Гордость большой страны.Великий советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.

10:00 10.11.2013 (обновлено: 16:57 01.03.2020) image © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ.

image © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 (“Особое техническое бюро НКВД СССР”), впоследствии получившим название “Туполевская шарага”. Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик “103” (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

© РИА Новости / Давид Шоломович Перейти в фотобанк

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода “Челюскин” на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции “Северный полюс” во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании “Аэрофлот”, эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Награжден восемью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, “Знак Почёта”, медалями, а также иностранными орденами. Почетный гражданин Парижа (Франция), Нью-Йорка (США) и города Жуковский Московской области.

© РИА Новости / Морсков Перейти в фотобанк

23 декабря 1972 года Андрей Туполев скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Туполев был женат на Юлии Николаевне Туполевой (1894-1962). В семье было двое детей. Сын — Алексей Туполев, профессор, генеральный конструктор ОКБ “Туполев” (1973-2001). Дочь — Юлия Туполева, врач

Имя Андрея Туполева носят продолжатель традиций ОКБ А. Н. Туполева — ОАО “Туполев”, входящее в ОАО “Объединенную авиастроительную корпорацию”, Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография

Андрей Туполев — конструктор, разработавший свыше сотни типов самолетов. Достижения ученого в развитии авиастроения и вклад в науку эквивалентны заслугам Сергея Королева в ракетостроении. Человек-эпоха Туполев воспитал плеяду учеников, продолживших дело его жизни.

Детство и юность

Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.

Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.

Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении родители не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, в которую предлагалось поехать ученикам. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил финансирование поездки гимназиста Туполева из фондов Общества любителей естествознания.

В техническом училище, которое носит сейчас имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.

В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет.

Личная жизнь

Успешной работе конструктора способствовали надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Андрей Николаевич впоследствии назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.

Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.

Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений. В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.

Андрей Туполев и жена Юлия / ТАСС

Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с которым внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.

Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в КБ отца в качестве конструктора и разработал хвостовую деревянную законцовку фюзеляжа для Ту-2, а в последние годы существования Советского Союза руководил кафедрой аэродинамики летательных аппаратов в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов – Туполев – Тихонов» на выборах в Государственную думу.

Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас возглавляет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев». Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.

Авиаконструирование

Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево и тяжелое железо.

Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный Полюс – Соединенные Штаты Америки.

Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить заранее разрекламированный перелет Москва – Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»).

В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.

Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговорили к 15 годам тюремного заключения, но вскоре условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.

Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки. После войны Андрей Николаевич и его КБ создали стратегический бомбардировщик Ту-4.

Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Смерть

Еще в начале 20-х годов XX века Андрею Николаевичу из-за туберкулезной пневмонии удалили одно легкое. Врачи сказали пациенту, что с оставшимся прожить можно долго, если избегать перегрузок. Аресты и изнурительный труд привели к рецидиву заболевания.

Туполев скончался во сне в ночь с 22 на 23 декабря 1972 года. В последний вечер своей жизни авиаконструктор шутил и строил планы на летний отдых в Крыму. Могила Андрея Николаевича находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Память

  • В 1979 году режиссер Даниил Храбровицкий снял фильм «Крылья» о биографиях Туполева и иммигрировавшего в США Игоря Сикорского. Роль Андрея Николаевича исполнил Владислав Стржельчик, а образ Игоря Ивановича создал Юрий Яковлев.
  • Имя Туполева носит государственный технический университет в Казани.
  • С 2018 года имя ученого присвоено московскому аэропорту «Внуково».
  • Туполевские улицы и улицы Туполева есть в обеих российских столицах, Праге и Улан-Удэ, Киеве и Амстердаме.
  • В 2016 году в серии «Великие умы России» вышла книга Адели Нурмухаметовой «Андрей Туполев».
  • 6 июня 2020 года на телеканале «Звезда», уже выпускавшем о Туполеве передачу в цикле «Последний день», состоялась премьера документального фильма «Крылатый металл».

Награды

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972)
  • Восемь орденов Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • Два Ордена Трудового Красного Знамени
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
  • Ленинская премия
  • Государственная премия СССР
  • Золотая авиационная медаль ФАИ
  • Премия имени Леонардо да Винчи

Интересные факты

  • Андрей Николаевич был почетным гражданином подмосковного города Жуковского, Парижа и Нью-Йорка.
  • Дочь авиаконструктора прожила 91 год, а зять — 92.
  • В личном автопарке Туполева побывал «фюрерваген». Трофейную машину Йозефа Геббельса ему подарил маршал Константин Рокоссовский.
  • Подмосковная дача ученого соседствовала с дачей Сергея Михалкова, а в Крыму в распоряжение авиаконструктора советское правительство отдало участок, очертаниями напоминавший маленький замок, который до революции принадлежал дочери Саввы Морозова.
  • Туполев ухитрился прожить жизнь, руководить конструкторским бюро и избираться депутатом Верховного Совета СССР, так и не вступив в Коммунистическую партию.

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972).

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в усадьбе Пустомазово (ныне не существует) Корчевского уезда Суворовской волости Тверской губернии в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян, по отцу из разночинцев. В 1906 году окончил Тверскую гимназию.

В 1908 году поступил в Императорское техническое училище (позднее Московское высшее техническое училище), в 1918 году окончил его с отличием. Длительный срок обучения связан с тем, что за участие в студенческих волнениях по распоряжению полиции Туполев был исключён в 1911 году из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции. В период учёбы с 1909 года — член воздухоплавательного кружка профессора Н.Е.Жуковского, один из его любимых учеников. Участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил первый полёт (1910 год). В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

После Октябрьской революции вместе с Н.Е.Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ, инициатор и один из организаторов производства первого советского авиационного сплава — кольчугалюминия. С этого года начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. С 1922 года — Главный конструктор этого конструкторского бюро. В 1922-1936 годах являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов.

В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1, в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2, в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт-разведчик АНТ-3, строившийся серийно (свыше 100 экземпляров) и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. Впервые в мировой практике Туполев научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой строительной высоты, с двигателями, расположенными в его носке. Он же создал такой самолёт, не имевший аналогов в мире АНТ-4 в 1925 году, построено свыше 200 самолетов, выпускался как бомбардировщик ТБ-1.

Герой Труда РСФСР (1926 г.).

Как руководитель конструкторского бюро Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин, создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин. Член-корреспондент АН СССР (1933 г.).

С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как АНТ-4 «Страна Советов», АНТ-14 «Правда», АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-37бис «Родина».

В 1936 году, по предложению народного комиссара тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).

21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А.Н.Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В.М.Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.

28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 годи лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А.Н.Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, сумел восстановить конструкторское бюро.

Основной задачей в годы войны стало доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Было построено свыше 2500 экземпляров этого самолета. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7 (Пе-8), МТБ-2, Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5.

В 1943 году Туполев вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н.Туполева. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944 г.).

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны» в группе руководителей оборонной промышленности и конструкторов вооружения Туполеву Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947 г.), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947 г.), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956 г.), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953 г.), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959 г.) и многие другие. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (8.08.1947 г.).

В 1956 году А.Н.Туполев назначается Генеральный конструктором авиационной промышленности СССР. Академик АН СССР с 1953 год.

В 1956-1957 годах в КБ Туполева было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных летательных аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», ЗУР «131», беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб». Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).

С 1955 велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков «120».

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Туполев Андрей Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 48/II).

Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение, хотя первые шаги в этом направлении Туполев делал ещё в начале 1930-х годов. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 году был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957 г.), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957 г.), Ту-124 (1960 г.), Ту-134 (1967 г.), Ту-154 (1970 г.), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А.Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка крупнейшей авиационной компании мира «Аэрофлот», эксплуатировались в десятках стран.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Создатель выдающейся школы отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1972 года Туполев Андрей Николаевич награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью «Серп и Молот» (№ 12/III).

Жил в городе-герое Москве. Умер 23 декабря 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (25.10.1967 г.). Награждён 8 орденами Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., январь 1949 г., декабрь 1949 г., 1953 г., 9.11.1958 г., 1968 г.), орденами Октябрьской Революции (1971 г.), Суворова 2-й степени (19.08.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945 г.), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1927 г., 22.12.1933 г.), орденами Красной Звезды (18.08.1933 г.), «Знак Почёта» (1936 г.), медалями, иностранной наградой — орденом Георгия Димитрова (1964 г., Болгария).

Почётный гражданин Парижа (1964 г.) и Нью-Йорка, а также города Жуковский Московской области (1968 г.).

Лауреат Ленинской премии (1957 г.), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г.) и Государственной премии СССР (1972 г.).

Член ЦИК СССР с 1929 года. Депутат Верховного Совета СССР с 1950 года.

Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.). Ему присуждены премии Н.Е.Жуковского АН СССР (1958 г.), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.), премия имени Леонардо да Винчи (1971 г.), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Кимры Тверской области. Именем А.Н.Туполева названа набережная в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, Киеве, Ульяновске, Кимрах и Жуковском. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А.Н.Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски.

Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве (является продолжателем традиций легендарного ОКБ А.Н.Туполева), Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря.

Награды:

Гимназист Андрей Туполев. Тверь, 1907 г.

Студент МИТУ А.Н.Туполев.

Конструктор А.Н.Туполев (в центре) у своего первого самолета АНТ-1.

А.Н.Туполев около Ту-2.

А.Н.Туполев у Ту-114.

А.Н.Туполев у Ту-144.

А.Н.Туполев у Ту-144.

Алексей Андреевич и Андрей Николаевич Туполевы. 1969 г.

.

.

Наш проект рассказывает об известных учёных, оставивших значительный след в истории науки в различных областях: физике, химии, медицине, компьютерном программировании и других.

Сегодня мы знакомим вас с советским ученым и авиаконструктором

Андреем Николаевичем Туполевым.

  • под руководством А.Н. Туполева созданы проекты более ста типов самолетов;
  • на машинах конструктора было установлено около восьмидесяти значимых рекордов, сделано три десятка нестандартных перелетов;
  • автор множества новых инженерных проектов, таких как аэродинамические трубы и гидроканалы;
  • почетный член престижных авиационных обществ Великобритании и США;
  • награжден восемью орденами Ленина.

Жизнь, образование, деятельность

Андрей Туполев очень любил путешествовать. В составе официальных делегаций и в деловых командировках авиаконструктор посетил множество стран мира, в каждой из которых старался изучать не только науку и технику, но также и природу, людей и их обычаи. В свободное время, на отдыхе он предпочитал охотиться, рыбачить, играть в волейбол. Особенную радость ему доставляла возможность отправиться с семьей и ближайшими друзьями на природу, посидеть у костра, сварить уху. Регулярно читал художественные произведения: в домашней библиотеке ученого, кроме большого количества технических изданий и журналов, хранились книги известных поэтов и писателей. Туполев помнил много стихотворений и цитировал их от случая к случаю. Речь его отличало обилие кратких и емких фраз, многие из которых в будущем стали афоризмами.

Андрей Николаевич Туполев на протяжении всей своей жизни активно развивал авиационную науку, работал над расширением её экспериментальной базы.

Благодаря Туполеву было спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из которых впоследствии были поставлены на серийное производство. Самолёты авиаконструктора и сейчас эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран мира.

Награды и заслуги Андрея Николаевича Туполева:
  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945; 1957; 1972);
  • Восемь орденов Ленина (1933; 1945; 1946; 1949; 1949; 1953; 1958; 1968);
  • орден Октябрьской Революции (1971);
  • орден Суворова II степени (1944);
  • орден Отечественной войны I степени (1945);
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1926; 1933);
  • орден Красной Звезды (1933);
  • орден «Знак Почёта» (1936);
  • медаль «За боевые заслуги» (1954);
  • орден «Георгий Димитров» (1964);
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947);
  • Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104;
  • Сталинская премия первой степени (1943) – за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2);
  • Сталинская премия первой степени (1948) – за создание новых боевых самолётов;
  • Сталинская премия первой степени (1949) – за создание самолёта (Ту-4) и внедрение этого самолёта в серийное производство;
  • Сталинская премия первой степени (1952) – за работу в области самолётостроения;
  • Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций;
  • премия имени Н.Е. Жуковского (1958);
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958);
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия);
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971);
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971);
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
В честь Андрея Николаевича Туполева

В Казани установлен памятник авиаконструктору, в городе Кимры – бюст, а в месте рождения, где находилось родное село Туполева Пустомазово, – монумент.

Памятный знак и мемориальная доска А. Н. Туполеву в честь его 120-летия на п-те Туполева в Ульяновске.

Имя А.Н. Туполева носят:

– улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, Амстердаме;

– Казанский авиационный институт;

– Московский машиностроительный завод «Опыт»;

– Московский аэропорт «Внуково».

В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А.Н. Туполеву и И.И. Сикорскому – «Поэма о крыльях».

10.11.2018 10:43 Примерное время чтения: 13 минут 1873 image Туполев в кабине Ту-104. КНИТУ-КАИ image
Андрей Туполев Фото: КНИТУ-КАИ

Дворянские корни

Андрей Николаевич родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Он был шестым ребенком в дворянской семье. Свое происхождение Туполев скрывал на протяжении многих лет.

Чтобы дать детям достойное образование, семья перебралась из села в Тверь, где Туполев поступил в местную гимназию. Уже во время обучения он проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике. О своем учителе физики Андрей Николаевич писал: «Не ограничиваясь гимназическим курсом, он организовал астрономический кружок, водил нас на экскурсии на железную дорогу, текстильные фабрики, ставил замысловатые и увлекательные опыты по механике, оптике и электричеству».

На уроках труда гимназист Андрей Туполев открыл в себе талант конструктора: начал мастерить деревянные игрушки и модели кораблей. В 13 лет он продает все свои поделки и отправился в путешествие через Нижний Новгород, Астрахань, Тифлис, Ростов и Москву.

Воздухоплаватель

В 1908 году после окончания гимназии Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где увлекается аэродинамикой. Спустя год в институте открылся воздухоплавательный кружок, возглавляемый инженером Николаем Жуковским. Неудивительно, что Туполев стал там самым частым посетителем. В 1910 году участники кружка создали «весовой планёр», испытателем которым стал Туполев. На своем первом воздухоплавательном аппарате будущий инженер благополучно перелетел через реку Яузу. Посмотреть на испытания собралось много людей, в  том числе и полиция. Однако «шоу» продлилось недолго: после полета третьего пилота планет задел землю крылом и сломался.

image
Полет на планере. Фото: КНИТУ-КАИ

Следующим летательным аппаратом, собранным студентами, и первым самостоятельно собранным самолетом в жизни Андрея Николаевича, стал самолет «Блерио-II», собранный по чертежам самого Луи Блерио, буквально только что перелетевшего через пролив Ла-Манш. Уже тогда Жуковский пророчил Туполеву большое будущее в авиастроении.

Мало кто знает, но Туполев хотел быть полезным не только в профессиональной деятельности, но и в общественной. Потому вместе с приятелями он пошел учиться в госпиталь при МВТУ и получил звание «сестры милосердия» (тогда существовало только такое звание), на его попечительстве было около 130 больных. В том же госпитале он познакомился со своей будущей женой Юлией Николаевной.

Вопреки обстоятельствам

Несмотря на то, что в студенческие годы Туполев полностью отдавался учебе, в 1911 году, на третьем курсе института, его арестовали за якобы участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы.

image Статья по теме «Не было случая, чтобы он ошибся». Внук Туполева – о знаменитом деде О причинах ареста Андрей Николаевич расскажет позже в своих воспоминаниях: «Услуга, которую я мог оказать товарищам, показалась мне настолько пустяшной, что я согласился. Меня попросили разрешить использовать свой адрес для переписки с другими студенческими организациями».

Несмотря на ходатайства со стороны директора училища и Николая Жуковского Андрея Николаевича выслали в административном порядке из Москвы в Пустомазово под негласный надзор полиции. Через три года после снятия ареста Туполеву удалось восстановиться в университете благодаря содействию Жуковского. С 1916 по 1918 года Андрей Николаевич учасвовал в работе первого в России авиационного расчетного бюро, конструирует первые аэродинамические трубы на базе училища под руководством Жуковского. В 1918 году он с отличием окончил МВТУ по специальности «инженер-механи»к.

«Каждый день может стать последним»

После окончания института в 1918 году Туполев с группой студентов под руководством Жуковского разработали положение о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Предложение было одобрено новым правительством: «Такое великое событие как зарождение ЦАГИ мы отметили простоквашей с мёдом в ближайшем кафе, потому что там ничего другого и не было», – вспоминает Андрей Николаевич.

В ЦАГИ Туполев занимал должности заместителя председателя комиссии института, а также возглавил авиационный отдел. Вскоре после этого у Андрея Николаевича обнаружили туберкулез, и он лег на лечение в санаторий «Высокие горы», находящийся в центре Москвы. По воспоминаниям ближайшего соратника Туполева Георгия Озерова, несмотря на болезнь, «годы не испортили, а скорее наоборот, изменили к лучшему его внешний облик, придав ему выражение спокойной силы и ума и те неуловимые черты, которыми природа отмечает действительно крупных людей». После болезни Туполев стал жить под девизом: «Каждый день может стать последним, поэтому сегодня нужно сделать максимум возможного!»

image В поисках «пешки». Как в Казани восстанавливают легендарный бомбардировщик

Первые шаги

После смерти Николая Жуковского Туполев возглавил ЦАГИ и поставил себе цель создать в стране авиационную промышленность. Именно он настаивал на том, что дерево как материал для самолета не годится. Он видел будущее авиации, особенно тяжелой, за металлом. В 1921 году он создал свою первую машину: легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, испытания которого прошли успешно, доказав комиссии, что самолеты из металла строить можно и нужно. В 1924-м, используя опыт строительства аэросаней, команда Туполева создала первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 из легкого металла – кольчугоалюминия. Туполев лично руководил плавками на Кольчугинском заводе, пока производственники не освоили новый материал.

image
АНТ-2. Фото: КНИТУ-КАИ

Затем команда из 13 конструкторов, возглавляемая Туполевым, выпустила первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик Михаил Громов с бортмехаником Евгением Радзевичем в течение трех дней облетели столицы европейских стран. Это был один из первых успешных проектов советской авиации!

Наконец, первой «звездой» Туполева, не имеющей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 году.  Именно этот самолет преодолел СССР с запада на восток, пересек Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

Знаменательным для советской авиапромышленности выдался и 1934 год, когда в небо поднялся самый большой в мире самолет с уникальным оборудованием для агитационно-массовой работы «Максим Горький»: при восьми членах экипажа он брал на борт 72 человека. Более того, это был первый советский самолет с автопилотом.

image
Американский астронавт Армстронг и Туполев. Фото: КНИТУ-КАИ

С 1925 по 1937 года на базе ЦАГИ под руководством Туполева были созданы самолеты различных назначений: от бомбардировщиков и истребителей до пассажирских лайнеров. За эти годы о советской авиации узнал весь мир: команда авиаконструкторов выезжала в страны Европы и Америку. Туполев организовал перестройку старых авиационных заводов в стране и возведение новых, в том числе Казанского авиационного завода. Ему все-таки удалось поставить на конвейер авиационное производство СССР. 

image
Фото: КНИТУ-КАИ

В «шарашке»

Однако в СССР вместо «спасибо» решили отправить Андрея Николаевича в места не столь отдаленные. «21 октября 1937 года Андрей Николаевич Туполев вышел из своего кабинета в сопровождении двух мужчин в штатском в сапогах и с пачками перевязанных бечевкой бумаг. Он грустно улыбнулся мне и исчез из обычной жизни ровно на три года и девять месяцев», – вспоминает секретарь авиаинженера Наталья Архангельская.

Действительно, Туполев проходил по 58-й статье УК СССР: подрывная и шпионская деятельность. Но насколько это была правда? Михаил Громов вспоминал впоследствии: «Аресты происходили, потому что авиаконструкторы писали друг на друга доносы, каждый восхвалял свой самолет и топил самолет конкурента». Почти год отсидев в Бутырской тюрьме, убеждая Сталина и Берию в  судебной ошибке, Туполев добился своего и его перевели в «шарашку» ЦКБ-29 НКВД, где он с другим учеными-авиатехниками проектировал перспективные самолеты.

Кстати Весь мир узнал имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Особенно его первый реактивный пассажирский лайнер Ту-114, созданный на базе Ту-16. Двухпалубный аэробус совершал рейсы из Москвы в Хабаровск, Токио, Нью-Йорк и Гавану, установил 32 мировых рекорда. Далее были Ту-124, Ту-134, Ту-154. Последним проектом Андрея Николаевича Туполева стал сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Условия в «шарашке» отличались от тюремных. Вот что вспоминал об этом Леонид Кербер: «Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали. Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб. После лагерей такое питание напоминало лукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округляться».

В шарашке Туполеву поручили заниматься «проектом 103»: созданием пикирующего бомбардировщика – знаменитого Ту-2. Здесь, в лагерных условиях, под его руководством в очередной раз создавалась история советского авиастроения. Итогом работы конструкторов в «шарашке» НКВД стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые составили основу военной авиации в годы Великой Отечественной. За проделанную работу Туполева и 20 его ближайших соратников по приказу Сталина освободили досрочно в 1941 году. За годы войны с конвейера выпустили около 800 Ту-2, 750 из которых попали на фронт. Кроме того, в воздушных схватках участвовали девять типов самолетов, спроектированных Туполевым (5 000 машин).

Памяти конструктора. Над чем работал Королёв в Казани?

Туполев в Казани

Андрей Николаевич не раз посещал Казань с «рабочими» визитами, – рассказывает завмузеем КАИ в 1982-2016 годах Валентина Коняхина. Впервые в столицу ТАССР он прибыл в 1936 году в качестве главного инженера и первого заместителя начальника Глававиапрома, чтобы поинтересоваться ходом строительства новых авиационных заводов на территории СССР.

Второй раз Туполев посетил Казань зимой 1942 года. Тогда он  участвовал в похоронах своего соратника Владимира Петлякова, разбившегося на своем самолете. На траурном митинге он предложил присвоить их совместному проекту, бомбардировщику АНТ-42 имя Петлякова (Пе-8).

Статья по теме Лучшие казанские самолеты Следующий визит Андрея Николаевича в Казань был связан с созданием самолета Ту-4 и затянулся на несколько месяцев. Работа над Ту-4 имела две важные особенности: правительство требовало как можно скорее запустить в производство новую модель самолета и разрешило выпуск партии в 29 единиц без учета традиционной опытной машины. Тогда Туполев предложил строить опытный образец из дерева по рабочим чертежам, передаваемым на Казанский завод.

По мере сборки деревянного самолета, каждый выявленный дефект фиксировался в рабочих чертежах, о чем немедленно сообщали на завод-изготовитель. Через полтора месяца деревянный Ту-4 был готов. На первом Ту-4, выпущенным Казанским заводом, Туполев вместе с летчиком-испытателем улетел в Москву.

Статья по теме От почтальонов до разведчиков. Что строят и проектируют авиастроители РТ

В 50-60-е годы Андрей Николаевич приезжал в Казань в сопровождении дочери-терапевта Юлии. Вот, что она вспоминает: «Несколько раз мне приходилось бывать в Казани, но город видела только с воздуха, потому что прилетали на личном самолете прямо на аэродром завода, отец решал вопросы с руководством и ИТР предприятия, и мы улетали обратно. Летом иногда заводчане вывозили нас на Волгу. Вот и вся программа пребывания». 23 декабря 1972 года Андрея Николаевича не стало. Решением Совета Министров СССР от 8 мая 1973 года его имя присвоили Казанскому авиационному институту (сейчас Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, или КНИТУ-КАИ).

О том, какие мероприятия пройдут в Казани в день рождения Туполева, читайте здесь.

В поисках «пешки». Как в Казани восстанавливают легендарный бомбардировщик «Некрасивые самолеты не летают». Внук Туполева о великом авиаконструкторе Расправим крылья? Экс-ректор КАИ о «Белом лебеде» и авиастроении Угнал самолет из немецкого плена. Подвиг летчика, который забыли на 12 лет Прерванный полёт «крепости». Как создавали тяжелый бомбардировщик Пе-8

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий