французского Уральский комитет партии социалистов-революционеров; рукопись Общественно-политическая библиотека г. Москва)
  • «Этика» 1921(незаконченное)

Естественнонаучные

  • Общий очерк орографии Восточной Сибири, «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875
  • Доклад комиссии по снаряжению в северные моря, 1871 (в соавторстве)
  • Исследования о ледниковом периоде (т. 1, 1876; т. 2 не изд.)
  • The Desiccation of Eur. -Asia, «Geographical Journal», 1904, v. 23, № 6
  • Статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9-11 изд., 1875—1911)

Ссылки

  • Cтанция метро “Кропоткинская” Московского Метрополитена
  • Полная биография Кропоткина на портале «Люди»
  • Страница 1

    – энциклопедическая статья

  • Разное – на страницах

    : 2 , 3 , 4 , 5

  • Прошу вносить вашу информацию в «Пётр Кропоткин 1», чтобы сохранить ее

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий